Научная статья на тему 'Оптимизация инвестиционного процесса на региональном уровне'

Оптимизация инвестиционного процесса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фардзинова И.М.

Представленная работа посвящена рассмотрению современного состояния инвестиционного процесса в отдельно взятом регионе Республике Северная Осетия Алания (РСО-А). В статье показано, что именно недостаток инвестиций следует считать основной причиной сдерживания роста региональной экономики. В связи с этим обусловлена необходимость реформирования структуры управления на предприятиях РСО-Алания на принципах маркетинга и финансового менеджмента. Основная часть работы содержит результаты изучения эффективности инвестирования предприятий регионального агропромышленного комплекса в рамках национального проекта «Развитие АПК» и конкретные рекомендации по оптимизации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация инвестиционного процесса на региональном уровне»

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

И. М. ФАРДЗИНовА, кандидат экономических наук, доцент Горский государственный аграрный университет

Оценим пути оптимизации инвестиционного процесса на уровне отдельно взятого региона — Республики Северная Осетия-Алания (РСО-А). Регион является небольшим по сравнению с другими регионами РФ, но имеет высокую плотности населения и транспортных коммуникаций. Площадь республики составляет 8 тыс. км2, при этом на долю горной полосы приходится 48 % всей площади. Плотность населения — около 90 чел. /км2, что более чем в 10 раз выше средней плотности населения по России в целом. В регионе проживают 702,3 тыс. чел. — представителей более 100 национальностей.

Северная Осетия, занимая только 7-е место в Южном федеральном округе (ЮФО) по совокупному инвестиционному потенциалу, находится на 2-м месте в округе по развитию инфраструктуры (после Краснодарского края), что свидетельствует о важности республики как связующей территории между регионами ЮФО. При этом структуру региональной экономики можно определить как «сбалансированную», ориентированную преимущественно на самообеспечение.

Структурные изменения в экономике региона в контексте рыночных преобразований находятся пока на начальном уровне, что позволяет говорить только об имеющихся тенденциях возможного развития. Их две. Во-первых, снижение доли абсолютных масштабов оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и ряда других услуг, строительства, которое указывает на уменьшение ресурсов и мощностей, используемых для «самообеспечения» региона, и что мы оцениваем негативно. Во-вторых, повышение доли сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей, транспорта и связи, которое указывает на постепенное увеличение экспортной составляющей региона, что можно оценить положительно и рассмотреть более подробно.

Ведущей отраслью промышленности РСО-А является пищевая промышленность, и доля ее продукции составляет 50,5 % в общей стоимости продукции отраслей региона. Основными видами выпускаемой продукции являются водка, виноградные и шампанские вина, спирт этиловый, крахмал маисовый, патока, глюкоза, масло кукурузное. Доля сельского хозяйства в структуре ВРП РСО-А составляет 20 %, а индекс прироста в 2006 г. к предыдущему году составил 103,1 %. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в регионе составляет 3,1 тыс. км2 (38 % от общей площади территории), из которых более половины (61 %) приходится на пашню. В структуре посевных площадей всех сельскохозяйственных культур 56,6 % составляют зерновые (пшеница, ячмень, кукуруза), около 9 — подсолнечник и картофель, 2,5 — овощи. Животноводство в регионе имеет молочно-мясную специализацию, а его основными отраслями являются: молочно-мясное скотоводство, молочно-мясное и тонкорунное овцеводство, свиноводство, козоводство, птицеводство.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2006 г. в РСО-А составил 3,35 млрд руб., темп прироста к предыдущему году равен 0,4 %, что указывает на отсутствие достаточной динамики инвестиционного процесса, являющейся базой позитивного роста жизненно важных отраслей. Именно недостаток инвестиций следует определить основной причиной, сдерживающей рост экономики региона.

