Научная статья на тему 'Оптимизация личного состава в Министерстве внутренних дел Российской Федерации как фактор, влияющий на рост преступности'

Оптимизация личного состава в Министерстве внутренних дел Российской Федерации как фактор, влияющий на рост преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА / REFORM / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / OPTIMIZATION / PERSONNEL REDUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудряшов А. В.

В статье проводится анализ реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности положения, касающегося сокращения численности личного состава МВД Российской Федерации. Приводятся обоснованные доводы о несостоятельности данного направления реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудряшов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL OPTIMIZATION IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR INFLUENCING THE INCREASE IN CRIME

In article gives the analysis of the reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, in particular, the provisions relating to the reduction of the personnel of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Reasonable arguments about this reform inadequacy are given.

Текст научной работы на тему «Оптимизация личного состава в Министерстве внутренних дел Российской Федерации как фактор, влияющий на рост преступности»

60

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УДК 351.74+343.97

А. К. Кудряшов

A. Kudryashov

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА В МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА РОСТ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье проводится анализ реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в частности положения, касающегося сокращения численности личного состава МВД Российской Федерации. Приводятся обоснованные доводы о несостоятельности данного направления реформы.

Ключевые аова: реформа, Министерство внутренних дел Российской Федерации, оптимизация, сокращение численности личного состава.

PERSONNEL OPTIMIZATION IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR INFLUENCING THE INCREASE IN CRIME

In article gives the analysis of the reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, in particular, the provisions relating to the reduction of the personnel of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Reasonable arguments about this reform inadequacy are given.

Keywords: reform, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, optimization, personnel reduction.

Проводимая в нашей стране реформа Министерства внутренних дел, начатая в 2009 году с целью повышения эффективности правоохранительных органов России, борьбы с коррупцией и улучшения имиджа правоохранительных органов, наложила свой отпечаток на многие институты государства и к позитивным изменениям нс привела.

Численность сотрудников органов внутренних дел в 2011 году была сокращена на 22 процента. В ходе проводимой реформы планировалось в наибольшей степени подвергнуть сокращению аппарат управления. Однако в реальности аппарат управления остался тем же. Некоторые должности были сокращены в отчетных документах, а в реальности просто переименованы. В результате реформы сокращены целые службы, обеспечивающие общественный порядок на улицах. Например, оптимизировали медвытрезвители, и преступлений на улицах, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, стало намного больше. Нс стало меньше административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Статья 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, и статья 20.21 - появление в общественных местах в состоянии опьянения 111 на практике фактически нс применяется. Для отчетности руководство

территориального ОВД обязует такие строевые подразделения полиции как вневедомственная охрана, патрульно-постовая сл\жба или дорожнопатрульная служба заполнить несколько протоколов по данным деяниям и на этом противодействие данном} виду правонарушений заканчивается. Насколько можно заметить, данные службы должны выполнять совершенно другие задачи. Теперь обязанности по оказанию помощи и выдворению с улиц лиц, находящихся в состоянии опьянения, если их жизни и здоровью угрожает опасность, лежит на Министерстве здравоохранения, а в частности на сотрудниках скорой медицинской помощи.

К сожалению, приходится констатировать, что работники здравоохранения нс справляются с задачами, которые ранее решала одна из служб ОВД - медвытрезвители. Сотрудники скорой помощи при выезде на место происшествия с участием нетрезвых правонарушителей часто подвергаются с их стороны нападениям. Таким образом, задачи по прсдупрождению и пресечению уличной преступности в состоянии опьянения на конкретные службы ОВД нс возложены, а значит, нс выполняются в полном объеме.

К негативным последствиям проводимой реформы можно отнести в первую очередь сокращение штата полиции более чем на 22 процента. В результате многие сельские районы остались без участковых, а во многих крупных городах нс хватает сотрудников патрульно-

61

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

постовой службы, некомплект в строевых подразделениях вневедомственной охраны, дорожнопатрульной службы.

В результате реформы были существенно повышены социальные гарантии и денежное довольствие сотрудников полиции. Однако сотрудники полиции, которые после сокращения численности личного состава остались нести службу вынуждены исполнять обязанности за тех, кого сократили. На общем фоне сокращение численности сотрудников ОВД выглядит в среднем, как планировали реформаторы - 22 процента, однако в некоторых службах и подразделениях ОВД сократили около 35 процентов личного состава. Увеличение нагрузки на личный состав приводит к тому, что качество выполняемой работы нс на должном уровне и нс способствует решению всех задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев признал, что первый этап реформы его ведомства оказался недостаточно эффективным. Об этом, он заявил i 1 октября 2013 г. на заседании расширенной рабочей группы по реформированию органов внутренних дел.

При этом Колокольцев признал, что реформы первого этапа были необходимы. «Однако для получения результата они оказались недостаточны, нс оправдали в полной мере ожидания граждан. Именно поэтому важна оптимизация нашей работы, предстоит еще многое сделать, чтобы граждане реально ощутили позитивные изменения в системе органов внутренних дел».

На сегодняшний день планируется очередной этап сокращений численности МВД. Об этом сообщается в Российской газете от 15 января 2015 г., в ведомстве урезание штатов объясняют повышением эффективности расходования бюджетных средств. При этом оптимизация штатной структуры будет проводиться по том) же принципу, которого глава МВД Владимир Колокольцев * 1 2

придерживается вес последние годы: снижается численность аппаратов управления, сотрудников с «земли» стараются нс трогать |2|. Однако на деле происходит все наоборот. Проведенный анализ численности и структуры аппарата управления Министерства внутренних дел и Главных управлений Министерства внутренних дел су бъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что все руководство остается на своих местах. Так называемой оптимизации подвергаются непосредственно сотрудники, противодействующие преступности на местах.

Оптимизация в ОВД привела к тому , что в территориальных отделах полиции существу ет дефицит квалифицированных специалистов, в особенности в тех службах, где требуются специалисты с опытом работы и профессионалы своего дела. На некоторые, в том числе и ру ководящие должности, назначаются молодые сотрудники, нс имеющие опыта в определенном направлении работы, так как с у четом предъявляемых требований к сотру дникам, службу способны нести только молодые, полные сил, но нс опытные сотрудники. В процессе реформы ОВД опытных сотрудников, специалистов со стажем работы и имеющих выслугу более 20 лет, попросили у йти на пенсию. Вышеизложенное приводит к тому, что работа выполняется некачественно, и несвоевременно.

Анализ оперативной обстановки в России и Челябинской области в частности за 2014 год, позволяет сделать вывод что снижается раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений, а у ровень у личной преступности растет. Сотру дников правоохранительных органов, противодействующих преступлениям против личности и собственности, обеспечивающих общественный порядок и общественну ю безопасность, становится все меньше. Все вышесказанное, по нашему мнению, является фактором, влияющим на рост преступности.

Примечания

1. Кодеке Российской Федерации об административных правонару шениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (рсд. от 03 февраля 2015 г.) // СПС «КонсультантП.люс».

2. Российская газета. - 2015. - 15 января.

КУДРЯШОВ Андрей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры у головно-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ).

E-mail: andrej.kudryashov. 1975?//mail.ni

KUDRYASHOV Andrey, Candidate of Law, assistant professor. Chair of Criminal and Legal Disciplines of the Faculty of Law Enforcement Officers' Training, South Ural State University (NRU).

E-mail: andrej.kudry ashov. 1975^mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.