Научная статья на тему 'Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды'

Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЧЕТАНИЕ ФОРМ УРОКА / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / COMBINATION OF LESSON FORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толпеева Мария Владимировна, Гакаме Юлия Даудовна

В статье представлена содержательная характеристика понятия «инклюзивное образование», формы организации уроков в условиях инклюзивной образовательной среды, урок как форма организации учебной деятельности младших школьников в условиях инклюзивной среды, сочетание форм урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толпеева Мария Владимировна, Гакаме Юлия Даудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толпеева М. В., Гакаме Ю. Д. Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2018/186069.htm.

ART 186069 DOI 10.24422/MCITO.2018.V8.15630 УДК 376.1

Толпеева Мария Владимировна,

студентка ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар [email protected]

Гакаме Юлия Даудовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «(Кубанский государственный университет», г. Краснодар [email protected]

Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды

Аннотация. В статье представлена содержательная характеристика понятия «инклюзивное образование», формы организации уроков в условиях инклюзивной образовательной среды, урок как форма организации учебной деятельности младших школьников в условиях инклюзивной среды, сочетание форм урока. Ключевые слова: сочетание форм урока, инклюзивное образование, учебная деятельность, младшие школьники. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В современном мире с каждым днем всё больше возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые могут испытывать некоторые трудности в усвоении и понимании образовательных программ. Для их комфорта и благополучия требуется создание дополнительных условий обучения и воспитания, и появляется необходимость комплексного сопровождения таких младших школьников в условиях образовательных учреждений. Другими словами, важно создать безбарьерную образовательную среду, которая могла бы позволить учащимся с ОВЗ осуществить в полной мере свои образовательные возможности. В связи с этим появляется острая потребность в создании инклюзивного образовательного пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Одной из самых важных и ключевых задач образования на сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение условий для индивидуального положительного и благоприятного развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана отвечать индивидуальным образовательным потребностям личности, таким как:

- потребности в полноценном и разностороннем личностном становлении и развитии - с учётом всех индивидуальных предпочтений, интересов, целей и возможностей (личностная успешность);

- потребности в беспрепятственном вступлении личности в социальное пространство, плодотворном и благоприятном участии в жизни общества (социальная успешность);

- потребности в развитии у личности универсальных трудовых и практических навыков и умений, готовности к выбору своей будущей профессии (профессиональная успешность) [1].

Организация в школах возможностей для удовлетворения вышеперечисленных индивидуальных образовательных потребностей является важной задачей создания многих систем обучения. Вместе с тем существуют группы учащихся, чьи образовательные

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Толпеева М. В., Гакаме Ю. Д. Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2018/186069.htm.

потребности не только индивидуальны, но и имеют особые черты. Для реализации образовательных потребностей учеников с ограниченными возможностями здоровья была введена и нормативно закреплена в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» форма инклюзивного образования. Согласно вышеуказанному закону, под инклюзивным образованием понимается предоставление равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом множества особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].

В. И. Слободчиков считает, что инклюзивное образование - это такое образование, которое каждому, несмотря на наличие интеллектуальных, физических, эмоциональных, психологических или других особенностей, предоставляет огромную возможность быть полностью внедренным в общий процесс обучения и воспитания, что со временем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества без особых усилий.

Инклюзивное обучение младших школьников с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение различных учеников в одном классе, а не в специально отделенной группе при общеобразовательной школе. Включение каждого ученика с ограниченными возможностями или индивидуальными потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению и воспитанию - это и есть основные цели инклюзивного образования, а также равный доступ к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения младшими школьникам и независимо от их индивидуальных, умственных особенностей, базового уровня учебных достижений, психических и физических возможностей [3].

Главная задача инклюзивного образования - это установление здоровых и положительных межличностных отношений в обществе. Людям нужно научиться доброжелательно относиться к разнообразию человеческих интересов, человеческих проявлений, человеческих потребностей и человеческого здоровья. Инклюзии необходимо дать учащимся с ограниченными возможностями шанс беспрепятственно интегрироваться в общество. Младшие школьники с ограниченными возможностями, в основном общаясь в кругу близких людей, точнее, в кругу семьи, не всегда готовы к взрослой и самостоятельной жизни. И общеобразовательная организация - это единственная возможность для учащихся с ОВЗ обучаться в режиме инклюзии, контактировать на одном уровне с другими учениками и вместе с ними узнавать мир. Инклюзия состоит в том, чтобы младшие школьники с ограниченными возможностями обучались вместе с обычными учениками по государственной программе, получая такие же знания, умения и навыки, что и другие младшие школьники. Единственное, в школах необходимо создать дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих учеников [4].

В основе организации инклюзивной образовательной среды, как нам кажется, лежат следующие принципы:

1. Ранняя подготовка и включение в инклюзивную среду.

2. Индивидуальная направленность образования. Младший школьник с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является одним из важнейших условий его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости можно разработать индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от способностей и особенностей развития ученика.