Процесс инвестирования в большинстве случаев связан с внедрением в производство или управление различных инноваций — новых или усовершенствованных продуктов или технологий, созданных в результате использования новшеств и реализуемых на рынке или внедренных в производственную, управленческую или другую деятельность. Основным условием для внедрения

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

51

инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющих связь предприятия с конечными потребителями с целью выявления новых требований покупателей к качеству продукции. Практика успешно развивающихся в инновационном плане предприятий показывает, что процесс разработки новой продукции должен пройти пошаговую схему, состоящую из нескольких этапов (см. рисунок): генерация идей — отбор идей — разработка и проверка концепции — стратегия маркетинга — финансовый анализ — разработка продукции — пробный маркетинг — коммерциализация. Если принимается решение о продолжении реализации проекта, то начинается разработка бизнес-плана. При этом необходимо обеспечить патентно-правовое обоснование нового производства. Вся мировая практика показывает необходимость проведения систематической работы по изучению возможностей улучшения той группы товаров, выпуском и реализацией которых занимается предприятие. При этом одним из обязательных этапов является расчет финансового результата (см. таблицу ):

С целью максимального увеличения притока денежных средств на предприятие, мы считаем, необходимо разрабатывать дополнительные условия при подписании коммерческих договоров. Главным образом, необходимо предусматривать договора с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Вариантами возможных приемов такой работы являются: предварительная оплата и частичная предоплата — с одной стороны, и передача на реализацию под банковскую гарантию — с другой, а также формы оплаты, находящиеся внутри обозначенного сектора. Вполне естественно, что при формировании условий оплаты необходимо формировать условия предложения скидок. Практика показывает, что предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

1) когда снижение цены приводит к увеличению объемов продаж, что происходит при высокой эластичности спроса на товар;

2) когда система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии. При этом возможно краткосрочное критическое снижение цен, вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;

3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за неоплату в срок. Помимо всего, данный прием отвечает требованиям спонтанного финансирования, смысл которого заключается в уменьшении текущей стоимости реализованной продукции. Поэтому при формировании условий возможного предоставления скидок необходимо точно оценить финансовый результат предоставления скидки по досрочной оплате.

Анализируя движение денежных потоков в целом по предприятиям отрасли, мы пришли к выводу, что преобладание наличных средств над безналичными приводит к оттоку денег из республики. Отток денежных средств — это показатель того, что в Северной Осетии, во-первых, существует неудовлетворительный спрос на товары, продукты и услуги, а во-вторых, коммерческие банки не используют всех своих возможностей для привлечения средств населения и юридических лиц.

Стабилизировать ситуацию, наряду с другими мерами, могло бы создание развитой инфраструктуры рынка. Для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции, кроме получения свободного права распоряжения ею, дальнейшего развития сферы хранения и переработки продукции, что дает возможность продавать ее в течение всего года, требуется ликвидация препятствий на пути движения товарных потоков по территории и РСО-А и других регионов. Это позволило бы конкурировать при продаже и покупке на оптовых рынках и биржах с производителями и торговыми посредниками из разных регионов страны. Конкуренция в перерабатывающей промышленности может быть обеспечена путем демонополизации отраслей, приватизации предприятий с сохранением

Расчет финансового результата

Показатель Предоставление скидки Кредит

Индекс цен 1,01 1,01

Коэффициент дисконтирования 0,99 0,99

Потери от скидки с каждой 1 000 руб., руб. 30 —

Потери от инфляции с каждой 1 000 руб., руб. — 10

Доход от альтернативных вложений капитала, руб. (1000-3) X 0,1 X 0,99=96,03 (1000 X 0,1) X 0,99=99

Оплата процентов, руб. — 1000 х 0,35/12=25,6

Финансовый результат 96,03 — 3= 66,03 99 - 10 - 25,6 = 63,4

Инновационный процесс

Маркетинг

I

НИР

Производство

Финансы

Маркетинговые исследования Разработка новых технологий Анализ новых производственных возможностей Поиск источников инноваций

1 4 ;

Позиционирование товара Опытно-конструкторские работы Производственное проектирование продукта Финансовый анализ и оценка рисков

1 г 1 1 1

Оценка конкурентоспособности Патентно-правовая экспертиза Регламентация производственного процесса Подготовка финансового плана

1 4 1 1

Формирование рекламной стратегии Доработка технологических деталей Сертификация производства и продукции Финансирование внедрения нового производства

1 1 1

Регулирование спроса Авторское сопровождение разработки Осуществление производственного процесса Получение прибыли

Модель инновационного процесса

контрольного пакета их акций за производителями сельскохозяйственной продукции. Для этого в ряде регионов страны ускорена приватизация заготовительных предприятий. В ведении централизованных органов РФ остается лишь часть закупок элеваторов, холодильников для приема и хранения продукции, поступающей в государственные федеральные ресурсы.

