Научная статья на тему 'Оптимизация деятельности общественных организаций в решении проблем жизнеустройства сирот в Липецкой области'

Оптимизация деятельности общественных организаций в решении проблем жизнеустройства сирот в Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ-СИРОТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полозов Сергей Игоревич

Рассматриваются актуальные проблемы социальной адаптации детей-сирот – выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования. Выявляются личностные трудности вступления в самостоятельную жизнь, анализируется государственная политика в данной сфере и предлагается программа Липецкой областной общественной организации по сопровождению выпускников детей-сирот, попавших в сложную жизненную ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полозов Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация деятельности общественных организаций в решении проблем жизнеустройства сирот в Липецкой области»

УДК 364:368.4 ББК 65

С.И. Полозов

оптимизация деятельности общественных организации в решении проблем жизнеустройства сирот в липецкой области

Рассматриваются актуальные проблемы социальной адаптации детей-сирот - выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования. Выявляются личностные трудности вступления в самостоятельную жизнь, анализируется государственная политика в данной сфере и предлагается программа Липецкой областной общественной организации по сопровождению выпускников детей-сирот, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Ключевые слова:

выпускники, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, сопровождение выпускников-сирот, социализация личности, социальная адаптация.

Проблема социальной адаптации детей-сирот из категории выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в современном российском обществе является актуальной и насущной. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

Под «социальной адаптацией» понимается либо собственно процесс включения индивида в социальные отношения (тогда различают активную и пассивную адаптацию), либо специально организованный образовательный процесс, способствующий данному включению. Для нас актуально второе понимание. Под социальной адаптацией детей-сирот в контексте организованной образовательной деятельности при участии общественных организаций будем понимать меры, позволяющие ребенку приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации в обществе.

28 декабря 2012 г. президентом В.В. Путиным подписан указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому одним из направлений деятельности является социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В январе 2013 г. стартовал и реализуется одновременно на федеральном и региональном уровнях проект партии «Единая Россия» «России важен каждый ребёнок». Это комплекс мер, при помощи которых

должны быть решены основные задачи проекта: «оптимизация» института усыновления и повышение качества жизни и адаптации детей-сирот.

В нашей стране, по разным статистическим источникам, на данный момент количество детей-сирот оценивается около 650 тыс. чел. Негативная ситуация в России в отношении детей-сирот масштабна. Сложившаяся система выявления, сопровождения и устройства детей-сирот является сложной, многоуровневой и запутанной. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.

Результаты исследований общероссийских мониторингов в вопросе постинтернатной адаптации выявили низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а также интеграции в социум молодых людей из числа детей-сирот.

Главный акцент делается на работу в регионах. Исследование постинтернатного жизнеустройства 463 выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования в Липецкой области в 2009-2010 гг. показывает, что, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, сохраняется низкий уровень адаптации сирот в обществе. У 80% выпускников этот уровень весьма низкий, что особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни, только 50% выпускников, по их собственной оценке, умеют распределять бюджет, остальным не хватает соответствующих знаний и умений [2, с. 47].

Важнейший вопрос — обеспечение собственным жильем. В настоящее время по Липецкой области 2411 выпускников из числа сирот десятки лет ждут получения внеочередного льготного жилья (в 2012 г. - 1878), в соответствии со 159 ФЗ: «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С каждым годом их количество растёт.

Анализ результатов интервьюирования по вопросу наличия умений и занятий по планированию и созданию семьи показал, что выпускники переносят свою инфантильность и иждивенческую позицию на межличностные, семейные взаимоотношения. Также неорганизованность досуга выпускников сиротского учреждения негативно влияет на их социальную адаптацию. Избыток свободного времени у выпускников интерната при неумении организовать позитивное его использование, злоупотребление спиртным в компаниях формирует негативную зависимость, тем более что у большинства социальных сирот плохая наследственность. Негативный социальный опыт выпускников вызывает эффект социальной некомпетентности, искажённые или «ущербные отношения к миру и себе». Возникающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально складывающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что большинство из них редко преодолевает барьер социализации и находят своё место в обществе.

Проблемы борьбы с сиротством расцениваются в современном обществе как застоявшиеся. Усилия, предпринимаемые только государством, явно недостаточны. Для решения негативных явлений государственная политика в стране должна дополняться деятельностью общественных организаций, решающих сходные задачи. Участие в решении этого вопроса должно стать долгом для каждого, кому не безразлично будущее нашей страны.

