5. Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации».
6. Саблина H.A. Внутрисемейная толерантность в системе критериев качества жизни населения региона / H.A. Саблина // Сибирь сегодня и завтра: проблемы регионального развития: сб. докладов. - Иркутск, 2006. -С. 159-163.
7. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1993.
ОПТИМИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
© Токарева E.H., Рычкова Л.С.
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье представлен анализ результатов исследования взаимодействия родителей и ребенка с целенаправленным изучением родительского поведения. Отмечена положительная динамика изучаемых показателей, установленная после проведения психокоррекционных занятий с элементами тренинга. Полученные результаты свидетельствуют о возможности оптимизации детско-родигельских отношений в раннем детстве.
В последние годы происходит изменение государственного и общественного отношения к институту семьи, что детерминирует процесс научного исследования различных аспектов ее функционирования. Приоритетным направлением психолого-педагогических исследований является изучение проблем помощи семье в реализации ее репродуктивной и воспитательной функций. Особую актуальность такая помощь приобретает на ранних этапах жизни человека, когда складываются основы и механизмы его социального функционирования.
Важность младенческого и раннего периода в формировании личности ребенка, роль социального окружения, влияние опыта отношений с близкими людьми отмечается в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях Д. Винникотт, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, и др. [1, 3]. Авторы подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка (В.И. Брутман, Г.Г. Филлипова и др.) [3].
Раннее детство - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Исследователи отмечают, что от того, в каких условиях будет протекать эта стадия развития, во многом зависит будущее ребенка. К концу 1-го года жизни ребенка изменяется социальная ситуация развития, с расширением возможностей, возрастает активность ребенка, теперь его интерес направлен на манипуляции с предметами, расширяется круг социальных контактов. Активность и самостоятельность ребенка
требуют изменения его отношений со взрослым, который должен учитывать потребности ребенка, опираться на его возможности. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого. В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка [4].
Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, психологами, психотерапевтами [1, 2]. Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы: а) микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям; б) внутри - и внесемейная деятельность; в) семейное воспитание как комплекс целенаправленны педагогических воздействий [3, 5]. Внутрисемейные отношения - это прежде всего отношения между супругами и между родителями и детьми. Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Родители, выбирая тот или иной стиль воспитания, тем самым предопределяют перспективу развития ребенка. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, следовательно, ее воспитательных возможностей.
Самое важное, что внутрисемейные отношения обладают такими, присущими только им, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой развития, особенно в раннем возрасте. Взаимоотношения ребенка с родителями - основной фактор его социализации. Ошибки в семейном воспитании имеют отсроченные последствия [4].
Выбирая стиль воспитания ребенка, родители берут на себя ответственность за формирование определенного склада личности, особенностей поведения. Часто трудности в обучении, поведении, в общении ребенка связаны именно с ситуацией в семье. Большое значение имеют количество и качество общения со взрослыми. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирование ребенка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям.
В современной ситуации родительства, когда чаще всего отсутствует оптимальная модель взаимодействия родителей и детей в семье, «устаревают» стратегии воспитания, отсутствует обучение родителей, а их совместная деятельность в семье является недостаточно гармоничной, возникает необходимость специальной организации обучения родителей, создания условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.
Целью исследования является изучение влияния специально созданных условий в виде психологических занятий-тренингов для развития
взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста и создание коррек-ционной программы с элементами тренинга для оптимизации детско-родительских отношений. Объект - взаимодействие родителя и ребенка раннего возраста. Предмет - условия, способствующие взаимодействию родителей и ребенка в раннем возрасте.
Материал и методы исследования. На базе детского психологического центра «Индиго» проводились групповые занятия для семей, имеющих детей раннего возраста. Занятия строились в виде психологических семинаров-тренингов с последующей разработкой коррекционной программы с элементами тренинга. В качестве экспериментальной группы выступили 20 семей, имеющих детей от 1,5 до 3 лет. Тренинг - занятия проводились в течение года.
Оценка взаимодействия родителя и ребенка проводилась методами -опрос и наблюдение, что позволило получить более достоверные данные.
На первичном этапе посещения групповых занятий всем родителям было предложено заполнить опросник «Взаимодействия родителей и ребенка (ВРР)», Марковская ИМ, в связи с тем, что эта методика позволяет оценить взаимодействие родителя и ребенка по нескольким шкалам.
Для оценки изменения поведения родителей по отношению к ребенку было проведено невключенное стандартизированное наблюдение «Протокол обследования поведения родителей». Для статистической проверки полученных результатов использовались методы математической обработки: ^критерий Стьюдента.
На основе полученных диагностических полученных данных разрабатывалась коррекционная программа в соответствии с которой осуществлялись занятия. Наличие центра «Индиго» позволило создать специальные условия для совместного проведения занятий ребенка вместе с родителем (группы 4-6 пар). Специальные условия осуществлялись в виде комплексных занятия (2 раза в неделю по 40 мин), которые проводились в течение года и включали коррекционную программу с элементами тренинга, занятия для детей раннего возраста по развитию интеллектуальной, творческой и коммуникативной деятельности. Занятия проводились психологом и педагогом и музыкальным работником.
