Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / АССОРТИМЕНТ / СТРУКТУРА / ВЫРУЧКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобровская Елена Владимировна

Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к товарам стратегической значимости и являются для граждан продуктами первой необходимости и постоянного спроса. Целью работы является изучение ассортимента и внесение предложений по его оптимизации на предприятии ООО «Мельник» Омской области. В работе использовался аналитический метод и метод построения матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ). В результате проведенного исследования дан анализ фактического ассортимента на предприятии, предложено расширить ассортимент предприятия за счет введения новых видов выпечки (слоек и пирогов), проведен расчет экономической эффективности предложенного мероприятия. Таким образом, реализация мероприятия по расширению ассортимента выпускаемой продукции ООО «Мельник» рассматривается как эффективное вложение денежных средств. Ожидаемая выручка от реализации мероприятия составит 24625 тыс.руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобровская Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE ASSORTMENT IN THE BAKERY INDUSTRY

Bread and bakery products belong to the goods of strategic importance and are for citizens the products of basic necessity and constant demand. The aim of the work is to study the assortment and make proposals for its optimization at the enterprise LLC "Melnik" in the Omsk region. The work used the analytical method and the method of constructing the matrix of the Boston Advisory Group (BCG). As a result of the study, the analysis of the actual assortment at the enterprise was given, it was proposed to expand the assortment of the enterprise by introducing new types of pastries (puffs and pies), and the calculation of the economic efficiency of the proposed event was carried out. Thus, the implementation of measures to expand the range of products manufactured by Melnik LLC is seen as an effective investment of funds. The expected proceeds from the implementation of the event will be 24,625 thousand rubles.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ

Бобровская Елена Владимировна

канд.ветеринар.наук, доцент Омский государственный аграрный университет,

г.Омск

OPTIMIZATION OF THE ASSORTMENT IN THE BAKERY INDUSTRY

Bobrovskaya Elena Vladimirovna

Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor Omsk State Agrarian University,

Omsk

АННОТАЦИЯ

Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к товарам стратегической значимости и являются для граждан продуктами первой необходимости и постоянного спроса. Целью работы является изучение ассортимента и внесение предложений по его оптимизации на предприятии ООО «Мельник» Омской области. В работе использовался аналитический метод и метод построения матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ). В результате проведенного исследования дан анализ фактического ассортимента на предприятии, предложено расширить ассортимент предприятия за счет введения новых видов выпечки (слоек и пирогов), проведен расчет экономической эффективности предложенного мероприятия. Таким образом, реализация мероприятия по расширению ассортимента выпускаемой продукции ООО «Мельник» рассматривается как эффективное вложение денежных средств. Ожидаемая выручка от реализации мероприятия составит 24625 тыс.руб.

ANNOTATION

Bread and bakery products belong to the goods of strategic importance and are for citizens the products of basic necessity and constant demand. The aim of the work is to study the assortment and make proposals for its optimization at the enterprise LLC "Melnik" in the Omsk region. The work used the analytical method and the method of constructing the matrix of the Boston Advisory Group (BCG). As a result of the study, the analysis of the actual assortment at the enterprise was given, it was proposed to expand the assortment of the enterprise by introducing new types of pastries (puffs and pies), and the calculation of the economic efficiency of the proposed event was carried out. Thus, the implementation of measures to expand the range of products manufactured by Melnik LLC is seen as an effective investment of funds. The expected proceeds from the implementation of the event will be 24,625 thousand rubles.

Ключевые слова: хлебобулочные изделия, ассортимент, структура, выручка.

Key words: bakery products, assortment, structure, revenue.

Хлебопекарное производство является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности в России. Основными задачами хлебопекарных предприятий является увеличение объемов производства, расширение ассортимента хлебобулочных изделий, а также улучшение качества производимой продукции [1, с.798].

Темп жизни россиян все более ускоряется, особенно в экономически развитых регионах. В результате, растет спрос на удобную снековую продукцию. Кроме того, экономический спад вынуждает людей переключаться на такие товары импульсного спроса, как мучные кондитерские изделия, которые являются более дешевой альтернативой обедам в предприятиях общественного питания.

