4. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - М., 1999.
5. Гадамер, Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М., 1988.
6. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.
7. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.
8. Выготский, Л.С. Психология. - М., 2002.
9. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М., 1988.
10. Столович, Л.Н., Жизнь. Творчество. Человек. Функция художественной деятельности. - М., 1985.
11. Соколов, Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989.
12. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1989.
13. Энциклопедический словарь по культурологии / под общ. ред. А.А. Радугина. - М., 1997.
14. Ретюнских, Л.Т. Онтология игры: автореф. дис... д-ра филос. наук. - М., 1998.
15. Оленина, Г.В. Празднично-игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга (на примере предприятий туристического бизнеса): монография / В. В. Медведенко, Г.В. Оленина. - Барнаул, 2009.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1999.
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.
18. Ретюнских, Л.Т. Философия игры. - М., 2002.
19. Оленина, Г.В. Социальное творчество студенческой молодежи и педагогическая проблема его проектирования в сфере досуга // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3.
Bibliography
1. Olenina, G.V. Masterstvo veduthego kuljturno-dosugovihkh programm: masterstvo veduthego informacionno-prosvetiteljnihkh programm. -Barnaul, 2009.
2. Kheyjzinga, Yj. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya. - M., 1992.
3. Ortega-i-Gasset, Kh. Ehstetika. Filosofiya kuljturih. - M., 1991.
4. Ehljkonin, D.B. Psikhologiya igrih. - M., 1999.
5. Gadamer, G.G. Istina i metod. Osnovih filosofskoyj germenevtiki. - M., 1988.
6. Kagan, M.S. Mir obtheniya: problema mezhsubjhektnihkh otnosheniyj. - M., 1988.
7. Leontjev, A.N. Problemih razvitiya psikhiki. - M., 1965.
8. Vihgotskiyj, L.S. Psikhologiya. - M., 2002.
9. Kagan, M.S. Chelovecheskaya deyateljnostj. Opiht sistemnogo analiza. - M., 1988.
10. Stolovich, L.N., Zhiznj. Tvorchestvo. Chelovek. Funkciya khudozhestvennoyj deyateljnosti. - M., 1985.
11. Sokolov, Eh.V. Ponyatie, suthnostj i osnovnihe funkcii kuljturih. - L., 1989.
12. Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / gl. red. A.M. Prokhorov. - M., 1989.
13. Ehnciklopedicheskiyj slovarj po kuljturologii / pod obth. red. A.A. Radugina. - M., 1997.
14. Retyunskikh, L.T. Ontologiya igrih: avtoref. dis... d-ra filos. nauk. - M., 1998.
15. Olenina, G.V. Prazdnichno-igrovihe tekhnologii formirovaniya kuljturih korporativnogo dosuga (na primere predpriyatiyj turisticheskogo biznesa): monografiya / V. V. Medvedenko, G.V. Olenina. - Barnaul, 2009.
16. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 1999.
17. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.
18. Retyunskikh, L.T. Filosofiya igrih. - M., 2002.
19. Olenina, G.V. Socialjnoe tvorchestvo studencheskoyj molodezhi i pedagogicheskaya problema ego proektirovaniya v sfere dosuga // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3.
Статья поступила в редакцию 16.11.13
УДК 379.81
Frolova A.S. RURAL POPULATION'S LEISURE OPTIMIZATION ON BASIS OF MUNICIPAL CULTURAL ORGANIZATIONS ACTIVITY INTEGRATION. The article is focused on scientific understanding of nature, constructive potential and prospects of integrated interaction of domestic rural municipal cultural institutions. The author explains the choice of the term “integration” for the description of the phenomenon. The article also describes the results of the investigation of integration processes among municipal rural institutions of culture and leisure in the Altai region.
Key words: integration, municipal cultural institutions, house of culture, libraries, museums, leisure activity of municipal community.
А.С. Фролова, аспирант АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ДОСУГА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
В работе предпринята попытка научного осмысления природы, конструктивного потенциала и перспектив развития интегрированного взаимодействия отечественных муниципальных сельских учреждений культуры. Обосновывается выбор термина «интеграция» для обозначения изучаемого явления. Приводятся полученные в ходе проведения исследовательских мероприятий результаты изучения состояния интеграционных процессов между учреждениями культуры и досуга сельских муниципалитетов Алтайского края.
