УДК 727.3
БЕЛОШЕЙКИНА В. В.
Оптические иллюзии в искусстве и дизайне
Статья посвящена анализу использования оптических иллюзий в искусстве и дизайне. Рассматривается оп-арт как направление в искусстве XX века, его эстетика, используемые средства художественной выразительности, анализируется влияние направления оп-арта на различные сферы дизайна и специфика применения оптических иллюзий в дизайне.
Ключевые слова: оп-арт, оптические иллюзии, дизайн, В. Вазарелли, Б. Райли, искусство, влияние, заимствование.
BELOSHEYKINA V. V.
OPTICAL ILLUSIONS IN ART AND DESIGN
This article analyzes the use of optical illusions in art and design. The article deals with op-art, as art direction in the XX century. its aesthetics used means of artistic expression. The author analyzes the impact of the direction op-art on various areas of design and specific application of optical illusions in the design.
Keywords: op-art, optical illusions, design, Vazarelli B, Riley B., art, influence, borrowing.
Белошейкина Валентина Викторовна
магистрант УралГАХА, кафедра «Дизайн костюма»
е-mail: [email protected]
Возникшее в начале XX в. авангардное искусство включало в себя разнообразные направления, одни из них пытались передать внутренний мир человека, его психическое состояние и эмоции, а другие — сконструировать новую реальность, выявить структуру, строение вещей, за счет которых подчеркнуть выразительность и информативность окружающей действительности. В произведениях оп-арта соединяются иллюзорное и реальное, за счет этого оказывается определенное воздействие на зрителя, меняется атмосфера вокруг него. Направление оп-арт в живописи было популярно в 1960-е гг., однако оно не получило такого широкого признания, как поп-арт.
При этом оп-арт оказал большое влияние на различные сферы дизайна. В наши дни дизайнеры продолжают вдохновляться произведениями оп-арта, находя в использовании зрительных иллюзий большое количество разнообразных идей формообразования. Для применения автором оптических иллюзий в практической деятельности ему необходимо обратиться к оп-арту и выявить формы его влияния на дизайн, уровни заимствования дизайном средств и методов, используемых в искусстве, найти различия в применении зрительных иллюзий в искусстве и дизайне.
Оп-арт (от англ. op-art — сокращенный вариант optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины XX в., использующее различные зрительные иллю-
зии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма. Направление оп-арта зародилось в 1950-е гг. внутри абстракционизма, точнее его разновидности — геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 1960-м гг. В 1955 г. в Париже оп-арт экспонировала в своей галерее Д. Рене (Denis Rene). Но всемирную известность оп-арт получил в 1965 г. после нью-йоркской выставки «Чувствительный глаз» (The Responsive Eye) в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 г. в Болонье, в изобилии демонстрировались произведения художников этого направления — Виктора Вазарелли, Еннио Финци и др. [4]. Художники оп-арта нередко объединялись и выступали инкогнито: группа «Н» (Падуя), группа «Т» (Милан), группа «Зеро» (Дюссельдорф), «Группа исследований визуального искусства», возглавляемая В. Вазарелли, которая дала первоначальный толчок движению оп-арта. Видные представители этого направления — Виктор Вазарелли, Бриджит Райли, Хесус Рафаэль Сото, Ричард Анушкевич, Карлос Крус-Диес.
Деятели оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия человеком плоских и пространственных фигур. Восприятие объекта основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. В качестве
средств образной выразительности здесь фигурируют цвет, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде точек, линий, кривых, спиралей, усложненных наложением или совмещением разных орнаментов, вызывающий эффект «вторичных образов», пляску непрерывно движущихся, оспаривающих друг друга узоров и дополнительных цветов. Задача оп-арта в искусстве — обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования в области гештальтпсихологии показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему. В произведениях оптического искусства, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры. Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками.
