ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА. ЭТНОПОЛИТИКА
УДК 323.1(470)
ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.К. Магомедов
Исследуется процесс постсоветской политической трансформации в самой крупной северокавказской республике - Дагестане через осмысление роли политических технологий оптимизации межэтнических отношений. Автор анализирует данную проблему с помощью преодоления застарелых и упрощённых трактовок местной политики, которые рассматривают республику исключительно как поле боя для различных этнических групп за власть и ресурсы. Показаны основные факторы, препятствующие примитивной этнизации сложносоставных по своей сути проблем и конфликтов в республике. Теоретической основой исследования является методология конструктивизма, предполагающая понимание межэтнических отношений как пластичного феномена, восприимчивого к воздействию политических технологий.
Ключевые слова: Республика Дагестан, оптимизация, межэтнические отношения, политические технологии.
Сегодня, когда российское государство входит в полосу повышенных геополитических рисков, а на Северном Кавказе обостряются земельные и пограничные споры, выявление политических технологий оптимизации межэтнических отношений становится крайне злободневной задачей. Тем более актуальна проблематика межнациональных отношений и государственной национальной политики применительно к такой северо-кавказской республике, как Дагестан. Ключевой особенностью республики можно признать уникальное для России этническое многообразие. Население состоит из 14 основных этносов и множества субэтносов. Именно риски межэтнических конфликтов в регионе после распада СССР заставило политическое руководство Дагестана учредить в первые постсоветские годы такой уникальный для России политический институт, как Государственный Совет. Насчитывая в своём составе 14 членов - по числу основных этнонациональных групп в республике, этот институт, по сути дела, стал эквивалентом коллективного президентства и со-общественного руководства, закреплённого в конституции республики 1994 г. [1]. Таким способом в Дагестане была выстроена политическая система, учитывающая сложный этнический состав республики. Здесь усматривается определенная аналогия с концепцией Аренда Лейпхарта, предложившего идею со-общественной демократии. Ее ведущими принципами следует признать наличие политической коалиции, пропорциональность составляющих элементов, возможность использования права вето [2]. Данная ситуация позволяет говорить о весьма сложном характере дагестанского социально-политического устройства, что опровергает излишне облегчённые, как будет показано, суждения о характере межэтнических отношений в республике.
Исследовательские ориентиры. Основная задача, которую необходимо раскрыть в данной работе, состоит в том, чтобы исследовать процесс и направления конструирования межнациональных отношений на территории Республики Дагестан. В центре исследования - выявление и анализ политических технологий оптимизации межнациональных отношений в Республике Дагестан в атмосфере развития двух тенденций: возрастания политических рисков и текущей политической модернизации республики. Статья должна ответить на следующие вопросы: Каковы ключевые тенденции, определяющие динамику межэтнических отношений в республике Дагестан? Поможет ли сочетание методологии политического конструирования и метода глубинных интервью совместить и тем самым нарастить эвристический потенциал этнополитики в направлении углубления наших представлений о реальных процессах, происходящих в республике? Выяснить, на каких путях возможна реализация эффективной государственной этнонациональной политики, ориентированной на партнерскую модель межнациональных отношений в Дагестане? Какова роль федеральных и региональных властных структур и гражданского общества в разрешении и профилактике межэтничееских конфликтов в Республике Дагестан?
Методы исследования. Базовым концептуальным допущением данной работы является понимание межнациональных отношений как подвижного социального конструкта, параметры которого задаются характером окружающей социокультурной среды, развитостью гражданского общества, спецификой государственности, этнокультурными традициями и долговременной исторической памятью народов. В соответствии с таким методологическим подходом межнациональные отношения на уровне республик и регионов рассматриваются как процесс, который обладает двумя уравновешивающими чертами: инертностью и пластичностью. Инертность проистекает от наличия долговременных исторических, культурно-ментальных и историко-политических факторов, существенно влияющих на межнациональные отношения в современную эпоху. Но, будучи конструктом, межнациональные отношения могут формироваться, технологически конструироваться и поддерживаться [3]. В мировой политической науке к рассмотрению этносов и наций как политических конструктов обращался целый ряд зарубежных и отечественных исследователей. В первую очередь следует назвать работы Бенедикта Андерсона, Эрика Хобсбаума и Валерия Тишкова, рассматривающих этничность как одну из форм социальной организации, что предполагает ее социальное конструирование [4, 5, 6]. Указанный теоретический тезис в рамках методологии конструирования позволяет рассматривать межэтнические отношения как объект моделирования политическими элитами в рамках направленной государственной национальной политики в соответствии с запросами общества и государства, требованиями эпохи и осуществляемого в обществе процесса социальной и политической модернизации. Не менее значимыми для достижения цели исследования являются выбранные методы анализа. Наиболее ценный массив эмпирических данных для выявления особенностей дагестанской этнополитики был получен в результате полевых исследований, проведённых автором в Республике Дагестан с марта 2017 г. по сентябрь 2018 г. Сюда входят качественные методы, каждый из которых дополняет друг друга: 1) глубинные интервью в свободной форме про-
должительностью от 1 до 1,5 часов. Респонденты: главы и сотрудники городских и сельских администраций, отобранные по представительской сетке; ведущие дагестанские политические аналитики и обозреватели, неформальные общественные авторитеты на местах. В базе данных имеется 41 интервью. Метод глубинных интервью в Дагестане позволил определить основные тренды и риски развития этнополитической ситуации как в республике, так и в Российской Федерации; 2) контент-анализ средств массовой коммуникации (в том числе, информации в сети Интернет). Он использовался для выявления основных этапов истории политизации этничности на Северном Кавказе в постсоветское время, а также для определения основных параметров социокультурного и общественно-политического развития региона.
