References
1. Grib V. V. Vzaimodeystvie grazhdanskogo obshchestva i organov gosudarstvennoy vlasti v so-tsialnoy sfere [Interaction of civil society and public authorities in the social sphere]. Sotsialnoe i pensionnoe pravo, 2010, no. 4, pp. 13-17.
2. Bennett W. L., Segerberg A. Digital media and the personalization of collective action: Social technology and the organization of protests against the global economic crisis. Information, Communication & Society, 2011, no. 14, pp. 770-799.
3. Boer C., Velthuijsen A. S. Participation in conversations about the news. International Journal of Public Opinion Research, 2001, no. 13, pp. 140-158.
4. David C. C. Learning political information from the news: A closer look at the role of motivation. Journal of Communication, 2009, no. 59, pp. 243-261.
5. Gil de Zuniga H., Jung N., Valenzuela S. Social media use for news and individuals' social capital, civic engagement and political participation. Journal of Computer-Mediated Communication, 2012, no. 17, pp. 319-336.
6. Katz E., Blumer J. G., Gurevitch M. Utilization of mass communication by the individual. London: Faber, 1974, pp. 19-32.
7. Kaye B. K., Johnson T. J. Online and in the know: Uses and gratifications of the Web for political information. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 2002, no. 46, pp. 54-71.
8. Lipsky M. Protest as a political resource. American Political Science Review, 1968, № 62, pp. 1144-1158.
9. Travaglino G. A. Social sciences and social movements: the theoretical context. Contemporary Social Science, 2014, vol. 9, no. 1, pp. 1-14.
10. Tufekci Z., Wilson C. Social media and the decision to participate in political protest in Egypt: observations from Tahrir Square. Journal of Communication, 2012, no. 62 (2).
11. Valenzuela S. Unpacking the Use of Social Media for Protest Behavior: The Roles of Information, Opinion Expression, and Activism. American Behavioral Scientist, 2013, № 57 (7), pp. 920-942.
12. Zhao W., Jiang J., Weng J., He J., Lim E.-P., Yan H., Li X. Comparing Twitter and traditional media using topic models advances in information retrieval. Lecture Notes in Computer Science, 2011, № 6611, pp. 338-349.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕСУРСОВ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Дантес Вадим Геннадьевич, аспирант Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: vadim.dantes@mail.ru
Статья посвящена рассмотрению актуальной ситуации использования опросов общественного мнения как одного из ресурсов политической власти. Сделан вывод о том, что сегодня опросы общественного мнения - это не только механизмы контроля за общественно - политической ситуацией, но и ресурсы легитимации серьезных политических решений. Внимание исследователей также уделено анализу динамики проведения опросов общественного мнения, официально организуемых органами исполнительной власти Астраханской области.
Ключевые слова: общественное мнение, опросы общественного мнения, социологические исследования, политическая власть, ресурсы политической власти, ресурсные возможности власти, ресурсный потенциал, удовлетворенность деятельностью власти
PUBLIC OPINION POLLS IN THE CONTEXT OF STUDYING RESOURCES OF MODERN POLITICAL AUTHORITY: THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION
Dantes Vadim G., post-graduate student Astrakhan State University
20а Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: vadim.dantes@mail.ru
The article is devoted to the current situation of the use of public opinion polls as a resource of political power. It is concluded that today the public opinion polls is not only the mechanisms of control of public - political situation, but also the resources of legitimation of important political decisions. The attention of researchers is also paid to the analysis of the dynamics of conducting public opinion polls officially organized by the executive authorities of the Astrakhan region.
Keywords: public opinion, opinion polls, sociological research, political power, resources, political power, resource power capability, resource potential, satisfaction with the work of the authorities
Глобальные политические события и связанные с ними экономические изменения, произошедшие в стране за последние несколько лет, оказали значительное влияние на политическую ситуацию в России. Отклик таких перемен в общественном сознании россиян имеет различные трактовки и тональности и является весьма интересными для исследований, как социологов, так и политологов.
Сегодня исследователи отмечают рост внимания российской политической власти к данным опросов общественного мнения. Результаты замеров все чаще становятся ресурсами принятия политических решений и / или инструментами их легитимации. Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения В. Федоров отмечает, что история воссоединения Крыма с Россией стала отличным кейсом, демонстрирующим всевозрастающее влияние опросов общественного мнения на принятие политических решений [19]. По его мнению, достаточно указать на три эпизода, когда цитирование данных опросов общественного мнения Президентом В.В. Путиным явно свидетельствовало о его потребности легитимировать принимаемые решения общественной поддержкой - в речи на церемонии подписания договора о воссоединении России с Крымом и Севастополем, когда Президент процитировал данные «мега-опроса», проведенного ВЦИОМ совместно с ФОМ 15-17 марта 2014 г. [14]; в рамках «Прямой линии» Президента РФ в 2014 г.; на встрече В. Путина с представителями Общероссийского народного фронта 10 апреля 2014 г.
