Научная статья на тему 'Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики'

Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4353
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUE / QUESTIONNAIRE / PERSONALITY'S PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS / TVALIDITY / RELIABILITY / COMPLEXITY INDEX / DISKRIMINATIVNOST / STANDARDIZATION / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ОПРОСНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВАЛИДНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / ИНДЕКС СЛОЖНОСТИ / ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты работы, целью которой явилась разработка и психометрическая проверка опросника «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности». Необходимость разработки методики диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности обусловлена практической значимостью изучения данного феномена, значительно влияющего на профессиональную самореализацию личности. Методы исследования. Психодиагностическое тестирование, методы математической статистики обработки результатов. Результаты работы. В статье показано, что в ходе разработки и проверки психодиагностического потенциала опросника была выявлена высокая пригодность пунктов для изучения профессионально-ценностных ориентаций личности. В ходе проверки на внутреннюю гомогенность определена высокая согласованность пунктов опросника. Для изучения практической пригодности опросника разработанной методики осуществлялась проверка критериальной валидности и ее разновидностей (консенсусная и эмпирическая). Результаты данной работы продемонстрировали наличие взаимосвязей с другими методиками, что позволило утверждать диагностическую адекватность разработанного психологического конструкта, позволяющего детально изучать профессионально-ценностные ориентации личности. На основании кластерного анализа выделены типы и содержательные единицы профессионально-ценностных ориентаций личности. Полученные результаты дали возможность построить репрезентативные нормы по половой принадлежности респондентов, что значительно увеличивает диагностическую точность опросника. Область применения результатов. Комплексный подход к изучению профессионально-ценностных ориентаций даст возможность своевременно диагностировать рассогласование содержательной стороны и является необходимым условием понимания механизма формирования профессионально-ценностных ориентаций личности на разных этапах профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONNAIRE «DIAGNOSTICS OF THE PERSONALITY'S PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS»: A TECHNOLOGY OF ITS DEVELOPMENT AND PSYCHOMETRIC CHARACTERISTICS

The article presents the results of the work, the aim of which was to develop a questionnaire and psychometric test « Diagnostics of the personality's professional and value orientations». The need of the development of the technique intended to diagnose the personality's professional and value orientations is determined by the practical significance of the study of this phenomenon that significantly affects the person's professional self-realization. Research methods. Psychodiagnostic testing, statistical methods of data reduction. The results. The article tells that high availability of items for the study of the personality's professional and value orientations was identified during the development and testing of the psychodiagnostic questionnaire potential. The high consistency of the questionnaire items was determined in the course of the inner homogeneity test. To study the practical suitability of the questionnaire of the developed technique the verification of criterion validity and its varieties (consensus and empirical) was carried out. The results of this study demonstrate the relevance with other techniques that allowed asserting the adequacy of the developed diagnostic psychological construct that gives an opportunity to study in depth the person's professional and value orientations. With reference to the cluster analysis the types and substantial units of the personality's professional and value orientations were allocated. The results made it possible to build representative norms of respondents according to their sex attribute that significantly increases the diagnostic accuracy of the questionnaire. Application results. The integrated approach to the study of professional and value orientations will give the chance to diagnose a mismatch of the substantial party in due time and it becomes a necessary condition of understanding the mechanism of formation of the personality's professional and value orientations at different stages of his professionalization.

Текст научной работы на тему «Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики»

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-141-166 УДК 159.9.072.422

ОПРОСНИК

«ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Самойлик Н.А.

В статье представлены результаты работы, целью которой явилась разработка и психометрическая проверка опросника «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности». Необходимость разработки методики диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности обусловлена практической значимостью изучения данного феномена, значительно влияющего на профессиональную самореализацию личности.

Методы исследования. Психодиагностическое тестирование, методы математической статистики обработки результатов.

Результаты работы. В статье показано, что в ходе разработки и проверки психодиагностического потенциала опросника была выявлена высокая пригодность пунктов для изучения профессионально-ценностных ориентаций личности. В ходе проверки на внутреннюю гомогенность определена высокая согласованность пунктов опросника. Для изучения практической пригодности опросника разработанной методики осуществлялась проверка критериальной валидности и ее разновидностей (консенсусная и эмпирическая). Результаты данной работы продемонстрировали наличие взаимосвязей с другими методиками, что позволило утверждать диагностическую адекватность разработанного психологического конструкта, позволяющего детально изучать профессионально-ценностные ориентации личности. На основании кластерного анализа выделены типы и содержательные единицы профессионально-ценностных ориентаций личности. Полученные

результаты дали возможность построить репрезентативные нормы по половой принадлежности респондентов, что значительно увеличивает диагностическую точность опросника.

Область применения результатов. Комплексный подход к изучению профессионально-ценностных ориентаций даст возможность своевременно диагностировать рассогласование содержательной стороны и является необходимым условием понимания механизма формирования профессионально-ценностных ориента-ций личности на разных этапах профессионализации.

Ключевые слова: психодиагностическая методика; опросник; профессионально-ценностные ориентации; валидность; надежность; индекс сложности; дискриминативность; стандартизация.

THE QUESTIONNAIRE «DIAGNOSTICS OF THE PERSONALITY'S PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS»: A TECHNOLOGY OF ITS DEVELOPMENT AND PSYCHOMETRIC CHARACTERISTICS

Samojlik N.A.

The article presents the results of the work, the aim of which was to develop a questionnaire and psychometric test « Diagnostics of the personality's professional and value orientations». The need of the development of the technique intended to diagnose the personality's professional and value orientations is determined by the practical significance of the study of this phenomenon that significantly affects the person's professional self-realization.

Research methods. Psychodiagnostic testing, statistical methods of data reduction.

