Научная статья на тему 'Оптимизация обучения иностранных военнослужащих основам самостоятельной работы в военных вузах России'

Оптимизация обучения иностранных военнослужащих основам самостоятельной работы в военных вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1549
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самостоятельная работа / иностранные военнослужащие / формирование навыков / Обучение / independent work / foreign military servicemen / formation of skills / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Romashov Vladimir Mikhailovich

В статье представлена оптимизация содержания обучения самостоятельной работе иностранных военнослужащих в военных вузах Российской Федерации как важное направление совершенствования их подготовки. Главное внимание в статье уделено раскрытию основных этапов обучения самостоятельной работе слушателей из числа иностранных военнослужащих. Их рассмотрение позволило определить основные направления оптимизации содержания обучения самостоятельной работе иностранных военнослужащих, реализация которых способствует повышению эффективности их подготовки в военно-учебных заведениях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main contains of self-study training optimization of foreign military servicemen in Russian military universities as a major direction of perfecting their training. The main idea of the article is to show major stages of foreign military servicemen self-study training in Russian military universities. The consideration made it possible to identify the main directions of foreign military servicemen self-study training optimization.

Текст научной работы на тему «Оптимизация обучения иностранных военнослужащих основам самостоятельной работы в военных вузах России»

Ромашов В. М.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОСНОВАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ

Профессиональная подготовка иностранных военнослужащих в российских военных вузах является важным направлением военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами. Эффективность их подготовки зависит не только от уровня передачи обучаемым теоретических знаний и формирования у них практических навыков и умений в ходе подготовки, но и от подготовки обучаемых к самостоятельному изучению необходимого в дальнейшей служебной деятельности материала.

Как показывает анализ практики, иностранные военнослужащие со временем приобретают навыки самостоятельной работы в военном вузе, но единого подхода профессорско-преподавательского состава и командования факультетов на данном этапе нет, что снижает качество подготовки обучаемых. Разрешение этой проблемы видится в подготовке обучаемых к самостоятельной работе по единой программе. Обучение иностранных военнослужащих научной методике самостоятельной работы важно начинать с первых дней подготовки в военных вузах России и проводить её непрерывно в ходе всего обучения. Для этого нужно ввести систему обучения основам самостоятельной работы. Анализ научной разработанности проблемы обучения основам самостоятельной работы показал, что её можно рассматривать на трех уровнях: теоретическое усвоение навыков и умений самостоятельной работы иностранных военнослужащих; формирование навыков и умений самостоятельной работы; совершенствование навыков и умений самостоятельной работы. Исходя из указанных уровней самостоятельной работы, обучение иностранных военнослужащих основам самостоятельной работы необходимо проводить на трёх этапах. Рассмотрим их более подробно.

1. Передача теоретических знаний по формированию навыков и умений самостоятельной работы.

Прибывая для подготовки в военно-учебные заведения России, иностранные военнослужащие, в своём большинстве, имеют низкие навыки самостоя-

тельной работы. Таким образом, уже на первом курсе обучения иностранных военнослужащих эффективными будут занятия, проведенные опытными преподавателями в составе курса «Введение иностранных военнослужащих в педагогический процесс военных вузов России», которые помогут овладеть навыками рационального освоения учебного материала и методикой самостоятельной работы. Данный курс познакомит обучаемых с программой их подготовки, формами подготовки и особенностями самостоятельной работы, теорией освоения учебного материала и методикой самостоятельной работы, а также с формами контроля. Важность введения курса на данном этапе заключается в том, что если выявленные психологической наукой закономерности трансформации знаний в навыки и умения (знания — начальные умения — простые навыки — сложные навыки — сложные умения) не будут основываться на твердой теоретической базе, то в результате могут появляться сбои в качестве формируемых навыков и умений, в прочности их усвоения, устойчивости последующего проявления [1, с. 42].

В ходе передачи теоретических знаний по формированию навыков и умений самостоятельной работы важно обратить внимание на содержание самостоятельной работы иностранных военнослужащих в различных видах учебных занятий. При этом самостоятельную работу рекомендуется рассматривать в комплексе, объединенном по каждому виду занятий. Для примера рассмотрим особенности проведения лекционного занятия.

Комплекс самостоятельной работы над лекцией объединяет в себе самостоятельную работу перед лекцией, на лекции и после лекции. Организующая функция лекции предусматривает в первую очередь управление самостоятельной работой обучаемых как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание обучаемых на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить. Как показывает анализ практики подготовки иностранных военнослужащих, на лекции они лучше усваивают материал при предварительном ознакомлением с ним. Для этого лектор заранее предупреждает обучаемых о предстоящей теме лекции, ставит задачу на самостоятельное её изучение, даёт вопросы, на которые нужно устно ответить в начале лекции. В течение курса внимание акцентируется на то, что при подготовке к лекции иностранным военнослужащим важно прочитать предло-

женный материал и подготовить ответы на поставленные вопросы в ходе внеаудиторной самостоятельной работы. При этом им рекомендуется выписать новые русские слова и их значение, а также термины, с которыми они ранее не сталкивались, записать вопросы по прочитанному материалу.