Одной из мер становления рыночных отношений является создание товарно-сырьевых бирж, причем с преобладанием форвардных и фьючерсных сделок. Форвардные сделки дают возможность продать еще не произведенный продукт по цене, покрывающей расходы на его производство. Покупатель при этом имеет возможность обеспечить свою производственную программу сырьем по устраивающей его цене и сэкономить на хранении продукта, который ему понадобится только через определенный период. Таким образом, биржа оптимально удовлетворяет интересы обеих сторон.

Становится очевидной необходимость в реформировании структуры управления на предприятиях

РСО-А на принципах маркетинга и финансового менеджмента. Отделы маркетинга должны решить такие задачи, как анализ рынка, маркетинговое планирование, ценообразование, формирование маркетинговой программы и принятие управленческих решений по проблеме. В соответствии с этим отделы сбыта также должны оптимизировать свою деятельность по приему продукции от производства, отгрузке продукции и доставке ее клиентам. Отделы по управлению финансами должны разрабатывать финансовую стратегию, включающую такие элементы, как оптимизация основных и оборотных средств, инвестиционная политика, прогнозирование и управление денежными потоками и рентабельностью.

Поскольку одной из наиболее острых, трудно решаемых проблем в деятельности организаций является проблема долгов, важнейшим рычагом воздействия на развитие производства является эффективная система кредитования. В то же время известно, что российский товаропроизводитель с началом проведения радикальных экономических реформ столкнулся с трудноразрешимой проблемой получения кредита. Сейчас краткосрочным кредитованием текущего производства занимаются и государство, и коммерческие структуры.

Кредитная политика государства занимает одно из ведущих мест в экономическом механизме, но в настоящее время проводится неэффективно. Оздоровление финансового обеспечения товаропроизводителей возможно лишь на основе создания реальной базы формирования кредитных ресурсов и повышения финансовой состоятельности предприятия. Только немногие из республиканских предприятий могут получить требуемые кредитные ресурсы и эффективно их использовать. При этом надо учитывать, что на увеличение или сокращение объемов привлекаемых кредитных

ресурсов влияют процентные и налоговые ставки по депозитам, а также нормативы отчислений в резервный фонд. Для предприятий, имеющих более продолжительный цикл производства и целый ряд других отраслевых особенностей, например предприятий агропромышленного комплекса (АПК), целесообразно было бы снижение налоговых ставок за банковские кредиты. Одновременно должны быть уменьшены отчисления в резервный фонд для тех кредитно-финансовых учреждений, которые кредитуют сельское хозяйство.

Так, наиболее предпочтительным для АПК является краткосрочное кредитование, залогом которого является сельскохозяйственная продукция. Для этого требуется разработка механизма функционирования государственного залога в форме кредитования сезонного выполнения сельскохозяйственных работ и управления процессом реализации продукции. Государственный залог может успешно способствовать формированию продовольственных ресурсов для последующего осуществления интервенционных операций на рынке. Вторым положительным последствием внедрения в практику АПК государственного залога является значительное расширение маневренных возможностей для предприятий, что обеспечит им повышение деловой активности и рыночной финансовой устойчивости. Принимаемая в залог продукция должна оцениваться по залоговой ставке с поэтапным авансированием. При превышении рыночных цен над налоговыми следует осуществлять доплаты за вычетом средней ставки по кредитам АПК.

Следует учитывать, что подобные мероприятия возможно осуществлять только в рамках предполагаемых структурных преобразований, т. е. путем формирования горизонтально интегрированных структур управления. Для этого должна быть создана специализированная государственная кредитно-финансовая структура, взаимодействующая с корпоративными структурами управления и включающая филиальную сеть государственного специализированного банка кредитования перспективных производств, в контексте сотрудничества с органами управления районов.

Поскольку основным источником кредитования являются государственные бюджетные средства, имеющие строго целевой характер, целесообразно закреплять распределение средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, предоставляемых на возвратной и платной основах, исключительно за банком-агентом, полностью

принадлежащим РФ [4]. Государственный статус этого банка должен создать наиболее благоприятную среду для проведения ревизий и проверок со стороны контролирующих органов, что наряду с введением системы отчетности перед Правительством РФ и совершенствованием казначейской системы исполнения федерального бюджета уменьшит риск злоупотреблений при использовании федеральных средств.