3. Командный принцип работы. Учителям и родителям важно работать в тесной взаимосвязи, что предполагает совместную разработку целей и задач деятельности в отношении каждого младшего школьника, совместное обсуждение потребностей ученика, процесса его развития и освоения социально-педагогического пространства.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толпеева М. В., Гакаме Ю. Д. Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186069.htm.

4. Активность родителей, их ответственность за достижения ученика.

5. Развитие благоприятных, позитивных и положительных межличностных отношений не является стихийным процессом, это выступает предметом специальной и длительной работы учителей.

6. Одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды выступает её безопасность (физическая и психологическая).

Инклюзивная среда, в которой комфортно учиться «особым» детям, предполагает специальные условия построения урока. Рассмотрим, что такое урок и каковы его компоненты.

В педагогическом словаре А. М. Новикова урок - это наиболее распространенная форма организации обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального образования. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и обучающихся, систематически применяемая для индивидуального и коллективного разрешения задач обучения, развития и воспитания.

М. И. Махмутова понимает под уроком динамичную и вариативную форму организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учеников, включающую содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемую для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

М. Н. Скаткин трактует урок как систематически применяемую для разрешения задач обучения, воспитания и развития учащихся форму организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный период времени.

Современный урок в условиях инклюзивной образовательной среды, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения, включает в себя следующие компоненты:

- применение активных форм познания: опыты, наблюдение, учебный диалог;

- соотношение результата деятельности с поставленной целью, определение своего знания и незнания;

- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

Урок структурно состоит из определённых компонентов:

- целевой компонент отвечает за постановку целей как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

- мотивационный компонент определяет значимость изучаемого материала, служит для формирования у учащихся познавательного интереса к учебной деятельности;

- коммуникативный компонент предполагает общение в классе (учитель - ученик, ученик - ученик);

- содержательный компонент - подбор материала для изучения, закрепления, повторения и т. п.;

- технологический компонент - выбор форм, методов, приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, темы, класса;

- контрольно-оценочный предполагает контроль и оценку учебных достижений учащихся как средство стимуляции его активности и развития познавательного интереса;

- аналитический компонент заключается в подведении итогов урока, анализе результатов учебной деятельности учащихся на уроке, собственной работы [5].

Для успешной, благоприятной и эффективной организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды необходимо оптимально сочетать формы организации урока. В настоящее время существуют такие формы организации урока:

- фронтальная (деятельность учеников класса под руководством учителя);

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толпеева М. В., Гакаме Ю. Д. Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186069.htm.

- коллективная (одновременная, но правильно распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата);

- групповая (парная);

- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий учеником на уровне его способностей и возможностей).

Системное изучение сочетаний различных форм часто исследовалось дидак-тами начиная с 50-х гг. XX в., когда по-новому стала освещаться проблема структуры урока. Дидактический принцип оптимального и продуктивного сочетания «фронтальности, индивидуализации и коллективности обучения» был предложен М. А. Даниловым. Он признавал плодотворным сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации обучения на уроке и считал, что «обучение в школе призвано создавать условия для активной коллективной работы учащихся в классе и в то же время обеспечить индивидуальный подход к каждому младшему школьнику с целью его успешного и активного обучения, содействия максимальному положительному развитию его способностей». По его мнению, «выбор сочетаний этих форм зависит от логики построения учебного процесса и содержания учебного материала». Работы данного направления предполагают некоторые варианты сочетаний форм учебной деятельности. Так, способы коллективной учебной деятельности, сочетающейся с другими формами, изучались А. П. Аношкиным, А. А. Бударным, В. А. Выхрущ, Е. Я. Голантом, В. К. Дьяченко, Н. И. Ефимовой, В. В. Котовым, Т. В. Самохваловой, В. П. Тарантей, в совместных работах М. Д. Виноградовой и И. Б. Первина, Н. С. Деж-никовой и И. Б. Первина.

На сегодняшний день ведущей выступает индивидуальная форма организации учебной деятельности младших школьников, так как приобретение знаний, получение умений и навыков есть строго индивидуальный процесс, потому что никто другой не сможет выполнить это за конкретного учащегося.

У каждой формы учебной деятельности имеются свои преимущества, они наиболее эффективны на том или ином этапе обучения. Но существует потребность в сочетании различных форм организации учебной деятельности, так как каждая форма в отдельности имеет ряд недостатков, несмотря на свои явные преимущества.

Индивидуальная форма учебной деятельности не всегда создает условия для самостоятельной работы учащихся. Некоторая часть младших школьников, не успев полностью подумать над задачей, спешит спросить у соседей по парте о способах её правильного решения, что ведет к недопустимому списыванию, которое может тормозить самостоятельное мышление и развитие. Индивидуальная форма обучения в некоторой степени разъединяет учащихся, ученик может замыкаться в себе, у него не всегда возникает необходимость общения, передачи своих знаний и умений другим ученикам. Эти нарушения вполне можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной формы организации учебной деятельности младших школьников с такими формами, как групповая и коллективная.

