Научная статья на тему 'Оптимизация погрузо-разгрузочных работ как фактор повышения качества автомобильных перевозок'

Оптимизация погрузо-разгрузочных работ как фактор повышения качества автомобильных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1663
520
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Качество / автомобильные перевозки / процесс доставки грузов / погрузоразгрузочные работы / простой подвижного состава. / Quality / road transport / cargo delivery process / loading and unloading operations / the delay of the vehicle.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Михайлович Аристов, Василий Михайлович Аристов

В статье рассматривается один из факторов повышения качества автомобильных перевозок, а именно оптимизация погрузо-разгрузочных работ. Выявлено, что погрузо-разгрузочные работы являются одними из самых трудоемких логистических операций при перевозке грузов. Даны рекомендации по сокращению простоев подвижного состава при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Предложен алгоритм по оптимизации погрузо-разгрузочных работ, выполнение которого обеспечит рациональное использование и наименьший простой подвижного состава и, тем самым, повысит качество автомобильных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Михайлович Аристов, Василий Михайлович Аристов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF LOADING AND UNLOADING OPERATIONS AS A FACTOR FOR IMPROVING THE QUALITY OF ROAD TRANSPORT

The article considers one of the factors that affect the improvement of the quality of road transport, namely, the optimization of loading and unloading operations. It is revealed that loading and unloading operations are one of the most labor-intensive logistics operations for cargo transportation. Recommendations are given to reduce vehicle delays during loading and unloading operations. An algorithm for optimizing loading and unloading operations is proposed, the implementation of which will ensure rational use and least delays of the vehicle and, thereby, improve the quality of road transport.

Текст научной работы на тему «Оптимизация погрузо-разгрузочных работ как фактор повышения качества автомобильных перевозок»

Аристов А.М., Аристов В.М.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация. В статье рассматривается один из факторов повышения качества автомобильных перевозок, а именно оптимизация погрузо-разгрузочных работ. Выявлено, что погрузо-разгрузочные работы являются одними из самых трудоемких логистических операций при перевозке грузов. Даны рекомендации по сокращению простоев подвижного состава при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Предложен алгоритм по оптимизации погрузо-разгрузочных работ, выполнение которого обеспечит рациональное использование и наименьший простой подвижного состава и, тем самым, повысит качество автомобильных перевозок.

Ключевые слова. Качество, автомобильные перевозки, процесс доставки грузов, погрузо-разгрузочные работы, простой подвижного состава.

Aristov A.M., Aristov V.M.

OPTIMIZATION OF LOADING AND UNLOADING OPERATIONS AS A FACTOR FOR IMPROVING THE QUALITY OF ROAD TRANSPORT

Abstract. The article considers one of the factors that affect the improvement of the quality of road transport, namely, the optimization of loading and unloading operations. It is revealed that loading and unloading operations are one of the most labor-intensive logistics operations for cargo transportation. Recommendations are given to reduce vehicle delays during loading and unloading operations. An algorithm for optimizing loading and unloading operations is proposed, the implementation of which will ensure rational use and least delays of the vehicle and, thereby, improve the quality of road transport.

Keywords. Quality, road transport, cargo delivery process, loading and unloading operations, the delay of the vehicle.

Введение

В современных условиях, когда экономика страны развивается в рыночных отношениях, большое значение на автомобильном транспорте стало приобретать качество выполнения транспортной работы предприятиями. Снижение транспортных издержек в автотранспортной отрасли и получение стабильной прибыли являются в нынешних условиях главной задачей любого автотранспортного предприятия. Общим критерием экономического роста автотранспортных предприятий на современном этапе становится достижение лучших конечных результатов [3]. Причем сам рост должен происходить, прежде всего, за счет качественных, интенсивных факторов, а именно: ресурсоснабжения; ускорения

ГРНТИ 73.31.75

© Аристов А.М., Аристов В.М., 2020

Александр Михайлович Аристов - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Василий Михайлович Аристов - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). Контактные данные для связи с авторами (Аристов А.М.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 981 771-19-88. E-mail: armav17@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 03.06.2020.