Кроме того, достаточно серьезным фактором, ограничивающим кредитование сельского хозяйства, являются специфические риски, к которым относятся:

• пониженная устойчивость финансового состояния;

• несоответствие долгосрочных запасов предприятий краткосрочности имеющихся у банка ресурсов;

• нестабильность бюджета, невыполнение тех его статей, которые связаны с сельским хозяйством;

• сезонные особенности сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий;

• трудности, связанные с реализацией продукции;

• неплатежи или задержки поступления выручки от реализации;

• отсутствие у заемщиков ликвидного обеспечения кредитов;

• низкая доходность операций по кредитованию;

• недостаточная правовая и нормативная база кредитования сельского хозяйства. Решению этих и других важнейших задач

призвана способствовать и система реализации приоритетных национальных проектов. Так, национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» имеет следующие основные цели:

• увеличение производства и объемов реализации мясомолочной продукции;

• существенный рост объемов производства в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах;

• развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;

• улучшение социальных условий жизни на селе. При этом по направлению «Ускоренное развитие

животноводства» основными целевыми показателями определены увеличение производства мяса на 7 %, или на 3 750 т, молока — на 4,5 %, или на 7 800 т.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности получены кредитные ресурсы по семи бизнес-проектам на

строительство, реконструкцию и модернизацию объектов животноводческих комплексов сроком до

8 лет, в том числе на развитие молочного и мясного животноводства. В ООО «Феникс» Правобережного района РСО-А в стадии завершения строительства свинокомплекса, в ООО «Ираф-Агро» ведутся работы по монтажу стойлового и доильного оборудования. В агрофирме «Казбек» Кировского района завершается реконструкция двух корпусов для содержания племенного поголовья свиней, в ОАО «Монолит» ведутся работы по реконструкции свинофермы с проектной мощностью 15 тыс. голов. В одном таком комплексе можно получать в сутки 8—10 т так называемого «красного» мяса, т. е. свыше 3,5 тыс. т в год. Все рабочие процессы автоматизированы. Проекты предусматривают замкнутый цикл производства продукции (до 70 ее видов).

Для расширения доступности льготных долгосрочных кредитов запланирован размер финансовой поддержки из федерального бюджета в объеме

9 млн руб., из республиканского бюджета — 6 млн руб. По мере освоения кредитных ресурсов производится возмещение процентных ставок из федерального бюджета для ООО «Феникс», агрофирмы «Казбек», ОАО «Монолит», ООО «Ираф-Агро».

В 2006 г. в АПК РСО-А насчитывалось 120 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе коров — 60 тыс. голов. В рамках национального проекта уже проводится реконструкция молочного комплекса в ООО «Ираф-Агро» на 230 голов, в СПК «Горы Осетии» — на 300, в племхозе «Осетия» — на 400, СПК «Мясопродукты» — на 250 голов. Завозится и племенное поголовье — из Нижнего Новгорода, Финляндии, Германии. Планируются также закуп молодняка и создание нормальных условий содержания и развития поголовья скота в хозяйствах республики. В течение первого квартала 2007 г. в республику поступили 1 600 голов племенных нетелей различных пород; поскольку основное внимание будет направлено на улучшение воспроизводства стада и для этого будут привлечены и специалисты ЗАО «АВК Экскимо», которые уже побывали в РСО-А и с которыми ведутся переговоры о совместной деятельности. В СХАО «Ногир» Пригородного района республики уже начала функционировать специализированная ферма, где содержится более 400 голов крупного рогатого скота герефордской породы.

В свиноводстве в 2006 г. числилось более 19 300 голов. К 2010 г. прогнозируется иметь 100 тыс. голов свиней и обеспечить производство свинины не менее 11 тыс. т в убойной массе, т. е. обеспечить

рост производства в 13,7 раза. Кроме того, в рамках реализации национального проекта необходимо обеспечить опережающие темпы развития племенных и репродуктивных ферм для полного удовлетворения потребностей свиноводческих предприятий, фермерских и подсобных хозяйств населения в племенном и товарном молодняке. Пока в республике имеются 4 племенные фермы с маточным поголовьем 1,5 тыс. голов. Предстоит также создать мощности по производству специальных кормов и премиксов. При помощи немецкой фирмы «Биг-Дачмен» в 2007—2008 гг. будут созданы свиноводческие комплексы в ООО «Феникс» — на 25 тыс. голов, в ОАО «Монолит» — на 15 тыс. и в агрофирме «Казбек» — на 9 тыс. голов. В 2006 г. в ООО «Феникс» уже завезли 1 150 тыс. голов свиней из Литвы для дальнейшего разведения.