При принятии решения о структуре ассортимента необходимо руководствоваться не только соображениями экономической

эффективности,

но и учитывать стратегические интересы, чтобы правильно определить удельный вес каждой товарной позиции в ассортименте. Одностороннее стремление к пополнение ассортимента новыми товарами или, наоборот, чрезмерная приверженность к традиционным изделиям вряд ли принесет результат [2, с.232].

ООО «Мельник» осуществляет следующие виды деятельности: производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

Проанализируем структуру товарной продукции в таблице 1.

Таблица 1

Состав и структура реализованной продукции ООО «Мельник»

Отрасль, вид продукции Выручка от реализации, тыс. руб. В среднем за 3 года

2017 г. 2018г. 2019 г. Сумма, тыс. руб. Структура, %

Хлеб «Пшеничный» 4751 5124 6628 5501 49,51

Хлеб «Урожайный» 2652 2864 3121 2879 25,91

Батон «Нарезной» 664 705 865 745 6,70

Батон «Весенний» 381 417 537 445 4,01

Булочка «Московская» 704 602 2134 1147 10,32

Плюшка «С маком» 287 296 306 296 2,67

Штолик с повидлом 82 89 124 98 0,89

Итого 9521 10097 13715 11111 100,00

Из таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает хлеб «Пшеничный» 49,51%, на долю

продукции хлеб «Урожайный» приходится 25,91%. На рисунке 1 представлена структура товарной продукции ООО «Мельник».

Батон «Весенний» 4,01%

Булочка «Московская» 10,32%

Плюшка «С маком» 2,67%

Штолик с повидлом I 0,89%

Батон «Нарезной» 6,70%

Хлеб «Урожайный» 25,91%

Хлеб «Пшеничный» 49,51%

Рисунок 1 - Структура товарной продукции ООО «Мельник» за 2017-2019 гг.

Ассортимент ООО «Мельник» представлен следующими позициями: хлеб «Пшеничный», хлеб «Урожайный», батон «Нарезной», батон «Весенний», булочка «Московская», плюшка «С маком», штолик с повидлом.

ООО «Мельник» осуществляет реализацию в магазины различных деревень в радиусе 10 км. с которыми заключены договора, с большей их частью компания сотрудничает практически с самого момента создания. Основными сильными сторонами ООО «Мельник» является качество продукции, вся продукция выпускается в соответствии с ГОСТ, в производимую продукцию

не добавляются добавки и улучшители, что привлекает многих покупателей.

Квалифицированный персонал является залогом бесперебойного производства, выпуска качественной продукции.

Матрица Бостонской консультативной группы считается первой успешной попыткой применения стратегического подхода к анализу и формированию продуктовой и конкурентной стратегии предприятия [3,4]. Поэтому, для определения положения отдельных товарных позиций ООО «Мельник» построим матрицу БКГ (табл. 2).

Таблица 2

Матрица БКГ

Товарные позиции Данные по объему продаж (тыс. руб.) Относительная доля рынка (от 0 до 1) Темп прироста рынка (от 0 до 50%)

Штолик с повидлом 124 0,1 20

Хлеба 9745 0,01 50

Плюшка «С маком» 306 0,4 10

Батоны 1402 0,3 10

Булочка «Московская» 2134 0,2 8

Построенная на рисунке 2.

матрица

представлена

Рисунок 2. Матрица БКГ для ООО «Мельник»

Наибольший удельный вес приходится на «Хлеба» - товар категории «Дойные коровы», т.е. реализация данного продукта позволяет финансировать другие проекты. Товаров в зоне «Звезды» у ООО «Мельник» нет, следовательно, необходимо расширять ассортимент.

В ассортименте предприятия должны быть представлены следующие группы товаров:

- основные товары, которые приносят большую часть прибыли;

- поддерживающие товары, которые стабилизируют выручку от реализации;

- стратегические товары, которые находятся на стадии выхода на рынок и способны обеспечить рост выручки в будущем;

- тактические товары, находящиеся на стадии зрелости [5,с.11].

Предлагается расшить ассортимент ООО «Мельник» путем введения новых видов выпечки. ООО «Мельник» предлагается производить и продавать хлебобулочные изделия традиционных рецептур из сдобного дрожжевого и слоёного теста. В процессе производства не будут использоваться красители, консерванты и другие химические добавки.

