Научная статья на тему 'Оптимизация натяжения морского стояка'

Оптимизация натяжения морского стояка Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ СТОЯК / MARINE RISER / УСИЛИЕ НАТЯЖЕНИЯ / TENSION FORCE / ПОЛУПОГРУЖНАЯ БУРОВАЯ УСТАНОВКА / SEMI-SUBMERSIBLE DRILLING PLATFORM / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / STRESS-STRAIN STATE / ИНТЕНСИВНОСТЬ МОРСКОГО ВОЛНЕНИЯ / INTENSITY OF SEA WAVES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горбиков Евгений Николаевич

Приведена математическая формулировка задачи оптимизации натяжения морского стояка, включающая уравнение динамики гибкой конструкции, ограничения на напряженно -деформированное состояние несущего корпуса стояка и оптимизируемый функционал. Представлены результаты решения поставленной задачи оптимизации для конкретных условий морского бурения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Горбиков Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the marine riser tension

Purpose: Determination of the optimal tension of the marine riser, which provides a minimum level of stresses in the pipeline, with the implementation of restrictions on linear and angular movements in conditions of irregular sea waves and tidal currents. Design/methodology/approach: The mathematical formulation of the optimization of the marine riser tension, including the dynamic equation of the flexible design, the restrictions on the stress-strain state of the body riser and optimized functional. Findings: As a result of the conducted researches can be formulated practical recommendations about a choice of size of an optimum tension of the flexible pipeline depending on intensity of sea excitement, depth of the sea, speed of a tidal current and a static component of a deviation of semi-submersible drilling platform from a drilling place. Originality/value: The obtained results may be of interest to organizations associated with the design and operation of process equipment for oil and gas on the continental shelf.

Текст научной работы на тему «Оптимизация натяжения морского стояка»

УДК 622.24.05:629.12.74:622.242:539.4

Е.Н. Горбиков ОПТИМИЗАЦИЯ НАТЯЖЕНИЯ МОРСКОГО СТОЯКА

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Приведена математическая формулировка задачи оптимизации натяжения морского стояка, включающая уравнение динамики гибкой конструкции, ограничения на напряженно -деформированное состояние несущего корпуса стояка и оптимизируемый функционал. Представлены результаты решения поставленной задачи оптимизации для конкретных условий морского бурения.

Ключевые слова: морской стояк, усилие натяжения, полупогружная буровая установка, напряженно-деформированное состояние, интенсивность морского волнения.

Морской стояк (МС) является наиболее важным элементом комплекса подводного устьевого оборудования, предназначенного для разработки нефтегазовых месторождений с плавучих платформ полупогружного типа и буровых судов. Стояк связывает надводное плавучее сооружение с подводным стволом скважины. Он служит для управляемого спуска в забой бурильного инструмента, отвода бурового раствора на очистку и погружения обсадной колонны.

Конструкция стояка представляет собой длинномерный тонкостенный трубопровод, состоящий из высокопрочных стальных секций, собранных с помощью специальных муфт в единое целое. Внизу МС соединен через шаровой (угловой) компенсатор и гидравлический соединитель с противовыбросовым оборудованием, закрепленным на дне моря. Нижняя опора обеспечивает компенсацию угловых перемещений стояка, вызванных его изгибом в нестационарном потоке окружающей жидкости и горизонтальными перемещениями надводного плавучего сооружения. В верхней части он оснащен шаровым и телескопическим компенсаторами с системой натяжителей, находящихся на плавучей полупогружной буровой установке (ППБУ). Верхняя опора исключает влияние качки буровой платформы на напряженно-деформированное состояние гибкого трубопровода.

Технология морского бурения предъявляет повышенные требования к прочности корпуса стояка и соблюдению ограничений на перемещения, совершаемые его гибкой конструкцией в штормовых условиях открытого моря. Во время эксплуатации МС подвергается воздействию внешнего и внутреннего гидростатических давлений, нестационарной гидродинамической нагрузки со стороны морских волн и течений, растягивающего усилия натяжения, приложенного к верхней части стояка, собственного веса трубопровода и веса бурового раствора, заполняющего его внутреннюю полость. Учет комплексного влияния всех перечисленных силовых факторов на объект исследования делает задачу расчета его напряженно-деформированного состояния достаточно сложной.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт эксплуатации комплекса подводного устьевого оборудования, наиболее сложной проблемой является обеспечение прочности гибкой конструкции стояка и удержание его угловых отклонений в опорах в рамках допустимого диапазона, определяемого технологией подводного бурения с плавучих буровых платформ и судов. По причине разрушения несущего корпуса МС и поломок его опор происходит наибольшее количество простоев технологического оборудования.

