Научная статья на тему 'Оптимальная величина физических нагрузок, направленных на развитие аэробной выносливости студентов 17-20 лет'

Оптимальная величина физических нагрузок, направленных на развитие аэробной выносливости студентов 17-20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартыненко В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимальная величина физических нагрузок, направленных на развитие аэробной выносливости студентов 17-20 лет»

известны. Не менее хорошо известно также, насколько важно в бою на ринге правильно организовать дыхание, особенно в условиях целенаправленных ударных воздействий со стороны противника.

Роль устойчивости системы дыхания и, прежде всего, устойчивости её системы управления здесь трудно переоценить.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что в ходе эксперимента, в процессе общей и специальной физической подготовки спортсменов (боксёров) устойчивость их ведущих функциональных систем (кардиореспираторных) существенно повышается. Об этом свидетельствует тот факт, что к концу эксперимента количество испытуемых с апериодическим режимом восстановления контролируемых параметров возрастает с одновременным уменьшением времени релаксации.

2. Установлено также, что повышение устойчивости работы сердечнососудистой системы испытуемых происходит быстрее и глубже, нежели системы дыхания. Это означает, что в практику подготовки боксёров необходимо, помимо всего прочего, включать больше упражнений лёгкоатлетической направленности, плавания и других спортивных дисциплин, способствующих интенсивному развитию системы дыхания.

3. Адекватность, доступность и простота описанной технологии объективного контроля устойчивости ведущих функциональных систем организма спортсменов позволяет рекомендовать её к внедрению в повседневную практику тренировочного процесса.

В заключение в связи с рассматриваемой проблемой уместно провести некоторые аналогии между биологическими и техническими системами. Дело в том, что в технике устойчивость систем автоматического управления изучается уже давно и весьма успешно. Достаточно сказать, что результаты таких исследований широко используются в инженерной практике, и оценка устойчивости систем управления входит уже как стандарт в техническое задание на их разработку. На наш взгляд, подобное развитие событий в ближайшее время ожидает нас и в исследованиях спортивных систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка системных характеристик физического состояния организма спортсмена / А.А. Князев, И.В. Попов, Н.П. Любецкий, А.С. Карлова // Физическая культура, спорт и туризм : сегодня и завтра : сб. материалов науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 229-234.

2. Постон, Т. Теория катастроф и её приложения / Т. Постон, И. Стюарт. - М. : Мир, 1980. - 607 с.

3. Попов, И.В. Устойчивость функциональных подсистем организма человека / И.В. Попов, О.В. Лисейкина // Инновационные процессы преобразования физической культуры, спорта и туризма : научные труды международной научно-практической конференции / под ред. Евсеева Ю.И., Кабаргина Б.А. - Ростов-на-Дону, 2006. - Т. 2. -С. 211- 216.

ОПТИМАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ АЭРОБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ 17-20 ЛЕТ

В.С. Мартыненко

Исследования заболеваемости среди студентов свидетельствуют, что в последние годы на первом месте в нашей стране, как и во всем мире, находятся заболевания сердечно-сосудистой системы [1]. Тем не менее, учеными и специалистами в сфере физической культуры и спорта уже давно установлено, что выраженным оздорови-

тельным и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечнососудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей различного возраста должны составлять циклические упражнения аэробной направленности [3, 5], к которым, прежде всего, относится бег.

В настоящее время вопрос об оптимальных величинах беговых нагрузок на физкультурных занятиях для студентов вузов остается в научной литературе открытым, хотя в публикациях прошлых лет объем рекомендуемого бега для молодёжи студенческого возраста обозначается в пределах 5 км за одно занятие со средней скоростью 2,7-2,8 м/с [2, 4, 5, 6].