В Липецкой области ведется активная работа сопровождения детей-сирот. В 2009 г. создана Липецкая областная общественная организация «Становление» (ЛООО «Становление»), целью которой является совершенствование системы социальной адаптации в обществе выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа [5, с. 3].

Организация нашла поддержку со стороны Управления внутренней политики Липецкой области, Управления образования и науки Липецкой области, Департамента образования администрации города Липецка, Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства, учебных учреждений города, неравнодушных жителей города и области, средств массовой информации.

С 2011 г. ЛООО активно участвует в конкурсах Управления внутренней политики Липецкой области и выигрывает субсидирование на реализацию социально значимых проектов из серии: «Старт в жизнь». Так, в 2011 г. был реализован проект, который помог выпускникам-сиротам обустроить своё жильё, разрешить юридические вопросы по предоставлению жилья, а также справиться с психологически трудностями. В 2012 г. данный проект был включил мероприятия патриотической направленности, духовно-нравственного совершенствования выпускников, повышения грамотности в правовом поле и т.п. [3, с. 7].

В соответствии с указом президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», который определяет направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, ЛООО «Становление» предлагает реализацию альтернативной проектной программы по социальной адаптации детей-сирот из категории выпускников учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и сопровождения выпускников организаций - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При оптимизации деятельности некоммерческих организаций эффективно взаимодействовать с государственными участниками системы профилактики и борьбы с сиротством. Основные точки такого взаимодействия видятся на разных уровнях: профилактической и аварийной работы с семьями, психолого-педагогической работы со специалистами по постинтернатному сопровождению для выпускников из числа сирот на базах образовательных учреждений города и области, а также -взаимодействие с властными структурами и органами самоуправления.

В реализации национальной стратегии действий в интересах детей по инициативе ЛООО «Становление» в Липецкой области 8 ноября 2012 г. основан благотворительный фонд «Сохранение нации и развитие гражданского

общества» (Фонд «СНиРГО») — негосударственный благотворительный фонд, созданный с целью развития институтов гражданского общества и прав человека, основ государственной семейной политики. Это новый институт в Липецкой области для развития и внедрения инструментов благотворительности, создания и использования эффективной системы привлечения и распределения пожертвований от физических и юридических лиц на благо развития гражданского общества, решения проблем сиротства в Липецкой области.

Активное сотрудничество представителей ЛООО и научных кадров, специалистов, студентов, добровольцев факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» позволило выстроить параллельную работу по сопровождению выпускников-сирот, внедрить процесс научно-методических разработок, раскрывающих конкретные модели и технологии помощи таким лицам.

В 2012 г. в рамках реализации проекта ЛООО «Становление» «Вступление в самостоятельную жизнь - шаг в будущее» (Всероссийский фестиваль социальных программ «Содействие») была проведена экспериментальная работа на базе профессиональных училищ города, что позволило провести ряд собственных исследований. С помощью диагностического исследования с использованием тестовой работы, проведением психологических тренингов для групп выпускников из числа детей-сирот, совместных лекционной просветительской работы, культурно-познавательной деятельности, а также индивидуальных встреч с ребятами, позволило выявить личностные трудности, проанализировать проблемные ситуации выпускников.

В ходе психолого-педагогической работы с выпускниками использовались методы наблюдения и эксперимента. В рамках эксперимента были проведены диагностики отечественных и зарубежных авторов, ряд психологических методик, направленных на выявление характерных особенностей, черт личности, таких как 16-факторный личностный опросник Р. Кетелла, психологический тест цветовых выборов М. Люшера, «Оценки структуры целостной индивидуальности» (ОСЦИ) Т.Ф. Базылевич. Неотъемлемой частью работы с данным контингентом являлось проведение методик, направленных на особенности социально-психологической адаптации, таких как опросник Род-

жерса-Даймонда, морфологический тест жизненных ценностей, методики определения интересов и профессиональных склонностей личности Дж. Голланда, В.Б. Успенского, Е.А. Климова и др.

Анализ результатов исследования выявил ряд психологических проблем выпускников. Пассивность жизненной позиции, низкая самооценка, высокая импульсивность, рентность установок по отношению к своему статусу, несформиро-ванность социальных умений и навыков.

Обобщение по результатам анализа явно подтверждает, что импульсивность коррелирует с самооценкой. Чем выше импульсивность, тем ниже самооценка. При этом используются круг примитивных психологических защит: отрицание «не замечай этого», замещение «напади на что-то, заменяющее это».

