Научная статья на тему 'Оптимизация процесса формирования профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям выполнения служебных задач'

Оптимизация процесса формирования профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям выполнения служебных задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL READINESS / EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / COMPONENTS OF PROFESSIONAL READINESS / PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуносов М. А., Таранин М. А.

В статье актуализируется проблема совершенствования процесса профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных ситуациях. Отмечено, что результативность профессиональной деятельности зависит от сформированности компонентов профессиональной готовности. Конкретизированы компоненты профессиональной готовности к выполнению оперативно-служебных задач. Акцентировано внимание на средствах оптимизации процесса формирования профессиональной готовности. Показаны направления оптимизации процесса формирования профессиональной готовности.The article actualizes the problem of improving the process of training police officers for activities in extreme situations. It is noted that the effectiveness of professional activity depends on the formation of the components of professional readiness. The components of professional readiness of police officers to carry out operational tasks are specified. Attention is focused on psychological technology as a means of optimizing the process of formation of professional readiness. The directions of optimizing the process of formation of professional readiness are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуносов М. А., Таранин М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса формирования профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям выполнения служебных задач»

Оптимизация процесса формирования профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям выполнения служебных задач

Чуносов Михаил Александрович,

кандидат психологических наук, доцент, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России E-mail: [email protected]

Таранин Михаил Александрович,

преподаватель кафедры специальных дисциплин, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье актуализируется проблема совершенствования процесса профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных ситуациях. Отмечено, что результативность профессиональной деятельности зависит от сформированности компонентов профессиональной готовности. Конкретизированы компоненты профессиональной готовности к выполнению оперативно-служебных задач. Акцентировано внимание на средствах оптимизации процесса формирования профессиональной готовности. Показаны направления оптимизации процесса формирования профессиональной готовности.

Ключевые слова: профессиональная готовность, сотрудник органов внутренних дел, компоненты профессиональной готовности, психологическая саморегуляция, профессиональная подготовка.

о с

CJ

сэ см о см

Введение

Профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет высокие требования к его личностным качествам, профессиональной и физической подготовке. Воздействие психических и физических перегрузок требует от сотрудников обоснованных, решительных действий, готовности пойти на риск, способности управлять своим психическим состоянием, мобилизоваться и использовать собственные резервы. Многообразие различных форм и способов реализации преступных проявления граждан, требует адекватного правового реагирования со стороны органов внутренних дел, специфика которого находит отражение в юридической литературе, а также локальных нормативных актах регулирующих деятельность сотрудников полиции в различных оперативно-служебных ситуациях. Однако, системный анализ методологических и психолого-педагогических особенностей реализации программ профессиональной подготовки позволяет нам обозначить некоторые проблемы, которые, затрудняют качественное формирование психоэмоционального компонента профессиональной готовности: во-первых, очевидную неравномерность во времени предусмотренного на изучение дисциплин. Особенно наиболее ярко данная неравномерность проявляется при изучении дисциплин, которые направлены на подготовку сотрудника полиции к деятельности в рискоопасных ситуациях (экстремальные, чрезвычайные). Так, например, в учебном плане, на профессиональную подготовку выделяется приблизительно 900 часов учебного времени, при этом, на изучение дисциплин, содержание которых направленно на формирование готовности к деятельности в рискоопасных ситуациях, таких как «Тактико-специальная подготовка», «Физическая подготовка», и «Огневая подготовка», «Профессионально-психологическая подготовка», «Первая помощь» и др. определено 25,2% учебного времени, в частности: «Тактико-специальная подготовка» - 1,5%; «Физическая подготовка» - 10%; «Огневая подготовка» - 10%; «Профессионально-психологическая подготовка» - 1,5%; «Первая помощь» - 2,2%. Более того, на изучение тем, которые призваны формировать эмоционально-волевой компонент профессиональной готовности сотрудника полиции к выполнению оперативно-служебных задач (например: «Приемы психической саморегуляции сотрудника органа внутренних дел»), определено - 2 часа учебного времени, что составляет 0,2%. Также, наблюдается: формализм в реали-

