Научная статья на тему 'Оптимизация проектных параметров технологического комплекса с кратной перевалкой разнопрочных пород'

Оптимизация проектных параметров технологического комплекса с кратной перевалкой разнопрочных пород Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКАВАТОРНО-ОТВАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / EXCAVATING-ROCKING COMPLEX / РАЗНОПРОЧНЫЕ ПОРОДЫ / СХЕМА ЭКСКАВАЦИИ / THE SCHEME OF EXCAVATION / ДРАГЛАЙН / DRAGLINE EXCAVATOR / ДОБЫЧНЫЕ РАБОТЫ / MINING OPERATIONS / ВСКРЫШНЫЕ РАБОТЫ / STRIPPING / ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ / ВСКРЫТИЕ / DIFFERENT STRENGTH ROCKS / STRIPPING OPERATIONS / BLASTING OPERATIONS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ракишев Б.Р., Молдабаев С.К.

Предложена пространственная модель экскаваторно-отвального технологического комплекса разработки разнопрочных пород, позволяющая выбрать эффективные схемы организации работы вскрышного и добычного оборудования на смежных участках и установить оптимальные параметры схем экскаваций с учетом взрывной подготовки вскрышных и угольных блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ракишев Б.Р., Молдабаев С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OPTIMIZATION FOR TECHNOLOGICAL MULTIPLE REHANDLING COMPLEX FOR DIFFERENT-STRENGTH ROCKS

The space model of an excavating-rocking complex of working out different strength rocks has been offered which let choose the effective schemes for organazing work of stripping and mining eguipment on the contiguous sections and set optimal parameters of schemes of excava tions taking into consideration blasting preparations of stripping and coal blocks.

Текст научной работы на тему «Оптимизация проектных параметров технологического комплекса с кратной перевалкой разнопрочных пород»

© Б.Р. Ракишсв, C.K. Молдабасв, 2013

УДК 622.271.3.001.63

Б.Р. Ракишев, С.К. Молдабаев

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА С КРАТНОЙ ПЕРЕВАЛКОЙ РАЗНОПРОЧНЫ1Х ПОРОД

Предложена пространственная модель экскаваторно-отвального технологического комплекса разработки разнопрочных пород, позволяющая выбрать эффективные схемы организации работы вскрышного и добьччного оборудования на смежных участках и установить оптимальные параметры схем экскаваций с учетом взрывной подготовки вскрышных и угольных блоков.

Ключевые слова: экскаваторно-отвальный комплекс, разнопрочные породы, схема экскавации, драглайн, добычные работы, вскрышные работы, взрывные работы, вскрытие..

ШМ современных рыночных условиях внедрение экскаваторно-отвальных

Л-ß технологических комплексов на отработке надугольных вскрышных уступов с применением мощных драглайнов сдерживается большими сроками их окупаемости. В результате выполненных исследований [1] установлено, что эффективность разработки разнопрочных пород экскаваторно-отвальным комплексом с кратной перевалкой на пластах малой мощности (4^15 м) существенно повышается с увеличением высоты вскрышного уступа по схеме с опережающей выемкой приконтурной части нижнего подуступа. Еще большее снижение коэффициента переэкскавации, с 14 до 19 %, обеспечит регулирование ширины заходок между подуступами вскрышного уступа. Применение электрофицированного железнодорожного транспорта на добыче пластов средней мощности (до 30^40 м) в этих схемах обеспечивается формированием транспортного горизонта с двумя забойными путями на промежуточной площадке (рис. 1). При поочередном использовании пары мощных драглайнов на смежных участках и отработки части пород нижнего подуступа через одну за-ходку экскаваторно-автомобильно-отвальным комплексом достигается увеличение объема бестранспортной вскрыши до 40 % и добычи полезного ископаемого до 25 % [2]. Следовательно, резервы повышения эффективности применения экскаваторно-отвальных комплексов с кратной перевалкой разнопроч-ных пород существенно зависят от организации вскрышных, добычных и буровзрывных работ.

При проектировании оптимальных параметров экскаваторно-отвальных технологических комплексов организация работы драглайнов в пространстве и во времени учитывалась в работе [3]. Созданная методика по выбору оптимальных вариантов организации работ вскрышных экскаваторов основана на скорости подвигания забоев в соответствии с заданной производительностью карьера.