Функциональная предметная выносливость выступает компенсаторным фактором для вытесненных неприемлемых желаний. Это позволяет нам сделать вывод, что функциональная предметная выносливость входит в структурный компонент процесса самоактуализации.

В рамках провёденного эмпирического исследования выявлены проблемы взросления детей-сирот, источником которых являются травмирующие факторы предшествующего депривационного детского опыта. В свою очередь это препятствует полноценному целостному становлению личности выпускника.

Итогом работы в 2012 г. в рамах реализации проекта стала организация клуба выпускников «Вместе - мы сила». Проведение психологических тренингов на базе профессиональных училищ позволила организовать данную платформу для деятельности клуба. Индивидуальные психологические встречи позволили снизить уровень тревожности выпускников, повысить уровень стрессоустойчи-вости за счёт позитивных установок.

Использование научно-методологических разработок, накопленного на региональном уровне опыта в реализации проектов, перспективные разработки по постинтернатному сопровождению, всесторонний анализ научной литературы позволил разработать программу социальной адаптации выпускников на 2013-2014 гг. для реализации проекта «Наше будущее». Главным в программе видится психолого-педагогический процесс формирования личности выпускника-сироты в непрерывном образовании, включающий всеохватывающий по полноте цикл мероприятий, предостав-

ляющии каждому выпускнику право и возможности реализации собственной программы жизни. Целевая значимость программы заключается в качественном повышении уровня социальной адаптации выпускников-сирот в обществе. Для достижения этого запланирован ряд основных мероприятий, направленных на:

- привлечение внимания со стороны местной власти, депутатского корпуса, спонсоров, активных, неравнодушных граждан к проблемам сирот;

- повышение грамотности выпускников детей-сирот в области права, а также выработка активной позиции выпускников в строительстве гражданского общества;

- обретение социальных навыков, психологической подготовленности к вступлению в самостоятельную жизнь, духовно-нравственное совершенствование личности;

- осознание ценности и важности межполовых отношений - обозначение мировоззренческой позиции с учетом ценностей семьи, отцовства, материнства, детства;

- возрождение института наставничества, налаживание межличностных контактов - реализация проектной программы «Лагерь надежд»;

- пропаганда успешности выпускников детей-сирот, поощрение и активная позиция в участии судеб самих сирот;

- поддержка здорового образа жизни;

- системная работа по предоставлению услуг для жизненной реализации выпускника: обучение английскому языку, сопровождение в получении водительских прав и т.д.

В табл. 1 представлена программа ЛООО «Становление» на 2013-2014 гг. с привлечением учреждений системы профилактики и борьбы с сиротством.

Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:

При активной в целом политики государства в отношении жизнеустройства детей-сирот, ее результаты являются неоднозначными и оцениваются как проблемные. Усилия, предпринимаемые государством в области борьбы с проблемой сиротства, явно недостаточны.

Комплексный анализ показывает, что выявлен большой спектр проблем борьбы с сиротством, которые включают в себя экономические, юридические, социокультурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.

Государственная политика по разрешению негативных явлений в стране в решении данных многочисленных проблем должна дополняться деятельностью общественных организаций.

Существуют сферы возможного сотрудничества государства и некоммерческих организаций, однако нет единой параллельно-выстроенной системы для совместной работы и взаимодействия в решении большого пласта проблем, связанных с сиротством в России, недостаточно раскрыты технологии сотрудничества взаимодействия некоммерческих организаций и системы учреждений, организаций и других участников системы борьбы с сиротством.

Наиболее проблемным вопросом в этом исследовательском поле следует признать дефицит научно-методических разработок, раскрывающих модели и технологии помощи лицам из числа детей-сирот.

Таким образом, представленная проектная программа показывает с одной стороны, систему сотрудничества некоммерческих организаций с привлечением учреждений системы профилактики и борьбы с сиротством по социальной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выстроенную параллельно государственной. С другой, раскрывает конкретные технологии помощи лицам из числа детей-сирот в виде всеохватывающего цикла мероприятий по улучшению качества их жизни, становления личности, интеграции в социум, предоставления каждому выпускнику права и возможности реализации собственной программы жизни.

Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с разработкой единой модели постинтернатного сопровождения, развитием сети взаимодействия государственных (муниципальных) структур и некоммерческих организаций в оказании социальных услуг по сопровождению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Всестороннее стимулирование деятельности общественных организаций, развитие институтов благотворительности с использованием эффективной системы привлечения и распределения пожертвований от физических и юридических лиц на благо развития гражданского общества, позволит улучшить решение проблем сиротства как в Липецкой области, так и в других регионах страны.

