Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX OPTIMIZATION / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / TAX PLANNING / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Мария Рафиковна

В статье рассмотрен один из вариантов решения проблем финансового обеспечения государственных расходов налогами на уровне хозяйствующих субъектов - с помощью формирования, реализации и анализа налоговой политики предприятия, оптимизации налогообложения. Приведена взаимосвязь понятий «налоговая политика», «налоговое планирование» и «оптимизация налоговых платежей» на уровне субъекта хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF TAXATION AS A METHOD OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

The article considers one of the options for solving the problems offinancial security of state expenditures by taxes at the level of economic entities - through the formation, implementation and analysis of the tax policy of the enterprise, optimization of taxation. The interrelation of the concepts "tax policy”, "tax planning” and "optimization of tax payments " at the level of the business entity is given.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 336.225.62, 330.341

М. Р. Ермакова

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассмотрен один из вариантов решения проблем финансового обеспечения государственных расходов налогами на уровне хозяйствующих субъектов - с помощью формирования, реализации и анализа налоговой политики предприятия, оптимизации налогообложения. Приведена взаимосвязь понятий «налоговая политика», «налоговое планирование» и «оптимизация налоговых платежей» на уровне субъекта хозяйствования.

Ключевые слова: налог, оптимизация налогообложения, налоговое планирование, налоговая нагрузка.

Инструментом реализации любой функции государства, как социальной, так и иной другой, на практике объективно выступают налоги, проявляющие себя посредством мобилизации финансовых ресурсов для решения этих задач.

Взимание налогов для покрытия даже расходов в социальной сфере государства зачастую несет за собой неоднозначные социальные последствия. К главным проблемам денежного обеспечения расходов государства посредством налогов относятся следующие (см. рис. 1).

Принципы налогообложения

Проблемы налогообложения

справедливость р^чмания налогов

справедливость распределения налогов

несоразмерно большие расходы на сбо]. налогов

- тяжесть налогового бремени;

- учет, социг [ьных интересов граждан и прочил расходов государства;

нея ф ф гктивкая система сбора налогов

Рис. 1. Взаимосвязь основных принципов и проблем налогообложения

Одним из вариантов решения этих проблем на уровне хозяйствующих субъектов выступает грамотное налоговое планирование и эффективный налоговый учет, которые во взаимосвязи формируют налоговую политику предприятия.

Налоговая политика компании согласно действующему законодательству Российской Федерации определяется как выбранная этим субъектом совокупность методов (способов) оценки доходов и (или) расходов, их признания и распределения, а также учета иных важных для налогообложения параметров коммерческой деятельности организации [1, с. 11].

Однако такая характеристика налоговой политики компании является «узкой», так как не может отражать в полной мере ту совокупность мероприятий, которая подразумевает под собой понятие «политика», суть которой — установление форм, задач и содержания.

Другое существующее определение налоговой политики — это совокупность методов (способов), приемов, методик осуществления налогового учета, а также формирования, оптимизации, исчисления и анализа абсолютных налоговых показателей (величин налоговых платежей), а также относительных показателей, характеризующих [3]:

- долю налогов в имуществе и источниках имущества организации;

- отношение сумм различных налогов;

- способность организации своевременно и в полном объеме погашать налоговые обязательства (налоговую платежеспособность) и т. д.

В учебнике, посвященному налоговому менеджменту, под ред. А. Г. Поршне-ва [3] налоговая политика компании рассматривается как составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективного способа уплаты налоговых платежей при альтернативных вариантах хозяйственной деятельности [4]. Еще один ученый, В. А. Щербаков, определяет налоговую политику организации практически так же, но с учетом отдельных нюансов, считая ее составным элементом общей политики управления капиталом предприятия, заключающуюся в выборе наиболее оптимального варианта уплаты налогов при взаимозаменяемых направлениях хозяйствования [5].

Обобщая подходы ученых к определению данного понятия, рассмотрим методические подходы к анализу налоговой политики предприятия.