Ключевые слова: интеграция, муниципальные учреждения культуры, дома культуры, библиотеки, музеи, досуг сельского населения.
В период последних десятилетий социально-культурная ситуация в масштабах отечественных сельских муниципальных образований под воздействием интенсивных трансформационных процессов претерпела значительные изменения. Генезис перемен детерминирован совокупным действием ряда факторов, среди которых, наряду со стихийными коммерциализацией и либерализацией сферы культуры, особое место принадлежит реформе местного самоуправления.
Юридическую базу муниципализации составляют Конституция Российской Федерации [1] и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. В соответствии с положениями указанных документов в России осуществлена передача учреждений культуры и досуга - клубных учреждений, библиотек, музеев, домов и центров творчества, художественных и музыкальных школ и др. - в распоряжение ме-
стных органов власти, которая внесла существенные коррективы в их работу. Серьезной причиной возникновения сложностей явился процесс перераспределения полномочий по организации, регулированию и контролю работы учреждений культуры в пользу муниципалитетов. Местные власти столкнулись с затруднениями по их исполнению в связи с отсутствием на то достаточных финансовых средств. В ряде случаев это явилось причиной закрытия властями части учреждений культуры [3; 4], оттока из отрасли кадров, старения материально-технической базы и пр. Среди прочих причин можно обозначить также профессиональную пассивность в работе учреждений, излишнюю приверженность специалистов к традиционализму в работе. Результатом совокупного действия этих факторов становится угроза возникновения тенденции к утрате учреждениями культуры способности качественного удовлетворения разнообразных социально-культурных потребностей различных категорий современной аудитории.
Модифицирующая сила, неизменно сопровождающая всякое преобразовательное мероприятие, спровоцировала глубокую перемену привычного характера деятельности структур сельской муниципальной культурной сферы в широком спектре оснований её реализации: от формально-конституционного до содержательно-целевого, чем и подтолкнула профессиональное и научное сообщества к напряженному поиску приемлемых вариантов устойчивого существования и благополучного функционирования общедоступных учреждений отрасли.
Важен выбор такого направления развития, которое бы учитывало необходимость продуктивной адаптации к произошедшим изменениям и имело в перспективе предпосылки к повышению эффективности деятельности учреждений культуры и досуга, укреплению стабильности всей социально-культурной сферы. В изменившихся условиях возникает необходимость утверждения более значимой роли учреждений культуры в жизни муниципального образования, презентации их потенциала для обоснования способности к участию в эффективном решении задач муниципального масштаба. В связи с этим представляется актуальной оценка возможностей и перспектив системной организации социально-культурной деятельности, предусматривающей укрепление культурно-досуговой сферы за счет построения модели полисубъектного участия в процессе продуцирования конечного результата.
Речь идет об интеграции, понимаемой как процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей между субъектами отношений - учреждениями культуры и досуга (домами культуры, библиотеками, музеями, центрами народного творчества, выставочными залами и др.) - в достижении общих целей. Каждый из партнеров-субъектов интеграционных процессов обладает своими преимуществами, объединенное, комплексное использование которых на практике позволяет более эффективно углублять содержание и обновлять формы общения с аудиторией, создавать комфортную социально-культурную среду, отвечающую разнообразным интересам и требованиям. Значительным достоинством полисубъектной организации функционирования социально-культурной сферы является обеспечение предоставления населению качественно более совершенного культурного продукта как итога немеханического суммирования усилий нескольких структур сферы культуры.
Выбор термина «интеграция» не случаен. По нашему мнению, именно он наиболее верно подходит для отражения содержания рассматриваемого предмета, в отличие от, например, таких категорий, как «взаимодействие», «сотрудничество» или «партнёрство». На первый взгляд, употреблением любого из трёх вышеперечисленных слов можно без ущерба для полноты вербальной презентации явления наименовать отношения между субъектами профессиональных контактов. Однако, это не так.
В целях исключения ошибочного представления о полной синонимии ряда указанных терминов, необходимо, кратко рассмотрев содержание каждого из них, выявить оттенки их различия и зафиксировать употреблением наиболее подходящий.
Итак, категорией «взаимодействие» обозначается широкое понятие «связи явлений» [5], а также «процессов воздействия объектов друг на друга, их взаимной обусловленности и порождения одним объектом другого» [6]. К синонимической линии этой лексической единицы относят «взаимосвязь».