110 Таблица 1

Программа ЛООО «Становление» сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации

№ п/п Реализация социально значимого проекта/ проведения мероприятия Показатели деятельности социально значимого проекта/ проведения мероприятия

1 Консультативная работа по защите прав и интересов сирот, психолого-педагогическая и юридическая помощь (юрист, психолог) на базе организации, связь (сотрудничество) с управлением опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка. Налажена и проводится психолого-педагогическая и юридическая работа по решению проблемных вопросов выпускников детей-сирот, решаются жизненно важные вопросы выпускников.

2 «Круглый стол». Обсуждение и решение проблем с выпускниками из числа сирот совместно со специалистами постинтернатного сопровождения и руководителями структур местной власти г. Липецка, муниципальных образований Липецкой области. Обсуждение и решение проблем с выпускниками из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в различных межведомственных структурах города и области.

3 Экскурсии: «Православная Россия». Посещение храмов, монастырей, святых источников Липецкой области и других регионов Российской Федерации, приобретение памятных подарков. Сотрудничество с Липецко - Елецкой епархией. Осуществление данных поездок, просвещение мероприятий в развитии духовно-нравственных ценностей выпускников детей -сирот на сайте организации с фоточастью, духовное наставничество.

4 Экскурсии выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования г. Липецка, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в музей Липецкой милиции. Знакомство с экспонатами, историей Липецкой милиции. Патриотическое воспитание, снижение уровня правонарушений среди молодёжи, укрепление гражданской позиции в правовом поле. Сотрудничество с УМВД России по городу Липецку.

5 Профилактическая работа на базах училищ города Липецка с элементами фильмотерапии по тематике: «Построение межполового взаимодействия».Сотрудничество с Липецкой городской общественной организации: «Будущее - без СПИДа», Липецким областным Центром по профилактике и борьбе со СПИД, психологом. Психолого-педагогический процесс сопровождения выпускников училищ просветительскими лекциями, семинарами, показом видеофильмов, направленных на предотвращение негативных явлений в жизненной среде молодёжи.

6 Спортивно-туристический слет для детей-сирот (2 суток, Задонский район, «палаточный лагерь»). Выезд ребят на природу Липецкого края совместно с ЛООО «Союз Борьбы за Народную Трезвость-Липецк». Туристическое, историко-краеведческое, спортивно-оздоровительное мероприятие. Развитие навыков практического труда, спортивного интереса, поддержание здорового образа жизни в гармонии с природой заинтересованных ребят в общем деле.

7 Спортивно - оздоровительные акции: «Откажись от курения в пользу своего здоровья», «Спорт-весна-экстрим 2013 - 2014», «Рекорд Победы». Проведение спортивных мероприятий в виде конкурса, праздников здорового образа жизни, информационно-просветительских лекций и семинаров о вреде курения, алкоголя, наркотических веществ, психологической диагностики на базе профессиональных училищ. Сотрудничество с ЛООО «Союз Борьбы за Народную Трезвость-Липецк», ГУЗ «Липецким областным наркологическим диспансером». Пропаганда и развитие ЗОЖ среди молодёжи, поддержка мнения за отказ наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений.

№ п/п Реализация социально значимого проекта/ проведения мероприятия Показатели деятельности социально значимого проекта/ проведения мероприятия

8 Летний «Лагерь надежд» на базе оздоровительного лагеря, закреплённого за профессиональными училищами города и области. Сопроводительная программа адаптации для выпускников — сирот с участием специалистов и активистов города и области, неравнодушных граждан, желающих помочь выпускникам-сиротам, попавших в трудную жизненную ситуацию. Отдых ребят, а также практическое получение опыта социальной адаптации в работе со специалистами в рамках тематической смены сопроводительной программы: «Наше будущее!» по разрешению разноплановых проблем каждого выпускника.

9 Культурно-познавательная программа для выпускников из числа сирот учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования города Липецка путём посещения культурно-развлекательных заведений города по разработанной досуговой программе. Проведение досуга молодёжи для получения опыта культурно-нравственного, историко-просветительского развития.

10 Индивидуальные психолого-педагогические консультации на базе профессиональных училищ, требующие индивидуальный подход. Создание условий благоприятной психологической атмосферы внутреннего душевного климата в отдельном пространстве (комната психологической разгрузки). Стабильная психологическая работа в строго установленное время. Психоанализ проблематики личности выпускника в разрешении основных психологических трудностей на данном этапе жизненного пути.

