Научная статья на тему 'Оптимизация ассортимента продукции на предприятиях холдинга ооо "Молпромгрупп"'

Оптимизация ассортимента продукции на предприятиях холдинга ооо "Молпромгрупп" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. АССОРТИМЕНТ 2. БИЗНЕС-ПРОЕКТ 3. МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ 4. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА 5.ПРИБЫЛЬ 6. ПРОГНОЗ 7. РЕАЛИЗАЦИЯ 8. РЕСУРСЫ 9. СЕБЕСТОИМОСТЬ 10. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ 11. ХОЛДИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осетрова М.А.

Одной из стратегических отраслей АПК и экономики в целом является молокоперерабатывающая промышленность, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству молочными продуктами. Именно эта отрасль в большей степени была подвергнута негативному влиянию экономического кризиса, и только в последние годы наметились положительные тенденции в увеличении эффективности молочной промышленности. В статье рассматривается разработка и обоснование предложений по оптимизации процессов производства и реализации молочной продукции на примере холдинга ООО Молпромгрупп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация ассортимента продукции на предприятиях холдинга ооо "Молпромгрупп"»

ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХОЛДИНГА ООО «МОЛПРОМГРУПП»

OPTIMIZATION OF ASSORTMENT OF PRODUCTION AT THE ENTERPRISES OF HOLDING OF OPEN COMPANY «МОЛПРОМГРУПП»

М.А. ОСЕТРОВА,

студентка 3-го курса Пензенского государственного университета (г. Пенза)

M.A. OSETROVA,

3th-year student of the Penza state university (Penza) Аннотация:

Одной из стратегических отраслей АПК и экономики в целом является молокоперерабатывающая промышленность, призванная обеспечить устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству молочными продуктами. Именно эта отрасль в большей степени была подвергнута негативному влиянию экономического кризиса, и только в последние годы наметились положительные тенденции в увеличении эффективности молочной промышленности. В статье рассматриваются разработка и обоснование предложений по оптимизации процессов производства и реализации молочной продукции на примере холдинга ООО «Молпромгрупп».

Abstract

One of strategic branches of agrarian and industrial complex and economy as a whole is молокоперерабатывающая the industry, called to provide steady supply of the population necessary by quantity and quality dairy products. This branch has been in a greater degree submitted to negative influence of an economic crisis, and only last years positive tendencies were outlined in increase in efficiency of the dairy industry. In article working out and a substantiation of offers on optimisation of processes of manufacture and realisation of dairy production on an example of holding of Open Company «Молпромгрупп» is considered.

Ключевые слова

1. Ассортимент

2. Бизнес-проект

3. Молочная продукция

4. Оптимизация производства

5. Прибыль

6. Прогноз

7. Реализация

8. Ресурсы

9. Себестоимость

10. Факторный анализ

11. Холдинг

Keywords

1. Аssortiment

2. The business project

3. Dairy production

4. Manufacture optimisation

5. Profit

6. The forecast

7. Realisation

8. Resources

9. The cost price

10. The factorial analysis

11. Holding

Накопившиеся за последнее время проблемы в АПК России требуют систематического, комплексного подхода к их решению, включая меры экономической, социальной, экологической и других политик государства.

Проблемы производства и потребления молока и молочных продуктов приобретают все большую актуальность и с нарастающей степенью входят в зависимость от общих тенденций развития мирового рынка продовольствия.

Целью данной работы является разработка и обоснование предложений по оптимизации процессов производства и реализации молочной продукции на примере холдинга ООО «Молпромгрупп».

Результат оптимизации направлен на увеличение прибыльности холдинга за счет снижения себестоимости сырья и улучшения ассортимента выпускаемой продукции.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

■ выявить основные проблемы и перспективы развития молочной промышленности России в современных условиях;

■ разработать мероприятия по оптимизации производства и реализации на рассматриваемом предприятии;

■ определить эффективность предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования данной работы является ООО «Молпром-

групп».

Предметом исследования является состояние производства и переработки молока на молочном комбинате и получаемые на этой основе результаты финансово-хозяйственной деятельности.

В качестве информационной базы использовались материалы годовых отчетов ООО «Молпромгрупп», данные Управления статистики Пензенской области, нормативно-справочные материалы, научная литература и другие источники.

Холдинг ООО «Молпромгрупп» представляет собой систему предприятий по производству и переработке молочной продукции. В его состав входят следующие дочерние предприятия: ООО «Молпромгрупп» (главное предприятие, занимающееся курированием деятельности всего холдинга и оптовыми продажами), ООО «Белин-скмолоко» (завод по переработке молока), ООО «Молтранс» (предприятие занимается розничной торговлей продукции), ООО «Городи-щеагро», ООО «Земетчиноагро» и т.д.