The results. The article tells that high availability of items for the study of the personality's professional and value orientations was identified during the development and testing of the psychodiagnostic questionnaire potential. The high consistency of the questionnaire items was

determined in the course of the inner homogeneity test. To study the practical suitability of the questionnaire of the developed technique the verification of criterion validity and its varieties (consensus and empirical) was carried out. The results of this study demonstrate the relevance with other techniques that allowed asserting the adequacy of the developed diagnostic psychological construct that gives an opportunity to study in depth the person's professional and value orientations. With reference to the cluster analysis the types and substantial units of the personality's professional and value orientations were allocated. The results made it possible to build representative norms of respondents according to their sex attribute that significantly increases the diagnostic accuracy of the questionnaire.

Application results. The integrated approach to the study of professional and value orientations will give the chance to diagnose a mismatch of the substantial party in due time and it becomes a necessary condition of understanding the mechanism offormation of the personality 's professional and value orientations at different stages of his professionalization.

Keywords: psychodiagnostic technique; questionnaire; personality 's professional and value orientations; tvalidity; reliability; complexity index; diskriminativnost; standardization.

Введение

В динамичных условиях современной действительности постоянно растет потребность для объективного осмысления фактов и событий психической реальности. Современная научная психология предполагает формирование представлений о комплексном и многоуровневом подходе к решению тех проблем, которые наиболее актуальны для полноценной реализации личности в социуме. На протяжении уже нескольких лет на первый план выходят вопросы, связанные профессионализацией человека и продуктивностью его трудовой деятельности. Неоднократно ученые задавались вопросом о факторах, механизмах и условиях профессионального развития.

Профессиональная деятельность, пронизывающая большую часть жизни человека, является одним из основных факторов личностного развития. Как отмечают Н.А. Журавлева, Г.Е. Залесский, Э.Ф. Зеер, Д.А. Леонтьев, Е.Г. Слободнюк, содержательной базой для становления личности может выступать ценностно-смысловая сфера. Ценностно-смысловая сфера человека представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных представлений, имеющих определенный смысл и значение для конкретной личности. Особое значение приобретает ценностно-смысловая сфера в процессе профессиональной деятельности. Развитие общества на современном этапе предъявляет к человеку определенные требования не только в процессе его личностной самореализации, но и в сфере профессиональной деятельности. Таким образом, наиболее актуально начинает звучать вопрос о формировании системы профессионально-ценностных ориентаций, способствующей самореализации личности в профессиональной сфере на всех этапах трудовой деятельности.

Проблема профессионально-ценностных ориентаций ориентирована на решение не только с теоретической, но и практической точки зрения. Становление системы профессионально-ценностных ориентаций должно быть основано на определенном уровне развития ценностной сферы личности, изучение которой не вызывает трудностей. Однако, приходится констатировать, что в настоящее время психологический анализ содержательного конструкта профессионально-ценностных ориентаций личности достаточно ограничен, в силу отсутствия диагностических методик, изучающих данный феномен [12].

Цель работы

Целью данной работы явилась разработка и психометрический анализ методики «ДиПЦОЛ». Разработанный опросник позволит реализовывать комплексный подход к изучению профессионально-ценностных ориентаций и предоставит возможность своевременно диагностировать рассогласование содержательной стороны, что является необходимым условием понимания механизма фор— 144 —

мирования профессионально-ценностных ориентаций личности на разных этапах профессионализации.

Материалы и методы исследования

При создании психодиагностической методики «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (далее -«ДиПЦОЛ») учитывалась технология разработки тестов, предложенная Н.А. Батуриным и Н.Н. Мельниковой [2-9].

На основе анализа работ Е.В. Андриенко, Е.В. Бондаревской, И.П. Исаева, Е.Л. Рудневой, В.А. Сластенина, Е.Г. Слободнюк, С.А. Хмары, Е.Н. Шиянова был разработан теоретический конструкт профессионально-ценностных ориентаций личности (таблица 1). Под профессионально-ценностными ориентациями в рамках данной работы будем понимать «отраженную в сознании человека систему представлений, характеризующую отношение к профессиональной деятельности как психологически и социально значимой» [13, с. 194]. В структуре профессионально-ценностных ориентаций, выделяют ценностные когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

На пилотажном этапе было сформулировано 123 утверждения, характеризующих тот или иной аспект профессионально-ценностных ориентаций личности. При создании пунктов опросника учитывались наиболее значимые показатели профессиональной деятельности для личности. Затем проводилось редактирование пунктов опросника с учетом проведенного исследования.

В качестве экспериментальной базы для проведения пилотажного исследования выступили студенты с 1 по 3 курсы вузов города Новокузнецка в количестве 388 человек, из которых 189 юношей и 199 девушек, в возрасте от 17 до 26 лет. Все респонденты были продиагностированы по исходному варианту опросника «ДиП-ЦОЛ». Полученные результаты подвергались статистической обработке с использованием программ Statistic for Windows 10.0, SPSS 22.0, «Psychometric Expert 9». Для окончательных выводов использовались только значимые результаты.

Таблица 1.