оборота материальных ресурсов; освоения принципиально новой техники и технологии при перевозке грузов; улучшения организации труда и использования оборудования на автотранспортных предприятиях; широкого применения автоматизированных систем управления транспортным процессом; оптимизации погрузо-разгрузочных работ.

Однако, до настоящего времени остаются недостаточно исследованными факторы, оказывающие влияние на повышение качества автомобильных перевозок, а также имеется ряд нерешенных и дискуссионных вопросов, в частности, по организации погрузо-разгрузочных работ и эффективности использования подвижного состава предприятия. Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая проработанность подходов к проблемам оптимизации погрузо-разгрузочных работ определили выбор темы данной статьи.

Проблема оптимизации погрузо-разгрузочных работ

Погрузо-разгрузочные работы являются одними из самых трудоемких операций при перевозке грузов, особенно характерных для кольцевых маршрутов. Эффективность всего транспортного процесса зависит от способа их выполнения, так как время простоя транспортных средств при погрузке и выгрузке во многих случаях составляет половину общего времени в наряде. Продолжительность погрузки (разгрузки) во многом зависит от вида перевозимых грузов, типа упаковки, способа производства погрузо-разгрузочных работ, грузоподъемности транспортного средства, его специализации.

В общее время простоя грузового автотранспорта при осуществлении погрузо-разгрузочных операций входит: ожидание погрузки - разгрузки; маневрирование транспортного средства в пунктах погрузки - выгрузки; осуществление погрузки - разгрузки, куда входит время на увязывание и развязывание груза, открытие и закрытие дверей автомобиля, взвешивание и перерасчет груза; оформление документов [2, 4]. В результате сокращения времени простоя под погрузкой - выгрузкой возрастает производительность подвижного состава [10, с. 159]. При этом, одной из главных причин возникновения задержек является несогласованность работы в пункте погрузки (выгрузки) с расписанием движения автомобиля, что приводит, соответственно, к простою подвижного состава и погрузо-разгрузочных средств.

К мерам по сокращению простоев под погрузкой - разгрузкой следует отнести: повышение пропускной возможности пункта погрузки (разгрузки) за счет увеличения числа постов; организация подготовки к погрузо-разгрузочным работам (разработка и внедрение часовых графиков прибытия в пункты погрузки и выгрузки; предварительная подгруппировка грузов; договоренность с заказчиками об организации диспетчерской службы для координации действий в погрузо-разгрузочных пунктах, для ликвидации потерь времени на поиски мест погрузки и выгрузки; подготовка фронта погрузки и разгрузки и надлежащего состояния подъездных путей); рациональная организация работы на постах (например, выбор оптимального расположения транспортных средств и погрузо-разгрузочных машин на постах); расчет времени погрузо-разгрузочных работ; применение по возможности технических средств механизации и автоматизации при погрузо-разгрузочных работах; использование системы сквозного складирования.

По мнению ряда авторов [5-10], если рассматривать оптимизацию погрузо-разгрузочных работ как фактор повышения качества автомобильных перевозок, то основные экономические выгоды приносит сокращение времени погрузо-разгрузочных работ за счет их автоматизации и механизации, а также использования системы сквозного складирования. Поэтому при анализе простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой наряду с указанными факторами необходимо изучить вопрос о степени механизации данных работ. Например, уровень механизации погрузо-разгрузочных работ в большинстве торговых точек сравнительно невысок, а при перевозке некоторых тарно-штучных грузов - крайне низок. Разгрузка товара в магазинах оптовых сетей, как правило, происходит ручным способом подсобными рабочими.

Основная проблема в организации современного склада заключается в том, чтобы изыскать наиболее экономичные способы переработки различных грузов. Операции по приему на склад и выдаче таких грузов со склада требуют значительных затрат на оборудование и рабочую силу. Задача усложняется, когда возникает необходимость частичной выдачи грузов, уложенных на поддоны. Для рациональной организации работы склада необходимо располагать данными об ассортименте

94

Аристов А.М., Аристов В.М.