Главными звеньями в работе холдинга являются ООО «Белинск-молоко» и молочно-товарные фермы. Именно на этих предприятиях производится сырье и перерабатывается для получения конечного продукта. Именно поэтому рассмотрение деятельности этой части холдинга позволит добиться повышения эффективности в деятельности компании. Оптимизация технологических процессов на производстве и переработке молока позволяет снизить себестоимость сырья и конечного продукта, что в конечном счете ведет к повышению прибыли.

Одним из крупных в области предприятий, перерабатывающих молоко, является ООО «Белинскмолоко». Это предприятие расположено в г. Белинске Пензенской области.

ООО «Белинскмолоко» имеет хорошую материальную базу, энергетическое, холодильное и транспортное хозяйство, обеспечивающее его бесперебойную работу. Мощность предприятия - около 50 т перерабатываемого молока в сутки.

Использование новой передовой технологии позволило обеспечить область молочной продукцией высокого качества, увеличить ассортимент. В настоящее время комбинат выпускает более 50 наименований молочной продукции.

Продукция ООО «Белинскмолоко» представлена широким ассортиментом. В 2008 г. наибольший удельный вес в структуре реализованной продукции занимало молоко цельное - 31,57%; второе место занимала реализация кисломолочной продукции - 20,81%, далее с удельным весом 9,06-13,38% следовали жирные сырково-творожные изделия, масло животное и нежирная продукция.

На базе данного предприятия была проведена оптимизация ассортимента продукции.

Была построена математическая модель и оптимизирован ассортимент продукции ООО «Белинскмолоко» с учетом использования сырья, произведенного на ООО «Городищеагро». Отметим, что предварительно была произведена оптимизация оборота стада и кормовой базы на предприятиях холдинга. Результаты были использованы при разработке рассматриваемой модели.

Доходность ООО «Белинскмолоко» зависит от многих факторов, которые условно можно свести к двум основным группам - производственным и рыночным. К первой группе можно отнести факторы обеспеченности производственными ресурсами и эффективности их использования, возможной экономии издержек производства и некоторые другие. К рыночным факторам относятся конъюнктура рынка и перспективы ее динамики, а также состояние конкуренции, развитие спроса и предложения, уровень цен и т. д.

Используем математическую модель оптимального использования денежных средств ООО «Белинскмолоко» на приобретение ресурсов и производство продукции по критерию максимума прибыли с учетом реализации продукции на рынке при заданных свободно-отпускных ценах.

Задача заключается в том, чтобы определить, какие виды молочной продукции и в каком количестве следует выпускать ООО «Белинск-молоко» при имеющемся объеме денежных средств для получения максимальной годовой прибыли.

Требуется выяснить, какие ресурсы и в каком количестве приобрести, какие виды продукции и в каком объеме производить, с тем чтобы годовая прибыль была максимальной, а затраты на приобретение ресурсов не превосходили имеющихся средств.

По фактическим данным известна годовая величина прибыли от реализации 1 т каждого вида молочной продукции. ООО «Белинскмо-локо» не располагает информацией о зависимости объемов продаж каждого вида продукции от ее отпускной цены. Поэтому не исследовались вопросы оптимизации отпускных цен на продукцию.

Таблица 1

Исходные данные

и го ряженка 2,5%, 0,5 кг (х5) а 8) х )0 ) 2) 1х( )3 1х(

\ £ к \ ^ \ <и \ Й \ § \ о \ С \ молоко 2,5%, 1л (х1) бифилайф 2,5%, 0,5 кг ( варенец 2,5%, 0,5 кг (х сметана 15%, 0,2 кг (х творог 18% (х6) 7) х( ¥ <о % 8 & л с масса 22% творожная, 0,25 СОМ (х9) сыр «Голландский» (х^ масло крестьянское (х^ (кг 5 2, 0, ,й рн е н г о р о в т (кг ,5 0, ,й нр е н ир ф ке

Годовой объем реализации продукции

Объем производства, т 1219,0 468,3 193,1 94,5 547,0 46,8 114,1 126,8 163,0 66,0 560,5 166,9 761,3

Реализация продукции за 2008 год

Объем производства, т 1218,94 468,22 193,09 94,48 г- 5 46,83 114,08 126,8 3 65,94 560,45 166,91 761,3

Полная

себе 5 ,0 1 ,0 ,2 1 ,4 ,6 1 ,8

стои - <м <м ,4 3 <м 6 го 6 7 6 О 00 8 5 00~

мость 1 т,

тыс. руб.

Прибыль

+ убыток -с 1 т, СП с^ 33,14 6,73 -2,56 15,6 -1,35 1 -28,06 ел сп' <4

тыс. руб.