Идет восстановление овцеводства. Разведение овец в республике является традиционным, и сейчас в этой отрасли работают 25 тыс. сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, где содержится 17,6 тыс. голов.

В числе приоритетов — дальнейшее развитие птицеводства. Правительством РСО-А была разработана специальная программа на 2003—2007 гг., предусматривающая доведение объема производства в 2007 г. мяса птицы до 8 тыс. т и 120 млн штук яиц. Однако наращивание производства сдерживается изношенностью материально-технической базы предприятий, дефицитом кормов и белковых добавок, отсутствием базы по переработке птицы, опережающим ростом цен на корма. В 24 корпусах птицефабрики «Владикавказская» и ГУППП «Ми-хайловское» все оборудование демонтировано, в аналогичном состоянии находятся убойные цеха и холодильные камеры. Мы считаем необходимым оказание отрасли птицеводства незамедлительной и существенной помощи, в том числе — предоставление льготных банковских кредитов на 5—8 лет и земли, в том числе и для организации собственного производства необходимых кормов.

По второму направлению проекта к 2008 г. объем реализации продукции личными подсобными и крестьянскими хозяйствами должен увеличиться на 6 %. Для создания новых мощностей по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, производимой личными и фермерскими хозяйствами, эффективной системы сбыта продукции, создаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В настоящее время их организовано шесть, в том числе три перерабатывающих — «Перспектива» в Кировском районе, «Дигорский» — в

Дигорском, «Аграрник» — в г. Владикавказе, два снабженческо-сбытовых — «Возрождение» в Пригородном районе, «Ирафский» — в Ирафском районе и один кредитный кооператив — «Кредит Осетии» — в г. Владикавказе.

Трем сельскохозяйственным потребительским кооперативам Россельхозбанком выданы кредиты на закупку сырья для переработки и пополнения оборотных средств в сумме 23 млн руб., по которым подготовлен расчет возмещения процентной ставки в размере 95 % из федерального бюджета, и 5 % — из республиканского.

Четырем фермерским хозяйствам кредиты предоставлены на закуп молодняка крупного рогатого скота и свиней, приобретение сельскохозяйственной техники, пополнение оборотных средств на сумму 5,7 млн руб. По личным подсобным хозяйствам 437 владельцам выдано кредитных ресурсов на сумму 57 млн руб., из которых 73 предоставлены необходимые документы для возмещения процентных ставок из федерального и республиканского бюджетов на сумму 863 тыс. руб.

По третьему направлению — «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» — в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации были представлены заявки на финансирование строительства (приобретение) жилья в 2006 г. для 65 молодых семей и 15 молодых специалистов в объеме 4 тыс. м2. На эти цели федеральным и республиканским бюджетами предусмотрены объемы субсидий, которые доведены до бюджетов муниципальных образований районов. Совместно с администрациями местного самоуправления районов подготовлены списки молодых семей и молодых специалистов на получение субсидий и направлены в Министерство сельского хозяйства РФ. С целью закрепления молодых специалистов на селе жилье в первоочередном порядке будет предоставляться работникам, занятым непосредственно в сельскохозяйственном производстве.

Одним из путей решения проблемы кредитования является развитие системы сельской кредитной кооперации. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) представляют собой добровольное объединение юридических и физических лиц, проживающих или ведущих свою хозяйственную деятельность на определенной сельской территории, на основе членства и объединения денежных паев в целях удовлетворения потребностей членов в кредитных ресурсах и иных банковских услугах. Россия имеет определенный исторический опыт развития

данного направления финансирования: к 1917 г. насчитывалось уже более 16 тыс. кооперативов с более чем 105 млн пайщиков.