Понятие «сотрудничество» употребляется для обозначения «участия в общем деле, совместных действий» [7]. Этимология слова восходит к др.-рус. «трудъ» - работа, рвение, забота [7].
Схожие по смыслу слова и выражения - коллаборация, соучастие, содействие, взаимная поддержка.
Содержание термина «партнёрство» в словарно-энциклопедической традиции выражается через категорию и формы, и процесса. Существует, например, взгляд на партнёрство как на «систему взаимоотношений между партнёрами» [8], форму экономически цивилизованных отношений, «совместную деятельность, основанную на правах и обязанностях, направленную на достижение общей цели» [9], реализуемую на базе договора. В юридическом смысле социальным партнёрством обычно обозначают «процесс согласования интересов, создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, соблюдающие общие партнёрские нормы, взаимные договорённости» [10]. Этимология термина относится к фр. «paternaire» - партнёр из лат. «partire» - делить. К словам-синонимам относятся «сообщничество», «товарищество».
Анализ понятия «интеграция» (от лат. «integrum» - целое; лат. «integratio» - восстановление, восполнение) позволяет отнести его к терминологическому ряду теории систем, определять его через категорию, как процесса, так и результата. Интеграцией обозначают процесс «объединения отдельных, самостоятельных полностью или относительно объектов. в единую, цельную систему, в которой все происходит по общей согласованности и взаимозависимости» [11]. Этой дефиницией также именуют конечный результат «слияния в одно целое» дифференцированно существующих частей [12]. По мнению ученых, интеграция есть взаимное «прорастание», «тесный симбиоз организмов» (Г.Д. Гачев и др.); стержневой фактор соблюдения единства духовной культуры, способной дать образ Целого (Г.Д. Гачев) и пр. В литературе (например, В.И. Солодухин) интеграция рассматривается как вариант партнёрства, позволяющего участникам реализовать общую деятельность, как средство максимизации конечного эффекта за счет объединения ресурсов и усилий субъектов [13].
По итогам беглого обзора содержания понятий становится очевидным наличие в каждом из рассмотренных особенных черт, позволяющих ощутить его отличие от прочих. Благодаря вводу критерия величины концентрации специфического смысла глубины связи субъектов процесса взаимоотношения, между рассматриваемыми терминами можно наметить контуры логического отношения «часть-целое». В таком свете наиболее общим понятием считаем «взаимодействие», более узким - «сотрудничество», далее - «партнёрство», а как наиболее насыщенным указанным значением - «интеграцию» (рис. 1):
На основании вышеизложенной аргументации дефиниция «интеграция» признаётся нами в качестве наиболее подходящей для обозначения способа осуществления партнёрства, имеющего целью увеличение объема и улучшение качества культурных услуг при снижении затрат на их «производство» посредством объединения ресурсов субъектов сотрудничества.
Необходимость сохранения и наращивания устойчивости позиций общедоступных структур культурно-досугового профиля как субъектов социально-культурной поддержки социально и духовно ослабленных групп населения и генеральных стабилизаторов общественной жизни, проводников документированной и неопредмеченной духовной и культурной памяти, приобретает значение стратегической ценности в свете ряда проблем, заявивших о себе в последнее время с особенной остротой. Среди прочих, например, системная деформация уклада жизни, спровоцированная экстремальным либерально-рыночным реформированием и повлекшая за собой системные кризисы и конфликты личностной аксиологической ориентации; эскалация процессов девальвации социокультурных норм и идеалов, детерминирующая масштабное распространение девиантогенных субкультур; профанирование авторитета духовно-нравственной сферы деятельности вкупе с культивированием инертно-компромиссного отношения широкой общественности к духовным аномалиям, постулированием нормативного статуса последних; захват коммерциализированными каналами массовой коммуникации ключевых позиций в системе циркуляции социально одобряемых норм и правил с целью ангажированной генерации и широкой трансляции поведенческих моделей, подчёркнуто конфликтных традиционным национально-ориентированным системам ценностных координат и др. (С.И. Григорьев и др.) [14].