\ « \ К \ Я \ % \ О \ ^ к \ ^ \ <и \ 13 \ 3 \ и \ о \ С \ молоко 2,5%, 1л (х1) бифилайф 2,5%, 0,5 кг (х2) варенец 2,5%, 0,5 кг (х3) сметана 15%, 0,2 кг (х4) ряженка 2,5%, 0,5 кг (х5) творог 18% (х6) сырки 8%, 0,1 кг (х7) масса 22% творожная, 0,25 (х8) кг СОМ (х9) сыр «Голландский» (х10) масло крестьянское (х11) творог нежирный, 0,25 кг (х12) кефир нежирный, 0,5 кг (х13)

Объем выпуска продукции

Факти- 1219 468,3 193,1 94,5 г- 5 46,8 114,1 126,8 3 ю 560,5 166,9 761,3

ческий

объем 26,9% 10,3% 4,3% 2,1% 12,1% % 0х 2,5% 2,8% % % ю 3, 1,5% 12,4% % % с^, 3, 16,8%

Опти- 1165 5 «ч 4 0 00 846,34 5 0 СП 203,85 о 5 СП 0 о 2 0 о 8

мальный объем

%

5 <м % £ £ 4 со % 0х % % 00 % £ % 00 % со % СП,

,5 2 9, 4, 2, ,8 2, 2, 4, 1 6, 4, 7

Имеется информация о минимальных и максимально возможных гарантированных объемах годовых продаж каждого вида продукции при заданных их отпускных ценах. Максимальные объемы годовой реализации продукции не превышают производственных возможностей предприятия.

Фактические годовые объемы реализации продукции и некоторые другие показатели представлены в таблице 1. Для оптимизации были выбраны данные виды продукции, потому что они имеют наибольшие объемы производства на предприятии и пользуются постоянным спросом.

Анализируя таблицу, можно сказать, что в целом деятельность предприятия является рентабельной. Убыточным среди указанного ассортимента молочной продукции является производство творога 18%-ной жирности, массы творожной 22%-ной жирности, СОМа и масла крестьянского.

В соответствии с постановкой задачи ее экономико-математической модели и исходной информации используем систему переменных величин, представленных следующим образом: 1) годовые объемы выпуска продукции: продукция, указанная в таблице (х1-х1з), обезжиренное молоко при производстве масла (х15), обезжиренное молоко при производстве сметаны (х16); 2) годовые запасы ресурсов: молоко на переработку (х14), обезжиренное молоко - всего (х17), обезжиренная сыворотка (х18).

Виды ресурсов: из них: сырье и основные материалы (х19), вспомогательные материалы (х20), транспортные расходы (х^), топливо (х22), холод (х23), з/п ОПП (х24), ЕСН (х25), общепроизводственные расходы (х26), общехозяйственные расходы (х27), управленческие расходы (х28), коммерческие расходы (х29).

Переменные увязываются системой ограничений. Полное использование ресурсов молока на производство продукции: 0,731х1 +0,754х2+0,755х3+4,5х4+0,76х5+5,3х6+2,8х7+5,9х8+ 8,3х10 +22,19х„=х14

Коэффициенты при переменных обозначают расход молока на тонну продукции.

Средние производственные мощности в год, тыс. т: х14 = 11160

Рассчитаем среднюю цену приобретения сырья для переработки с учетом частичного использования сырья собственного производства. Рыночная цена закупки молока - 6 руб. за 1 л. Себестоимость поставки собственного молока плюс транспортные расходы на доставку молока на завод - 3,24 р. + 0,42 р. = 3,66 р. за 1 л. Средние производственные мощности в год тыс. тон - 11160 л. Производство молока на хозяйстве в год по оптимальному плану - 2001 л. Процент собственного молока в производственной структуре = (2001/11160)* 100= 18%. Процент покупного молока - 82%. Средняя цена приобретения молока = 0,18*3,66 + 0,82*6 = 5,58 р. за литр. Возможный объем приобретения молока: 5,58*х14 <= 70000, где коэффициенты при переменной х14 соответствует закупочной цене 1 тонны молока.

Математическая модель представляет собой задачу линейного программирования, для решения которой используется симплекс-метод.

Результаты расчетов с использованием программы, реализующей алгоритм симплекс-метода, представлены в таблицах 1 и 2.

Сравнительная оценка вариантов фактического и оптимального исследования денежных средств предприятия показывает, что без

дополнительных затрат при условии оптимизации ассортимента молочный комбинат может на 8402,7 тыс. руб. увеличить свою годовую прибыль от реализации основных видов молочной продукции. Следовательно, возрастает экономическая эффективность деятельности предприятия в целом. Для достижения этой цели в структуре реализованной продукции должны произойти следующие изменения: снижение доли масла крестьянского на 5,6%, или на 245,5 т как наиболее убыточного, увеличение объемов производства ряженки 2,5%-ной жирности на 6,24% или на 299,3 т, а также нежирного кефира на 0,5% или на 171,2 т. По остальным видам изменения в оптимальном объеме производства менее значительные.

