Оптимизация процесса переподготовки военных специалистов ракетных войск и артиллерии на новые образцы вооружения с учетом проведения специальной военной операции
В.П. АНДРИЙЧУК, доктор военных наук
В.А. ПОПОВ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассмотрено одно из направлений интенсификации образовательного процесса при переподготовке военных специалистов ракетных войск и артиллерии на новые образцы вооружения. Отмечено, что решающее влияние на качество обучения оказывает выбор оптимального решения по его организации.
The paper looks at one of the lines in intensifying the teaching process when retraining missile forces and artillery military specialists to use new weapon items. It points out that the thing instrumental in education standards is the choice of optimum decisions to organize the latter.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Переподготовка, освоение, оптимизация, организация, тренажер, информационно-коммуникационные технологии, военный специалист, новый образец вооружения, специальная военная операция.
Retraining, mastering, optimization, organization, simulator, information-communication technologies, military specialist, new armament item, special military operation.
В НАСТОЯЩЕЕ время наиболее значимым военно-политическим событием для России и всего мирового сообщества является специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины. В связи с достаточно продолжительным периодом ее проведения (более шести месяцев) появилась возможность оценить эффективность применения в условиях реальных боевых действий различных видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации, выявить их сильные и слабые стороны, провести анализ допущенных ошибок и осуществить научный поиск инструментов, позволяющих нивелировать их последствия.
Важно отметить, что уже сегодня специальной военной операции яв-одним из самых главных выводов при ляется признание военными анали-изучении особенностей проведения тиками решающей роли на поле боя
применяемого вооружения ракетных войск и артиллерии (РВиА). От того, насколько умело, точно и быстро ракетчики и артиллеристы эксплуатируют и применяют боевую технику при выполнении поставленных задач, во многом зависит исход сражений. Но, как показывает специальная военная операция, уровень подготовленности военных специалистов РВиА в вопросах практической эксплуатации нового вооружения, военной и специальной техники не всегда в полной мере соответствует предъявляемым требованиям по своевременному вводу техники в бой, эффективному взаимодействию с беспилотным авиационным компонентом и использованию возможностей спутниковой группировки (ГЛОНАСС).
Поступление на вооружение в соединения и части РВиА современных наукоемких систем вооружения требует рассмотрения и внесения своевременных корректив в действующие документы по организации непрерывной профессиональной подготовки военных специалистов РВиА. Описанные процессы обостряют проблему профессиональной переподготовки военных специалистов, заключающуюся в отставании качества обучения от требований пра-
вил эксплуатации новых образцов вооружения в бою, что в дальнейшем может снижать эффективность применения рода войск.
Среди современных образцов вооружения РВиА, принимающих активное участие в боевых действиях, следует выделить ОТРК «Искандер», реактивные системы залпового огня «Торнадо-Г» (рис. 1), «Торнадо-С» (рис. 2), самоходные артиллерийские орудия «Коалиция-СВ» (рис. 3), «МСТА-С».
Результаты анализа практики переподготовки военных специалистов в войсках и образовательных учреждениях МО РФ показывают, что повышение качества подготовки должностных лиц и формирований РВиА с использованием только «традиционных» форм и методов обучения практически себя исчерпало. Существует объективная необходимость их совершенствования на основе научно обоснованного комплексного применения современных тренажеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Следует отметить, что в составе артиллерийских частей и подразделений тренировки и контрольные занятия по освоению конкретных образцов вооружения проводятся в ос-
Рис. 1. Реактивная система залпового огня «Торнадо-Г»
Рис. 3. Самоходное артиллерийское орудие «Коалиция-СВ»
новном на технике, что делает такой процесс обучения дорогостоящим.
Обучение на тренажерах стоит значительно дешевле и составляет от 4 до 15 % расходов при использовании образцов техники. Подготовка специалистов на тренажерах обеспечивает высокую степень готовности к самостоятельной работе на реальных образцах военной техники. Опытные образцы тренажеров отличаются наглядностью, автоматизированным контролем действий
обучаемых, моментальной демонстрацией результатов.
Реалии образовательного процесса, характеризующиеся активным совершенствованием учебно-материальной базы высших военных учебных заведений, внедрением современных технических средств обучения (ТСО), требуют существенной корректировки самих подходов к организации профессиональной переподготовки военных специалистов на новые образцы вооружения.