Рис. 1. Схема экскавации двумя драглайнами ЭШ-20/90 и мехлопатой ЭКГ-10 в комплексе с автотранспортом

В работе [4] установлена взаимосвязь параметров системы разработки от длины фронта работ. Основанием для дальнейшего совершенствования известных методик послужили результаты несоответствия проектных параметров заданной производственной мощности карьеров, что в реальных условиях производства приводило к недоиспользованию по производительности мощных драглайнов.

Для повышения качества и эффективности проектных и управляющих решений разработана методика расчета и составлен алгоритм оптимизации параметров экскаваторно-отвального технологического комплекса с кратной перевалкой разнопрочных пород [5]. Реализация алгоритма позволяет проводить оценку соответствия расчетных параметров возможных технологических схем организации вскрышных, добычных и буровзрывных работ условию обеспечения регламентируемой производительности карьера по добыче полезного ископаемого при реальных объемах бестранспортной вскрыши в конкретных горнотехнических условиях.

Оптимизация параметров схем экскавации для исследуемых вариантов организации работы вскрышного и добычного оборудования обеспечивается на основе объемного моделирования. Последовательность выполнения вскрышных и добычных работ зависит от длины фронта работ и предопределяет объем подготовленных запасов угля. При этом существенное влияние на вместимость внутреннего отвала и варианты организации работы вскрышного и добычного оборудования оказывает схема вскрытия добычной зоны через число транспортных выходов и направление грузопотоков угля.

Рассматривались следующие схемы организации работы вскрышного и добычного оборудования: блок вскрыт одним фланговым выездом (схема I); на каждом из двух участков рабочий ход драглайнов и добычного комплекса осуществляется от флангов к центру карьера (II); вскрышные и добычные работы рассредоточены и производятся поочередно в каждом из двух блоков карьера с одним центральным выездом (III) или участков с самостоятельными центральными выездами (IV); каждый участок карьера вскрыт с обоих флангов, после начала отработки очередной вскрышной заходки добыча оставшегося на каждом участке вскрытого угля производится с противоположной стороны (V). По схемам I—V драглайны работают в паре с кратной перевалкой. Если расчетное их количество получается нечетным, то основной вскрышной уступ одного из участков отрабатывается одним драглайном за два прохода по заходке VI.

Впервые при обосновании параметров экскаваторно-отвальных комплексов выполняется проверка выполнения регламентируемой производительности карьера по углю с учетом обеспечения норматива по подготовленным запасам, которое зависит от количества и продолжительности циклов с момента отработки вскрышной заходки до завершения выемки вскрытого пласта с учетом ремонтов, вынужденных простоев и безопасных условий работы всего задействованного оборудования.

Пусть Н — высота основного вскрышного уступа, м; ео -величина резерва по ускорению подвигания забоев пары драглайнов; по — загруженность отвального драглайна по отношению к вскрышному драглайну; под — допустимая

величина загруженности отвального драглайна по отношению к вскрышному драглайну; Qy — расчетная производительность по углю участка работы пары драглайнов по схемам I—IV, т; Qg^ — скорректированная производительность по углю участка работы пары драглайнов по схемам I—IV, т; Q,.ö — возможная производительность по углю участка работы пары драглайнов в зависимости от организации взаимосвязи вскрышных, добычных и буровзрывных работ по схемам I—IV, т; Qyii — то же для схемы V; Qu — то же для одного драглайна,

т; n — количество участков совместной работы пары драглайнов; Ду — длина добычного фронта участка работы пары драглайнов; Дк — длина добычного фронта работы карьера, м; L — длина добычного фронта участка работы одного драглайна; Q1< — проектная производительность карьера по углю, т; Q — расчетная производительность по углю участка работы одного драглайна, Q^ — скорректированная производительность по углю участка работы одного драглайна, т; т; l — скорость подвигания забоя драглайнов за Т суток непрерывной работы до ППР, м; Тх — продолжительность отработки заходки драглайном, сут; /1 — продолжительность ППР, сут; ky — удлинение фронта работы на вскрыше; Т — продолжительность цикла по отработке заходки от начала вскрышных до завершения добычных работ по схемам I и II; % , 1Ц — регламентируемое правилами технической эксплуатации безопасное расстояние соответственно между драглайнами, добычным комплексом и отвальным экскаватором с учетом производства буровых работ по углю, м; Тд — продолжительность отработки добычной заходки на одном из участков, сут; Тм1, Тм2 — продолжительность цикла по отработке основного уступа соответственно по схемам III и IV, сут; Тпз — продолжительность отработки последней в году неполной добычной заходки на первом условном участке длиной Lg, сут; Т — продолжительность отработки неполной добычной заходки на втором условном участке длиной Lg, сут; Т — продолжительность отработки последней в году неполной добычной заходки на втором условном участке, сут; 1дс — суточное скорость подвигания забоя добычного комплекса, м; /0 — продолжительность отработки добычной заходки на встречном рабочем ходу вскрышного комплекса направлении с момента начала проходки вскрышной заходки, сут; /по — продолжительность отработки добычной заходки участка в направлении рабочего хода вскрышного комплекса, сут; Тз.в — длительность отработки последней в году неполной вскрышной заходки на участке, сут; Тр — продолжительность простоя драглайнов после окончания отработки заходки и перегона, сут; Тб — время, разделяющее в пространстве вскрышной и отвальный драглайны, сут; Б — время отработки торца драглайном, сут; Б2 — отставание во времени, предшествующее началу добычных работ после прохода драглайнами контура залежи, сут; 1\, 1б2 — регламентируемое правилами технической эксплуатации безопасное расстояние между вскрышным драглайном и буровыми станками на бурении скважин по нижнему вскрышному подуступу, а также между последними и отвальным драглайном, м; 1бд — расстояние, на котором добычной комплекс, эксплуатируемый на встречном рабочем ходу драглайнов направлении, должен закончить проходку заходки до подхода последних за время (сут) Wfs, м.