Теоретический конструкт профессионально-ценностных ориентаций личности

Название компонента профессионально-ценностных ориентаций Содержание компонента профессионально-ценностных ориентаций Профессиональные ценности

Когнитивный компонент Представления человека о значимости профессиональной сферы для него самого (смысловая составляющая профессии) Ценности - отношения Ценности - знания

Эмоциональный компонент Эмоциональные переживания, указывающие на степень удовлетворенности потребностей человека в профессиональной сфере Ценности - цели Ценности - результат

Поведенческий компонент Стремление к реализации в профессиональной сфере Ценности - качества Ценности - умения

Для исследования пригодности результатов опросника был использован показатель согласованности пунктов коэффициент г4-Кьюдера-Ричардсона, позволяющий проанализировать всю совокупность вопросов, относящихся к данной шкале в целом. Данный коэффициент применяется в условиях измерения пунктов опросника по дихотомической шкале при наличии следующих вариантов ответов: «верно - неверно» [10]. Также для определения надежности эквивалентных половин теста (задания делились на четные и нечетные) использовался коэффициент гй-Спирме-на-Брауна. Для изучения внутренней согласованности пунктов опросника «ДиПЦОЛ» в целом по методике, была исследована гомогенность по каждой шкале (таблица 2). Результаты исследо-

вания согласованности пунктов показали, что надежность шкал «ценности-отношения», «ценности-знания», «ценности-цели», «ценности-умения» умеренная (0,49^0,65). Высокую надежность (0,73^0,81) имеют шкалы «ценности-результат» и «ценности-качества».

Данный факт позволяет говорить о наличии высокой внутренней согласованности опросника «ДиПЦОЛ», что позволяет рассматривать его как точный измерительный инструмент, диагностирующий систему профессионально-ценностных ориентаций личности.

Таблица 2.

Надежность шкал опросника «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»

Наименование шкалы Коэффициенты надежности

Кьюдера-Ричардсона (rt) Спирмена-Брауна (rtt)

Ценности-отношения 0,54 0,58

Ценности-знания 0,49 0,67

Ценности-цели 0,65 0,73

Ценности-результат 0,81 0,44

Ценно сти-каче ства 0,73 0,60

Ценности-умения 0,59 0,81

Когнитивный компонент 0,64 0,56

Эмоциональный компонент 0,72 0,74

Поведенческий компонент 0,61 0,72

При осуществлении анализа внутренней гомогенности окончательной версии опросника «ДиПЦОЛ» использовался коэффициент r-Спирмена между всеми шкалами методики и интегра-тивными показателями. Была предложена гипотеза об умеренной взаимосвязи шкал между собой и тесной взаимосвязи с интегра-тивными показателями по шкалам, определяющим компонент профессионально-ценностных ориентаций.

Таблица 3.

Корреляционная матрица шкал опросника «Диагностика

профессионально-ценностных ориентаций личности» (r-Спирмен)

Шкалы ЦО ЦЗ ЦЦ ЦР ЦК ЦУ КК ЭК ПК

ЦО 1,00

ЦЗ 0,34 1,00

ЦЦ 0,30 0,49 1,00

ЦР 0,33 0,30 0,33 1,00

ЦК 0,41 0,35 0,38 0,36 1,00

ЦУ 0,39 0,41 0,44 0,38 0,45 1,00

КК 0,83 0,70 0,37 0,33 0,35 0,31 1,00

ЭК 0,43 0,46 0,80 0,81 0,45 0,34 0,58 1,00

ПК 0,30 0,31 0,49 0,34 0,87 0,77 0,63 0,69 1,00

Примечание: все полученные взаимосвязи значимы на уровне р < 0,01; ЦО - ценности-отношения, ЦЗ - ценности-знания, I II I - ценности-цели, ЦР - ценности-результат, ЦК - ценности-качества, ЦУ - ценности-умения, КК - когнитивный компонент, ЭК - эмоциональный компонент, ПК - поведенческий компонент; курсивом выделены показатели взаимосвязи шкал с интегративным показателем.

Анализ полученных результатов, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о высокой степени однородности опросника. Между собой все шкалы опросника «ДиПЦОЛ» имеют умеренную положительную корреляцию друг с другом (г = 0,5^0,6 при р < 0,01). Коэффициенты корреляции с интегративными показателями шкалы имеют сильную взаимосвязь со шкалами методики (г = 0,7^0,8 при р < 0,01). Данный факт дает основания утверждать, что шкалы опросника в определенной степени диагностируют разные показатели профессионально-ценностных ориентаций. В то же время, шкалы опросника представляют компоненты изучаемого феномена (интегративные показатели умеренно взаимосвязаны друг с другом).

Следующим этапом психометрической проверки диагностической пригодности опросника ««ДиПЦОЛ»» стало изучение устойчивости показателей методики при повторных измерениях, определяемая с помощью ретестовой надежности. Как счи-

тает О.В. Митина, процедура ретестовой надежности заключается «в повторном опросе респондентов по одной и той же методике» [11, с. 67]. С этой целью были обследованы дважды студенты Новокузнецкого института-филиала Кемеровского государственного университета в количестве 178 человек. Временной промежуток между первым и вторым тестированием составил один месяц, являющийся наиболее оптимальным, с точки зрения Л.Ф. Бурлачука [8]. Как констатирует автор: «наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является коэффициент корреляции, равный 0,7» [Там же, с. 161].

Между результатами первого и второго тестирования по опроснику «ДиПЦОЛ» рассчитывался коэффициент корреляции г-Спирмена. Результаты корреляционного анализа демонстрируют высокую ретестовую надежность всех шкал опросника «ДиПЦОЛ» (таблица 4).

Таблица 4.

Коэффициенты корреляции между первым и вторым тестированием по опроснику «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (r-Спирмен)

Шкалы ЦО ЦЗ ЦЦ ЦР ЦК ЦУ КК ЭК ПК

r 0,98 0,97 1,00 0,98 1,00 0,99 0,96 1,00 0,98

p-level 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001 0,001

Примечание: ЦО - ценности-отношения, ЦЗ - ценности-знания, ЦЦ -ценности-цели, ЦР - ценности-результат, ЦК - ценности-качества, ЦУ -ценности-умения, КК - когнитивный компонент, ЭК - эмоциональный компонент, ПК - поведенческий компонент.

Коэффициент корреляции по всем шкалам опросника «ДиПЦОЛ» варьируется от 0,96 до 1, что отражает очень тесную взаимосвязь и свидетельствует об устойчивости всех шкал диагностического инструментария к временному показателю и как следствие о стабильности наличия во времени профессионально-ценностных ориента-ций личности.

