Научная статья на тему 'Оптимизация лекарственного обеспечения населения: проблемы и пути решения информационной обеспеченности медицинских специалистов'

Оптимизация лекарственного обеспечения населения: проблемы и пути решения информационной обеспеченности медицинских специалистов Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
992
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ (ЛС) / PROFESSIONAL INFORMATION ON MEDICINES / НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПИСЫВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ / APPOINTMENT AND PRESCRIPTION OF DRUGS IN LATIN / PROVISION OF MEDICINES / INFORMATION ABOUT MEDICINES / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / RATIONAL USE OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ростова Наталья Борисовна, Лазарева Маргарита Николаевна, Кудряшова Алена Игоревна

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения новых организационных технологий, способствующих рациональному использованию лекарств. Изменения, происходящие в сфере обращения лекарственных средств в последние годы (несовершенство системы информации и информирования специалистов о лекарственных средствах, регламентация назначения и выбора в соответствии со стандартами медицинской помощи, изменения в правилах выписывания лекарственных препаратов и др.), не способствуют рациональному выбору, назначению и использованию лекарственных средств в реальной клинической практике. Авторами предлагается решение данных вопросов на примере разработанной ими модели информационного источника по регламентации назначения лекарственных препаратов и особенностям выписывания рецептов на латинском языке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ростова Наталья Борисовна, Лазарева Маргарита Николаевна, Кудряшова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of medicinal provision of population: issues and ways of solving information provision to medical specialists

In the article the issues of the need for the introduction of new organizational technologies, promote the rational use of medicines.Changes occurring in the field of medicines, in recent years, do not contribute to rational choice (imperfect information and informing professionals about medicines, the regulation of the appointment and selection in accordance with the standards of medical care, changes in the rules prescribing medications, etc), prescription and use of medicines in real clinical practice.The authors propose a solution to these issues on the example of the developed model for an information source on the regulation of medicines and prescriptions in Latin.

Текст научной работы на тему «Оптимизация лекарственного обеспечения населения: проблемы и пути решения информационной обеспеченности медицинских специалистов»

ФАРМАЦИЯ

УДК 615.03:614.23

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н.Б. Ростова, М.Н. Лазарева, А.И. Кудряшова,

ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия»

Ростова Наталья Борисовна - e-mail: N-Rostova@mail.ru

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения новых организационных технологий, способствующих рациональному использованию лекарств. Изменения, происходящие в сфере обращения лекарственных средств в последние годы (несовершенство системы информации и информирования специалистов о лекарственных средствах, регламентация назначения и выбора в соответствии со стандартами медицинской помощи, изменения в правилах выписывания лекарственных препаратов и др.), не способствуют рациональному выбору, назначению и использованию лекарственных средств в реальной клинической практике. Авторами предлагается решение данных вопросов на примере разработанной ими модели информационного источника по регламентации назначения лекарственных препаратов и особенностям выписывания рецептов на латинском языке

Ключевые слова: лекарственное обеспечение, рациональное использование лекарственных средств; профессиональная информация о лекарственных средствах (ЛС); назначение и выписывание лекарственных препаратов на латинском языке.

In the article the issues of the need for the introduction of new organizational technologies, promote the rational use of medicines.Changes occurring in the field of medicines, in recent years, do not contribute to rational choice (imperfect information and informing professionals about medicines, the regulation of the appointment and selection in accordance with the standards of medical care, changes in the rules prescribing medications, etc), prescription and use of medicines in real clinical practice.The authors propose a solution to these issues on the example of the developed model for an information source on the regulation of medicines and prescriptions in Latin.

Key words: provision of medicines, the rational use of medicines; (information about medicines);

professional information on medicines, appointment and prescription of drugs in Latin.