Налоговая политика любого предприятия, как уже было сказано, реализуется двумя связанными между собой методами: налоговым планированием и налоговым учетом.

Первым этапом налогового планирования в организации является формирование налогового поля. Это совокупность налогов, которые организация должна заплатить государству, их прогнозные величины и сроки платежей. Прогнозируемые показатели по налогам определяются по итогам анализа реальных налоговых обязательств за предыдущие налоговые или отчетные периоды. Охват этого периода зависит от «стабильности» налогового законодательства, когда не было каких-либо существенных изменений. Расчеты прогнозируемых налоговых показателей желательно осуществлять с применением индексного метода, суть которого состоит в определении доли каждого типа налогов в совокупной выручке. Налоговое поле рекомендуется корректировать с учетом применяемых в организации льгот.

Элементами налогового планирования выступают также:

- налоговый календарь, предназначенный для прогноза и контроля правильности расчетов и своевременности уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;

- стратегия оптимизации налоговых обязательств с налаженным механизмом ее реализации;

- система мер по образованию дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы или услуги по долгосрочным хозяйственным договорам;

- налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющие получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования;

- механизм мониторинга налоговых льгот для их использования в коммерческой деятельности.

В результате налогового планирования в организации появляется выбор варианта оптимизации по налогам, который будет применять организация для достижения наилучшей налоговой ситуации.

Для более полного анализа проводится оценка налоговой нагрузки компании. Ее расчет проводится по методологии Минфина России следующим образом:

НП

Налоговая нагрузка =---х100%, (1)

(В + НДСВ) + ВД

где НПу — налоговые платежи, подлежащие уплате в бюджет; В — Доходы от реализации (без НДС); НДСв — НДС, подлежащий вычету; ВД — прочие доходы.

Кроме определения показателя налоговой нагрузки, перед руководством предприятия стоит вопрос его снижения, то есть достижения минимизации налоговых отчислений разрешенными способами. Оптимизация налоговой нагрузки — одна из главнейших составных частей налогового планирования компании. Сущность ее состоит в том, что любая организация имеет право использовать законодательно разрешенные методы и приемы для максимально возможного сокращения своих обязательств по налогам перед государством [2].

Налоговый учет, являющийся вторым элементом налоговой политики, — это система сбора и обработки всей информации об организации для правильного расчета и оптимизации налоговых платежей. Налоговый учет является инструментом взаимодействия между государством и организацией. Способы и методы ведения учета применяются компанией в течение всего года с поправкой на изменения в законах. Налоговый учет является составной часть учетной политики предприятия, наряду с бухгалтерским учетом. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика и его финансового положения.

Учетная политика организации выступает одним из основных документов, позволяющих легально снизить налоговое бремя. Учетная политика предприятия — это определенные принципы, обычаи, правила и приемы, принятые компанией для ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. При этом следует различать учетную политику для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета, хоть они зачастую схожи. Так, некоторые налоги основываются именно на правила ведения бухгалтерского учета. Например, по налогообложению имущества организаций в расчет налоговой базы берется остаточная стоимость налогооблагаемого имущества, определяемая в соответствии с закрепленными в учетной политике для целей бухгалтерского учета правилами, в том числе по способу начисления амортизации: линейному (который может совпадать с налоговым учетом), способа уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет или пропорционально объему продукции.

Таким образом, наиважнейшими целями налогового планирования исследуемого предприятия являются:

- оптимизация налоговых платежей;

- минимизация налоговых потерь по конкретному налогу;

- минимизация налоговых потерь по всем налогам, относящимся к деятельности компании.

В результате реализации указанных целей будет достигнуто увеличение реальных возможностей компании для ее будущего развития и повышения эффективности деятельности. За счет уменьшения налоговой нагрузки путем поиска наиболее разумных способов снижения обязательств перед бюджетом у предприятия появляются дополнительные возможности для максимального увеличения доходности его финансово-хозяйственной деятельности.