Таблица 2

Распределение ресурсов на производство продукции

Виды затрат Запасы ресурсов, тыс. руб.

фактические оптимальные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сырье и основные материалы 75798,68 73636,75

Вспомогательные материалы 4515,83 4612,6

Транспортные расходы 3911,26 3999,09

Топливо 2555,52 2280,98

Холод 2766,76 2332,15

З/п ОПП 4709,44 4749,46

ЕСН 1126,4 1133,3

Общепроизводственные расходы 4154,31 4144,1

Общехозяйственные расходы 10699,44 10056,88

Управленческие расходы 1007,72 852,4

Коммерческие расходы 9292,92 8729,29

Суммарные годовые затраты 120538,25 116566,0

Из данной таблицы видно, что при оптимальных затратах на производство и реализацию молочной продукции предприятие экономит 3972,25 тыс. руб. Также наблюдается экономия ресурсов следующих статей затрат: сырье и основные материалы, общехозяйственные затраты, холод и топливо. Наибольшее сокращение затрат на сырье можно объяснить уменьшением оптимального объема масла, которое является самым ресурсоемким.

Показатели экономической эффективности предлагаемого проекта производства продукции имеют следующие значения:

• суммарные годовые затраты на производство продукции по факту 2008 г. составили 120538,25 тыс. руб., а в проекте - 116566;

• прибыль в 2008 г. была равной 3229,3 тыс. руб., а по проекту должна составить 11632 тыс. руб.;

• рентабельность затрат в 2008 году составила 2,7%, а по проекту -9,98%.

Рентабельность затрат при оптимальном объеме производства возрастает на 7,28%, что дает значительный экономический эффект. Следовательно, для получения более высоких значений финансовых показателей предприятию необходимо изменить объемы выпуска и реализации продукции, а также объемы закупок ресурсов.

Таким образом, разработанная экономико-математическая модель позволяет определять оптимальные по критерию максимума прибыли:

1) объемы производства соответствующих видов молочной продукции;

2) количество ресурсов, необходимых для реализации оптимального плана выпуска молочной продукции.

Результаты исследований с помощью данной модели показали, что без увеличения затрат на производство молочной продукции можно увеличить прибыльность и рентабельность предприятия. Это свидетельствует о высокой эффективности практического применения разработанной экономико-математической модели оптимального ассортимента молочной продукции на ООО «Белинскмолоко».

По бизнес-проекту на ООО «Белинскмолоко» предлагается производить и реализовывать питьевой йогурт с кусочками ягод, который в настоящее время пользуется большим спросом у населения. В связи с его диетической и лечебной ценностью его потребление ежегодно увеличивается. Как и все кисломолочные продукты, йогурт существенно отличается от молока по химическому составу, содержанию микрофлоры и физиологическому действию на организм людей и животных. Он хорошо усваивается, стимулирует секреторную функцию желудка, поджелудочной железы, кишечника. В связи с высокой ценностью йогуртов, их производству в нашей стране уделяется большое внимание.

Что касается проектируемого продукта, то основное его преимущество по сравнению с обычными фруктовыми питьевыми йогуртами заключается в том, что новые йогурты будут содержать натуральный фруктовый продукт и доля фруктового наполнителя будет ниже.

По экономическим показателям йогурты отмечаются высокой рентабельностью, которая достигает 30-35%, постоянным и высоким

спросом. Следовательно, это вновь доказывает целесообразность проекта.

В настоящее время йогурты - самый динамичный по росту потребления молочный продукт в России. Выпуск питьевых йогуртов с ягодой позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции на ООО «Белинскмолоко», удовлетворить запросы большого числа потребителей. И что не мало важно, внедрение нового вида йогуртов будет способствовать повышению общей рентабельности предприятия.

Важно отметить, что в настоящее время именно рынок йогуртов является наиболее концентрированным по производителям в России не только среди молочных, но и вообще всех продуктов питания. Поэтому на проектируемую продукцию может оказывать конкурентное давление лидеров в области производства различных йогуртов. К ним относятся четыре компании, имеющих собственное производство в России, -Wimm-Bill-Dann, Campina, Ehrmann, Danone: их доля в производстве йогуртов - около 90%.

