Научная статья на тему 'Оптимизация адаптации детей 5-6 лет в образовательных учреждениях г. Челябинска'

Оптимизация адаптации детей 5-6 лет в образовательных учреждениях г. Челябинска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Изаровская И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация адаптации детей 5-6 лет в образовательных учреждениях г. Челябинска»

Актуальные проблемы современной реабилитологии

ОПТИМИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ЧЕЛЯБИНСКА

И.В. Изаровская ЮУрГУ, г. Челябинск

Адаптация ребенка в современных условиях существования - сложный поэтапный процесс. В целом, сущность процесса приспособления ребенка к окружающей природно-социальной среде нельзя считать достаточно изученной, поэтому адаптация и сегодня является источником интенсивных научных дискуссий среди физиологов (Авцин А.Г., Марачев А.Г., 1975; Куликов В.А., 1976; Панин Л.Е., 1978; Меерсон Ф.З., 1981, 1988; Казначеев В.П., 1983; Антропова М.В. с соавт., 1998).

В дошкольном возрасте морфологические признаки на 30-50 % зависят от влияния внешней среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей (Антропова М.В. с соавт., 2002). В процессе адаптации организма к неадекватным экологическим факторам существенные изменения претерпевает система гемопоеза и иммунопоеза (Горизонтов П.Д. с соавт., 1983; Киек О.В. с соавт., 2000).

В исследовании психофизиологических особенностей адаптационных процессов детей 5-6 лет г. Челябинска приняло участие 132 дошкольника в возрасте 5 лет на начало исследования, в том числе 54 мальчика и 78 девочек. Для обследования отбирались дети I и II групп здоровья, не болевшие последние 2 недели и не состоящие на диспансерном учете. Основную группу составили 64 ребенка, контрольную - 68. Для детей основной группы в традиционный режим дня дошкольника был внедрен комплекс здоровьеукрепляющих технологий, направленных на коррекцию имеющихся функциональных отклонений и на повышение качества здоровья. Комплекс объединял ряд уже апробированных оздоровительных, закаливающих и коррекционных методик, обычно используемых по отдельности с целью воздействия на тот или иной элемент здоровья. Суммарный эффект составляющих комплекса гармонично и всесторонне воздействовал на развивающийся организм дошкольника, повышая его защитные и приспособительные возможности.

При разработке комплекса здоровьеукрепляющих технологий учитывались выявленные особенности физического состояния дошкольников: сниженный темп прироста длины тела (на 2-3 см) и ЖЕЛ (на 100-150 мл), низкий жизненный индекс (на 5-8 мл/кг). Коэффициент выносливости превышал средние показатели по России (на 3-5 баллов). Самыми распространенными нарушениями оказались отклонения со стороны опорнодвигательного аппарата.

Итоги исследования доказали эффективность предложенных нами методик в укреплении здоровья и повышении адаптационных возможностей организма.

Было установлено, что дети основной группы при сравнении с дошкольниками, находившихся в обычных условиях, имели к концу года статистически значимое преимущество по большинству применяемых функциональных проб и тестов оценки состояния, подготовленности и развития организма и здоровья в целом.

Введение в режим дня физических упражнений циклического характера, способствовало развитию выносливости, что положительно сказалась на увеличении адаптивных возможностей сердеч-но-сосудистой системы. У детей группы обследования было зафиксировано значительное снижение коэффициента выносливости, увеличение адаптационного потенциала. Уменьшилась напряженность симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВИК), реакция гемодинамических показателей на нагрузку и время их восстановления стали более благоприятными. Исследование показателей состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) выявило, что к концу года в обеих группах произошло урежение ЧСС, увеличение всех компонентов артериального давления, уменьшение коэффициента выносливости и вегетативного индекса Кердо. Однако темпы изменений этих показателей в благоприятную сторону оказались значительно выше у детей основной группы (табл. 1).