В настоящее время вопросам организации лекарственного обеспечения населения в РФ уделяется особое внимание. Регламентирующим документом Министерства Здравоохранения Российской Федерации утверждена Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года, достижение целей которой предусмотрено решением ряда задач. Перед специалистами поставлена задача по созданию системы обеспечения рационального использования лекарственных препаратов (ЛП) для медицинского обеспечения. Для

решения этой задачи предусматривается использование отдельных организационных технологий, в частности, внедрение современных клинических рекомендаций (протоколов) ведения больных; создание эффективной системы рационального использования ЛП на основе принципов доказательной медицины и др. Стратегической задачей является также повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников в целях совершенствования лекарственного обеспечения населения [1].

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Рыночные преобразования, происходящие во всех сферах здравоохранения после распада государственной системы закупок и снабжения ЛП (увеличение числа обращаемых лекарственных средств (ЛС), разрушение системы фармацевтической информации и др.), а также ограниченные финансовые ресурсы, как в государственной сфере, так и у населения, явились важными факторами, влияющими на доступность лекарственной помощи и, как следствие, на ухудшение показателей здоровья населения в РФ. В значительной степени на качество лекарственной помощи влияет рациональность использования ЛС, которая зависит от регламентации процесса лекарственного обеспечения на основе эффективных организационных технологий.

В современных условиях функционирования системы здравоохранения и регламентации деятельности в сфере обращения лекарственных средств на организацию лекарственного обеспечения населения и рациональное использование лекарств оказывают влияние различные факторы:

• большое количество зарегистрированных ЛС, предназначенных для удовлетворения одной и той же терапевтической потребности, среди которых как оригинальные препараты, так и дженерики;

• активный маркетинг фармацевтических компаний по продвижению лекарственных препаратов (влияние представителей на назначения врачей и рекомендации провизоров);

• появление на рынке новых лекарств, порой с недоказанной клинической эффективностью, но высокой стоимостью;

• профессионализм медицинских специалистов по вопросам ЛС, стандартов лекарственной терапии и т. д.;

• недостаток объективной профессиональной информации о ЛС.

Значимость профессиональной информации о лекарственных средствах (ЛС) в организации эффективной медицинской помощи и лекарственного обеспечения, в рациональном использовании лекарств, образовании и повышении квалификации медицинских и фармацевтических специалистов достоверно подтверждена различными научными исследованиями, что свидетельствует о важности четко организованной системы информации о ЛС в системе здравоохранения и охраны здоровья граждан [2].

Изучение мнения медицинских специалистов о роли информации в рациональном использовании лекарств показало, что большинство опрошенных (73,3%) считают, что формирование четко структурированной системы информирования о ЛП с учетом принципов рационального использования способствует повышению их профессионального уровня. При этом 94,3% специалистов уверены, что получение полной информации о ЛС с позиции рационального выбора является полезным для практической деятельности.

В нашей стране основные положения системы информации и источники информации о ЛС регламентированы различными документами [3-6]. Анализ этих документов выявил определенные расхождения и неточности. Так, в различных документах один и тот же информационный

источник о ЛС определен по-разному, или в одном документе дается определение источника информации о ЛС, а в другом определена его структура и содержание и т. п. Кроме этого, в изученных документах не отражены вопросы о порядке получения и использования информации о ЛС различными потребителями. Безусловно, такая регламентация системы информации о ЛС и источников информации для специалистов не способствует рациональному выбору, назначению и использованию ЛП в реальной клинической практике.

За последние десятилетия развитие мирового и российского фармацевтического рынка привело к появлению новых лекарственных препаратов и новых лекарственных форм (ЛФ): спреи, лиофилизаты, таблетки диспергируемые и для рассасывания, порошки для приготовления суспензий, кишечнорастворимые капсулы и многие другие.

Приказ МЗ России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания ЛП, а также форм рецептурных бланков на ЛП, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» внёс принципиальные изменения в правила порядка назначения ЛП и правила выписывания рецептов. В главе 1 «Общие положения» (пункт 3) данного приказа регламентируется, что «назначение и выписывание ЛП осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН), а при его отсутствии - по группировочному наименованию. В случае отсутствия МНН и группировочного наименования ЛП назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию» [7].

