Научная статья на тему 'Оптимизация нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования'

Оптимизация нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ / НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ / МЕТОДИКИ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ / STATUTORY REGULATION / OPTIMIZATION / NUMBER OF EMPLOYEES / PRE-SCHOOL EDUCATION / STANDARDS FOR THE NUMBER OF EMPLOYEES / METHODS FOR THE NUMBER OF EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кроер Екатерина Валерьевна

Образование является приоритетным направлением социально-экономического развития Российской Федерации. Именно это оказывает влияние на стратегическое планирование развития системы дошкольного образования. Стратегия развития образования Российской Федерации ставит задачу повышения доступности качественного дошкольного образования при эффективном использовании ресурсов. При внедрении современных моделей финансирования и ресурсного обеспечения это накладывает дополнительную ответственность на органы управления образованием. Ключевым вопросом в этих условиях является построение эффективных способов и механизмов финансирования, которые приведут к повышению качественных результатов деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, выявлению и ликвидации существующих непродуктивных расходов. Тогда высвободившиеся средства можно направить на решение актуальных проблем отрасли (прежде всего на повышение заработной платы персонала, занятого обслуживанием дошкольных образовательных организаций: ясли, ясли-сады, детские сады). На текущий момент актуальным является формирование нормативной правовой базы и эффективных технологий экономического сопровождения развития системы дошкольного образования. В статье представлены суть и ключевые направления оптимизации нормативного регулирования процедуры определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Проведен анализ нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, на федеральном, региональном и муниципальном уровне, выявлены основные проблемные зоны (пробелы, избыточное регулирование и т. п.). Представлена Концепция выявления оптимальных практик с точки зрения установленной региональным нормативными правовыми актами методики по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования на уровне субъектов Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, муниципальными органами управления образованием при принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кроер Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF STATUTORY REGULATION FOR DETERMINING THE NUMBER OF EMPLOYEES OF ORGANIZATIONS THAT IMPLEMENT PRE-SCHOOL EDUCATION PROGRAMS

Education is a priority for the socio-economic development of the Russian Federation. This is what influences the strategic planning of the development of the pre-school education system. The strategy for the development of education in the Russian Federation aims to increase the availability of high-quality pre-school education with effective use of resources. With the introduction of modern models of financing and resource provision, this imposes additional responsibility on the education authorities. The key issue in these conditions is to build effective ways and mechanisms of financing that will lead to improving the quality results of organizations that implement pre-school education programs, identifying and eliminating existing unproductive expenditures. Then the released funds can be used to solve the current problems of the industry (first, to increase the wages of staff engaged in servicing pre-school educational organizations (nurseries, nurseries-kindergartens, kindergartens). Now, it is important to create a regulatory legal framework and effective technologies for economic support of the development of the pre-school education system. The article presents the essence and key directions of optimizing the statutory regulation of the procedure for determining the number of employees of organizations that implement educational programs of pre-school education. The analysis of the statutory regulation of determining the number of employees of organizations that implement educational programs of pre-school education, including teachers and teaching support staff. At the Federal, regional, and municipal levels the main problem areas (gaps, excessive regulation, etc.) are identified. The concept of identifying best practices from the point of view of the methodology established by regional normative legal acts for determining the number of employees of organizations that implement educational programs of pre-school education at the level of the subjects of the Russian Federation is presented. The results of the research can be used by the state authorities of the Russian Federations constituent entities that carry out public administration in the field of education, and by municipal education authorities when making managerial decisions.

Текст научной работы на тему «Оптимизация нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

ОПТИМИЗАЦИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 373.2:005.95 ГРНТИ: 14.23.01, 82.17.25

ББК: 74.14п Код ВАК: 13.00.01, 08.00.05

DOI: 10.22394/2304-3369-2020-3-98-113

Е.В. Кроер

Общество с ограниченной ответственностью «МИК», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

Образование является приоритетным направлением социально-экономического развития Российской Федерации. Именно это оказывает влияние на стратегическое планирование развития системы дошкольного образования. Стратегия развития образования Российской Федерации ставит задачу повышения доступности качественного дошкольного образования при эффективном использовании ресурсов. При внедрении современных моделей финансирования и ресурсного обеспечения это накладывает дополнительную ответственность на органы управления образованием. Ключевым вопросом в этих условиях является построение эффективных способов и механизмов финансирования, которые приведут к повышению качественных результатов деятельности организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, выявлению и ликвидации существующих непродуктивных расходов. Тогда высвободившиеся средства можно направить на решение актуальных проблем отрасли (прежде всего на повышение заработной платы персонала, занятого обслуживанием дошкольных образовательных организаций: ясли, ясли-сады, детские сады). На текущий момент актуальным является формирование нормативной правовой базы и эффективных технологий экономического сопровождения развития системы дошкольного образования.

В статье представлены суть и ключевые направления оптимизации нормативного регулирования процедуры определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Проведен анализ нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, на федеральном, региональном и муниципальном уровне, выявлены основные проблемные зоны (пробелы, избыточное регулирование и т. п.). Представлена Концепция выявления оптимальных практик с точки зрения установленной региональным нормативными правовыми актами методики по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования на уровне субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, ш муниципальными органами управления образованием при принятии управленческих решений.

СР ф

^ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нормативное регулирование, оптимизация, дошкольное образование, числен© ность работников, нормативы численности работников, методики численности работников.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Екатерина Валерьевна Кроер, Общество с ограниченной ответственностью «МИК», 129085, Россия, г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, стр. 3, пом. I, ком. 5, doshkol@mik2.ru

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кроер Е.В. Оптимизация нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 98-113.

Постановка проблемы

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации отметил, что по состоянию на начало 2019 года в России практически обеспечена повсеместная доступность детских садов. До конца 2021 года нужно полностью решить проблему с яслями, создать в них не менее 270 тысяч новых мест, включая негосударственный сектор, причем 90 тысяч мест должно быть создано уже в 2019 году [1]. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что с конца 2017 года, когда, согласно Росстату, на 1000 детей дошкольного возраста в среднем только 633 ребенка были обеспечены местами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, ситуация с обеспеченностью местами в дошкольных учреждениях значительно улучшилась. Однако проблема доступности дошкольного образования не может решаться исключительно за счет увеличения мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Важным фактором является также численность персонала, эффективным инструментом определения которой является нормирование труда.