Актуальные проблемы современной реабилитологии

Таблица 1

Сравнительные показатели гемодинамики дошкольников (М±т)

Исходные показатели Конечные показатели

Основная группа (п=64) Контрольная группа (п=68) Основная группа (п=64) Контрольная группа (п=68)

ЧСС, уд/мин 91,94±2,19 90,5911,53 88,0011,72 87,8811,27

АДс, мм рт. ст. 93,88±1,05 92,6512,50 98,9410,60’"* 94,5912,12

АДд, мм рт. ст. 60,19±0,99 59,4111,54 62,3110,89 61,1211,39

ПД, мм рт. ст. 33,63+1,28 33,24+2,18 36,6311,08 33,4712,08

СрАД, мм рт. ст. 77,00± 0,79 76,0311,77 80,6310,54*" 77,8511,47

Коэффициент выносливости, у.е. 28,07±1,47 29,6412,37 24,37+0,91* 28,3312,18

СОК, мл 43,72±1,68 43,5512,5 45,5111,46 42,8812,45

МОК, мл/мин 4026,5±195,3 3928,2+209,6 4008,71161,7 3759,21209,6

Индекс кровообращения, мл/кг мин 208,5±11,4 201,8111,9 183,818,5 182,8111,2

Вегетативный индекс Кердо, у.е. 33,94±1,92 33,9712,34 27,7711,71' 30,1512,06

Периферическое сопротивление сосудов, Я-ед. 0,020010,0012 0,020510,0015 0,020710,001 0,021910,0015

Адаптационный потенциал, у.е. 1,77±0,03 1,7410,03 1,8310,03* 1,7510,02

Примечание. * - различия между группами на уровне р<0,05; ‘-различия между исходными и конечными результатами в группе на уровне р<0,05; ••• - различия между исходными и конечными результатами в группе на уровне р<0,001.

Для исследования функциональных показателей ССС применялась проба Мартинэ-Кушелев-ского. Исходные показатели времени восстановления гемодинамических характеристик могут говорить о лучшей реакции ССС на физические нагрузки у детей контрольной группы, чем основной. Конечные результаты свидетельствуют, что адаптационные характеристики ССС в основной груп-

пе значительно выросли и стали достоверно (р<0,05) превышать контрольные. Так, после проведения физической нагрузки все гемодинамиче-ские показатели (ЧСС, АДс, АДд, ПД) быстрее восстанавливались в группе обследования по сравнению с контрольной (табл. 2).

Таким образом, наиболее благоприятные изменения основных гемодинамических показателей

Таблица 2

Сравнительные данные реакции ССС дошкольников на дозированную нагрузку (проба Мартинэ-Кушелевского)

(М±т)

Показатели Исходные показатели Конечные показатели

Основная группа (п=64) Контрольная группа (п=64) Основная группа (п=64) Контрольная группа (п=68)

До нагрузки ЧСС 91,9412,19 90,5911,53 88,0011,72 87,8811,27

АДс 93,8811,05 92,6512,50 98,9410,60* 94,5912,12

АДд 60,1910,99 59,4111,54 62,3110,89 61,1211,39

ПД 33,6911,28 32,6512,23 36,6311,08 33,4712,08

После нагрузки ЧСС 110,94+3,30 111,7612,75 93,9411,85** 101,8811,69

АДс 107,2512,05 106,4711,95 107,50+1,05 110,6511,57

АДд 67,6912,02 66,4712,30 66,6310,96 69,2411,17

ПД 39,5611,90 39,4112,38 40,8811,06 41,4112,24

Время, мин. ЧСС 2,81+0,19*** 1,8210,20 1,3110,12 1,71+0,19

АДс 2,5010,18** 1,6610,19 1,0510,08** 1,6110,16

АДд 2,3110,22* 1,6510,19 1,1910,10* 1,5910,17

Показатель качества реакции, у.е. 0,47810,157 0,44410,107 0,74710,113 0,59810,123

Примечание. * - достоверность различий между группами на уровне р<0,05; ** - достоверность различий между группами на уровне р<0,01; *** - достоверность различий между группами на уровне о<0.001.

Изаровская И.В.

