Научная статья на тему 'Оптимальное регулирование вредных производственных выбросов в условиях международной мобильности капитала'

Оптимальное регулирование вредных производственных выбросов в условиях международной мобильности капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВЫБРОСЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иноземцева С. А., Наталуха И. А.

Государство решает проблему внешних эффектов производственной деятельности либо командно-контрольными методами (область применения которых весьма ограничена), либо применением рыночно ориентированной политики, которая состоит во введении платы за загрязнение окружающей среды (налоговых платежей за загрязнение) и развитии рынка разрешений на загрязнение [2, 1). В современных условиях экономического развития наблюдается возрастание роли транснациональных фирм и международного перелива капитала. В работе показано, что в таких условиях может оказаться оптимальным использование сочетания продаваемых и бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иноземцева С. А., Наталуха И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальное регулирование вредных производственных выбросов в условиях международной мобильности капитала»

Таким образом, партнерские клиент-консультантские отношения основаны на предположении, что работа с бизнес-проблемами будет более эффективной посредством связи специальных навыков консультанта со знанием клиента конкретной ситуации.

Консалтинг является сферой знаний экономики и бизнеса в целом, видом интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный специалист предоставляет объективные и независимые консультационные услуги, способствующие успешному функционированию организации-клиента. В этом смысле консультирование можно представить как особую сферу услуг, организованную в виде специфического рынка — рынка консалтинговых услуг.

Специфика рынка консалтинговых услуг определяется особенностями объекта купли-продажи и формирования спроса на консалтинговые услуги и их предложения, а также особенностями организации консалтинговой деятельности.

Консалтинг имеет всеобщий характер, поскольку он охватывает все фазы общественного воспроизводства и является способом достижения экономических интересов. Взаимосвязь же экономических интересов, всеобщий характер которых проявляется в качественной однородности конечных результатов этих интересов в виде получения денежных доходов на всех уровнях воспроизводства, также подтверждает вывод о всеобщности консалтинга.

Консалтинг носит объективный характер, так как в условиях современной рыночной экономики возникает объективная необходимость в профессиональных консалтинговых услугах для всех экономических субъектов, включая и государство.

Ш

¡5 ЛИТЕРАТУРА.

^ 1. Монахова Е. Управленческое консультирование конца XX века // www.pcweek.ru/kis 7 2. Посадский А.П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3. Румянцева 3., Алешникова В. Становление рынка управленческого консультирования. // Россий-^ ский экономический журнал. 2002. № 3.

N

Ш -

^ ИНОЗЕМЦЕВА С.А., НАТАЛУХА И.А.

ОПТИМАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВЫБРОСОВ В УСЛОВИЯХ

1 МЕЖДУНАРОДНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАПИТАЛА

о

о. _

ф -

>

о Государство решает проблему внешних эффектов производственной деятельности либо команде дно-контрольными методами (область применения которых весьма ограничена), либо применением ф рыночно ориентированной политики, которая состоит во введении платы за загрязнение окружаю-о щей среды (налоговых платежей за загрязнение) и развитии рынка разрешений на загрязнение [2, о 1]. В современных условиях экономического развития наблюдается возрастание роли транснацио-о нальных фирм и международного перелива капитала. В работе показано, что в таких условиях мо° жет оказаться оптимальным использование сочетания продаваемых и бесплатно распределяемых

2 разрешений на загрязнение.

о В рамках частичного равновесия построим модель оптимальной государственной политики

СО

£2 регулирования вредных производственных выбросов с использованием разрешений на загрязнение.

0 Рассматриваются две страны (Россия (И) и зарубежная страна/)) и производственный сектор в каж-

1 дой стране, производящий однородную продукцию и загрязняющий окружающую среду. В качестве переменных (эндогенных) факторов производства рассматриваются капитал (к) и вводимый ресурс

ф (е), использование которого приводит к вредным выбросам. Предполагается, что предложение ос->| тальных факторов производства постоянно, что обеспечивает убывающую отдачу от масштаба по о переменным производственным факторам. Технология в стране г определяется производственной | функцией у'=Р(к',е'), г=И,/ при условиях Г>0 и ^..<0, т.е. предельные продукты являются положительными и убывающими. Использование ресурса приводит к загрязнению окружающей среды. Для о простоты нормируем фактор загрязнения к единице. Следовательно, уровень загрязнения равен е''. О

Правительство России определяет верхнюю границу е внутреннего уровня выбросов, так что

еь < Е • При условии еь = Е разрешения на загрязнение будут иметь в России положительную

рыночную стоимость р• Правительство может также решить, что определенная часть квот на загрязнение может быть распределена бесплатно. Если применяются бесплатные квоты на загрязнение, то они распределяются отечественным производителям пропорционально количеству капитала, используемого в России. Количество бесплатных разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала, используемого в России, обозначим через q•

Обозначим через (т\у/{) цены факторов производства в стране г (капитала и ресурса, использование которого приводит к вредным выбросам), через Ш (постоянную) мировую рыночную цену ресурса, и через Я международную рентную цену капитала. Тогда имеем

