Научная статья на тему 'Оптимизация ассортиментной политики в области контрацепции и гормональной фармакотерапии гинекологических заболеваний у женщин репродуктивного возраста на территориальном уровне'

Оптимизация ассортиментной политики в области контрацепции и гормональной фармакотерапии гинекологических заболеваний у женщин репродуктивного возраста на территориальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / СРЕДСТВА КОНТРАЦЕПЦИИ / MARKETING RESEARCH / THE MARKETING ANALYSIS / THE PHARMACEUTICAL MARKET / CONTRACEPTION MEANS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гравченко Л. А., Геллер Л. Н.

Проведенные маркетинговые исследования посвящены важной проблеме-оптимизации применения средств контрацепции для обеспечения репродуктивного здоровья женщин на территориальном уровне. Главным направлением исследования является совершенствование ассортиментной политики в данной области фармакотерапии. Сформирован рациональный ассортиментный контур контрацептивных средств, применяемых с целью контрацепции и лечения сопутствующих гинекологических заболеваний, с использованием методического подхода, который базируется на интеграции фармакоэкономического, маркетингового и социологического методов при отборе наиболее высокоэффективных, безопасных и экономически доступных лекарственных средств. Проведен маркетинговый анализ целевого сегмента территориального фармацевтического рынка (ФР) -лекарственные средства для контрацепции и лечения ГЗ. Анализ полученных результатов свидетельствует, что представленный на локальной ФР ассортимент КС достаточен для обеспечения оптимальной фармацевтической и врачебной помощи женщинам репродуктивного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гравченко Л. А., Геллер Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimisation of range policy in the field of contraception and hormonal pharmacotherapy of gynecologic diseases in women of reproductive age on territorial level

Th e conducted marketing researches are devoted to the important problem-optimisation of application of means of contraception for maintenance of reproductive health of women at territorial level. Th e main research direction is perfection of range policy in the fi eld of pharmacotherapy. It has been formed rational contour of the contraceptive means applied for the purpose of contraception and treatment of accompanying gynecologic diseases, with use of the methodical approach which is based on a combination of farmeconomy, marketing and sociological methods in selection of the most highly eff ective, safe and economically accessible medical products. Th e marketing analysis of a target segment of the territorial pharmaceutical market (FM) medical products for contraception and treatment GD is carried out. Qualitative and quantitative characteristics of assortment CT are studied: operating substances, trading names, manufacturers and suppliers CT, medicinal forms, registration in Russia. Th e analysis of the received results testifi es that presented on local FM range CT is suffi cient for maintenance of optimum pharmaceutical and medical assistance to women of reproductive age.

Текст научной работы на тему «Оптимизация ассортиментной политики в области контрацепции и гормональной фармакотерапии гинекологических заболеваний у женщин репродуктивного возраста на территориальном уровне»

ванием для разработки самостоятельной региональной программы «Онкология». Основная роль в современной работе коллективов Амурской государственной медицинской академии и Амурского областного онкологического диспансера в сохранении здоровья населе-

ния на указанной территории видится в продолжении разработок современных методологических подходов к ранней диагностике фоновой патологии, предраковых состояний, раннего рака и внедрении современных технологий в диагностику и лечение ЗНО.

ЛИТЕРАТУРА

1. (Злокачественные новообразования в России и странах СНГ в 2003 г. // Под ред. М.И. Давыдов, Е.М. Аксель. — М.: МИА, 2005. — 2798 с.

2. Давыдов М.И, Аксель Е.М. (ред) Статистика злокачественных новообразований в России и странах СНГ в 2004г. // Вестник Российского онкологического центра им. Н.Н. Блохина РАМН. — М. — 2006. — Т.17. — №3 (прил. 1). — С. 132.

3. Давыдов М.И., Аксель Е.М. (ред) Статистика злокачественных новообразований в России и странах СНГ в 2006 г.// Вестник Российского онкологического научного центра им.

Н.Н. Блохина РАМН.- М. — 2007. — Т. 18. — №2 (приложение 1). — С. 156.

4. Котенко К.В., Кривонос Ю.Г. и др. Качественные и количественные характеристики онкологической помощи прикрепленному контингенту по данным ракового регистра и статистического отдела ФМБА России.// Материалы 2 НПК «Актуальные вопросы онкологии и онкологической помощи в системе ФМБАР России». — М., 2006. — С. 12-13.

