Научная статья на тему 'Оптимизация автомобильного и контейнерного парка при сборе и вывозе твердых бытовых отходов'

Оптимизация автомобильного и контейнерного парка при сборе и вывозе твердых бытовых отходов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
557
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / СБОР И ВЫВОЗ / ОПТИМИЗАЦИЯ / MUNICIPAL SOLID WASTE / COLLECTION AND DISPOSAL / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Манаев Константин Ильич, Мельников Алексей Николаевич

В статье рассматривается проблема развития инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Осуществлен анализ составных элементов инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Сформированы параметры оптимизации системы сбора и вывоза твердых бытовых муниципальных образований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Манаев Константин Ильич, Мельников Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF ROAD AND container fleet in the collection and disposal of solid waste

The problem of the development of infrastructure for collecting and disposal of solid waste. The analysis of the constituent elements of the infrastructure for collecting and disposal of solid waste. Formed by the optimization of the system of collection and disposal of municipal solid municipalities.

Текст научной работы на тему «Оптимизация автомобильного и контейнерного парка при сборе и вывозе твердых бытовых отходов»

УДК 624.8:65(470.56)

Манаев К.И., Мельников А.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: mlnikov@rambler.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО И КОНТЕЙНЕРНОГО ПАРКА ПРИ СБОРЕ И ВЫВОЗЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

В статье рассматривается проблема развития инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Осуществлен анализ составных элементов инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Сформированы параметры оптимизации системы сбора и вывоза твердых бытовых муниципальных образований

Ключевые слова: твердые бытовые отходы, сбор и вывоз, оптимизация.

Функционирование и развитие населённого пункта неизбежно сопровождается образованием твердых бытовых отходов как результата жизнедеятельности населения, предприятий, организаций и прочих субъектов хозяйственной деятельности. Организация деятельности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов регламентируется нормативно-правовыми актами федерального и муниципального уровней. Предприятия, осуществляющие сбор и вывоз отходов должны обеспечить соблюдение данных нормативно-правовых актов, а также выполнение договоров, заключенных с субъектами хозяйственной деятельности с минимальными трудовыми и материальными затратами.

Количество образующихся твердых бытовых отходов определяется совокупностью факторов - численности и плотности населения, сезонных факторов, определяющих интенсивность образования отходов, количества и режима работы предприятий и организаций. Постоянное изменение потребности в услугах по сбору и вывозу твердых бытовых отходов обуславливает необходимость соразмерной адаптации количества и типа подвижного состава,парамет-ров его работы к изменяющимся условиям внешней среды, к которым относятся: интенсивность образования отходов, температура окружающей среды, свойства отходов. При этом весомыми факторами являются также состояние производственно-технической базы, стоимость топлива и эксплуатационных материалов,ав-тотранспортных средств и технологического оборудования.

Различные объемы сбора и вывозатвердых бытовых отходов требуют применение соответствующих типов, количества подвижного состава и способов организации маршрутно-логис-тической схемы сбора и вывоза отходов, обеспе-

чивающих нормальное функционирование населенного пункта, а именно: санитарно-гигиеническую обстановку, экологическую обстановку, социально-экономическую обстановку, эстетику населенного в существующих условиях эксплуатации с учетом минимизации трудовых и материальных затрат.

Для целей оптимизации системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов муниципальных образований в настоящее время необходимо применение передовых методов и средств, базирующихся на достижениях российских и иностранных ученых, обобщающих передовой мировой опыт совершенствования транспортных процессов. Применяемые в настоящее время методы формирования инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов не в полной мере совершенны и соответствуют современным требованиям.

В связи с этим, проблема совершенствования системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории населенного пункта является актуальной.

Эффективное решение задачи совершенствования инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов возможно с использованием положений системного анализа, при котором эта инфраструктура представляется в виде взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обладающих различными свойствами, функциями и степенью влияния на систему в целом.

На рисунке 1 представлена схема системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов муниципального образования.

В результате анализа составных частей представленной схемы установлено, что большей стабильностью обладает подсистема регулирования, регулирующая деятельность в области

Оптимизация автомобильного и контейнерного парка...

Манаев К.И., Мельников А.Н.

сбора и утилизации различного типа отходов соответствующими законодательными актами. Значительной изменчивостью обладают как места накопления твердых бытовых отходов, так и отходы, обладающие свойствами меняться в зависимости от изменчивых внешних факторов.

Источниками образования твердых бытовых отходов являются жилые комплексы, предприятия, организации и учреждения различного назначения и форм собственности. Объемы образования отходов зависят от таких факторов, как время года, день недели, социальных и экономических факторов.

