Научная статья на тему 'Оптимизация корпоративной социальной ответственности угольных предприятий с применением технологии социального проектирования'

Оптимизация корпоративной социальной ответственности угольных предприятий с применением технологии социального проектирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
290
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / МОЛОДЕЖЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / SOCIAL ENGINEERING / SOCIAL RESPONSIBILITY / COAL INDUSTRY / YOUTH / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Т. Н., Равочкин Н. Н.

В современных условиях в России и ее регионах наблюдаются масштабные трансформации в экономике, общественной жизни, социальной сфере. В рамках всего земного шара продолжается поиск эффективных технологий для выхода из экономического кризиса, в первую очередь кризиса управленческой деятельности. В данной статье авторы рассматривают применение технологии социального проектирования в контексте оптимизации корпоративной социальной ответственности угольных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мартынова Т. Н., Равочкин Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COAL ENTERPRISES CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OPTIMIZATION USING SOCIAL ENGEENRING TECHNOLOGY

In the present conditions in Russia and its regions there are large-scale transformation of the economy, social life, the social sphere. As part of the globe the search for effective technologies for the recovery from the economic crisis in the first place the crisis management activities. In this article the authors discuss the use of social engineering techniques in the context of optimizing the corporate social responsibility of the coal enterprises.

Текст научной работы на тему «Оптимизация корпоративной социальной ответственности угольных предприятий с применением технологии социального проектирования»

УДК 316

Т.Н. Мартынова

канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы и менеджмента социальной сферы, ФГБОУВПО «Кемеровский государственный

университет»

Н.Н. Равочкин

старший преподаватель, кафедра истории и психологии, ГБОУВПО «Кемеровская государственная медицинская академия»

ОПТИМИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УГОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. В современных условиях в России и ее регионах наблюдаются масштабные трансформации в экономике, общественной жизни, социальной сфере. В рамках всего земного шара продолжается поиск эффективных технологий для выхода из экономического кризиса, в первую очередь - кризиса управленческой деятельности. В данной статье авторы рассматривают применение технологии социального проектирования в контексте оптимизации корпоративной социальной ответственности угольных предприятий.

Ключевые слова: социальное проектирование, социальная ответственность, угольная отрасль, молодежь, технология.

T.M. Martynova, Kemerovo state university

N.N. Ravochkin, Kemerovo state medical Academy

COAL ENTERPRISES CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OPTIMIZATION USING SOCIAL ENGEENRING TECHNOLOGY

Abstract. In the present conditions in Russia and its regions there are large-scale transformation of the economy, social life, the social sphere. As part of the globe the search for effective technologies for the recovery from the economic crisis in the first place - the crisis management activities. In this article the authors discuss the use of social engineering techniques in the context of optimizing the corporate social responsibility of the coal enterprises.

Keywords: social engineering, social responsibility, the coal industry, youth, technology.

Развитие технологий по оптимизации процесса корпоративной социальной ответственности предприятий угольной отрасли априорно является условием позитивного конкурирования на глобальных рынках. На повестке дня в глобализирующемся обществе стоит разработка эффективных методов по оптимизации корпоративной социальной ответственности предприятий. Эта оптимизация включает в себя оптимизацию системы управления персоналом, предполагающей собой работу по направлению с уже работающими сотрудниками, так и потенциальными будущими работниками (в идеале с теми, кто уже вышел на пенсию после работы в данной организации (рис. 1).

Многообразие теоретических подходов создает непростую ситуацию для руководителей служб управления персоналом угольных предприятий. От правильного выбора ме-

тода оценки зависит успешность системы стимулирования, а значит - степень удовлетворенности работников и, в конечном счете, экономические показатели предприятия [3].

Рисунок 1 - Система управления персоналом

Работа с молодежью - одно из приоритетных направлений стратегии работы с персоналом. В целях защиты стратегических целей компании необходимым является отреагировать на нехватку молодых талантов на рынках труда. Эта реакция должна учитывать разработку специальной социально ответственной корпоративной стратегии с программами по трудоустройству, направленной на привлечение студентов, выпускников и молодых специалистов путем демонстрирования им заинтересованности угольных компаний в них.