Сам факт многонациональное™ Дагестана заставил некоторых исследователей искать довольно упрощённые и примитивные объяснения местной политики, а именно - рассматривать республику как поле боя для различных этнических группировок и этнических элит за ресурсы и власть. В статье "Россия не обращает внимания на насилие на Северном Кавказе" американский обозреватель Мария Липман утверждала о том, что политические конфликты в республике происходят "в рамках межэтнической борьбы между этнической группой, стоящей у власти, и несколькими десятками прочих" [7]. К сожалению, этноцентрические трактовки дагестанской политики, которые объясняли местный политический процесс борьбой между различными этнонациональными группировками, оказались довольно распространёнными. Так, в 1990-е гг. известный российский кавказовед Энвер Кисриев и американский политолог Роберт Уэйр объясняли природу весьма относительной политической стабильности в Дагестане в 1990-е гг. сквозь призму активности "этно-партий" [8, 9]. На самом деле дагестанское общество и политика намного сложнее и к ним лучше всего подойдёт характеристика "перекрёстной сегментации", которую дали Магомед-Расул Ибрагимов и Кимитака Мацузато. Последние сделали вывод, что в республике различные разделения (этнические, конфессиональные, территориальные, политические, клановые, кровнородственные и т.д.) не совпадают друг с другом Д10Ж. Аналогичным образом Бобровников и Кисриев сделали важное заключение о том, что дагестанцы в первую очередь соблюдают лояльность в отношении джамаатов, а не этнонациональных групп [11,12]. В данной ситуации крупные этносы не являются субъектами политических действий. Сложное переплетение этнических, конфессиональных, территориальных, кровнородственных и прочих идентификаций обусловило устойчивость дагестанского общества. Описанная система "перекрёстной сегментации" или многосоставной идентификации препятствует разделению дагестанского общества по этническому признаку, как это имеет место, например, на таких кавказских территориях, как Южная Осетия и Абхазия. В этой связи весьма закономерно, хотя и непривычно для посторонних наблюдателей, звучит вывод, сделанный М.-Р. Ибрагимовым и К. Мацузато: "В противоположность обществам, где различные линии сегментации совпадают, в Дагестане этноконфессиональная "нечистота" той или иной группы зачастую укрепляет её легитимность" [13]. Таким образом, уход дагестанского общества от принципа "этнической чистоты" является одним из решающих условий, удерживающих регион в рамках так называемой "нестабильной стабильности", продолжающейся все постсоветские десятиле-
тия. [14]. Таким образом, фактор ухода от принципа "этнической чистоты" в сочетании с существованием джамаатской системы местного самоуправления и децентрализованной системой функционирования местного суфийского ислама (с плюрализмом составляющих его единиц - тарикатов), выступает в качестве политического стабилизатора в этнонациональной сфере Дагестана. Приведённые факторы в сумме служат препятствием для примитивной этнизации сложносоставных конфликтов в республике. Данное рассмотрение специфики внутридагестанских этнополитических реалий будет задавать основное направление дальнейшего исследования.
Проведенное исследование показало, что в качестве главного способа укрепления межэтнической стабильности в России и в Дагестане респонденты назвали обретение общероссийской гражданской идентичности. В данном контексте политика современного российского государства в сфере межнациональных отношений может быть представлена как их целенаправленное конструирование, границы возможностей которого заданы уровнем социально-экономического, социокультурного, политического развития регионов и территорий компактного проживания этнических групп, а цели определяются необходимостью модернизации социальных и политических взаимодействий между федеральными и региональными властными структурами.
