Научная статья на тему 'ОПРОС РЕСПОНДЕНТОВ, КАК ИНСТРУМЕНТ СБОРА ДАННЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОПРОС РЕСПОНДЕНТОВ, КАК ИНСТРУМЕНТ СБОРА ДАННЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / опрос респондентов / экономика / анкетирование / население / цифровые технологии / телефонные интервью / information / survey of respondents / economics / survey / population / digital technologies / telephone interviews

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дегтярева Олеся Станиславовна

Опрос респондентов, как инструмент сбора данных востребован на всех этапах общественного развития, поскольку характеризует мнение населения по очень многим аспектам жизнедеятельности. В данной статье автором рассмотрены и проанализированы основные проблемы и перспективы развития этого важнейшего инструмента наблюдения. Предлагаются некоторые пути совершенствования в Российской Федерации этого важнейшего инструмента получения данных для достижения целей исследований условий жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURVEY OF RESPONDENTS AS A DATA COLLECTION TOOL: PROBLEMS AND PROSPECTS

A survey of respondents as a data collection tool is in demand at all stages of social development, since it characterizes the opinion of the population on many aspects of life. In this article, the author examines and analyzes the main problems and prospects for the development of this most important observation tool. Some ways to improve this most important tool for obtaining data in the Russian Federation to achieve the goals of research into living conditions of the population are proposed.

Текст научной работы на тему «ОПРОС РЕСПОНДЕНТОВ, КАК ИНСТРУМЕНТ СБОРА ДАННЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

government services, and innovations in the financial sector, are discussed. The article emphasizes the role of technological innovations in stimulating economic growth and fostering entrepreneurship in Russia.

Key words: technological innovations, economic growth, artificial intelligence, blockchain, digitalization of government services.

УДК 311.2

Дегтярева Олеся Станиславовна, к.э.н., доцент (e-mail: oleha.d@yandex.ru)

Сибирский государственный университет путей сообщения, г.Новосибирск, Россия

ОПРОС РЕСПОНДЕНТОВ, КАК ИНСТРУМЕНТ СБОРА ДАННЫХ: ПРОБЛЕМЫИ П ЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Опрос респондентов, как инструмент сбора данных востребован на всех этапах общественного развития, поскольку характеризует мнение населения по очень многим аспектам жизнедеятельности. В данной статье автором рассмотрены и проанализированы основные проблемы и перспективы развития этого важнейшего инструмента наблюдения. Предлагаются некоторые пути совершенствования в Российской Федерации этого важнейшего инструмента получения данных для достижения целей исследований условий жизни населения.

Ключевые слова: информация, опрос респондентов, экономика, анкетирование, население, цифровые технологии, телефонные интервью.

Информация является в настоящее время тем ключом, который позволяет добиваться индивидуальных или общественных целей в различных сферах деятельности людей: бизнесе, управлении, культуре, образовании, спорте и др. Естественно, переоценить важность информационной составляющей в научно-изыскательской сфере, практически невозможно. Очень часто возникают ситуации в получении специфической информации, которую невозможно получить из общедоступных источников.

Известным и широко использующимся приемом в современных условиях является опрос респондентов, эволюция принципов которого неразрывно связана с цифровизацией происходящих в обществе процессов.

Значительную роль в этом играют средства массовой информации, интернет, социальные сети и глобальная информатизация, которые делают информационное соперничество экстремально эффективным [1, с.56].

Собственно, как метод получения данных, опрос населения знаком широкому кругу лиц на основе маркетинговых и социологических обследований, где массово используется и поныне.

Но все больший процент населения и организаций различных сфер в современной России мало доверяют информации, полученной посредством

проведения таких манипуляций, при этом опросы проводятся все чаще, поскольку заменить их в некоторых областях просто не представляется возможным.

