РУБРИКА «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»
ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМЫ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ ТЕЛ ПРИ СВЕРХЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ ПОТОКА МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ ВАРИАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
Буй Ван Тиен
канд. техн. наук, технический университет им. Ле Куй Дон,
Вьетнам, г.Ханой
Зоан Ван Минь
канд. техн. наук, технический университет им. Ле Куй Дон,
Вьетнам, г.Ханой
Нгуен Минь Хонг
канд. техн. наук, технический университет им. Ле Куй Дон,
Вьетнам, г.Ханой
Нгуен Хыу Шон
канд. техн. наук, технический университет им. Ле Куй Дон,
Вьетнам, г.Ханой E-mail: [email protected]
OPTIMIZATION OF THE FORM OF AXISYMMETRIC BODIES AT SUPERSONIC FLOW VELOCITIES BY THE METHOD OF SOLVING VARIATIONAL PROBLEM
Bui Van Tien
сandidate of Science, Le Quy Don University of Science and Technology,
Vietnam, Hanoi
Doan Van Minh
сandidate of Science, Le Quy Don University of Science and Technology,
Vietnam, Hanoi
Nguyen Minh Hong
сandidate of Science, Le Quy Don University of Science and Technology,
Vietnam, Hanoi
Nguyen Huu Son
сandidate of Science, Le Quy Don University of Science and Technology,
Vietnam, Hanoi
АННОТАЦИЯ
Настоящая работа представляет собой результаты решения вариационных задач по определению оптимальных аэродинамических форм осесимметричных тел при сверх- и гиперзвуковых скоростях потока. Давление на поверхности тела определяется в рамках гипотезы локальности, т.е. предполагается, что давление на поверхности тела определяется углом между местной нормалью и вектором скорости набегающего потока. Аналитически решена задача о форме тела минимального сопротивления при заданном диаметре донного среза, а также при заданном объёме тела и при постоянном коэффициенте трения на поверхности тела. Получено, что при заданном диаметре миделя телом минимального сопротивления является конус. При заданных диаметре миделя и объёме образующая тела минимального сопротивления определяется степенным законом со степенью 2/3. Показано, что форма оптимального тела консервативна к изменению числа Маха.
ABSTRACT
This paper presents the results of solving variational problems of determining the optimal aerodynamic forms of ax-isymmetric bodies at supersonic and hypersonic flow velocities. The pressure on the surface of the body is determined in the framework of the local interaction, i.e. it is assumed that the pressure on the surface of the body is determined by the angle between the local normal and the velocity vector of the incoming flow. The problem of the shape of a body with minimal drag is solved analytically for a given bottom diameter, as well as for a given body volume and for a constant coefficient of friction on the body surface. It was found that for a given bottom diameter the body of minimum drag is a cone. For a given bottom diameter and volume, the body of the minimum drag is determined by a power law with a power of 2/3. It is shown that the shape of the optimal body is conservative with respect to a change in the Mach number.
Ключевые слова: оптимизация формы тела, осесимметричные тела, вариационная задача, локальное взаимодействие, метод Ньютона.
Keywords: body shape optimization, axisymmetric bodies, variational problem, local interaction, Newton method.
Введение
Возросший интерес к этой области науки обусловлен быстрым развитием ракетной техники и сверхзвуковой авиации, потребовавшим подробных сведений об оптимальных формах головных частей ракет, крыльев, сопел реактивных двигателей и других элементов летательных аппаратов. При исследовании подобного рода вопросов возникли значительные трудности, связанные в основном с тем, что в газовой динамике параметры течения определяются путем решения сложных краевых задач для систем квазилинейных дифференциальных уравнений в частных производных. В результате этого функционалы вариационных задач не удается представить в виде явной зависимости от геометрии тела, и требуется большое искусство для нахождения эффективного решения. Этим, по-видимому, можно объяснить, что до сих пор, несмотря на большие усилия и использование современной вычислительной техники, не удалось решить задачу о форме тела вращения минимального волнового сопротивления в сверхзвуковом потоке газа. Еще более сложную проблему составляет определение оптимальных аэродинамических форм пространственных тел и крыльев.
Указанные трудности привели к упрощению постановок вариационных задач и широкому использованию приближенных методов расчета газодинамических течений. В этом направлении были достигнуты известные успехи, отражением которых и является данная работа. Однако даже в приближенной постановке задачи по определению оптимальных аэродинамических форм, как правило, не сводятся к стандартным задачам вариационного исчисления, в связи с чем возникает необходимость дальнейшего развития соответствующей математической теории.