Результаты проведенных исследований по-казали,что более 80% образующихся твердых бытовых отходов собираются и вывозятся специализированными автотранспортными предприятиями (АТП). Эти предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими данный вид деятельности. С позиций организации транспортного процесса и технической эксплуатации подвижного состава специализированные АТП осуществляют планирование и выполнение транспортной работы по перевозке твердых бытовых отходов.

Эффективность функционирования специализированных АТП зависит от совокупности факторов, которые условно можно представить в виде нескольких групп.

Первая группа факторов характеризует твердые бытовые отходы следующими параметрами: массой, плотностью, биологической и химической активностью, интенсивностью образо-

вания и нормативной периодичностью их сбора и вывоза. Данные факторы влияют на выбор типа специализированного транспортного средства, его грузоподъемности, вместимости, коэффициента уплотнения груза, периодичность сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Вторая группа факторов характеризует источники возникновения и первоначального накопления твердых бытовых отходов: численность и плотность населения, характеристики промышленной застройки, количество организаций, расстояние между источниками образования отходов, специализированными АТП по сбору и вывозу отходов и пунктами приема и хранения отходов. Данная группа факторов учитывается как при выборе параметров автотранспортных средств и контейнерного парка, так и при формировании маршрутной схемы сбора и вывоза отходов.

Третья группа включает специализированные АТП, основными параметрами которых являются: количество и тип автотранспортных средств, количество и параметры контейнеров, свойства производственно-технической базы.

К четвертой группе можно отнести органы, выполняющие регулирование деятельности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов за счет разработки и внедрения нормативно-правовых актов, организации контроля в области обращения с отходами. Регулирование осуществляется на основе взаимодействия между администрацией муниципального образования, специализированных АТП и источников образования твердых бытовых отходов и принятии мер организационного и административного характера.

Рисунок 1. Схема системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов муниципального образования

Успешная деятельность специализированного предприятия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов определяется способностью вовремя адаптироваться к изменению объемов их образования и удовлетворять потребности в вывозе при соблюдении нормативов их сбора и вывоза [1]-[3].

При формировании целевой функции оптимизации инфраструктуры сбора и вывоза бытовых отходов разработана схема взаимосвязи показателей эффективности специализированного АТП с параметрами инфраструктуры, представленная на рисунке 2.

Основными элементами инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов являются специализированные автотранспортные средства, осуществляющие сбор и вывоз отходов; контейнерный парк, предназначенный для накопления отходов; маршрутная схема движения автотранспортных средств при сборе и вывозе отходов.

В качестве параметра оптимизации обоснован выбор себестоимости перевозки 1 т-км твердых бытовых отходов Р.

Целевые функции/7., образующие вектор полезного эффекта, можно представить в виде:

РЧР, р2, ... р} С1)

где Р- себестоимость перевозки 1 т-км отходов;

п - количество типов транспортных средств.

- объем образования ТБО, т; К- количество автотранспортных средств 1-го типа на предприятии, ед.; К— количество контейнеров ^го типа, ед.; М„ - характеристика маршрутов сбора и вывоза твердых бытовых отходов при использовании №-х типов подвижного состава и К^х типов контейнеров; Р - себестоимость перевозки 1 т-км отходов; А - затраты на содержание подвижного состава

Рисунок 2. Схема взаимосвязи показателей эффективности специализированного АТП со структурой подвижного состава

Переменные параметры целевой функции составляют модели транспортных средств:

ячы, м2,..., Мп1 (2)

и типы используемых контейнеров:

К={К, К, ..., К} (3)

где N. - количество транспортных средств .-й модели;

К - количество контейнеров^'-й модели.

Количество и характеристики подвижного состава, участвующего в сборе и вывозе твердых бытовых отходов, оказывают прямое влияние на количество рейсов и параметры маршрутов. Количество и характеристики контейнерного парка взаимосвязаны с продолжительностью простоев при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Параметром внешней среды является объем твердых бытовых отходов ((. Данный объем можно представить в виде суммы объемов, собираемых на 1-х маршрутах ((.:

е,

(4)

где ( - объем перевозок на к-м маршруте т - количество маршрутов. Объем перевозок на маршруте определяет ся его протяженностью, количеством контейне ров, их емкостью, способом и особенностями по грузки, количеством и характеристиками под вижного состава.