зации междисциплинарных связей; углубленная специализация преподавательского состава в рамках отдельных дисциплин (преподают только «Физическую подготовку»,только «Огневую подготовку», только «Тактико-специальную подготовку», только «психологическую подготовку» и др.), что не полной мере позволяет реализовать психологический контекст подготовки сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач; наличие у многих преподавателей недостаточного опыта выполнения оперативно-служебных задач в рискоопасных ситуациях; недостаточная подготовленность преподавательского состава в плане формирования способности к поддержанию оптимального психологического состояния, посредством дополнительного изучения методов психологической саморегуляции («слоу-методы», «экспресс-методы» и психо-драйвинга (методов «запуска» поведенческих программ); недостаточная возможность в модификации существующих программ обучения, в контексте совершенствования междисциплинарного взаимодействия и др. Мы полагаем, что нивелирование данных проблем позволит оптимизировать процесс профессиональной подготовки. Таким образом наша статья рассматривает отдельные аспекты проблемы оптимизации процесса формирвоания профессиональной готовности к деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях несения службы.

Изложение основного материала статьи

В современных условиях немаловажное значение уделяется профессиональной подготовке. В процессе профессионально-служебной подготовки сотрудник полиции изучает алгоритмы выполнения оперативно-служебных задач и после обучения, сотрудник обладает достаточными внутренними ресурсами (теоретическими знаниями, сформированными умениями и навыками) для осуществления практических задач.

Высокая социальная значимость деятельности сотрудников органов внутренних дел повышает необходимость совершенствования процесса формирования профессиональной готовности, как условия качественного выполнения оперативно-служебных задач. В психолого-педагогической науке (Н. Болтенков [1], А. Линенко [2], Н. Левитов [3], Е. Ильин [4], Л. Григоренко [5] М. Дьяченко М. Кан-дыбович [6] и др.), профессиональная готовность, обобщенно, рассматривается как показатель, обеспечивающий высокие результаты в выполнении любой профессиональной деятельности. В структурном плане, профессиональная готовность содержит мотивационный, операционный и эмоционально-волевой компоненты. Мотиваци-онный компонент профессиональной готовности характеризует сформированность у сотрудника органов внутренних дел познавательных и профессиональных установок, потребностей, интересов, убеждений о необходимости, значимости и социальной ценности своей деятельности. Опе-

рационный компонент профессиональной готовности предполагает набор знаний для реализации практической деятельности. Операционный компонент и отображается в теоретической и практической готовности. Теоретическая готовность предусматривает наличие сформированных субъективно значимых знаний, которые обеспечивают сотруднику формирование не только образа результата деятельности, но и систему средств или технологий достижения поставленной цели. Практическая готовность предполагает наличие у сотрудника умений решать оперативно-служебные задачи, применяя соответствующие средства, методы, приемы. Эмоционально-волевой компонент профессиональной готовности отражает отношение сотрудника органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач, наличие способности контроля своих эмоциональных проявлений, сформированность навыков саморегуляции.

Эмоционально-волевой компонент напрямую связан с возможностями сотрудника органов внутренних дел достигать своей цели, несмотря на объективные и субъективные трудности. Содержание эмоционально-волевого компонента предполагает наличие у сотрудника: способности управлять эмоциями, настроением; умений снимать психическое напряжение; владеть способами саморегуляции психических состояний; профессиональное владение мимикой, пантомимикой и др.

В силу специфических условий деятельности, наиболее проблемным в деятельности сотрудника органов внутренних дел считается реализация эмоционально-волевого компонента. Данное обусловлено тем, что в процессе выполнения служебных задач сотрудники сталкиваются со сложными и экстремальными ситуациями, которые оказывают непосредственное влияние на психику, что в целом может препятствовать качественной реализации тех знаний и умений, которые были усвоены сотрудниками раннее. В результате, у сотрудника возникает потребность в дополнительных действиях, позволяющих «нивелировать» негативное внутреннее состояние, используя методы психологической саморегуляции психофизиологического состояния.