В данной работе применяются гипотезы локальности, т.е. предполагается, что давление на поверхности тела определяется углом между местной нормалью и вектором скорости набегающего потока (формула Ньютона). На основании этих предположений были решены две задачи. Первая задача -найти форму тела минимального сопротивления при заданных диаметре и длине тела. А во второй задаче - найти формы тела минимального и максимального сопротивления при заданных диаметре и объёме
тела. Задачи решаются аналитическим методом -решение вариационной задачи. Постановка задачи Формула давления Ньютона: Формула сопротивления Ньютона приближенно справедлива для тел, движущихся с большой сверхзвуковой скоростью. Этот вывод основан на том, что при таких скоростях инерционные силы превосходят силы упругости в возмущенном потоке [1]. Таким образом, когда число Маха невозмущенного потока становится большим по сравнению с единицей, модель течения с прилегающим скачком уплотнения становится близкой к корпускулярной модели течения, принятой Ньютоном. Для наших целей анализ таких течений можно упростить без заметной потери точности, предположив отношение удельных теплоемкостей возмущенной жидкости равным единице. Тогда угол наклона ударной волны аппроксимируется углом отклонения потока (рис. 1), а коэффициент давления в любой точке вниз по потоку от ударной волны определяется простым выражением.
C = 2 sin2 в,
(1)
где 9 - угол наклона контура тела относительно направления невозмущенного потока.
Рисунок 1. Физическая модель
1 - направление невозмущенного потока; 2 - ударная волна; 3 - поверхность тела; 4 - область возмущенного течения
Использование формулы давления Ньютона широко находится в различных литературах [1-62]. Для определения оптимальной формы осесимметричных
тел путем решения классической вариационнои задачи целесообразно применять достаточно простая математическая модель взаимодействия потока с телом. В связи с этим форма тела минимального сопротивления можно определяется при использовании данной математической модели локального взаимодействия.
Формула местного конуса:
При определении коэффициента давления на поверхности острого конуса в сверхзвуковом потоке при нулевом угле атаки можно использовать формулу (2) [9-11], которая хорошо аппроксимирует точное решение [4]:
С = 2,1- 81П2 в
1,2
л/м2 -1 - БШ в
0,14
(2)
Назовём эту формулу - формулой местного конуса.
где 9 - угол между направления набегающего потока и касательной к форме тела в данной точке;
М - число Маха М набегающего потока.
Эта формула хорошо аппроксимирует величину коэффициента давления на поверхности круглого конуса (рис. 2). В табл. 1 и на приведены сравнения результатов расчётов коэффициента сопротивления для тела вращения степенной формы у=0.4х075, полученных путём численного интегрирования уравнения сверхзвукового течения идеального газа (точное решение) [4], и по формуле (2). Можно заметить, что относительная погрешность расчёта по формуле (2) не превышает 6%, графически которого иллюстрируют их близость друг к другу (рис. 2).
4.5 4 3:5 3 2.5 2 1,5 1
0.5 0
8111 в
\ • По формелемес тного конуса
\ -Точ ные значена
V
----- •- — •
Vм2 - 1 Я111 в
Рисунок 2. Оценка точности метода местного конуса
Таким образом, формулу (2) можно использовать при определении коэффициента давления на
поверхностях осесимметричных тел в широком диапазоне изменения числа Маха.
Таблица 1.
Сравнение коэффициента сопротивления тела вращения степенной формы у^^0,75
Мах 3 4 6 8 10
Сх (точное значение) 0,2656 0,2483 0,232 0,225 0,222
Сх по формуле местного конуса 0,2695 0,2536 0,2414 0,2372 0,2354
Погрешность 1,47% 2,13% 4,05% 5,42% 6,04%
Постановка вариационной задачи:
Рисунок 3. Система координат
Введём обычные обозначения : х - координата в направлении невозмущенного потока;
у - радиальная координата; у(х) - меридиональный контур тела (уравнение формы тела);
с1у
у - производная —;
<3х
с!х
X - производная —;
<Лу
I - длина тела, принимается 1= 1; Я - радиус донного сечения тела. Предполагая, что коэффициент поверхностного трения - постоянный, а донное давление не учитывается, аэродинамическое сопротивление будет обусловлено только лобовой частью тела и определяется формулой:
D
2nq
i 1
\(Ср-У + cf )ydx = i((> + cf ■ k)ydy
(2)
где Б - аэродинамическое сопротивление; Ср - коэффициент давления; С/ - коэффициент поверхностного трения. с/
=сот1;
Расчет формы тела минимального сопротивления заключается в определении функции у(х), которая минимизирует функционал (2) при условии, накладываемом на диаметр миделя 1=^/2 и объём
V ' 1 — = = ¡у2ж/у .
Я о о
1. Задан диаметр миделя
Пусть задан диаметр миделя =2.