На заключительном этапе оценивалась динамика оптимизации детско-родительских отношений.
Результаты и их обсуждение. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показал наличие положительной динамики по следующим показателям (опросник ВРР):
- произошло снижение количества родителей придерживающихся строгости в воспитании ребенка с 40 % до 25 %;
- существенно снизились показатели у родителей по шкале «излишне требовательны» с 60 % до 30 %;
- на начальном этапе по шкале «дистанцированы от ребенка» показатели составили 65 %, на завершенном этапе достигли 28 %;
- по шкалам «не сотрудничают с ребенком» и «неудовлетворенны отношениями с ребенком» получены незначительные изменения которые составили снижение показателей с 35 % до 23 %;
- по шкале «повышенно тревожны за ребенка» при первичном исследовании выявлено 47 % родителей, тогда как после проведения программы 20 %;
- результаты у родителей по шкале «непоследовательны в собственных действиях по отношению к ребенку» показали снижение в два раза с 60 % до 30 %.
Сравнительный анализ «Протокола обследования поведения родителей» позволил получить следующие результаты:
Безусловное принятие ребенка: существенно повысились показатели у родителей с 30 % до 80 %, которые заботятся о комфорте и безопасности ребенка; возросли в два раза показатели у родителей с 35 до 70 % , которые предлагают помощь и одобряют поведение ребенка при выполнении заданий; с 20 % до 70 % - увеличены результаты по шкале стремление обеспечить ребенку доступную среду; незначительно возросли результаты по показателям у родителей с 45 % до 52 %, которые проявляют невербальные и вербальные нежности на занятии; на прежнем месте остались результаты у родителей 52 % с изменением до 55 %,котороые демонстрируют расслабленность и хорошее настроение в присутствии ребенка; повысились показатели с 38 % до 70 % по шкале «проявление интереса к занятиям ребенка»; выросли показатели у родителей по шкале « позитивный аффективный фон активности» с 34 % до 50 % .
Совместность действий: вырос процентный показатель с 32 % до 65 % у родителей, которые проявляют заботу о заинтересованности ребенка при выполнении задания и предоставляют ребенку возможности самостоятельно выбирать; по шкале «общение с ребенком на уровне глаз» изменился показатель с 15 % до 60 %, т.е. в 4 раза, что говорит об эффективности работы психолога с родителями; также увеличение наблюдается по показателю «включенность в деятельность, которая интересует ребенка»,а именно с 22 % до 70 %; с 30 % до 48 % изменились результаты у родителей, которые позволяют ребенку осуществлять многократные игры; Резко возрос показатель у родителей с 9 % до 59 %, а именно в 4 раза у родителей, которые идут на компромисс; 37 % - разрешают ребенку действовать с предметами по-своему; повысились показатели в 2 раза по шкалам -«ожидание ответа ребенка» с 30 % до 60 % и родителей, которые подстраивают темп собственной деятельности под темп ребенка с 20 % до 41 %.
Ответственность за воспитание ребенка: произошло изменения показателей по шкале у родителей, которые выбирают адекватные для уровня развития ребенка игрушки и занятия с 28 % до 65 %; в 2 раза вырос показатель у родителей с 20 % до 40 %, которые обращаются за консультациями к специалисту; наблюдается незначительное увеличение по шкалам у
родителей которые самостоятельно объясняют задания или способ действия ребенку, не дожидаясь повторения специалистом с 30 % до 40 % и родители, которые вносят новизну в игру с 15 % до 23 %; показатели у родителей по шкале «управление вниманием ребенка» выросли с 28 % до 48 %.
Выводы. По данным проведенного исследования можно говорить о том, что посещение групповых занятий способствовало усвоению родителями модели эффективного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности и необходимости проведения специально коррекционно-развивающих занятий, направленных на создание оптимальной модели детско-родительских отношений в раннем детстве.
К настоящему моменту в условиях детского центра «Индиго» сложился определенный опыт привлечения родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми раннего возраста, однако родители, как правило, на первых этапах реализации программы являются, как правило, пассивными участниками психолого-педагогического процесса. В этой связи возникает необходимость в разработке программных и методических материалов, ориентированных на формирование активной субъектной позиции родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста позволяющих психологу и педагогу в полной мере реализовать психолого-педагогическое взаимодействие и создать оптимальную модель детско-родительских отношений.
Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 245 с.
2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг/ Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,
2002. - 160 с.
3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997. - 232 с.
4. Стерн, В. Психология раннего детства / В. Стерн. - Минск: Харвест,
2003. - 400 с.
5. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1971.
6. Технологии социально-психологических тренингов / под ред. С.А. Бе-личевой. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. - 208 с.