В качестве возможного пути повышения надежности и безопасности эксплуатации МС может использоваться оптимизация растягивающего усилия (натяжения), приложенного к его верхнему концу.

© Горбиков Е.Н., 2014.

Целью настоящего исследования является определение оптимального натяжения МС, обеспечивающего минимальный уровень напряжений в трубопроводе, при выполнении ограничений на его линейные и угловые перемещения в условиях нерегулярного морского волнения и приливного течения.

Конструкцию МС схематизируем балкой с малой жесткостью на изгиб, растянутой осевой силой Т и погруженной в подвижный слой жидкости конечной глубины Н. Балка имеет постоянное по длине поперечное сечение в форме кольца, лежит на двух шарнирных опорах и заполнена внутри буровым раствором. Верхняя подвижная опора допускает как угловые, так и линейные перемещения балки. Нижняя неподвижная шарнирная связь позволяет только угловые перемещения.

Величину прогиба стояка считаем малой по сравнению с его длиной, что обеспечивается необходимым натяжением трубопровода и системой позиционирования буровой платформы, ограничивающей ее горизонтальные перемещения относительно точки бурения. Принимаем, что векторы скорости набегающего потока окружающей жидкости, смещения ППБУ и упругая линия конструкции лежат в одной плоскости. Колебания МС в нестационарном потоке жидкости рассматриваем в неподвижной системе координат ХОУ, начало которой совпадает с нижней опорой стояка. Ось ОХ направлена вертикально вверх, ОУ - горизонтально вправо.

Математическая формулировка рассматриваемой оптимизационной задачи имеет следующий вид:

д4 у 1 д4 у 2 у 1 д2 у ду

а—+ Ь—- (с + }х)—+ к—- п= д(х, г) ,

дх4 дх2ду2 дх2 дг2 дх ^ ' 7 '

у = тт Ф(Т), Ф = тах т(х, Т, г) ,

Т еБТ хе[0, Н ]

2

у(о, г) = о, ы = -м но ,

дх 2

у(Н, г) = 5(г) , EJ д 2у(Н г) = -МВо

дх 2

Оэ < [о], фно < [фно], фво < [фво], /тк < [/тк].

Здесь у(х,1) - прогиб конструкции МС; х - координата поперечного сечения трубопровода; I - время; а, Ь, с, /, к, п - коэффициенты при производных, зависящие от геометрических, жесткостных и весовых параметров конструкции МС, усилия натяжения Т и плотности бурового раствора; q(x,t) - погонная гидродинамическая нагрузка на гибкий трубопровод со стороны набегающего нестационарного потока окружающей жидкости; тО - среднее значение максимального эквивалентного напряжения, возникающего в несущем корпусе МС; оэ -эквивалентное напряжение; DT - область допустимых натяжений Т; E - модуль упругости материала конструкции МС; J - момент инерции площади поперечного сечения стояка; Мно, Мво - внутренние моменты в нижней и верхней опорах, обусловленные их конструктивным исполнением; S(t) - горизонтальное перемещение ППБУ относительно точки бурения; фно, фво - углы отклонения осевой линии МС от вертикали в нижней и верхней опорах, соответственно; /тк - длина хода телескопического компенсатора; [о], [фно], [фво], [7тк] - допускаемые значения соответствующих величин.

Для моделирования горизонтальных перемещений S(t) плавучей буровой платформы при волнении различной интенсивности использовались амплитудно-частотные характеристики продольно-поперечных колебаний заякоренной ППБУ [1]. Описание нерегулярного

волнения моря проводилось с помощью конечного числа гармоник, применяя в качестве расчетного волновой спектр Пирсона - Московица в форме [2]:

£ (ю) = ■

1

4кю

(7-У

ю

Vю/

ехр

1 (7 \4 1 ю

где Ъ\з - значительная высота волн; ю - средняя частота нерегулярных волн; ю - текущее значение частоты.

Расчет гидродинамической нагрузки на МС выполнялся по известной формуле Мори-сона для волн малой амплитуды с учетом скорости стационарного приливного течения и подвижности обтекаемой гибкой конструкции стояка.

Изменение скорости приливного течения по высоте МС описывалось зависимостью [3]:

Ут = Уо

Г \1/7

' X ^

V Н /

где У0 - скорость приливного течения на поверхности моря.

В качестве объекта исследования был выбран МС, изготовленный из стали 30ХМА с

пределом текучести 750 МПА. Погонный вес его конструкции составляет 3,3 103 Н/м, наружный и внутренний диаметры несущей трубы - 0,610 и 0,584 м, соответственно. Испытания проводились при следующих исходных данных: плотность бурового раствора -2500 кг/м3; плотность морской воды - 1030 кг/м3; моменты в опорах Мно = Мво = 0.