Главным преимуществом ООО «Белинскмолоко» перед перечисленными брендами является то, что это отечественное предприятие, хорошо известное на пензенском рынке и давно зарекомендовавшее себя как производитель качественной молочной продукции. Йогурты, выпускаемые комбинатом, не содержат консервантов в отличие от данных компаний. Возможно, решающим фактором при определении конкурентоспособности молочного комбината являются низкие транспортные издержки по сравнению с известными торговыми марками. К тому же пензенское предприятие работает напрямую с розничными точками и другими потребителями, минуя посредника, что снижает издержки обращения.

Что касается упаковки, то предполагается выпускать новые йогурты в хорошо известной упаковке Tetra Pak по 0,5 л. Она является более экологичной по сравнению с пластиковыми стаканчиками, которые к тому же сильнее подвержены различным повреждениям. Таким образом, проектируемая продукция является конкурентоспособной, как и молочный комбинат в целом.

Планируемая структура реализации нового вида продукции в целом схожа с существующей на предприятии, однако является относительной и может меняться в соответствии с требованиями рынка.

Большая часть продукции уходит на реализацию розничной торговли (магазины «Магнит», SPAR и др.) и составляет 80%, затем идут бюджетные организации (образование, здравоохранение), доля которых составляет 10%, и учреждения общественного питания (5%).

Таким образом, новые йогурты будут реализовываться по налаженным, хорошо изученным каналам товародвижения.

Для производства питьевого йогурта с ягодами имеется полный комплект оборудования в цехе цельномолочной и диетической продукции, состоящего из цеха розлива и приемно-аппаратного цеха.

Освоение мощностей будет постепенно наращиваться. Полное освоение мощностей планируется в третий год реализации бизнес-плана (первый год - 80%; второй - 90%; третий - 100%). Для производства йогурта уже имеется весь необходимый состав персонала.

Рассмотрим следующие данные, которые необходимы для того, чтобы рассчитать производственную программу. Производительность: 120 кг/сут.; количество рабочих дней в году - 365; освоение проектных мощностей: первый год - 80%; второй год - 90%; третий год - 100%.

Таким образом, в 2010 г. планируется произвести 39 420 кг йогурта, а при стопроцентной производительности - 43 800 кг, на основе следующих расчетов: 120 кг/сут. х 365 = 43 800 кг.

ООО «Белинскмолоко» для производства и реализации нового вида йогурта с кусочками натуральных фруктов будет использовать собственные средства. Как уже указывалось, комбинат имеет все необходимое технологическое оборудование и помещения для производства проектируемой продукции. Потребности в инвестициях не возникает также вследствие того, что данное производство неэнергоемкое, не требует больших затрат сырья. Например, такого основного сырья, как молоко цельное необходимо на 1 т йогурта 0,72 т, также исключается дальность перевозок при реализации йогурта в силу удобного расположения к местам реализации в области.

Для расчета производственной себестоимости нового вида продукции необходимо рассчитать потребность в материальных ресурсах, которые будут использоваться в производстве.

Стоит отметить, что среди материальных ресурсов основные затраты падают на сырье для йогурта (без НДС): 858,1 тыс. руб. -в 2009 году, 1062,3 тыс. руб. - в 2010 году, 1180,4 тыс. руб. - в 2011 году. Также значительные материальные затраты приходятся на упаковку для йогурта в Tetra Pak, стоимость которой в 2009 году составит (без НДС) 244,75 тыс. руб.; в 2010 г. - 275,34 тыс. руб.; в 2011 году - 305,93 тыс. руб. Еще довольно большие затраты падают на электроэнергию и водоснабжение. Всего затраты (без НДС) составят в 2009 году - 1185,32 тыс. руб.; в 2010 году - 1382,48 и в 2011 году - 1535,06 тыс. рублей.

Далее необходимо рассмотреть производственную себестоимость проектируемой продукции. В целом в 2009 году она составит (без НДС) 1021,82 тыс. руб.; в 2010 году - 1139,31; в 2011 году - 1249,52 тыс. руб. Среди статей затрат наибольшие затраты падают на материальные ресурсы, а также на общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Для расчета коммерческой себестоимости необходимо рассмотреть затраты по сбыту продукции, которые включают в себя: 1) затраты на сертификацию; 2) на транспортировку при сбыте; 3) расходы на рекламу.

В итоге основные затраты приходятся на транспортировку готовой продукции: в целом за 3 года - 4,47 тыс. руб., на сертификацию: за три планируемых года необходимо выплатить 5,0 тыс. руб. Велики расходы и на рекламу (без НДС), особенно в 2009 г. - 3,06 тыс. руб.

С учетом рассчитанных затрат на производство и реализацию продукции необходимо рассмотреть коммерческую себестоимость проектируемой продукции. Таким образом, полная себестоимость реализованной продукции в 2009 году составит (без НДС) 1027,84 тыс. руб.; в 2010 году - 1143 тыс. руб.; в 2011 году - 1253,29 тыс. руб. В целом полная себестоимость единицы продукции с каждым годом будет постепенно уменьшаться и к 2011 г. составит 28,61 руб./кг.