В конце 2015 г. В. Путин публично поручил провести опрос населения Крыма по вопросу договора с Украиной о поставках электроэнергии [1]. Опрос был проведен ВЦИОМ с 31 декабря 2015 по 01 января 2016 г., было опрошено 3025 человек [15]. Реакция и политологов, и социологов на опубликованные результаты была неоднозначной, в адрес исполнителей со стороны профессионального сообщества были высказаны как одобрительные комментарии, так и неодобрительные замечания [3; 20].
Несмотря на неоднозначную реакцию относительно методологической организации опроса, полученные результаты стали использоваться представителями власти в качестве одного из основных доводов в утверждении эффективности деятельности власти в отношении обеспечения энергобезопасности Крыма. Иными словами, «новогодний» опрос - яркий пример использования опросов общественного мнения в качестве ресурса легитимации решения современной российской политической власти [8] в общественном сознании.
Стоит отметить, что в настоящее время и социологи, и политологи фиксируют качественно новый уровень отношений между исследователями и властью. Возрастающий интерес к социологической информации в качестве ресурса управленческой деятельности обсуждается в профессиональных дискуссиях и на практических конференциях. Например, секция «Социология и власть: механизм учета общественного мнения при принятии управленческих решений» VI Социологической Грушинской конференции (март 2016 г.) предполагает рассмотрение разнообразных кейсов использования органами государственной власти результатов социологических исследований в процессе принятия политических, экономических и иных управленческих решений: от возникновения идеи до консультационного взаимодействия [16].
Тренд на становление социологических исследований одним из элементов в процессе принятия решений политической властью зародился далеко не в последние годы. Например, результаты опросов общественного мнения используются в оценке эффективности деятельности политической власти на региональном и местном уровнях с 2008 г. Методика, правила, рекомендации, критерии оценки закреплены Поста-
новлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [13]. Постановление обязывает органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов проводить мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления через опросы общественного мнения. Результаты позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг [13].
«Майские Указы» - так называемый «политический манифест» третьего президентского срока В. Путина - расширили содержание и механизм оценки эффективности деятельности политической власти. Так, подпункт «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусматривает установление критериев и порядка оценки гражданами, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления; унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. Этот же подпункт предусматривает применение результатов указанной оценки в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей [18].
В Астраханской области проведение опросов общественного мнения в качестве инструмента оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления осуществляется с 2009 г. на основании постановлений Губернатора Астраханской области № 153 от 2009 г. [11] и № 150 от 2011 г. [12].
В период с 2011 по 2013 гг. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок [17] опубликовано 4 заказа на проведение социологических исследований, направленных на изучение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Общая начальная сумма предполагаемых государственных контрактов составила 1359000 рублей. В итоге, после процедур, регламентируемых Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, общая сумма государственных контрактов была снижена в 1,6 раза, до 8485000 руб.
Внесенные «майским Указом» В. Путина изменения нашли отражение в постановлениях Губернатора Астраханской области от 8 мая 2013 г. № 33 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Астраханской области» и от 14 марта 2014 г. № 17 «Об организации и проведении опроса по оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности Астраханской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований Астраханской области, с применением информационных технологий [9].
Помимо обязательной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления официально в Астраханской области проводятся опросы обществен-
ного мнения, касающиеся различных аспектов жизни региона. Тематика исследований затрагивает широкий круг вопросов: социально-политическая ситуация в регионе, проблематика территорий, межэтнические отношения, доверие государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Астраханской области, телевизионные предпочтения, отношение к содержанию телепрограмм, оценка качества регионального телевидения.
В 2014 г. на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано 9 заказов на общую сумму 2 381386,93 руб. В итоге, после процедур, регламентируемых Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, общая сумма государственных контрактов была снижена почти в 1,7 раза до 1411868,56 руб.
В 2015 г. на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано 9 заказов на общую сумму 2387255 руб. В итоге, после процедур, регламентируемых Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, общая сумма государственных контрактов была снижена почти в 1,5 раза до 1632588 руб.