Очевидно, современность ставит перед отечественными социальными институтами, призванными по существу выполнять роль стабилизаторов течения общественной жизни, задачи ре-
Взаимодействие • со-общение • взаимосвязь
Сотрудничество • соучастие • содействие • коллаборация
Партнёрство • сообщничество •пособничество •кооперация
Интеграция •соединение •сплочение •объединение
Рис. 1. Графическое изображение соотношения категорий, употребляемых для вербальной конкретизации степени приближения контактирующих субъектов
шения проблем качественно нового наполнения. Этот факт сам по себе свидетельствует о назревшей необходимости в жёсткой ревизии походов к оценке успешности реализации бытующей практики муниципальной культурно-досуговой деятельности. Результатом ревизии должна стать выработка предложений по обновлению программы функционирования институционализированных субъектов культурной среды с обязательным расчётом на результат усиления общего положительного культурнодосугового эффекта в работе. В связи с этим, мы считаем интеграцию деятельности структур муниципальной сферы культуры важным условием максимизации общего эффекта социальнокультурной поддержки, оказываемой ими населению.
Известно, что учреждениям культуры удается достичь наивысшего сосредоточения силы своего влияния в системе досугового времени человека.
Досугом называется время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений [15, с. 5]. По мнению М.А. Ариарского, досуг - это часть свободного времени человека, «обеспечивающая отдых, органично совмещённый с разносторонним физическим и духовным развитием личности» [16, с. 386]. Высокая значимость досуговых занятий определяется их направленностью на ввод личности в систему вращения культурных ценностей, «помогают их освоению, служат целям гармоничного развития личности» [16, с. 388]. Время досуга - территория для саморазвития, самовоспитания, энергичной социализации посредством приобретения знаний, опыта, навыков и в этом значении, по мысли М.С. Кагана, досуговая область есть площадка перманентного антропогенеза [17, с. 102].
Теоретиками социально-культурной деятельности (Л.А. Акимовой и Ю.А. Стрельцовым) подчеркивается парадоксальность феномена досуга: «во-первых, это время; во-вторых, это деятельность и поведение; в-третьих, это особое физиологическое состояние человека, которое можно обозначить понятием «рекреация» (от лат. rekreatio - возвращение к здоровью, восстановление)» [18, с. 10]. Рекреационный эффект досуга, по Г. А. Аванесовой, проявляется в возникновении у человека чувств бодрости, удовлетворения от проведенного отдыха, обретении состояния психофизического комфорта, появлении ощущения баланса «эмоциональных и социокультурных» [18, с. 11] нагрузок, осознании готовности «к новым нагрузкам» [18, с. 11]. И если недостатка в областях затрат человеком своих сил нет, то спектр источников их восстановления сравнительно не велик. Среди них - досуг, который благодаря своему очевидно значительному оздоровительному и рекреативному потенциалу и ресурсу социокультурного развития человека, приобретает исключительное положение в системе эффективных механизмов, инструментов и способов организации процессов воссоздания нормальных объемов физических, душевных и социальных сил личности и общества.
Согласно содержанию комплексной модели досуга, предложенной Ю.А. Стрельцовым, в структуру досуга входят: приобщение к культурным ценностям (чтение, посещение культурнодосуговых учреждений), самообразование, досуговое общение, культурно-оздоровительные занятия [цит. по 19, с. 30].
В зависимости от качества наполнения, досуговая деятельность может носить либо социально одобряемый, либо противоположный характер. Риск последнего кратно усиливается в случае предпочтения субъектом стихийного, бессистемного, лишённого тщательно продуманной целевой направленности варианта реализации персональных досуговых занятии. В ситуации «неразвитости конструктивных начал досуговой деятельности свободное времяпрепровождение превращается в фактор антикультуры, порождает условия для пьянства, наркомании, разврата» [16, с. 388]. Отсюда понятно, какое значение имеет прикладная культурология, раскрывающая «механизм рациональной организации досуга людей, обеспечение его педагогической направленности» [16, с. 388].