где pq — стоимость (бесплатно) распределяемых разрешений на загрязнение, получаемых в расчете на единицу капитала. Прибылемаксимизирующее поведение фирм означает, что предельные продукты будут равны ценам факторов производства

# = Я = Гкк + рг, (1) = w = - q. (2)

Предполагаем, что существует заданный полный запас капитала К, и капитал может свободно перемещаться на международном рынке. Рентная цена капитала определяется так, что совокуп-

ный спрос на капитал равен запасу капитала, т.е. имеет место равенство ®

кь(Я - pq) + кг (Я) = К . (3) |

Проанализируем, как использование бесплатно распределяемых разрешений на загрязнение ^ может воздействовать на государственные доходы. Начнем с анализа влияния бесплатно распреде- □ ляемых разрешений на загрязнение на равновесие в построенной модели. Дифференцирование уравнений (1)-(3) по q приводит к следующим соотношениям

ёкн 1 г 1 ^г ¿Я 1 & г dp 1 ь г

Ц = Ирр-■ 1Г "иррк-■ ="Нр& ■ ¿Г = Н"^■ (4) Ц

о

где £

& = КЬ - ) > 0 и Н = -& - ВД - . I

Из соотношений (4) получаем следующее Утверждение. о

Утверждение 1. Увеличение количества бесплатных разрешений на загрязнение в расче- ®

со

те на единицу капитала приводит к переливу капитала из зарубежной страныг в Россию и к 5

повышению международной рентной ценыг капитала. Если имеет место комплементарностъ о

<

факторов производства (т.е. Г'ке > 0 ), вредныге выгбросыг в зарубежной стране будут сокращатъ-

ся, и цена разрешений на загрязнение будет увеличиватъся.

При условии, что цена разрешений на загрязнение положительна, распределение бесплатных ^

разрешений на загрязнение пропорционально количеству капитала, применяемого в России, экви- о

валентно субсидированию использования капитала. Спрос на капитал в России увеличивается, под- о

нимая международную процентную ставку и приводя к притоку капитала в Россию. При условии, ^

что имеет место комплементарность факторов производства, меньшее количество капитала в зару- I

бежной стране сокращает предельный продукт, получаемый при использовании ресурса (характе- ® ризующегося вредными выбросами), что приводит к снижению вредных выбросов в зарубежной

стране. Поскольку вредные выбросы в России ограничены Е, совокупные выбросы также сокра- б

щаются. Поскольку в России используется большее количество капитала, отечественный спрос на 1

ресурс будет увеличиваться. Это приводит к повышению цены разрешений на загрязнение, инду- о

цируя эффект замещения используемого ресурса капиталом. 9

О

Доход государственного сектора в от продажи разрешений на загрязнение составляет О = р(Е - ккд) . (5)

Исследуем, как небольшое увеличение количества бесплатных разрешений на загрязнение воздействует на государственные доходы. Дифференцирование соотношения (5) по д дает

ёО ёр — й ёкн к

= (Е - к ч) - Р--Рк'. (6)

ач ач ач

Увеличение количества бесплатных разрешений в расчете на единицу капитала приводит к сокращению государственных доходов как за счет прямого сокращения количества продаваемых разрешений на загрязнение, так и за счет роста основного капитала в России. На основании этого можно было бы заключить, что бесплатные разрешения на загрязнение менее привлекательны, чем продаваемые разрешения на загрязнение. Как показывает Утверждение 1, однако, большее количество бесплатных разрешений на загрязнение может увеличивать цену продаваемых разрешений на загрязнение. Суммарное воздействие бесплатных разрешений на загрязнение на государственные доходы поэтому неоднозначно. Используя соотношения (4), можно переписать уравнение (6) следующим образом

ао = рр/

ёч Н

КЕ +

( йг Л

Рь + —

кп - рч

. (7)

ш Уравнение (7) показывает, что необходимым условием для увеличения государственных до-

ходов с ростом количества бесплатных разрешений на загрязнение является комплементарность

01 ^

2 производственных факторов — капитала и используемого ресурса (т.е. Рке > 0 ). На интуитивном

N - е

□ уровне это означает, что если капитал и загрязняющий ресурс являются взаимодополняющими, О большее количество основного капитала в России приведет к увеличению спроса на разрешения на загрязнение, что вызовет рост цены продаваемых разрешений на загрязнение. Следовательно, при-^ влекая большее количество капитала в Россию, субсидирование капитала оказывает потенциальное о положительное воздействие на государственные доходы через цены разрешений на загрязнение. Если £ этот эффект превосходит прямые потери государственных доходов за счет субсидирования капита-

0 ла, совокупные государственные доходы вырастут.

