Научная статья на тему 'Оптимальное планирование выпуска продукции интегрированных структур камнеобрабатывающей промышленности'

Оптимальное планирование выпуска продукции интегрированных структур камнеобрабатывающей промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорин В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальное планирование выпуска продукции интегрированных структур камнеобрабатывающей промышленности»

СЕМИНАР 8

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"

МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.

© В.Ю. Федорин, 2001

УДК

В.Ю. Федорин

ОПТИМАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

дним из важнейших направлений реформирования экономики России является становление крупных корпоративных и холдинговых образований, способных оперативно реагировать на изменения рынка, динамично задействовать внутренние инвестиционные и иные ресурсы развития, эффективно интегрировать собственные и привлекаемые средства для решения приоритетных задач, успешно конкурировать с зарубежными компаниями.

Основные факторы конкурентного преимущества крупных корпораций перед более мелкими производственными единицами следующие:

■ более широкие возможности кредитного и облигационного финансирования;

■ возможность проведения единой сбытовой политики на всем пространстве рынка, исключение внутренней конкуренции;

■ способность мобилизовать значительную часть потенциальной прибыли для инвестирования в приоритетные направления развития;

■ более широкие экспортные возможности;

■ снижение чувствительности крупных корпораций к неблагоприятным изменениям в конъюнктуре за счет внутрифирменного оборота;

■ преимущества в эффективности за счет масштаба производства;

■ более широкие возможности НИОКР.

В настоящее время в российской экономике одним из преобладающих направлений интеграции является объединение в рамках уже сложившейся производственной кооперации, а также кооперация с производителями аналогичной продукции для проведения единой маркетинговой и сбытовой политики. Для горнодобывающих отраслей промышленности обычно характерны вертикально-

интегрированные холдин-говые структуры, имеющие в своем составе как предприятия по добыче минерального сырья, так и по его переработке в конечную продукцию.

Первым опытом создания крупной интегрированной

структуры в российской камнеобрабатывающей отрасли является МКК-Холдинг. В настоящее время в структуру МКК-Холдинг входит 28 предприятий, в том числе три камнеобрабатывающих завода: Московский камнеобрабатывающий комбинат, Карельский гранит и Саянмрамор; карьеры в Карелии, Хакасии, Мурманской области и Алтайском крае. Кроме того, существует разветвленная сбытовая сеть: в Москве (Гран при МКК), Казани, Ростове, Новосибирске, Пензе, Ухте и Сыктывкаре, выполняющая как функции реализации выпускаемой продукции, так и доводки некоторых видов изделий под требования конкретного потребителя.

Следует отметить, что такая структура МКК-Холдинга выделяется среди ведущих мировых компаний в области камнеобработки. Обычно для западных фирм характерна достаточно узкая специализация на каком-либо направлении деятельности или виде продукции. Компания может производить огромное количество изделий из природного камня, но, как правило, они однотипны (слэбы, ритуальные изделия, плоскостная плита и т.д.). Такого обширного ассортимента продукции как у МКК-Холдинг, пожалуй, нет ни у кого в мире.

В настоящее время идет работа по созданию дочерних компаний МКК-Холдинга, специализирующихся на конкретных направлениях деятельности. Специализация позволяет повысить качество и снизить себестоимость выпускаемой продукции. В этой связи большинство предприятий Холдинга ориентируется на выпуск строго определенной продукции. Например, МКК-Декор, выполнявший работы по изготовлению иконостаса Храма Христа Спасителя, специализируется на изготовлении сложнопрофильных, резных и инкрустированных изделий, требующих применения высококвалифицированного ручного труда; МКК-Ритуал специализируется на производстве ритуальных изделий (памятников, надгробий, цветников и т.д.); МКК-Модуль - основной производитель калиброванной модульной гранитной плиты; МКК-Арт производит сувенирную продукцию и подарочные изделия; МКК-Диамант обеспечивает карьеры и камнеобрабаты-

вающие предприятия, входящие в состав Холдинга, алмазным инструментом.

В этих условиях перед МКК-Холдинг возникает новый круг задач по оптимальному планированию производства продукции на каждом из дочерних предприятий. Формирование производственной программы интегрированных структур представляет весьма сложную задачу. Для холдингов по добыче и обработке природного камня эта задача сводится к определению объемов добычи блоков на карьерах холдинга, поставок блоков или полуфабрикатов (слэбов) с карьеров или заводов других компаний, объемов переработки сырья различных типов на всех камнеобрабатывающих предприятиях холдинга, включая внутрихолдинговые поставки полуфабрикатов, объемов выпуска товарной продукции карьерами и заводами. В отдельных случаях для выпуска готовой продукции возможно привлечение производственных мощностей заводов других компаний на основе давальческого сырья. При этом необходимо учитывать мощности карьеров и заводов, возможные объемы поставки сырья, а также имеющуюся и прогнозируемую потребность в различных видах продукции. Проблема заключается в поиске такого оптимального плана выпуска продукции всеми предприятиями, который обеспечил бы максимальную общую прибыль в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры.