Для привлечения молодых талантов, к примеру, на ранних стадиях их обучения, необходимо тесно сотрудничать со средними школами, средними специальными учебными заведениям и образовательными учреждениями высшего образования в целях повышения интереса к естественным наукам. Особенности привлечения молодежи отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные особенности привлечения молодежи к деятельности в угольной отрасли

Целевая аудитория Школьники, учащиеся средних специальных и высших учебных заведений

Цель проекта создание условий для привлечения молодых и перспективных специалистов в образовательные учреждения области

Задачи проекта - изучить факторы и проблемы молодых специалистов в системе угольной промышленности; - разработать комплекс мер, направленных на привлечение молодых специалистов в компании Кемеровской области; - создать благоприятные условия для работы молодого специалиста; создать условия для развития и реализации потенциальных возможностей молодых специалистов

Ожидаемые реализации проекта - создание условий для увеличения притока и закрепления молодых специалистов в компании области; - увеличение доли молодых специалистов в компаниях области - усиление чувства уверенности и профессиональной защиты молодых специалистов угольной отрасли

Одним из направлений в привлечении молодых специалистов возможно участие и присутствие в Интернет-программах, основанных на разработке новых возможностей в добыче угля и разведке новых месторождений с учетом геймификации, что на современном этапе развития угольной отрасли активно применяется крупными угольными компаниями.

Одно из таких участий реализовано ОАО «СУЭК-Кузбасс» (Кемеровская область), крупнейшем работодателе в сфере добычи угля. В программе, разработанной данной компанией, участники создают команды из трех человек и соревнуются в специально созданной онлайн-игре по моделированию реальных ситуаций. Как правило, эти кейсы состоят из анализа проведенной разведки и разработки и принятии решений по поводу места добычи и необходимых для применения технологиях.

Технология социального проектирования, по нашему мнению, является одной из приоритетных и жизнеспособных в ее применении в контексте работы с молодежью в угольной отрасли. Указанная технология понимается нами как позитивный креативный процесс создания системы социальных эффектов, сосредоточенных на решение наличествующих социальных проблем. Социальный проект является отображением желаемого состояния изменяемой системы в будущем с учетом затрат определенных ресурсов.

Важными подвижками является то, что в начале XXI века социальное проектирование перестало быть профессиональной деятельностью только отдельных специальностей, но используется практически во всех сферах жизнедеятельности людей, в том числе и социальной.

Социальное проектирование, как самостоятельный инструмент (так и в контексте инструмента практик корпоративной социальной ответственности) в настоящее время еще активно изучается. Об этом свидетельствует анализ состояния разработанности данной проблемы и публикационной активности отечественных и зарубежных исследователей. В частности, общим проблемам социального проектирования посвящены работы И. В. Кот-лярова [2], В. А. Лукова [4], Г. А. Лукс [5], Г.Ю. Семигина [9] и др.

Этические и прикладные аспекты социального проектирования в контексте корпоративной социальной ответственности предприятий без отраслевой принадлежности в разной степени рассматриваются в трудах и научных статьях Г.Л. Тульчинского, А.Г. Чумикова, А.Н. Крылова, Л. Вазы, Х. Мюллера, А. Зуханека, К. Бёнкоста, Э. Шнайдера, Г.Г. Почепцова [10], Д.Г. Перекрестова, И.П. Поварича, В.А. Шабашева [8] и др.

В то же время, возможности применения социального проектирования в контексте социальной ответственности предприятий угольной отрасли изучены существенно хуже. В данном контексте мы можем упомянуть лишь труды Л.В. Калачевой [1].

Таким образом, мы вправе сделать вывод, что направление по работе с молодежью происходит, вероятней всего, в общем направлении, без учета ее характеристик, представленных в первой части данного исследования. Налицо злободневность проводимого нами теоретического осмысления и разработки проблемы социального проектирования в контексте социальной ответственности предприятий угольной отрасли, как

Кемеровской области, так и России, с перспективой всеохватывающего международного характера.

Для грамотной реализации социального проекта, направленного на работу с молодежью, необходимым аспектом нам представляется компетентность в соблюдении оформлении проектной документации, в которой необходимо обозначить актуальность, структуру, место реализации проекта, результат, целевую группу и т.д.