В Российской Федерации не ведется статистический учет персонала организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за исключением педагогического. Так, например, количество воспитателей и старших воспитателей в 2018 году составило 537 100 человек со средней нагрузкой в 14 воспитанников на 1 воспитателя (старшего воспитателя) [2, с. 64]. При этом, на практике, наполняемость групп, по свидетельству воспитателей, достигает 25-26 человек, а

в некоторых регионах - 40 человек, что свидетельствует об увеличении нагрузки [3, с. 4]. С 2016 по 2018 годы сокращается количество музыкальных руководителей (на 200 человек). С введением по плану новых 90 тысяч мест для воспитанников в 2019 году в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, ситуация с нехваткой персонала только усилится: потребуется в среднем порядка 6 000 воспитателей (исходя из средней численности воспитанников в 14 человек на 1 воспитателя), что, с учетом среднего показателя ежегодного роста воспитателей (старших воспитателей) за 2016-2018 гг. в 2 000 человек, а также открытых на ноябрь 2019 года вакансий воспитателей в дошкольных учреждениях в 6 709 вакансий [4], практически невозможно без нормирования численности персонала на федеральном уровне.

С учетом высокой потребности общества в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и недостаточной укомплектованности штата таких образовательных организаций проблема выработки нормативов численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на федеральном уровне является актуальной. При этом необходимо учитывать положительный опыт и лучшие практики установления нормативов и методик по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, субъектов Российской Федерации.

Таким образом, актуальной становится оптимизация нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, предполагающая реализацию комплекса мероприятий, результатом которого должны стать реко-

мендации относительно совершенствования действующей системы нормативно-правового обеспечения нормирования труда в дошкольном образовании.

Цель статьи - представить наработки в сфере оптимизации нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

По поручению Министерства просвещения Российской Федерации специалистами ООО «МИК» в рамках выполнения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по проекту «Совершенствование нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала» (государственный контракт от 11.11.2019 № 03.Z15.11.0040) проведен анализ нормативных правовых актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации в части урегулирования вопроса установления нормативов и методик по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Анализ научных публикаций

Общие вопросы управления персоналом дошкольной образовательной организации рассматриваются как в научных публикациях в сфере дошкольного образования, так и в научных публикациях по смежным областям научного знания, в том числе в сфере управления персоналом.

В последнее время вышли в печать результаты исследований, посвященных проблемам управления персоналом, профессиональному обучению и развитию, оценке персонала, среди которых следует выделить исследования К. Г. Кязимова [5], А. А. Литвинюка [6], В. М. Масловой [7]. Указанные научные труды содержат основные подходы к управлению человеческими ресурсами, определяют современные требования к подготовке квалифицированных кадров, цели, задачи, принципы, виды, формы, методы и технологии профессионального обучения персонала, которые могут быть применены в дошкольных образова-

тельных организациях с учетом специфики деятельности последних.

В исследованиях по менеджменту в образовательных организациях, в том числе в дошкольных образовательных организациях, также уделяется внимание общим вопросам управления персоналом. Например, С. Ю. Тра-пицын рассмотривает проблемы управления коллективом образовательной организации, функции лидера в современной образовательной организации, вопросы аттестации персонала образовательной организации [8].

О. В. Пастюк рассматривает основные подходы к кадровому менеджменту дошкольной образовательной организации, излагает его теоретические основы [9].

В исследованиях российских ученых, посвященных управлению дошкольных образовательных организаций, также поднимаются отдельные кадровые вопросы дошкольной образовательной организации.

Например, Н. А. Виноградова, Н. В. Мик-ляева подчеркивают необходимость для дошкольной образовательной организации улучшать показатели трудовых ресурсов, поскольку именно с ними связано одно из направлений определения объемов неэффективных расходов [10, с. 306]. Таковыми показателями по мнению авторов являются:

- количество воспитанников в расчете на одного воспитателя;

- количество воспитанников в расчете на одного работника прочего персонала;

- доля прочего персонала в общем количестве занятых в организации работников;

- доля воспитателей с высшей квалификационной категорией;

- доля воспитателей с высшим профессиональным образованием;

- доля воспитателей со стажем до пяти лет;

- доля вакансий от общего числа ставок в организации.

Кроме того, в сфере управления дошкольным образованием исследуются общие вопросы управления дошкольной образовательной организацией [11; 12], цели и задачи управления дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС [13], вопросы отбора и найма персонала дошкольной образовательной организации [14] и другие.

Таким образом, в научной литературе, посвященной управлению дошкольным образованием, в основном, изучены общие кадровые вопросы дошкольных образовательных организаций, касающиеся роли руководителя в педагогическом коллективе дошкольных образовательных организаций, а также вопросы управления персоналом дошкольных образовательных организаций. Проблема выработки нормативов численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на сегодняшний день не являлась предметом научного исследования, что позволяет говорить о недостаточном уровне изучения проблемы оптимизации определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, и безусловной актуальности настоящей статьи.

Анализ нормативных правовых актов федерального уровня

Цель анализа действующих нормативных правовых актов федерального уровня по определению нормативов численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, заключается в выявлении основных проблем (пробелов, избыточного регулирования и т. п.) нормативного регулирования определения численности работников организаций, в том числе педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, на федеральном уровне.

Анализ нормативных правовых актов федерального уровня по определению нормативов численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, включал в себя анализ следующих нормативных правовых актов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Минтруда Российской Федерации от 21.04.1993 № 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)» (далее - Постановление № 88);

- постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

- приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

- профессиональные стандарты, применяемые для сферы дошкольного образования.