Учитывая тесную взаимосвязь шкал опросника друг с другом, нами был поведен кластерный анализ, что позволило выделить типы профессионально-ценностных ориентаций личности. Матрица сходства квадратов Евклидовых расстояний, построенная по результатам диагностики 383 респондентов по опроснику «ДиПЦОЛ» была подвергнута процедуре иерархического агломеративного кластерного анализа с использованием метода одиночной связи для объединения кластеров (рисунок 1). Было выделено три кластера, давшее возможность разделить выборку испытуемых на группы. Применение однофакторного дисперсионного анализа показало, что данное разделение было выполнено успешно.

Результаты кластерного анализа наглядно демонстрируют наличие взаимосвязей шкал опросника «ДиПЦОЛ» и объединение их в три основных типа профессионально-ценностных ориента-ций: когнитивный тип, эмоциональный тип и поведенческий тип.

Рис. 1. Вертикальная дендрограмма кластерного анализа опросника «ДиПЦОЛ» (метод одиночной связи)

Примечание: ЦО - ценности-отношения, ЦЗ - ценности-знания, ЦЦ -ценности-цели, ЦР - ценности-результат, ЦК - ценности-качества, ЦУ -ценности-умения, КК - когнитивный компонент, ЭК - эмоциональный компонент, ПК - поведенческий компонент.

Следующим этапом разработки опросника стала проверка ва-лидности. Согласно мнению А. Анастази и С. Урбины, валидность «предусматривает прямую проверку того, насколько хорошо тест

выполняет свою функцию» [1, с. 23]. О.В. Митина считает, что ва-лидность представляет собой меру эффективности измерения конкретного показателя [11].

Эмпирическая валидность предполагала соответствие результатов тестирования по опроснику «ДиПЦОЛ» характеристикам ценностно-смысловой сферы и профессиональной направленности по другим методикам.

В рамках проверки эмпирической валидности были выбраны показатели тестов для измерения ценностной сферы и профессиональной направленности личности, психометрические характеристики которых проверены: опросный лист О. Липмана; «диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» (С.С. Бубнов); опросник терминальных ценностей («ОТеЦ») (И.Г. Сенина); изучение направленности личности (В. Смекало, М. Кучер); «ценностный опросник» (Ш. Шварц) (адаптация В.Н. Карандашева); тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л. Махолик) (адаптация Д.А. Леонтьева).

Для установления меры соответствия шкал разработанного опросника «ДиПЦОЛ» и указанными выше методиками вычислялись коэффициенты корреляции по критерию г-Спирмена. На данном этапе была выдвинута гипотеза, что шкалы опросника «ДиПЦОЛ» будут умеренно положительно связаны с параметрами ценностной сферы других психодиагностических методик.

Результаты корреляционного анализа продемонстрировали, что шкалы опросника «ДиПЦОЛ» статистически значимо (при р < 0,05) взаимосвязаны со шкалами опросного листа О. Липмана (таблица 5).

Таблица 5.

Коэффициенты корреляции шкал опросника «ДиПЦОЛ» и шкал

опросного листа О. Липмана (критерий r-Спирмена) (при р < 0,05)

Взаимосвязанные переменные r-Спирмен

Ценности-отношения & Эмоциональные качества 0,44

Ценности-отношения & Волевые качества 0,39

Ценности-отношения & Коммуникативные качества 0,51

Окончание табл. 5.

Ценности-знания & Мнемические качества 0,52

Ценности-знания & Мыслительные качества 0,27

Ценности-цели & Имажинитивные качества 0,47

Ценности-результат & Наблюдательность 0,25

Ценности-результат & Сенсорные качества -0,23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценности-результат & Мыслительные качества 0,23

Ценности-результат & Речевые качества 0,33

Ценности-качества & Аттенциональные качества 0,30

Ценности-качества & Сенсорные качества -0,36

Ценности-качества & Мыслительные качества 0,29

Ценности-качества & Речевые качества 0,33

Ценности-умения & Коммуникативные качества 0,35

Когнитивный тип & Аттенциональные качества 0,38

Когнитивный тип & Наблюдательность 0,27

Когнитивный тип & Мнемические качества 0,34

Когнитивный тип & Мыслительные качества 0,46

Когнитивный тип & Имажинитивные качества 0,22

Эмоциональный тип & Моторные качества -0,29

Эмоциональный тип & Сенсорные качества 0,32

Эмоциональный тип & Эмоциональные качества 0,67

Эмоциональный тип & Волевые качества 0,40

Поведенческий тип & Моторные качества 0,51

Поведенческий тип & Волевые качества 0,40

Поведенческий тип & Речевые качества 0,31

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что шкалы опросника «ДиПЦОЛ» умеренно положительно связаны со шкалами опросного листа О. Липмана. Кроме того, результаты проведенного корреляционного анализа подтвердили целесообразность дифференцирования типов профессионально-ценностных ориен-таций личности, полученного в ходе кластерного анализа. Когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций обусловлен такими качествами личности, как аттенциональные (г=0,38), наблюдательность (г=0,27), мнемические (г=0,34), имажинитив-ные (г=0,22), мыслительные (г=0,46), что представляет класс познавательных процессов личности.

В структуру эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций личности входят сенсорные (r=0,32), эмоциональные (r=0,67) качества личности, которые не зависят от волевой регуляции поведения человека (r=-0,26). Поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций личности представлен моторными (r=0,51), волевыми (r=0,40) и речевыми (r=0,31) качествами.

Далее проводился корреляционный анализ шкал опросника «ДиПЦОЛ» и шкал методики «диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» С.С. Бубнова. Результаты данного анализа наглядно продемонстрировали, что шкалы опросника «ДиП-ЦОЛ» статистически значимо взаимосвязаны со шкалами методики «диагностика реальной структуры ценностных ориентаций» (таблица 6).