В результате такой подготовки уяснение материала на лекции более продуктивно, так как преподаватель делает меньше отступлений при изучении новых терминов и детальнее объясняет несложный материал, а основное время использует для структурирования уже знакомого учебного материала и разъяснения сложных вопросов. Работа с подготовленной аудиторией даёт ему возможность в ходе изучения материала активно включать иностранных военнослужащих в процесс его рассмотрения, полнее и доходчивее излагать содержание лекционного занятия, повышая активность и самостоятельность обучаемых.

В ходе лекции самостоятельная работа иностранных военнослужащих осуществляется при ведении конспекта. У каждого обучающегося вырабатывается своя манера вести конспект. Важно обратить внимание на то, чтобы в конспекте оставалось место для дополнений и других пометок в ходе дальнейшей самостоятельной работы. Для этого используются поля, отчерчиваемые на каждой странице (шириной не менее 3 сантиметров). Для того, чтобы конспект был полнее и записи велись с должной скоростью, рекомендуется использовать сокращения. Как правило, список сокращений по всему курсу ведётся обучаемыми в начале или в конце тетради.

Во время устного опроса обучаемые вспоминают самостоятельно изученный материал, затем в ходе лекции его структурируют и в заключение уточняют наиболее важные и сложные вопросы.

После лекции иностранные военнослужащие изучают рекомендованную литературу (анализируют источники и вносят дополнения в конспект), дорабатывают конспект лекции (выделяют основное содержание лекции), повторяют пройденный материал (прочитывают лекцию и пересказывают основное её содержание).

2. Формирование навыков и умений самостоятельной работы у иностранных военнослужащих.

Прослушав курс лекций о формировании навыков и умений самостоятельной работы и познакомившись с особенностями педагогического процесса в военном вузе, иностранные военнослужащие подходят к практическому закреплению полученных знаний.

Проведенный теоретический анализ и экспериментальное исследование позволили выявить совокупность педагогических условий формирования навыков и умений самостоятельной работы иностранных военнослужащих, реализация которых способствует повышению эффективности их самостоятельной работы. Одним из наиболее значимых условий является изучение информационных источников. На данный момент существует большой выбор источников информации: печатная продукция, аудио- и видео продукция, Интернет и др. Основным источником информации в вузе являются печатные издания. Изучение печатной продукции предполагает умение читать и умение вести запись прочитанного [2, с. 68].

Работа с книгой требует соблюдения ряда правил: во-первых, нужно ознакомиться с ее оглавлением, содержанием предисловия или введения, что даст общее представление о тематике и содержании изучаемого источника; во-вторых, просмотреть содержание книги, что даст возможность обратить внимание на заинтересовавшие главы в ней и оценить используемую в ней литературу; в-третьих, изучить тематику, главы, разделы книги и осмыслить рассматриваемую в ней информацию, чтобы понять мысли автора; в-четвёртых, выяснить неизвестные термины, выражения (найти в словарях, справочниках, понять и уяснить их содержание и выписать). Ведение записей прочитанной информации способствует систематизации полученных знаний и их осмыслению обучаемым. В зависимости от задач изучения источника могут использоваться различные формы записи: план, тезисы, конспект, выписки из прочитанного, реферирование и т. д.

План используется в основном как памятка на небольшие промежутки времени. Он бывает простым и развёрнутым. Тезисы - это основные положения прочитанного без раскрытия содержания. Конспект представляет собой краткое, но систематизированное изложение содержания изучаемого материала в соответствии с логикой, структурой и последовательностью его расположения в данной книге. В нем должны быть четко выделены главные, самые существенные места, связанные с основной идеей книги или главы учебного пособия [2, с. 66]. Реферирование является творческой работой с книгой, служит развитию самостоятельного критического мышления, глубокой проработке, анализу и синтезу изучаемого материала и т.д. [3, с. 151].

Исходя из анализа практики ведения записей иностранными военнослужащими, можно выделить ряд наиболее общих недостатков: не выдерживается ло-

гическая последовательность излагаемого материала, не выделяются сущностные определения и основная мысль прочитанного, механически переписывается изучаемый материал с сокращениями, а не излагается своё понимание, многие не уделяют внимания фамилии автора и названию источника. Знание данных недостатков ведения записей иностранными военнослужащими позволит им избежать их.