По результатам проведенного анализа были сформулированы следующие выводы:

1. На федеральном уровне нормативы численности персонала дошкольных образовательных организаций как разновидность норм труда, предусмотренных статьей 160 Трудового кодекса Российской Федерации, закреплены в Постановлении № 88. Нормативы численности рекомендуются для определения и обоснования необходимой списочной численности работников дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), рациональной организации их труда и не являются обязательными к применению. Нормативы могут применяться при составлении штатного расписания ДОО и установлении заработной платы.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» нормативов численности работников ДОО не содержит, при этом:

- выделяет общие группы работников образовательных организаций: педагогические работники (ст. 47) и иные работники (инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные, медицинские и иные работни-

ки, осуществляющие вспомогательные функции) (ст. 52);

- содержит отсылочную норму к образовательному стандарту и примерным образовательным программам дошкольного образования в части определения кадровых условий реализации основных образовательных программ (ч. 3 ст. 11, ч. 6 ст. 12);

- закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по разработке и утверждению нормативов, а также нормативных затрат на оказание муниципальной услуги в сфере дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ст. 8 и 99), не уточняя, включаются ли в нормативы нормы труда, то есть нормы численности персонала ДОО.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 и Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н содержат номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, а также квалификационные характеристики должностей работников образования (в том числе должностные обязанности и требования к их квалификации).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 устанавливает продолжительность рабочего времени педагогических работников. Профессиональные стандарты педагогических и иных работников ДОО содержат описание трудовых функций соответствующих должностей. Указанные нормативно-правовые акты должны учитываться при разработке и утверждении нормативов численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Таким образом, единственным нормативно-правовым актом, устанавливающим нормы численности персонала ДОО, является Постановление № 88. При этом следует отметить, что указанное Постановление не отвечает цели эффективного нормирования численности персонала ДОО по следующим причинам:

Постановление № 88 для расчета норматива численности работников использует крите-

рий группы воспитанников, поскольку содержит четкие нормы предельной наполняемости групп воспитанников в зависимости от возраста и особенностей развития. При этом в ходе реформы законодательства об образовании, которая не затронула Постановление № 88, ДОО получила право при разработке образовательной программы самостоятельно определять продолжительность пребывания детей в ДОО, режим работы ДОО в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, а также предельную наполняемость групп. Это означает, что методика определения нормативов численности персонала ДОО, установленная Постановлением № 88, противоречит принципам работы ДОО, определенной Законом об образовании.

Постановление № 88 в части регулирования должностных обязанностей педагогического персонала ДОО дублирует принятые позднее и являющиеся, в отличие от Постановления № 88, обязательными квалификационные требования и профессиональные стандарты. Согласно ч. 1 ст. 46 федерального закон «Об образовании в Российской Федерации», лица, занимающиеся педагогической деятельностью, должны отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или профессиональным стандартам, которые в свою очередь также содержат описание должностных обязанностей. Это порождает определенные коллизии, в том числе при использовании ДОО Постановления № 88 для составления штатного расписания. Дублирующее регулирование вынуждает ДОО проверять штатное расписание, составленное в соответствии с Постановлением № 88, на соответствие квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, которые могут отличаться от Постановления № 88.

Постановление № 88 содержит должности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, заместителя заведующего по хозяйственной работе, заведующего хозяйством, подробно описывает их должностные обязанности, тогда как такие должности в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должно-

стей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, объединены в одну должность заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника). Выделение отдельных должностей заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, а также хозяйственной работе в ДОО на практике не осуществляется и в части Постановления № 88 следует признать избыточным.

Следует также признать избыточным подробное описание должностных обязанностей таких должностей, как кастелянша, кладовщик, возчик (при наличии конного транспорта), истопник (при наличии печного отопления), рабочий по стирке и ремонту спецодежды (белья). Такие должности могут меняться в зависимости от материально-технического оснащения конкретного ДОО и их норматив должен быть описан обобщенно.

Постановление № 88 не содержит такую должность, как старший воспитатель, при этом старший воспитатель указан в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, а также в соответствующих профессиональных стандартах. Следует отметить, что старший воспитатель играет важную роль в организационно-методическом обеспечении воспитательной деятельности педагогов с группой воспитанников, а также в разработке информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе воспитанников.

Постановление № 88 не учитывает в формуле расчета норматива численности некоторых категорий работников (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-дефектолог, учитель-логопед) продолжительность рабочего времени, установленную Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601.

В Постановлении № 88 в текущей редакции не учтено, что за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены полномочия по разработке и утверждению нормативов, а также нормативных затрат на оказание муниципальной услуги в сфере дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, не определено, является ли Постановления № 88 типовыми отраслевыми нормами труда, а также как Постановление № 88 соотносится с региональными нормативами.

С учетом потребности в нормировании численности персонала ДОО на федеральном уровне, принимая во внимание, что Постановление № 88 противоречит нормативно-правовым актам в сфере образования и не отвечает цели эффективного нормирования численности персонала ДОО, необходима разработка и принятие на федеральном уровне типовых норм труда в отношении работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Анализ нормативных правовых актов субъектов

Цель проведения анализа нормативных правовых актов субъектов в части урегулирования вопроса установления нормативов и методик по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на уровне субъектов заключается в выявлении типовых особенностей и основных моделей установления нормативов и методик по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в том числе педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, на региональном и муниципальном уровнях.

Экспертами проведен научный анализ 200 нормативных правовых актов, принятых в субъектах Российской Федерации, в части урегулирования вопроса установления нормативов и методик по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования на уровне субъектов.

По результатам проведенного анализа были сформулированы следующие выводы:

1. Нормативы в отношении ДОО, в том числе в отношении персонала ДОО, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Закона об образовании). На муниципальном уровне также существуют нормативы в отношении ДОО, а также персонала ДОО в целях реализации муниципальным образованием компетенции учредителя. При этом, несмотря на то, что указанные нормативы нельзя отнести к нормам труда в понимании ст. 159 Трудового кодекса Российской Федерации, они выполняют функции норм труда, влияя на формирование штатного расписания ДОО и нагрузку педагогического персонала ДОО.