«Группа исследований визуального искусства» (объединение художников оптического и кинетического искусства) писала в своем манифесте «Довольно мистификаций» (1961): «Больше не должно быть произведений исключительно для: культурного глаза, чувствительного глаза, интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза. Человеческий глаз является нашей исходной точкой» [4]. Под «человеческим глазом» имеются в виду типовые реакции психики, на основе которых возникают иллюзии. Такие иллюзии действительно имеют всеобщий характер и не зависят от индивидуального сознания, культуры, убеждений и вкусов личности. В этом смысле создания оп-арта общедоступны. Кроме того, многие произведения этого направления вследствие элементарности формы и дешевизны материалов (бумага, различные виды пластмасс) легко воспроизводимы в промышленности. На этих основаниях художники гордились демократизмом своего искусства.
В работе по эстетике Ю. Б. Борева оп-арт представлен как разновидность поп-арта. По мнению ученого,
рекламно-пропагандистский характер оп-арта роднит его с поп-артом, который, в свою очередь, преимущественно ориентирован на массовую нетворческую личность, лишенную самостоятельности мышления и заимствующую свои мысли из рекламы и других средств массовой коммуникации. Принцип поп-арта — эстетизация мира вещей, в оп-арте упор с мира вещей перенесен на светоцветовую среду и световую атмосферу вокруг человека. Особая эстетическая среда создается с помощью цветонасыщенных оптических эффектов, благодаря применению линз, зеркал, вращающихся устройств, дрожащих металлических пластинок и проволок. При этом художник достигает высокой степени абстрагирования от конкретности. Оп-арт объединил поп-арт с традициями геометрического абстракционизма [1, 366—370]. Художественная концепция абстракционизма утверждает необходимость бегства личности от банальной и иллюзорной действительности. Основоположники этого направления В. Кандинский, П. Мондриан, В. Татлин, К. Малевич считали абстракционизм внутренней эмиграцией личности, уходом во внутренний мир, отчуждением от реальности. Произведения оп-арта, как и произведения абстракционизма, отрешены от форм самой жизни и воплощают субъективные впечатления и фантазии художника [1, 327—329]. Однако абстракционисты освобождают живопись от чувственной формы, отказываясь от фигуративности, трехмерности художественного пространства, перспективы изображения, оттенков цвета, светотени. Задачи оп-арта — прямо противоположные. Используя внешне рационалистические средства, оп-арт ориентируется на достижение, безусловно, чувственных эффектов, ведь оптические иллюзии — одна из разновидностей чувственного восприятия. В оп-арте нет сюжета и темы в привычном понимании, на первое место в нем выходит визуальный эффект.
Мало отразившись на архитектуре, в середине 1960-х гг. оп-арт проник во все сферы дизайна. Дизайнеры обратили внимание не только на тот шокирующий эффект, который производили на зрителя произведения оп-арта, но и на то, что зрительные иллюзии можно использовать для визуального изменения формы, поверхности объекта, придать ему новую пластику, не меняя при этом конструкции. Одну и ту же форму можно визуально изменять несколько раз, применяя к ней различные иллюзии. Оптические
иллюзии, которые идеально воспроизводились типографским способом, применялись в графическом дизайне того времени для оформления рекламных плакатов, афиш, обложек книг и музыкальных пластинок. В дизайне интерьеров с помощью зрительных иллюзий дизайнеры достигали цели изменения пространства, зрительного увеличения объема помещения. Иллюзия пространственного перемещения, парения, слияния форм достигалась при помощи резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. Часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции, использовались материалы с отражающей поверхностью (металл, стекло, пластик), различные ткани. Произведения художников, работавших в направлении оп-арт, впоследствии с успехом использовались в оформлении дискотек, коммерческих выставок, светозвуковых шоу и других массовых мероприятий. Это придавало помещению футуристический вид, казалось, что стены, пол и потолок вибрируют, движутся. Разработки в области оп-арта нашли применение в дизайне мебели и бытовых приборов.
Искусство оп-арта оказало большое влияние на дизайн одежды и текстиля. Фирмы по производству тканей нанимали известных художников для разработки актуальных орнаментов. Новые возможности синтетики (прозрачность, блеск), ее оптические свойства позволяли лучше выразить модные тенденции. В 1960-е гг. для изготовления модной одежды использовались ткани с геометрическим рисунком, с принтами в духе оп-арта, это придавало одежде броский, экстравагантный вид. Б. Райли и В. Вазарелли придерживались противоположных взглядов, когда дело касалось коммерциализации их работ. В то время как Вазарелли считал, что искусство оп-арта должно быть доступно каждому и художники должны даже сотрудничать с текстильными фирмами, Райли раздраженно реагировала на то, что ее работы используют в коммерческих целях. Она считала, что ее искусство превращают в «вульгарные тряпки» и однажды публично выразила негодование одной нью-йоркской марке, подала иск в суд, но безуспешно.