Основные компоненты профессиональной готовности сотрудника полиции формируются в процессе профессионально-служебной подготовки, формируя, таким образом, профессиональную готовность выполнения оперативно-служебных задач.

Следует учитывать, что при выполнении оперативно-служебных задач, сотрудник органов внутренних дел зачастую находится в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения, что усложняет реализацию раннее усвоенных алгоритмов поведения. Является очевидным, что в ситуациях повышенного психоэмоционального напряжения, важное значение приобретает сфор-мированность эмоционально-волевого компонента профессиональной готовности сотрудника полиции.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Также следует учитывать, что профессиональная готовность к деятельности является категорией динамической (непостоянной) и зависит от внутренних и внешних условий, при которых в прошлом усваивались программы поведения. Внешние условия характеризуют, запечатленные в памяти характеристики места, где осуществлялось обучение (например: обучение боевым приёмам борьбы осуществлялась в условиях спортивного зала оборудованного мягким покрытием, использование резиновых макетов холодного и огнестрельного оружия, наличие партнёров которые обязательно подстраховывают, наличие специальной спортивной униформы и др., что в целом создаёт комфортную, не экстремальную обстановку). Внутренние условия, характеризуют качественные показатели внутреннего гомеостаза (давление, пульса, газовый состав крови и др.), которые преобладали в организме человека во время формирования программ деятельности (например: при обучении боевым приёмам борьбы, обучаемые обязательные должным быть «размяты», «прогреты», они готовы к выполнению поставленной задачи). В целом, внутренние и внешние условия фиксируются в памяти сотрудника полиции, а их показатели - находятся в тесной зависимости от программы деятельности. Однако, при выполнении оперативно-служебных задач, сотрудник полиции находится в другом измененном наличном состоянии, которые может не соответствовать зафиксированному в памяти условиям т.е. возникает противоречие между качественным содержанием усвоенных раннее алгоритмов выполнения оперативно-служебных задач, и условий их формирования, с одной стороны, и наличным психофизиологическим и психоэмоциональным состоянием, которое переживает сотрудник полиции - с другой стороны. В результате, у сотрудника возникает потребность в дополнительным действиям, позволяющим «нивелировать» негативное внутренне состояние, через реализацию методов психологической саморегуляции. Проблема реализации методов психологической саморегуляции, рассматривается различными авторами (О. Бабич, В. Бодрова, Е. Дол-гополова, О. Конопкина, Е. Коноза, Л. Михайлова, В. Моросанова, Т. Панкратова, Е. Петухова, В. Пи-чугина, В. Пошехонова, Б. Смирнова Е. Царёва и др.). Нашей статье термин «психологическая саморегуляция» мы будем рассматривать в контексте реализации профессиональной деятельности сотрудниками как, обусловленную оперативной обстановкой, целенаправленную деятельность сотрудника правоохранительных органов, направленную на приведение своего внутреннего психофизиологического и психоэмоционального состояния в соответствии с условиями реализации (внутренними, внешними) усвоенных ранее, в процес-5 се профессионально-служебной подготовки и жиз-§ недеятельности, программ (моделей, алгоритмов)

выполнения оперативно-служебных задач [7]. еЗ Мы полагаем, что применять методы психолога гической саморегуляции целесообразно в контек-

сте «универсального алгоритма деятельности», в котором отраженна последовательность целенаправленных действий, направленных на: модификацию поведения; уменьшение психической напряженности; мобилизацию психики на выполнение практических задач; саморегуляцию психического состояния. Структурно, организация деятельности в соответствии с универсальным алгоритмом позволяет сформировать (модифицировать) сотруднику полиции поведение, адекватное ситуации выполнения оперативно-служебных задач. В целом структура универсального алгоритма, должна учитывать: специфику процесса формирования поведения, адекватного ситуации выполнения оперативно-служебных задач; содержать программы деятельности, направленные на выполнение оперативно-служебной задачи; в-третьих, способы саморегуляции психофизиологического состояния, обеспечивающие реализацию данных задач.

