АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ТОР1СА1_ ^БУЕ
УДК 371
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
О. А. Брейкина, В. А. Стрельцов, И. Г. Комарова, С. В. Гончарук
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия
Проведён анализ практики использования работниками здравоохранения средств физической культуры с профилактической и лечебной целями, а также готовности студентов медицинских вузов к использованию оздоровительного потенциала физической культуры в будущей профессиональной деятельности. На основе результатов исследования даны рекомендации по оптимизации образовательного процесса по физической культуре на медицинском факультете.
Ключевые слова: физическая культура, образовательный процесс, компетентность, профилактика и лечение болезней, физкультурная активность, отношение к физической культуре.
Введение. Одной из основных единиц обновления содержания образования в вузе выступает понятие компетентности как интегративное свойство личности, обусловленное совокупностью качеств личности студента: знаний, умений, практического опыта, способностей, ценностно-смысловых ориентаций, которые обеспечивают его го -товность к работе по профессии [3; 4].
Согласно ФГОС ВПО по медицинским специальностям выпускники должны обладать способностью и готовностью проводить с прикреплённым населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учётом возраст-но-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой (ПК-12).
Профилактическая направленность ФГОС ВПО по медицинским специальностям согласуется с политикой государства в отношении оздоровления людей, которая находит отражение в Концепции охраны здоровья здоровых [1]. В ней отмечается, что наиболее приоритетным направлением в области охраны здоровья здорового человека являются повышение уровня психофизиологического состояния, поддержание оп-
тимальной работоспособности, качества жизни населения и достижение человеком генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающей, в конечном итоге, потребность в более здоровом образе жизни.
Как следствие политики государства, в последнее время в России много внимания уделяется развитию лечебно-профилактических учреждений, центров здоровья, реабилитационных центров, их оснащению современными тренажёрами, спортивным оборудованием и внедрению новых технологий физической реабилитации, физкультурно-оздоровительной практики.
К решению этой важной социальной задачи важно привлекать выпускников медицинских вузов, которые, получая фундаментальную подготовку по естественным наукам (биология, физиология, анатомия, гигиена и др.), имеют возможность стать высококомпетентными специалистами в области оздоровительной физической культуры [2].
В связи с этим важно выяснить, какая доля врачей в своей медицинской практике применяет средства физической культуры с профилактической и лечебной целями, и оценить готовность студентов медицинских вузов к использованию оздоровительного потенциала физической культуры в своей профессиональной деятельности.
Методы и организация исследования. На предварительном этапе исследования был проведён опрос работников здравоохранения и студентов медицинского института Белгородского государственного университета. В анкете для врачей предлагалось шесть вопросов, характеризующих значимость занятий физической культурой в первичной и вторичной профилактике заболеваний. Было опрошено 159 специалистов общей практики и врачей-терапевтов Белгородской, Курской и Воронежской областей (из них 58,6 % женщин). Стаж работы респондентов варьировал от 2 до 30 лет, а возраст — от 25 до 60 лет. Результаты анкетирования систематизировались с учётом стажа работы по специальности. Выделены три категории опрашиваемых: первая — врачи со стажем работы по специальности до 10 лет; вторая — со стажем работы от 10 до 20 лет; третья — от 20 до 30 лет. Количество респондентов в этих группах было относительно одинаковым (от 49 до 55 чел.).
В анкетировании также приняли участие 230 студентов старших курсов медицинского института Белгородского государственного университета.
Результаты исследования и их обсуждение.
Отношение врачей-терапевтов к занятиям физической культурой показано на рис. 1. Результаты опроса показали, что по мере увеличения стажа работы по специальности постепенно снижается доля респондентов, активно занимающихся физической культурой (с 8,2 до 3,8 %). При этом количество врачей, старающихся поддерживать физическую форму, по мере увеличения стажа рабо -ты заметно повышается (с 24,4 до 42,7 %). Важно
отметить, что значительное количество респондентов (от 24,4 до 44,8 % в зависимости от стажа работы) считают занятия физическими упражнениями необходимыми, но сами ими не занимаются. Довольна велика доля опрошенных (19,8 %), не считающих нужным заниматься физической культурой для сохранения своего здоровья.
Основной причиной низкого уровня физкультурной активности медицинских работников, как показало выборочное обсуждение с ними результатов опроса, является отсутствие личного опыта укрепления здоровья или устранения отклонений в состоянии здоровья средствами физической культуры.
Рис. 2 показывают, что по мере увеличения стажа работы по специальности увеличивается доля респондентов, использующих во врачебной практике средства физической культуры в целях лечения и профилактики заболеваний. Однако вызывает тревогу значительная доля врачей-терапевтов, хотя и считающих необходимым проведение профилактической и лечебной работы средствами физической культуры, но, к сожалению, не использующих их. В процессе обсуждения результатов опроса врачи отмечали, что в период их обучения в медицинском вузе не уде -лялось должного внимания формированию навыков здорового образа жизни, а на занятиях по физическому воспитанию акцент делался в основном на повышение двигательной активности и физической подготовленности. Поэтому к оздоровительной работе средствами физической культуры опрошенные доктора считают себя не готовыми.