Пространственная модель оптимизации параметров экскаваторно-от-вального технологического комплекса разработки неоднородных разнопроч-ных пород имеет вид:

H ^ max при n ^ Под, 0,85 < под < 1, ^у.ср > Qy; (1)

если Ly := Ly + Му, то Qy = f (Ly) при Ly < L, Qy < QK; (2)

H := H +ДН при По ч Под, H := H -AH при n ^ 1, H := H при n = Под; (3)

Qycp = f (80) при Qy,p ^ Qy, 8о = 0,5(3-no); (4)

L k

Тх = Т2(Т + D + Lyky-7тТ2) при T2 = ; (5)

T

тц = т2 (Ti + 0 + 717т1 (IB + ig + Lyky-7тТ2) ; Тд = Тц-Т7 [Ly(ky-1) + Г6 + б]; TMi = Тц + Тх7п Щ + 27д)-Тх(0,5L„-7д6)(0,5L„)-1;

если Lm = 0,5LK ±ALM , Ly +ALy < L , то Tм2 = Тц-Тд + Т^б + Гб) ; (6)

365

Tm = 365-ТЦТ3-Tiir1[Ly (ky-1) + IB + 1д ] при Т3 = int— ; Тн = Тх -Т^Щ ;

Т Ц

Тп = 365-ТН-ТцТ4-Ti7n![Ly (ky-1) + 7B + б ] при Т4 = int36^ ; (7)

Ц

если Тпз ч 0 , то Тпз = 0 ; если Тн < 0 , то Тн = 0 ; если Тп < 0 , то Тп = 0 ; (8)

если Т < Тд, то Т = Тд ; если Т < Тд, то Т = Тд; если Т < Тд, то Т = Тд; (9)

пз д ' пз д ' н д ' н д ' п д ' п д"»'

365

0 = Ly7dc -2Тб + Тх-Б1-Б2; L = -Тб-БГБ2 при Т_ = 365-ТЦ int—; (10)

Ц

ТЦ = Тх +1 + Ly (37дс)-1-3-1 + Т6 + 2 х 3-1 Б + Б2-Тх) + 3-1 ^б; Т6 = Т£ (4 + 762) ; Б = ТЛ 7П (ky-1) ; Б2 = 7^12; W = 7Т1П;

если ta < тпзв , то ta = тпзв ; если tm < тпзв , то L = 0 ; (11)

Qyц = f[(ТПз + Тн + Тп)Тд1 + Т + Т4]; (12)

Q; = f [L- + 7дс (to + (п0)], Q/ц := Qyц; (13)

если Qw ч Qycp , то H := H-AH; если Qyц > Qycp , то H := H; (14)

если л = intL-, то L = Lk- nLy, Q = QK-nQy, Q := Qy, Н := Н ^ (3),(4) ; (15)

Ly

тд = Г2(Г1 + 0 + Тх!лт (Ьу-1тТг); ТЦ = 272(71 + 1) + 7Ц-,1 (1бд + 2 Ьку-21тТ2); (16)

1 = 365-ТЦТз/-Т11а1[ ^ (ку-1) + 1б ] при Т3 = 1П1365

О, = /[т: (7Д)-1 + Т/], ОЦ := дуц, ^ (14). (17)