Мы считаем, что для четкого обозначения необходимости социального проекта, направленного на работу с молодежью, также необходимо проведение статистических исследований в СМИ и Интернете по проблемным вопросам современной молодежи. Создавая социальный проект, жизненно важен учет мнения аудитории и как результат -поддержка со стороны единомышленников.

Необходимым представляется выделение преимуществ технологии социального проектирования при работе с молодежью в угольной отрасли:

- молодежный проект всегда направлен на достижение определенного баланса между условиями и ресурсами молодежной политики, проводимой угольным предприятием, с одной стороны, и ее целями - с другой;

- социальное проектирование угольного предприятия придает социальной политике предприятия планомерный характер. В этом плане, при реализации политики социальной ответственности предприятия, проектирование идет в привычном плановом порядке, есть возможность последовательно реализовывать региональную молодежную политику и выделять её специфику и основные приоритеты на уровне республики;

- угольные предприятия обладают запасом ресурсов для осуществления социальных проектов любого уровня, поэтому молодежные проекты не являются исключением. Для угольных предприятий, становится, очевидно, что сегодня рабочие шахт и разрезов, в первую очередь - это или возрастные люди, или же люди среднего возраста, что позволяет умозаключить недостаток кадров в лице молодых людей и девушек.

В своем исследовании мы выделяем два пути решения данной проблемы. Первое связано с повышением престижности шахтерских профессий для привлечения новых сотрудников. Второе направление касается работы с молодыми людьми, уже работающими в угольной отрасли. Логичное объяснение имеет прагматическую интерпретацию: если человек не видит для себя перспектив, то работать в угольной отрасли он не будет и уйдет. В случае моногорода и невозможности ухода работа будет происходить с низкой отдачей, что также представляется нам негативной социально-психологической тенденцией [6].

Согласно теории «Поколение У», для работы с ее представителями необходимо применение инновационных средств и методов. Наиболее всеохватывающей является разработка приоритетных направлений по профориентации и обеспечение всеобщей доступности рабочих мест вне зависимости от национальности, профессии и социального статуса. В то же время очевидна необходимость донесения соответствующей информации до максимально большего количества молодежи отрасли посредством масс-медиа (в т.ч. и новых, активными пользователями которых является молодежь), которая

ведется предприятиями российской угольной отрасли крайне слабо.

Для эффективной работы по информационному обеспечению молодежи необходимо учитывать ее медиа-предпочтения.

Как свидетельствуют социологические исследования, молодые люди достаточно активно используют СМИ и интернет, как источник информации о различных сторонах жизни. Статистические данные, приведенные в методических рекомендациях по информационно-пропагандистскому обеспечению мероприятий Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, свидетельствуют, что молодежь для получения чаще всего обращается необходимой информации к телеканалам (50,1%) и интернету (33,6%) [7]. Наиболее активными пользователями интернета являются сегодняшние ученики старших классов и студенты младших курсов вузов, представляющих целевую аудиторию угольных предприятий.

Интернет, рассматриваемый молодежью как главное средство коммуникации и «первоисточник» информации, сегодня все больше и больше отвечает их ожиданиям и потребностям. У молодых людей занимающихся трудовой деятельностью, не очень популярны такие средства массовых коммуникаций, как газеты, радио, телевидение, книги, за исключением журналов.

В целом, сделаем вывод, что в настоящее время средства массовых коммуникаций фактически не используются угольными предприятиями. Даже корпоративные издания, в первую очередь - газеты, уделяют весьма малое внимание вопросам, посвященным молодежи. Как следствие, мы наблюдаем низкий уровень информированности среди молодежи о делах компании. Считаем, что повышение качества информационной работы с молодежью, может повысить внедрение корпоративных или отраслевых социальных сетей, построенных по принципу привычных для молодежи «В Контакте». Эти средства коммуникации будут способствовать коммуникации среди молодёжи угольных предприятий, информировать их о внутрикорпоративных известиях и новостях.

В настоящее время социальное проектирование рассматривается как одна из самых эффективных реализуемых в гражданском обществе технологий. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц - одно из фундаментальных основ практики социального проектирования в развитых странах.

