Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОПТИМИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система дистанционного обучения / Plickers / Online Test Pad / компетенции / контроль / тестовый контроль / речевые навыки / коммуникативные навыки / distant learning system / Plickers / Online Test Pad / competencies / control / test control / speech skills / communication skills

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Луковникова Юлия Александровна

в статье рассматриваются современные способы контроля умений и навыков обучающихся с использованием интерактивных цифровых технологий, занимающих важное место в процессе дистанционного обучения. В представленной статье, описан опыт эффективного использования электронных платформ Plickers и Online Test Pad и краткое описаниеинструкция к имеющимся возможностям данных сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Луковникова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF CONTROL USING ELECTRONIC PLATFORMS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

the article presents modern ways of controlling the skills and abilities of students with the use of interactive digital technologies that occupy an important place in the process of distance learning. The article describes the experience of effective use of electronic platforms Plickers and Online Test Pad and a brief description-instruction for the available capabilities of these services.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ОПТИМИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Луковникова Юлия Александровна

преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык), ФГКО «Пермское суворовское военное училище», г. Пермь

E-mail: j-lukovnikova@yandex.ru

OPTIMIZATION OF CONTROL USING ELECTRONIC PLATFORMS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Yulia Lukovnikova

Teacher of English Perm Suvorov Military School, Perm E-mail: j-lukovnikova@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматриваются современные способы контроля умений и навыков обучающихся с использованием интерактивных цифровых технологий, занимающих важное место в процессе дистанционного обучения. В представленной статье, описан опыт эффективного использования электронных платформ Plickers и Online Test Pad и краткое описание-инструкция к имеющимся возможностям данных сервисов.

Ключевые слова: система дистанционного обучения, Plickers, Online Test Pad, компетенции, контроль, тестовый контроль, речевые навыки, коммуникативные навыки.

Abstract: the article presents modern ways of controlling the skills and abilities of students with the use of interactive digital technologies that occupy an important place in the process of distance learning. The article describes the experience of effective use of electronic platforms Plickers and Online Test Pad and a brief description-instruction for the available capabilities of these services.

Key words: distant learning system, Plickers, Online Test Pad, competencies, control, test control, speech skills, communication skills.

Предметные результаты освоения программы по иностранному языку, вытекающие из ФГОС, вынуждают современного учителя искать новейшие, нетрадиционные способы и приемы не только при обучении иностранному языку, но и во время контроля, который является неотъемлемой частью любого процесса обучения. Так как при компетентностном подходе делается акцент на контроль сформированности коммуникативной компетенции, то не следует пренебрегать и контролем «более низкого ранга» [2, с. 277]. Таковым называют контроль сформированности речевых умений и входящих в них языковых и речевых навыков, которые как раз и составляют языковую компетенцию, а она в свою очередь является неотъемлемой частью коммуникативной

компетенции. При обучении иностранному языку традиционно используются фронтальные формы устного контроля языковых навыков на занятиях, письменного контроля речевых умений и языковой компетенции на этапах промежуточного контроля и индивидуального устного контроля коммуникативной компетенции на экзамене (итоговом контроле). Нужно заметить, что особенно важным является контроль деятельности обучающихся с применением дистанционных технологий, так как в данных условиях отсутствует личный контакт учителя и обучающегося, а также возможность оценки работы обучающихся в конкретной ситуации. По-прежнему на некоторых уроках в качестве контрольного задания присутствует перевод предложений с родного языка на английский, что совершенно не согласуется с тестовой системой контроля коммуникативной компетенции при сдаче экзаменов на международные сертификаты IELTS, CAE или TOEFL. Справедливо заметить, что тестовая форма используется при контроле сформированности всех видов речевой деятельности, но это происходит в бланковом виде, требует предварительной распечатки, а кроме того не вызывает интереса у современных обучающихся. Очевидно также, что навык выполнения тестов не подкрепляется на занятиях, а контроль, который осуществляется фронтально, не отвечает таким требованиям, как объективность, репрезентативность, систематичность и дифференцированный характер [2, с. 279]. От того, насколько учитель адаптируется к современным тенденциям и технологиям, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Учебная ситуация проектируется в такой среде, как динамический, опосредованный компьютерными технологиями процесс взаимодействия всех участников учебного процесса [1, с. 156]. С активным развитием цифровых и интерактивных технологий существуют различные способы преодоления вышеназванных недостатков. Это тестовый контроль, включенный в электронные интерактивные системы Plickers и Online Test Pad. Следует отметить, что преподаватели Пермского суворовского военного училища активно осваивают и используют в своей работе на уроках различных дисциплин подобные ресурсы. Данные сервисы вызывают интерес и в работе методистов учебного отдела, специалистов отдела информационных технологий для проведения опроса большого количества сотрудников. Не остаются в стороне и суворовцы, которые самостоятельно создают анкеты/опросы в рамках исследовательских и проектных работ. Таким образом, автором данной статьи уже в течение нескольких лет используются интерактивные платформы Plickers и Online Test Pad для создания тестовых заданий и опросов платформы.

Plickers - это сервис, позволяющий мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики. Работает он с применением QR-кодов (рис. 1) более привычных к использованию в рекламе, магазинах. Plickers

161

используется учителем на планшете или смартфоне, в связке с ноутбуком или компьютером. Камерой планшета (телефона) учитель сканирует поднятые участниками опроса карточки с QR-кодами с, по их мнению, правильными ответами и получает мгновенную статистику правильных и неправильных ответов и их авторов прямо на экране компьютера. Удобство заключается в том, что приложение РНскеге позволяет мгновенно оценить ответы всего класса/группы с помощью QR-кодов (дшскгеБроше - быстрый отклик) на карточках, которые выдаются каждому участнику опроса.