Стоит отметить, что официально освящаются (на официальном портале Астраханской области с 2013 г. [10]) только результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Астраханской области. Данные же других опросов общественного мнения, собранные через работы по государственным контрактам, не публикуются в СМИ и не известны широкому научному сообществу.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод - интерес к опросам общественного мнения со стороны политической власти в Астраханской области вышел за последние годы на новый уровень. Если в период с 2011 по 2013 г. было официально опубликовано четыре государственные закупки, то уже в 2014 и 2015 гг. таких закупок было проведено по девять в год. Говоря же в масштабах Российской Федерации, опросы общественного мнения сегодня - это не только механизмы обратной связи и контроля за общественно-политической ситуацией, но и ресурсы легитимации серьезных политических решений. Этот факт обусловливает необходимость рассмотрения процессов организации, проведения и интерпретации данных опросов общественного мнения в плоскости политологического изучения.
Список литературы
1. В Крыму пройдет соцопрос о заключении с Киевом энергоконтракта // Ведомости. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/news/2015/12/31/623033-sotsopros-energokontrakta (Дата обращения: 04.03.2016).
2. Вартумян А. А., Карабущенко П. Л. Гражданское общество и СМИ в системе антикоррупционной политики современной России. Пятигорск: ПФ СКФУ, 2014. 204 с.
3. Волков Д. Опрос по форме и по существу // Ведомости. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/artides/2016/01/10/623416-opros-forme-suschestvu (Дата обращения: 04.03.2016).
4. Дантес В. Г. К вопросу о теоретико-методологическом анализе проблемы ресурсов политической власти // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 2 (39). С. 307-312.
5. Дантес В. Г., Кормушина Ю. К. Ресурсы политической власти современной России // Астраполис: Астраханские политические исследования. 2012. Т. 1. С. 97-101.
6. Карабущенко П. Л. Проблема эффективности власти современной российской политико-административной элиты // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 1 (38). С. 170-183.
7. Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. Москва, 2001.
8. Макеев А., Королева Е., Черных А. Владимир Путин снял затруднения в крымском опросе // Коммерсант. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2889738 (Дата обращения: 04.03.2016).
9. Нормативно-правовые акты. Режим доступа: https://www.astrobl.ru/node/86171 (Дата обращения: 11.03.2016).
10. Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления. Режим доступа: https://www.astrobl.ru/node/86159 (Дата обращения: 11.03.2016).
11. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Астраханской области: Постановление Губернатора Астраханской области от 04 апреля 2009 года № 153 // Электронный фонд правовой и нормативно-
технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/906901154 (Дата обращения: 11.03.2016).
12. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Астраханской области: Постановление Губернатора Астраханской области от 28 апреля 2011 № 150 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/906901125 (Дата обращения: 11.03.2016).
13. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1317 (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ. Режим доступа: http://base.garant.ru/70286210/ (Дата обращения: 11.03.2016).
14. Пресс-выпуск № 2539: Крым и Россия: порознь или вместе? Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114746 (Дата обращения: 04.03.2016).
15. Пресс-выпуск № 3012: Крым: проблема поставок электроэнергии и пути решения. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115539 (Дата обращения: 04.03.2016).
16. Социология и власть: механизм учета общественного мнения при принятии управленческих решений. Режим доступа: http://www.wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2016/prog/ prog_lvov_rodin.pdf (Дата обращения: 11.03.2016).
17. Реестр закупок и заказов. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru/ (Дата обращения: 11.03.2016).
18. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 // Российская газета. Режим доступа: http://rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (Дата обращения: 11.03.2016).
19. Федоров В. Общественное мнение и политические решения. Заметки на полях «Русской весны» // Мониторинг общественного мнения. 2014, сентябрь-октябрь. Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2014/123/2014_123_1_Fedorov.pdf (Дата обращения: 04.03.2016).
20. Юдин Г. Художественная аккламация // Ведомости. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/01/10/623411-hudozhestvennaya-akklamatsiya (Дата обращения: 04.03.2016).
References
1. V Krymu proydet sotsopros o zaklyuchenii s Kievom energokontrakta. Vedomosti. Available at: http://www.vedomosti.ru/business/news/2015/12/31/623033-sotsopros-energokontrakta (Accessed: 04.03.2016).
2. Vartumyan A. A., Karabushchenko P. L. Grazhdanskoe obshchestvo i SMI v sisteme antikorrup-tsionnoy politiki sovremennoy Rossii. Pyatigorsk, Pyatigorsk branch of the North Caucasus State University Publ., 2014, 204 p.
3. Volkov D. Opros po forme i po sushchestvu. Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/01/10/623416-opros-forme-suschestvu (Accessed: 04.03.2016).
4. Dantes V. G. K voprosu o teoretiko-metodologicheskom analize problemy resursov politicheskoy vlasti. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2014, no. 2 (39), pp. 307-312.
5. Dantes V. G., Kormushina Yu. K. Resursy politicheskoy vlasti sovremennoy Rossii. Astrapolis: Astrakhanskie politicheskie issledovaniya, 2012, vol. 1, pp. 97-101.
