ОПТИМИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА А.В. Сапунов, канд. экон. наук, доцент
Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-182-184
Аннотация. В современном мире достижение и сохранение конкурентных преимуществ возможно исключительно при подходящей сформированной стратегии. Необходимость наличия стратегии особенно заметна в условиях макроэкономической и геополитической неопределенности, которые четко прослеживаются на сегодняшний день во многих странах. Наиболее известными инструментами стратегического анализа являются SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица McKinsey и модель PIMS. Относительно новый метод «SPACE» позволил расширить возможности ранее применяемых инструментов. Цель статьи заключается в рассмотрении метода SPACE, как способа оптимизации и повышения эффективности стратегического анализа на уровне предприятия.
Ключевые слова: метод SPACE, оптимизация инструментов стратегического анализа, SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица McKinsey, стратегия предприятия, конкурентное преимущество.
В реальных условиях существования бизнеса, которые характеризуются структурными изменениями в экономике и достаточно высоким уровнем макроэкономической и геополитической неопределенности, одним из важнейших условий для успешной деятельности организаций является внимательное отношение к аспектам эффективного управления. Данное условие может быть выполнено только в том случае, когда инструменты управления (в том числе стратегического) постоянно оптимизируются и актуализируются в соответствие текущей экономической ситуации.
Важным фактором развития компании на сегодняшний день считается применение инструментов стратегического управления. Ярким доказательством значимости «ясных и сконцентрированных стратегий» стало исследование западных компаний в совокупности с работами Д. Коллинза и Д. Порраса, которые показали, что следование ключевой идеологии компании является «главной отличительной чертой успешных и прочных компаний» [1].
Несмотря на исследования, результаты опроса, который проводился экспертами ПАО «Сбербанк», а целевой аудиторией являлись представители высшего менедж-
мента ведущих российских организаций, показали следующую ситуацию:
- в каждой третьей компании не применяется стратегия развития, как инструмент управления;
- в каждой четвертой компании реализуется стратегия, но её составление формально, поскольку она не актуализируется, либо ключевые лица компании не принимали участие в разработке;
- в каждой десятой компании стратегия разработана первый раз в период 20152020 гг. [2]
Исходя из этого, можно сделать вывод, что инструменты стратегического менеджмента только начинают своё развитие в условиях российской экономики. При этом как международные, так и отечественные аналитики, считают, что российская экономика находится в стадии, при которой отсутствие стратегии оказывает глобальное влияние на эффективность деятельности организаций и выступает важным условием успешного развития. Рассмотренные факты полностью актуализируют тему данной статьи.
На сегодняшний день существует множество инструментов стратегического анализа организации. Однако, выделяют ряд наиболее универсальных и распространенных в учебных программах и
1S3
научных работах методики: SWOT-анализ, В таблице 1 представлена сравнитель-
PEST-анализ, матрица McKinsey и модель ная характеристика рассматриваемых ин-
Strategic Position and Action Evaluation (из- струментов стратегического анализа. вестную как SPACE) [3].
Таблица 1 . Сравнительная характеристика инструментов стратегического анализа
Инструмент Преимущества инструмента Недостатки инструмента
SWOT-анализ - Универсальный. Применим в различных отраслях и организациях. - Гибкий. Набор факторов поддается адаптации в соответствии специфике предприятия. - Понятный. Результаты доступны для понимания любым специалистом. - Может привести к нецелесообразным решениям. - Позволяет удобно систематизировать знания, но не дает стратегических рекомендаций. - Результат зависит от качества базовой информации и компетентности специалиста. - Отсутствует количественное измерение факторов. - Не дает детализации для разработки целей. - Большая доля субъективности при оценке факторов.
PEST-анализ - Дает комплексное понимание внешней среды организации. - Позволяет определить превентивные и реактивные меры на внешние факторы. - Простота в проведении анализа и обработке его результатов. - Может привести к нецелесообразным решениям. - Не дает детализации для разработки целей. - Высокая вероятность неточности информации в связи со сложностью прогнозирования среды анализа.
- Возможно присутствие большой доли субъективности и неверной интерпретации входящих данных. - Сложно применять в крупных компаниях. - Эффективность данного инструмента возможна только при регулярном его применения.