Зарубежный опыт социального проектирования свидетельствует о том, что для решения определенных проблем на конкретном предприятии в рамках угольной отрасли социальное проектирование особенно эффективно тогда, когда оно производится в согласовании с бизнесом - то есть является частью практики корпоративной социальной ответственности. Эти практики, как уже говорилось выше, в настоящее время активно развиваются большинством крупнейших угольных предприятий.

Однако зачастую процесс формирования КСО в угольной отрасли приобретает в большей мере формальный и односторонний характер, вызванный стремлением частных угольных компаний к выходу на мировой рынок капитала и необходимостью в этой связи заявлять о себе как о социально ответственной компании, соответствующей

мировым стандартам ведения бизнеса.

В связи с этим, в настоящее время, развитие корпоративной социальной ответственности угольных предприятий является актуальным направлением, в первую очередь - в Кемеровской области. Это обусловлено тем, что Кузнецкий угольный бассейн, включающий множество шахт и угольных разрезов, является одним из самых крупных угольных месторождений мира. Это говорит о высоком уровне занятости населения, что требует формирования и внедрения современной политики социальной корпоративной ответственности, направленной на привлечение новых кадров. Решить эти и другие проблемы можно, по нашему мнению, в полной мере реализуя технологию социального проектирования.

В заключение укажем возможные направления ее реализации. По мнению авторов данного исследования, технология социального проектирования, конгруэнтная социальной ответственности угольного предприятия, должна иметь ориентацию на:

- развитие творческой активности молодежи;

- работу по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;

- развитие культурно-досуговой деятельности, спортивно-массовой работы, туризма и самодеятельного творчества молодежи в области культуры;

- содействие в повышении уровня правовой грамотности молодежи, поддержка в решении проблем молодых семей, а также поддержку социально незащищенных категорий молодежи;

- проведение организаторской и разъяснительной работы среди молодежи, не входящей в совет молодежи.

Все это реально воплотить на практике с учетом, в первую очередь, содействия в организации условий, направленных на профессиональное, физическое и духовное развитие молодежи, организации мероприятий и конкурсов.

Список литературы:

1. Калачева, Л.В. Формирование кадрово-ориентированной политики угольных компаний в интересах устойчивого инновационного развития угольной отрасли страны // Устойчивое развитие: наука и практика. - 2014. - Вып. 2 (13). - С. 207-212.

2. Котляров, И.В. Теоретические основы социального проектирования. - М.: Двор, 2012. - 285 с.

3. Луговая, Е.С. Зарубежный опыт формирования и реализации организационной социальной политики / Е.С. Луговая // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2012. - № 7 (62). - С. 74-77.

4. Луков, В.А. Тезаурусный подход к социальному проектированию // Новые идеи в социологии управления / Луков В. А., Солнышкина М.Г. - М.: Московский гуманитарный университет; Институт фундаментальных и прикладных исследований, Кафедра социологии, 2011. - С. 128-140.

5. Лукс Г. А. Социальное инновационное проектирование в молодежной политике: социологический анализ: автореф. дис. ...д-ра социол. наук: 22.00.08. - Самара, 2012. - 30 с.

6. Мартынова, Т.Н., Равочкин, Н.Н. Социально ориентированные мероприятия и проекты по оптимизации корпоративной социальной ответственности предприятий

угольной отрасли (на примере Кузбасса): монография. - Кемерово: Warszawa: Diamond trading tour, 2015. - 40 с.

7. Методические рекомендации по информационно-пропагандистскому обеспечению мероприятий единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных соревнований минспорттуризма России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dstm71.ru/usr/templates/files/Metodicheskie_ recomendazii_po_infjrmazionno-propagandistkomu_obespecheniyu.pdf (дата обращения: 29.02.2016).

8. Перекрестов Д.Г. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики / Д.Г. Перекрестов, И.П. Поварич, В. А. Шабашев. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 437 с.

9. Семигин, Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. - М.: Мысль, 2014. - 297 с.

10. Krylov, A.N. (Hg.) Corporate Social Responsibility: Wirtschaftsmodelle - Moral -Erfolg - Nachnal-tigkeit. - West-Ost-Verlag Berlin, 2014. - 450 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.