Научная статья на тему 'Оптимальное психологическое здоровье специалистов ОВД как результат психокоррекционной работы по обучению использования механизмов совладающего поведения'

Оптимальное психологическое здоровье специалистов ОВД как результат психокоррекционной работы по обучению использования механизмов совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / сотрудники полиции / совладающее поведение / психологическая коррекция / psychological health / police officers / coping behavior / psychological correction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евгений Анатольевич Евтушенко

Представлены результаты психокоррекционной программы, направленной на выработку у сотрудников полиции совладающего поведения целесообразного к использованию в контексте складывающейся ситуации в рамках служебной деятельности. Полученные результаты дополняют и развивают теоретические представления о роли совладающего поведения в деле сохранения психологического здоровья сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евгений Анатольевич Евтушенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimal psychological health of ats specialists as a result of psychocorrective work on training the use of coping behavior mechanisms

This article presents the results of psychological correction oriented at the formation of correct coping behavior among police officers in the context of the emerging situation in their official activities. The results obtained complement and develop theoretical ideas about the place of coping behavior in keeping the psychological health of police officers.

Текст научной работы на тему «Оптимальное психологическое здоровье специалистов ОВД как результат психокоррекционной работы по обучению использования механизмов совладающего поведения»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.501

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-41-45 NIION: 2018-0077-4/22-217 MOSURED: 77/27-024-2022-04-416

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика

Оптимальное психологическое здоровье специалистов ОВД как результат психокоррекционной работы по обучению использования механизмов совладающего поведения

Евгений Анатольевич Евтушенко

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, erg3337731@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты психокоррекционной программы, направленной на выработку у сотрудников полиции совладающего поведения целесообразного к использованию в контексте складывающейся ситуации в рамках служебной деятельности. Полученные результаты дополняют и развивают теоретические представления о роли совладающего поведения в деле сохранения психологического здоровья сотрудников полиции.

Ключевые слова: психологическое здоровье; сотрудники полиции; совладающее поведение; психологическая коррекция

Для цитирования: Евтушенко Е. А. Оптимальное психологическое здоровье специалистов ОВД как результат психокоррекционной работы по обучению использования механизмов совладающего поведения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 41-45. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-41-45.

Original article

Optimal psychological health of ats specialists as a result of psychocorrective work on training the use of coping behavior

mechanisms

Evgeny A. Yevtushenko

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

erg3337731@mail.ru

Abstract. This article presents the results of psychological correction oriented at the formation of correct coping behavior among police officers in the context of the emerging situation in their official activities. The results obtained complement and develop theoretical ideas about the place of coping behavior in keeping the psychological health of police officers.

Keywords: psychological health; police officers; coping behavior; psychological correction

For citation: Yevtushenko Е. А. Optimal psychological health of ats specialists as a result of psychocorrective work on training the use of coping behavior mechanisms // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(4):41-45. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-41-45.

Введение. Целью статьи является описание результатов полученных по завершению психокоррекционной работы направленной на отбор и формирование у сотрудников полиции механизмов совладающего поведения необходимых для сохранения собственного психологического здоровья. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что выбор определенных механизмов совладающего поведения, а именно: «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам», «позитивное переформулирование и личностный рост», «поиск социальной поддержки инструментального

характера» способствует посредством улучшения показателей «адаптации», «самовосприятия», «принятия других», «эмоционального комфорта», «позитивных отношений», «управления средой», «личностного роста», «целей в жизни» сохранению психологического здоровья сотрудников полиции.

Материалы и методы. Использованная психокор-рекционная программа включала в свой состав упражнения, выполняемые сотрудниками как самостоятельно, так и в составе тренинговой группы [7]. В выборку вошли сотрудники УМВД России по Белгородской области, а также сотрудники территориальных подразде-

© Евтушенко Е. А., 2022

лений МВД России по Белгородской области на районном уровне и городских округов.