В наши дни дизайнеры продолжают использовать безграничные возможности зрительных иллюзий, предлагая потребителю на время окунуться в другую реальность, в ув-
Таблица 1. Сравнительный анализ использования оптических иллюзий в искусстве и дизайне
№
п/п
Критерии
Искусство (оп-арт)
Дизайн
Цель
Передать субъективные впечатления и фантазии художника
Визуально изменить или скорректирвать форму, расширить пространство
Функция
Эстетическая
Утилитарно-эстетическая
Цвет
Изначально ахроматическая гамма, впоследствии вводится цвет, присутствует контраст по цвету или по светлоте
Ахроматическая гамма, разнообразная цветовая гамма, всегда присутствует контраст
В. Вазарелли.
Сверхновые,
1959—1961
В. Вазарелли.
Вега-Нор,
1969
Чайник Prestige
П. Полен. ABCD Sofa, 1966
Тематика
Нет сюжета, основная тематика изображения — плоскостные геометрические фигуры, работа с которыми и создает феномен движения
Композиции из геометрических фигур, линий, визуально изменяющих объем поверхности
Б. Райли. «Движение в квадратах», 1961
Мужская одежда, 1960-е
Г. Пью, весна-лето 2012
Исполь-
зуемые
матери-
алы
Изначально живописные и графические материалы, впоследствии применяются линзы, зеркала, металл, пластмасса, проволока, световые источники
Металлические конструкции, пластмасса, стекло, обои, керамическая плитка, зеркала, ткани, трикотаж
Ф. Морелле, 1962
X. Р. Сото Cubo Polycromo, 1996
Ковер, Missoni Home
Керамическая плитка Wave, Cerdomus
2
3
4
5
лекательную игру. Сегодня в дизайне интерьеров жилых и общественных зданий, в обивке мебели применяют иллюзорно объемный рисунок. Иногда отделку стен выполняют заодно с полом или потолком, мебелью, добиваясь создания эффекта слитности, взаимных переходов одного в другое. Для организации таинственного, пульсирующего пространства, для создания игры света и тени размещают световые элементы в потолке, полу, стенах, мебели, в предметах интерьера. Мотивы оп-арта прослеживаются в творчестве таких дизайнеров, как Карим Рашид, Гаэтано Пеше, Пьер Полен.
Оп-арт также популярен в текстильном дизайне, ярким тому примером служат орнаменты дома Missoni. Отличительной чертой этого итальянского дома моды являются узоры для трикотажа и тканей, состоящие из зигзагов и полосок
контрастных цветов, в духе оп-арта. Одежда Missoni обрела известность в середине 1960-х гг., когда оп-арт был на пике популярности, однако эта фирма до сих пор не сдает своих позиций. Сейчас в дизайне одежды зрительные иллюзии активно применяются с целью коррекции фигуры, изменения ее пропорций,что не было характерно для 1960-х гг. Иллюзии используются не только в расцветке тканей, но и в линиях кроя одежды. Также очень популярна иллюзия контраста, которая визуально создает новый силуэт фигуры в одежде, этот прием очень часто встречается в коллекциях современных дизайнеров, например Кристофер Кейн, Хуссейн Ча-лаян, Проенза Шулер. Еще одна область применения иллюзий в дизайне одежды — это изменение формы за счет искусственного создания складок, объемов. Такая
работа с объемами придает даже простой форме авангардный вид, порой дизайнер намеренно искажает человеческую фигуру таким образом. При создании моделей одежды дизайнеры черпают вдохновение в произведениях художников, работавших в направлении оп-арт, — В. Вазарелли, Б. Райли и др. Это прослеживается в творчестве японских дизайнеров Иссей Мияке и Джулии Ватанабе, а также британского дизайнера Гарет Пью. Для них характерно использование тканей с принтами оп-арта, игра с орнаментами клетка и полоска, использование блестящих, светящихся тканей, что придает одежде футуристический, экстравагантный вид.