2. Из проанализированных нормативных правовых актов более 80% содержат нормативы численности персонала и лишь в 20 % приведены также и методики. Методики устанавливаются исключительно для расчета численности воспитателей и младших воспитателей, поскольку их деятельность непосредственно связана с пребыванием детей в ДОО и зависит от времени пребывания, количества групп, а также иных факторов, которые не влияют на трудовую функцию остального персонала. Незначительное число указанных нормативных правовых актов содержит отсылочные нормы к методикам Постановления № 88. В большинстве случаев, в исследованных нормативных правовых актах воспроизводится видоизменная методика Постановления № 88: из формулы исключается «коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни», который рассчитывается бухгалтерией за предыдущий год и не является постоянным [15], то есть основная цель - финансирование - обусловливает отказ от критериев, которые не могут быть использованы с постоянным коэффициентом.

3. Незначительная часть представленных нормативных правовых актов распределяет персонал ДОО на категории. Используемые в

таких актах группировки: административный, педагогический, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал - могут также отличаться по названию, например, «руководители», «педагогические работники», «специалисты и служащие» и «рабочие» [16]. Большинство нормативных правовых актов указывает перечень должностей списочно. Вне зависимости от того, объединены ли должности в категории, к тождественным должностям, как правило, применяются нормативы, рассчитанные тождественным способом.

4. Основной критерий расчета численности персонала ДОО - численность воспитанников ДОО и численность групп воспитанников. Указанные критерии применяются в том числе к административному и обслуживающему персоналу, непосредственно взаимодействующими с воспитанниками (например, рабочий по стирке и ремонту спецодежды (белья), кастелянша и т. п.). В некоторых случаях применяются оба критерия. При этом следует учитывать, что при групповой модели в соответствующих нормативно-правовых актах указывается предельная наполняемость группы.

5. При расчете численности воспитателей и младших воспитателей также применяется критерий времени пребывания детей в группе, длительности рабочей недели, учитывается характер групп (группы дошкольные, компенсирующего значения, группы для детей раннего возраста [17; 18], обычные и группы часто болеющих, группы с туберкулезной интоксикацией и т. п. [19]). В целом методики/нормативы расчета численности воспитателей (младших воспитателей) более дифференцированы, даже по сравнению с иным педагогическим персоналом. Например, для таких педагогических должностей, как инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефек-толог, норматив может рассчитываться как ставка (часть ставки) на несколько групп, то есть без учета вышеприведенных дополнительных критериев.

6. Численность вспомогательного персонала рассчитывается в зависимости от количества групп, количества воспитанников, а также от иных показателей, непосредственно связанных с выполняемой трудовой функцией.

Так, например, для определения ставки сторожа в региональных и муниципальных методиках используется критерий количества зданий ДОО, критерий количества входов в здание ДОО либо указывается количество ставок. Для определения количества ставок дворников либо уборщиков служебных помещений часто используется, помимо критерия числа групп, критерий площади помещений, подлежащих обслуживанию, для ставок столяра - количество единиц деревянной мебели, для ставок гардеробщика - количество мест в гардеробе. Для некоторых вспомогательных должностей, например, рабочих по стирке спецодежды (белья), используется критерий веса сухого белья (редко) либо критерий численности воспитанников (часто). Появление ставок некоторых вспомогательных должностей обусловлено особенностями функционирования ДОО (например, наличием бассейна, печного отопления, собственной котельной, транспортного средства, приусадебного участка и т. п.). В некоторых случаях должность охранника выводится за пределы штатного расписания ввиду обязательного заключения ДОО договора оказания охранных услуг [20].

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в большинстве случаев используют нормативы, позволяющие с учетом утвержденных предельных показателей наполняемости групп детей либо численности детей рассчитать количество ставок, необходимых ДОО и подлежащих финансированию из соответствующего бюджета.

В условиях реализации права работника на государственное содействие системной организации нормирования труда, предусмотренного ст. 159 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом того, что Постановление № 88 и проанализированные нормативы противоречат друг другу, содержат должности, не всегда соответствующие единому квалификационному справочнику, а также профессиональным стандартам, выявлена необходимость разработки и утверждения на федеральном уровне типовых норм труда в отношении работников ДОО. При разработке типовых норм труда более оправданным будет нормативный подход к определению чис-

ленности персонала ДОО, который должен быть дифференцирован и учитывать специфику должностей: если для определения численности административного, педагогического и обслуживающего персонала, непосредственно взаимодействующего с воспитанниками, допустимо использовать критерий численности групп воспитанников, то для иного обслуживающего персонала следует использовать критерии, непосредственно связанные с трудовой функцией (площадь убираемой территории, количество зданий и т. п.) с учетом оснащенности ДОО соответствующим сложным техническим оборудованием. При этом должен быть учтен положительный опыт и наиболее эффективные практики нормирования труда субъектов Российской Федерации.

Концепция выявления

оптимальных практик

Для выявления оптимальных практик разработана Концепция выявления оптимальных практик с точки зрения установленной региональным нормативными правовыми актами методики по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования на уровне субъектов ( далее - Концепция).

Согласно разработанной Концепции, под оптимальными практиками определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, понимаются федеральные, региональные и муниципальные методики и нормативы, отвечающие следующим принципам:

- соответствие обязательным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;

- соответствие порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

- учет продолжительности рабочего времени, квалификации педагогических и иных работников организаций, реализующих образо-

вательные программы дошкольного образования;

- использование актуальных наименований должностей педагогических работников;

- соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной основной образовательной программы дошкольного образования к условиям реализации программ дошкольного образования, а именно: к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программ, а также к развивающей предметно-пространственной среде;

- включение персонала, необходимого для коррекционной работы и инклюзивного образования, реализации программ дополнительного образования, адаптивных коррекцион-но-развивающих программ и программ инклюзивного образования воспитанников;

- учет потребности педагогических и руководящих кадров в профессиональном развитии;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- возможность учета индивидуальных потребностей организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в персонале, в том числе с учетом их материально-технического оснащения.