Предполагается выпуск продукции следующего ассортимента:

1) булочные изделия (мука пшеничная, высший сорт):

- слойка с ветчиной и сыром;

- слойка с курицей;

- слойка с курицей и сыром;

- слойка с печенью;

- слойка с черникой;

- слойка с брусникой;

- слойка с лимоном;

- слойка с шоколадом;

- слойка с вишней и яблоком;

- слойка с черной смородиной и др. Средняя цена одной слойки - 20 руб.

2. Пироги (мука пшеничная, высший сорт):

- пирог с курицей, капустой и грибами;

- пирог с горбушей;

- пирог с горбушей и рисом;

- пирог с горбушей и картофелем;

- пирог с капустой;

- пирог с мясом, грибами и сыром;

- пирог с брусникой;

- пирог с черникой;

- пирог творожный с вишней;

- пирог творожный с лимоном;

- пирог творожный с лесными ягодами;

- пирог с яблоком и курагой. Средняя цена пирога - 250 руб. за 1 кг. Выпускаемой продукции будут присущи такие

свойства как: свежесть; невысокая цена; привлекательный вид; высокое качество; натуральные ингредиенты. Все необходимое оборудование для организации данной выпечки у ООО «Мельник» есть, т.е. организация выпечки не требует дополнительных капитальных затрат. Ежегодно в ООО «Мельник» планируется к производству 146000 шт. слоек, 2920 кг пирогов.

Таблица 3

Программа производства и реализации продукции ООО «Мельник»

№ п/п Показатель Ед. измерения Всего в т.ч. по годам

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 В натуральном измерении выпуск

- слойки шт. 730000 146000 146000 146000 146000 146000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пироги кг. 14600 2920 2920 2920 2920 2920

реализация

- слойки шт. 730000 146000 146000 146000 146000 146000

- пироги кг. 14600 2920 2920 2920 2920 2920

2 Средняя цена (без НДС)

- слойки руб./шт. - 20,0 21,6 23,3 25,2 27,2

- пироги руб./кг. - 250,0 270,0 291,6 314,9 340,1

3 В денежном измерении выпуск тыс. руб. 14128,4 2408,3 2600,9 2809,0 3033,7 3276,4

- слойки тыс. руб. 10278,3 1752,0 1892,2 2043,5 2207,0 2383,6

- пироги тыс. руб. 2672,4 455,5 492,0 531,3 573,8 619,7

реализация тыс. руб. 24625,1 4197,5 4533,3 4896,0 5287,6 5710,7

- слойки тыс. руб. 17130,5 2920,0 3153,6 3405,9 3678,4 3972,6

- пироги тыс. руб. 4282,6 730,0 788,4 851,5 919,6 993,2

Таким образом, реализация мероприятия по расширению ассортимента выпускаемой продукции ООО «Мельник» рассматривается как эффективное вложение денежных средств. Ожидаемая выручка от реализации мероприятия составит 24625 тыс.руб.

Список литературы

1. Коновалов С.А., Гаврилова Н.Б., Молибога Е.А. Современное состояние и тенденции развития хлебопекарной промышленности Омской области //Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сб. 2 Всеросс. (национальной) научной конф. (25 декабря 2017 г. Новосибирск).- Новосиб.гос.аграр. ун-т.-Новосибирск: ИЦ «Золотой колос», 2017.-С.798-800

2.Филатова Е.Г. Системный подход к формированию ассортиментной политики коммерческого предприятия //Экономика и управление: новые вызовы и перспективы.- 2019.-№4.- С. 230-233.

3.Галяутдинов Р.Р. Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать //Сайт преподавателя экономики. URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg

4.Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М. ,2014.

5.Чувакова С.Г. Управление ассортиментом магазина: практическое пособие. - М.: Дашков и К., 2014.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ МЕЖБЮДЖЕТНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денисова Ирина Петровна

доктор экон. наук, профессор Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)

г. Ростов-на-Дону Рукина Светлана Николаевна кандидат.экон.наук, доцент Ростовский государственный экономический университет(РИНХ)

г.Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ

Актуальность направления исследования обусловлена необходимостью совершенствования межбюджетных отношений, структурным элементом которых выступает межбюджетное регулирование, призванное выровнять уровень бюджетной обеспеченности субъектов РФ, активизировать осуществление ими государственных программ и национальных проектов. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. Анализ динамики форм и видов межбюджетных трансфертов позволил предложить механизм перераспределения поступлений НДС между федеральным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.