Оптимизация адаптации детей 5-6 лет в образовательных учреждениях г. Челябинска

Таблица 3

Динамика биохимических показателей слюны дошкольников

Биохимические показатели Исходные показатели Конечные показатели

Основная группа (п=64) Контрольная группа (п=68) Основная группа (п=64) Контрольная группа (п=68)

Муцин, мг% 72,06+3,89 79,1213,86 75,3112,27 78,5912,10

Лизоцим, мкг/мл 1,287±0,034 1,29110,033 1,66010,016—*** 1,28810,026

Белок, мг% 211,7±9,2 234,8±9,5 259,416,6*" 257,116,2

Каталаза, мкат/л 8,143±0,382 - 7,99210,358 9,054+0,406 7,99510,390

Полиеновые, Е220 у.е./мл 3,188+0,094 3,03210,126 3,234+0,077 3,16810,084

Диеновые конъюгаты, 233 у.е./мл 1,764+0,078 1,64910,085 1,81310,051 1,70610,062

Дикетоны, 278 у.е./мл 0,771+0,038 0,70010,035 0,79410,040 0,780+0,037

Шифовы основания, 400 у.е./мл 0,01510,005 0,02210,008 0,00610,003 0,006+0,003

Са, мг% 1,379±0,088 1,33110,085 2,24910,085****** 1,57510,092

М§, мг% 0,574±0,025 0,54810,019 0,79910,011*”*** 0,58810,013

*** — различия между группами на уровне р<0,001;

***— различия между исходными и конечными показателями в группе на уровне р<0,001.

происходили в основной группе и были связаны, по нашему мнению, с введением в режим дня аэробных физических упражнений циклического характера, способствующих развитию выносливости. Результаты исследования показали, что адаптивные возможности детей основной группы развиты значительно лучше, чем у детей контрольной группы, поскольку у них было зафиксировано: снижение коэффициента выносливости, увеличение адаптационного потенциала, уменьшение напряженности симпатического отдела вегетативной нервной системы (ВИК), реакция гемодинамиче-ских показателей на нагрузку и время их восстановления стали более благоприятными.

Использование специфических оздоровительных методик, направленных на рационализацию питания, увеличение двигательной активности, защиту от психологических стрессов и повышение устойчивости к простудным заболеваниям дошкольников, отразилось и на нормализации метаболических процессов. У детей основной группы отмечалось повышение концентрации одного из слагаемых резистентности (лизоцим), антиоксидант-ного фермента (каталаза) и увеличение микроэлементов (кальций, магний) (табл. 3).

Как следует из данных табл. 3, положительные динамические изменения, отмеченные в биохимических показателях, могут свидетельствовать об увеличении неспецифических факторов защиты организма (лизоцим), улучшении пластических функций (кальций, магний), повышении антиокси-дантных возможностей (каталаза) и стрессоустой-чивости (магний).

В целом рост адаптационных возможностей организма у детей основной группы привел к уменьшению количества случаев заболеваний, уменьшению количества пропусков по болезни и

освобождений от занятий физической культурой, и как показатель этого - перевод в I группу здоровья 37,5 % детей основной группы в сравнении с 11,8 % контрольной.

Таким образом, выполненное исследование позволило в сравнительном плане рассмотреть адаптационные особенности организма детей при внедрении в дошкольное образовательное учреждение здоровьеукрепляющих технологий. Результаты исследования свидетельствуют, что дети успешно адаптируются к условиям внешней среды. Используемые здоровьесберегающие технологии положительно повлияли на физическое развитие детей, их сердечно-сосудистую систему и метаболические процессы.

Литература

1. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по разным педагогическим системам/ М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др.// Физиология человека. - 1998. - Т. 24. — Ns 5. -С. 80-84.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография/ В.К.Балъсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

3. Батурин H.A. Оценочная функция психики: Дис. ... д-ра психол. - СПб.: СПбГУ, 1998. - 385 с.

4. Исаев А.П. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях (экология, ва-леология, педагогический менеджмент)/ А.П. Исаев, С.И. Кубицкий, А.З. Мишаров. - Челябинск: ЧСЭА, 1998. - С. 24.

5. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека/ В.П. Казначеев. - М.: Наука, 1983. — 260 с.

Актуальные проблемы современной реабилитологии

6. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления/ В.Т.Кудрявцев. - М.: Линка-Пресс, 2000. - С. 5-7.

7. Романова Е.Е. Комплексное использование средств физического воспитания на основе оценки и коррекции физического состояния детей 5-6 лет: Автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Е.Е. Романова. - СПб.: СПбГАФК, 1999. - 26 с.

8. Усаков В.И. Перспективные подходы к решению проблем, здоровья детей в условиях семьи и образовательного процесса/ В.И. Усаков // Проблемы и пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. Т.П. Завьяловой. — Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2003. — С. 4.

%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.