Матрица McKinsey - Универсальный. Применим в различных отраслях и организациях. - Гибкий. Набор факторов поддается адаптации в соответствии специфике предприятия. - Понятный. Результаты доступны для понимания любым специалистом. - Обеспечивает варианты стратегических решений. - Возможно применение количественных показателей. - Может привести к нецелесообразным решениям. - Высокая вероятность неточности информации в связи со сложностью прогнозирования среды анализа. - Не дает детализации для разработки целей. - Большая доля субъективности при оценке факторов. - Возможно формирование некорректных рекомендаций при зависимости объектов портфеля.
SPACE - Универсальный. Применим в различных отраслях и организациях. - Гибкий. Набор факторов поддается адаптации в соответствии специфике предприятия. - Понятный. Результаты доступны для понимания любым специалистом. - Есть вероятность принятия неоптимального решения. - Качество анализа зависит от компетенций специалиста и качества исходных данных. - Возможно присутствие субъективизма в оценке факторов.
- Обеспечивает варианты стратегических решений. - Дает расширенный список измерений стратегической позиции компании. - Можно учитывать финансовую силу организации и уровень нестабильности внешней среды. - Возможно применение количественных и качественных показателей.
Проведенное в таблице 1 сравнение ин- шее количество преимуществ и наимень-струментов стратегического анализа пока- шее количество недостатков. Далее следу-зало, что модель SPACE имеет наиболь-
ет подробнее рассмотреть данный инструмент.
Методика SPACE включает в себя усовершенствованный, расширенный функционал таких классических инструментов как BCG-анализ, ADL, матрицы GE и Shell, что снимает ограничения данных инструментов и объясняет активное распространение данной методики как инструмента для принятия стратегических решений [4].
Модель применяется для анализа текущего положения компании во внешней и внутренней среде и разработки стратегических направлений развития, позволяющих достичь и сохранить благоприятную конкурентную позицию компании. Стратегическая позиция бизнес-единицы в отличие от большинства стратегических инструментов, использующих только два измерения, определяется финансовой силой,
конкурентным преимуществом, стабильностью среды и силой индустрии [5].
В результате помимо привлекательности отрасли и конкурентных преимуществ фирмы в границы анализа включаются условия внешней среды и финансовые возможности предприятия, что является актуальным в условиях текущей макроэкономической и геополитической неопределенности и позволяет более полно проанализировать стратегическую позицию предприятия и предложить более адекватные рекомендации.
Таким образом, проведенное исследование методики SPACE, полностью показало, что она представляет собой расширение классических и более распространенных методик, что позволяет преодолевать их многие ограничения. Данные факты обосновывают его эффективность применения в целях оптимизации инструментов
стратегического анализа внутри компании.
Библиографический список
1. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ // Учеб. пособие. - Инфра-М, 2013.
2. Маевская Е.Б. Стратегический анализ и бюджетирование денежных потоков коммерческих организаций // Монография. - Инфра-М, 2019.
3. Илышев А.М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России // Монография. - Финансы и Статистика, 2021.
4. Сапунова Т.А. Методологические подходы к достижению эффективности управленческих решений и особенности оценки // Modern Science. 2020. № 10-1. C. 95-100.
5. Козлов Д.С., Сапунов А.В. Роль и место стратегии в деятельности организации // Modern Science. 2020. № 4-3. C. 94-98.
OPTIMIZATION OF STRATEGIC ANALYSIS TOOLS
A.V. Sapunov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social and Information Technologies (Russia, Krasnodar)
Abstract. In the modern world, the achievement and preservation of competitive advantages is possible only with a suitable formed strategy. The need for a strategy is especially noticeable in the conditions of macroeconomic and geopolitical uncertainty, which are clearly visible today in many countries. The most well-known strategic analysis tools are SWOT analysis, PEST analysis, the McKinsey matrix and the PIMS model. The relatively new "SPACE" method made it possible to expand the capabilities of previously used tools. The purpose of the article is to consider the SPACE method as a way to optimize and improve the effectiveness of strategic analysis at the enterprise level.
Keywords: SPACE method, optimization of strategic analysis tools, SWOT analysis, PEST analysis, McKinsey matrix, enterprise strategy, competitive advantage.