В общем случае, интегрированная структура камнеобрабатывающей промышленности содержит в своем составе карьеры по добыче природного камня, камнеобрабатывающие заводы и сбытовую сеть. Карьер, добывающий блоки, может отправлять свою продукцию на склад, поставлять на камнеобрабатывающий завод, входящий в интегрированную структуру, или реализовывать сырье сторонним покупателям. В зависимости от маркетинговой политики, принятой в Холдинге, реализация продукции может осуществляться либо непосредственно структурными единицами (производителями), либо специализированной сбытовой службой. Последнее является более предпочтительным, т.к. позволяет на всем пространстве рынка проводить единую ценовую и конкурентную политику.

Производственная программа камнеобрабатывающего предприятия включает две взаимосвязанные компоненты: поведение предприятия на сырьевом рынке и рынке готовых изделий. Камнеобрабатывающий завод может брать сырье со склада, закупать у собственных карьеров, а может приобретать камень на стороне. Закупка сырья со стороны имеет смысл в двух случаях:

1. мощности собственных карьеров не хватает для того, чтобы удовлетворить потребности камнеобрабатывающих заводов (выполнить заказ);

2. требования покупателя кардинально отличаются от качественных характеристик сырья, имеющегося в распоряжении Холдинга.

Во всех других случаях, следует стремиться к максимальной загрузке мощностей собственных карьеров, что может позволить сократить издержки на добычу за счет эффекта от масштаба производства. Однако в ряде случаев, себестоимость собственного производства может превышать отпускную цену сторонних камнедобывающих компаний. Тогда решение об источнике сырьевых ресурсов базируется на выборе: либо экономия текущих издержек, либо сокращение постоянной составляющей в себестоимости.

Камнеобрабатывающий завод может выпускать готовую продукцию и полуфабрикаты (слэбы). Слэбы могут направляться на склад, могут передаваться на другие предприятия Холдинга, а могут реализовываться сторонним покупателям. Готовая продукция изготавливается либо на склад, либо под заказ конкретного потребителя.

Производство продукции на склад оправдано в том случае, если существует твердая уверенность в сбыте накопленного запаса по прошествии какого-то непродолжительного промежутка времени. Необходимо учитывать, что при работе на склад происходит замораживание оборотных средств в запасах сырья или готовой продукции, негативно отражающееся на финансовой устойчивости предприятия. Однако, учитывая сезонность спроса на рынке облицовочного камня, обеспечить нормальную загрузку производственных мощностей без выпуска продукции на склад, как правило, невозможно.

Особо следует отметить, что центры производства и потребления природного камня зачастую не совпадают. Соответственно, при формировании производственной программы следует учитывать затраты на транспортировку сырья до камнеобрабатывающих заводов и готовой продукции до потребителя. Если для гранита затраты на транспортировку блоков на расстояние в 2000 км обычно не превышают 6% в цене у потребителя, то транспортная составляющая для мраморных блоков при перевозке на аналогичное плечо достигает 25 % и более. Перевозка мягких пород на такие расстояния в большинстве случаев вообще не рентабельна.

Для построения экономико-математичес-кой модели формирования производственной программы интегрированной структуры камнеобрабатывающей промышленности введем следующие обозначения.

Интегрированная структура камнеобрабатывающей промышленности располагает i источниками сырья (I = 1,п ). При этом:

i = 1, І2 - поставщики гранитного сырья, в том числе: собственные карьеры (i = 1,/1 ), внешние поставщики сырья (/ = /1 +1, /'2 );

/ = /'2 +1, /4 - поставщики мраморного сырья, в том числе: собственные карьеры (/ = /'2 +1,/3 ),

внешние поставщики сырья (/ = /3 +1,/4 );

/ = /4 +1, п - поставщики сырья из известняка и других мягких пород, в том числе: собственные карьеры (/' = /4 +1,/5), внешние поставщики сырья ( /' = /5 +1, п ).

Получаемое сырье холдинг может обрабатывать на j камнеобрабатывающих заводах (j = 1,т ).

При этом, j = 1, j , - собственные заводы холдинга, а j = j +1, т - независимые камнеобрабатывающие заводы.

Предприятиями холдинга выпускается товарная продукция k видов: блоки (£=1), слэбы (£=2 - для слэбов неполированных, k=3 - для слэбов полированных), плоскостные изделия (£=4), плоскостные толстомерные изделия (£=5), фасонные ^=6) и ритуальные изделия (£=7). При необходимости могут учитываться различные виды обработки изделий (термообработанные, пиленые, колотые, фрезерованные и др.).

