6.5. ОПТИМИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ И ИНФОРМАЦИОННОАНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КООРДИНАЦИИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Копейкин Владимир Владимирович. Должность: оперуполномоченный оперативного управления. Место работы: Федеральная служба исполнения наказаний. Email: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрена функция контроля субъектов управления оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. Автором обусловлена необходимость постоянного анализа поступающей информации для принятия качественных управленческих решений.
Ключевые слова: контроль, управленческие решения, информация, анализ и реализация информации.
OPTIMIZATION AND IMPROVEMENT OF MONITORING AND INFORMATION ANALYSIS SUPPORT THE COORDINATION OF OPERATIONAL UNITS OF THE CORRECTIONAL SYSTEM
Kopeikin Vladimir Vladimirovich. Position: detective of the detective department. Place of employment: Federal Penitentiary Service. E-mail: [email protected]
Annotation: тhe article describes the function of control subjects of management operational units of the correctional system. The author is due to the need for continuous analysis of incoming information to make quality management decisions.
Keywords: control, management decisions,
information, analysis and implementation information.
Управленческие решения во всех сферах деятельности субъектов государства, включая уголовноисполнительную систему, являются неотъемлемыми атрибутами реализации форм и методов оптимальной организации, имеющей социальное значение. От их содержательного состояния зависит формирование общественного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы. Управленческие решения, принимаемые субъектами управления по координации деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, которые выполняют функции по обеспечению правопорядка, предупреждению и раскрытию преступлений, взаимодействуют в этих целях с субъектами правоохранительных органов. Мы констатируем, что без управленческих решений, принимаемых субъектами управления, деятельность оперативных подразделений не обеспечит выполнение стоящих перед ними задач. Результативность принимаемых субъектами управления решений зависит от того, имеется ли у них своевременная, полная и достоверная информация о состоянии оперативной обстановки в исправительных учреждениях, количественных и качественных объективных показателях упреждающего характера, поэтому субъекты управления координации деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной
системы должны реализовать функцию контроля. Контроль субъектов управления в сфере деятельности оперативных подразделений уголовноисполнительной системы обеспечивает оценку полноты реализации управленческих решений сотрудниками оперативных подразделений. Субъекты управления реализуют функцию контроля в целях определения эффективности деятельности указанных субъектов по предупреждению и пресечению преступлений в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, обеспечению в них правопорядка.
Руководители Федеральной службы исполнения наказаний и территориальных органов управления, наделенных функциями организации оперативнорозыскной деятельности в учреждениях уголовноисполнительной системы, реализуют функцию контроля для проверки степени соответствия деятельности оперативных подразделений принятым решениям, выявлению проблем в обеспечении правопорядка в уголовно-исполнительной системе. Контроль субъектами управления по координации деятельности оперативных подразделений обеспечивает получение оперативной информации, которая является источником принятия управленческих решений. Реализация субъектами управления по координации деятельности оперативных подразделений функции контроля позволяет на научной основе использовать информацию не только для определения содержания их предупредительной деятельности, но и для соблюдения законности в данной сфере.
Функция контроля играет координирующую роль в эффективном исполнении управленческих решений. Контроль является функцией управления, необходимой для оптимальной организации деятельности субъектов управления и связан с реализацией других функций управления. Таким образом, организация контроля субъектами управления по координации деятельности оперативных подразделений уголовноисполнительной системы представляет собой совокупность правовых, организационных и оперативнорозыскных мероприятий, которые реализуются с учетом закономерностей в сфере предупредительной деятельности в местах лишения свободы. Анализ статистических данных позволяет проследить динамику в сфере профилактики правонарушений среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы: в 2006 г. оперативными подразделениями исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы было предотвращено 98017 преступлений, в 2007 -93475, 2008 - 94861, 2009 - 92700, 2010 - 68575 . Из приведенных данных следует, что в последние 5 лет наблюдается снижение количества предотвращенных преступлений.
Необходимо отметить, что система научной организации контроля субъектами управления по координации деятельности оперативных подразделений выполняет функцию, обеспечивающую решение следующих исследовательских задач: сбор и анализ информации о состоянии оперативной обстановки, а также определение уровня эффективности деятельности оперативных работников по обеспечению недопущения ими нарушений установленного порядка режима содержания, совершения преступлений.