Отбору в качестве оптимальных подлежат практики, наиболее полно отвечающие указанным принципам и применимые ко всем типам организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Выбор указанных принципов для выявления оптимальных практик осуществлен на основе экспертных оценок. Выбор оптимальных практик происходит путем экспертной оценки соответствия кейса нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровня в части установления методик и нормативов перечисленным выше показателям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная цель выявления оптимальных практик определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, заключается в отборе методик и нормати-

вов, установленных региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами, наиболее полно отвечающих соответствующим принципам, а также в выявлении оптимальных универсальных практик, которые могут быть применены в отношении любой организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, для их последующего использования в разработке и внедрении на федеральном уровне типовых норм труда в отношении работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Проведен научный анализ 200 нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации в части урегулирования вопроса установления нормативов и методик по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования на уровне субъектов [21]. По результатам анализа отобраны 6 нормативно-правовых актов, в которых отражены оптимальные нормативы, методики с точки зрения возможности универсального применения в отношении любой организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования:

- постановление от 14.12.2009 № 1450-п «О Примерных типовых штатах образовательных учреждений муниципального района „Заполярный район"»;

- постановление от 01.10.2019 № 61 «Об утверждении примерных нормативов штатных численностей работников муниципальных образовательных учреждений Новоля-линского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образованием Но-волялинского городского округа»;

- постановление мэра города Хабаровска от 30.09.2005 № 1561 «Об определении нормативов численности персонала в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях»;

- приказ Минобразования Нижегородской области от 24.04.2009 № 259 «Об утверждении примерных штатов руководящих и педагогических работников, обслуживающего персонала дошкольных образовательных учреждений»;

- постановление Администрации города Екатеринбурга от 31.12.2010 № 974 «Обутвер-ждении примерной штатной численности муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования „Город Екатеринбург"»;

- постановление Правительства Чукотского автономного округа от 19.12.2018 № 419 «Об утверждении методик формирования модельных штатных расписаний и количества ставок педагогических работников для расчета фонда оплаты труда образовательных учреждений Чукотского автономного округа, входящих в Чукотский (надмуниципальный) образовательный округ, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг.».

Оптимальные практики охватывают следующие категории работников:

- работники, выполняющие административно-управленческие функции;

- педагогические работники;

- работники, выполняющие учебно-вспомогательные функции;

- работники, выполняющие обслуживающие функции.

Оптимальные способы нормирования численности работников:

1. Численность работников, выполняющих административно-управленческие функции, определяется в виде норматива штатных единиц на организацию.

2. При определении численности педагогических работников и работников, выполняющих учебно-вспомогательные функции, следует учитывать численность воспитанников, верхние пределы учебной нагрузки, тип группы (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности), время нахождения воспитанников в группе, продолжительность ежедневной работы (смены), время работы организации.

3. При определении численности работников, выполняющих обслуживающие функции, должны учитываться следующие критерии: количество воспитанников; площадь обслуживаемой территории, зданий, помещений, количество обслуживаемого оборудования (коммуникаций), в том числе единиц ме-

бели, компьютерной техники, исходя из потребностей организации.

Выводы

По результатам анализа сформулированы следующие выводы:

1. В оптимальных практиках представлены нормативы численности персонала.

2. Представленные нормативно-правовые акты распределяют персонал ДОО на категории (работники, выполняющие административно-управленческие функции, педагогические работники, работники, выполняющие учебно-вспомогательные функции, работники, выполняющие обслуживающие функции).

3. Основной критерий расчета численности персонала ДОО - численность воспитанников ДОО и численность групп воспитанников.

4. Численность вспомогательного персонала рассчитывается в зависимости от количества групп, количества воспитанников, а также от иных показателей, непосредственно связанных с выполняемой трудовой функцией.

5. В целях разработки платформы для эффективной деятельности ДОО необходимо сделать базовые ставки педагогическим работникам одинаковые на всей территории Российской Федерации, но разработать коэффициент дополнительных начислений, в соответствии с нормативами региона.

6. Необходимо согласовать функционал деятельности с нормативами оплаты за разные функции в работе, поскольку рабочая ставка у педагогических работников - 36 часов, при этом норма времени рассчитана на работу с детьми, но у воспитателя, как и у других педагогических работников, в обязанности включена работа с документацией, с родителями, взаимодействие со специалистами и т. п.

7. Профессиональная общественность считает, что на основе Постановления № 88 необходимо доработать современные нормативные правовые акты, которые бы позволили объединить уже имеющиеся в Постановлении № 88 нормы штатного расписания и введение специалистов в соответствие с основной общеобразовательной программой (ООП) ДОО.

8. Необходимо разработать методические рекомендации по формированию штатного расписания для разных ООП.

9. В группах общеразвивающей направленности есть дети с ОВЗ. Приказ Минобрнау-ки России от 2016 г. № 1014 регламентирует присутствие в одной группе детей с не более чем 2-3 нарушениями. При этом для каждого из нарушений должны быть адаптированные программы, а значит и специалисты. Однако нет нормативов относительно количества специалистов для случаев, когда в группах дети с разными нарушениями.

10. Необходимо разработать пакет документов, регламентирующих включение компетенций работы с детьми как общей, так и коррекционной направленности в программы подготовки и повышения квалификации педагогических работников.

Специалистами ООО «МИК» с привлечением экспертов и профессиональной общественности в рамках оптимизации нормативного регулирования определения численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, сформирована база методик и нормативов, установленных региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами, наиболее полно отвечающих принципам оптимальности, которые могут быть применены в отношении любой организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, для их последующего использования в разработке и внедрении на федеральном уровне типовых норм труда в отношении работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования [21].

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года // Российская газета. 2019. 21 февраля.

2. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Ковалева Н.В. Образование в цифрах: 2019 : краткий статистический сборник // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019.

3. Зарплаты воспитателей повысились с нагрузкой. Эксперты оценили детсадовскую экономику// Газета «Коммерсантъ». 17января 2018. № 7. С. 4.

4. Общероссийская база вакансий. Работа в России. URL: https://trudvsem.ru (дата обращения: 31.03.2020).

5. Кязимов К.Г. Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие : Учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2020.

6. Управление персоналом : Учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020.

