Научная статья на тему 'Оптимизация профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры'

Оптимизация профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / POSTGRADUATE STUDIES IN TERMS OF EFFICIENCY / ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / POSITION OF FUTURE TEACHERS / КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ / COLLEGIALITY / АСПИРАНТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокопуд Ю.В.

В статье говорится о том, что процесс подготовки слушателей в условиях аспирантуры требует дальнейшего совершенствования. Во многих вузах ещё недостаточна материальная база для проведения аспирантами полноценных научных исследований. Не хватает учебной и учебно-методической литературы, что существенно затрудняет организацию самостоятельной работы. Кроме того, огромное значение необходимо придавать формированию профессиональной позиции аспирантов. Для этого необходимо активнее привлекать их к подготовке учебных занятий (семинаров), на занятиях организовывать дискуссии. Тем самым, подготовка будущих преподавателей высшей школы будет эффективна лишь при условии, что обучение будет осуществляться на основе коллегиальности при которой аспирант станет активным участником учебно-воспитательного процесса и будет осваивать позицию «Преподаватель» на протяжении всего процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокопуд Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TRAINING FUTURE UNIVESITY TEACHERS IN CONDITIONS OF POSTGRADUATE STUDY

The article says that the process of training in terms of postgraduate study requires further improvement. Many universities still don't have a material base for conducting research students complete research, there is not enough educational and methodical literature, which considerably complicates the organization of independent work. In addition, great importance should be given to the formation of professional positions graduate students. For this it is necessary to actively involve them in the design of training sessions (seminars) in the classroom to organize the discussion. Thus, the training of future teachers in higher education will be effective only on condition that the training is conducted on the basis of collegiality, in which a graduate student becomes an active participant of the educational process and masters a position of the teacher throughout the learning process.

Текст научной работы на тему «Оптимизация профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях аспирантуры»

Таблица 2

Культивируемые студенческим спортивным клубом СКФУ виды спортивно-рекреационной деятельности

2013 2014 2015 2016

Стритбол; Стритбол; Стритбол; Шахматы;

Настольный теннис; Настольный теннис; Настольный теннис; Студзачет АССК;

Мини-футбол. Мини-футбол; Мини-футбол; Баскетбол 3х3;

Американский футбол; Американский футбол; Паркур;

Черлидинг; Черлидинг; Воркаут;

Футбол; Флорбол; Футбол; Петанк;

Спортивно-патриотические Флорбол; Спортивно-патриотическая

акции. Спортивно-патриотические эстафета «Знамя»;

акции; Гонка «ГТО»;

Современные танцы; Велоспорт;

Лыжные гонки; Киберспорт;

Пейнтбол; Спортивный туризм.

Студзачет СКФУ

- «Богатырская сила», проводившийся в рамках ежегодного Молодёжного фестиваля культур народов Северного Кавказа «СКФО: Дом Дружбы».

- Кубок Ректора СКФУ и др.

Начиная с 2016 года в дополнение к ставшим уже ежегодным спортивно-массовым мероприятиям добавились новые формы организации физического воспитания студентов:

- Спортивно-патриотическая эстафета СКФУ;

- Танцевальные батлы по Hip-Hop;

- Школа спортивной журналистики;

- Школа спортивных арбитров;

- «Студзачет АССК России»;

- Форум ССК СКФО;

- «Бампербол-СКФУ» и т. д.

Библиографический список

Анализ деятельности Студенческого спортивного клуба СКФУ в период его становления с 2013 по 2017 годы показал положительную динамику культивируемых клубом видов спортивно-рекреационной деятельности (с пяти в 2013 г. до двадцати трех в 2017 г.) и вовлеченности молодежи в занятия физической культурой и спортом с 283 студентов (2%) до 4221 студентов (28%), от общего контингента студентов очной формы обучения.

Вовлечённость студентов в виды физкультурно-спортивной деятельности к началу 2016 года изменилась с 283 студентов до 4221.

Таким образом, в целом можно отметить, что уже на этапе становления Студенческие спортивные клубы, функционирующие на принципах студенческого самоуправления, обладают широким спектром возможностей вовлечения молодых людей в физкультурно-спортивную деятельность.