5. Туков А.Р., Клева Н.А. и др. Создание отраслевого регистра лиц, имеющих профессиональные заболевания. Материалы III НПК ФМБА «Актуальные вопросы клинической и экспериментальной онкологии». — М. — 2008. — С. 20-21.

Информация об авторах: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 153, кв. 13, тел. (416-2)-44-65-93, е-mail: 707lena@amur.ru Гордиенко Виктор Петрович — заведующий кафедрой, д.м.н., профессор;

Вахненко Александр Артурович — аспирант;

Савельева Елена Петровна — заведующая отделом.

© ГРАВЧЕНКО Л.А., ГЕЛЛЕР Л.Н. — 2010

ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КОНТРАЦЕПЦИИ И ГОРМОНАЛЬНОЙ ФАРМАКОТЕРАПИИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЖЕНЩИН РЕПРОДУКТИВНОГО ВОЗРАСТА

НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ

Л.А. Гравченко, Л.Н. Геллер (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра управления и экономики фармации, зав. — д.ф.н., проф. Л.Н. Геллер)

Резюме. Проведенные маркетинговые исследования посвящены важной проблеме-оптимизации применения средств контрацепции для обеспечения репродуктивного здоровья женщин на территориальном уровне. Главным направлением исследования является совершенствование ассортиментной политики в данной области фармакотерапии. Сформирован рациональный ассортиментный контур контрацептивных средств, применяемых с целью контрацепции и лечения сопутствующих гинекологических заболеваний, с использованием методического подхода, который базируется на интеграции фармакоэкономического, маркетингового и социологического методов при отборе наиболее высокоэффективных, безопасных и экономически доступных лекарственных средств. Проведен маркетинговый анализ целевого сегмента территориального фармацевтического рынка (ФР) —лекарственные средства для контрацепции и лечения ГЗ. Анализ полученных результатов свидетельствует, что представленный на локальной ФР ассортимент КС достаточен для обеспечения оптимальной фармацевтической и врачебной помощи женщинам репродуктивного возраста.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, маркетинговый анализ, фармацевтический рынок, средства контрацепции.

OPTIMISATION OF RANGE POLICY IN THE FIELD OF CONTRACEPTION AND HORMONAL PHARMACOTHERAPY OF GYNECOLOGIC DISEASES IN WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE ON TERRITORIAL LEVEL

L.A. Gravchenko, L.N. Geller (Irkutsk State Medical University)

Summary. The conducted marketing researches are devoted to the important problem-optimisation of application of means of contraception for maintenance of reproductive health of women at territorial level. The main research direction is perfection of range policy in the field of pharmacotherapy. It has been formed rational contour of the contraceptive means applied for the purpose of contraception and treatment of accompanying gynecologic diseases, with use of the methodical approach which is based on a combination of farmeconomy, marketing and sociological methods in selection of the most highly effective, safe and economically accessible medical products. The marketing analysis of a target segment of the territorial pharmaceutical market (FM) — medical products for contraception and treatment GD is carried out. Qualitative and quantitative characteristics of assortment CT are studied: operating substances, trading names, manufacturers and suppliers CT, medicinal forms, registration in Russia. The analysis of the received results testifies that presented on local FM range CT is sufficient for maintenance of optimum pharmaceutical and medical assistance to women of reproductive age.

Key words: marketing research, the marketing analysis, the pharmaceutical market, contraception means.

Особенностью современного территориального фармацевтического рынка является наличие большого ассортимента контрацептивных средств (КС), между которыми существует видовая и предметная конкурен-

ция. Поэтому одним из важных этапов маркетингового исследования является выявление конкурентоспособных КС для которых большое значение имеет конкуренция функциональных свойств, предполагающая оценку

Таблица 1

Ассортиментная линейка КС по подгруппам

№№ п/п Название подгрупп КС Форма выпуска Количество ЛС

Абсолютное значение Доля группы %

1. Комбинированные эстроген-гестагенные ЛС II поколения таблетки драже 14 33,33%

2. Комбинированные эстроген-гестагенные ЛС III поколения таблетки драже 13 30,95%

3. Гестагенсодержащие ЛС таблетки драже 6 14,29%

4. Пролонгированные инъекционные формы ампулы 3 7,14%

5. Посткоитальные ЛС таблетки 2 4,47%

6. Трансдермальная контрацептивная система пластырь 1 2,38%

7. Имплантационная форма имплантант 1 2,38%

8. Внутривагинальная рилизинг-система кольцо 1 2,38%

9. Внутриматочная спираль ВМС 1 2,38%

фармакотерапевтической активности, надежности, наличие побочных действий, противопоказаний, частоты назначения, экономической доступности. Для рациональной контрацепции и лечения сопутствующих гинекологических заболеваний (ГЗ) одним из важных факторов, определяющих клиническую и экономическую эффективность контрацепции является также выбор правильной схемы контрацепции и лечения.

