Научная статья на тему 'Оптимизация правого обеспечения оказания платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях. Сообщение 1'

Оптимизация правого обеспечения оказания платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях. Сообщение 1 Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
137
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПЛАТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / RESPONSIBILITY / PAID MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Воропаев А. В., Новоселов В. П.

Авторы представляют серию сообщений, описывающих модель оптимизации правового обеспечения лечебнопрофилактического учреждения при предоставлении платных медицинских услуг, предложенную на основе анализа фактов не надлежащего качества оказания платных медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Воропаев А. В., Новоселов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the legal providing of paid medical services rendering in health-care establishments. The first message

Series of the messages describing the optimization of legal providing of paid medical services rendering in health-care establishment model, off ered by authors on the basis of the facts of misappropriate quality of paid medical services rendering analysis.

Текст научной работы на тему «Оптимизация правого обеспечения оказания платных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях. Сообщение 1»

- при проведении клинического обследования женщин (в т.ч. беременных) своевременно направить на обследование на ВИЧ-инфекцию, уметь выделить синдромы и заболевания, требующие обследования на ВИЧ-инфекцию;

- уметь интерпретировать результаты клиниколабораторного и функционального обследования больного;

- овладеть методами лечения и профилактики ВИЧ-инфекции, инфекций, передающихся половым путём, у беременных женщин и детей;

- уметь провести дотестовое и послетестовое консультирование пациентки в целях первичной и вторичной профилактики ВИЧ-инфекции;

ЛИТЕРАТУРА

1. Иоанниди Е.А., Морозова Н.А. ВИЧ-инфекция у беременных Волгоградской области // Эпидемиология и инфекционные болезни. - 2007. - № 1. - С.44-45.

2. Морозова Н.А. Отношение к ВИЧ-инфицированным женщинам в медицинском сообществе: Автореф... дис. кан. мед. наук. - Волгоград, 2007. - 59 с.

3. Покровский В.В. Эпидемия ВИЧ-инфекции в России -куда идешь? // Эпидемиология и инфекционные болезни. -2004. - № 4. - С.4-6.

- уметь проводить профилактическую работу в плане заражения ВИЧ-инфекцией медицинского персонала.

Для оценки уровня преподавания на цикле обучения проводится анкетирование, оцениваются используемые методы, способы, материалы, навыки преподавателей и других специалистов, проводящих цикл, продолжительность и содержание программы.

Обучение завершается выдачей свидетельств о прошедшем усовершенствовании на цикле тематического усовершенствования «ВИЧ-инфекция в практике врача акушера-гинеколога» стандартного образца.

4. Покровский В.В. ВИЧ-инфекция в России: прогноз // Вопросы вирусологии. - 2004. - № 3. - С.31-35.

5. Рахманова А.Г., Виноградова Е.Н., Воронов Е.Е., Яковлев А.А. ВИЧ-инфекция. - СПб.: Двадцать первый век, 2004. -С.590-629.

6. Khalsa J.H., Francis H., Mazin R. Bloodborn and Sexually Transmitted Infections in Drug Abusers in the United States, Latin America, the Caribbean and Spain // Clinical Infectious Diseases.

- 2003. - Vol. 37 (Suppl. 5). - S.331-337.

Адрес для переписки: galena-lenok@mail.ru, Ленок Галина Викторовна - заведующая кафедрой инфекционных болезней Иркутского государственного института усовершенствования врачей.

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

в ВОРОПАЕВ А.В., НОВОСЕЛОВ В.П. - 2009

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СООБЩЕНИЕ 1.

А.В. Воропаев, В.П. Новоселов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной медицины, зав. - д.м.н., проф. Ю.С. Исаев)

Резюме. Авторы представляют серию сообщений, описывающих модель оптимизации правового обеспечения лечебнопрофилактического учреждения при предоставлении платных медицинских услуг, предложенную на основе анализа фактов не надлежащего качества оказания платных медицинских услуг.