Традиционализация политической культуры в северо-кавказском регионе и, в частности, в Республике Дагестан, стимулирует ослабление общегражданской идентичности, что является потенциально конфликтогенным фактором в межнациональных отношениях. Опрошенные дагестанские эксперты и управленцы подчеркнули, что современная геополитическая ситуация, сложность и динамизм современной общественной жизни Дагестана, как и других республик Северного Кавказа, на фоне социально-экономических проблем может придать этнополитическое звучание любому формирующемуся конфликту. Более того, подобный тренд увеличит риск геополитизации межнационального конфликта.
Следующим по значимости фактором, направленным на оптимизацию межэтнических отношений, респонденты в своих интервью назвали качество государственного управления. Поскольку многие этнополитические конфликты в современном Дагестане были спровоцированы отсутствием грамотной национальной политики органов управления, необходимость повышения качественного уровня представителей властных структур была заявлена как одна из ключевых задач.
Что касается основных путей профилактики межэтнических противоречий и конфликтов в Республике Дагестан, то к ним эксперты отнесли следующие (ранжированы по степени значимости):
1) Повышение контроля органов власти и управления за землепользованием, земельными отношениями в регионе, ориентация на учет интересов всех землепользователей в каждом конкретном земельном споре.
2) Совершенствование нормативно-правовой базы, выработка и реализация программ по эффективному противостоянию националистическим, сепаратистским, экстремистским, религиозно-экстремистским настроениям на территории Республики Дагестан.
3) Урегулирование проблемы разделенных народов, проживающих на территории Республики Дагестан и сопредельных регионов Российской Федерации и суверенных государств Закавказья. Необходимо развитие на межгосударственном уровне программ и проектов по улучшению качества жизни разделенных народов, обеспечению их прав и свобод, в том числе и на регулярную коммуникацию с соплеменниками в других государствах.
4) Разрешение проблем депортированных и переселенных народов, с особым упором на сохранение существующего этнического и экономического паритета. При этом права депортированных народов не должны защищаться за счет прав и свобод других народов, расселенных на данных территориях в годы депортации [15].
5) Мероприятия, направленные против оттока русского и русскоязычного населения из Республики Дагестан. Они должны включать не только мероприятия первого пункта, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, но и развитие русского языка, русскоязычных школ в республике.
6) Повышение социально-экономического благосостояния населения Республики Дагестан, что тесно связано с улучшением инвестиционного климата в республике, созданием рабочих мест, развитием коммуникационной инфраструктуры и другими компонентами социально-экономической модернизации дагестанского общества.
7) Модернизация системы воспитания и образования в республике, повышение в образовательных программах компонента, направленного на развитие культуры межнациональных отношений, уважительного отношения к другим этносам и конфессиональным общностям, изучения различных религий и народов, проживающих на территории Республики Дагестан и Российской Федерации в целом.
8) Укрепление кадрового потенциала органов власти и управления Республики Дагестан, в первую очередь посредством подбора кадров по мерито-кратическиму принципу, с обязательным соблюдением принципов этнического представительства, исключающих возможность «этномонополизации» органов власти и управления.
9) Повышение ответственности работников органов власти и управления, борьба с коррупцией на региональном и муниципальном уровнях, с проявлениями клановости и трайбализма в деятельности органов власти и управления.
10) Повышение и развитие самостоятельности, прав и компетенций органов местного самоуправления, в том числе в направлении профилактики и урегулирования этнополитических конфликтов на местном уровне.
Как отметили опрошенные представители местных властно-административных сообществ, в рамках государственной национальной политики политические технологии оптимизации межнациональных отношений должны содержать в себе использование всех наличных механизмов: прогностического - непрерывного мониторинга уровня напряженности в межнациональных отношениях, направленного на прогнозирование и профилактику обострений, отслеживание индикаторов латентной конкурентности; социально-экономического - принятия комплексных мер, направленных на смягчение социально-экономического неравенства представителей этнических групп, уси-
ленного экономического инвестирования в районы с повышенной конфликто-генностью; правового - совершенствования правовых основ межнациональных отношений в субъектах РФ, развития структур гражданского общества; социокультурного - оптимизации социокультурной и языковой среды межнациональных отношений на основе поддержания толерантности межэтнического общения, этнических традиций народов республики, стимулирования деятельности культурных обществ, широкого внедрения преподавания русского языка и культуры в качестве общей базы межнациональной коммуникации; традиционного - использование традиционного для Дагестана института посредничества в разрешении конфликтов, в частности, привлечения к посреднической деятельности религиозных лидеров и представителей неформальной этнической элиты. Большая часть этих механизмов эффективно работает именно в рамках партнерской модели межнациональных отношений [16, 17].