Таблица 6.

Значимые коэффициенты корреляций шкал опросника «ДиПЦОЛ» и структуры ценностных ориентаций по С.С. Бубнову (критерий r-Спирмена)

Взаимосвязанные переменные r-Спирмен Уровень значимости

ЦО & Любовь 0,54 0,006

ЦО & Помощь и милосердие к другим 0,49 0,004

ЦЗ & Познание нового 0,51 0,030

ЦЦ & Отдых 0,39 0,005

1111 & Социальная активность 0,63 0,038

ЦР & Социальный статус 0,47 0,007

ЦР & Признание и уважение 0,51 0,019

ЦК & Общение 0,29 0,002

ЦУ & Поиск и наслаждение прекрасным 0,45 0,025

Примечание: ЦО - ценности-отношения, ЦЗ - ценности-знания, ЦЦ -ценности-цели, ЦР - ценности-результат, ЦК - ценности-качества, ЦУ -ценности-умения.

Также для определения эмпирической валидности опросника «ДиПЦОЛ» были рассмотрены взаимосвязи между некоторыми шкалами методики «ДиПЦОЛ» и отдельными шкалами «опросни-

ка терминальных ценностей» («ОТеЦ») И.Г. Сенина, «ценностный опросник» (Ш. Шварц) (адаптация В.Н. Карандашева), тест смыс-ложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л. Махолик) (адаптация Д.А. Леонтьева). Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 7.

Таблица 7.

Коэффициенты корреляции опросника «ДиПЦОЛ» и «опросника терминальных ценностей» («ОТеЦ») И.Г. Сенина (критерий ^Спирмена)

Шкалы методик ЦО «ДиПЦОЛ»

ЦЗ ЦЦ ЦР ЦК ЦУ КТ ЭТ ПТ

«Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ») (И.Г. Сенин) Сфера профессиональной жизни 0,36 0,41 0,39 0,24 0,28 0,25 0,47 0,51 0,41

Сфера обучения 0,25 0,55 - 0,28 - 0,23 - - 0,25

Сфера семейной жизни 0,46 - - - - 0,21 - - -

Сфера увлечений 0,31

Собственный престиж - - - 0,42 0,31 - - - 0,26

Высокое материальное положение - - - 0,39 - - - - -

Креативность 0,26 0,55 - -

Активные социальные контакты - - 0,43 0,24

Развитие себя - 0,53 0,44 0,23 0,25 0,52 - 0,31

Достижения - - - 0,38 - 0,23 - 0,36 0,25

Духовное удовлетворение - - - - - 0,23 - 0,42 -

Сохранение собственной индивидуальности - - - - -0,25 - - - -0,31

Примечание: ЦО - ценности-отношения, ЦЗ - ценности-знания, 1111 -ценности-цели, ЦР - ценности-результат, ЦК - ценности-качества, ЦУ -ценности-умения, КТ - когнитивный тип, ЭТ - эмоциональный тип, ПТ -поведенческий тип.

Следует отметить, что все шкалы опросника «ДиПЦОЛ» имеют умеренную положительную корреляционную взаимосвязь со сфе-

рой профессиональной жизни (r = 0,24^0,51 при р = 0,01^0,001), что подтверждает направленность разработанной методики и демонстрирует ценностную основу профессиональной деятельности. Стремление респондентов к повышению уровня образованности взаимосвязана с ценностями-отношениями, ценностными-знаниями, ценностями-результатами и ценностями-умениями (r = 0,23^0,55 при р = 0,01^0,001). Собственный престиж и высокое материальное положение являются значимыми результатами профессиональной деятельности (r = 0,42 и r = 0,39 соответственно; при р = 0,01).

Когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций ориентирован на креативность (r = 0,55 при р = 0,01) и развитие себя (r = 0,52 при р = 0,01) в трудовой деятельности. Эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций способствует удовлетворению потребности в достижении конкретных результатов в выбранной профессии (r = 0,36 при р = 0,01) и получению морального удовлетворения (r = 0,42 при р = 0,01).

Особенностью поведенческого типа профессионально-ценностных ориентаций выступают заинтересованность во мнении других людей при выполнении профессиональной деятельности (r = 0,26 при р = 0,01), в развитии профессиональных способностей (r = 0,31 при р = 0,01) и конкретных результатов своей деятельности (r = 0,25 при р = 0,01). Однако, с возрастанием значимости реализуемой профессиональной деятельности снижается потребность в сохранении собственной индивидуальности (r = - 0,31 при р = 0,01), так как любая профессиональная деятельность неизбежно откладывает отпечаток на личность и ее индивидуальные характеристики. Данный факт также подтверждается статистически значимой корреляционной связью со шкалой «конформность» методики «ценностный опросник» Ш. Шварца (r = 0,41 при р = 0,01).

Целеустремленность (r = 0,59 при р = 0,01) и смысловая наполненность (r = 0,46 при р = 0,01) образуют когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций. Для эмоционального типа профессионально-ценностных ориентаций свойственна удовлет-

воренность самореализацией (г = 0,45 при р = 0,01), без которой отсутствует осмысленность профессиональной деятельности. В то же время, заметим, что не всегда процесс или результат профессиональной деятельности приносит удовлетворение, а требования профессии не позволяют человеку принимать самостоятельные решения и воплощать их в жизнь (г = - 0,35 при р = 0,01).

Результаты исследования и их обсуждение

Выявленные статистически значимые корреляции шкал опросника «ДиПЦОЛ» и таких методик, как «опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ») И.Г. Сенина, «ценностный опросник» (Ш. Шварц) (адаптация В.Н. Карандашева), тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л. Махолик) (адаптация Д.А. Леонтьева) свидетельствуют о высокой эмпирической валидности разработанного диагностического инструмента.