7. Маслова В.М. Управление персоналом : Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2020.

8. Трапицын С.Ю. Менеджмент в образовании : Учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020.

9. Пастюк О.В. Менеджмент в дошкольной об-

разовательной организации. ФГОС ДО. Издательство «Сфера», 2019.

10. Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020.

11. Миславская Я.А. Управление дошкольной образовательной организацией: цели, структура, функции // Высшее образование в России: история и современность : сборник научных трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. С. 217-224.

12. Криштоп О.Е. Особенности управления педагогическими работниками в дошкольном образовательном учреждении // Проблемы методологии и опыт практического применения синергетического подхода в науке : Сборник статей по итогам Муждународной научно-практической конференции (Самара, 13 ноября 2018 г.). Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 59-63.

13. Бурганова А.Р. Цели и задачи управления ДОО в условиях реализации ФГОС // Совушка. 2019. № 1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhur nal/15/1516-tseli-i-zadachi-upravleniya-doo-v-usloviyah-realizatsii-fgos/5 (дата обращения: 31.03.2020).

14. Рожкова М.В., Андриенко Т.В. Особенности набора, отбора и найма персонала дошкольного образовательного учреждения // Материалы II научно-практической конференции АНО ВО УИФР «Гуманитарные науки о будущем че-

ловечества: тенденции и перспективы». Екатеринбург, 22 ноября 2018. Вестник УИФР. 2018. № 16. С. 69-74.

15. Об утверждении штатных нормативов численности работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений (детских садов общеразвивающего вида, детских садов комбинированного вида, детских садов компенсирующего вида), муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, групп детей в школах, реализующих программу дошкольного образования: Постановление Клин-цовской городской Администрации Брянской области от 25.01.2013 № 138 // Гарант. URL: http://base.garant.ru/42560028/ (дата обращения: 31.03.2020).

16. Об утверждении Методики определения штатной численности работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, опеке и попечительству Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования «Котлас»: Постановление от 20.09.2011 № 2405 // Docplayer. URL: http://do cplayer.ru/41041433-Administraciya-municipaln ogo-obrazovaniya-kotlas-postanovlenie.html (дата обращения: 31.03.2020).

17. О Примерных штатах и штатных нормативах численности вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных казенных образовательных учреждений муниципального образования «Город Архангельск», находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска: Постановление от 17.05.2011 № 194 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http:// docs.cntd.ru/document/962028964 (дата обращения: 31.03.2020).

18. Об утверждении примерных нормативов штатных численностей работников муниципальных образовательных учреждений Новоля-линского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образованием Но-волялинского городского округа: Постановление от 01.10.2019 № 61 // Управление образованием Новолялинского городского округа. URL: http://uongo.ucoz.ru/postanuo/post-uo_ngo_pri mernye_normativy_shtatnykh_chislenn.docx (дата обращения: 31.03.2020).

19. О муниципальных типовых штатах руководящих работников административно-хозяйственного, педагогического и обслуживающего персонала муниципальных дошкольных образовательных учреждений: Распоряжение администрации города Кемерово от 27.10.1998 № 2226 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.c ntd.ru/document/430696628 (дата обращения: 31.03.2020).

20. Об утверждении штатных нормативов руководителей, специалистов, технических исполнителей (учебно-вспомогательного персонала), относимых к категории служащих и рабочих для государственных образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области: Постановление от 19.10.2007 № 262 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/8460091 (дата обращения: 31.03.2020).

21. Материалы межрегионального семинара на тему «Установление типовых нормативов по определению численности работников организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» URL: http://ww w.mik2.ru/16.html (дата обращения: 31.03.2020).

OPTIMIZATION OF STATUTORY REGULATION FOR DETERMINING THE NUMBER OF EMPLOYEES OF ORGANIZATIONS THAT IMPLEMENT PRE-SCHOOL EDUCATION PROGRAMS

E.V. Kroer

Limited Liability Company "MIK", Moscow, Russia

ABSTRACT:

Education is a priority for the socio-economic development of the Russian Federation. This is what influences the strategic planning of the development of the pre-school education system. The strategy for the development of education in the Russian Federation aims to increase the availability of high-quality pre-school education with effective use of resources. With the introduction of modern models of financing and resource provision, this imposes additional responsibility on the education authorities. The key issue in these conditions is to build effective ways and mechanisms of financing that will lead to improving the quality results of organizations that implement pre-school education programs, identifying and eliminating existing unproductive expenditures. Then the released funds can be used to solve the current problems of the industry (first, to increase the wages of staff engaged in servicing pre-school educational organizations (nurseries, nurseries-kindergartens, kindergartens). Now, it is important to create a regulatory legal framework and effective technologies for economic support of the development of the pre-school education system.

The article presents the essence and key directions of optimizing the statutory regulation of the procedure for determining the number of employees of organizations that implement educational programs of pre-school education. The analysis of the statutory regulation of determining the number of employees of organizations that implement educational programs of pre-school education, including teachers and teaching support staff. At the Federal, regional, and municipal levels the main problem areas (gaps, excessive regulation, etc.) are identified. The concept of identifying best practices from the point of view of the methodology established by regional normative legal acts for determining the number of employees of organizations that implement educational programs of pre-school education at the level of the subjects of the Russian Federation is presented.

The results of the research can be used by the state authorities of the Russian Federation's constituent entities that carry out public administration in the field of education, and by municipal education authorities when making managerial decisions.

KEYWORDS: statutory regulation, optimization, number of employees, pre-school education, standards for the number of employees, methods for the number of employees.

AUTHORS' INFORMATION:

Ekaterina V. Kroer, Limited Liability Company "MIK",

Room 5, Build. 3/I, 21, Zvyozdny Blvd, Moscow, 129085, Russia, doshkol@mik2.ru

FOR CITATION: Kroer E.V. Optimization of statutory regulation for determining the number of employees of organizations that implement pre-school education programs // Management issues. 2020. № 3 (64). P. 98-113.

