Научная статья на тему 'Оптимизация геометрии высокоскоростного роликового подшипника при перекосах колец'

Оптимизация геометрии высокоскоростного роликового подшипника при перекосах колец Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
323
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ РОЛИКОВЫЕ / ПЕРЕКОСЫ КОЛЕЦ / ВНУТРЕННЯЯ ГЕОМЕТРИЯ / ROLLER BEARINGS / RING MISALIGNMENTS / INNER GEOMETRY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Жильников Е. П., Макарчук В. В., Пахомов А. Н.

В работе приводятся методики и результаты расчетов оптимальной внутренней геометрии высокоскоростных радиальных роликовых подшипников авиационных двигателей при перекосах колец. Приведены рекомендации по повышению работоспособности подшипниковых опор ГТД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Жильников Е. П., Макарчук В. В., Пахомов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE GEOMETRY OF HIGH-SPEED BEARING WITHIN RING MISALIGNMENTS

In the work were used methods and results of the calculation of the optimization of the inner geometry of high-speed radial roller bearings in the aviation engines within ring misalignments. Recommendations to raise the capacity for the work of the bearing support in the GTE.

Текст научной работы на тему «Оптимизация геометрии высокоскоростного роликового подшипника при перекосах колец»

УДК 621.822.6

ОПТИМИЗАЦИЯ ГЕОМЕТРИИ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА ПРИ ПЕРЕКОСАХ КОЛЕЦ

© 2009 Е.П. Жильников1, В.В. Макарчук2, А.Н. Пахомов2

1 Самарский государственный аэрокосмический университет 2 ОАО "Завод авиационных подшипников"

Поступила в редакцию 21.01.2009

В работе приводятся методики и результаты расчетов оптимальной внутренней геометрии высокоскоростных радиальных роликовых подшипников авиационных двигателей при перекосах колец. Приведены рекомендации по повышению работоспособности подшипниковых опор ГТД. Ключевые слова: подшипники качения роликовые, перекосы колец, внутренняя геометрия.

Работоспособность роликовых подшипников существенно снижается при перекосах колец подшипников в опорах авиационных газотурбинных двигателей, где перекосы возникают вследствие деформаций тонкостенных валов и корпусов в рабочих условиях.

Повышение работоспособности подшипников и снижение неравномерности распределения нагрузки по линии контакта при перекосе обеспечивается, как правило, профилированием образующей ролика [1-5]. Нами рассмотрено распределение нагрузки по линии контакта при перекосе роликов с различной формой бомбины. Показано, что у высокоскоростных подшипников при перекосах условия контактирования ролика с наружным и внутренним кольцами различны. Это необходимо учитывать при выборе образующей ролика и внутренней геометрии подшипника в целом. При этом беговую дорожку наружного кольца целесообразно выполнять цилиндрической, а профилировать только образующую роликов и беговую дорожку внутреннего кольца.

Рассмотрим характеристики трех типов роликов: цилиндрического, с радиусной бомбиной и с логарифмическим профилем бомбины. При этом с целью унификации исходных данных для всех профилированных роликов задаются лишь величина Лф , величина фаски у торца ¡Т а также длина цилиндрического пояска ¡с (рис. 1).

Для ролика с радиусной бомбиной радиус профиля образующей является константой и определяется по формуле:

Жильников Евгений Петрович, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры "Основы конструирования машин". Тел. (846) 267-46-12. E-mail: okm@ssau.ru. Макарчук Владимир Владимирович, исполнительный директор УК "ЕПК". Тел. (846) 312-26-71 Пахомов Александр Николаевич, инженер специального конструкторского бюро. Тел. (846) 312-29-63.

=

1Ф (Р - 1Ф )

Для ролика с образующей, описываемой логарифмической кривой, профиль ролика определяется выбранным участком логарифмической кривой.

Для логарифмического профиля принимаем функцию

у = а ф ¡п [х/ (1Т + 1ф )).

При этом начало оси координат приводим к торцу ролика. Точка, соответствующая концу бомбины, будет иметь координату X = ¡т + ¡ф .

Тогда величина параметра логарифмического профиля определится по формуле:

А

аФ =

Ф

In [1ф/ Т +1) •

Радиус профиля является переменной величиной и в произвольной точке с координатой х определяется по выражению [6]:

яф = (1 + (у/сх )2 )3/у |с 2 у ¡дх'

После дифференцирования, подстановки и преобразований получим формулу для расчета радиуса кривизны профиля:

R ф -

(афф + х2 }'5

аФ х

Так как X > ¡т и, следовательно, аф << х в практических расчетах можно принять:

кф *х Vаф.