Ключевые слова: ответственность, платная медицинская услуга.

OPTIMIZATION OF THE LEGAL PROVIDING OF PAID MEDICAL SERVICES RENDERING IN HEALTH-CARE ESTABLISHMENTS. THE FIRST MESSAGE.

А.V. Voropaev, V.P. Novoselov (Irkutsk State Medical University)

Summary. Series of the messages describing the optimization of legal providing of paid medical services rendering in health-care establishment model, offered by authors on the basis of the facts of misappropriate quality of paid medical services rendering analysis. Key words: responsibility, paid medical service.

К настоящему моменту авторами были проанализированы факты оказания платных медицинских услуг надлежащего качества и на основе полученных данных предложена модель оптимизации правового обеспечения лечебнопрофилактического учреждения (ЛПУ) при предоставлении платных медицинских услуг.

Главной отличительной чертой правового статуса пациента при оказании ему платных медицинских услуг (юридический статус потребителя) от прав пациента при оказании ему бесплатной медицинской помощи, является возможность отсылки потребителем в рамках обоснования исковых требований к закону РФ «О защите прав потребителей», который гораздо шире трактует ответственность ЛПУ

По общему правилу, в рамках бесплатной медицинской помощи, вред возмещается только за виновное неоказание либо ненадлежащее оказание медицинской помощи, причем в рамках гражданского законодательства действует презумп-

ция вины (лицо освобождается от возмещения вреда, только если докажет отсутствие его вины в причинении вреда), т.е. к ЛПУ применима деликтная ответственность, т.е. ответственность за причинение вреда вследствие виновных деяний (ст. 1064 ГК РФ).

Условиями наступления деликтной ответственности являются:

1) наличие материального ущерба или морального вреда (физических и/или нравственных страданий);

2) противоправность поведения непосредственного причинителя вреда, которым является ЛПУ, отвечающее за вред, причиненный лечащим врачом - его работником, при исполнении им трудовых обязанностей, в виде ненадлежащего качества оказанной пациенту медицинской помощи или медицинских услуг;

3) причинная связь между ненадлежащим оказанием медицинской помощи (медицинских услуг) и причиненным вредом;

4) наличие вины медицинского учреждения в виде возможности его работниками предвидения при необходимой внимательности необходимости оказания медицинской помощи надлежащего качества и реальной возможности оказать медицинскую помощь именно надлежащего качества, причем организационные дефекты медицинской помощи являются также виной ЛПУ;

5) правовая связь в форме трудовых отношений медицинского работника, причинившего вред (например, лечащего врача), с медицинским учреждением.

В решении первых четырех вопросов ключевое значение имеет заключение судебно-медицинской экспертизы или экспертизы (контроля) качества медицинской помощи.

Особенности же правового регулирования медицинских услуг заключаются в суровых требованиях закона «О защите прав потребителей» в виде договорной ответственности по отношению к исполнителю услуги - ЛПУ или частнопрактикующему врачу.

Если права пациента как личности определяют свободу владения, пользования и распоряжения принадлежащими ему непередаваемыми благами, то права пациента в качестве потребителя определяют возможность приобретения им передаваемых благ, способных удовлетворить его нужды, потребности, запросы. Такие блага заключаются в товарах, работах, услугах медицинского назначения.

Намеревающиеся приобрести и приобретатели товаров, работ и услуг для личных надобностей признаются законом потребителями. В целом потребитель вправе знать, кто, что, когда и как ему предоставит в виде товара, работы или услуги.

В качестве потребителя услуг в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), пациент обладает следующими правами:

1. Право на безопасность услуг (ст. 7 ЗоЗПП).

2. Право на информацию об исполнителе и об услугах (ст. 8-10 ЗоЗПП).

3. Право на соблюдение исполнителем сроков оказания услуги (ст. 27 ЗоЗПП). Применительно к оказанию медицинских услуг сроки их оказания имеют значение, прежде всего, в контексте своевременности.

