Научная статья на тему 'Оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе иноязычного образования'

Оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ИНТЕРЕС / КРУГОЗОР / ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бексултанова Ляззат Айдархановна

В статье рассматриваются оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе обучения английскому языку студентов высшего учебного заведения. Занятия, проводимые с использованием элементов краеведения, оказывают большую помощь в решении задачи воспитания будущих патриотов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе иноязычного образования»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе иноязычного образования Бексултанова Л. А.

Бексултанова Ляззат Айдархановна /Beksultanova Lyazzat А1<1агккапоупа - магистр педагогических наук, преподаватель, кафедра иностранных языков, Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе обучения английскому языку студентов высшего учебного заведения. Занятия, проводимые с использованием элементов краеведения, оказывают большую помощь в решении задачи воспитания будущих патриотов страны.

Ключевые слова: краеведческий материал, интерес, кругозор, чувство патриотизма, мотивация.

Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности студента, как патриотизм, выражающееся в любви к малой родине, городу, Отечеству - приоритетно.

Чувство патриотизма - это не только результат знаний о своем Отечестве, а сложившийся национально-окрашенный внутренний образ, который становится регулятором собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Патриотические чувства формируются с самого раннего возраста и в течение жизни могут видоизменяться, трансформироваться, укрепляться, в зависимости от жизненных обстоятельств, ослабляться и даже полностью быть утраченными.

Большую помощь в решении задачи воспитания будущего патриота оказывают занятия с элементами краеведения.

Изучение краеведческого материала на занятиях английского языка повышает интерес к истории, традициям своего края, расширяет их кругозор, формирует такие качества, как ответственность за будущее своей родины. Кроме того, введение краеведческого материала оказывает положительное влияние на практическое владение языком, обогащает и словарный запас, приобретаются новые знания, развиваются речевые умения.

Задачи преподавателя английского языка - найти оптимальные приемы введения краеведческого материала в процессе иноязычного образования, которые позволяют наиболее успешно реализовать воспитательную задачу - сформировать чувство патриотизма. К ним можно отнести ставшие уже традиционными в учебном процессе приемы игрового моделирования, составляющие важную часть арсенала коммуникативного метода и поисковой учебной деятельности в целом.

Создание на занятиях ситуаций, предполагающих встречу зарубежных гостей, экскурсию по городу, организацию круглого стола позволяет успешно решить воспитательные и обучающие задачи. Готовясь к участию в игровых ситуациях, можно узнать исторические факты о своем родном городе, о его достопримечательностях, которые необходимо показать, и о которых можно рассказать своим зарубежным друзьям, о том, что город известен своими парками, улицами, о выдающихся деятелях искусства, принесших известность и славу родному городу.

Готовя студентов к проведению устного журнала «История области», мы разработали задания для коллективной учебной деятельности, работали в группах и парах сменного состава. Группа была разделена на три подгруппы по четыре человека. Студенты не только добывают знания, но и овладевают новыми способами их приобретения, усваивают приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности, получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания. Текст разделен на части с заданиями для работы индивидуально, в парах сменного состава и группе. Далее дается текст «Мой край -Северо-Казахстанская область». Затем студенты выполняют упражнения для работы с отдельными частями текста: 1. Изучите новые слова. 2. Прочитайте первую часть текста и дайте название. 3. Найдите эквиваленты словам в тексте. 4. Ответьте на следующие вопросы. 5. Закончите предложения. 6. Напишите план текста. 7. Перескажите текст своими словами.

Изучение языка - это кропотливый труд и длительный процесс, который проходит не всегда успешно. Именно метод проектов помогает преподавателю заинтересовать обучающихся и превратить сухую зубрежку в увлекательное познание и использование всех навыков и умений, полученных на разных предметах в стенах школы. Для реализации метода проектов на занятиях иностранного языка необходимо использовать все современные технологии, повышающие эффективность обучения и максимальную заинтересованность студентов, т. е. их мотивацию. Проектную работу по теме «Краеведение» можно разбить на такие этапы: - теоретическая часть; - тур в страну изучаемого языка;

- проектная работа, включающая в себя: фотодокументы, аналитические статьи и впечатления, компьютерную презентацию.