Профиль образующей беговой дорожки внутреннего кольца принимаем соответствующим типу профилированного ролика, т.е. цилин-

/

и

!

г

Рис. 1. Схема профиля бомбинированного ролика

дрическим, с радиусной бомбиной или с бомби-ной логарифмического профиля.

При этом с целью унификации исходных данных для всех профилированных колец задаются лишь величина бомбины Дк и длина ци-

с, а также величина фаски !Тк у торцов кольца (рис. 2). При этом длину цилиндрического пояска принимаем одинаковой для кольца и ролика.

Для кольца с радиусной бомбиной радиус профиля является константой и определяется по формуле:

у = а

/п (х/ (/

Тк + / фк )).

При этом начало оси координат приводим к торцу кольца. Точка, соответствующая концу бомбины, будет иметь координату

х = / Тк + / фк .

Тогда параметр логарифмической кривой определится по формуле:

афк =

/П [(/ / Тк + 1) '

Кфк = (/к - /С V1

/8Д

фк

При этом длину /к рабочего участка беговой дорожки кольца определим с учетом фасок у торцов: /к = В - 2/Тк . Длину бомбины кольца определим по формуле: /фК = (/ к - /с )/ 2 .

Для кольца с образующей, описываемой логарифмической кривой принимаем функцию

Распределение нагрузки по линии контакта при перекосе роликов является неравномерным. Для его расчета разработаны достаточно точные методы [5,7], основанные на положениях теории упругости. Однако в связи с большой трудоемкостью вычислений для решения задач определения оптимального профиля образующей роликов и колец используем упрощенное решение.

Рис. 2. Схема профиля кольца с бомбиной

При этом область контакта ролика разбивается на п участков длиной Л1 = Iр /п . Приведенный радиус кривизны в каждом сечении в контакте ролика с кольцом определяется по формуле:

п = ЯЪЯ 2,

пр' " п 2, ± Яи

Здесь: Яу - радиус ролика в данном сечении; Я2, - радиус кольца. При этом знак плюс принимается для контакта ролика с внутренним кольцом, а минус - для контакта с наружным.

Здесь для внутреннего кольца принимаем знак минус, для наружного - плюс.

При определении радиуса ролика координаты сечений отсчитываем от начала бомбиниро-ванного участка.

Для цилиндрического ролика (рис.1)

Яи = А,/2 .

Здесь А* - номинальный диаметр ролика.

Для ролика с радиусной бомбиной получим:

Я

А* (К - 1ф - х % - х)

2

2 Я

ф

Яу =

А 2

пРи 1ф > х > 1р - 1ф;

при 1ф < X < 1р - 1ф .

2

Я =

ф 1п 1 + 1 при х < 1ф ;

1ф + 1т 4

при 1ф < X < 1р - 1ф;

А 1р + 1т - х Я. =+ ал1п-^-х > 1р - 1А

2

1ф + т приЛ^'р- 1ф

Я 2 в, =

- А* 2

'при 1ф <х < 1р - 1ф .

Для кольца с логарифмическим профилем бомбины получим:

п = й т - А* + а 1п х + ф + 1Т к - 1ф

Я 2 в, = -2-+ а фк -1-+1-

2 1фк + 1Тк

при х < 1ф ;

й - А

п т

Я 2 в, =

2

при 1ф < X < 1р - 1ф

/„ + - + 1-, - х

Я2в1 = йт А + 1Тк 1фк"1ф

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х > I -1

фк

1фк + 1Тк

Для ролика с логарифмическим профилем бомбины получим:

А* , х + 1Т Яи, = -* + а ф 1п

Радиус наружного кольца во всех сечениях определяется по формуле:

Я2„ =(т + А* ))2 . Радиус не профилированного внутреннего кольца постоянный для всех сечений и определяется по формуле:

Я2в1 = ( - А* )2 .

Здесь А* - номинальный диаметр ролика, йт - средний диаметр подшипника.

Для кольца с радиусной бомбиной получим:

Я = йт - Р. Л ((V - 2х) - 1С )

2 в! " 2 (-10

при 1ф > х > 1р - 1ф;

при р

Зазор между профилями ролика и кольца при перекосе определяется, как показано на рис. 3. При этом х0 - координата точки, в которой 2 = 0 при § = 0, т.е. условной точки поворота ролика, зависит от формы ролика.