Для к-го маршрута объем перевозок мож но представить в виде:

тидЛ

& =-

+ г . вУт •*>

(5)

где Тн - время в наряде, ч;

д.- вместимость 1-го типа транспортного средства, м3;

1ег- длина ездки с грузом, км; в - коэффициент использования пробега; Ут- техническая скорость транспортного средства, км/ч;

£ир- продолжительность погрузочно-раз-грузочных работ при использовании ]-го контейнерного парка, ч:

^ = , (6) где продолжительность разгрузки одного ^го контейнера, ч;

К-- количество _]-х контейнеров, шт. Годовой объем перевозок на маршруте Огк можно представить в виде:

к=1

Манаев К.И., Мельников А.Н.

Оптимизация автомобильного и контейнерного парка..

Q* =

1ег +1 N

(7)

X N, ■ a, + £ Kj ■ bj

где Д . - количество дней в году работы под-

рг]

вижного состава на маршруте при использовании '-го контейнерного парка.

Разная вместимость различных контейнеров влияет на периодичность сбора и вывоза твердых бытовых отходов, и, как следствие, на потребность в автомобилях и на параметры самих маршрутов.

Количество дней в году работы подвижного состава на маршруте при использовании '-го контейнерного парка:

365

Д^> =

П,

(8)

где П- периодичность вывоза твердых бытовых отходов при использовании '-го контейнерного парка, дней.

Общий годовой объем перевозок можно выразить:

Q = XX

:=i i=i

i

ег +1 N

eVm ll'jN'j

(9)

где п - количество типов подвижного состава; и - количество типов контейнеров. Вектор фиксированных внутренних параметров составляют затраты на содержание подвижного состава в исправном состоянии:

А={а1, а2... ап}, (10)

где а1 - затраты на содержание г-й группы транспортных средств.

На основании рассмотренных зависимостей установлен общий вид целевой функции оптимизации стоимости транспортной операции по критерию минимума затрат:

F = ■

j=1

XX-

i=1 j=l

i

ег +1 N

PV, + j

N j > 0; Kj > 0;

mm,

(11)

at = const; bj = const; i = 1...n; j = 1...u

При формировании модели принято, что время в наряде, техническая скорость являются величинами неизменными.

Прямое решение задачи оптимизации затруднено в связи со сложностью объекта исследования ввиду большой размерности данных, поэтому произведён анализ существующих подходов к решению задач оптимизации[4]-[6].

Проведенный анализ существующих методов и подходов к решению задачи оптимизации показал целесообразность использования метод оптимизации по чувствительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация данного метода оптимизации предполагает формирование функции чувствительности для процесса сбора и вывоза твердых бытовых отходов и разработку процедуры оптимизации [5], [6].

В ходе анализа существующего состояния системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов установлен характер взаимосвязи между элементами системы, определено направление оптимизации инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Разработанная целевая функция оптимизации инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов основана на минимизации себестоимости транспортной работы за счет обоснования количества и типа специализированного подвижного состава и параметров используемого контейнерного парка.

10.08.2014

Список литературы:

1. Любимов, И.И. К вопросу формирования рациональной структуры городского пассажирского транспорта в городе Оренбурге / И.И. Любимов, Н.З.Султанов, Е.В. Бондаренко // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). - 2009. - № 3. - С. 21-25.

2. Любимов, И.И. Показатели спроса на услуги городского пассажирского транспорта (на примере г. Оренбурга) / И.И. Любимов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - № 9. - С. 139-143.

3. Любимов, И.И. Оптимизация структуры подвижного состава городского пассажирского транспорта / И.И. Любимов, И.Т. Ковриков, Н.З.Султанов, А.П. Фот // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2010. - № 1. - С. 206-210.

4. Любимов, И.И. Управление функциональными процессами городских пассажирских перевозок / И.И. Любимов, Н.В.Ва-гапова, Б.А.Портников, Н.З. Султанов // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Академический журнал. - 2009. - № 2. -С. 49-56

5. Любимов, И.И. Методические основы оптимизации процесса сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов / И.И. Любимов, К.И. Манаев, А.Н. Мельников, Н.З. Султанов // Интеллект. Инновации. Инвестиции: Академический журнал. - 2011. -№ 2. - С. 35-40.

6. Любимов, И.И. Оптимизация инфраструктуры сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории населенного пункта/ Е.В.Бондаренко, А.О.Зуев, И.И.Любимов, К.И.Манаев, А.Н.Мельников // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (государственного технического университета). - 2011. -№ 4. - С. 92-96.

Сведения об авторах:

Манаев Константин Ильич, коммерческий директор ООО «Управляющая компания «Спецавтохозяйство», e-mail: sah_1@mail.ru.

Мельников Алексей Николаевич, доцент кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей транспортного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, доцент, e-mail: mlnikov@rambler.ru

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 149, ауд. 10302, тел. (3532) 912224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.