Рисунок 4. Система координат при заданном диаметре миделя
Задача о теле минимального сопротивления эквивалентна определению экстремума функционала:
/ = Jf(v,X)A>,
о
F(y,x) = (Cp{x) + Crx)y-
где
Итак, функция х(у), минимизирующая функционал I, должна быть решением уравнения Эйлера (по методу вариационного исчисления):
с/1-'.
Так как Ех = 0, то первый интеграл этого уравнения: 1'х = ('
Постоянная С определяется условием трансверсальности:
\{Р-Щ)5у + Рх5х^ = 0,
которое при у = 0 принимает вид /'у = 0 и,
следовательно С=0, где индексы i, f - начальная и концевая точки контура по оси у. Тогда получено уравнение:
Si
дх
- + С,
У = о
(3)
Уравнение (3) имеет решение х = const, то есть телом минимального сопротивления является острый конус. Угол 9 при вершине этого конуса определяется конкретной зависимостью Ср (х.М. .
Задавая Сp по формуле Ньютона C = 2sin2в,
получим уравнение:
4х
х +1 f
(4)
Для тонкого тела можно принять допущение о том, что х »1 или х2 +1 ~ X2 .
Тогда из (3) => х =
3
При начальных условиях х=0 и >>=1 будем получать решение:
х = ibr( У -1)
lCf
(5)
Коэффициент сопротивления определяется по формуле:
или
C = 2 •
4
v ' у
+ Cf
( 1~4~Л
3 -
V 3 Cf у
V * f У
= з/13,5 • C2 (7) Результаты расчёта представлены на рис. 4.
-16 -14 -12 -10 Рисунок 5. Оптимальная форма при заданном
Значение коэффициента Сх в зависимости от коэффициента С/ показано в следующей таблице:
Cf 0,001 0,002 0,003
с, 0,02378 0,037719 0,049394
Рассмотрим как изменяется оптимальная форма при использовании формулы местного конуса: Формула местного конуса:
C = 2,1 • sin2 в
(
1 +
1,2
2
4м2 -1 • sine
или C =
2,1
1 + х-
1,2
•л/Т
4м~ -1
Тогда первый интеграл уравнения Эйлера становится:
дСр дх
+ С,
v = 0
(8)
или
д_
дх
2,1
1 + х-
1 +
1,2 •лЯ
+ х~
Vm2-I
+Cf = о
6-4-2 0 диаметре и при различных значениях С/
Видно, что решение этого уравнения при конкретных значениях Cf и М будет определенной константой х = const.
Это значит, что при использовании формулы местного конуса тело вращения минимального сопротивления тоже имеет вид конуса. Тогда можно сделать вывод о том, что форма тела вращения минимального сопротивления при заданном диаметре не зависит от математических моделей локального взаимодействия и имеет вид острого конуса.
Построим зависимость угла наклона контура от числа Маха и значения коэффициента поверхностного трения Cf:
Н 2
1 0
—»
- Cf=0.001
10
-Cf=0.002
15
Cf=0.003
20
м
25
Рисунок 6. Зависимость угла наклона контура от числа Маха и значения коэффициента поверхностного трения Сf
2. Заданы диаметр миделя и объём тела
Пусть задан диаметр миделя t=2.
Объём тела определяется по формуле
V = 7г| y2xdy.
4
0,14
0.14
Рисунок 7. Система координат при заданных диаметре миделя и объёме
Задача о теле минимального сопротивления эквивалентна определению экстремума функционала:
У}
1= \ Р (у,
о
где ^ (у, х) = (Ср (х) + С, • х) V + Ху2х.
Итак, функция х(у), минимизирующая функционал I, должна быть решением уравнения Эйлера (метод вариационного исчисления):
йу
Так как ¥х = 0, то первый интеграл этого уравнения: ¥'. = С
■V
Постоянная С определяется условием трансвер-
сальности:
[(^-х/^+^х];' = о,
которое при у = 0 принимает вид /' ■. — 0 и,
следовательно С=0.
Тогда получено уравнение:
(дС.р{х) дх
Л
где л - неопределенный постоянный множитель Лагранжа.
Так как у = 0 не удовлетворяет изопериметри-
ческому условию, то уравнение экстремали при задании Ср по формуле Ньютона имеет вид:
—Ах
(,г+1)
2 +сг +Лу = 0;
(11)
Для тонкого тела можно принять допущение о том, что х2 »1 или X2 +1 — X2.