Объективность складывающейся криминогенной ситуации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, прогноза ее изменения достигается своевременным поступлением различных видов информации, ее анализом, оценкой и реализацией. По
3'2011
Пробелы в российском законодательстве
результатам проведенных нами исследований в 65 % случаев руководители исправительных учреждений и следственных изоляторов не полностью определяют информационную потребность для оценки состояния правопорядка. Информационная потребность для данной цели - это виды, источники и способы получения информации, ее объем, что обеспечивает конкретный целевой подход к ее реализации для достижения желаемого результата деятельности субъектов уголовно-исполнительной системы. Использование информации для анализа и оценки криминогенной обстановки в учреждениях уголовно-исполнительной системы должно быть своевременным, комплексным и осуществляться сотрудниками структурных подразделений в пределах их профессиональных возможностей.
Информацию для принятия решений по координации деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов мы характеризуем как используемую для достижения целей процесса управления, выбора наиболее перспективных направлений его совершенствования. Объективность оценки
криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах субъектами координации зависит от инженерно-технического и охранного обеспечения режимных объектов; характеристики лиц, содержащихся в указанных учреждениях: состоящих на профилактическом учете, лидеров групп отрицательной направленности, криминальных «авторитетов» и «воров в законе», криминогенных явлений и процессов, происходящих в среде осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; информации о подготавливаемых преступлениях, в том числе с участием сотрудников и преступников, находящихся на свободе. Данная информация используется структурными подразделениями исправительных учреждений, следственных изоляторов, субъектами управления в целях проведения оперативнорозыскных, режимных и профилактических мероприятий. Субъекты осуществления координационной деятельности должны оценивать состояние криминогенной обстановки как по разовой, так и по регулярной, первичной и вторичной информации, то есть относимой к поступившей и проверенной. Разовая информация отражает отдельные факты, процессы, криминогенные отклонения в среде осужденных, ее анализ дает возможность сделать прогноз развития ситуации и принять меры упреждающего характера. Регулярную информацию о состоянии оперативной обстановки получает начальник исправительного учреждения, следственного изолятора от оперативных дежурных, дежурных помощников начальника следственного изолятора, заместителей по направлениям деятельности, оперативных работников, начальников отрядов, воспитателей. Регулярно должны получать информацию и сотрудники структурных подразделений в объемах и видах соответственно профессиональной принадлежности. Особое значение для оценки криминогенной обстановки имеет регулярность получения информации оперативными работниками.
В оценке складывающейся ситуации по имеющейся информации важнейшим элементом является ее анализ с целью выявления закономерностей, характерных для исправительных учреждений и следственных изоляторов, которые затрагивают различные стороны их деятельности. Таковыми могут быть закономерности, определяющие потребность в информации, обеспечивающей организацию оперативно-розыскной деятель-
ности, воспитательную работу, надзор за поведением осужденных, подозреваемых, обвиняемых, занятость их трудом; охрану; закономерности, проявляющиеся в системе управления в зависимости от действия различных факторов (укомплектованность структурных-подразделений кадрами, уровень профессиональной подготовки сотрудников, соблюдение законности, состояние внутреннего и внешнего взаимодействия); закономерности, проявляющиеся в нарушении осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми установленного режима содержания и совершении ими преступлений; изменениях криминогенности среды перечисленных лиц, поступлении запрещенных предметов; закономерности, проявляющиеся в реализации информации, связанной с состоянием оперативной обстановки; закономерности, определяющие зависимость объема, видов и содержания информации по направленности деятельности структурных подразделений, применения сил и средств, методов в целях обеспечения устойчивости функционирования учреждения, предупреждения криминогенных явлений и процессов в среде осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
Представляется целесообразным остановиться на закономерностях, проявляющихся в реализации информации, связанной с состоянием криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, к которым относятся: обусловленность эффективности реализации информации уровнем организации данного процесса, комплексным использованием сил и средств, оптимальностью управленческих решений; зависимость результатов реализации управленческих решений от правового обеспечения данного процесса; зависимость реализации информации о состоянии оперативной обстановки от внешних и внутренних условий, определяющих эффективность использования информации. Необходимо отметить, что существует потенциальная потребность в получении и реализации информации, характеризующей состояние криминогенной обстановки в исправительном учреждении и следственном изоляторе. Без этого невозможно достичь цели их деятельности. Эффективность использования информации определяет ее ценностный характер и обосновывает необходимость затрат на ее реализацию. