Научная статья на тему 'Опровержение'

Опровержение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Леви Г. Д.

Ответ генерального директора ООО «Дневник.ру» на статью А.Б. Вифлеемского «Дневник.ру»: мифы и реальность», опубликованную в № 7 журнала «Народное образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опровержение»

Право на ответ

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

В№ 7'2012 журнала «Народное образование» была помещена статья «Дневник.ру»: мифы и реальность». По мнению сотрудников компании «Дневник.ру» (а это один из крупнейших в России образовательных интернет-проектов), материал наносит ущерб её репутации. Автор публикации А.Б. Вифлеемский сомневается в базовых принципах «Дневник.ру»: бесплатности для пользователей и надёжности защиты персональных данных. Это означает, что есть смысл подробнее рассказать о работе ООО «Дневник.ру» и снять возникающие вопросы.

Единая образовательная сеть «Дневник.ру» создаёт уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей, с возможностью дистанционного обучения, управления школьным документооборотом и социальной сетью, обеспечивая безопасность передачи данных и отсутствие платы за подключение.

Работа над «Дневник.ру» началась в 2007 году, и в 2009 он был запущен в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2010 году «Дневник.ру» награждён

«Премией Рунета» в номинации «Учительский интернет-проект года». В апреле 2012 года — получил премию World Summit Award как победитель в категории E-Leaming&Education. В августе 2012 года компания стала резидентом инновационного Фонда Сколково, а в октябре 2012 года «Дневник.ру» получил сразу две награды: премию «Золотой сайт» в номинации «Социально-значимые проекты федерального уровня» и премию «SaaS-решений обла-ка-2012» в номинации «Облачные решения для государства».

Ресурс полностью отвечает требованиям Министерства образования и науки России, о чем говорит аналитика, доступная на сайте компании в разделе «Справочный центр».

Сервисы, утверждённые министерством, бесплатны: электронный журнал, электронный дневник, сайт образовательного учреждения, электронная школьная газета, электронное портфолио, сетевые сообщества, личная страница и блог, онлайн-ин-формирование родителей об успеваемости ребёнка, поурочное планирование, отчётность для органов управления образованием, доступ к конструктору тестов. В этот пакет входят медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие

вузы России. Сервис позволяет перенести учебный процесс в Интернет в случае карантина или отмены занятий из-за погодных условий. Школы бесплатно пользуются технической поддержкой и сопровождением, печатной продукцией, пособиями и материалами по работе в Единой образовательной сети.

Когда образовательное учреждение подписывает соглашение с «Дневник.ру», персональные данные пользователей проходят обработку в ОУ и передаются на защищённый сервер компании. Ее головной офис расположен в Санкт-Петербурге. Техническая площадка её информационной системы — в дата-центре Linxtelecom в том же городе, на ул. Репищева, д. 20а, вопреки рассуждению А. Б. Вифлеемского, что «серверы таких компаний, как правило, расположены за пределами России, на территории иностранных государств».

Компания ООО «Дневник.ру», как юридическое лицо, зарегистрирована в качестве оператора по обработке персональных данных в реестре Роскомнадзора под номером 09-0062296 и полностью соответствует требованиям законодательства о защите персональных данных. Это подтверждает сертификат ФСТЭК № 2309 от 28 марта 2011 года.

То, что Единая образовательная сеть гарантирует безопасность хранения и использования данных для образовательных учреждений, доказывает также «Аттестат соответствия требованиям по безопасности информации» под №878, от 01.06.2012, выданный организацией «ЗащитаИнфоТранс», сертифицированной ФСТЭК России на проведение аттестационных мероприятий. Документ говорит о том, что «Дневник.ру» отвечает требованиям нормативной документации по безопасности информации, предъявляемым к системам класса К-2. Согласно ФЗ-152 «О персональных данных», 2 класс как раз и обязывает пройти аттестацию по требованиям безопасности информации и реализации мероприятий по защите персональных данных от побочных электромагнитных излучений и наводок и получить лицензию ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации для распределённых систем. Соответствующая лицензия компанией получена.