Содержание информационных источников по ЛС (Государственный реестр, инструкции по медицинскому применению ЛП), а также справочной литературы по рецептуре, имеющейся в распоряжении врачей, не соответствует требованиям современных нормативно-правовых актов, в частности, приказа МЗ России от 20 декабря 2012 года № 1175н, так как отсутствует информация о МНН или группировочном названии ЛП на латинском языке. Более того, далеко не всегда медицинские специалисты владеют информацией о том, что бактериальные ЛП, органопрепараты и фитопрепараты не имеют МНН и их следует выписывать только по торговому наименованию.

Пункт 16 приказа МЗ РФ № 1175н предписывает: «Состав комбинированного лекарственного препарата, обозначение лекарственной формы и обращение медицинского работника к фармацевтическому работнику об изготовлении и отпуске лекарственного препарата выписываются на латинском языке». Однако латинские названия многих новых ЛФ не известны врачам, так как не приводятся в Государственном реестре ЛС и другой справочной литературе, например: таблетки для рассасывания - tabulettае dissolubiles (dulcitabulettae), таблетки шипучие - tabulettае effervescentes, таблетки диспергируемые - tabulettае dispersibiles, лиофилизат - lyophilisatum, орошение (спрей) - nebula (spray), трансдермальная терапевтическая система - systema therapeuticum transcutaneum (STT), пастилки - pastilli (trochisci) и др. [8].

Al

ЭдУД

В Приложении № 3 приказа МЗ № 1175н от 20 декабря 2012 года приводится список допустимых к использованию латинских сокращений рецептурных обозначений, однако он также не в полной мере отражает перечень ЛФ и рецептурных выражений на ЛП, которые зарегистрированы в РФ, активно обращаются на фармацевтическом рынке и используются в медицинской и фармацевтической практике в последние годы [2], в частности: ad us. IV et IM (ad usum intravenosum et intramuscularem -для внутривенного и внутримышечного применения), in tabl. pellicul. (in tabulettis pelliculatis - в таблетках, покрытых плёночной оболочкой); pro inject. intrathecal. (pro injectione intrathecal - для интратекального введения) и др.

Одним из двенадцати направлений, способствующих рациональному использованию лекарств, рекомендованных ВОЗ, является четкая регламентация использования в реальной медицинской практике клинических рекомендаций и/или стандартов лечения, включая стандарт лекарственной терапии [9].

Изучение регламентирующих документов в части назначений лекарственных препаратов позволило установить, что рядом нормативно-правовых документов регламентируется необходимость организации медицинской и лекарственной помощи на основе стандартов лечения:

1. Федеральный закон № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (глава 2. Основные принципы охраны здоровья, статья 10) определяет необходимость использования стандартов медицинской помощи для обеспечения качественной медицинской помощи (пункт 4): «Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» [10];

2. Федеральный Закон «О государственной социальной помощи от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ с изменениями» (Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг) подтверждает важность выписывания рецептов на основе стандартов медицинской помощи (статья 6.2., пункт 1): «Дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми ЛС, ИМН, а также специализированными продуктами лечебного питания и т. д.» [11];

3. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» закрепляет важность оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи для осуществления утверждаемой программы (Глава 1. Общие положения): «Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики». Данным постанов-

лением (Глава 8. Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставлений медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи) фиксируется возможность получения бесплатной медицинской помощи только при соответствии оказанной помощи утвержденным стандартам медицинской помощи «...порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по желанию пациента...», а также «порядок предоставления транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту.» [12].

4. Приказ МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на ЛП, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (Глава 4. Назначение и выписывание ЛП гражданам, имеющим право на бесплатное получение ЛП или получение ЛП со скидкой, в рамках оказания им первичной медико-санитарной помощи) регламентирует необходимость выписывания рецептов на ЛП согласно действующим стандартам медицинской помощи (пункт 34): «Назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента, исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи» (Приложение 1) [7].

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня ЛП, в том числе перечня ЛП, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» указывает на необходимость осуществлять назначения ЛП на основе стандартов медицинской помощи (пункт 1): «Утвердить Перечень ЛП, в том числе перечень ЛП, назначаемых по

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно приложению» [13].