Далее, делая прогноз финансовых результатов, необходимо отметить, что он зависит от следующих показателей проектируемой продукции: прогноза объема продаж, цены реализации проектируемой продукции и прогноза затрат. Прогнозный объем продаж будет равен прогнозному объему производства. Рыночная цена нового йогурта с ягодами будет составлять 41 руб./кг. Цена производителя складывается из прибыли, себестоимости и НДС. Поэтому цена без НДС составит: 41:1,1 = 37,27 руб./кг. Зная себестоимость единицы продукции без учета НДС, можно рассчитать норму прибыли в цене. В 2009 году она равна 74,14%. А начиная со второго года, будет происходить постепенное увеличение нормы прибыли, которая в 2011 г. составит 21,12% (в 2010 она была 20,20%), что свидетельствует о будущем росте эффективности проекта.

По результатам расчетов прогнозирования прибыли и убытков можно сделать вывод, что прибыль от продаж будет ежегодно увеличиваться и в 2011 г. составит 379,14 тыс. руб. Прибыль до налогообложения будет немного ниже прибыли от продаж за счет налога на имущество. Налогооблагаемая база будет равна прибыли до налогообложения, т.к. все необходимые расходы соответствуют предельно установленным нормам. В итоге чистая прибыль также будет ежегодно увеличиваться и в 2011 г. составит 287,03 тыс. руб.

Для дальнейшей оценки эффективности проекта требуется сопоставление результатов и затрат на протяжении всего периода его реализации. Для этого используется техника дисконтирования денежных потоков (таблица 3).

Таблица 3

Дисконтирование денежных потоков

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г.

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

Накопленная денежная наличность, тыс. руб. 6,48 27,53 38,12 37,97 141,2 168,79

Коэффициент дисконтирования 0,98 0,94 0,90 0,87 0,77 0,67

Текущая (дисконтированная) стоимость, тыс. руб. 6,35 25,88 34,31 33,03 108,72 113,09

Текущая (дисконтированная) стоимость (нарастающим итогом), тыс. руб. 6,35 32,23 66,54 99,57 208,29 321,38

Сумма текущих (дисконтированных) стоимостей, тыс. руб. 321,38

Чистая дисконтированная стоимость составит 321,38 тыс. руб., как и сумма текущих дисконтированных стоимостей, вследствие того, что в рассматриваемом проекте отсутствуют капитальные вложения. Положительное значение чистой текущей (дисконтированной) стоимости показывает, что денежные поступления превышают сумму вложенных средств, обеспечивая получение прибыли выше требуемого уровня доходности. Это значит, что проект эффективен и он полностью окупится.

Для определения показателей безубыточности объемов производства затраты на производство и реализацию проектируемой продукции группируются на постоянные и переменные.

Анализируя расчет показателей риска проекта, можно сделать вывод, что запас финансовой прочности будет постепенно увеличиваться: в 2009 г. - 341,05 тыс. руб. в 2010 г. - 428,89 и в 2011 г. - 513,32 тыс. руб., а значит, риск проекта понижается.

Таким образом, предлагаемый проект является эффективным и может способствовать повышению рентабельности производства всего комбината.

Используем приведенную выше математическую модель оптимального использования денежных средств ООО «Белинскмолоко» на

приобретение ресурсов и производство продукции по критерию максимума прибыли с учетом внедрения нового вида йогуртов с ягодой. При построении модели использованы все затраты на производство данного вида продукции. Стоит отметить, что прибыль с 1 т йогуртов составит 7,93 тыс. руб.

Полученный оптимальный объем производства молочной продукции приводится в таблице 4.