Основанием для формирования выборочной совокупности послужили результаты психологической диагностики посредством применения методики изучения копинг-механизмов Э. Хейма (в адаптации Л. И. Вассер-ман). Для участия в исследовании были отобраны сотрудники, применяющие в служебной деятельности дезадап-тивные и смешанные варианты совладания со стрессом. Далее, для проведения эксперимента из участников вышеуказанных групп были образованы экспериментальная группа - для проведения формирующего эксперимента и контрольная группа - для проверки результативности формирующего эксперимента. Независимой переменной в формирующем эксперименте выступил комплекс тре-нинговых упражнений с элементами сюжетно-ролевых психологических игр в составе программы нацеленный на формирование у сотрудников полиции адекватных способов совладания со стрессовыми ситуациями. В качестве зависимой переменной выступили особенности психологического здоровья сотрудников полиции.

В качестве необходимого исследовательского инструментария для оценки выраженности показателей психологического здоровья выступили методики: шкалы психологического благополучия К. Рифф, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. В данных методиках положительные значения показателей также определялись склонностью к увеличению степени выраженности имеющихся шкал. Оценка значений совладающего поведения измерялась на основании показателей шкал опросника совладания со стрессом К. Карвера, М. Шей-ера и Д. Вейнтрауба отмечающих частоту употребления стратегий совладания. В ситуации частого применения наиболее приемлемых в служебной деятельности стратегий, либо наоборот редкого использования наименее оптимальных механизмов регистрировались положительные тенденции в совладании со стрессом.

Результаты и обсуждение. Проведя анализ полученных результатов, мы видим, что по окончанию проделанной работы совладающее поведение участников экспериментальной группы претерпело ощутимые изменения (рис. 1). Нами были обнаружены достоверные различия в показателях экспериментальной и контрольной групп относительно частоты применения стратегий совладающего поведения сотрудниками полиции. Наиболее весомые изменения в использовании механизмов совладания со стрессом приходятся на увеличение частоты обращения к шкалам: «планирование решения проблемы» (и = 0,893) при Р < 0,01, «поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам» (и = 0,599) при Р < 0,05, «позитивное переформулирование и личностный рост» (и = 0,376) при Р < 0,05 и «поиск социальной поддержки инструментального характера» (и = 0,130) при Р < 0,05. Также изменения в использовании стратегий совладания отмечаются относительно уменьшения доли применения шкал «поведенческий уход от проблемы» (и = 0,447) при Р < 0,05 и «мысленный уход от проблемы» (и = 0,124) при Р < 0,01.

Регистрируя произошедшие изменения, мы можем утверждать, что участники экспериментальной группы стали значительно чаще осознавать степень приемлемости применяемых ими тех или иных действий, а также формировать необходимые механизмы поведения в конкретных стрессовых ситуациях. Ими была проведена работа по переосмыслению стрессогенных ситуаций в позитивном ключе с возможностью получения на их основе полезных жизненных уроков. Кроме того, сотрудники стали значительно реже как мысленно, так и поведенчески уклоняться от образующихся на их пути трудностей, откладывая решения возникающих задач. Они стали чаще рассчитывать в стрессовой ситуации на моральную поддержку со стороны своих коллег, обращаясь к ним за советом или необходимой информацией, минимизируя тем самым интенсивность единоличного переживания стрессогенной ситуации.

Рис. 1. Изменения, произошедшие в совладающем поведении после проведения психокоррекционной работы

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

В контрольной группе также произошли некоторые преобразования, а именно несколько возросла степень применения сотрудниками такого механизма совладаю-щего поведения как «отрицание» (и = 0,239) при Р < 0,05. Из чего следует, что участники контрольной группы, использующие данный механизм стали чаще опровергать негативные явления, происходящие с ними и отказываться принимать на веру присутствующие и осложняющие их деятельность объективные трудности.