Существует несколько групп методов налоговой оптимизации:

- разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;

- оптимизация через договор;

- специальные методы оптимизации;

- применение льгот и преференций.

Проработка учетной политики компании — это один из главнейших составляющих налоговой оптимизации. Компетентная проработка приказа об учетной политике разрешит организации подобрать оптимальный вариант учета, эффективный и с позиции налогового режима. Значимость данного документа особенно усилилась после вступления в силу Главы 25 НК Российской Федерации. В системе российского налогообложения законодательно в этой связи впервые установлена самостоятельная категория — учет операций для целей налогообложения. В связи с этим, при формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо обратить внимание на такие положения, как вариант признания дохода — кассовый или метод начисления, порядок амортизации (метод ее начисления — линейный или нелинейный, выбор срока полезного использования объектов — согласно установленному Классификатору основных средств, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с дебиторской задолженностью, по которой истек срок исковой давности, и др.

При оптимизации посредством договора нужно провести исследование вида сделки, анализ контрагентов, предмета и цены договора, установление штрафных санкций. И на основании всего этого сделать выбор в отношении наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых обязательств.

Специальные методы включают несколько подгрупп методов: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Применение льгот и различного рода преференций предполагает применение норм налогового законодательства, которые приведены в НК Российской Федерации или в нормативно-правовых актах в сфере налогообложения в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.

Рассмотрим некоторые схемы, используемые организациями для оптимизации налогообложения. Данные механизмы можно разделить на две группы.

«Простые» схемы, то есть схемы, реализуемые без специфических затрат, а также без оформления особой документации или договоров. К данной категории относятся и такие ситуации, при которых организация вправе выбрать из нескольких вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т. д. Ведь большая часть предпринимателей определяется в отношении того или иного механизма оптимизации налогообложения заранее — на стадии планирования предпринимательской деятельности. Примеров использования на практике таких схем много.

Так, значительная часть директоров компаний применяют статус индивидуального предпринимателя для значительного сокращения налогов, требуемых к уплате, получая льготы, изложенные в главе 26.2 НК Российской Федерации «УСН», заменяющие НДФЛ, который должен выплатить коммерсант, получая при этом большие доходы, необлагаемые этим налогом. Следует отметить, что существенная часть нарушений и неоднозначных моментов приходится не на сами схемы «минимизации» налогов (как правило, с юридической точки зрения они выстроены грамотно), а на сопутствующие показатели для данного механизма налогообложения, к примеру, использование льгот, предоставляемых малым компаниям, довольно часто следует за неправомерным занижением среднесписочной численности работников фирмы. Наличие такой фальсификации автоматически делает такую схему нелегитимной.

«Сложные» схемы, которые требуют для их воплощения в реальность значительных затрат, например по их обслуживанию, составлению специфической документации, договоров, с помощью которых фактические взаимоотношения хозяйствующих субъектов заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное освобожение от уплаты налогов и сборов (замена оплаты труда страхованием жизни работников и т. д.). К данной группе относятся также схемы по смене налоговой юрисдикции, проще говоря, использование офшорных зон.

Практика показывает, что на новый порядок расчета налоговых платежей почти сразу находится несколько способов уклонения от их уплаты или незаконной минимизации. Объясняется это тем, что над разработкой механизмов налогообложения трудятся не более сотни человек, а над схемами минимизации сотни тысяч, с высоким уровнем профессиональной подготовки и квалифицированным образованием.

Отмечается, что применение некоторых льгот предполагает возможность создания «серых» схем оптимизации. Они являются незаконными, так как при их реализации возникают неучтенные денежные средства, которые используются в личных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконной ее назвать трудно, так как при грамотной организации схема является «чистой».

Примером этой схемы является использование льгот по налогу на прибыль, которую предоставляют некоторые субъекты Российской Федерации, организациями при перечислении средств на благотворительность.