4. Право на соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг (ст. 29 по смыслу ст. 4 ЗоЗПП).

5. Право на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги (ст. 36 ЗоЗПП).

6. Право не обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках услуг (п. 2 ст. 12 ЗоЗПП).

7. Право на выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору: безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами, расторжения договора и полного возмещения убытков.

Таким образом, если вред здоровью причинен в результате оказания некачественной платной медицинской услуге, то речь идет о договорной ответственности, которая шире деликтной ответственности, т.к. включает возмещение вреда причиненного невиновными деяниями, т.е. не только о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента, но и:

- уплата неустойки;

- безвозмездное устранения недостатков услуги;

- уменьшение цены услуги;

- безвозмездное повторение оказания услуги;

- возмещение понесенных расходов, связанных с устранением недостатков оказанной услуги другим ЛПУ;

- расторжение договора и полное возмещения причиненных услугой убытков.

Все это, безусловно, снижает рентабельность оказания платных медицинских услуг и способствует появлению, в том числе уже в иркутском регионе, так называемых «потребительских экстремистов», которые зарабатывают деньги на несовершенстве законодательства и правовой незащищенности ЛПУ

Предлагаемая авторами модель оптимизации правового обеспечения предоставления платных медицинских услуг в ЛПУ основывается на возможности определенными мерами нивелировать «пропотребительское» действие Закона РФ «О защите прав потребителей», к которым относятся:

1. Право потребителя на информацию об услуге = обязанность ЛПУ информировать пациента-потребителя обо всех свойствах медицинских услуг, т.е. необходимость и возможность, в том числе в суде, доказать, что пациенту была до оказания услуг представлена понятная его сознанию информация об услуге, на основании которой пациент согласился ее получить. В модели применяются: договор присоединения на оказание платных медицинских услуг, листы информированного согласия на оказание платных медицинских услуг.

2. Право пациента-потребителя на соблюдение исполнителем качества оказываемых услуг и отсутствие недостатков оказанных услуг, т.е. обязанность ЛПУ гарантировать пациенту 100% результат услуги в понимании и ожидания пациента, а также необходимость и возможность, доказать, что пациент, выражая согласие на оказание платных медицинских услуг, ожидал именно тот результат, который получен, а не тот, который он предпочитает иметь в настоящее время. В модели применяются: договор присоединения на оказание платных медицинских услуг, листы информированного согласия на оказание платных медицинских услуг.

3. Право пациента-потребителя на информацию об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество оказываемой услуги, т.е. необходимость и возможность доказать, что пациенту понятным его сознанию языком объяснили правила и сроки соблюдения лечебно-охранительного режима после оказания платных медицинских услуг. В модели применяется памятка пациента о необходимости соблюдения лечебно-охранительного режима после оказания платных медицинских услуг.

4. Право пациента-потребителя не обладать специальными познаниями о правилах оказания платных медицинских услуг, т.е. необходимость и возможность доказать, что у пациента была категорическая возможность постигнуть правила оказания платных медицинских услуг. В модели применяется памятка пациента о правилах оказания платных медицинских услуг в ЛПУ

5. Право потребителя на выбор и использование применимых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, т.е. необходимость понуждения пациента к досудебному урегулирования претензий по поводу качества оказанных платных медицинских услуг. В модели применяется регламент досудебного урегулирования жалоб (претензий) пациентов по поводу качества оказанных платных медицинских услуг, положение о порядке возмещения гражданам ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием платных медицинских услуг, положение о конфликтной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

Указанные поправки в документооборот ЛПУ, применяемый при предоставлении платных медицинских услуг, в комплексном использовании приводят к значимому экономическому эффекту в виде повышения рентабельности ЛПУ при предоставлении платных медицинских услуг за счет снижения экономических потерь по удовлетворению претензий пациентов.

Адрес для переписки: 664003 г. Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра судебной медицины с основами правоведения, Воропаев Артем Валерьевич - доцент, к.м.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.