Рассматривая результаты, полученные по методике «Шкалы психологического благополучия К. Рифф»

нами были установлены положительные тенденции, подкрепленные достоверными различиями в показателях экспериментальной и контрольной групп по шкалам: «личностный рост» (и = 0,883) при Р < 0,01, «позитивные отношения» (и = 0,385) при Р < 0,05, «управление средой» (и = 0,302) при Р < 0,05 и «цели в жизни» (и = 0,163) при Р < 0,01. Значения показателей данных шкал значительно возросло в экспериментальной группе по сравнению с группой контрольной, что позволяет утверждать о положительной динамике изменений психологического здоровья сотрудников полиции.

Рис. 2. Специфика различий показателей психологического здоровья сотрудников полиции в экспериментальной группе

(в баллах).

Рассматривая полученные результаты, мы видим (рис. 2), что участники экспериментальной группы начали поддерживать более доверительные отношения с коллегами и осуществлять попытки по реализации собственного потенциала. Кроме того, сотрудники значительно лучше стали управлять собственной деятельностью, а также придерживаться убеждений, способствующих обретению жизненных целей по окончанию тренинговой программы. Показатели контрольной группы не претерпели явных изменений и остались прежними.

Продолжая анализ полученных результатов мы перешли к «методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Дай-монд», где нами были зафиксированны достоверные различия в показателях контрольной и экспериментальной групп по ряду шкал, а именно: «самовосприятие» (и = 0,254) при Р < 0,01, «принятие других» (и = 0,141) при Р < 0,05, «эмоциональный комфорт» (и = 0,181) при Р < 0,01 и «адаптация» (и = 0,182) при Р < 0,05. Повышение степени выраженности данных показателей демонстрирует положительные

преобразования в психологическом здоровье сотрудников, полученные в ходе осуществления психокоррекционной работы.

Согласно имеющимся результатам (рис. 2) мы можем констатировать, что сотрудники начали принимать в себе как положительные, так и отрицательные качества, как достоинства, так и недостатки. У них возросла степень адаптированности к окружающей среде, повысилось самоотношение, а также заметно улучшились взаимоотношения с сослуживцами. Участники экспериментальной группы перестали бояться свободно выражать собственные чувства и переживания.

В контрольной группе (рис. 3) также произошли некоторые преобразования, а именно показатели по шкале «эмоциональный комфорт» (u = 0,112) при P < 0,05 изменились в худшую сторону. Данные отрицательные перемены указывают на возникновение проблем с состоянием психологического здоровья появившихся у сотрудников контрольной группы. Прочих негативных трансформаций в контрольной группе зафиксировано не было.

Рис. 3. Специфика различий показателей психологического здоровья сотрудников полиции в контрольной группе

(в баллах).

Заключение. Подведя итог всему вышесказанному, мы можем утверждать, что результаты статистической обработки полученных данных подтвердили имеющиеся результаты. Нами были зафиксированы положительные преобразования у участников по ряду шкал психодиагностических методик, а именно: по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд показатели - «принятие других»; «самовосприняте», «эмоциональный комфорт», «адаптация»; по методике шкалы психологического благополучия К. Рифф показатели - «позитивные отношения», «личностный рост», «управление средой», «цели в жизни»; по методике опросник совладания со стрессом К. Карвера, М. Шейера и Д. Вейнтрауба показатели - «поиск социальной поддержки инструментального характера», «поиск социальной поддержки по эмоциональным причинам», «планирование решения проблемы», «поведенческий уход от проблемы», «мысленный уход от проблемы», «позитивное переформулирование и личностный рост».

Таким образом, осуществленная нами психокор-рекционная работа по формированию у сотрудников полиции механизмов совладания со стрессом, возможных к использованию в процессе служебной деятельности позволила достичь основной цели исследования, а именно сохранению психологического здоровья сотрудников в процессе реализации ими служебных обязанностей.

Библиографический список

1. Евтушенко, Е. А. Особенности взаимосвязи за-щитно-совладающего поведения и психологического здоровья сотрудников ОВД / Е. А. Евтушенко // Национальное здоровье. 2018. № 3. С. 117-122.