При изучении научной и учебной литературы иностранные обучающиеся сталкиваются в тексте с неизвестными терминами, выражениями, незнакомыми именами. Для их уточнения важно обратиться к словарям, справочникам по соответствующей социально-гуманитарной науке, найти в них интересующее понятие и уяснить его содержание. Чтобы эта работа не отталкивала обучаемых, важно проводить с ними библиографическую подготовку (умение пользоваться справочными изданиями, каталогами, оперативно, со знанием дела вести поиск нужной информации). На современном этапе многие иностранные военнослужащие испытывают трудности в поиске требуемой информации.

Широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах обучающихся дисплеев и автоматизированных обучающих систем. На основе опыта многих кафедр вузов можно утверждать, что использование компьютеров расширяет информационную базу учебных занятий, повышает активность обучаемых, из пассивных поглотителей информации они превращаются в её добытчиков. Работа с ЭВМ способствует развитию способностей к анализу и обобщению, улучшает связанность, широту и глубину мышления; облегчает усвоение абстрактного материала, позволяет многое из него представить в виде конкретных образов. Общение с ЭВМ приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает самостоятельность [4, с. 485].

3. Совершенствование навыков и умений самостоятельной работы иностранных военнослужащих.

Каждый обучаемый иностранный военнослужащий вырабатывает за годы учебы в военном вузе свою методику самостоятельной работы, свой подход к ее организации. Меняется характер самостоятельной работы, усиливается ответственность. Мотивирует иностранного военнослужащего осознание приближения времени, когда надо предъявить уровень своей подготовки в вооружённых силах своей страны. На данном этапе обучающиеся в основном совершенствуют навыки и умения самостоятельной работы по профессиональной подготовке.

Иностранные военнослужащие сталкиваются с трудностями системного использования навыков самостоятельной работы, теоретических знаний общенаучных дисциплин при самостоятельном изучении специальных предметов, при сообщении устных докладов, написании рефератов и курсовых работ. Для преодоления указанных трудностей и повышения эффективности подготовки иностранных военнослужащих важно формировать у обучаемых навыки подготовки к устному выступлению. Для того чтобы подготовить устное выступление, иностранным военнослужащим рекомендуется уяснить содержание избранной темы, её целевую установку, составить план работы над докладом, подобрать наглядный материал и придать ему целенаправленный характер, разработать структуру доклада, подготовить текст выступления, изготовить по необходимости схемы, слайды, рисунки, графики, тщательно проанализировать подготовленный материал и потренироваться в его изложении. Для того чтобы доклад имел успех, важно продумать методику его изложения, свободно владеть материалом, излагать доклад доходчивым языком, поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства, наглядные пособия [3, с. 151].

Не менее актуальным в повышении эффективности подготовки иностранных военнослужащих является формирование у них навыков написания письменных работ. К письменным работам, которые выполняют обучаемые образовательных учреждений, относятся: контрольная работа, реферат, курсовая работа [3, с. 152].

Написание курсовой работы формирует навыки самостоятельного применения полученных знаний для комплексного решения практических задач и привития навыков проектирования, производства расчётов и обоснования принимаемых решений [5, с. 24]. Для достижения этой цели иностранный военнослужащий выбирает тему работы профессиональной направленности, которая будет пробуждать интерес и развивать инициативу в их подготовке.

Контрольная работа носит проблемно-поисковый характер. Она требует умения комплексно использовать материал из разных источников и осуществлять анализ, при этом показывая собственное понимание сущности проблемы, включая элементы научной творческой деятельности [3, с. 152].

При работе над рефератом от иностранного военнослужащего требуется раскрыть сущность проблемы, рассмотренной исследователями, логично представить материал, используя приёмы анализа, синтеза, обобщения и сравнения,

подкрепляя их цитатами и статистикой, при этом важно показать свой взгляд и аргументировать его своими краткими комментариями.

В процессе выработки навыков и умений самостоятельной работы необходимо учитывать поэтапность их формирования в целях закрепления и развития. Поэтапность при организации системы самостоятельной работы предусматривает усложнение её форм и методов от курса к курсу, что развивает мышление, повышает интерес к предмету, способствует развитию творческого отношения к учёбе.

Таким образом, оптимизация содержания самостоятельной работы иностранных военнослужащих является важным направлением совершенствования их подготовки в военных вузах России и предполагает ознакомление обучаемых с методикой самостоятельной работы, формирование у них умений самостоятельно овладевать новой научной информацией.

* * *

1. Организационно-методические рекомендации профессорско-преподавательскому составу военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по преподаванию гуманитарных и социально-экономических дисциплин / под ред. Н.И. Резника. М., 2006. 60 с.

2. Воробьев К.А. Методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негосударственном вузе. М.: МОСУ, 1999. 175 с.

3. Сметанина Н.В. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов вузов: дис. ...канд. пед. наук. М, 2006. 270 с.

4. Военная дидактика /Н.Е. Соловцов, Н.Д. Никандров. М.: ВА РВСН, 2000. 806 с.

5. Деловая папка курсанта / под ред. Ю.С. Руденко. М.: Воен. ун-т, 1998. 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.