Таблица 4

Объем выпуска молочной продукции

Вид продукции Фактический объем Оптимальный объем

1 2 3 4 5

молоко 2,5% в пакетах 1л 1219 26,9% 1165 25,7%

бифилайф 2,5% в пакетах 0,5 кг 468,3 10,3% 455 9,9%

варенец 2,5% в пакетах 0,5 кг 193,1 4,3% 190 4,3%

сметана 15% в полистироловых стаканах 0,2 кг 94,5 2,1% 98 2,2%

ряженка 2,5% в пакетах 0,5 кг 547 12,1% 808,3 15,3%

творог 18% во флягах 46,8 1% 46 1,0%

сырки 8% с изюмом в фольге 0,1 кг 114,1 2,5% 115 2,7%

масса 22% творожная «Особая» с изюмом 0,25 кг 126,8 2,8% 130 2,8%

СОМ 163 3,6% 196,89 4,3%

сыр «Голландский» 66 1,5% 50 1,3%

масло крестьянское весовое 560,5 12,4% 315 6,9%

творог нежирный фасованный в фольге 0,25 кг 166,9 3,7% 200 3,8%

кефир нежирный в пакетах 0,5 кг 761,3 16,8% 800 18,9%

йогурт 2,5% с ягодой - - 35,04 0,8%

Прибыль (убыток), тыс. руб. 3229,3 11806

Как видно из таблицы 4, новый вид йогуртов с ягодой включен в оптимальный ассортимент производимой продукции по максимально возможному объему - 35,04 т в 1 год бизнес-проекта. При этом прибыль от реализации представленных видов молочной продукции составит

11806 тыс. руб., что выше фактической на 8576,7 тыс. руб. Как видно по годовым затратам денежных средств также наблюдается экономия. Однако стоит отметить, что эффективность данного варианта решения экономико-математической задачи увеличивается по сравнению с вариантом решения без внедрения нового вида продукции, т.к. прибыль выше на 174 тыс. руб.

Таким образом, решение математической модели доказало целесообразность и эффективность производства на ООО «Белинскмолоко» нового вида йогуртов с ягодой.

Проведенная оптимизация показала возможность получения дополнительных прибылей за счет увеличения эффективности работы холдинга. Определим эффект, полученный нами в процессе оптимизации процессов производства молока и реализации молочной продукции.

1. Если бы молоко по-прежнему полностью покупалось на рынке, предприятие тратило бы на приобретение сырья 66 960 000 руб. в год.

2. Если бы часть молока доставлялась из хозяйства, где не была бы проведена соответствующая оптимизация, по себестоимости 5 руб. 42 коп., то затраты на приобретение сырья были бы 65 844 000 руб. в год. Таким образом, экономия средств составила бы 1 116 000 р. в год.

3. При оптимизации на всех уровнях затраты составили 62 273 000 руб. в год. В конечном счете, экономия средств составила 4 687 000 руб. в год. Эта сумма может быть занесена в прибыль холдинга в целом.

Одновременно с этим общая прибыль компании за счет оптимизации на всех уровнях составила 11632 тыс. руб., что выше фактической на 8407,7 тыс. руб. При внедрении нового вида продукции прибыль возрастает еще на 174 тыс. руб.

Таким образом, общий эффект оптимизации можно отобразить суммой 13 268 700 руб.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы и предложения.

1. ООО «Молпромгрупп» - один из лидеров среди предприятий молочной промышленности в Пензенском регионе. В его состав входят дочерние предприятия по производству как молочного сырья, так и конечного продукта: молочно-товарные фермы, молочный комбинат. Завод ООО «Белинскмолоко» - предприятие с передовой технологией, мощность которого составляет около 50 т в сутки. Стабильное качество готовой продукции обеспечивает строгий контроль на всех этапах технологического процесса.

2. Из анализа показателей динамики развития предприятия видно, что ежегодно увеличивается стоимость товарной продукции - в 2008 г. она составила 132 323 тыс. руб. Это связано с растущим ассортиментом

и объемом производимой продукции, что в свою очередь происходит вследствие увеличения поступления молока на переработку.

3. Продукция ООО «Белинскмолоко» представлена широким ассортиментом, который ежегодно расширяется. В целом за 3 года резких колебаний в структуре реализованной продукции не произошло, поэтому основным направлением деятельности комбината является производство и реализация цельного молока и кисломолочной продукции.

4. Рентабельным на комбинате является производство молока, кисломолочной продукции, сметаны и сырково-творожной продукции, причем наиболее рентабельным является производство сметаны - в 2008 г. рентабельность затрат по ней составила 46,9%. Самым убыточным является производство животного масла, однако в 2008 г. произошло резкое снижение уровня убыточности, что связано со значительным сокращением затрат на производство масла.

5. Проведенный факторный анализ прибыли от продаж и показателей рентабельности показал, что основным фактором, негативно влияющим на финансовые результаты, является себестоимость продукции, а влияние цены реализации, напротив, носит положительный характер. Однако ее высокий темп роста по сравнению с темпом роста себестоимости в 2008 г. способствовал положительному общему финансовому результату.

6. Основной статьей затрат в себестоимости молочной продукции является статья «сырье и материалы», доля которой в 2008 году увеличилась до 61,5%, что связано с расширением масштабов деятельности. Наибольший перерасход затрат произошел по общехозяйственным расходам, по оплате труда основного производственного персонала, а также по сырью, топливу и вспомогательным материалам. В целом по комбинату отмечен незначительный перерасход затрат на производство молочной продукции - на 0,8%.