Однако, учитывая, что данные рекомендации были предназначены для студентов 80-90 г.г., а не современных, имеющих более низкий уровень функциональной подготовленности, их необходимо было проверить в ходе экспериментальных исследований.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте приняли участие 265 юношей студентов 1-4-го курсов высших учебных заведений г. Волжского Волгоградской области и г. Волгограда в возрасте 1720 лет. Юноши на занятиях по физической культуре после стандартной разминки последовательно пробегали дистанции от 200 до 3000 м с постепенно повышающейся скоростью от 1,7 м/с до 3,8 м/с. На одном занятии всегда был только один вид испытаний: например, бег 200 м. На другом занятии - 400 м и т.д. Во время всего занятия при помощи командной системы регистрации сердечного ритма Polar у каждого испытуемого студента фиксировали частоту сердечных сокращений (ЧСС уд/мин). При помощи прилагающейся компьютерной программы рассчитывали минимальную, среднюю и максимальную величину ЧСС, суммарную величину сердечных сокращений (СС), расход энергии в ккал/мин как во время бега, так и в период восстановления.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате установили, что зависимость скорости бега студентов вуза в аэробной зоне энергообеспечения (средняя величина ЧСС - не выше 165 уд/мин) от длины дистанции имеет форму гиперболы (рис. 1).

чина ЧСС - не выше 165 уд/мин) от длины дистанции у студентов вуза 17-20 лет

Точка изгиба приходится приблизительно на дистанцию 800 м, что соответствует скорости в 2,4 м/с. При увеличении дистанции от 200 до 800 м (на 600 м) оптимальная скорость бега в аэробном режиме уменьшается на 0,7 м/с - в среднем при прибавке

дистанции в 100 м скорость снижается на 0,1 м/с. А при дальнейшем увеличении дистанции бега до 3000 м (на 2200 м) оптимальная скорость бега в аэробном режиме уменьшается всего на 0,5 м/с, то есть на каждые 100 м потеря оптимальной скорости составляет всего 0,02 м/с, то есть меньше, чем на дистанциях от 200 до 800 м, в пять раз.

Зависимость общего расхода энергии от длины пробегаемой дистанции в аэробной зоне энергообеспечения у юношей студентов, в отличие от скорости бега, имеет линейную форму. Чем больше пробегаемая дистанция, тем больше общий расход энергии: 200 м - 9,2 ккал; 3000 м - 240,2 ккал. Но эта зависимость проявляется только по отношению к общему расходу энергии. Относительный расход энергии (ккал/мин) интенсивно возрастает с увеличением длины пробегаемой дистанции до 1000 м, а затем практически не меняется, оставаясь на уровне 9 ккал/мин (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость относительного расхода энергии от длины дистанции в аэробной зоне энергообеспечения у студентов вуза 17-20 лет

Необходимо отметить, что представленные результаты рассчитаны относительно средних величин, а, следовательно, и характеризуют среднего юношу студента в возрасте 17-20 лет, имеющего нормостенический тип телосложения, длину тела - 174178 см и массу тела - 63-69 кг, относительную величину максимального потребления кислорода (МПК) - 35 мл/мин/кг.

Следующим шагом исследования было определение оптимального объема бега в аэробном режиме на дистанциях от 200 до 3000 м. В основу теоретического определения оптимального объема физической нагрузки для студентов были положены представления о минимально и максимально допустимых объемах расхода энергии во время физической работы на учебных занятиях в вузе. Некоторые специалисты считают, что оптимальный расход энергии за одно занятие физической культурой в вузе, включая все его части, должен находиться в пределах 250-300 ккал [7]. Такая нагрузка не оказывает отрицательного влияния на физическую и умственную работоспособность в течение последующих учебных занятий.

Исходя из рекомендуемой величины расхода энергии, рассчитали оптимальные объемы бега на различных дистанциях для юношей разного уровня подготовленности в рамках одного учебного занятия. Эти данные представлены в таблице 1.

Остальное время учебных занятий, а также недостающий объем двигательной активности (недостающий расход энергии), целесообразно дополнять другими физическими упражнениями, направленными на решение других задач физического воспитания.