2 В проведенном выше анализе верхний предел вредных выбросов считался задаваемым эк-

зогенно. Определим оптимальное количество бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение

2 в случае, когда верхний предел вредных выбросов Е выбирается оптимально. Предполагаем, что

1 общественное благосостояние и в России является функцией дохода I и уровня загрязнения Р: £ и=и(1,Р), и>0, ир<0. Доход I представляет собой сумму излишка производителя (включая стоимость £1 бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение), государственных доходов и чистого дохода ^ от зарубежных активов (т.е. дохода на капитал, инвестированный за рубеж за вычетом ренты, вып-о лаченной за иностранный капитал, инвестируемый в Россию). Потребительский излишек отсут-о ствует, поскольку спрос предполагается бесконечно эластичным. Пусть а обозначает долю запаса капитала, находящегося в собственности России. Чистые зарубежные активы России тогда

со _

о составляют аК - кь, и чистый финансовый доход России определяется следующим образом

о _ ,

^ Я(аК - к') . При рассмотрении глобальной проблемы защиты окружающей среды отечествен-

¡Е ные и зарубежные вредные выбросы являются совершенными субститутами, поскольку при ана-® лизе глобального воздействия на окружающую среду не имеет значения, в какой стране произошли >| ли вредные выбросы. При анализе локальных экологических проблем существенно, где имели

ф место вредные выбросы. Представим уровень вредных выбросов в России в виде Р = ек + уе^,

§ где постоянная У принимает значения в интервале [0,1]. Глобальной экологической проблеме

X

§ будет соответствовать значение у = 1, а строго локальной проблеме защиты окружающей среды

соответствует у = 0. Тогда общественное благосостояние в России может быть представлено в виде

и = и[I, Р] = и[Еи (ки, еи) - (Ж + р)еи + рдкн + Я(аК - кн) +

+ (1 + 1)р(Е - кйд), Е +уе1 ], (8)

где 1 — предельные затраты сбора государственных средств. Государство выбирает предел вредных выбросов Е и количество бесплатных разрешений на загрязнение д из условия максимизации общественного благосостояния (8). Условия первого порядка существования максимума определяют оптимальную политику в отношении разрешений на загрязнение

- ир - иД( Е^Е + ЕкУ )

(1 + 1)и1

, (9)

Ч =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

е/ - /

ирУ ^/ и р/

Е/

(аК - кн) + и11

ЕкеЕ +

П.Г — + ЕЪ

Е кк

(10)

1

и

к

где т°-ир -и11(ЕьееЕ + ЕУ). л

Уравнение (9) показывает, что если предельные затраты государственных средств равны нулю щ (1 = 0), оптимальный предел вредных выбросов определяется стандартным образом: предельные

издержки сокращения вредных выбросов (р) должны равняться предельным внешним ущербам от ^

загрязнения (-ир/и1). Этот стандартный (см. [1]), однако нетривиальный результат показывает, что ^

даже при наличии возможности отлива капитала и трансграничного загрязнения государство не □ должно снижать экологические стандарты ниже уровня, соответствующего предельным внешним

ущербам от загрязнения. Если 1 > 0, по фискальным соображениям (в соответствии с (9)) цена ^ разрешений на загрязнение может быть выше или ниже предельных внешних ущербов от загрязнения.

Уравнение (10) показывает, что выражение, определяющее оптимальное количество бес- § платно распределяемых разрешений на загрязнение в расчете на единицу капитала, может ^ быть представлено в виде суммы трех составляющих. Первая составляющая описывает роль | бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение как средства сокращения уровня транс- ^ граничного загрязнения. Вторая составляющая характеризует воздействие бесплатно выда- о ваемых разрешений на загрязнение на условия торговли капиталом. Поскольку субсидии капиталу в России приводят к увеличению спроса на капитал и поэтому стремятся поднять меж- ^ дународную ставку процента, бесплатно выдаваемые разрешения на загрязнение будут вызывать выгоды (потери) для экспортирующих (импортирующих) капитал стран. Поэтому, если $

Россия является экспортером капитала, т.е. аК -ки > 0, по соображениям благоприятных 2

о

условий торговли капиталом количество бесплатно выдаваемых разрешений на загрязнение о

должно быть положительно. У

Последняя составляющая в уравнении (10) отражает фискальные соображения и отлична от £

нуля только при условии 1 > 0 . Для открытой экономики неясно, увеличиваются ли государствен- ^

ные доходы наиболее эффективно посредством налогов на капитал или субсидий на капитал. В то 1

время как субсидии на капитал оказывают прямое отрицательное воздействие на государственные ^

доходы, они также могут оказывать неявное положительное воздействие, индуцируя прилив капи- ™

тала. Прилив капитала увеличивает спрос на другие, дополняющие вводимые ресурсы, и если эти 5

исходные ресурсы облагаются налогами, результирующее увеличение государственных доходов ®

может превысить исходные субсидии на капитал. В построенной модели субсидии на капитал уве- !

личивают спрос на разрешения на загрязнение в России, поскольку капитал и вводимый ресурс х

(использование которого приводит к вредным выбросам) взаимно дополняют друг друга. Последний ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.