На основании анализа производственных возможностей камнеобрабатывающего предприятия, свойств сырья и вида выпускаемой продукции определяется расход 1-го сырья на выпуск единицы к-ой продукции на j-м заводе - bijk .

Мощность заводов по переработке камня определяется отдельно для каждого из р основных технологических процессов (р=1 - распиловка, р=2 -полировка, р=3 - фрезерование и т.д.) и группам пород (гранит, мрамор, известняк). При этом известно общее количество оборудования и соответствующий ресурс его работы на каждом из заводов - Ар

, а также трудоемкость обработки 1-го сырья на j-м заводе при выпуске к-го изделия на р-м технологическом процессе - арк .

На основании маркетинговых исследований рынка готовой продукции определяется максимальный объем спроса по каждому виду изделий - Т .

Емкость рынка обычно прогнозируется не для каждого конкретного вида сырья, а по укрупненным группам (ординарные, высокодекоративные и уникальные). В ряде случаев задается обязательный

объем выпуска - Тт”, обусловленный необходимостью выполнения ранее заключенных контрактов (федеральные, региональные и другие заказы).

Прогнозируется максимально возможный объем

0шах _

поставок каждого вида сырья - ^/. . Для карье-

ров, входящих в состав холдинга, максимально возможный объем поставок сырья ограничивается производственной мощностью предприятия. По другим источникам сырья максимально возможный объем поставок блоков определяется в ходе маркетинговых исследований сырьевого рынка.

На основании сложившейся рыночной конъюнктуры устанавливаются возможные цены на продукцию холдинга - Ц^к. В случае, если отпускная цена для всех заводов холдинга одинаковая (единая ценовая политика на всем пространстве рынка), то ценовой параметр принимает вид Ц1к.

Известны затраты предприятий холдинга на приобретение единицы сырья D1. Для блоков, добываемых на карьерах холдинга, стоимость сырья принимается равной себестоимости добычи. Для независимых поставщиков стоимость сырья принимается исходя из отпускных цен. Кроме того, учитываются затраты на перевозку блоков (в расчете на 1 м3) от /-го поставщика до j-го камнеобрабатывающего завода - V1J. Таким образом, с учетом удельного расхода на выпуск единицы продукции -Ь/]^, стоимость сырья в готовом изделии составит bljk(Dl+Vlj).

Стоимость производства ^ой продукции из /-го вида сырья на j-м предприятии холдинга - Ощк. При этом указанные затраты не включают стоимость получаемого сырья. Затраты по доставке готовой продукции до потребителя составляют - WJk. В зависимости от вида продукции может изменяться полезная загрузка вагона или иного транспортного средства, а также страховые сборы перевозчика.

Для формирования производственной программы интегрированной структуры камнеобрабатывающей промышленности предлагается применить разработанную экономико-математическую модель оптимального использования рыночных, сырьевых и производственных ресурсов, адаптированную к условиям рынка природного камня. Зная среднюю рыночную цену ^й продукции из /-го сырья - Ц/к и себестоимость ее выпуска, необходимо определить объемы производства k-й продукции из /-го сырья -х/к, при которых обеспечивается максимальная совокупная прибыль предприятий, входящих в состав холдинга, при условии рационального использования сырьевых, рыночных и производственных ресурсов.

Модель задачи принимает следующий вид:

максимизировать целевую функцию:

ZZZf Ц„к -D,+V.Jb.yk-Oijk ~W i,k 1 x1Jk ^ max

. '

/=1 j•=1k=1Ч

при ограничениях:

• по емкости рынка:

X Хф * Т ■

т max

ik

S Xjk - T

по объему обязательных поставок:

min

ik ;

• по объему доступного сырья:

ЕЕ Ь^х,, * S”ax;

ф k

• по мощности камнеобрабатывающего оборудования:

SS aijkXyk < APJ;

i k

Хцк - 0 .

Результатом решения задачи являются как оптимальные объемы выпуска различной продукции ХуА, так и потребные объемы сырья

(^ = ЕЕЬукХук ^ на основании кот°рых форми-

ф k

руется производственная программа интегрированной структуры камнеобрабатывающей промышленности.

В заключении хочется отметить, что изложенная методика применима практически для любой интегрированной структуры камнеобрабатывающей промышленности, а ее использование позволяет существенно снизить предпринимательский риск, дополнить интуицию и опыт руководителей строгим экономическим обоснованием принимаемых управленческих решений и упрочить положение компании в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке природного камня.

• по положительности решения:

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

,________________________________________________________________________Q

Федорин В.Ю. - Московский камнеобрабатывающий комбинат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.