Таблица 1

Параметры оптимальной величины физической нагрузки, направленной на развитие аэробной выносливости, для студентов 17-20 лет различного уровня _________________подготовленности на учебных занятиях в вузе__________________

Дистанция Низкий уровень (МПК <30 мл/мин/кг) Средний уровень (МПК=31-39мл/мин/кг) Высокий уровень (МПК>40 мл/мин/кг)

V (м/с) t (мин.с) иг р е) нл m g о( X с й Рч Кол-во повторов Объем бега (м) )с > t (мин.с) иг р е) нл m g о( X с й Рч Кол-во повторов Объем бега (м) )с > t (мин.с) Расход энергии (ккал) JVUJl-bU ишзіи- ров Объем бега (м)

200 2,7 1.14 10,5 8 3600 3,1 1.05 9,2 10 4000 3,5 0.57 8,1 12 4800

400 2,5 2.40 23,2 6 3200 2,8 2.23 20,7 8 3800 3,2 2.05 18,1 9 4400

600 2,3 4.21 38,3 4 3000 2,5 4.00 35,2 5 3000 2,8 3.34 31,0 6 3600

800 2,2 6.03 53,8 3 2400 2,4 5.53 49,4 4 3200 2,7 4.56 43,9 4 3200

1000 2,1 7.56 71,4 2 2000 2,3 7.14 65,1 3 3000 2,6 6.25 57,8 3 3000

1200 2,1 9.31 85,7 2 2400 2,3 8.42 78,3 2 2400 2,6 7.42 69,3 2 2400

1400 2,0 11.40 105,0 1 1400 2,2 10.36 95,4 2 2800 2,5 9.20 84,0 2 2800

1600 2,0 13.20 121,3 1 1600 2,2 12.07 110,3 1 1600 2,5 10.40 97,1 2 3200

1800 1,9 15.47 143,6 1 1800 2,1 14.17 130,0 1 1800 2,4 12.30 113,7 1 1800

2000 1,9 17.30 159,2 1 2000 2,1 15.50 144,1 1 2000 2,4 13.55 125,3 1 2000

2200 1,9 19.18 175,6 1 2200 2,1 17.28 158,9 1 2200 2,4 15.17 139,1 1 2200

2400 1,8 22.13 202,2 1 2400 2,0 20.00 182,0 1 2400 2,3 17.23 158,2 1 2400

2600 1,8 24.04 219,0 1 2600 2,0 21.40 197,2 1 2600 2,3 18.50 171,4 1 2600

2800 1,7 27.27 249,8 1 2800 1,9 24.34 223,6 1 2800 2,2 21.13 193,1 1 2800

3000 1,7 29.25 267,7 1 3000 1,9 26.20 239,6 1 3000 2,2 22.45 207,0 1 3000

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе экспериментального обоснования рекомендованных оптимальных величин физической нагрузки (её объема и интенсивности), направленной на развитие аэробной выносливости студентов вуза, за два учебных года в экспериментальной группе юношей относительная величина МПК в среднем возросла на 17%. При этом значительно улучшились результаты в беге в беге на 3000 м - на 1 мин 32,4 с.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н.А. Здоровье студентов / Н.А. Агаджанян. - М. : Россия, 1997.

- 300 с.

2. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет.

- Киев : Здоровье, 1989. - 216 с.

3. Виру, А. А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.

4. Иващенко, Л.Я. Дозирование нагрузок в базовой физической культуре : два подхода в решении проблемы // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 6. - С. 11-14.

5. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

6. Паффеенбаргер, Р.С. Здоровый образ жизни / Р.С. Паффеенбаргер, Э. Оль-сен. - Киев : Олимпийские виды, 1999. - 320 с.

7. Тимошкин, В.Н. Структура двигательной активности студентов и ее совершенствование в процессе обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тимошкин В.Н. - М., 1993. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.