Зазор между профилированными поверхностями ролика и кольца может быть определен по формуле:

= Я0 - Яи + Я0 к - Я2в, +(х - х0 К .

Здесь Я0 и Я0к - радиус ролика и внутреннего кольца в сечении с координатой х0 .

Координату х0 определим из условия Ккх + Крх = Кв , где 0кх и 0рХ - углы между общей касательной к профилям кольца и ролика и осями кольца и ролика соответственно, 0в - угол перекоса ролика относительно оси внутреннего кольца.

Для не профилированных ролика и кольца х0 =0 при любом значении угла перекоса ролика относительно кольца. Радиус ролика в точке с координатой х0 равен ^ = А* /2 , радиус кольца в этой точке равен Я0к = ((т - А* )/2 .

Для роликов и колец с криволинейной бом-

Рис. 3. Схема перекоса ролика относительно кольца

биной предельные значения углов поворота относительно кромки цилиндрического участка

будут равны углам 0 и 0 наклона касатель-

к р

ной к соответствующей кривой в точке перехода к цилиндрическому участку.

Для роликов и колец с радиусной бомбиной

при X = 1ф имеем: 0р * (2Яф ) и

0К * /о/(2Яфк ). Тогда при 0е <0К + &р координата условной точки поворота ролика, определится как Х0 = /ф . Радиус Я0 ролика в точке с координатой Хо равен Э« /2 , радиус кольца в этой точке равен Яо к =(йт - В« )/ 2 . При 0в >0к + 0р углы наклона общей касательной к осям ролика и кольца в точке с координатой Хо будут равны:

0рх *(с/2 + 1ф - хо )/Яф - для ролика;

0кх *(с/2 + :ф - хо )/Як - для кольца.

Из условия 0кх + 0 рх = 0в после подстановки и преобразований получим:

хг

= /р/2 - Яхо 0

Тогда найдем

Хп

=(- «1 - Та

40ва 2

]/(40в).

личины деформаций в контактах в сечениях вдоль образующей ролика определяются по за-

висимости

8 = 8о - 2, где 8о

контактная

Здесь: /р = /с + 2/ф - расчетная длина ролика; Яхо = Яф ■ Як/(яф + Як ) - приведенный радиус кривизны профилей ролика и кольца.

Для роликов и колец с логарифмической бомбиной при х = /ф имеем:

0р = аф1 (/ф + /Т ) и 0к = афк/(/фк + :тк ).

Тогда при 0в < 0к + 0р координата условной точки поворота ролика, определится как Xо = /ф . Радиус Яо ролика в точке с координатой Хо равен Б« /2 , радиус кольца в этой точке равен Я о к = т - Б«, )) 2 . При 0в > 0к + 0р углы наклона общей касательной к осям ролика и кольца в точке с координатой Хо будут равны:

0рх = аф I(хо + 1Т ) - для ролика;

0кх = афк/(хо + :фк - /ф + :тк ) - для кольца.

Из условия 0кх + 0 рх = 0в после подстановки и преобразований получим уравнение второго порядка:

0вхо + а1 хо + а2 = о.

Здесь:

а1 = ((/фк - :ф + :Тк + Т )0в - аф - афк )

а2 = ((/Фк - :ф + :Тк \/Т0в - аф )- ак:Т ).

деформация в точке с координатой Хо. По величинам деформаций определяются нагрузки в контактах в каждом сечении. При этом перекосы ролика относительно колец будут определяться условиями равновесия его под действием нагрузки, распределенной по линиям контакта и центробежной силы ролика.

С другой стороны по аналогии с гипотезой Винклера о пропорциональности деформаций нагрузкам в данной точке приближенно деформации в каждой точке линии контакта можно определить по формуле:

8, = 2Ег (а, + аш )/(п ■ А).

При этом: а, = ц(1п (2 Я21/Ъ1)+ о,4о7 ) ,

а^ = ) (/п (2 Яи/Ъ )+ о ,4о7 ), Ъ = 2^Е1 (п + Г« )Япр11 (п-А).

Здесь П и Г)«, - характеристики модулей упругости, определяемые по формулам:

п

= (1 -в2)/Е и п« =(1 -в2«)/Е

По условию совместности перемещений ве-

где Е и Е« - модули упругости, в и в« - коэффициенты Пуассона для материалов кольца и ролика соответственно.