Предельная высота нижнего подуступа при совместной взрывном разрушении на сброс разнопрочных пород определяется по формуле:

f f f f f f Н-Н2={--2 +1(2)2+(-3 )3]2 }3 -[(-2)2+(3 )3]2 }3 -Р1(3ямс1д2у)-1, (18)

где дск , дм — удельный расход ВВ соответственно для скальных и плотных пород, кг/м3; Н-Н2 — высота нижнего подуступа, равная Н-Н2 = Нск+Н1, м; Н2 — высота верхнего подуступа, м; Нск — суммарная мощность скальных и полускальных пропластков, м; Н1 — покрывающая их толща плотных пород, м; Рск — вместимость 1 м скважины, кг;

/1=-^г1(3д2мС1д4у)-1+^2(дмС1д2у)-1;

f2=2I^l{27qгмС\56i)Л-FlF2{3q2мС\5Ai)Л+Fз(^qмС\52i)Л;

^1={Нск(дск — Ям) ^ду+2 дм 1 Св+НкИдаск-^ду)]} ^ду;

р2=2Нск(Яск-Ям)1Св+Нск(С1даск-С1ду)]С1ду+ Ям[СБ+НскНдаск- С1ду)]2-2Рск;

Fз=Нск(g,ск-9M)[CБ+-Нк(ctgаск-ctgy)]2.

г г г з £

Если -4- +-27 <0 то Н2=2р13 ^ф/3^(3дм^д2у)-1, (19)

/ -

где Р1=(^^)2 ; ф=arccos(-/i/2pl), град.

Объем сбрасываемой в выработанное пространство горной массы из расчета на 1 пог. м заходки с учетом толщи разнопрочных пород нижнего подуступа составляет:

УсбнВ=А(Н-Н2)[ Нск(крск-1)+Н1(крм-1)+ (Н-Н2)псн]( крскНск+ Н1крм)-1, (20)

где УсбнВ — объем сброса породы, м3/м; крм, крск — коэффициент разрыхления соответственно плотных и скальных пород; А — ширина заходки, принимается в зависимости от числа рядов скважин, участвующих в сбросе (для условий угольных месторождений А=32-42 м); псн — коэффициент снижения высоты нижнего подуступа после взрыва.

Определение проектных параметров экскаваторно-отвального комплекса завершается при достижении предельно возможной по организационным условиям высоты основного вскрышного уступа. Разработанная модель бестранспортной технологии разработки разнопрочных пород позволяет оптимизировать проектные параметры схем экскаваций экскаваторно-отвального комплекса при эффективной организации вскрышных и добычных работ. Таким образом, соответствие результатов расчетов оптимальному состоянию горных работ достигается использованием в математическом описании технологических процессов пространственного метода.

1. Ракишев Б.Р., Молдабаев С.К., Ирге-баев Г.Е., Шулаева H.A. Повышение эффективности внедрения бестранспортных схем экскавации неоднородных разнопроч-ных пород // Горный информационно-аналитический бюллетень. Научный симпозиум «Неделя горняка — 2007». — М.: МГГУ, 2007. — № 5 — С. 139-145.

2 Молдабаев С. К. Эффективная схема экскавации экскаваторно-отвальным технологическим комплексом с кратной перевалкой вскрыши на смежных участках //Тр. Межд. научн. конф. «Наука и образование — ведущий фактор стратегии «Казахстан-2030». — Караганда: КарГТУ, 2009. — Выпуск 2. — С. 76-78.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Звягинцев Ю.И., Кортелев О. Б. Методика обоснования схем организации работ при использовании систем разработки с перевалкой вскрыши //Оптимизация параметров карьеров. — Новосибирск: ИГД СО АН СССР, 1978. — С. 70-84.

4. Федорко В. П. Влияние ширины заходки и длины фронта работ на производительность участка при бестранспортной системе разработки //Изв. вузов. Горный журнал, 1995. — № 3—4. — С. 19—22.

5 Ракишев Б.Р., Молдабаев С.К. Взаимосвязь технологических процессов и параметров бестранспортных схем отработки твердых вскрышных пород //Комплексное использование минерального сырья. — Ал-маты, 1998. — № 4. — С. 23-27.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Ракишев Б.Р. — доктор технических наук, профессор, академик HAH РК, Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, b.rakishev@mail.ru, Молдабаев С.К. — доктор технических наук, профессор, Екибастузский инженерно-технический институт им. акад. К.И. Сатпаева, технический консультант ТОО «Майкубен-Вест», moldabaev_s_k@mail.ru

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.