Задача разработки и трансляции социально-конструктивных досуговых установок личности и социума может и должна решаться средствами организационно-оформленных субъектов культурно-досуговой деятельности. В условиях сельского сообщества функции непосредственной системной организации досуга населения, обеспечения в рамках конкретного сельского муниципального образования реализацию деятельности в области государственной культурной политики принадлежат структурам муниципальной социально-культурной сферы: культурнодосуговым учреждениям (домам культуры (клубам), центрам детского и юношеского творчества, культурным, культурно-досуговым, информационно-досуговым, культурно-информационным, социально-культурным центрам, культурно-спортивным комплексам - обладающим и не обладающим статусом модельного учреждения), библиотекам (модельным, библиотекам-музеям, библиотечным пунктам выдачи литературы и др.), музеям (историко-краеведческим), домам ремесел, этнокультурным центрам, учреждениям, специализирующимся на экспонировании предметов художественной культуры (художественным галереям, выставочным залам), домам детского и молодежного творчества и др.
Таким образом, значимое место в ряду рекреационных площадок системы жизнеосуществления субъектов муниципального сообщества особое место занимает организационно оформленная социально-культурная деятельность. Нацеленность всех социально-культурных институтов на решение общекультурных задач определяет потребность в объединении потенциалов каждого учреждения и организации совместной работы на условиях взаимодополнения и компенсации. Интеграция приобретает статус обязательной предпосылки эффективного решения разнообразных и сложных социально-культурных проблем муниципального масштаба в контексте типичного для сельской местности дефицита кадровых, материально-технических, информаци-
онных и финансовых ресурсов. Интегрированное взаимодей- цией эталонов культурной коммуникации, очищенных опытным
ствие участников культурно-досугового процесса, обладающих знанием богатейшей традиции бытования учреждений культу-
организационным статусом, нацелено на усиление эффекта ры и досуга.
социально-культурной и духовной поддержки муниципального С целью научного осмысления проблем и перспектив ин-
сообщества, на повышение эффективности функционирования тегрированного взаимодействия отечественных муниципальных
всей муниципальной культурной системы, а, значит - позволит сельских учреждений культуры и досуга был осуществлён ана-
снять противоречие между культуросозидающим потенциалом лиз материалов профессиональной периодической печати, зат-
организованных досуговых занятий, предлагаемых структурами рагивающих темы современных опыта и сложностей организа-
социально-культурной сферы и его невостребованностью. ции межучережденческого взаимодействия. В состав подверг-
Интеграция деятельности институционализированных нутых анализу содержания изданий вошли журналы «Библиоте-
субъектов культурно-досуговой деятельности укрепляет поло- коведение», «Библиотечное дело», «Библиополе», «Библиосфе-
жение досуга как социально открытой системы, исповедующей ра», «Библиотека», «Информационный бюллетень Российской
опору на традиции, «каноническое», осмысленно исключаю- библиотечной ассоциации», «Клуб», «Мир музея», «Музей»,
щей стихийные, рискованно экспериментальные стили контак- «Справочник руководителя учреждения культуры» и др. с хро-
тов с аудиторией, занимающейся разработкой и легитимиза- нологическим охватом 1981-2012 гг.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://www.constitution.ru/zip/ constitution_rus.ZIP.
2. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 6 октября 2003 г.) [Э/р]. - Р/д: http://www/consultant/ru/files/popular/ 000057^р/
3. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. Деятельность библиотек края в 2008 г. Аналитические и статистические материалы [Э/р]. - Р/д: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/par■t/search.php?id= 2063&г=2.
4. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. Основные цели и задачи библиотечной политики в регионе. Сотрудничество с органами государственной власти в 2007 г. [Э/р]. - Р/д: http://www.nlr.ru/nlr /div/nmo/zb/lib/search.php?id=1844&r=4.
5. Взаимодействие [Э/р]. - Р/д: ru.wiktionary.org>wiki/взаимодействие.
6. Взаимодействие [Э/р]. - Р/д: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/ Взаимодействие (философ.)
7. Сотрудничество [Э/р]. - Р/д: ru.wiktionary.org>wiki/сотрудничество
8. Партнерство [Э/р]. - Р/д: http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/36671/ партнерство
9. Партнерство [Э/р]. - Р/д: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18915
10. Иванов, С.А. Проблемы современной цивилизации [Э/р]. - Р/д: http://ecsocman.hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf.
11. Социальная интеграция [Э/р]. - Р/д: http://www.integracia.ru/sotsialnaya-integratsiya.html.
12. Главное о интеграции [Э/р]. - Р/д: http://www.integracia.ru/glavnoe-o-integratsii.html.
13. Солодухин, В.И. Интеграция деятельности социально-культурных институтов в формировании специалистов этнокультурных объединений: системно-структурный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009.