При этом условие равновесия ролика в контакте можно написать в виде:

Е = 1^. .

г=1

Здесь Еп - нагрузка в контакте ролика с кольцом.

Решение приведенной системы уравнений выполняется численно последовательными приближениями. В качестве начального приближения принимается

8о = 2 Еп (а о + а«о )/(п- /« ).

Здесь: ао = )(/п(2 Я2о /Ъо )+ о,4о7 ),

а« о =Г« (/п (2 Яю/ Ъо)+ о,4о7 ),

Ъо = 2V Еп (П + П )Я пр о/(п ■/« ) , Яш

- радиус ролика, Я2о - радиус кольца и Япро -приведенный радиус кривизны в точке с координатой Хо.

Для всех точек линии контакта ролика с кольцом определяются величины 21 и 8{ по приведенным выше формулам.

При 8, < 0 принимается Е1 = 0, иначе значение нагрузки определяется методом простой итерации по формулам:

и

Ъ = 2^1 Е (п + п )Япр,1 (п-Л!);

аг =п(!п(2Я20=,/Ъ, )+ 0,407 ); аш =п№ (П (2 Яи/Ъ1 ) + 0,407 );

Е = (п51 Л!)/(2(аж + а,)).

В качестве начального приближения принимается Е = Рп/п . Если относительная погрешность - Е0 )/Е, | превышает заданную величину, принимается Е0 = Е ^ и расчет повторяется.

Условия равновесия сил, действующих на ролик, имеют вид:

е = е + е ,

Н 6 С '

п п

X Ен,х, = X Е6,х, + рс !Р/2.

, = 1 , = 1

Здесь: Е6 и Ен - нормальные нагрузки в контактах ролика с внутренним и наружным кольцами, и Ен, - значения нагрузок в точках с координатами х, .

При относительном перекосе колец 0 значения перекоса ролика относительно внутреннего и наружного колец определяются из решения приведенной системы уравнений равновесия ролика методом хорд. В качестве начального приближения принимается перекос ролика относительно внутреннего кольца 06 = 0/2 . Вычисляется значение перекоса ролика относительно наружного кольца 0Н = 0 - 06. По приведенной ранее методике определяются нагрузки Е ■

И FHi И МОМеНТЫ X Feixi И X FHi Xi .

i=i i=1

Условие равновесия ролика проверяется по соотношению:

±Fmx-^Fmxl ]/{Fclp/ 2 )- 1 < 0,001 .

i = 1 i = 1 )/

При невыполнении условий равновесия уточняется значение 0в и расчет повторяется.

В качестве критерия оптимизации профиля бомбины примем условие: напряжение на кромке ролика (сечение 1) при перекосе не должно превышать среднее значение контактных напряжений, определяемое по известным зависимостям [8] без учета перекоса колец:

с „„ =

_1_

п

I Fв Е прв l p R прв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ренним кольцом;

с = —

нт

П

FнЕ прн

l R

p прн

для контакта с внут-

- для контакта с на-

При этом усилие в контакте максимально нагруженного ролика с внутренним кольцом определим по формуле: Ев = 4,6 Ег /г .

Усилие в контакте с наружным кольцом будет равно: Ен = Е6 + Ес.

Приведенный модуль упругости определим по формуле:

Е =

прв

П

(1 -^2 )) +(1 -el )/EM

контакта с внутренним кольцом;

Е......= П

для

прн

- для

контакта с наружным кольцом.

Приведенный радиус кривизны определим по формуле:

RпРв = Dw (1 -у)/2

для контакта с внут-

пр6

ренним кольцом;

Япрн = (1 + х)/2 - для контакта с наружным кольцом.

Здесь у = .

Для определения величин бомбины для ролика и для кольца составим уравнения:

и, (Лф ,ЛК )=^н 0-°нт = 0 и и 2 (Лф Л (1)-^вт = 0.

Здесь ав (1) и ан (1) - напряжения в сечении 1 у кромки ролика при перекосе.

Для решения полученной системы нелинейных уравнений применим метод Ньютона. При этом значения производных указанных функций определим как отношение приращений этих функций к приращениям аргументов.

В качестве начальных приближений аргументов Лф и Лк принимаем значения, при которых напряжения у кромки ролика больше нуля.