Теоретический этап был основан и на подборе информационного материала, связанного с предлагаемым туром. Студенты организовали свои теоретические экскурсионные дни или мини-проекты «Исторический Петропавловск», «Историко-краеведческий музей - живая легенда», «Парки города Петропавловска», «Взгляд на город Петропавловск с реки Ишим», «Музеи города Петропавловска», «Резиденция Абылай хана - символ Северо-Казахстанской области», «Город Петропавловск, который я хочу показать друзьям» и другие.

Среди энциклопедий и книг можно назвать: «Энциклопедия «СевероКазахстанская область», «Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Северо-Казахстанская область».

Вариативность заданий заинтересовывает студентов, увеличивает их стремление к познанию, а решение поставленных перед ним проблем дает им чувство собственной значимости, и таким образом студент получает удовольствие, что и является основным условием эффективности обучения. Задания-тесты базируются на полученных знаниях.

При переходе от теоретической части проекта к туру студенты могли почувствовать себя гидами в городе Петропавловске. Студенты знакомились с очередным историческим памятником города Петропавловска, слушая рассказ подготовленного гида.

На третьем этапе были написаны аналитические статьи-рассуждения, которые впоследствии вошли в компьютерную презентацию. Проекты были оформлены в виде коллажей, газет, плакатов, путеводителей и т. д.

По мнению Т. Дастанбаева, «музеи, будучи хранилищами материальных и духовных ценностей ушедших эпох, в состоянии многое рассказать. Экспонаты позволяют наглядно представлять жизнь людей и прошедшие события. И главными хранителями и пропагандистами этого богатейшего наследия являются музейные учреждения Казахстана» [1].

Одним из крупнейших и старейших музеев Республики Казахстан является Северо-Казахстанский областной историко-краеведческий музей.

39

В учебной программе по английскому языку для студентов первого курса есть темы «Родной край», «Наш город». Именно при прохождении этих тем большую помощь оказывает посещение областного историко-краеведческого музея и резиденции Абылай хана, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Уроки английского языка, проведенные в этих музеях, имеют большое значение, так как при их посещении студенты становятся свидетелями всех фактов, которые они получают при посещении музея. Остановимся на некоторых этапах работы с материалами музеев. Задачи урока: 1. Развитие речевых умений на базе уже имеющихся знаний о родном крае. 2. Развитие интеллектуальных способностей. 3. Воспитание любви к родному краю.

При посещении резиденции Абылай хана студенты знакомятся с новыми фактами из жизни Абылай хана - крупного государственного деятеля, хана Среднего жуза, который придерживался линии укрепления ханской власти, развивал сельское хозяйство и торговлю, руководил государством по принципу централизованного управления. Становятся свидетелями того, что «Абылая белый дом» - ставка Абылая - резиденция хана Абылая в городе Петропавловске является памятником истории. По данным архивных материалов, «по просьбе его, Абылая, для пребывания его построен прямо у крепости св. Петра, вверх по реке Ишиму в горах Енгистау, в 1765 году деревянный дом» [2, с. 33]. «Абылая белый дом» был предназначен не только для жительства, но и для решения конфликтных вопросов» [3, с. 119].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что уроки с элементами краеведения оказывают большую помощь в решении задачи воспитания будущего патриота, повышают интерес студентов к истории, традициям своего края, расширяют их кругозор, формируют такие качества, как ответственность за будущее своей родины.

Литература

1. Дастанбаев Т. Музеи, как феномен истории и современности. История Казахстана.

Преподавание в школах и вузах, № 12, с. 11.

2. Госархив Северо-Казахстанской области, ф. 158, оп. 1, д. 295, л. 33.

3. Энциклопедия «Северо-Казахстанская область», Алматы, 2005. - с. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.