Тогда из (11) => х =
а
■ 3
При начальных условиях х=0, у=1 будем получать решение:
х = -
з34
2 X
33ху+С)2
зз
2 X
Л + С^ (12)
Постоянный множитель Лагранжа Л определяется из условия
V = л{ у
4
Лу + Су
После интегрирования получили:
йу;
V 3-^4 (-9 + 3С;Л + 5Л3 - 3СуЛ2 + 9С)) л
40
л3 (л + су )3
Из заданного объёма V можно найти множитель 5л
Лагранжа X, при v = ■
3
С/ 0,001 0,002 0,003
0 (10) л 0,04398 0,04242 0,4088
Значение коэффициента сопротивления в зависимости от коэффициента С/приведено в таблице:
С/ 0,001 0,002 0,003
Сх0 0,082 0,087 0,092
Сх 0,07687 0,08086 0,08496
где Схо - значение коэффициента сопротивления для острого конуса такого же объёма.
Оптимальная форма при заданном диаметре миделя и объёме тела представлена на рис. 8.
УМ 1,2
Cf=0,001 — — Cfc0,002 Cf=0,003 0,8
и, D 0,4 0,2
7 S 5 i 3 г 0 1
Рисунок 8. Оптимальная форма при заданных диаметре и объёме и при различных значениях С/
При заданном диаметре миделя телом минимального сопротивления является конус. При заданных диаметре миделя и объёме образующая тела минимального сопротивления определяется степенным законом х=а.у2/3.
Приведенный анализ показал, что при задании объёма тела параметры С/ и М не оказывают заметного влияния на форму тела образующей оптимального тела, приведенной на рис. 8.
Заключение
Решены задачи о форме тела минимального в рамках моделей локального взаимодействия (формула Ньютона, и метод местного конуса) и в предположении, что коэффициент трения на поверхности тела постоянен.
При заданном диаметре миделя телом минимального сопротивления является конус. При задан-
ных диаметре миделя и объёме образующая тела минимального сопротивления определяется степен-
2/3
ным законом х=а.у .
При использовании различных математических моделей локального взаимодействия форма тела минимального сопротивления при заданной длине практически не изменяется.
Иными словами, оптимальная форма осесим-метричного тела при заданной его длине в сверхзвуковом диапазоне скоростей с высокой точностью определяется при использовании формулы Ньютона.
Получено аналитическое решение задачи о форме тела минимального и максимального сопротивления при заданных радиусе миделя и объёме. Показано, что форма оптимального тела консервативна к изменению числа Маха.
Список литературы:
1. А. Миелле, Теория оптимальных аэродинамических форм. Изд., «МИР», Москва. 1969.
2. А. Л. Гонор. Определение формы тел минимального сопротивления при больших сверхзвуковых скоростях, ПММ, 24, вып. 6 (1960)
3. А. Н. Крайко, Об определении тел минимального сопротивления при использовании законов сопротивления Ньютона и Буземана, ПММ, 27, вып. 3 1963.
4. Г.Г. Чёрный. Течения газа с большой сверхзвуковой скоростью. М.: Физматгиз, 1959. 220 с.
5. А. Л. Гонор. Конические тела наименьшего сопротивления в гиперзвуковом потоке газа, ПММ, 28, вып. 2 (1964).
6. В. И. Лапыгин, Г. Е. Якунина. О формах тел с максимальным аэродинамическим качеством в сверхзвуковом потоке// Прикладная математика и механика. Том 73. Вып. 5. 2009. с 715-719.
7. В. В. Коваленко, М. Ф. Притуло, Т. М. Притуло. Решение задачи оптимизации формы головной части фюзеляжа сверхзвукового летательного аппарата при заданной подъёмной силе // Ученые Записки ЦАГИ. 2002. Т. XXXIII, № 3-4. С. 41-46.
8. А. Л. Гонор. Закон сопротивления Ньютона для тел, образованных пересекающимися поверхностями, Изд. АН СССР, МЖГ, №1( 1967).
9. Н.А. Герасимов, В.С. Сухомлинов. Оптимизация сверхзвукового аэродинамического обтекания за счет локальных внешних воздействий на поток // Журнал технической физики, 2010, том 80, вып. 11. С. 6-10.
10. V. I. Lapygin, A. Yu. Galaktionov, M. N. Kazakov еt а1. Trade-off of Aerodynamic Configuration for a Descent Vehicle. Proceedings of the 2nd European Co.
11. В. И. Лапыгин, П. В Третьяков. Коническое крыло максимального аэродинамического качества в сверхзвуковом потоке газа. Изв. АН СССР. МЖГ, 1986, № 3. Conference for Aerospace Sciences (EUCASS), 2007, Brussels, Belgium.
12. В. Н. Голубкин, В. В. Сысоев. Оптимальные по сопротивлению формы носовых частей профилей и тел вращения в гиперзвуковом потоке под углом атаки// Ученые Записки ЦАГИ. 2008. Т. XXXIX, № 3. С. 14-20.
13. Г.Е. Якунина. К построению оптимальных пространственных форм в рамках модели локального взаимодействия // ПММ. 2000. Т. 64. Вып. 2. С. 299-310.