4540-
/— 2 4
1
<10 лет 10-20 лет 20-30 лет Стаж
Рис. 1. Отношение врачей-терапевтов к физической культуре, % к числу опрошенных:
1 — активно занимаются; 2 — стараются поддерживать физическую форму; 3 — считают необходимой,
но не занимаются; 4 — не считают необходимой
35
30
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
<10 лет 10-20 л ет 20-30 лет Стаже:
Рис. 2. Применение врачами средств физической культуры с целью лечения и профилактики заболеваний, в % к числу опрошенных:
1 — назначают с учётом заболевания; 2 — рекомендуют для профилактики заболеваний; 3 — считают необходимыми, но не используют; 4 — не считают необходимыми
2
3
4
2
3
4
2
3
4
<10 лет
10-20 л ет
20-30 лет
1
1
Из рис. 2 видно, что по мере увеличения стажа работы заметно снижается количество врачей, не считающих необходимым использование средств физической культуры с целью лечения и профилактики заболеваний. Можно предположить, что практика работы способствует осознанию необходимости профилактической работы средствами физической культуры. При этом важно отметить, что в современном образовании недостаточно внимания уделяется этому направлению работы. Почти 20,0 % респондентов со стажем до 10 лет не считают нужным использовать в своей практике средства физической культу-
ры с целью профилактики заболеваний, лечения и реабилитации пациентов.
В целях нашего исследования важно было выяснить, есть ли взаимосвязь между физкультурной активностью лечащих врачей и применением в практике их работы средств физической культуры с целью лечения и профилактики заболеваний. Полученные результаты показывают, что использует в своей практике средства физической культуры для профилактики заболеваний, лечения и реабилитации пациентов существенная доля врачей, активно занимающихся физической культурой (рис. 3).
Астивно не занимаются Не занимаются
(физической культурой физической культурой
Рис. 3. Формы применения средств (физической культуры зрачами с целью лечения и профилактики заболеваний в зависимости от их физкультурной активности, % к числу опрошенных:
1 — используют средства физической культуры в профессиональной деятельности; 2 — назначают оптимальный двигатьльный режим сациентам; 3 — дают рекомендации пацзентам по использованию средств физической культуры ь учётом их профессиональной! деятельности, заболевания, психоэмоционального и физического состояния; 4 — ведут актитационно-пропагандистскую работу с пациентами по привлечению в занятиям физической культурой; 5 — составляют оздоровительные комплексы
физических упражнений для пациентов
Это касается всех форм лечебной и профилактической работы: назначение оптимального двигательного режима пациентам, рекомендации пациентам средств физической культуры с учётом профессиональной деятельности, проведение агитационно-пропагандистской работы с пациентами по привлечению их к занятиям физической культурой, составление оздоровительных комплексов физических упражнений для пациентов. Эти данные свидетельствуют о необходимости качественного улучшения учебного процесса в медицинских вузах в плане как расширения знаний о высоком профилактическом и лечебном по -тенциале физической культуры и личного опыта его использования, так и формирования потребностей в занятиях физическими упражнениями.
В целом результаты исследования показывают, что в процессе подготовки будущего врача явно недооценивается значимость грамотности выпускников в области физической культуры, особенно в вопросах методики использования средств физической культуры для укрепления здоровья, поддержания высокого уровня физической работоспособности, профилактики заболеваемости и физической реабилитации. Данная проблема не решается в полном объёме и в настоящее время. Об этом свидетельствуют результаты опроса студентов старших курсов медицинского института Белгородского государственного университета. По данным исследования, более половины опрошенных (59,6 % студентов) не могут разработать методику самостоятельных занятий физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, а ещё большая часть респондентов (88,7 %) указывает на отсутствие знаний об особенностях подбора эффективных средств физической культуры для пациентов в зависимости от их заболеваний. Важно отметить при этом, что 57,8 % опрошенных хотели бы воспользоваться консультацией инструкторов по физической культуре и спорту для подбора эффективных средств физической культуры с целью профилактики заболеваемости, а 31,3 % респондентов — для оптимизации физических нагрузок.
Кроме того, большинство студентов (84,4 %) медицинского факультета признают благотворное влияние регулярных занятий физической культурой на повышение умственной и физической работоспособности, успеваемости и поддержание жизненного тонуса. Но, к сожалению,
такое понимание студентами роли физической культуры следует считать декларативным, поскольку лишь 14,0 % студентов-старшекурсников после завершения обязательного курса по физической культуре продолжали заниматься физическими упражнениями.