Расчеты на ПЭВМ позволили получить серию графиков, показывающих влияние усилия натяжения МС на напряженно-деформированное состояние его конструкции в зависимости от интенсивности нерегулярного волнения при различных скоростях приливного течения и статических перемещениях ППБУ относительно подводного устья скважины. Некоторые результаты проведенных исследований приведены на рис. 1 - рис. 4.

На рис. 1 представлены графики зависимости средних значений относительных максимального эквивалентного напряжения та (относительное эквивалентное напряжение аэ = аэ /[а]) и угла отклонения ^ в нижней опоре (относительный угол в нижней опоре фно =фно /[ фно ]) от

относительного (отнесенного к весу трубопровода) натяжения Т стояка.

Приведенные на рис. 1 кривые изменения тс и т получены для глубины моря 75 м

при высоте волны трехпроцентной обеспеченности И3%0 = 6 м, статическом смещении ППБУ, составляющем 3% от глубины моря, и поверхностной скорости приливного течения 1 м/с. Направления векторов течения, волнового потока и статического смещения буровой платформы совпадали.

Из графика видно, что с ростом усилия натяжения в диапазоне 1 < Т < 5 наблюдается резкое снижение уровня тО в несущем корпусе стояка. Это объясняется уменьшением доли изгибных напряжений в общем напряженном состоянии конструкции. В окрестности Т = 5 кривая изменения тО имеет минимум, соответствующий оптимальному значению усилия натяжения Топт при заданных условиях. Дальнейший рост натяжения до Т = 7 приводит к незначительному увеличению напряженности гибкого трубопровода за счет возрастающих растягивающих напряжений в его конструкции. Область натяжений, расположенных правее

Т опт , позволяет маневрировать усилием Т, не вызывая существенного увеличения напряжений в трубопроводе, и выбирать углы поворота конструкции в опорных закреплениях, исходя из конкретных условий состояния моря.

Кривая изменения т указывает на существенное уменьшение угла в нижней опоре

во всем диапазоне роста Т . Из графика следует, что режим бурения ([фно] = 5о) допустим только при Т > 2. При меньших натяжениях бурение прекращается и ППБУ переходит в режим штормового отстоя ([фно] = 10о).

На рис. 2 приведены графики зависимости оптимального натяжения Топт от относительного (отнесенного к глубине Н моря) статического смещения 5 буровой платформы при высотах волн < 6 м, глубине моря 75 м и скоростях приливного течения У0 = 0, У0 = 1 м/с. Проведенные расчеты показали, что при совпадении направлений векторов скоростей течения, волнового потока и статического смещения ППБУ высота морских волн практически не влияет на величину Т опт на рассматриваемой глубине.

Рис. 2. Зависимость оптимального относительного натяжения от относительного статического смещения ППБУ при глубине моря 75 м:

---У0 = 0 ,----У0 = 1 м/с

Из графиков видно, что величину Т опт определяют скорость У0 течения и статическое

смещение 5 буровой установки. Зависимость усилия Топт от смешения 5 буровой установки имеет линейный характер как для скорости течения У0 = 1 м/с, так и в случае, когда приливное течение отсутствует. Увеличение скорости течения приводит к росту значений оптимального натяжения МС.

На рис. 3 показаны кривые изменения Топт от смещения ППБУ при глубине моря 120 м и различных значениях высоты набегающих волн (3 м < И3%% < 8 м). Изучалось влияние

направления волнового потока на выбор Т опт. Рассматривались два случая: 1) волновой поток совпадает по направлению с приливным течением и статическим смещением ППБУ; 2) волновой поток направлен противоположно приливному течению и статическому смещению платформы.

3,9 3,8 3,7 3,6 3,5 3,4 3,3 3,2 3,1

0 0,005 0,01 0,015 0,02 0,025 £

Рис. 3. Зависимость оптимального относительного натяжения от относительного статического смещения ППБУ при глубине моря 120 м:

---направление волнового потока не совпадает с направлениями

течения и статического смещения ППБУ, — — — — направление волнового потока совпадает с направлениями течения и статического смещения ППБУ

Вычислительный эксперимент показал, что в обоих случаях высота волн не оказывает

существенного влияния на величину Т опт . В то же время, расположение ППБУ относительно точки бурения заметно влияет на оптимальную величину растягивающего усилия вне зависимости от направления распространения морских волн. В первом случае зависимость оптимального натяжения от статического отклонения ППБУ близка к линейной, отражающей