Достижение цели повышения качества обучения напрямую зависит от интенсификации образовательного процесса. Ресурсной базой для решения этой задачи как раз и являются
современные и перспективные тренажеры (один из таких тренажеров представлен на рис. 4), а также информационно-коммуникативные технологии (включая дистанционное обучение).
Рис. 4. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки специалистов ракетной бригады (от водителя самоходной пусковой установки до командира бригады)
Тренажерные комплексы артиллерии (особенно разрабатываемые) должны обеспечивать возможность проведения занятий и тренировок по всем предметам обучения (боевая работа на образцах вооружения с соблюдением мер безопасности; работа на средствах связи; проведение тренировок по организации взаимодействия с мотострелковыми и другими подразделениями, включая и обслуживающие; выполнение мероприятий по подготовке стрельбы и управлению огнем, маскировке и инженерной разведке; устранение неисправностей техники и вооружения).
Что же касается дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с применением ин-формационно-телекоммуникацион-ных сетей, то порядок их применения в Российской Федерации определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных тех-
нологий при реализации образовательных программ».
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среда передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети); методы, зависящие от технической среды, обмена информацией.
Специалисты отмечают, что в настоящее время, особенно в образовательной практике вузов, внедрению информационно-коммуникационных технологий в целях повышения качества обучения уделяется большое внимание1—5 (прямое общение со специалистами военно-промышленного комплекса (отдельно и группами), проведение ими занятий по сложной тематике, изучение материалов ВПК).
Все это указывает на перспективы в развитии системы переподготовки военных специалистов на новые образцы вооружения и главным образом на совершенствование подходов к оптимальной ее организации.
Необходимо отметить, что помимо организации обучения система
переподготовки включает следующие элементы:
• органы военного управления Министерства обороны, определяющие цели, задачи, структуру и содержание переподготовки военных специалистов;
• органы военного управления, непосредственно осуществляющие управление переподготовкой, проведение ее мероприятий и всестороннее обеспечение;
• военнослужащие, расчеты, подразделения, воинские части, соединения и их органы управления (штабы);
• уставные, организационные, нормативные и методические документы по переподготовке и установленные ими требования, полномочия, обязанности, нормы и процедуры;
• предметы обучения с совокупностью задач, приемов, нормативов, выполнению которых обучаются военнослужащие, подразделения, части, соединения и их органы управления;
• формы и методы обучения военнослужащих, слаживания подразделений, частей, соединений и их органов управления;
• учебно-материальная база переподготовки;
• материально-техническое, финансовое и методическое обеспечение переподготовки.
В процессе организации образовательного процесса особое внимание необходимо обратить на возможности и способности:
материально-технического обеспечения — наличие, пропускная способность и удаление объектов полевой учебной материально-технической базы, а также наличие и сроки поступления на вооружение новой боевой техники и вооружения, оснащение необходимыми учебно-тренировочными средствами (тренажерами);
финансового обеспечения — достижение поставленных целей обучения, конечного результата в установленные сроки при минимально допустимом расходе выделенных ресурсов на основе просчета всех вариантов организации обучения;
методического обеспечения — постоянный поиск новых форм и методов обучения военнослужащих, комплексирование видов обучения (даже на одном занятии), совершенствование методического мастерства руководителей занятий.
Обобщенная схема непрерывной профессиональной подготовки военных специалистов в войсках, ВУНЦ и учебных центрах, отражающая уровни переподготовки на новые образцы вооружения, представлена на рисунке 5.
Организация переподготовки, с точки зрения авторов, — важнейший компонент системы образования, включающий:
• принятие решения на организацию переподготовки (с применением электронной системы поддержки принятия решений);
Реалии образовательного процесса, характеризующиеся активным совершенствованием учебно-материальной базы высших военных учебных заведений внедрением современных технических средств обучения, требуют существенной корректировки самих подходов к организации профессиональной переподготовки военных специалистов на новые образцы вооружения.
Достижение цели повышения качества обучения напрямую зависит от интенсификации образовательного процесса.