Юридической основой для создания и функционирования сельской кредитной кооперации служат Гражданский кодекс России, федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации» и «О потребительской кооперации в РФ». Законодательные акты, регулирующие формирование и функционирование кредитных организаций, являются основой для развития крупных кредитных организаций и базой для создания системы мелкого кредита быть не могут [1]. Таким образом, правовая база деятельности кредитных кооперативов сильно ограничена, что является главным препятствием в их текущем развитии. Основная деятельность кредитного кооператива заключается в оказании услуг определенного рода только членам кооператива за счет концентрации денежных ресурсов в основном этого же круга лиц. Получать коммерческий доход внутри данного формирования нецелесообразно. Цель концентрации ресурсов в кредитном кооперативе — предоставить возможность каждому члену кооператива иметь больше финансовых ресурсов для своей самостоятельной хозяйственной деятельности. Пользование этими средствами носит временный характер (на определенный срок), оформляется договором займа между кооперативом и его членами.

Следует указать и на специфические особенности кредитного кооперирования в сельской местности, позволяющие выделить его в самостоятельную сферу финансовых взаимоотношений: близость к месту проживания, наличие доверительных отношений между участниками, надежность оценки кредитоспособности участников, солидарная ответственность членов кооператива, возможность оперировать малыми размерами вложений и займов, бесприбыльное определение цены услуг, гибкость установления процентных ставок и т. д.

Создание кредитного кооператива с привлечением сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей и обслуживающей сфер обеспечивает большую степень концентрации денежного капитала. На этой основе расширяются возможности внедрения прогрессивных технологий, современной техники, что обусловливает повышение интенсификации и эффективности агропромышленного производства [2]. Логично, что кредитные кооперативы должны оказывать ссудо-сберегательные услуги

только своим пайщикам в размерах внесенных или собственных средств, причем при выдаче займов кооператив должен строго руководствоваться следующими основополагающими принципами: срочность, возвратность, платность, целевое использование кредита.

Возвратность кредита определяется 4 группами факторов. Первая группа — это элементы, определяющие финансовое состояние заемщика. Вторая группа факторов — это направление его использования, сумма и срок займа. Как правило, заемщики сельского кредитного кооператива занимают средства на покупку оборотных средств — горючего и смазочных материалов, удобрений, семян, кормов и т. д., реже — на покупку техники. Вложения в оборотные средства окупаются быстрее и, следовательно, возвратность их выше. Обычно долгосрочные кредиты не предоставляются, хотя именно они наиболее востребованы отраслью. Третья группа факторов включает условия предоставления кредита. При этом определяющая роль отводится залоговому обеспечению в форме движимого и недвижимого имущества, а в качестве залога обычно принимаются здания и техника. Четвертая группа — это общие условия, такие как развитие предприятий данной отрасли и политика федеральных и местных властей. Учет кредитного риска особенно важен при планировании деятельности сельских кредитных кооперативов, поскольку доходы от кредитных сделок — это основная часть его доходов. Для уменьшения кредитного риска правление СКК должно разрабатывать соответствующие процедуры. Первая — это особые условия приема в члены кооператива, которые заключаются в тщательной проверке кредитной истории потенциальных членов, информацию для которой получают в Кредитном бюро при АККОР. Далее изучают регистрационные данные потенциального члена кооператива — зарегистрирован ли он в различных государственных органах (налоговой инспекции, региональной регистрационной палате и т. д.), проверяют его юридический адрес с выездом к нему члена правления СКК, по данным формы отчетности 5-КХ определяют тенденцию развития хозяйства. Вторая процедура состоит в том, что правление может и должно устанавливать лимиты кредитования, отраслевые и одного заемщика. Для установления отраслевых лимитов проводят анализ рентабельности различных отраслей сельского хозяйства, так как они существенно различаются по доходности. При этом лимиты кредитования могут быть установлены как определенный процент от