Основываясь на результатах исследования и личном опыте работы, для оптимизации образовательного процесса по физической культуре на медицинском факультете авторы предлагают следующие направления работы:
- согласовать работу кафедры физического воспитания со специальными кафедрами медицинского института по обеспечению оздоровительного эффекта у студентов в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- по согласованию со специальными кафедрами внедрять современные оздоровительные технологии, направленные на лечение, профилактику и коррекцию состояния здоровья студентов средствами физической культуры. Освоение ценностей физической культуры на личном опыте является необходимым условием их использования в профессиональной деятельности;
- в учебные планы специальностей «Медико-профилактическое дело» и «Педиатрия» включить курс по выбору «Профилактика и лечение наиболее распространённых заболеваний средствами физической культуры».
Список литературы
1. Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации [Электронный ресурс] : прил. к Приказу № 113 от 21 марта 2003 г. Министерства здравоохранения Рос. Федерации // Законодательная база Российской Федерации. - URL: http://zakonbase. ru/content/base/57720 (20.12.2015).
2. Мандриков, В. Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов : монография / В. Б. Мандриков. - Волгоград : ВГТУ, 2001. - 332 с.
3. Родермель, Т. А. Феномен компетентности в современном образовании: социокультурный аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т. А. Родермель. - Томск, 2009. - 26 с.
4. Родермель, Т. А. Общекультурная компетентность как синтез когнитивного, предметно-практического и личного опыта / Т. А. Родермель // Актуальные проблемы гуманитарных наук : тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, Томск, 16-17 апр. 2009 г. — Томск : Изд-во ТПУ, 2009. - С. 357-358.
Поступила в редакцию: 16 ноября 2015 г.
Для цитирования: Брейкина, О. А. Оптимизация образовательного процесса по физической культуре на медицинском факультете / О. А. Брейкина, В. А. Стрельцов, И. Г. Комарова, С. В. Гончарук // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 12-16.
Сведения об авторах
Брейкина Ольга Александровна — старший преподаватель кафедры физического воспитания, Белгородский государственный университет. Белгород, Россия. [email protected]
Стрельцов Владимир Антонович — доцент кафедры физического воспитания, Белгородский государственный университет. Белгород, Россия. [email protected]
Комарова Ирина Геннадиевна — доцент кафедры физического воспитания, Белгородский государственный университет. Белгород, Россия. [email protected]
Гончарук Светлана Викторовна — доцент, заведующая кафедрой физического воспитания, Белгородский государственный университет. Белгород, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2016, vol. 1, no. 2, pp. 12-16.
Optimization of Educational Process of Physical Training at the Medical Faculty
O. A. Breykina1, V. A. Streltsov2, I. G. Komarova3, S. V. Goncharuk4
Belgorod State University, Belgorod, Russia
[email protected]; 2 [email protected]; 3 [email protected]; [email protected]
The article analyzes the practice of use of workers of health and physical training for the purposes of prevention and treatment of diseases, as well as the readiness of medical students to use the health potential of physical training in their future careers. The article is based on the results of the study of optimization of educational process in physical training conducted at the Medical faculty.
Keywords: physical education, educational process, competence, prevention and treatment of diseases, physical activity, attitude towards physical training.
References
1. Kontseptsiya ohranyi zdorovya zdorovyih v Rossiyskoy Federatsii : Prilozhenie k Prikazu № 113 ot 21.03.2003 g. Ministerstva zdravoohraneniya Rossiyskoy Federatsii [The Concept of Health Protection of the Healthy in the Russian Federation: Annex to the Order № 113 dated 21.03.2003, the Ministry of health of the Russian Federation]. Available at: http://za-konbase.ru/content/base/57720, accessed 20.12.2015. (In Russ.).
2. Mandrikov V.B. Tehnologii optimizatsii zdorovya, fizicheskogo vospitaniya i obrazovaniya studentov medit-sinskih vuzov [Technologies of Optimization of Health, Physical Education and Education of Medical Students]. Volgograd, 2001. 332 p. (In Russ.).
3. Rodermel T.A. Fenomen kompetentnosti v sovre-mennom obrazovanii: sotsiokulturnyiy aspekt [The Phenomenon of Competence in Modern Education: Socio-cultural Aspect. Abstract of thesis]. Tomsk, 2009. (In Russ.) .
4. Rodermel T.A. Obschekulturnaya kompetentnost kak sintez kognitivnogo, predmetno-prakticheskogo i lichnogo opyita [Cultural Competence as a Synthesis of Cognitive, Subject-practical and Personal Experience]
Aktualnyie problemyi gumanitarnyih nauk. Trudyi VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsi-ya studentov, aspirantov i molodyih uchenyih, Tomsk, 16-17 aprelya 2009. [Actual Problems of Humanitarian Sciences. Proceedings of the VIII International scientific-practical conference of students, postgraduates and young scientists]. Tomsk, 2009. Pp. 357-358. (In Russ.) .