2. Лебедев, И. Б. Психофизический тренинг как способ социально-психологической адаптации курсантов образовательных организаций МВД России / И. Б. Лебедев, Ю. В. Чуманов, Ю. Д. Милюкова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 2. С. 106-109.

3. Чуманов, Ю. В. Психологическая профилактика профессионального стресса и эмоционального выгорания у руководителей территориального органа МВД России / Ю. В. Чуманов, С. В. Богатырев // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 2. С. 169-182.

4. Костина, Л. Н. Тренинги в профессиональной подготовке и деятельности психологов органов внутренних дел / Л. Н. Костиной. М. : Изд-во Московского университета МВД Российской Федерации имени

B.Я. Кикотя, 2018. 324 с.

5. Лебедев, И. Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения сотрудников ОВД / И. Б. Лебедев. М. : Единение, 2010. 160 с.

6. Лебедев, И. Б. Психологические условия и факторы укрепления психического здоровья / И. Б. Лебедев, А. С. Олейникова // Психология обучения. 2013. № 1.

C. 107-122.

7. Лебедев, И. Б. Социально-психологический тренинг в деятельности правоохранительных органов: теоретические и прикладные аспекты / И. Б. Лебедев, С. Ю. Михайлова. М. : Русимпо, 2013. 93 с.

Bibliographic list

1. Yevtushenko, E. A. Features of the relationship of protective and coping behavior and psychological health of police officers / E. A. Yevtushenko // National health. 2018. No. 3. PP. 117-122.

2. Lebedev, I. B. Psychophysical training as a way of socio-psychological adaptation of cadets of educational or-

44

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ganizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / I. B. Lebedev, Yu. V. Chumanov, Yu. D. Milyukova // International Journal of Psychology and Pedagogy in Professional Activity. 2018. No. 2. PP. 106-109.

3. Chumanov, Yu. V. Psychological prevention of occupational stress and emotional burnout among the heads of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Yu. V. Chumanov, S. V. Bogatyrev // Applied psychology and pedagogy. 2021. Vol. 6. No. 2. PP. 169-182.

4. Kostina, L. N. Trainings in professional training and activity of psychologists of internal affairs bodies / L. N. Kostina. M. : Publishing House of the Moscow Uni-

versity of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot', 2018. 324 p.

5. Lebedev, I. B. Psychological foundations of stressovercoming behavior of police officers / I. B. Lebedev. M. : Unity, 2010. 160 p.

6. Lebedev, I. B. Psychological conditions and factors of strengthening mental health / I. B. Lebedev, A. S. Oleini-kova // Psychology of learning. 2013. No. 1. PP. 107-122.

7. Lebedev, I. B. Socio-psychological training in the activities of law enforcement agencies: theoretical and applied aspects / I. B. Lebedev, S. Yu. Mikhailova. M. : Rusimpo, 2013. 93 p.

Информация об авторе

Е. А. Евтушенко - соискатель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author E. A. Yevtushenko - candidate of the Department of Psychology of the educational and scientific complex of psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 12.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 12.12.2022.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие / Под ред. И. А. Калиниченко, В. В. Горохова [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 431 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

ISBN: 978-5-238-03429-4

Эстетическая культура, сформированная на основе системных эстетических знаний, способствует осознанию социальной значимости своей профессии сотрудника правоохранительных органов, помогает в конкретных ситуациях использовать полученные знания, профессионально взаимодействовать с коллегами, гражданами, со СМИ и т. д. Цель учебного пособия - помочь обучающимся освоить наиболее важные категории эстетики, получить представление об основных этапах развития эстетической мысли, познакомить с решением ключевых эстетических проблем и использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Для слушателей и курсантов системы образовательных учреждений правоохранительных органов.

Эстетическая культура

эстетическое воспитание

СОТРУДНИКОВ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.