1. Смышнов К.М., Садовой В.П. Роль студенческих спортивных сообществ в популяризации физической культуры и спорта. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы VI международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.Л. Драндрова, А.И. Пьянзина. 2016; 993 - 995.

2. Смышнов К.М., Садовой В.П., Уткин К.В. К вопросу о роли студенческих спортивных клубов в развитии массового студенческого спорта. Физическая культура и спорт в вузе: современные тенденции и практики материалы Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор К.М. Смышнов. 2015: 196 - 199.

3. Садовой В.П., Смышнов К.М. Студенческий спортивный клуб в контексте развития массового студенческого спорта. ОЛИМПИЙСКАЯ ИДЕЯ СЕГОДНЯ: Сборник материалов Пятой международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию Южного федерального университета. 2015; 283 - 289.

References

1. Smyshnov K.M., Sadovoj V.P. Rol' studencheskih sportivnyh soobschestv v populyarizacii fizicheskoj kul'tury i sporta. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta: Materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej G.L. Drandrova, A.I. P'yanzina. 2016; 993 - 995.

2. Smyshnov K.M., Sadovoj V.P., Utkin K.V. K voprosu o roli studencheskih sportivnyh klubov v razvitii massovogo studencheskogo sporta. Fizicheskaya kul'tura i sport v vuze: sovremennye tendencii i praktiki materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj redaktor K.M. Smyshnov. 2015: 196 - 199.

3. Sadovoj V.P., Smyshnov K.M. Studencheskij sportivnyj klub v kontekste razvitiya massovogo studencheskogo sporta. OLiMPIJSKAYa IDEYa SEGODNYa: Sbornik materialov Pyatoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 100-letiyu Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2015; 283 - 289.

Статья поступила в редакцию 09.12.17

УДК 378

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Humanitarian and Scientific Disciplines,

ANOVA "INTERNATIONAL UNIVERSITY IN MOSCOW"; Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State

University (Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

OPTIMIZATION OF TRAINING FUTURE UNIVESITY TEACHERS IN CONDITIONS OF POSTGRADUATE STUDY. The article says that the process of training in terms of postgraduate study requires further improvement. Many universities still don't have a material base for conducting research students complete research, there is not enough educational and methodical literature, which considerably complicates the organization of independent work. In addition, great importance should be given to the formation of professional positions graduate students. For this it is necessary to actively involve them in the design of training sessions (seminars) in the classroom to organize the discussion. Thus, the training of future teachers in higher education will be effective only on condition that the training is conducted on the basis of collegiality, in which a graduate student becomes an active participant of the educational process and masters a position of the teacher throughout the learning process.

Key words: postgraduate studies in terms of efficiency, position of future teachers, collegiality.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО «Международный университет в Москве»; проф. каф. психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский Государственный Университет», E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ АСПИРАНТУРЫ

В статье говорится о том, что процесс подготовки слушателей в условиях аспирантуры требует дальнейшего совершенствования. Во многих вузах ещё недостаточна материальная база для проведения аспирантами полноценных научных исследований. Не хватает учебной и учебно-методической литературы, что существенно затрудняет организацию самостоятельной работы. Кроме того, огромное значение необходимо придавать формированию профессиональной позиции аспирантов. Для этого необходимо активнее привлекать их к подготовке учебных занятий (семинаров), на занятиях организовывать дискуссии. Тем самым, подготовка будущих преподавателей высшей школы будет эффективна лишь при условии, что обучение будет осуществляться на основе коллегиальности при которой аспирант станет активным участником учебно-воспитательного процесса и будет осваивать позицию «Преподаватель» на протяжении всего процессе обучения.

Ключевые слова: аспирантура, условия повышения эффективности, позиции будущих преподавателей, коллегиальность.

Аспирантура является ступенью многоуровневой системы подготовки научных и научно-педагогических кадров. Концептуальная основа и цели аспирантской подготовки базируются на представлениях о непрерывности и преемственности стадий образовательного процесса, о взаимной проницаемости образовательных программ. Одной из ведущих задач аспирантуры является подготовка преподавателей профессиональной школы (высшей и средней специальной), владеющих современными педагогическими технологиями, способных осуществлять поиск и современную обработку информации, профессионально интерпретировать научные результаты и транслировать их в социум по определенным правилам.