Целью исследования явилось проведение маркетингового анализа целевого сегмента ФР-гормональных лекарственных средств (ЛС), рекомендуемых врачами — гинекологами применяемых с целью контрацепции и лечения ГЗ, а также изучение их конкурентоспособных свойств, как основе комплексного отбора наиболее эффективных и безопасных КС для формирования рационального ассортиментного контура.

Материалы и методы

Объектами исследования явились данные официальных источников информации по ЛС (Государственный реестр ЛС 2005-2008 гг., региональная компьютерная программа «Фарм-Командир», прайс-листы фирм, являющихся основными поставщиками ЛС, результаты анализа амбулаторных карт 258 респондентов-женщин репродуктивного возраста, результаты анкетирования 250 врачей-гинекологов областного, городского перинатальных центров, ЛПУ). В ходе исследования применялись маркетинговые методы (структурный, сегментирование, контент-анализ, методы АВС и VEN анализа, экспертных оценок). В ходе анализа определен ассортимент контрацептивных средств на территориальном рынке-42 торговых названия (ТН) и структура ассортимента КС. Результаты представлены в таблица 1.

Как видно из таблицы 1 в ассортиментной линейке КС по подгруппам, наибольшее количество ЛС относится к комбинированным эстроген-гестагенным Л С II поколения-14 и III поколения-13, геста-генсодержащих ЛС-6, ЛС для экстренной контрацепции-2, пролонгированных инъекционных форм-3, трансдер-мальная контрацептивная система, имплантационная форма, ВМС, внутриматоч-ная рилизинг-система- по 1 ЛС. Ассортиментная структура ЛС по подгруппам позволяет врачу-гинекологу рекомендовать женщинам КС

с более приемлемой для них формой выпуска, с учетом гинекологического анамнеза (наличия сопутствующих ГЗ). На следующем этапе исследования была сформирована группа экспертов, в состав которой вошли врачи-гинекологи, наиболее компетентные в вопросах применения КС. Цель экспертизы- выявление приоритетных параметров КС по комплексной шкале предпочтений (эффективность, безопасность, частота назначений, побочные действия, ценовая составляющая). В соответствии с поставленной целью предварительно нами была разработана анкета включающая два раздела: 1. данные об эксперте (врачи-гинекологи), используемые для определения компетентности; 2. анкета матрица, включающая список часто используемых КС. Для обеспечения репрезентативности выборки определялась компетентность каждого эксперта. Необходимый количественный состав экспертов рассчитывался с заданной доверительной вероятностью (а)-95% и предельной погрешностью (е)-0,5, и тогда N 18 экспертов. Качественный состав экспертов определяли- по уровню компетентности (0,62), включающему стаж работы по специальности, наличие квалификационной категории, ученой степени и по показателю коэффициента аргументации (0,98), что свидетельствует о достаточном уровне компетентности. В этой связи нами проведено анкетирование, целью которого являются расчеты среднего коэффициента аргументации и среднего уровня компетенции Степень согласованности экспертов по совокупности оценок определялась с использованием коэффициента конкордации по формуле W=12*S/m2(n3-n), и составила 19,8%, что свидетельствует о достаточной степени согласованности экспертов. Вариабельность относительно расхождения мнений двух экспертов не превышала 2%, что в целом подтверждает сопоставимость и единство мнения экспертов. Для экспертной оценки контрацептивных средств по параметрам эффективности, безопасности, частоты назначений, ценовой составляющей было предложено 42 ТН КС. Экспертиза проводилась методом анкетирования врачей-гинекологов на основе пятибалльных оценок.