рЯ-код довольно прост и удобен в использовании, а одним из основных преимуществ является возможность получить от обучающихся моментальную связь, провести опрос всего за несколько минут, получить «пофамильные» результаты выполнения контрольного вида работы. Результаты для оценивания доступны в любое время и отображаются в виде процентов, диаграмм, списков с количеством верных и ошибочных ответов (рис. 2, 3).

Your Classes

1 Name л Total USE LESS STUFF 10 v Frl 03 Dec

You зге з suvorovite. You have some You are a suvorovite. Will you buy You want to congratulate your friend on You see an empty packet of crisps in the You have а picnic in the forest. What

Class Average Survey Survey Survey Survey Survey

A. R A С С A A

A.V С С С A A

1. A с В с A

M.L С с С с C

M.P В с с с A

N. В с с С С

V. К A с с С С

V.V A с А В A

Z. A С с А С

Рис. 2. Статистика ответов каждого участника опроса

Рис. 3. Статистика ответов участников по каждому вопросу

Важно отметить также, что использование подобной формы опроса, способствует формирующему оцениванию, позволяет обучающимся увидеть результаты своего труда, самостоятельно проанализировать возникшие затруднения и наметить их коррекцию. С помощью данного сервиса удобно проводить различные виды опросов:

- фронтальный опрос в конце урока, целью которого является степень усвоения материала на уроке;

- фронтальный опрос в начале урока по предыдущему уроку и/или урокам с целью понять, что усвоилось, а что нужно повторить;

- A/B-тестирование подачи материала с целью выяснить, как лучше представить обучающимся тот или иной материал. Например, двум группам в одной параллели учитель по-разному презентует один и тот же материал. В конце урока проводится опрос для сравнения результатов.

- проведение тестов / проверочных работ.

Функции сервиса достаточно разнообразны и учитель при создании вопроса может встроить фото, видеоизображение, добавить звуковое сопровождение и изображение Gif.

Online Test Pad - это бесплатный универсальный конструктор, с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач, таких как тест, кроссворд, сканворд, опрос, логическая игра, диалог. С помощью возможностей, которые предоставляет данная платформа, можно разнообразить формы контроля, снять стресс у обучающихся при выполнении контрольного задания и устроить не только провести экспресс проверку уровня усвоения материала учащимися, но и по результатам сразу же можно дать рекомендации. Online Test Pad (рис. 4.) предлагает пользователю возможность использовать уже готовые онлайн-тесты или создавать свои собственные.

£ »5 02 07 2021 в *6 02.072021 6 V 39 04 02 2021 в »6 20.01.2021 i

D OD OD OD О

HHI

в «33 1801.2021

Рис. 4. Интерфейс сервиса Online Test Pad

Функции онлайн-конструктора позволяют реализовать в режиме онлайн тест любого уровня сложности. Здесь можно создавать тесты, кроссворды и опросы абсолютно на любые темы. Конструктор тестов предусматривает варианты четырнадцати типов вопросов, в том числе: установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, множественный выбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов.

Результат предоставляется в 4 форматах, для настройки которых есть персональная шкала. По каждому заполненному опроснику можно получить статистику ответов. Вам доступен просмотр каждого результата, статистики ответов (рис. 5) и набранных баллов по каждому вопросу, статистики по каждому результату. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые вы можете сохранить в Excel.

Online Test Pad <r t i Меню сайта ~ * *>-

□ 89733438 % Гиниятуллин Максим 188.254.106.186 17.02.2021 07:32 00:07:09 12 so

"ЕГ 86160955 % Сухопарое Илья 176.59.192.11 20.01.2021 09:19 00:10:00 9 60

86160825 <*> Рак Алексей 94.51.209.31 20.01.2021 09:18 00:10:01 11 73.33

"ЕГ 86160756 <*> 176.59.197.23 20.01.2021 09:17 00:08:59 14 93.33

"ЕГ 86160598 % иМапоу 176.59.50.48 20.01.2021 09:16 00:08:26 10 66.67

"ET 86160584 % Пестов Максим 217.9.146.51 20.01.2021 09:16 00:08:24 15 100

86160527 % Соломин Влад 188.16.68.131 20.01.2021 09:16 00:08:17 10 66.67

IM Статистика > 86160220 % Захар Смертин 46.146.155.208 20.01.2021 09:14 00:06:52 10 66.67

"ET 86118776 % 85.93.58.197 20.01.2021 05:14 00:06:01 7 46.67

Рис. 5. Статистика ответов сервиса Online Test Pad

Для подготовки к созданию образовательного теста на платформе Online Test Pad учителю необходимо зарегистрироваться на платформе, подготовить описание теста и ответов по заданной теме. Также есть возможность прикрепить картинки и аудиофайлы. Одним из преимуществ является функция отправки файлов обучающимися, как текстовых документов, так и аудиозаписи ответа. Система дает возможность поставить ограничение прохождения теста по времени, дате или по количеству попыток. Как показала практика, это безусловно удобно в рамках дистанционного обучения.

Для анализа работы учителя в динамике результаты можно и нужно показывать администрации, которая может контролировать процесс усвоения знаний обучающимися. Оба сервиса, представленные в статье, позволяют реализовать непрерывный мониторинг знаний обучающимися, который отнимает не более нескольких минут от урока.

Список литературы

1. Палагутина М.А., Серповская И.С. Инновационные технологии обучения иностранным языкам // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. -С. 156-159.

2. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2003. - 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.