REFERENCES

1. The RF President's message to the Federal Assembly dated February 20, 2019 // Russian newspaper. February 21, 2019. [Poslanie Prezidenta Rossiy-skoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu ot 20 fevra-lya 2019 goda // Rossiyskaya gazeta. 2019. 21 fevra-lya.] - (In Rus.)

2. Bondarenko N.V., Gokhberg L.M., Kovale-va N.V. Education in numbers: 2019: a brief statistical collection // National Research University "Higher school of Economics", Moscow: Higher School of Economics, 2019. [Bondarenko N.V., Gokhberg L.M., Kovaleva N.V. Obrazovanie v tsif-rakh: 2019 : kratkiy statisticheskiy sbornik// Natsio-nal'nyy issledovatel'skiy universitet «Vysshaya shko-la ekonomiki». M.: NIU VShE, 2019.] - (In Rus.)

3. Pre-school teachers' salaries have increased with the load. The experts evaluated the kindergarten's economy // Newspaper "Merchant". January 17, 2018. No. 7. P. 4. [Zarplaty vospitateley po-vysilis' s nagruzkoy. Eksperty otsenili detsadovskuyu ekonomiku // Gazeta «Kommersant"». 17 yanvarya 2018. №7. S. 4.] - (In Rus.)

4. All-Russian database of vacancies. Employment in Russia. URL: https://trudvsem.ru (date of reference: 31.03.2020). [Obshcherossiyskaya baza vakansiy. Rabota v Rossii. URL: https://trudvsem.ru (data obrashcheniya: 31.03.2020).] - (In Rus.)

5. Kazimov K.G. Personnel management: professional training and development: textbook for secondary vocational education. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. [Kyazimov K.G. Upravlenie personalom: professional'noe obuchenie i razvitie : Uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazo-vaniya. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.] - (In Rus.)

6. Personnel management: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. [Upravlenie personalom : Ucheb-nik i praktikum dlya vuzov. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.] - (In Rus.)

7. Maslova V.M. Personnel management: textbook and practice for academic Bachelor's degree. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. [Maslova V.M. Upravlenie personalom : Uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.] - (In Rus.)

8. Trapitsyn S.Yu. Management in education: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. [Trapitsyn S.Yu. Menedzhment v obrazovanii : Uchebnik i praktikum dlya vuzov. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.] - (In Rus.)

9. Pastyuk O.V. Management of pre-school

educational organization. FES PSE. Publishing house "Sphere", 2019. [Pastyuk O.V. Menedzhment v doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii. FGOS DO. Izdatel'stvo «Sfera», 2019.] - (In Rus.)

10. Management of pre-school education: textbook and tutorial for universities. Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. [Upravlenie doshkol'nym obrazovaniem : uchebnik i praktikum dlya vuzov. M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2020.] - (In Rus.)

11. Mislavskaya Ya.A. Management of preschool educational organizations: goals, structure, functions // Higher education in Russia: history and modernity: a collection of scientific papers. Ekaterinburg: USPU, 2017. Pp. 217-224. [Mislavskaya Ya.A. Upravlenie doshkol'noy obrazova-tel'noy organizatsiey: tseli, struktura, funktsii // Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremen-nost' : sbornik nauchnykh trudov. Ekaterinburg: UrGPU, 2017. S. 217-224.] - (In Rus.)

12. Kryshtop O.E. Features of management of pedagogical workers in pre-school educational institutions // Problems of methodology and experience ofpractical application ofsynergetic approach in science: collected articles on the results ofInternational scientific-practical conference (Samara, November 13, 2018). Sterlitamak: AMI, 2018. Pp. 59-63. [Krishtop O.E. Osobennosti upravleniya peda-gogicheskimi rabotnikami v doshkol'nom obrazo-vatel'nom uchrezhdenii // Problemy metodologii i opyt prakticheskogo primeneniya sinergeticheskogo podkhodavnauke : Sbornik statey po itogam Muzh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Samara, 13 noyabrya 2018 g.). Sterlitamak: AMI, 2018. S. 59-63.] - (In Rus.)

13. Burganova R.A. Goals and objectives of preschool education management when implementing Federal Educational Standards // Owl. 2019. No.1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/1516-tseli-i-zadachi-upravleniya-doo-v-usloviyah-realizatsii-fgos/5 (date of reference: 31.03.2020). [Burganova A.R. Tseli i zadachi upravleniya DOO v usloviyakh realizatsii FGOS // Sovushka. 2019. № 1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/1516-tseli-i-zadachi-upravleniya-doo-v-usloviyah-real izatsii-fgos/5 (data obrashcheniya: 31.03.2020).] -(In Rus.)

14. Rozhkova M.V., Andrienko T.V. Features of recruitment, selection and recruitment of staff of preschool educational institutions // Materials of the II scientific-practical conference of the ANO VO UIFR "Humanitarian subjects about

the future of humanity: trends and prospects". Ekaterinburg, November 22, 2018. UIFR Bulletin 2018, No. 16. Pp. 69-74. [Rozhkova M.V., An-drienko T.V. Osobennosti nabora, otbora i nayma personala doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezh-deniya // Materialy II nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii ANO VO UIFR «Gumanitarnye nauki o budushchem chelovechestva: tendentsii i perspek-tivy». Ekaterinburg, 22 noyabrya 2018. Vestnik UIFR. 2018. № 16. S. 69-74.] - (In Rus.)

15. Approving staffing standards for the number of workers of municipal pre-school educational institutions (kindergartens of the combined kind, kindergarten of the general type, kindergartens of compensating type) municipal educational institution for children of pre-school and younger schoolage groups of children in schools that implement programs of pre-school education: Resolution of Klintsovskiy city administration of the Bryansk region from 25.01.2013 No. 138 // Guarantor. URL: http://base.garant.ru/42560028/ (date of reference: 31.03.2020). [Ob utverzhdenii shtatnykh normativov chislennosti rabotnikov munitsipal'nykh doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy (det-skikh sadov obshcherazvivayushchego vida, det-skikh sadov kombinirovannogo vida, detskikh sadov kompensiruyushchego vida), munitsipal'nogo obra-zovatel'nogo uchrezhdeniya dlya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta, grupp detey v shko-lakh, realizuyushchikh programmu doshkol'nogo obrazovaniya: Postanovlenie Klintsovskoy gorod-skoy Administratsii Bryanskoy oblasti ot 25.01.2013 № 138 // Garant. URL: http://base.garant.ru/42560 028/ (data obrashcheniya: 31.03.2020).] - (In Rus.)