Универсальный алгоритм деятельности, целесообразно их конкретизировать в виде фабулы, программы действий, вербальных формул и приёмов саморегуляции, что в комплексе обеспечивают формирование адекватного поведения. Структурно, универсальный алгоритм представим в виде блок-схемы (рис. 1).

Оценка наличной ситуации

Оценка состояния внешней среды

Рис. 1. Универсальный алгоритм деятельности сотрудника ОВД

Под термином «фабула» (от лат. fabula - рассказ, повествование) понимается описание последовательности событий в эпическом или драматическом произведении, которое положено в основу

1

Оценка психоэмоционального состояния

сюжета [8]. В контексте выполнения сотрудника органов внутренних дел оперативно-служебной задачи, под фабулой понимается описательная характеристика возможного состояния внешней среды в её логической причинно-временной последовательности. Программа деятельности сотрудника полиции представляет собой набор инструкций, команд и др., описывающих процесс решения оперативно-служебной задачи (порядок действий), реализация которых приводит к вероятному достижению результата. Вербальные формулы (от лат. Verbalis - словесный) - речевая форма, содержащая специально подобранные слова, предложения, реализация которых позволит сотруднику полиции осуществлять эффективное общение и саморегуляцию в процессе выполнения оперативно-служебных задач.

В целом, универсальный алгоритм деятельности целесообразно реализовывать в следующей логике: описание ситуации, что позволяет конкретизировать проблему, «опознать» её наличие у себя, либо у других людей, что позволяет «понять» сущностные характеристики переживаемой проблемы; конкретизация проблемы создаст условия для теоретического объяснения применения той или иной программы деятельности (модели поведения) и практических рекомендаций по модификации моделей поведения, посредством реализации методов саморегуляции.

В контексте цели нашей статьи, исходя из указанной выше модели, опираясь на наш собственный практический опыт, можно утверждать, что в процессе профессиональной подготовки, усвоение алгоритмов деятельности, будет наиболее оптимальным, если параллельно будут усваиваться и методы саморегуляции, что особенно актуально при изучении дисциплин, в рамках которых осуществляется подготовка сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач: во-первых, в ситуациях повышенного риска («Тактико-специальная подготовка», «Физическая подготовка», «Огневая подготовка»); во-вторых, в ситуациях конфликтного общения («Профессиональные модули»); в-третьих, в ситуациях предполагающих оказание доврачебной медицинской и психологической помощи («первая помощь», «психологическая подготовка») и др.

Для реализации данной идеи, в целях оптимизации процесса формирвоания профессиональной готовности, в системе профессиональной подготовки, мы полагаем целесообразным осуществлять деятельность в следующих направлениях: во-первых, выйти с предложениями о внесении изменений в рабочие программы, расширив количество учебного времени на изучение дисциплин психологической направленности, до уровня (минимум 12 часов), что позволит на теоретическом и практическом уровнях освоить методы и способы психологической саморегуляции с целью дальнейшего внедрения усвоенных знаний при изучении дисциплин, направленных на подготовку сотрудников полиции к деятельности в рискоопас-