6. Karabushchenko P. L. Problema effektivnosti vlasti sovremennoy rossiyskoy politiko-administrativnoy elity. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura, 2014, no. 1 (38), pp. 170-183.
7. Ledyaev V. G. Vlast: kontseptualnyy analiz. Moscow, 2001.
8. Makeev A., Koroleva Ye., Chernykh A. Vladimir Putin snyal zatrudneniya v krymskom oprose. Kommersant. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2889738 (Accessed: 04.03.2016).
9. Normativno-pravovye akty. Available at: https://www.astrobl.ru/node/86171 (Accessed: 11.03.2016).
10. Otsenka naseleniem effektivnosti deyatelnosti rukovoditeley organov mestnogo samo-upravleniya. Available at: https://www.astrobl.ru/node/86159 (Accessed: 11.03.2016).
11. Ob otsenke effektivnosti deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipalnykh rayonov Astrakhanskoy oblasti: Postanovlenie Gubernatora Astra-khanskoy oblasti ot
04 aprelya 2009 goda No. 153. Elektronnyy fondpravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii. Available at: http://docs.cntd.ru/document/906901154 (Accessed: 11.03.2016).
12. Ob otsenke effektivnosti deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipalnykh rayonov Astrakhanskoy oblasti: Postanovlenie Gubernatora Astra-khanskoy oblasti ot 28 aprelya 2011 No. 150. Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii. Available at: http://docs.cntd.ru/document/906901125 (Accessed: 11.03.2016).
13. O merakh po realizatsii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 aprelya 2008 g. N 607 "Ob otsenke effektivnosti deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipalnykh rayonov" i podpunkta "i" punkta 2 Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. N 601 "Ob osnovnykh napravleniyakh sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya": Postanovlenie Pravitelstva RF ot 17 dekabrya 2012 g. N 1317 (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: http://base.garant.ru/70286210/ (Accessed: 11.03.2016).
14. Press-vypusk No. 2539: Krym i Rossiya: porozn ili vmeste? Available at: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114746 (Accessed: 04.03.2016).
15. Press-vypusk No. 3012: Krym: problema postavok elektroenergii iputi resheniya. Available at: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115539 (Accessed: 04.03.2016).
16. Sotsiologiya i vlast: mekhanizm ucheta obshchestvennogo mneniya pri prinyatii upravlenche-skikh resheniy. Available at: http://www.wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2016/ prog/prog_lvov_rodin.pdf (Accessed: 11.03.2016).
17. Reestr zakupok i zakazov. Available at: http://zakupki.gov.ru/ (Accessed: 11.03.2016).
18. Ob osnovnykh napravleniyakh sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii 7 maya 2012 goda N 601. Rossiyskaya gazeta. Available at: http://rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (Accessed: 11.03.2016).
19. Fedorov V. Obshchestvennoe mnenie i politicheskie resheniya. Zametki na polyakh "Russkoy vesny". Monitoring obshchestvennogo mneniya, 2014, sentyabr-oktyabr. Available at: http://wciom.ru/ fileadmin/file/monitoring/2014/123/2014_123_1_Fedorov.pdf (Accessed: 04.03.2016).
20. Yudin G. Khudozhestvennaya akklamatsiya. Vedomosti. Available at: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/01/10/623411 -hudozhestvennaya-akklamatsiya (Accessed: 04.03.2016).
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО И СОВРЕМЕННЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Гаврилина Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент Волжский государственный университет водного транспорта Российская Федерация, 414024, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, 3 E-mail: GavrilinaN.E@mail.ru
В статье рассматриваются важнейшие вопросы функционирования Союзного государства в условиях современного геополитического кризиса. Приводятся точки зрения ученых, экономистов и политологов, на проблемы внешней угрозы, необходимости создания новых блоков и интеграции со странами Востока. Рассматриваются глобальные проблемы внешней политики России в условиях кризиса мировых отношений. Статья затрагивает ключевые вопросы функционирования Единого Экономического Пространства в совокупности положительных и отрицательных моментов, которые объясняются различиями в социально-экономическом устройстве России и республики Беларусь.
Ключевые слова: интеграция, экономический рост, стагнация экономики, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, частно-государственное партнерство, внешняя торговля, экспорт товаров, национальные хозяйства
UNION STATE AND MODERN GEOPOLITICAL RELATIONS
Gavrilina Nataliya E., Ph.D. (Economics), Associate Professor Volga State University of Water Transport 3 B. Khmelnitskogo Str., Astrakhan, 414024, Russian Federation E-mail: GavrilinaN.E@mail.ru