Аспирантура позволяет более полно провести диверсификацию научного образования, расширить вариативность подготовки выпускников к научно-педагогической и научной деятельности, осуществлять научно-прикладные исследования, оперативно включаться в научно-практические проекты в области образования. На основе анализа психолого-педагогической литературы, личного опыта, а также бесед с преподавателями высшей школы, аспирантами, мы обобщённо выделили условия, необходимые для эффективной подготовки будущих преподавателей высшей школы в аспирантуре (табл. 1).

В процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в условиях аспирантуры на базе Гжельского Государственного Университета и Международного университета в Москве, а также изучения опыта преподавания в аспирантуре в ведущих вузах страны (Батракова И.С., Лебедева Л.И., 2000;

Сафронова Ж.С., 2002; Солянников Ю.В., 2003 и др.) можно отметить, что в процессе организации подготовки будущих преподавателей высшей школы необходимо формировать у будущих преподавателей высшей школы следующие основные позиции:

• Преподаватель;

• Организатор и участник коммуникации;

• Организатор и участник принятия решений;

• Организатор социального взаимодействия

• Исследователь.

В таблице 2 показаны примерные задания, применяемые на семинарских занятиях психолого-педагогического цикла, которые способствовали выработке данных позиций и умений.

Ориентиром для нас в процессе организации профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы являлись показатели готовности выпускников к педагогической деятельности:

- устойчивые мотивы выбора педагогической профессии, сформированная направленность на педагогическую деятельность;

- глубокое овладение знаниями психологии и методами её познания;

- понимание профессиональных задач, их значимости, четкое представление о необходимых качествах, знаний, умений, навыков преподавателя;

- объективная самооценка профессионально значимых качеств, наличие умений организации самовоспитания, самосовершенствования;

Таблица 1

№ Условия Реализация условий

1. Создание обучающей среды Создание в высшем учебном заведении учебно-материальной базы дидактических средств обучения, соответствующих всем требованиям эффективной профессиональной подготовки.

2. Создание научно-исследовательской среды Создание условий для проведения аспирантами научно-исследовательской работы (необходимой материальной базы для исследований, возможности выполнять совместные с преподавателями научно- исследовательские проекты, Гранты, принимать участие в исследовательских экспедициях, участвовать в научно-практических конференциях)

3. Гуманизация обучения Социальная зашита аспирантов, приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными и т. д.

4. Индивидуализация обучения Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей аспирантов, их научных и личных интересов и склонностей

5. Компьютеризация педагогического процесса Организация процесса обучения с опорой на новые информационные технологии.

6. Информирование Своевременное информирование аспирантов о сущности многоуровневого обучения, о возможности получить дополнительные квалификации, определённые знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности

7. Профессионализация обучения Создание в процессе профессиональной подготовки условий, близких к условиям будущей профессиональной деятельности (в частности преподавательской деятельности в высшей школе)

Условия организации эффективной профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в аспирантуре

Таблица 2

Позиции и умения аспирантов, необходимые в процессе эффективной профессиональной подготовки

Позиции и умения Примерные задания

Преподаватель: 1. Проектировать и реализовывать новое содержание учебных предметов; 2. Владеть основами научно-методической работы в высшей школе; 3. Владеть методами и приемами составления задач, упражнений и тестов по различным темам; 4. Умение создавать комфортную психологическую обстановку образовательного процесса; 5. Владеть методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления студентов. Активное участие в подготовке семинаров. Микро-преподавание. Участие в отборе содержания обучения (возможность предложить преподавателю тему на обсуждении семинара и т. д.). Планирование учебного процесса во время прохождения педагогической практики. Рефлексивные обсуждения проведённых занятий. Выбор учебных средств.

Организатор и участник коммуникации: 1. Активно слушать; 2. Понимать и интерпретировать различные точки зрения; 3. Дискуссионные навыки; 4. Умение убеждать в своей точке зрения; 5. Использовать различные жанры коммуникации; 6. Оказывать посредничество в конфликтах. Тематические дискуссии: их организация и проведение. Публичные выступления аспирантов. Микро-преподавание аспирантами фрагментов учебных занятий, включающих активное взаимодействие с аудиторией посредством диалога. Анализ конфликтов.