Таким образом, метод глубинных интервью с главами городских и сельских администраций, с ведущими политическими экспертами республики и лидерами местного общественного мнения позволил определить наиболее перспективные направления оптимизации межэтнических отношений в Дагестане. В частности, в рамках государственной национальной политики политические технологии оптимизации межнациональных отношений предполагают использование наиболее эффективных технологических механизмов: от прогностического до социально-экономического, от социокультурного и правового до традиционного. Респондентами было отмечено, что большая часть этих механизмов эффективно работает именно в рамках партнерской модели межнациональных отношений. Именно эта модель позволяет реализовать потенциал как властных структур, так и гражданского общества в профилактике межэтнических конфликтов в Республике Дагестан.
Список литературы
1. Залесны Я. Особенности системы государственной власти в Республике Дагестан // Юридическая наука. 2015. № 2. С. 24-32.
2. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М.: Аспект Пресс, 1997. 287 с.
3. Головнев A.B. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. №4 (25). С. 46-55.
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2001. 288 с.
5. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013. 649 с.
6. Хобсбаум Э. Нация и национализм после 1870 г. СПб: Алетейя, 1998.
308 с.
7. Lipman М. Russia Shrugs Off Violence in North Caucasus // Washington Post. 2009. 24 August. [Электронный ресурс] URL: http://www.washingtonpost.com/wpdyn/content/article/2009/08/23/AR20090823020 35.html (дата обращения: 29.08.2009).
8. Кисриев Э.Ф. Национальности и политический процесс в Дагестане. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1998. 204 с.
9. Ware R.B., Kisriev E. Political Stability and Ethnic Party: Why Is There Peace in Dagestan?/ Alexeev M.A. (ed.). Center - Periphery Conflict in Post-Soviet Russia: A Federation Imperiled. London, 1999.
10. Matsuzato K., Ibragimov M.-R. Islamic Politics at the Sub-regional Level in Dagestan: Tariqa Brotherhoods, Ethnicities, Localism and Spiritual Board // Europe-Asia Studies. Glasgow, 2005. Vol. 57. No. 5 P. 753-779.
11. Бобровников В.О. Современное дагестанское село/ Народы Дагестана. Арутюнов С.А., Османов А.И., Сергеева Г.А. (ред.). М.: Наука, 2002. С. 90-108.
12. Кисриев Э.Ф. Указ. соч.
13. Matsuzato K., Ibragimov M.-R. Указ. соч.
14. Walker E.W. Russia's Soft Underbelly: The Stability of Instability in Dagestan // Berkeley Program in Soviet and Post-Soviet Studies. Working Paper Series. 1999-2000. Winter. [Электронный ресурс] URL: iseees.berkeley.edu/sites/default/files/u4/bps-publications /2000 03-walk.pdf (дата обращения: 10.12.2005).
15. Абакаров Р.И. Межэтнические отношения в Республике Дагестан (по материалам социологических исследований 2013 г.) // Вестник Дагестанского научного центра. 2013. № 51. С. 135-138.
16. Ware R.B., Kisriev E. Указ. соч.
17. Мусаева А.Г. Примирительное правосудие у народов Дагестана. Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2015. №1. [Электронный ресурс] URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=17095 (дата обращения: 29.11.2015).
Магомедов Арбахан Курбанович, д-р полит. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный университет
OPTIMIZATION OF INTER-ETHNIC RELATIONS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: A ROLE
OF POLITICAL TECHNOLOGIES
A.K. Magomedov
The paper studies the process of Post-Soviet political transformation in largest North Caucasian Republic of Russia - Dagestan. This process scrutinizes through comprehension of role of political technologies of optimization of inter-ethnic relations. The author analyzes this problem by overcoming the old and simplified interpretations of local politics, which view the republic exclusively as a battlefield for various ethnic groups for power and resources. The main factors hindering primitive ethnicization of complex problems and conflicts in the republic are shown. The theoretical basis of the study is the methodology of constructivism, which assumes an understanding of interethnic relations as a plastic phenomenon susceptible to the influence of political technologies.
Key words: Dagestan Republic, optimization, inter-ethnic relations, political technologies.
Magomedov Arbakhan Kurbanovich, doctor of political sciences, professor, chair of Department, [email protected], Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk State University.