Научная статья на тему 'Оптимизация компонентов управленческого учета в образовательном учреждении на основе задания на оказание государственной услуги'

Оптимизация компонентов управленческого учета в образовательном учреждении на основе задания на оказание государственной услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ / МНОГОАЛЬТЕРНАТИВНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / MANAGEMENT ACCOUNTS / STATE ASSIGNMENT / EXPERT ANALYSIS / ALTERNATIVE OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещева Н. А., Львович Э. М.

В статье рассматривается подход к построению оптимизационной модели, позволяющей выбрать рациональные компоненты управленческого учета в образовательном учреждении в условиях перехода к выполнению задания на оказание государственной услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лещева Н. А., Львович Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE COMPONENTS OF MANAGEMENT ACCOUNTS IN EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF CONTENT ON THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES

The article discusses an approach to constructing an optimization model that allows choosing rational components of management accounts in an educational institution in the transition to the assignment for the provision of public services

Текст научной работы на тему «Оптимизация компонентов управленческого учета в образовательном учреждении на основе задания на оказание государственной услуги»

УДК 681.3

ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ ЗАДАНИЯ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Н.А. Лещева, Э.М. Львович

В статье рассматривается подход к построению оптимизационной модели, позволяющей выбрать рациональные компоненты управленческого учета в образовательном учреждении в условиях перехода к выполнению задания на оказание государственной услуги

Ключевые слова: управленческий учет, государственное задание, экспертный анализ, многоальтернативная оптимизация

В настоящее время осуществляется перевод государственных и муниципальных учреждений образования в форму бюджетных учреждений, функционирующих на основе государственного задания. Государственное задание определяет: наименование государственной услуги, ее потребителей, показатели, характеризующие ее качество и объем, порядок оказания и информирования потенциальных потребителей, предельные услуги на оплату государственной образовательной услуги.

Финансовое обеспечение выполнение госзада-ния определяется тремя составляющими субсидий: на выполнение госуслуги; на содержание имущества; в рамках утвержденных программ.

В этих условиях перед руководителем стоит задача принятия самостоятельных решений, которые раньше определялись на верхнем уровне. К таким решениям относятся определение штатного расписания, определение экономической эффективности функционирования и развития учреждений, назначение расценок за оказываемые услуги. Кроме того, по мере постепенного изменения системы финансирования в сторону возмещения образовательных услуг в зависимости от результатов становится ощутимой необходимость в более детальной финансовой информации и методах ее анализа. При этом использование и анализ информации в данном случае направлены в большей степени на принятие управленческих решений руководителем. Подобная группа управленческих задач многообразна. К ним следует отнести и вопросы бюджетирования (составления бюджета, определения оптимального штатного расписания), вопросы контроля за экономической деятельностью учреждения, оценку эффективности работы (динамика и сравнительный анализ с другими учреждениями) вопросы взаимоотношений с финансирующими органами и договорные отношения, вопросы финансовой отчетности и т. д.

Лещева Наталья Алексеевна - ВОИПК и ПРО, главный бухгалтер, тел. (4732) 35-25-20, 8-903-651-83-86, e-mail: [email protected]

Львович Эмма Михайловна - Воронежский филиал РНУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 29-60-77, e-mail: [email protected]

Перечисленная информация отсутствует в полной мере в документах бухгалтерской отчетности, ориентированных на требования контролирующих ведомств, а не на принятие внутренних управленческих решений. Поэтому возникает необходимость в альтернативной системе учета финансовой и статистической информации. В отличие от традиционной системы, система, ориентированная на область управления, получила название управленческого учета [1]. Несмотря на то, что при обеих системах используется одна и та же первичная информация, имеется отличие с одной стороны по содержанию, с другой - по использованию не только учетных компьютерных технологий, но и технологий, основанных на современных методах моделирования и оптимизации. Основные характерные особенности альтернативных систем учета представлены в сравнительной таблице.

В общеобразовательных учреждениях компонентами управленческого учета выступают:

1. предшкольная подготовка и маркетинг;

2. профильность;

3. здоровьесбереженье;

4. безопасность;

5. инновационность;

6. поддержка одаренности;

7. результативность академических достижений;

8. результативность творческих достижений.

Предварительно формируется набор действий в общеобразовательном учреждении по каждому компоненту управленческого учета ии, где 11 -

номер действия по 1 -й компоненте, 11 = 1, Li, / -

номер компоненты управленческого учета / = 1,1.