Организатор и участник принятия решений: 1. Анализировать конкретные случаи; 2. Оценивать необходимость и достаточность данных для принятия решения; 3. Синтезировать данные; 4. Предсказывать возможные последствия совершенного действия; 5. Принимать решения. Разбор проблемных ситуаций (теоретических - на семинарских занятиях и практических - во время прохождения педагогической практики). Прогнозирование последствий принимаемых и принятых решений. Подготовка обобщений и выводов. Определение причин возникновения проблем.

Организатор социального взаимодействия: 1. Работа в группе на разных ролях; 2. Организация групповой работы; 3. Уточнение цели и задачи работы; 4. Составление и реализация проектов; 5. Оценка ресурсов. Планирование своей работы. Участие в групповой работе на занятиях. Участие в общественной жизни группы, факультета, вуза. Контроль выполнения планов. Разработка и реализация проектов.

Исследователь: 1. Организация деятельности по изучению изменений в системе образования 2. Проведение исследовательской работы, посвящённой проблемам образования в высшей школе (квалификационное исследование). Постоянный просмотр специализированных журналов; изучение новостей из Интернета; чтение специальной методической литературы и т. д.); Разработка и проведение педагогического эксперимента.

- состояние уверенности в себе, как преподавателе;

- психологическая устойчивость: выдержка, самообладание, отсутствие страха перед аудиторией, эмоциональной напряженности и др.

В настоящий момент нами накоплен банк компьютерных презентаций аспирантов различных лет обучения по дисциплинам психолого-педагогического цикла, лучшие из которых используются для подготовки электронных учебно-методических пособий.

Исследование эффективности профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы показало, что этот процесс требует дальнейшего совершенствования. Так, ещё недостаточна материальная база для проведения аспиран-

Библиографический список

тами полноценных научных исследований. Не хватает учебной и учебно-методической литературы, что существенно затрудняет организацию самостоятельной работы. Кроме того, огромное значение необходимо придавать формированию профессиональной позиции аспирантов. Для этого необходимо активнее привлекать их к подготовке учебных занятий (семинаров), на занятиях организовывать дискуссии. Тем самым, подготовка будущих преподавателей высшей школы будет эффективна лишь при условии, что обучение будет осуществляться на основе коллегиальности при которой аспирант станет активным участником учебно-воспитательного процесса и будет осваивать позицию «Преподаватель» на протяжении всего процессе обучения.

1. Алехин И.А., Герасимова Т.Н. Философия образования: история, проблемы, перспективы. Мир образования - образование в мире. 2017; № 2 (66): 3 - 16.

2. Герасимова Т.Н. Педагогическая этика вузовского преподавателя. Мир образования - образование в мире. 2013; 3: 147 - 153.

3. Герасимова Т.Н., Чесноков Н.А. Мотивация обеспечения психолого-педагогической безопасности у педагогических работников. Мир образования - образование в мире. 2015; 3: 221 - 228.

References

1. Alehin I.A., Gerasimova T.N. Filosofiya obrazovaniya: istoriya, problemy, perspektivy. Mirobrazovaniya- obrazovanie vmire. 2017; № 2 (66): 3 - 16.

2. Gerasimova T.N. Pedagogicheskaya 'etika vuzovskogo prepodavatelya. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2013; 3: 147 - 153.

3. Gerasimova T.N., Chesnokov N.A. Motivaciya obespecheniya psihologo-pedagogicheskoj bezopasnosti u pedagogicheskih rabotnikov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2015; 3: 221 - 228.

Статья поступила в редакцию 11.12.17

УДК: 378.046.4

Tersakova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Theory, History of Pedagogy and Educational Practice,

State Educational Establishment"Armavir State Pedagogical University" (Armavir, Russia), E-mail: anna-psiholog@mail.ru

COMPETENCE APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF AXIOLOGICAL SPHERE OF FUTURE MASTER STUDENTS. The

research deals with the development of the axiological sphere of the future teacher, in the form of values and meanings in professional activity, in the context of the introduction of a competence approach. The main components of this approach are revealed, in the conditions of the educational process of the university. The author concludes that the competence approach in education is focused on internal change values, necessities, motivational structures of a personality, his interests, attitudes, positions, personal meanings to acquire the knowledge, skills, ways of activity. The education of a modern teacher at a pedagogical university with the help of the competency-based approach is seen as a process of formation and development of the personality of the teacher, with the potential of continuous self-development and self-realization, through the senses and values that future teachers are guided in their professional choices.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: competence approach, value, meaning, value-semantic sphere, vocational education, students.