Коммерческий директор Наталья Афанасьева подтверждает бесплатность для пользователей «Дневник.ру».

— Наталья, автору статьи не дает покоя вопрос, за счёт чего финансируется проект?

— Это делается за счёт привлечённых инвестиций, рекламной деятельности

и предложения пользователям дополнительных платных услуг, которые не являются обязательными. Реклама на внутри-школьных страницах Сети не размещается.

— Будет ли в дальнейшем уменьшаться перечень бесплатных услуг?

— Нет, ни в коем случае.

— А.Б. Вифлеемского беспокоит, что оповещения по смс и электронной почте — платные.

— Это так, но они не входят в утвержденный обязательный список. Дополнительные сервисы устанавливаются по желанию родителей и не влияют на управление образовательным процессом. Пользователи могут бесплатно знакомиться со всей информацией в личном кабинете на сайте.

— В одном из интервью, посвящённом деятельности ООО «Дневник.ру», говорилось о возможности для субъектов РФ покупать лицензию на продукт компа-

нии

. Зачем,

если сейчас этого не нужно?

— Некоторые регионы хотят иметь эксклюзивный продукт с другими функциями сверх установленного. В этих случаях мы создаём для них программы на заказ за отдельную плату.

— Какого рода реклама размещается на вашем ресурсе?

— Мы называем рекламодателей своими партнёрами, потому что их информация — не реклама в привычном смысле,

Г.Д. Леви. Опровержение

это сведения о социальных проектах, акциях, конкурсах, к участию в которых приглашаются пользователи Дневника. К примеру, для участия в VII Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов мы приглашали старшеклассников с компанией Siemens, с Британским Советом проводили конкурс на знание английского языка: его победители могли три недели бесплатно обучаться в Concord college — одной из лучших школ Великобритании. В этом конкурсе приняли участие более 100 000 школьников.

— Автор статьи переживает, что рекламодателю передаются персональные данные пользователей.

— Это не так. Персональные данные остаются в системе «Дневник.ру», которая несёт полную ответственность за их сохранность перед законом. Их обработка делается в образовательных целях с разрешения родителей. Рекламодатели получают только обобщённую статистику о количестве показов рекламного баннера и переходов на их сайт.

— Нужно ли согласовывать работу ООО «Дневник.ру» с Министерством образования и науки?

— Мы не получаем денег от государства, и одобрения органов власти не требуется. Но они устраивают на нашей площадке свои мероприятия, что говорит о доверии нашей компании. Не так давно Минобрнауки России на базе «Дневник.ру» провело конкурс «Урок XXI века», участники которого представляли собственные электронные портфо-лио учебных и профессиональных достижений. К нему проявили интерес свыше 30 000 пользователей. Также наши эксперты по приглашению министерства провели встречу

с министром образования и науки Д.В. Ливановым в рамках обсуждения Закона «Об образовании».

Систему информационной безопасности «Дневника» анализировал независимый эксперт — старший IT-специалист компании jNetX Software Руслан Саввин.

— Руслан, насколько, на ваш взгляд, безопасна система «Дневник.ру»?

— Я сам зарегистрирован в «Дневник.ру», это удобно. В обмен на это я получаю некоторую вероятность, что данные обо мне или сыне будут недоступны третьим лицам. Но насколько она высока? Какие действия предпринимает компания, чтобы этого не случилось? В России есть стандарты безопасности. Для качественной оценки защищённости ресурсов заинтересованные компании проходят сертификацию на соответствие этим стандартам и периодические аудиты. Грубо говоря, не прошёл сертификацию — значит, недостаточно защищён. «Дневник.ру» — прошел. Значит — защищён.

Переводя на понятный язык, сертификация — это процесс определения безопасности системы, его соответствие какому-то из классов. Например, «для служебного пользования» — один класс секретности, «секретно» — более строгий класс, «совершенно секретно» и «особой важности» — требования ещё выше. Как мы уже сказали, «Дневник.ру» получил необходимые подтверждения соответствия своей работы требованиям закона.