В завершение необходимо сказать о различии использования оптических иллюзий в искусстве и дизайне. В искусстве художники, работавшие
Таблица 1. Сравнительный анализ использования оптических иллюзий в искусстве и дизайне (окончание)
№
п/п
Критерии
Искусство (оп-арт)
Дизайн
Харак-
терные
приемы
Цвет, контрастный или тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде точек, линий, кривых, спиралей, вызывающий эффект «вторичных образов», создающий иллюзию движения
Цветовые и тональные контрасты, ритмические повторы, использование материалов с отражающей поверхностью, иллюзорно объемный рисунок на поверхности, эффект слияния в отделке стен, пола и потолка
К. Крус-Диес. Induction Б. Райли. «Орфейская Chromatique 39, 1971 элегия 1», 1978
Интерьер в духе оп-арт
X. Чалаян, осень-зима 2009—2010
Область
примене-
Изначально живопись, графика, впоследствии 3D искусство, стрит-арт
Графический дизайн, дизайн интерьеров, мебели, светильников, бытовых приборов, текстильный дизайн, дизайн одежды
В. Вазарелли.
CheytM, 1970
К. Веннер. Street illusion
Г. Пеше.
Кресло Up, 1969
Орнамент для трикотажа, Missoni
Выдаю-
щиеся
предста-
вител
В. Вазарелли, Б. Райли, Р. Анушкевич, Х. Р Сото, К. Крус-Диес, группа «Т», группа Zero
К. Рашид, Г Пеше, П. Полен, Missoni, G. Pugh, J. Watanabe
Г Юккер (группа Zero). «Белое поле», 1966
Р. Анушкевич. Deep Magenta Square, 1978
К. Рашид.
Шкаф Blend, 2006
Дж. Ватанабе, 2011
6
7
а
в направлении оп-арт, ставили перед собой цель воплотить свои субъективные впечатления и фантазии в произведении. Дизайнеры используют оптические иллюзии с целью полностью изменить или скорректировать уже существующую форму, зрительно расширить пространство. Этим обусловлено и различие приемов, которыми пользуются дизайнеры и художники. Сходство остается в том, что и художники и дизайнеры работают с ахроматической цветовой гаммой или с контрастными цветами и плоскостными геометрическими фигурами. Несмотря на то, что во второй половине XX в. предсказывали скорое угасание интереса к опарту, в XXI в. это направление широко распространено как в искусстве, так и в дизайне. Для него находятся все новые области применения, используются современные материалы, поскольку оптические иллюзии
дают безграничные возможности для творчества.
Заключение
Можно сделать вывод, что при использовании оптических иллюзий дизайнеры ставят цель визуально преобразовать форму, тогда как у художников нет конкретной цели, они выражают свои эмоции и впечатления в произведениях. Дизайн перенял от оптического искусства приемы работы с плоскостными геометрическими фигурами и цветовыми и тональными контрастами, за счет чего создается иллюзия искажения и движения.
В настоящее время оптические иллюзии активно используются как в искусстве, так и в дизайне. Зрительные иллюзии лежат в основе современного 3Б искусства и стрит-арта. Они часто применяются в графическом дизайне и рекламе, дизайне ин-
терьеров, дизайне мебели, бытовых и осветительных приборов, текстильном дизайне и дизайне одежды.
Список использованной литературы
1 Борев Ю. Б. Эстетика // учебник. М., 2002.
2 Бхаскаран Л. Дизайн и время: стили и направления в современном искусстве и архитектуре/пер. с англ. И. Д. Голыбиной. М., 2006.
3 Зелинг Ш. Мода: век модельеров, 1900—1999./ Кельн, 2000.
4 Игорь Ачкасов, оп-арт, URL: http://im-possible.info (дата обращения: 20.10.2011).
5 Claire Oldman. Op Art in Fashion and Design. URL: http://op-art.co.uk (дата обращения: 24.10.2011).
6 Jessica Bumpus, Gareth Pugh Spring/Summer 2012 Show report. URL:http://vogue.co.uk (дата обращения: 24.10.2011).