Учитывая рекомендации ВОЗ, затруднения медицинских специалистов с выбором МНН ЛС при назначении (по данным проведенного анкетирования) и отсутствие в действующих источниках информации прописанных международных непатентованных или группировочных наименований ЛП на латинском языке, нами была разработана модель информационного источника по регламентации назначения ЛП и особенностям выписывания рецептов на латинском языке.

Информация представлена в форме стандартизированных таблиц, содержащих два раздела: «Общие сведения» и «Информация о назначаемом ЛП». Раздел «Общие сведения» включает информацию о нозологических формах болезни в соответствии с кодом МКБ и о пациенте (категория возрастная - взрослые, дети; фаза - обострение, вне обострения; стадия заболевания; осложнение -показывающая наличие осложнений; срок лечения данной нозологии - временной промежуток, в течение которых проводится лечение).

Раздел «Информация о назначаемом ЛП» содержит следующую информацию: анатомо-терапевтическо-химическая классификация (АТХ) - код и группа; международное непатентованное наименование (МНН); наличие ЛП в перечне ЖНВЛП (данные МНН отмечены зна-

ком*); усредненный показатель частоты назначений; торговые наименования ЛП с учетом многообразия форм выпуска, примеры прописей на латинском языке. Названия ЛП, отпускаемых из аптечных организаций без рецепта, отмечены общепринятым английским сокращением ОТС (от англ. over the counter «лекарства с прилавка») [14].

Реализация данной модели информационного источника о ЛС осуществлена на примере группы заболеваний органов дыхания (таблица).

Использование данного информационного источника в реальной практике медицинских специалистов будет способствовать повышению уровня их профессиональной образованности и информированности об основных рекомендациях по лечению отдельных нозологий, по вопросам выбора МНН ЛС и выписывания прописей назначаемых ЛП на латинском языке, что в целом облегчит работу специалистов и повысит качество лекарственного обеспечения населения. [Д

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации. Приказ Минздрава РФ от 13.02.2013 г. № 66.

Ob utverzhdenii strategii lekarstvennogo obespechenija naselenija Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda i plana ee realizacii. Prikaz Minzdrava RFot 13.02.2013 g. № 66.

2. Ростова Н.Б. Обоснование организационно-фармацевтических подходов к оптимизации лекарственного обеспечения населения на основе рационального использования лекарственных средств: автореф. дис. ... д-ра фарм. н.: 14.04.03. - Пермь, 2011. 46 с.

таблица.

Модель информационного источника по регламентации назначения ЛП и особенностям выписывания рецептов на латинском языке

Стандарт первичной медико-санитарной помощи при обострении хронической обструктивной болезни легких (Приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. № 1214н)

Категория возрастная: взрослые

Пол: любой

Фаза: обострение легкой и средне-тяжелой степени тяжести

Стадия: I; II

Осложнения: без осложнений

Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь

Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно

Форма оказания медицинской помощи: неотложная

Средние сроки лечения (количество дней): 10

Код по МКБ X Нозологические единицы: 044.0 Хроническая обструктивная легочная болезнь с острой респираторной инфекцией нижних дыхательных путей 044.1 Хроническая обструктивная легочная болезнь с обострением неуточненная 044.9 Хроническая обструктивная легочная болезнь неуточненная

Код АТХ АТХ классификация МНН ЛП Усредненный показатель частоты предоставления Торговые наименования, дозировки и формы выпуска Примеры прописи на латинском языке

J01 Антибактериальные препараты системного действия

J01CA Пенициллины широкого спектра действия Амоксициллин* 0,3 1. Амосин капсулы 0.25 г №20 1) Rp.: Caps. Amoxicillin! 0,25 N 20. D.S.: 2) Rp.: Amoxicillin 0,25 D.t.d. N 20 in caps. S.:

2.Флемоксин солютаб таблетки диспергируемые 125 мг №20 1) Rp.: Tabl. Amoxicillin 0,125 dispers. N 20 D.S.: 2) Rp.: Amoxycillini 0,125 D.t.d. N 20 in tabl. dispers. S.:

Al

SSM

Rostova N.B. Obosnovanie organizacionno-farmacevticheskih podhodov k optimizacii lekarstvennogo obespechenija naselenija na osnove racional'nogo ispol'zovanija lekarstvennyh sredstv: avtoref. dis. ... d-ra farm. n.: 14.04.03. -Perm', 2011.46 s.