хранимых тарно-штучных грузов, количестве получателей, количестве складских операций, производимых с грузами за один день, номенклатуре грузов.

Наиболее перспективным принципом организации работы складов является система сквозного складирования, которая предполагает исключение хранения товара на складе путем согласования времени отгрузки товара со склада и его последующую доставку получателю. Данный подход лучше всего подходит для транспортировки широкого спектра скоропортящихся продуктов. Результатом экономического эффекта от внедрения новой транспортной технологии может стать годовая экономия по целой совокупности стоимостных и натуральных показателей, а именно: увеличение грузооборота, снижение себестоимости вследствие экономии материальных затрат, ускорение доставки грузов, улучшение сохранности продукции во время перевозки (предотвращение и сокращение товарных потерь, сохранение пищевой ценности продуктов), повышение техники безопасности эксплуатируемого подвижного состава.

Рис. Алгоритм оптимизации погрузо-разгрузочных работ

В настоящее время погрузо-разгрузочные работы выполняют, как правило, грузоотправители и грузополучатели. Однако, эти работы могут осуществляться и специализированными подразделениями автомобильного транспорта - организациями, осуществляющие погрузо-разгрузочные работы или базами механизации. Данные предприятия осуществляют свою деятельность на основе договоров с заказчиками и по разовым договорам. Стоит отметить, что обслуживающие пункты с постоянным и значительным объемом работ могут по согласованию между организацией, осуществляющей погрузо-разгрузочные работы, и заказчиком размещать грузоподъемные механизмы непосредственно на территории заказчика для исключения излишних, непроизводительных пробегов в начале и в конце смены, который, в этом случае, принимает на себя материальную ответственность за сохранность машин.

Данная форма организации погрузо-разгрузочных работ выгодна для малых автотранспортных предприятий, не имеющих своих погрузо-разгрузочных механизмов. В условиях нестабильного и постоянно меняющегося спроса, аренда грузоподъемных машин от специализированных предприятий является, на наш взгляд, наиболее рациональным способом механизации погрузо-разгрузочных работ. Алгоритм оптимизации погрузо-разгрузочных работ

В ходе исследования проблем, связанных с повышением качества автомобильных перевозок, было установлено, что одним из основных факторов гарантии качества для большей части клиентов автотранспортных предприятий является организация погрузо-разгрузочных работ [1, 6]. Сложность задачи оптимизации погрузо-разгрузочных работ заключается во множестве ограничений, которые динамически изменяются. Поэтому одной из важнейших задач при организации перевозок является аналитическая работа по расчету времени погрузо-разгрузочных работ. Нами предлагается алгоритм оптимизации вышеуказанных работ, схема которого приведена на рисунке.

Заключение

Для повышения качества перевозочного процесса необходимы мероприятия по оптимизации погрузо-разгрузочных работ, а также применение системы сквозного складирования. Одним из главных направлений сокращения простоя под погрузкой - выгрузкой является механизация погрузо-разгрузочных работ. Последняя достигается арендой подъемных устройств, автопогрузчиков, электропогрузчиков, конвейеров у специализированных организаций. Результатом механизации стала рекомендация к применению на складе системы сквозного складирования, позволяющая значительно снизить издержки на хранение товарной продукции. Также авторами предложен алгоритм оптимизации погрузо-разгрузочных работ. Осуществление основных этапов предложенного алгоритма позволит менеджерам и специалистам предприятий автотранспортной отрасли обеспечить рациональное использование и наименьший простой подвижного состава и, тем самым, повысить качество автомобильных перевозок.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р 51005-96. Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. 12 с.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

5. Абалонин С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг. М.: Академкнига, 2004. 172 с.

6. Аристов А.М. Исследование факторов повышения качества перевозок тарно-штучных грузов // Известия СПбУЭФ. 2012. № 3 (75). С. 76-78.

7. Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов. М.: Транспорт, 1990. 279 с.

8. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. М.: Академия, 2008. 288 с.

9. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. М.: Транспорт, 1987. 304 с.

10. Грузовые автомобильные перевозки / А.В. Вельможин, В. А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. М.: Горячая линия - Телеком, 2006. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.