рост Топт при увеличении статической составляющей дрейфа буровой платформы. Во втором случае аналогичная зависимость носит нелинейный характер. Особенность последнего графика заключается в том, что он состоит из двух ветвей, отражающих рост Топт с увеличением отклонений ППБУ от точки бурения в диапазонах 0 < £ < 0,01 и

0,02 < £ < 0,03. В области смещений 0,01 < £ < 0,02 обе ветви соединены отрезком кривой, в пределах которой оптимальное натяжение практически не изменяется. Существование

такого участка с постоянным Т опт может быть вызвано переходом гибкого трубопровода от одной криволинейной формы равновесия к другой.

Из графика (рис. 3) видно, что при удержании ППБУ над точкой бурения (£ =0) противоположная направленность распространения морских волн и приливного течения требует большего значения оптимального натяжения по сравнению со случаем их совпадения.

Помимо величины оптимального натяжения практический интерес представляют соответствующие Т опт углы отклонения осевой линии МС от вертикали в нижнем и верхнем шаровых компенсаторах. На рис. 4 изображены зависимости среднего значения угла т

поворота оси МС в нижней опоре от высоты волны И3% (3 м < И3% < 8 м) для трех значений 5 при работе стояка в области оптимальных натяжений на глубине моря 120 м с поверхностной скоростью приливного течения У0 = 1 м/с.

Изолинии 5 = 0,01, 5 = 0,02 и 5 = 0,03 представляют собой прямые линии, отражающие линейную зависимость угла тф от высоты волны И3%%. Приращение т при

увеличении высоты волны И3%%, является незначительным при всех рассмотренных отклонениях 5 платформы.

0,20 -----

3 4 5 6 7 ^з%, м

Рис. 4. Зависимость тт от высоты волны к3%„ и относительного статического

Фно

смещения ППБУ при Топт , глубине моря 120 м и скорости У0 = 1 м/с:

---^ = 0,01 ;----^ = 0,02 ; ------- ^ = 0,03

В отличие от высоты волны влияние статического отклонения ППБУ от точки бурения на величину угла т является более заметным. Большему смещению 5 соответствует большее значение угла т в нижней опоре МС.

В результате проведенного исследования была получена серия графиков, аналогичных показанным на рис. 1 - рис. 4. Они дают полную информацию о напряженно-деформированном состоянии несущего корпуса МС как при оптимальных, так и не оптимальных натяжениях. На основании этих графиков могут быть выработаны практические рекомендации по выбору величины оптимального натяжения гибкого трубопровода в зависимости от интенсивности морского волнения, глубины моря, скорости приливного течения и статической составляющей отклонения ППБУ от места бурения.

Полученные результаты могут представлять интерес для организаций, связанных с проектированием и эксплуатацией комплекса подводного устьевого оборудования для добычи нефти и газа на континентальном шельфе.

Библиографический список

1. Борисов, Р.В. Расчет качки заякоренных плавучих буровых установок на регулярном и нерегулярном волнении / Р.В. Борисов, А.Б. Молодожников // Технические средства освоения мирового океана: Труды Ленинградского кораблестроительного института. - Л.: Судостроение, 1980. С. 22-27.

2. Бородай, И.К. Мореходность судов: Методы оценки / И.К. Бородай, Ю.А. Нецветаев. — Л.: Судостроение, 1982. — 288 с.

3. Доусон, Т. Проектирование сооружений морского шельфа / Т. Доусон — Л.: Судостроение, 1982. — 288 с.

Дата поступления в редакцию 03.02.2014

E.N. Gorbikov OPTIMIZATION OF THE MARINE RISER TENSION

Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.Y. Alexeev

Purpose: Determination of the optimal tension of the marine riser, which provides a minimum level of stresses in the pipeline, with the implementation of restrictions on linear and angular movements in conditions of irregular sea waves and tidal currents.

Design/methodology/approach: The mathematical formulation of the optimization of the marine riser tension, including the dynamic equation of the flexible design, the restrictions on the stress-strain state of the body riser and optimized functional.

Findings: As a result of the conducted researches can be formulated practical recommendations about a choice of size of an optimum tension of the flexible pipeline depending on intensity of sea excitement, depth of the sea, speed of a tidal current and a static component of a deviation of semi-submersible drilling platform from a drilling place. Originality/value: The obtained results may be of interest to organizations associated with the design and operation of process equipment for oil and gas on the continental shelf.

Key words: marine riser, tension force, semi-submersible drilling platform, stress-strain state, intensity of sea

waves.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.