Следующий этап психометрической проверки опросника «ДиП-ЦОЛ» состоял в изучении консенсусной валидности, позволяющей выявить уровень соответствия между результатами опросника и внешними для опросника критериями, в качестве которых выступили трудовой стаж респондентов, тип профессии и профессиональная занятость в настоящее время.

Учитывая результаты анализа шкал на нормальность распределения эмпирических данных опросника «ДиПЦОЛ» по d-критерию Колмогорова-Смирнова, для установления статистически значимых связей применялся и-критерий Манна-Уитни. Проверялось предположение, что у респондентов, имеющих некоторый трудовой стаж, более выражены содержательные параметры и типы профессионально-ценностных ориентаций. Для осуществления данного вида анализа все респонденты были разделены на две группы. Первую группу составили обучающиеся (N=283). Во вторую группу вошли представители различных профессиональных групп в количестве 100 человек, имеющих трудовой стаж от 5 до 12 лет.

Результаты сравнительного анализа показали, что все шкалы опросника «ДиПЦОЛ» статистически различаются у респонден-

тов, имеющих трудовой стаж и обучающихся в настоящий момент в высшем учебном заведении с вероятностью ошибки менее 2% и 3% (таблица 8).

Таблица 8.

Сравнение результатов по опроснику «ДиПЦОЛ» респондентов с наличием трудового стажа (критерий U-Манна-Уитни)

Переменные U Уровень значимости Средние значения

Есть N = 100 Нет N = 283

Ценности-отношения 688,5 0,002 14,51 10,9

Ценности-знания 681,0 0,001 12,29 9,73

Ценности-цели 602,5 0,031 13,82 7,63

Ценности-результат 749,5 0,033 12,04 8,13

Ценно сти-каче ства 685,0 0,004 13,9 8,21

Ценности-умения 609,5 0,001 10,73 7,11

Когнитивный тип 757,0 0,024 25,45 19,06

Эмоциональный тип 712,5 0,027 21,86 15,41

Поведенческий тип 684,0 0,001 23,02 18,04

Далее проверялось предположение о том, что тип профессиональной деятельности является фактором, определяющим структуру профессионально-ценностных ориентаций личности.

Взяв за основу классификацию типов профессиональной деятельности, предложенную Е.А. Климовым [11], все респонденты были поделены на три группы, согласно уже имеющейся либо получаемой в настоящее время профессии: «человек-человек» (N=134), «человек-техника» (N=126), «человек-знак» (N=123). Представители классов «человек-художественный образ» и «человек-природа» в выборке отсутствуют.

Результаты сравнительного анализа по критерию Н-Краскала-Уоллиса наглядно демонстрируют отсутствие значимых различий между различными типами профессиональной принадлежности и профессионально-ценностными ориентациями личности (таблица 9). Следовательно, тип профессиональной деятельности

не влияет на особенности профессионально-ценностных ориен-таций личности.

Таблица 9.

Результаты сравнительного анализа выраженности профессионально-ценностных ориентаций в зависимости от типа профессии по критерию Н-Краскала-Уоллиса

Шкалы опросника «ДиПЦОЛ» Н-Крас- кала-Уоллиса U-Манна-Уитни Средние значения

Ч-Ч Ч-Т Ч-З

Н Уровень значимости (р) ст н Н го F го F tr

U р U р U р

Ценности-отношения 10,8 0,43 19,4 0,052 13,6 0,241 25,4 0,302 9,51 10,1 9,7

Ценности-знания 16,8 0,15 21,4 0,107 15,1 0,502 22,2 0,103 12,1 12,4 11,9

Ценности-цели 29,2 0,26 26,05 0,452 12,6 0,051 14,31 0,239 10,8 11,2 10,6

Ценности-результат 27,3 0,41 18,4 0,322 15,7 0,130 15,9 0,501 13,1 13,3 12,7

Ценности-качества 28,2 0,19 20,4 0,491 13,7 0,212 16,3 0,549 11,4 32,5 11,9

Ценности-умения 19,7 0,20 24,7 0,021 11,5 0,363 16,5 0,403 14,7 15,4 14,5

Когнитивный тип 28,4 0,38 28,9 0,117 20,3 0,415 19,01 0,562 20,1 21,1 19,9

Эмоциональный тип 25,9 0,40 23,17 0,209 17,2 0,429 20,5 0,145 24,5 24,6 24,3

Поведенческий тип 30,1 0,25 25,7 0,101 23,8 0,318 18,9 0,103 28 27,6 27,2

Примечание: выделенное курсивом означает статистически значимую связь при р<0,05; Ч-Ч-человек-человек, Ч-З-человек-знак, Ч-Т-человек-техника.

Следующим шагом определения консенсусной валидно сти стала гипотеза о том, что работающие респонденты имеют более выраженную структуру и тип профессионально-ценностных ори-ентаций. Для осуществления данного вида анализа все респонденты были разделены на две группы. Первую группу составили респонденты, занятые в трудовой деятельности в настоящее время (N=53). Вторая группа была образована испытуемыми, не работающими на момент проведения диагностики (N=47).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 10.

Сравнение результатов по опроснику «ДиПЦОЛ» респондентов,

занятых в трудовой деятельности (критерий U-Манна-Уитни)

Уровень значимости Средние значения

Переменные U Работающие Не работающие

N = 53 N = 47

Ценности-отношения 625,0 0,003 15,01 11,3

Ценности-знания 605,5 0,002 12,8 8,62

Ценности-цели 819,5 0,404 14,15 14,32

Ценности-результат 874,0 0,521 13,6 13,01

Ценно сти-каче ства 632,0 0,004 15,18 10,13

Ценности-умения 707,5 0,032 14,73 9,06

Когнитивный тип 657,5 0,002 22,18 10,04

Эмоциональный тип 847,0 0,462 20,34 20,65

Поведенческий тип 743,0 0,037 21,07 17,09

Примечание: выделенное курсивом означает статистически значимую связь р<0,05.