3. Об обращении ЛС: федер. закон РФ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ.

Ob obrashhenii LS: feder. zakon RFot 12.04.2010 g. № 61-FZ.

4. О рекламе: федер. закон РФ от 13.03.2006 г. № 38-Ф3.

O reklame: feder. zakon RF ot 13.03.2006 g. № 38-FZ.

5. Об утверждении положения об информационной системе, обеспечивающей субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией: приказ МЗ РФ от 28.05.2003 г. № 224.

Ob utverzhdenii polozhenija ob informacionnoj sisteme, obespechivajushhej sub#ekty obrashhenija lekarstvennyh sredstv neobhodimoj informaciej: prikaz MZRF ot 28.05.2003 g. № 224.

6.0 введении в действие отраслевого стандарта «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения»: приказ МЗ РФ от 26. 03.2001 г. № 88.

O vvedenii v dejstvie otraslevogo standarta «Gosudarstvennyj informacionnyj standart lekarstvennogo sredstva. Osnovnye polozhenija»: prikaz MZ RFot 26. 03.2001g. № 88.

7. Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов (ЛП), а также форм рецептурных бланков на ЛП, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения: Приказ МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1175н.

Ob utverzhdenii porjadka naznachenija i vypisyvanija lekarstvennyh preparatov (LP), a takzhe form recepturnyh blankov na LP, porjadka oformlenija ukazannyh blankov, ih ucheta i hranenija: Prikaz MZ RF ot 20.12.2012 g. № 1175n.

8. Цисык А.З., Круглик Н.А., Ромашкевичус С.К. Латинский язык для студентов фармацевтического факультета: учеб.-метод. пособие в 2-х частях. Ч.1. 2-е изд. Минск: БГМУ, 2013. C. 150-172.

Cisyk A.Z., Kruglik N.A., Romashkevichus S.K. Latinskij jazyk dlja studentov farmacevticheskogo fakul'teta: ucheb.-metod. posobie v2-h chastjah. Ch.1.2-e izd. Minsk: BGMU, 2013. C. 150-172.

9.Promoting rational use of medicines. - http://www.who.int/medicines/ publications/ policyperspectives/ppm05en.pdf

10. Об охране здоровья граждан в Российской Федерации: ФЗ РФ от 21.11.2011 г. № 323-ф3.

Ob ohrane zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii: FZ RF ot 21.11.2011 g. № 323-FZ.

11. О государственной социальной помощи: ФЗ РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ в ред. от 25.11.2006 г. № 195-ФЗ.

O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi: FZRFot 17.07.1999 g. № 178-FZ v red. ot 25.11.2006 g. № 195-FZ.

12. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Постановление правительства РФ от 28.11.2014 г. № 1273.

O programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov: Postanovleniepravitel'stva RFot 28.11.2014 g. № 1273.

13. Об утверждении перечня ЛП, в том числе перечня ЛП, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: Приказ МЗСР РФ от 18.09.2006 г. № 665.

Ob utverzhdenii perechnja LP v tom chisle perechnja LP, naznachaemyh po resheniju vrachebnoj komissii lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij, obespechenie kotorymi osushhestvljaetsja v sootvetstvii so standartami medicinskoj pomoshhi po receptam vracha (fel'dshera) pri okazanii gosudarstvennoj social'noj pomoshhi v vide nabora social'nyh uslug: Prikaz MZSR RF ot 18.09.2006 g. № 665.

14. Стандарт первичной медико-санитарной помощи при обострении хронической обструктивной болезни легких: Приказ МЗ РФ от 20.12.2012 г. № 1214н.

Standart pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi pri obostrenii hronicheskoj obstruktivnoj bolezni legkih: Prikaz MZ RF ot 20.12.2012 g. № 1214n.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.