Рис. 5. Схема непрерывной профессиональной подготовки военных специалистов в войсках, ВУНЦ и учебных центрах
• планирование переподготовки (электронная научно обоснованная реализация);
• согласование разработанных документов и представление их на утверждение (в основу согласования заложена в том числе автоматизированная сверка планов);
• постановку задач и доведение необходимых планирующих документов или выписок из них до подчиненных (при постановке задач автоматически определяются промежуточные сроки контроля, планируемые уровневые (количественные и качественные) показатели обученности);
• контроль организации и хода переподготовки (электронный учет (расчет) результатов);
• оценку итогов переподготовки (электронная отчетность);
• пропаганду передового опыта обучения;
• организацию руководства переподготовкой;
• всестороннее обеспечение (разработка и оснащение войск необходимыми учебно-тренировочными средствами (тренажерами), техническими
средствами обучения и полигонным оборудованием; обеспечение методической базы переподготовки и др.).
Организация переподготовки военных специалистов на новые образцы вооружения имеет свои особенности и поэтому должна обеспечивать:
• интенсификацию процесса обучения, в том числе и в традиционных формах;
• совершенствование умений и навыков отдельного военнослужащего, в том числе офицера, в выполнении должностных обязанностей в повседневной деятельности в мирное время и боевой обстановке;
• приближение условий обстановки к обстановке реального боя (реальное тактическое и огневое противоборство двух обучаемых сторон);
• моделирование боевой обстановки для поиска и принятия решений должностным лицом, органом управления с последующей демонстрацией последствий их применения;
• комплексирование создаваемой тактической и оперативной обстановки для различных уровней управления и категорий обучаемых;
• объективный (в том числе и автоматический) контроль уровня слаженности и подготовленности (полевой выучки) подразделений, соединений (воинских частей), а также уровня подготовленности отдельного военнослужащего, должностного лица.
Перечисленные задачи имеют важнейшее значение для достижения военными специалистами РВиА высокого уровня подготовленности при освоении новых образцов вооружения. В связи с этим очевидно, что решающим фактором обеспечения эффективности процесса переподготовки является оптимизация ее организации.
Являясь словом латинского происхождения, «оптимизация» определяется как выбор наилучшего варианта решения задачи из множества возможных при данных условиях6.
Оптимизация требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, т. е. наилучшего варианта содержания методов, средств, форм обучения и воспитания (переподготовки), четкого нормирования затрат времени, усилий, создания оптимальных условий для деятельности, умелого стимулирования и регулирования действий в ходе образовательного процесса, оперативного контроля и учета учебной работы. Иначе говоря, принцип оптимальности требует, чтобы каждый элемент организации труда обучающихся и преподавателей достиг не просто несколько лучшего, чем прежде, а именно максимально возможного для данной ситуации — оптимального уровня.
Идея оптимальности обязательно требует обеспечения оптимального уровня трудности, оптимального темпа обучения, оптимального объема самостоятельной работы, в рамках которых использование современных дистанционных образовательных технологий (ДОТ) открывает новые возможности.
Подтверждением рассмотренного тезиса является анализ результатов проводимого в Михайловской военной артиллерийской академии с января 2022 года педагогического эксперимента, цель которого — оценка эффективности проведения различных видов учебных занятий со слушателями и курсантами по освоению новых образцов вооружения в системе очного обучения и системе комплексного применения современных технических средств обучения (электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных тренажеров), а также их сочетания.
Данный педагогический эксперимент показал, что существует ряд задач выбора оптимального решения по организации переподготовки специалистов на новое вооружение:
• выбор моментов перехода с одного вида занятий на другой или с одного тренажера (ДОТ) на более сложный (рис. 6);
• выбор оптимального набора и характеристик ТСО (тренажеров и ИКТ) для определения количества тренажеров (ИКТ) и степени их адекватности штатной технике, позволяющих достичь заданного уровня обученности с минимальными затратами;
• обоснование требуемого уровня подготовки.
Обобщение результатов эксперимента позволило прийти к выводу, что на величину показателей эффективности освоения обучающимися новых образцов вооружения решающее влияние оказывает выбор стратегии по применению различных системных форм обучения и видов занятий (их сочетания), а также содержание, последовательность проведения занятий, привлекаемые технические средства и т. д.