16. On the approval of the Methodology for determining the staff number of employees of municipal pre-school educational institutions that are under the jurisdiction of the Committee on Education, guardianship and custody of the Department for Social Affairs of the administration of the municipality "Kotlas": Resolution of 20.09.2011 № 2405 // Docplayer. URL: http://docplayer.ru /4104 143 3-Administraciya-municipal nog o-obrazovaniya-kotlas-postanovlenie.ht ml (date of reference: 31.03.2020). [Ob utverzh-denii Metodiki opredeleniya shtatnoy chislennosti rabotnikov munitsipal'nykh doshkol'nykh obrazo-vatel'nykh uchrezhdeniy, nakhodyashchikhsya v ve-denii Komiteta po obrazovaniyu, opeke i popechi-tel'stvu Upravleniya po sotsial'nym voprosam ad-ministratsii munitsipal'nogo obrazovaniya «Kotlas»: Postanovlenie ot 20.09.2011 № 2405 // Docplayer. URL: http://docplayer.ru/41041433-Administ

raciya-municipalnogo-obrazovaniya-kotlas-post anovlenie.html (data obrashcheniya: 31.03.2020).] -(In Rus.)

17. The estimated staffing plan and staffing standards for the number of auxiliaries and personnel of the municipal public educational institutions of the municipal entity "Arkhangelsk City" under the jurisdiction of the Department of Education of the Mayoralty of Arkhangelsk city: Decision dated 17.05.2011 No. 194 // Electronic fund of legal and normative-technical documentation. URL: http: //docs.cntd.ru/document/962028964 (date of reference: 31.03.2020). [O Primernykh shtatakh i shtatnykh normativakh chislennosti vspomogatel'nogo i obsluzhivayushchego personala munitsipal'nykh kazennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy munit-sipal'nogo obrazovaniya «Gorod Arkhangelsk», nakhodyashchikhsya v vedenii departamenta obra-zovaniya merii goroda Arkhangel'ska: Postanovlenie ot 17.05.2011 № 194 // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii. URL: http://docs.cntd.ru/document/962028964 (data obrashcheniya: 31.03.2020).] - (In Rus.)

18. Approval exemplary standards of regular number of workers of municipal educational institutions of Novaya Lyalya urban district for which the functions and powers of the founder are carried out by the Department of Education of Novaya Lyalya urban district: Decision dated 01.10.2019 No. 61 // Management of Education of Novaya Lyalya urban district. URL: http://uongo.ucoz.ru/postanuo /post-uo_ngo_primernye_normativy_shtatny kh_chislenn.docx (date of reference: 31.03.2020). [Ob utverzhdenii primernykh normativov shtatnykh chislennostey rabotnikov munitsipal'nykh obrazo-vatel'nykh uchrezhdeniy Novolyalinskogo gorod-skogo okruga, v otnoshenii kotorykh funktsii i pol-nomochiya uchreditelya osushchestvlyayutsya Up-ravleniem obrazovaniem Novolyalinskogo gorod-skogo okruga: Postanovlenie ot 01.10.2019 № 61 // Upravlenie obrazovaniem Novolyalinskogo gorod-skogo okruga. URL: http://uongo.ucoz.ru/postan uo/post-uo_ngo_primernye_normativy_shtatnykh _chislenn.docx (data obrashcheniya: 31.03.2020).] -(In Rus.)

19. About municipal standard staffing plans of managers of administrative and economic, pedagogical, and service personnel of municipal preschool educational institutions: Order ofthe Administration of the city of Kemerovo dated 27.10.1998 No. 2226 // Electronic Fund of legal and normative and technical documentation. URL: h t tp : / / d o c s . c n t d . r u / d o c u m e n t / 4 3 0 6 9 6 6 2 8

(date of reference: 31.03.2020). [O munitsipal'nykh tipovykh shtatakh rukovodyashchikh rabotnikov administrativno-khozyaystvennogo, pedagogich-eskogo i obsluzhivayushchego personala munitsi-pal'nykh doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezh-deniy: Rasporyazhenie administratsii goroda Kemerovo ot 27.10.1998 № 2226 // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentat-sii. URL: http://docs.cntd.ru/document/430696628 (data obrashcheniya: 31.03.2020).] - (In Rus.)

20. On the approval of the staff regulations of managers, professionals, technical executives (educational support personnel) classified as employees for state educational institutions financed from the regional budget of the Leningrad region: Decision dated 19.10.2007 No. 262 // Electronic Fund of legal and normative-technical documentation. URL: http://docs.cntd.ru/document/8460091 (date of reference: 31.03.2020). [Ob utverzh-denii shtatnykh normativov rukovoditeley, spet-sialistov, tekhnicheskikh ispolniteley (uchebno-

vspomogatel'nogo personala), otnosimykh k kate-gorii sluzhashchikh i rabochikh dlya gosudarstven-nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy, finansirue-mykh iz oblastnogo byudzheta Leningradskoy oblasti: Postanovlenie ot 19.10.2007 № 262 // Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii. URL: http://docs.cntd.ru/docum ent/8460091 (data obrashcheniya: 31.03.2020).] -(In Rus.)

21. Materials of the interregional seminar on "Setting standards for determining the number of employees of organizations that implement educational programs of pre-school education". URL: http://www.mik2.ru/16.html (date of reference: 31.03.2020). [Materialy mezhregional'nogo seminara na temu «Ustanovlenie tipovykh norma-tivov po opredeleniyu chislennosti rabotnikov or-ganizatsiy, realizuyushchikh obrazovatel'nye pro-grammy doshkol'nogo obrazovaniya» URL: http: //www.mik2.ru/16.html (data obrashcheniya: 31.03.2020).] - (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.