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что поступающая информация не всегда отвечает требованиям достоверности и полноты. Количество поступающей информации не является гарантией ее качества. Все зависит от источников информации. Поспешность выводов о необходимости реализации информации может привести к нежелательным последствиям. Основным источником информации в исправительных учреждениях и следственных изоляторах являются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Важно учитывать, что она не всегда соответствует действительности, а носит дезинформационный характер. Наиболее ценной информацией, по которой можно оценить ситуацию, является информация, полученная оперативными работниками. Имея информацию, нереализация которой может привести к осложнению криминогенной обстановки, оперативный работник должен принять меры по ее использованию в предупредительных целях. Крайне важным условием реализации такой информации является высокий уровень профессиональной подготовки оперативных работников исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Для координационной деятельности первостепенное значение имеет оперативно-розыскная информация. В связи с этим существует необходимость обозначить требования, предъявляемые к оперативно-розыскной информации: целенаправленность, полнота, достоверность, своевременность и ценность. Целенаправленность информации - это установление оперативным работником необходимого объема сведений для оценки криминогенной обстановки, решения тактических и стратегических задач с целью недопущения ее осложнения. Должны определяться виды информации, которую необходимо получать: о криминогенной структуре среды осужденных, группах и осужденных криминогенной и криминальной направленности, криминальных «авторитетах», процессах, происходящих в среде осужденных, их отношении к деятельности персонала. Полнота информации - это ее достаточность для полной характеристики исследуемых процессов, явлений, событий и принятия соответствующего решения. Однако важно учитывать, что в условиях исправительных учреждений и следственных изоляторов абсолютно полной информации, как правило, не бывает. Это обусловливает необходимость ориентироваться на то, что полученная информация достаточна для ее реализации с параллельным включением в процесс предупредительной деятельности других субъектов и источников информации. Достоверность информации - это ее соответствие действительности происходящего в среде осужденных, подозреваемых, обвиняемых, совершенных ими нарушений установленного режима содержания, а также криминальных деяний. Дезинформация - это преднамеренное искажение происходящих явлений и процессов. Однако воспринимаемые сведения, оцениваемые как дезинформация, не всегда ей являются. Возможно преувеличение или преуменьшение реальных фактов вследствие их неглубокого восприятия и изучения, в связи с чем требуется дополнительная проверка сведений. Своевременность информации означает ее упреждающий характер, создающий условия для ее эффективного использования. Поступление информации должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивалось предотвращение последствий,
влияющих на состояние криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Наши исследования подтверждают, что совершенствование системы эффективности реализации информации в целях недопущения осложнения криминогенной обстановки и ее объективной оценки необходимо соблюдать следующие требования: обеспечивать
строгое соответствие процесса реализации информации требованиям законности, повышать уровень ее упорядоченности, подконтрольности, оптимизировать затраты сил и средств, методы по недопущению негативных последствий при реализации решений по информации, связанной с состоянием криминогенной обстановки в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Список литературы:
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ.
Федеральный закон от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний».
Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Literature list:
The criminal-executive code of the Russian Federation of 8 January 1997, no.1-FZ.
The federal law of July 21, 1993 no.5473-1"On establishments and bodies executing criminal punishments in the form of deprivation of liberty".
The Decree of the President of the Russian Federation dated October 13, 2004№ 1314 "Issues of the federal service of execution of punishments".
Resolution OF the RUSSIAN federation of December 23, 1992, N 4202-I "On approval of the Regulations on service in bodies of internal affairs of the Russian Federation and the text of the Oath of employees of the bodies of internal affairs of the Russian Federation".
Рецензия
В исследовании автором в достаточной степени широко рассмотрена функция контроля субъектов управления оперативными подразделениями уголовноисполнительной системы. Автор раскрывает необходимость постоянного анализа поступающей информации для принятия качественных управленческих решений, а также ее виды и источники получения.
Научный руководитель
Доктор юридических наук, профессор
профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России
профессор Н.П. Барабанов