Полученные в ходе сравнительного анализа эмпирических данных респондентов занятых в профессиональной деятельности, результаты позволяют констатировать наличие статистически значимых различий по шкалам «ценности-отношения», «ценности-знания», «ценности-качества», «ценности-умения», «когнитивный тип», «поведенческий тип». По шкалам «ценности-цели», «цен-ности-результат», «эмоциональный тип» профессионально-ценностных ориентаций отсутствуют достоверные различия, позво-

ляющее утверждать невыраженность целевого и результативного компонентов испытуемых.

Кроме того, для более детального изучения диагностической модели опросника «ДиПЦОЛ» было проведено сравнение по полу респондентов, выступившего в качестве внутреннего биологического критерия. Была выдвинута гипотеза о том, что для женщин будет более характерна выраженность структурных компонентов и типов профессионально-ценностных ориентаций. Анализ результатов различий демонстрирует, что женщины в исследуемой выборке статистически значимо отличаются от мужчин по всем шкалам опросника «ДиПЦОЛ» (табл. 11). У мужчин по сравнению с женщинами более выражен когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций (М= 19,81) и поведенческий тип (М=21,44).

Таблица 11.

Сравнение результатов по опроснику «ДиПЦОЛ» респондентов по полу (критерий U-Манна-Уитни)

Переменные U Уровень значимости Средние значения

Мужской пол (N=195) женский пол (N=188)

Ценности-отношения 620,0 0,003 9,11 13,75

Ценности-знания 604,0 0,001 12,70 8,55

Ценности-цели 766,5 0,058 10,44 15,22

Ценности-результат 792,5 0,065 13,59 9,51

Ценно сти-каче ства 630,0 0,002 12,11 9,35

Ценности-умения 799,5 0,012 10,33 14,64

Когнитивный тип 710,0 0,014 19,81 16,30

Эмоциональный тип 683,5 0,002 19,04 16,73

Поведенческий тип 612,0 0,001 21,44 17,99

Примечание: выделенное курсивом означает статистически значимую связь р<0,05.

Таким образом, полученные результаты подтверждают консен-сусную валидность опросника «ДиПЦОЛ».

Для установления валидности по возрастной дифференциации необходимо определить возможность применения опросника «ДиП-ЦОЛ» на различных возрастных категориях. Как отмечает О.В. Митина, валидность по возрастной дифференциации имеет большое значение при характеристике методик, измеряющих психологические свойства личности, характеризующиеся быстрой динамикой под воздействием каких-либо факторов [11]. Данный вид валидности, согласно авторской позиции, направлен на «согласование изменений результатов выполнения методики с ожидаемыми изменениями, претерпеваемыми изучаемым конструктом в возрастной динамике при переходе на новые этапы развития» [Там же, с. 86].

Измерение рассматриваемого вида валидности осуществлялось посредством сравнительного анализа респондентов, который были разделены на три группы, соответствующие трем возрастным периодам: юность (19-22 года), молодость (23-40 лет) и зрелость (41-54 года). Для проверки валидности по возрастной дифференциации было выдвинуто предположение о том, что профессионально-ценностные ориентации личности в период зрелости будут более выражены.

Результаты сравнительного анализа по критерию Н-Краскала-Уоллиса демонстрируют, что по большинству шкал не обнаружены статистически значимые различия (р < 0,05). Исключение составили шкалы «ценности-отношения», «ценности-качества», «поведенческий тип». Полученные результаты позволяют констатировать, что для возрастных периодов молодости (М=9,67) и зрелости (М=12,0), по сравнению с юношеством (М=7,91), более характерны ценности-отношения, позволяющие самореализовываться не только в личной сфере, но и в профессиональной деятельности.

Статистически значимые различия в трех группах были получены и по шкале «ценности-качества», отражающие уровень сфор-мированности профессиональных способностей. Наименее профессиональные способности развиты в период юности (М=8,36), в зрелости наблюдается значительное повышение уровня профессиональных способностей (М=11,9). Полученные данные свиде-

тельствуют об активном формировании профессиональных способностей, необходимых для будущей профессии уже в процессе профессионального обучения.

Таким образом, полученные результаты согласуются с представлением авторов о выраженности профессионально-ценностных ориентаций в период зрелости.

Заключительным этапом разработки опросника «ДиПЦОЛ» стала его стандартизация, предусматривающая сравнение показателей, полученным одним испытуемым, с таковым в генеральной совокупности или соответствующей группе [9].

На основании d-критерия Колмогорова-Смирнова, эмпирическое распределение некоторых шкал опросника («ценности-отношения», «ценности-знания», «ценности-цели», «ценности-умения») отличается от нормального (таблица 12).

Таблица 12.

Сравнение эмпирического распределения по шкалам методики «ДиПЦОЛ» с теоретическим ^-Колмогорова-Смирнова)

Шкалы опросника «ДиПЦОЛ» N К-С (d) Уровень значимости (р) Вывод

Ценности-отношения 383 0,15 p < 0,01 ненормально

Ценности-знания 383 0,13 p < 0,05 ненормально

Ценности-цели 383 0,12 p < 0,05 ненормально

Ценности-результат 383 0,10 p < 0,15 нормально

Ценности-качества 383 0,10 p < 0,15 нормально

Ценности-умения 383 0,13 p < 0,05 ненормально

Когнитивный тип 383 0,09 p < 0,20 нормально

Эмоциональный тип 383 0,10 p < 0,15 нормально

Поведенческий тип 383 0,09 p > 0,20 нормально

Как видим из таблицы 12, эмпирическое распределение некоторых шкал опросника «ДиПЦОЛ» существенно отличается от нормального, следовательно, часть изучаемых признаков не дифференцируется неравномерно. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что «сырой балл» шкал опросника «ДиПЦОЛ» не прини-

мает значение более 100, то представляется целесообразным перевод «сырых баллов» в стены [10]. Стандартизация методики осуществлялась на выборке респондентов в количестве 997 человек, из которых мужчин - 494, женщин - 503, в возрасте от 18 до 55 лет. В ходе данной работы были составлены конверсионные таблицы с учетом половой принадлежности респондентов.