Суть такой льготы сводится к уменьшению суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на размер фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т. д.

После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как составляющая налога на прибыль, часть средств (от 15 до 70 %) отходит обратно инвестору посредством обналичивания денежных средств. Для этого фирма, которой перечисляются средства, увеличивает, в т. ч. необоснованно, затраты, произведенные на благотворительность.

Например, в отношении оптимизации НДФЛ (общая ставка по которому для резидентов — 13 %) допускается рассматривать возможности, предоставляемые ст. 219 и ст. 220 НК Российской Федерации в части налоговых вычетов, а именно: социальных — в сфере лечения физических лиц, а также имущественных — при приобретении или строительстве жилья.

Проанализированные способы оптимизации налогообложения являются далеко не исчерпывающими. Многие организации используют иные способы, изобретая свои ноу-хау в этой сфере.

Самые популярные способы оптимизации налогообложения [4]:

1. Метод замены отношений основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует наиболее выгодный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня — позволяет экономить на прямых налогах.

2. Метод изменения вида деятельности организации предполагает переход на осуществление тех видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые были по факту. Пример данного метода -превращение торговой компании в агента или комиссионера, работающего по поручению с не своим товаром (товаром комитента) за установленное в процентах или твердой сумме вознаграждение.

3. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Каждый субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют свои права по введению дифференцированного налогообложения, установления налоговых ставок, льгот, из чего следует разница при расчете налогов на разных территориях.

4. Переход компании на специальные налоговые режимы, при которых ряд налогов не рассчитывается вовсе.

Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:

- использование льгот при уплате налогов;

- разработка грамотной учетной политики;

- контроль за сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Минимизация налоговых потерь достигается путем грамотного использования

норм действующего законодательства.

Сегодня каждая организация, независимо от осуществляемой деятельности и организационно-правовой формы, наталкивается на обязанность по уплате налогов, что при неграмотном подходе и системных ошибках приводит к лишним затратам и

проблемам с законом. Оптимизация налогообложения — это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков предприятия за счет минимизации налоговых платежей.

Проводя оптимизацию налоговой политики, компания не только снижает объемы платежей по основным налогам, но и приобретает имидж добросовестного налогоплательщика в глазах государственных органов и партнеров.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 29.06.12 г. № 97 ФЗ). Новая волна. М.: 2013. 357 с.

2. Ермакова М. Р. Влияние налогов на денежные потоки инновационно-ориентированного предприятия // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 4. Ч. I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 568 с. С. 3(М1.

3. Заика В. С. Нринципы формирования налоговой политики организации // Актуальные вопросы экономических наук: сб. материалов XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2 / Под общ. ред. Ж. А. Мингалевой, С. С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 308 с.

4. Ильина М. Формирование и анализ налоговой политики предприятия // «Российский бухгалтер», № 2, февраль 2017 г. С. 40-60.

5. Щербаков В. А. Морфологическое моделирование и экономическая оценка налоговой политики предприятия // Проблемы эффективной организации производства и приоритеты инвестиционной политики. Новосибирск, 2010. С. 370-372.

Об авторе

Ермакова Мария Рафиковна — старший преподаватель кафедры учета, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: buh-gmr@yandex.ru

М. R. Ermakova

OPTIMIZATION OF TAXATION AS A METHOD OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

The article considers one of the options for solving the problems offinancial security of state expenditures by taxes at the level of economic entities - through the formation, implementation and analysis of the tax policy of the enterprise, optimization of taxation. The interrelation of the concepts "tax policy", "tax planning" and "optimization of tax payments " at the level of the business entity is given.

Key words: tax, tax optimization, tax planning, tax burden.

About the author

Ermakova Maria Rafikovna — Senior Lecturer of the Accounting, Analysis and Taxation Department, Financial and Economic Faculty, Pskov State University, Russia. E-mail: buh-gmr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.