14. Григорьев, С.И. Основы виталистской социологии XXI века. - М., 2007.
15. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга. - М., 2002.
16. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - М., 2008.
17. Оленина, Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. - Барнаул, 2012.
18. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. - М., 2006.
19. Медведенко, В.В. Празднично-игровые технологии формирования корпоративного досуга (на примере предприятий туристического бизнеса) / В.В. Медведенко, Г.В. Оленина. - Барнаул, 2009.
Bibliography
1. Konstituciya Rossiyjskoyj Federacii [Eh/r]. - R/d: http://www.constitution.ru/zip/ constitution_rus.ZIP
2. Federaljnihyj zakon № 131-FZ «Ob obthikh principakh organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyjskoyj Federacii» (v red. ot 6 oktyabrya 2003 g.) [Eh/r]. - R/d: http://www/consultant/ru/files/popular/ 000057/zip/
3. Altayjskaya kraevaya universaljnaya nauchnaya biblioteka im. V.Ya. Shishkova. Deyateljnostj bibliotek kraya v 2008 g. Analiticheskie i statisticheskie materialih [Eh/r]. - R/d: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/part/search.php?id= 2063&r=2.
4. Altayjskaya kraevaya universaljnaya nauchnaya biblioteka im. V.Ya. Shishkova. Osnovnihe celi i zadachi bibliotechnoyj politiki v regione. Sotrudnichestvo s organami gosudarstvennoyj vlasti v 2007 g. [Eh/r]. - R/d: http://www.nlr.ru/nlr /div/nmo/zb/lib/search.php?id=1844&r=4.
5. Vzaimodeyjstvie [Eh/r]. - R/d: ru.wiktionary.org>wiki/vzaimodeyjstvie.
6. Vzaimodeyjstvie [Eh/r]. - R/d: http://slovari.yandex.ru/~knigi/BSEh/ Vzaimodeyjstvie (filosof.)
7. Sotrudnichestvo [Eh/r]. - R/d: ru.wiktionary.org>wiki/sotrudnichestvo
8. Partnerstvo [Eh/r]. - R/d: http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/36671/ partnerstvo
9. Partnerstvo [Eh/r]. - R/d: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18915
10. Ivanov, S.A. Problemih sovremennoyj civilizacii [Eh/r]. - R/d: http://ecsocman.hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf.
11. Socialjnaya integraciya [Eh/r]. - R/d: http://www.integracia.ru/sotsialnaya-integratsiya.html.
12. Glavnoe o integracii [Eh/r]. - R/d: http://www.integracia.ru/glavnoe-o-integratsii.html.
13. Solodukhin, V.I. Integraciya deyateljnosti socialjno-kuljturnihkh institutov v formirovanii specialistov ehtnokuljturnihkh objhedineniyj: sistemno-strukturnihyj podkhod: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2009.
14. Grigorjev, S.I. Osnovih vitalistskoyj sociologii XXI veka. - M., 2007.
15. Streljcov, Yu.A. Kuljturologiya dosuga. - M., 2002.
16. Ariarskiyj, M.A. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak predmet nauchnogo osmihsleniya. - M., 2008.
17. Olenina, G.V. Socialjno-kuljturnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskikh iniciativ molodyozhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. - Barnaul, 2012.
18. Avanesova, G.A. Kuljturno-dosugovaya deyateljnostj: teoriya i praktika organizacii. - M., 2006.
19. Medvedenko, V.V. Prazdnichno-igrovihe tekhnologii formirovaniya korporativnogo dosuga (na primere predpriyatiyj turisticheskogo biznesa) / V.V. Medvedenko, G.V. Olenina. - Barnaul, 2009.
Продолжение в следующем номере
Статья поступила в редакцию 04.10.13
УДК 378
Andreychuk V.A. «THEATRE ANTHROPOLOGY» JERZY GROTOWSKI AS TEACHING EVOLUTION SEARCH.
In working with theoretical and pedagogical positions investigates the evolution of education actor having a rich inner world and without a trace transmitting their inner feelings to the viewer. The meaning of “anthropological theater” Jerzy Grotowski in dissolving phenomenon theater phenomenon of life, and this leads to recreating human.
Key words: evolution, education actor destruction stamp spontaneous improvisational act, an act of selfknowledge, psychophysical and voice technology, recreating man.