Обозначим начальные значения функций: ит = и (Лф ) и

и20 = и2 (Лф Л ).

Тогда приращения функций определим как

ружным кольцом.

разность:

и1ф = U (Лф + 44)-U-

и2ф = и2 (Лф + л,л )-и

U1k = U (Лф ,4 + л)-u

U2к = U2 (Лф 4к +Л)-U

10 .

20 .

10 ,

20 .

1

Определитель системы найдем по формуле:

ОРг = и1ф • и2К - и1к • и2ф .

Уточненные значения величин бомбины ролика и кольца определим по формулам:

Лф =Лф +(и 20 ■ и 1к - и 10 • и 2 к )-А/Орг ; Ак = А + (и 10 ■ и2ф - и20 ■ и 1ф )■ л/Орг.

Процесс повторяется до достижения заданной точности вычисления критерия оптимизации, приведенного выше:

и 1 (Лф ,Лк (1)-°нт = 0 и

и2(Лф,Лк)^ав(1)-авт = 0.

В качестве примера рассмотрим результаты расчета межвального роликового подшипника 5-272822Р2 при следующих исходных данных: d = 110 мм, О = 140 мм, О = 8 мм, I = 10 мм, ¡с = 1 ^ 5 мм, ¡Т = 0,5±0,2 мм, Лф = 0,002 ^ 0,012 мм.

Частота вращения внутреннего кольца Пв = 10200 об./мин., наружного - Пн = 13300 об./мин. Радиальная нагрузка на подшипник Ег =7 кН. Перекос внутреннего кольца относительно наружного принимался равным 0 =1 ^ 8 минут.

На рис. 4 приведены результаты расчета величины бомбины у ролика и у внутреннего кольца в зависимости от длины цилиндрического участка. Видно, что величина бомбины мало за-

длина участка

Рис. 4. Зависимость величин бомбины ролика и внутреннего кольца от длины цилиндрического участка

Рис

5 6 7

угол перекоса, мин.

5. Зависимость величин бомбины ролика и внутреннего кольца от угла перекоса колец подшипника

висит от длины цилиндрического участка профиля ролика и кольца.

Значительно более существенной является зависимость величины бомбины от величины угла перекоса колец, приведенная на рис. 5.

Таким образом, разработанная методика позволяет оптимизировать величину бомбины ролика и колец и, следовательно, повысить работоспособность подшипника при перекосе колец.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Харрис Т.А. Влияние перекоса на усталостную долговечность цилиндрических роликоподшипников с закругленными роликами // Проблемы трения и смазки. 1969. №2. С. 62-67.

2. Галахов М.А. Влияние перекоса колец на распределение давления вдоль образующей цилиндрического ролика // Труды ВНИПП. 1976, №2, С. 14-17.

3. Беркович М.С. Долговечность подшипников качения в условиях несоосности их колец // Вестник машиностроения. 1983. №10. С. 9-12.

4. Орлов А.В. Опоры качения с поверхностями сложной формы. М.: Наука, 1983. 125 с.

5. Галахов М.А., Бурмистров А.Н. Расчет подшипниковых узлов. М.: Машиностроение, 1988. 272 с.

6. Фильчаков П.Ф. Справочник по высшей математике. Киев, Наукова думка, 1973. 743 с.

7. Джонсон К. Механика контактного взаимодействия: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. 510 с.

8. Черменский О.Н., Федотов Н.Н. Подшипники качения: Справочник-каталог. М.: Машиностроение, 2003. 576 с.

OPTIMIZATION OF THE GEOMETRY OF HIGH-SPEED BEARING WITHIN RING MISALIGNMENTS

© 2009 E.P. Zhilnikov1, V.V. Makarchuk2, A.N. Pahomov2

1 Samara State Aerospace University 2 OJSC 'Aviation Bearing Plant", Samara

In the work were used methods and results of the calculation of the optimization of the inner geometry of high- speed radial roller bearings in the aviation engines within ring misalignments. Recommendations to raise the capacity for the work of the bearing support in the GTE. Key words: roller bearings, ring misalignments, inner geometry.

Evgenii Zhilnikov Petrovich, Candidate of Technics, Associate Professor, professor at the Design Basics machines Department. Tel. (846) 267-46-12.

Vladimir Makarchuk, EPK Special Bearings Division Director. Tel. (846) 312-26-71.

Alexander Pahomov, an Engineer of the Special Design Bureau. Tel. (846) 312-29-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.