Так, по показателю профильность набор основных действий следующий:

1. Введение нового профиля.

2. Введение в рамках существующего профиля новых элективных курсов, реализуемых учителями школы.

3. Введение в рамках существующего профиля новых элективных курсов, реализуемых приглашенными преподавателями вузов.

Сравнительный анализ альтернативных форм учета в образовательном учреждении

Бухгалтерский и статистический учет Управленческий учет Математические методы и компьютерные технологии

Регистрационный Аналитический Факторный и регрессионный анализы

Предназначен для внешнего пользователя Определяется структурой внутренних задач Структурная оптимизация

Говорит о том, что уже произошло Оценивает то, что должно произойти Прогнозирование динамики временных рядов

Требует высокой точности Использует приближенные оценки и предположения Экспертное оценивание

Форма определяется нормативами и положениями контролирующих ведомств Форма определяется потребностями руководства учреждения Структурная оптимизация

Данные представляются в стандартном формате Данные представляются в формате, удобном для понимания и восприятия Визуализация

Представляет общие итоговые данные Руководителям дают более детальную информацию Структурная оптимизация

Далее определяются дополнительные затраты на реализацию каждого действия их трех составляющих

субсидий Сщ, где / - номер соответствующей составляющей субсидии, / = и

Для определения значимости компонентов управленческого учета на очередной финансовый год осуществляется групповое экспертное оценивание одним из методов экспертного оценивания - методом априорного ранжирования [2].

В качестве экспертов выступают представители органов управления образованием, администрация школы, представители педагогического коллектива, совета школы. Ранжирование осуществляется для к-й ступени обучения (к= 1 - начальная, к= 2 - основная, к= 3 -старшая). Задача экспертов состоит в назначении рангов , которые бы комплексно отражали значимость компонент управленческого учета для выбора действий ии . Полученные ранги переводятся в относительную форму.

Ьік1 -1—1

Q1

ікі

101 к!

1=1

Величины Ьш представляют собой нормированные коэффициенты значимости компонент управленческого учета.

Полученные предварительные данные Ьш, С/

используются для построения мультиресурсной оптимизационной модели и последующего многоальтернативного выбора, структурная схема которого приведена на рисунке.

С этой целью вводятся альтернативные переменные

1, если 1 - я компонента управленческого учета, реализуется для к - й ступени м обучения с использованием действия и11,

0, в противном случае,

1 = 1,1, к = 1,3, /,. = 1, Li.

Тогда в качестве критерия оптимизации выступает суммарная значимость всего комплекса действий по управленческим компонентам. В качестве ограничений выступают финансовые ресурсы по каждой составляющей субсидии с ■ / = 13. Запишем критерий оптимизации и ограничения в математической форме через альтернативные переменные 3 I Ц

ТТТЬ

к=1 1=1 ! =1

Шс

к-1 і-1 і,-1

Ті,

іу ХікІ

< с., у -1,3.

і - 1,1, к - 1,3, іг - 1, в1.

0

Для решения сформированной задачи используются алгоритмы многоальтернативной оптимизации [3].

Первоначальное решение оптимизационной задачи может не удовлетворить группу экспертов по количеству охваченных компонентов управленческого учета. В этом случае осуществляется редукция исходного множества действий и11 на очередной финансовый год, и оптимизационная задача решается вновь до получения варианта, удовлетворяющего экспертов.

Литература

1. Майданчик Б.И., Богданчик С.П., Пономаренко П.Г. Основы управленческого учета// Контролинг. 1992, №2.

2. Бешелев С.Д. Математика-статистические методы экспертных оценок / С.Д.Бешелев, Ф.Г.Гурвич - М.: Статистика, 1977.

3. Львович Я.Е. Многоальтернативная оптимизация: теория и приложения / Я.Е.Львович - Воронеж: Кварта, 2006.

ь

Структурная схема оптимизации компонент управленческого учета на основе задания на оказание образовательной услуги

Воронежский областной институт повышения квалификации и переквалификации и переподготовки работников образования

Воронежский филиал Российского нового университета

OPTIMIZATION OF THE COMPONENTS OF MANAGEMENT ACCOUNTS IN EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF CONTENT ON THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES N.A. Lesheva, Em.M. Lvovich

The article discusses an approach to constructing an optimization model that allows choosing rational components of management accounts in an educational institution in the transition to the assignment for the provision of public services

Key words: management accounts, state assignment, expert analysis, alternative optimization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.