Различные планы позволяют получить различные конечные результаты, требуют различного времени на
Примечание: А, Б — варианты плана обучения; Oo, Эo, Тр — виды системных форм обучения; Рзад — заданный конечный уровень обученности; тп, т: — максимально достижимый уровень обученности при реализации различных форм обучения; Ро6(А), Ро6(Б) — уровень обученности по вариантам А и Б, соответственно, в рамках траектории обучения при разных системных формах обучения.
Рис. 6. Вариант смены системных форм обучения (переподготовки на новые образцы вооружения) в ходе занятий
обучение и вызывают необходимость в расходовании различного количества материальных и финансовых ресурсов7. Вполне логично допустить, что теоретические занятия в учебном классе могут быть наиболее дешевыми, но если требуется привить обучаемым определенные навыки, то любое число теоретических занятий, несмотря на незначительные затраты на их проведение, не позволит достичь требуемого эффекта обучения. Напротив, обучение только на штатной технике позволит быстрее достичь определенных навыков, но будет очень дорогим и все же конечный эффект может оказаться недостаточным из-за небольшого объема теоретических знаний.
Следовательно, возникает ряд задач оценки и оптимизации планов переподготовки (освоения) на новые
образцы ВВСТ, позволяющих наиболее эффективно и экономно расходовать средства на обучение личного состава, а следовательно, и на переподготовку в целом.
К числу задач оценки военно-экономических показателей планов обучения относятся:
• определение стоимости одного занятия или расходов на обучение в единицу времени;
• оценка результатов переподготовки после одного занятия, после нескольких занятий (уровень обу-ченности, количество ошибок, длительность выполнения задачи и др.).
Такого рода задачи можно и нужно решать с помощью военно-экономического анализа и использования возможностей теории вероятностей (решение основных практических задач, отрабатываемых в ходе подготовки
РВиА, во многом зависит от случайных факторов, поэтому ожидаемые результаты носят, как правило, случайный характер8), добиваясь требуемого конечного результата в отведенное время при минимуме затрат.
Кроме того, технологии дистанционного обучения позволяют решать задачи переподготовки в следующих областях:
• в системе организации взаимодействия с представителями военно-промышленного комплекса, разработчиками новых образцов ВВСТ (одиночные консультации с профессорско-преподавательским составом и занятия с группой обучаемых);
• при организации взаимодействия с войсками и учебными центрами МО РФ по вопросам результативности внедрения новых видов вооружения, их практического применения и эксплуатации военными специалистами РВиА (в пункте постоянной дислокации, на полигоне).
В заключение необходимо отметить, что для достижения цели
повышения эффективности переподготовки военных специалистов РВиА на новые образцы вооружения, наряду с разработкой научно-методических положений оптимизации системы ее организации, важное значение имеет качество взаимодействия войск и образовательных учреждений с представителями военно-промышленного комплекса (разработчиками новых образцов вооружения), а также взаимодействие с войсками и учебными центрами МО РФ по вопросам результативности внедрения новых видов вооружения. Кроме того, важно отметить: опыт проведения специальной военной операции показывает, что качественное освоение новой боевой техники невозможно без обеспечения интенсивной подготовки военнослужащих, органов управления и подразделений на учебно-тренировочных средствах, объектах боевой подготовки с учетом требуемых сжатых сроков переподготовки.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Браун Татьяна Петровна. СПб., 2007. 21 с.
2 Ермишян А.Г. Современные информационные системы и технологии: Понятие «информационная система», этапы ее развития и общая характеристика / Труды XVI Всероссийской НПК РАРАН «Актуальные проблемы защиты и безопасности». Т. 5. Вооружение и военная техника. НПО «СМ», СПб., 2013. С. 252—260.
3 Никитушкин С., Акатов И. Перспективы развития учебно-тренировочных средств // Армейский сборник. 2019. № 9. С. 73—76.
4 Гамова О.В. Обучение основам информационной безопасности на уроках
информатики в системе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2017. № 3 (60). С. 34—43.
5 Канаев В.И. Дистанционное обучение: Технологические аспекты: монография. М.: СГА, 2004. 192 с.
6 Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику. Ставрополь: СГПУ, 1995. 20 сб. С. 348.
7 Жуков Г.П., Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ и исследование операций: учебник. М.: Воениздат, 1987. 440 с.
8 Абчук В.А. Об оценке качества боевой подготовки // Военная Мысль. 1977. № 2. С. 21—26.