— Процитирую г-на Вифлеемского: «Сертификат ФСТЭК отнюдь не означает «полного соответствия требованиям законодательства о защите персональных данных»: он всего лишь означает соответствие информационной системы заявленному классу по требованиям безопасности информации... » — как это понимать?

— Это абсолютно верно, кроме казуистического «ВСЕГО ЛИШЬ», которое автор ввернул для устрашения читателей. Пропустите это словосочетание, останется истина. Система соответствует требованиям.

Также у него сказано: «Обратим особое внимание на то, что, согласно статье 6 Федерального закона «О персональных данных», согласие на передачу данных на обработку третьим лицам обязана получить

именно школа, и если какие-то нарушения при такой обработке будут установлены, то отвечать придётся директору школы (или должностному лицу, назначенному ответственным за обработку персональных данных в школе).

Я лично подписывался под передачей своей информации в «Дневник.ру», то есть согласие дают родители, каждый персонально.

Выполнение требований безопасности — в интересах самой компании. Поэтому и доступ к системе «Дневник.ру» получают под подпись, в отличие от обычных социальных сетей, где может зарегистрироваться кто угодно. И у этой системы не было случаев кражи информации.

— Г-н А. Б. Вифлеемский предполагает, что ООО «Дневник.ру» использует персональные данные учащихся, родителей и учителей

в рекламных целях.

— Поскольку сервис бесплатный для учеников и родителей, то «Дневник.ру» размещает на своем ресурсе целевую рекламу, применяя принцип выборки. Таким же образом Google и Яндекс используют поисковые запросы людей, чтобы предлагать им рекламу по выбранным ими же самими темам. Однако при этом персональные данные не разглашаются, а остаются в системе, причём в зашифрованном виде. Доступ к ним имеет только владелец ресурса. Рекламодатель получает лишь статистику: сколько посещений, пользователей, какого возраста.

— Что вы можете сказать о трансграничной передаче?

— Сервер «Дневник.ру» расположен в дата-центре Linxtelecom'a, по адресу Санкт-Петербург, R20a. Деятельность по резервированию данных находится под ответственностью Linxtelecom'a. Почему-то не нравится А. Б. Вифлеемскому тезис о хранении и передаче данных в зашифрованном виде, что гарантирует «Дневник.ру». Его фраза: «Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях...» — говорит

о том, что автор полагает, будто защиты данных не происходит. Но всё дело в том, что шифрование информации и является адекватной защи-

той! А о передаче на территорию другого государства речь вообще не идёт. Или он не понимает, о чём пишет, или хочет ввести в заблуждение непонимающего читателя. Действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, рассуждая об информационной безопасности, мог хотя бы привлечь студента соответствующей специальности при подготовке статьи.

Таким образом, высказывания автора статьи «Дневник.ру»: мифы и реальность» не находят своего подтверждения. Недаром к Единой образовательной сети подключено уже более 23 680 школ и почти 4 900 000 пользователей! И в заключение хочется привести слова директора средней общеобразовательной школы № 1 (Калининградская область) Алексея Голубицкого:

«Решение о внедрении «Дневник.ру» было принято год назад по результатам совещания коллег, стаж которых варьируется от 3 до 30 лет. Примечательно, что в нашем коллективе не оказалось ни одного человека, кто проголосовал бы против. В процессе подключения велись консультации с юристами управления образования региона. Подключение к «Дневник.ру» — совершенно бесплатное, и денег специалисты компании с нас не брали даже за подробные консультации по работе в системе, — рассказывает он. — В «Дневник.ру» подкупает многое: это и оперативное информирование родителей о посещаемости и успеваемости ребенка, и быстрота обратной связи, и возможность проведения виртуальных конференций, и расширение знаний вне рамок образовательной программы. За всё время использования не было ни одного случая утечки персональных данных — в «Дневник.ру» всё официально. Хочу отметить, что мы не просто «потребители» системы «Дневник.ру», но уже стали её активными пользователями и инициаторами усовершенствований. Чего и всем желаем!»

ООО <<Цневник.ру» Генеральный директор ГД. Леви

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.