Групповая форма, так же как и индивидуальная, имеет ряд пробелов, которые нуждаются в доработке. Среди них наиболее явными выступают: трудность комплектования групп и организации учебной деятельности в них; учащиеся в группах не всегда могут самостоятельно разобраться в предоставленном сложном материале и выбрать оптимальный путь его изучения. В результате слабые ученики с большим трудом усваивают данный материал, а сильные нуждаются в более сложных и творческих заданиях. Только в сочетании с другими формами обучения младших школьников на уроке - коллективной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые высокие и плодотворные результаты.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Толпеева М. В., Гакаме Ю. Д. Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186069.htm.

Недостатки коллективной формы организации учебной деятельности учеников:

1. Требует специальных умений учителя в преодолении противоречия между коллективными условиями обучения и индивидуальным характером усвоения; младшие школьники с низкими учебными способностями работают более медленно, труднее усваивают предложенный материал, им необходимо больше внимания со стороны учителя, больше времени на подготовку заданий, больше разнообразных упражнений, чем ученикам с более высокими учебными способностями. Более сильные учащиеся требуют не увеличения количества заданий, а усложнения их содержания, работа над которыми будет способствовать развитию младших школьников и усвоению умений и знаний на более высоком уровне.

2. Коллективному усвоению учебной деятельности необходимо особое искусство в руководстве обучением каждого из 20-30 учащихся класса. Например, сразу говорить со всеми учениками о конкретных ошибках каждого из них при усвоении определённой темы очень трудно, а точнее, совсем невозможно.

Поэтому для максимальной продуктивности и эффективности учебной деятельности младших школьников нужно использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы. Например, при изучении нового материала и его закреплении наиболее эффективной будет фронтальная форма организации уроков, а применение полученных знаний в жизненных ситуациях лучше организовать, максимально используя индивидуальную работу.

В заключение хотелось бы сказать: для того чтобы восполнить недостатки той или иной формы учебной деятельности, необходимо научиться оптимально сочетать её с другими формами обучения. Чтобы грамотно выбрать подходящие формы учебной работы, учитель должен выявить их возможности в достижении целей обучения: проанализировать и понять, какие условия создает та или другая форма для плодотворного усвоения всеми учениками знаний, овладения умениями и навыками, формирования личности учащегося.

Ссылки на источники

1. Интегрированное и инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Сегедова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 147 с.

2. Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская. - М.: Просвещение, 2014. - 97 с.

3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: метод. пособие / под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.

4. Староверова М. С., Ковалев Е. В. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Вып. 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.

5. Сунцова А. С. Теория и технологии инклюзивного образования: учеб. пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.

Maria Tolpeeva,

Student, Pedagogy and Methodology of Primary Education Chair, Kuban State University, Krasnodar

[email protected]

Yulia Gakame,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy and Methodology of Primary Education

Chair, Kuban State University, Krasnodar

[email protected]

Optimal combination of lesson organization forms in inclusive educational environment context Abstract. The article presents a substantial characteristic of inclusive education concept, forms of lessons organization in inclusive educational environment, a lesson as a form of organizing the educational activity of junior schoolchildren in inclusive environment, a combination of lesson forms.

Key words: combination of lesson forms, inclusive education, educational activities, junior schoolchildren.

QISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

References

1. Naumov, A. A., Sokolova, V. R. & Segedova, A. N. (2012). Integrirovannoe i inklyuzivnoe obuchenie v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii. Innovacionnyj opyt, Uchitel', Volgograd, 147 p. (in Russian).

2. Malofeev, N. N., Kukushkina, O. I. & Nikol'skaya, O. S. (2014). Koncepciya SFGOS dlya detej s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, Prosveshchenie, Moscow, 97 p. (in Russian).

3. Alekhina, S. V. & Semago, M. M. (eds.) (2012). Sozdanie i aprobaciya modeli psihologo-pedagog-icheskogo soprovozhdeniya inklyuzivnojpraktiki: metod. posobie, MGPPU, Moscow, 156 p. (in Russian).

4. Staroverova, M. S. & Kovalev, E. V. (2010). "Obrazovatel'naya integraciya (inklyuziya) kak zakonomernyj ehtap razvitiya sistemy obrazovaniya", Inklyuzivnoe obrazovanie. Vyp. 1, Centr "SHkol'naya kniga", Moscow, 272 p. (in Russian).

5. Suncova, A. S. (2013). Teoriya i tekhnologii inklyuzivnogo obrazovaniya: ucheb. posobie, Izd-vo "Ud-murtskij universitet", Izhevsk, 110 p. (in Russian).

Толпеева М. В., Гакаме Ю. Д. Оптимальное сочетание форм организации урока в условиях инклюзивной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186069.htm.

Рекомендовано к публикации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 18.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 01.06.18

Принята к публикации Accepted for publication 01.06.18 Опубликована Published 31.08.18

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Толпеева М. В., Гакаме Ю. Д., 2018

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.