В целях повышения эффективности работы холдинга целесообразно внедрить следующие мероприятия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Оптимизировать ассортимент молочной продукции с учетом использования частично собственного сырья по цене, равной новой себестоимости плюс транспортные расходы. В результате реализации данного проекта молочный комбинат экономит 4 687 000 руб. и может увеличить свою годовую прибыль от реализации основных видов молочной продукции на 8402,8 тыс. руб. При этом рентабельность затрат рассматриваемых видов продукции увеличится с 2,7% до 9,98%.

2. Для расширения ассортимента производимой продукции и для повышения общей эффективности предприятия предлагается выпус-

кать новый вид йогуртов с натуральной ягодой. Полная себестоимость единицы продукции с каждым годом будет постепенно уменьшаться и к 2011 г. составит 28,61 рублей за килограмм. Норма прибыли при этом может увеличится до 21,12% в третий год проекта. Решение задачи по оптимизации ассортимента молочной продукции показало, что новый вид йогуртов с ягодой включен в оптимальный объем производимой продукции по максимально возможному объему - 35,04 т в первый год бизнес-проекта.

Библиографический список

1. Абрамова Г.К. Моделирование технологических процессов производства и переработки продукции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2002. - 148 с.

2. Абросимов М.А. Потребление молока и молочной продукции / М.А. Абросимов // Молочная промышленность.- 2006.- № 1 - С. 11-13.

3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Т.Б. Бердникова.- М.: ИНФРА, 2002. - 215 с.

4. Бережная Е. В. Математические методы моделирования экономических систем: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005. - 432 с.

5. Евдокимов О.Г. Развитие российского рынка йогуртов / О.Г. Евдокимов // Молочная промышленность.- 2007.- № 1.- С. 30-34.

6. Зимин Н. Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Н. Е Зимин, В.Н. Солопова.- М.: Колос, 2004. - 384 с.

7. Лабинов В.В. Ситуация на мировом и российском рынках молочных продуктов / В.В. Лабинов // Молочная промышленность.-2008. - № 11.- С. 4-6.

8. Математические методы в экономике и моделирование социально-экономических процессов в АПК / В. А. Кундиус, Л. А. Мочалова, В. А. Кегелев, Г.С. Сидоров.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Колос, 2001.288 с.

9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая.- 3-е изд., исп.- Мн.: Новое знание, 2003. - 308 с.

10. Серегин С.Н. Молочная промышленность 2007 г. - от стабилизации к росту через инновационные технологии / С.Н. Серегин, А. А. Ишевская // Молочная промышленность. - 2008. - № 3. - С. 5-8.

Bibliographical list

1. Abramova G.K. Modelling of technological processes of manufacture and production processing. - Penza: RIO ПГСХА, 2002. 148 p.

2. Abrosimov M.A. Consumption of milk and dairy production / M.A. Abrosimov // Dairy promyshlennost. - 2006. № 1 - P. 11-13.

3. Berdnikov T.B. analys and diagnostics of financial and economic activity of the enterprise: the Manual / T.B. Berdnikov. - М: ИНФРА, 2002. 215 p.

4. Careful E.V. mathematical methods of modelling of economic systems: the Manual / E.V. careful, V.I. Berezhnoj. - 2 ed., the reslave. And доп.

- М: the Finance and statistics, 2005. 432 p.

5. Evdokimov O.G. Razvitie of the Russian market of yoghurts / O.G. Evdokimov // Dairy promyshlennost. - 2007. № 1. - P. 30-34.

6. Zimin N.E. analys and diagnostics of financial and economic activity of the enterprise / Н. Е Zimin, V.N. Solopova. - М: the Ear, 2004. - 384 p.

7. Labinov V.V. Situatsija in the world and Russian markets of dairy products / V.V. Labinov // Dairy promyshlennost. - 2008. № 11. - P. 4-6.

8. Mathematical methods in economy and modelling of social and economic processes in agrarian and industrial complex / V.A. Kundius, L.A. Mochalov, V.A. Kegelev, G.S. Sidorov. - 2 ed., the reslave. And доп. - М: the Ear, 2001. - 288 p.

9. Savitsky G.V. Analiz of economic activities of the enterprises of agrarian and industrial complex: the Textbook / G.V. Savitskaja. - 3 ed., исп.

- Mn.: New knowledge, 2003. - 308 p.

10. Seryogin S.N. dairy the industry of 2007 - from stabilisation to growth through innovative technologies / S.N. Seryogin, A.A. Ishevsky // Dairy promyshlennost. - 2008. № 3. - P. 5-8.

Контактная информация

440026, г. Пенза, Пензенский государственный университет, Тел.: (841-2) 56-35-11.

Contact links

440026, Penza, the Penza State University, Tel.: (841-2) 56-35-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.