Результаты и обсуждение

Для статистического анализа и обработки полученных оценок были рассчитаны «средневзвешенные» балльные оценки по каждому КС, с учетом компетентности экспертов. По параметру «терапевтическая ценность» эксперты дали высокую оценку следующим препаратам: Нова-Ринг, Евра, Ярина, Жанин, Диане-35, Фемоден, Логест, Марвелон, Новинет, ВМС Мирена, Линдинет-20, Депо-Провера.При выборе контрацептивных средств немаловажную роль играет стоимость

Таблица 2

Результаты проведенного АВС-анализа

п/п Торговое название Форма выпуска Цена упаковки цикла Стоимость курса Удельный вес, % Кумуля- тивный % Коэффициент параметра, эффективность Класс КС

1 Нова-Ринг кольцо 650,20 3901,20 14,58 14,58 2,66 А

2 Евра ВМС 610,90 3665,40 13,70 28,28 2,33 А

3 Ярина таб 568,50 3411,00 12,75 41,03 2,33 А

4 Жанин др 512,97 3077,82 11,51 52,54 2,39 А

5 Диане-35 таб 496,43 2978,56 11,13 63,67 2,44 А

6 Фемоден таб 424,90 2549,40 9,53 73,20 2,11 А

7 Логест таб 359,27 2155,62 8,06 81,26 2,39 В

8 Марвелон таб 320,87 1925,20 7,20 88,46 2,38 В

9 Новинет таб 235,07 1410,43 5,27 93,73 2,38 В

10 ВМС Мирена спираль 126,29 757,74 2,83 96,56 2,61 С

11 Линдинет-20 таб 114,10 684,60 2,56 99,12 3,44 С

12 Депо- Провера амп 38,77 232,60 0,87 99,99 1,99 С

Таблица 3

Результаты проведенного VEN-анализа

Группа VEN Интервалы «средневзвешенных» оценок, баллы Количество КС

Число наименований Удельный вес,%

Vital (V) 1,99-2,66 22 52%

Essential (E) 1,47-1,95 18 29%

Non-essential (N) 0,98-1,12 8 19%

лекарственной составляющей для контрацепции и лечения ГЗ. Для оценки затрат на приобретение КС нами проведен АВС-анализ, для чего весь исследованный ассортимент по объему затрат был структурирован на три группы в соответствии с их вкладом на совокупные затраты. К классу А относятся 10-20% лекарственных средств, на которые расходуется 70-80% затрат от общего объема; класс В-средний уровень назначений, на которые приходится 15-20% затрат; класс С включает не более 5-10% затрат. Для расчета суммы затрат проводилось ранжирование с долей затрат. Основными позициями ранжирования КС являются:

• доля затрат или «общая стоимость» (произведение цены на количество единиц упаковок) (табл. 2);

• «кумулятивный %», то есть расчет относительной доли затрат на КС с нарастающим итогом (кумулятивная доля затрат), основывается на принципе суммирования строк из предыдущей колонки(% расходов);

«процент расходов» рассчитывается по формуле;

% расходов=Общая стоимость ЛС*100% / Общая стоимость всех ЛС

• Для расчетов использованы цены прайс-листов фирм, являющихся основными поставщиками КС. Полученные результаты анализа представлены в таблице 2.

Группа А представлена 6 контрацептивными средствами: Нова-Ринг, Евра, Ярина, Жанин, Диане-35,Фемоден, которые обеспечили 73,20% затрат. В группу В вошли 3 КС: Логест, Марвелон, Новинет, на которые приходится 20,53% затрат. Остальные КС включены в группу С-ВМС Мирена, Линдинет-20, Депо-Провера-6,26% затрат.

В ходе исследования нами также проведена оценка затрат и обоснован ценовой контур рациональной контрацепции и лечения ГЗ.

В ассортиментной линейке КС (табл.2) видно, что-максимальные денежные затраты (стоимость курса) приходятся на вагинальное кольцо НоваРинг-3901,20 руб., при применении трансдермальной терапевтической системы Евра-3665,40 руб., в группе пероральных ЛС лидирует Жанин-3077,20 руб., минимальные затраты приходятся на ЛС Депо-првера-232,60 руб.