Заключение. Основные этапы эмпирической работы по конструированию и психометрической проверке опросника «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» завершены. Результаты исследования окончательной версии опросника показали высокую пригодность пунктов для изучения профессионально-ценностных ориентаций личности. В ходе проверки на внутреннюю гомогенность была выявлена высокая согласованность пунктов опросника, позволяющая диагностировать типы и содержание профессиональных ценностей (все пункты опросника имеют умеренную взаимосвязь друг с другом и интегральными показателями). Для изучения практической пригодности опросника «ДиПЦОЛ» осуществлялась проверка критериальной валидности и ее разновидностей (консенсусная и эмпирическая). Результаты данной работы показывают наличие взаимосвязей с другими методиками, что позволяет утверждать адекватность разработанного психологического конструкта, позволяющего детально изучать профессионально-ценностных ориентаций личности. Проверка типов распределения баллов опросника позволила построить репрезентативные нормы по половой принадлежности респондентов, что значительно увеличивает диагностическую точность методики «ДиПЦОЛ». Применение опросника «ДиПЦОЛ» в практической деятельности позволяет комплексно изучать структуру профессионально-ценностных ориентаций личности, что является одним из основных механизмов профессиональной реализации.

Список литературы 1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2009. 688 с.

2. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть I // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. №18. С. 4-14.

3. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть II // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. №42. С. 11-25.

4. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть III // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. №4. С. 4-18.

5. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть IV // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. №40. С. 13-28.

6. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть V // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. №5. С. 4-14.

7. Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: часть VI // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. №18. С. 48-59.

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005. 351 с.

9. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование. [Пер. с англ.] Киев: ПАН Лтд, 1994. 282 с.

10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

11. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011. 235 с.

12. Самойлик Н.А. К вопросу о психологической диагностике профессионально-ценностных ориентаций личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. URL: http://web. snauka.ru/issues/2015/11/59503 (дата обращения: 20.08.2016).

13. Самойлик Н.А. Типология и психологическая диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности // Азимут научных исследований: психология и педагогика. 2016. №1 (14). С.193-196.

References

1. Anastazi A., Urbina S. Psikhologicheskoe testirovanie [Psychological testing]. St. Petersburg, Piter, 2009. 688 p.

2. Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Tekhnologiya razrabotki testov: chast' I [Technology of development of tests: part I]. Vestnik Yuzhno-Ural'sko-go gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2009, no. 18, pp. 4-14.

3. Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Tekhnologiya razrabotki testov: chast' II [Technology of development of tests: part II]. Vestnik Yuzhno-Ural 'sk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2009, no. 42, pp. 11-25.

4. Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Tekhnologiya razrabotki testov: chast' III [Technology of development of tests: part III]. Vestnik Yu-zhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2010, no. 4, pp. 4-18.

5. Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Tekhnologiya razrabotki testov: chast' IV [Technology of development of tests: part IV]. Vestnik Yu-zhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya.

2010, no. 40, pp. 13-28.

6. Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Tekhnologiya razrabotki testov: chast' V [Technology of development of tests: part V]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2011, no. 5, pp. 4-14.

7. Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Tekhnologiya razrabotki testov: chast' VI [Technology of development of tests: part VI]. Vestnik Yu-zhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya.

2011, no. 18, pp. 48-59.

8. Burlachuk L.F. Psikhodiagnostika [Psychological diagnostics]. St. Petersburg, Piter, 2005, 351 p.

9. Klayn P. Spravochnoe rukovodstvo po konstruirovaniyu testov: Vvedenie v psikhometricheskoe proektirovanie [Reference guide on designing of tests: Introduction to psychometric design]. Kiev, PAN Ltd, 1994, 282 p.

10. Klimov E.A. Psikhologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2004. 304 p.

11. Mitina O.V. Razrabotka i adaptatsiya psikhologicheskikh oprosnikov [Development and adaptation of psychological questionnaires]. Moscow, Smysl, 2011, 235 p.

12. Samoylik N.A. K voprosu o psikhologicheskoy diagnostike profes-sional'no-tsennostnykh orientatsiy lichnosti [To a question of psychological diagnostics of professional and valuable orientations of the personality]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2015. no. 11. http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59503 (accessed August 20, 2016).

13. Samoylik N.A. Tipologija i psihologicheskaja diagnostika profession-al'no-cennostnyh orientacij lichnosti [Typology and psychological diagnostics of the personality's professional and value orientations]. Azimut nauchnyh issledovanij: psihologija i pedagogika. 2016. №1 (14), рр. 193-196.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Самойлик Наталья Анатольевна, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России пр. Октябрьский, 49, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654066, Российская Федерация nat-samojlik@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Samojlik Natalia Anatolievna, Lecturer of Penitentiary Psychology and Penitentiary Pedagogics Department, Candidate of Psychological Sciences

FSEI ofHPE of the FPS of the Russian Federation

49, Oktyabrsky Ave., Novokuznetsk, Kemerovo region, 654066,

Russian Federation

nat-samojlik@yandex.ru

SPIN-code: 8532-4290

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.