паевого капитала, как абсолютная сумма ссудной задолженности либо как определенный процент ссудной задолженности. Третья — это диверсификация кредитных вложений, т. е. кредитование различных видов сельскохозяйственной деятельности. Четвертая — создание кооперативом из части прибыли резервного фонда для покрытия не возвращенных в кооператив сумм. Резервный фонд должен составлять 10 % от величины паевого капитала кооператива. Пятая — анализ финансового состояния заемщика. Перед выдачей займа правление совместно с заемщиком составляет «Акт комиссионной оценки технического состояния закладываемого объекта». Порядок продажи заложенного имущества в случае невозвращения займа предусматривается договором залога. В случае отказа заемщика возвратить занятые средства в кооператив стоимость залога взыскивают по судебному иску. Шестая — пролонгация срока погашения кредита на 3—6 мес. Эта процедура вводится для того, чтобы в результате реализации сельскохозяйственной продукции не осенью по низким ценам, а весной по высоким заемщик мог получить более высокий доход и рассчитаться по своим долгам с кооперативом. При этом процентная ставка повышается на 3—5 % сверх обычной. Седьмая — использование натуральных займов. Члены кооператива могут взаимно кредитовать друг друга натуральной продукцией. При этом ценовые пропорции соответствуют рыночным [3].

Для снижения кредитных рисков и обеспечения равномерности по периодам востребованности кредитного капитала можно предложить следующую схему: в весенне-летний период преимущество в предоставлении займов должны иметь сельскохозяйственные производители, а осенью кредиты выдаются перерабатывающим предприятиям, испытывающим нехватку собственных оборотных средств при расчетах с поставщиками сырья [5]. Реализация такой схемы на практике поможет решить сразу несколько проблем: удовлетворить потребности в заемных средствах сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий, но при этом расчеты могут вестись за сданное сырье сразу же, а не через продолжительное время. Кроме того, кредитный кооператив, размещая ресурсы среди своих членов равномерно в течение года, обеспечивает себе надежный и регулярный доход.

Сельская кредитная кооперация в РСО-А имеет большие перспективы, так как может охватить все слои населения и все виды деятельности на

территории сельского района. Около половины сельских жителей являются вкладчиками Сбербанка, капиталы которого направляются в обход сельскохозяйственных производителей в другие сферы деятельности. Если бы удалось аккумулировать свободные денежные средства жителей сел и в абсолютно законных границах направить их на решение проблем аграрного производства, можно было бы добиться качественного перелома не только в АПК РСО-А, но и, в целом, в сельских районах, так как развивающееся производство влечет за собой развитие всей сопутствующей и социальной инфраструктуры.

Развитие сельских кредитных кооперативов сегодня сдерживается такими факторами, как неопределенность статуса кредитных кооперативов, отсутствие специального закона, регулирующего их деятельность, отказ признания сельской кредитной кооперации со стороны Центробанка. В связи с этим мы считаем необходимым принятие специального Федерального закона «О сельских кредитных кооперативах», внести необходимые изменения и дополнения в действующее банковское законодательство. Также необходимо закрепить правовой статус кредитных кооперативов как кредитных организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов. В связи с этим мы считаем, что лицензирование и надзор за деятельностью сельских кредитных кооперативов должны осуществляться региональными отделениями Центрального банка России, в связи с чем необходимо принять порядок дифференцированного лицензирования, учитывающий особый статус кредитных кооперативов и устанавливающий для них более низкий уровень учредительного или собственного капитала по сравнению с коммерческими банками. Кроме того, для повышения устойчивости и экономической безопасности сельских кредитных

кооперативов необходимо создать федеральный и региональный фонды обязательного страхования кредитных кооперативов, основная функция которых будет заключаться в обеспечении гарантий возврата привлекаемых кредитными кооперативами средств граждан, паевых взносов их членов, а также компенсации потери дохода по вложенным средствам. Эти фонды должны формироваться на основе регулярных отчислений кредитных кооперативов.

Таким образом, нужен комплексный подход к формированию инвестиционных ресурсов и совершенствованию инвестиционного процесса как средства достижения устойчивого экономического роста. Но обязательным условием решения этой задачи является решение проблемы повышения доходности товаропроизводителей, их финансового оздоровления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Родионова О. А., Дацкова Е.В. Институциональные преобразования и развитие интеграционных процессов в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005, № 1.

2. Сажина М. А. Условия кредитоспособности российского предприятия // Финансы. 1999, № 10. С. 13—15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сидоренко В., Сливин О. Государственное управление в условиях рыночной экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2003, — № 3. — С. 21—25.

4. Тидор С. Н, Фомичев Н. П. Система взаимодействия государства и бизнеса на территории // Менеджмент. 2005, № 1. С. 28—42.

5. Хлыстун В. Н. Будущее АПК — это, прежде всего, инвестиции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 7. С. 35—36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.