ных ситуациях («Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Медицинская подготовка» и др.). Во-вторых, с преподавательским составом целесообразно проводить научно-практические семинары, в ходе которых будут рассматриваться вопросы, направленные освоение методов психологической саморегуляции и овладение методологии интеграции методов психологической саморегуляции в алгоритмы выполнения оперативно-служебных задач. В-четвертых, в контексте учебных дисциплин («Правовая подготовка», «Тактико-специальная подготовка», «Физическая подготовка», «Огневая подготовка», «медицинская подготовка» и др.) разработать «банк» рискоопасных ситуаций, в которых отраженны описание (фабулы) рискоопасных ситуаций, алгоритмы выполнения оперативно-служебных задачи и способы психологической саморегуляции. Наличие «банка», позволит: во-первых, расширить возможности преподавателя в контексте подготовки к занятиям; во-вторых - позволит более качественно осуществлять мониторинг качественного содержания программ обучения, что позволит оперативно вносить изменения в методические материалы занятий; в-третьих, при создании «банка», появится возможность для осуществления междисциплинарной научно-практической дискуссии, позволяющей пополнять и насыщать информационную составляющую не только научно-обусловленными моделями, но и примерами из практической деятельности; в-четвёртых, позволяет использовать материалы, входящие в «банк». в процессе самоподготовки и др. В пятых, при разработке практических материалов дисциплин практической направленности предусматривать изучение вопросов реализации психологических технологий, в контексте психологической саморегуляции, что позволит: более отчётливо прослеживать междисциплинарные связи; мотивировать обучаемых к качественному изучению особенностей психологической саморегуляции, повышая, таким образом уровень эмоционально-волевого компонента профессиональной готовности; вносить изменения в перечень контрольных вопросов, отражающих особенности практической реализации методов психологической саморегуляции, что приведёт к активизации познавательной активности обучаемых.

Выводы

Таким образом, использование универсальных алгоритмов деятельности повысит эффективность усвоения изучаемого материала в процессе профессиональной подготовки, через создание условий для параллельного обучения сотрудников полиции, не только алгоритмам и программам деятельности, а также и способам психологической саморегуляции, что в целом позволит оптимизировать программы и повысить уровень практической направленности изучаемых дисциплин. В целом, реализация указанных направлений оптимизирует усло-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

вия формирования профессиональной готовности

сотрудника органов внутренних дел к выполнению

оперативно-служебных задач.

Литература

1. Болтенков Н.В. Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. С. 87-89.

2. Линенко А.Ф. Професмна дiяльнiсть та готов-нють до неУ // Вюн. Одес. ш-ту внутр. справ. 1998. С. 168-170.

3. Левитов Н.Д. Психологическая характеристика. М., 1969. 424 с.

4. Ильин Е.П. Искусство общения. М., 1982. 110 с.

5. Григоренко Л.В. Формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в процессе самостоятельной работы: дисс канд. пед. наук Харьков, 1991. 196 с.

6. Дьяченко М.И. Кандыбович М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Минск, БГУ 1976. 176 с.

7. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов, СПб, 2006.

8. Чуносов М.А., Царёва Е.С. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД: учебное пособие. Симферополь. 2017. 108 с.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF FORMING PROFESSIONAL READINESS OF EMPLOYEES OF BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS TO EXTREME CONDITIONS OF PERFORMANCE OF OFFICIAL TASKS

Chunosov M.A., Taranin M.A.

Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia

The article actualizes the problem of improving the process of training police officers for activities in extreme situations. It is noted that the effectiveness of professional activity depends on the formation of the components of professional readiness. The components of professional readiness of police officers to carry out operational tasks are specified. Attention is focused on psychological technology as a means of optimizing the process of formation of professional readiness. The directions of optimizing the process of formation of professional readiness are shown.

Keywords: professional readiness, employee of internal affairs bodies, components of professional readiness, psychological self-regulation, professional training.

References

1. Boltenkov N.V. Formation of teacher's readiness for professional activity // Pedagogical education and science. 2009. Pp. 8789.

2. Linenko A. F. Professiyna diyalnist TA ready to nei // Visn. Odes. in-Tu EXT. reference 1998. Pp. 168-170.

3. Levitov N.D. Psychological characteristics. M., 1969. 424 p.

4. Ilyin E.P. Art of communication. Moscow, 1982, 110 p.

5. Grigorenko L.V. Formation of readiness of students of pedagogical higher education institution to professional activity in the process of independent work: Diss kand. ped. nauk Kharkiv, 1991, 196 p.

6. Dyachenko M.I. Kandybovich M.I. Psychological problems of readiness for activity Minsk, BSU1976. 176 p.

7. Belokurova S.P. Dictionary of literary terms, St. Petersburg, 2006.

8. Chunosov M. A., Tsareva E.S. Professional and psychological training of police officers: textbook. Simferopol. 2017. 108 p.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.