А.А. Терсакова, канд. пед. наук, зав. каф. теории, истории педагогики и образовательной практики,

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,

E-mail: anna-psiholog@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ БУДУЩЕГО МАГИСТРА

В статье рассматривается развитие аксиологической сферы будущего педагога, в виде ценностей и смыслов в профессиональной деятельности, в условиях внедрения компетентностного подхода. Раскрывается основные составляющие данного подхода, в условиях образовательного процесса вуза. Автор делает вывод о том, что компетентностный подход в образовании ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивационных структур личности, ее интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Подготовка современного педагога в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие педагоги руководствуются в своем профессиональном выборе.

Ключевые слова: компетентностный подход, ценность, смысл, ценностно-смысловая сфера, профессиональное образование, студенчество.

Современная социокультурная ситуация выдвигает новые требования к уровню образования, качеству подготовки специалиста, что в свою очередь требует существенных изменений в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важной предпосылкой создания системы профессионального образования, отвечающей всем требованиям на основе качества, является компетентностный подход, который выступает базой для построения содержания и технологии его реализации в учебно-воспитательном процессе вуза, поскольку отражает в формируемых компетенциях у студентов передовые достижения в теории и практике профессиональной деятельности. Компетентностный подход даст возможность вывести на новый качественный уровень систему профессионального образования России при условии опоры на теорию и практику отечественной системы образования, на её многолетний опыт в процессе подготовки специалистов.

В современном отечественном образовании при осмыслении его целей, задач, содержания и результатов компетентност-ному подходу отводится приоритетная роль. Это связано с поиском продуктивных концептуально-методологических оснований, моделей подготовки специалистов с высшим образованием [1].

В основе компетентностного подхода лежат идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориен-тированного образования. Компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования, т. к. характеризуется такими умениями, способностями, личностными характеристиками, которые должны непосредственно использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт обучающихся [1].

Компетентностный подход в образовании ориентирован на внутреннее изменение ценностных, потребностных, мотивацион-ных структур личности, её интересов, установок, позиций, личностных смыслов в овладении знаниями, умениями, способами деятельности. Актуализируя личностные смыслы и ценности образования, компетентностный подход, обеспечивая приоритет в сознании обучающегося личностных целей и смыслов, одновременно выводит на более высокий уровень социальные ценности и социальные смыслы овладения системой компетентностей.

Особо подчеркнем, что подготовка современного педагога в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода рассматривается как процесс становления и развития личности педагога, наделенного потенциалом непрерывного саморазвития и самореализации, благодаря смыслам и ценностям, которыми будущие педагоги руководствуются в своем профессиональном выборе.

Студенчество - это период в становлении человека, когда личность выходит на новые рубежи осмысления мира, активно усваивает, воспроизводит социальные содержания (нормы, социальные роли), что соответствует процессу социализации, и одновременно трансформирует эти содержания в смысловые (вначале на уровне личностных смыслов, далее на уровне более устойчивых смысловых образований - смысловых конструктов и диспозиции).

Эти трансформации осуществляются в процессе нормотворчества, социально-ролевого экспериментирования, результатом которого является индивидуальная система смыслов, конструирующая самобытность, неповторимость, уникальность личности. Особенно ярко проявляются эти процессы при обучении в магистратуре.

Важным условием в достижении жизненного и профессионального самоопределения студента магистратуры становится формирование смысложизненных ориентаций в системе образования.

Значительный вклад в развитие отечественной теории педагогической аксиологии внесла А.В. Кирьякова, которая характеризует ценностные ориентации как имманентные индивидуальные ценности, иерархию целеполагания в совокупности с личностными интересами, детерминирующими приоритетность, обусловленность и мотивированность стремлений и желаний [2].

Таким образом, будучи сформированными в определенной социокультурной среде и под влиянием нравственного сознания глобального социума, ценностные ориентации будущих магистров образования являются важнейшей частью ядра системы знаний, чувств, убеждений и привычек, выполняя нормативную и регулятивную функцию в выборе поведенческой стратегии личности и ее практической реализации в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.