Значимость и жизненная важность КС обуславливает необходимость проведения VEN —анализа. Поэтому параллельно с АВС-анализом проводился VEN —анализ, позволивший установить приоритеты отбора КС в соответствии с их классификацией по степени жизненной важности. основанный на разделении КС по эффективности на 3 группы: V-жизненно-важные;

Е-необходимые; ^второстепенные. При анализе «средневзвешенных» оценок было выявлено: 22 КС(52%) получили от 1,99 до 2,66 баллов и отнесены к категории жизненно важных; 12 КС(29%) с оценкой от 1,47 до 1,95 баллов вошли в группу необходимых, остальные 8(19%) с оценкой 0,98 до 1,12 баллов-второстепенные КС. Группа V составила 52%, от общего количества препаратов. В нее вошли современные комбинированные эстроген-гестагенные ЛС III поколения: Нова-ринг, Евра, Ярина, Жанин, Фемоден, Логест, Марвелон, Новинет, Регулон, ВМС Мирена, Линдинет-20, Депо-Провера. Препараты имеют мало побочных эффектов, оказывают минимальное влияние на метаболические процессы в организме, хорошо переносятся при длительном применении. Группа Е составила 29% от общего количества. Эти препараты II и III поколения, назначаются врачами с целью контрацепции и лечения гинекологических заболеваний. В данную группу вошли следующие ЛС: Ригевидон, Три-регол, Тризистон, Микрогинон и Триквилар, Постинор. Группа N составила 19%. Это препараты I и II поколения, содержащие большие дозы гормонов, оказывающие значительное влияние на метаболические процессы в организме, имеющие много побочных эф-фектов.Результаты анализа представлены в таблице 3.

На заключительном этапе исследования нами проведена оценка затрат и обоснован ценовой конкур рациональной контрацепции и лечения ГЗ.

В ассортиментной линейке КС максимальные денежные затраты (стоимость курса) приходятся на вагинальное кольцо НоваРинг-3901,20 руб., при применении трансдермальной терапевтической системы Евра-3665,40 руб., в группе пероральных ЛС лидирует Жанин-3077,20 руб., минимальные затраты приходятся на ЛС Депо-првера-232,60 руб.

Предложенная методика интеграции методов АВС/ VEN- анализа и коллективных экспертных оценок позволяет провести комплексный отбор наиболее эффективных КС с учетом важнейших потребительских и экономических параметров конкурентоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адрианова Г.Н. Методические подходы при изучении особенностей формирования регионального фармацевтического рынка //Науч.тр.НИИФ.Т. XXXVI: Ч.1 Фармацевтическая наука и практика в новых социально-экономических условиях. — М., 1997. — С.105-109.

2. Банахан Б.Ф. Разработка структуры маркетинга: стратегия установления цен // Медикал Маркет. — 1994. — №2. — С.48-55.

3. Березин И.С. Маркетинг.Анализ.Рынок.Фирма.Товар. Продвижение. — 3-е изд., испр. доп. — М.: Вершина, 2008. — 480с.

4. Волкова Н.В. Изучение потребительских оценок ассортимента и качества товаров. — М.: Финвест, 1991. — С.48.

5. Джупарова И.А. Оценка конкурентоспособности лекарственных препаратов: метод, рекомендации. — М., 1994. — 36 с.

6. Дремова Н.Б. Экспертная оценка лекарственных средств на уровне регионального рынка // Ремедиум. — 1977. — №4. — С.26-30.

7. Дремова Н.Б. Система маркетинговых исследований рынка лекарственных средств // Фармация. — 1996. — №6. — С.26-30.

8. Дубницкая Л.В. Лечебные аспекты применения эстро-генгестагенных контрацептивов: научное издание // Русский медицинский журнал. — 2004. — Т.12, №13. — С.743-747.

9. Лукина Н.А. Рациональный выбор современных контрацептивных средств при фармакотерапии различных нарушений менструального цикла у подростков: научное издание // Русский медицинский журнал. — 2005. — Т.13. — №26. — С.1771-1773.

10. ПрилепскаяВ.Н. Контрацептивные и лечебные аспекты современных методов контрацепции (клинические лекции). — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 32 с.

11. Родина Ю.С. Определение конкурентоспособности оральных контрацептивных средств // Проблема медицины и биологии: материалы межрегион. Науч.-практ. Конф. Молодых ученых, посвященной 60-летию Кемеровской области. — Кемерово, 2003. — С.157-158.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1. Гравченко Лилиана Александровна-аспирант. Wild_pink_moon@inbox.ru Геллер Лев Николаевич — зав.кафедрой, д.ф.н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.