11 Психологические тренинги для групп выпускников детей — сирот на базе профессиональных училищ по специальной психологической программе социальной адаптации выпускников. Выработка способностей выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение. Проведение цикла занятий для установления и прослеживания психологической динамики группы, направленных на реализацию собственных сил выпускников, раскрытие внутреннего ресурса личности, подготовленности к вступлению в самостоятельную жизнь, формирование позитивных жизненных установок.

12 Выпуск информационно-методического справочника: «В помощь выпускнику» - защита своих прав, осведомление с возможностями по трудоустройству и др. важные аспекты, предусмотренные законодательством РФ. Распространение справочников для выпускников начального, среднего, высшего профессионального образования, имеющих статус сироты. Повышение грамотности в области правовых вопросов.

13 Работа клуба выпускников детей-сирот: «Все вместе!».Социальная адаптация выпускников детей-сирот, формирование готовности к самостоятельной жизни: социальной готовности, сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу. Осуществление коллективной деятельности заинтересованных лиц посредством плановых встреч, мероприятий, а также освещение важных проблемных вопросов в сети Интернет (на сайте организации, в группе сообщества ЛООО «Становление» в контакте), направленных на общую цель по разрешению негативных явлений с привлечением общественности.

14 Сопровождение выпускников детей-сирот специалистами по изучению английского языка по творческой специальной методике на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обучение английскому языку, получение знаний для использования международного языка в важных вопросах жизнедеятельности.

15 Обустройство быта.Покупка и обеспечение детей-сирот мебелью, бытовой техникой и иными предметами быта. Благоустройство мест проживания выпускников необходимыми предметами быта первой необходимости.

№ п/п Реализация социально значимого проекта/ проведения мероприятия Показатели деятельности социально значимого проекта/ проведения мероприятия

16 Оказание индивидуального юридического сопровождения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (написание документов, заявлений, представительство в судах общей юрисдикции, сопровождение в помощи сбора документов в постановке на учёт в получении жилого помещения)Правовое просвещение, деятельность по защите прав и свобод человека. Проведение юридических встреч, работа с документами правового характера; Решение сложных вопросов запутанного характера, требующих системной работы правоохранительных, судебных органов и иных представителей законопорядка.

17 Сопровождение выпускников в получении водительских прав. Жизненная реализация выпускника при помощи получения профессиональных альтернатив на рынке труда за счёт получения водительских прав. Обучение водительскому мастерству, прохождение теории и практики, сдача экзаменов на получение водительских прав для жизненной реализации выпускника.

18 Выпуск информационного печатного издания: «Вестник Становления». Информационное озвучивание проблем сирот, успешность в делах выпускников, поиск возможных выходов через читателей - призыв к неравнодушным гражданам города и области. Выход журнала в квартал в рамках Липецкой области для масштабного информирования о проблемах сирот в регионе, обеспечение наглядности успешности в делах выпускников -развитие социальной рекламы.

19 Выпуск психолого-педагогического методического пособия: «Жизненное самоопределение молодёжи как шаг в будущее». (первые шаги вступления в самостоятельную жизнь - социально-психологические факторы) Осведомление в вопросах жизнеустройства и их разрешение с помощью психологической литературы. Распространение литературы на базах профессиональных училищ, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

20 Акция: «Добро - добром!». Проведение творческих мероприятий самими выпускниками-сиротами, имеющими положительный опыт социальной адаптации (являющимися успешными), в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение успешности выпускников-сирот, увеличение запаса положительного опыта, воспитательного примера для ребят подрастающего поколения, имеющий статус детей-сирот.

Список литературы:

[1] Ослон В.Н., Селина Е.В. Организационная модель службы выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации // Детский дом. - 2011, № 1. - С. 21-29.

[2] Полозов С.И. Проблемы деинституционализации интернатных учреждений и возможности разрешения этих проблем на примере Липецкой областной общественной организации «Становление» // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей. Вып. 9. Ч. 2.- Липецк: ЛГПУ, 2012. - С. 44 - 50.

[3] Полозов С.И. Жизненное самоопределение молодёжи как шаг в будущее: методическое пособие для специалистов постинтернатного сопровождения, выпускников из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. - Липецк: ФПиП ФГБОУ ВПО «ЛГПУ», 2013. - 40 с.

[4] Толстых Н.Н. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.

[5] Устав ЛООО «Становление». Протокол № 1 от 20 апреля 2009 года. - Липецк, 2009. - 11 с.

со с ее

Е ^

X

ее ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.