Все дело, как обычно, в нарушениях репрезентативности и самой техники организации опросов, которые, ставя перед собой какую-либо цель, часто хотят подтвердить заранее запланированные выводы, нарушая главный принцип формирования подобной информации - анонимность опрашиваемого субъекта и широкий охват различных слоев изучаемой совокупности.

В настоящее время в обществе используют три типа опросов, которые изначально имеют различную степень репрезентативности. По-прежнему, самым информативным является экспедиционный метод, поскольку субъект наблюдения имеет возможность контролировать аудиторию опрошенных, задавать уточняющие вопросы, демонстрировать дополнительные материалы, приводить объяснения и доводы при затруднении опрашиваемых, естественно при необходимом уровне его подготовки и отношения к выполняемой работе. Экспедиционный способ сбора данных в некоторых источниках также называют устным опросом [2].

Вследствие перечисленных требований устный опрос является наиболее затратным по сравнению с опросами в дистанционной форме - анкетным и корреспондентским. Именно эта причина является основной в том, что опрос респондентов находит незначительное применение при анализе конкурентных преимуществ в организациях малого и среднего бизнеса.

Да и в достаточно крупных компаниях опросы респондентов направлены в основном на клиентов и потребителей, игнорируя тот факт, что опрос можно проводить и для сотрудников с целью, например, выявления проблем в организации производства и управления, в изучении факторов создания благоприятной моральной атмосферы на рабочих местах. Подобная информация является безусловно полезной в разработке мероприятий по повышению производительности труда и ограничению текучести персонала, как важнейших для рыночной экономики характеристик преимуществ бизнеса [3, 4]. Однако при этом важно обеспечить необходимую степень анонимности.

Конечно, подготовка опросов сопряжена с трудовыми и финансовыми затратами, но в настоящее время созданы различные сервисы для помощи в подготовке и проведении опросов. Например, сайт «Анкетолог», предоставляющий услуги, как по разработке анкет, так и по организации самих опросов, при этом имеет свою сеть респондентов. Очень интересным является исследование, опубликованное на данном сайте, о мотивации респондентов, представленное на рисунке 1.

В чем заключается мотивация респондентов? О

Мотивация респондентов напрямую влияет на результат опроса, т. е. на качество получаемой информации. Поэтому очень важно создавать и поддерживать грамотную систему мотивации для респондентов. Мы провели опрос среди наших панелистов, который показал, что главными мотиваторами выступают такие, как:

■ получение дополнительного заработка,

■ выражение своего мнения,

• возможность сделать товары и услуги лучше,

• возможность принимать участие в благотворительности,

■ интерес от участия в научных исследованиях.

Также были выделены такие причины участия в опросах, как свободное времяпрепровождение/ хобби, возможность влиять на социально-политическую ситуацию, узнать о новых товарах/ услугах/разработках, возможность задуматься над вопросами о собственной жизни.

Рис. 1 Мотивационные факторы к участию респондентов в опросе по данным сайта «Анкетолог» [5]

На этом же сайте представлена и обобщающая характеристика респон-дентской сети по полу, уровню образования, доходу и географии их проживания, что дает возможность пользователям сайта увидеть, соответствует ли представленная аудитория опрашиваемых конкретным целям и задачам, определенным для того или иного исследования.

094 1094 2094 3094 4094 5094 6094 7094 6094 9094 10094 ■ пользуются интернетом = не пользуются интернетом

Рис. 2 Структура данных из опроса ВЦИОМ по использованию интернета в РФ

Представленные данные таковы:

- ожидаемо респондентами чаще всего становятся женщины (вследствие меньшей занятости) - их на сайте «Анкетолог» - 63,64%, мужчин - 36,36%;

- только 3,88% респондентов не имеют образования, самая большая аудитория по этому признаку - люди с высшим образованием;

- наибольший удельный вес составляют респонденты в возрасте 18-24 года - 31,27%. Категория людей старше 54 лет в качестве респондентов не задействована совсем.

Для оценки динамики распространения интернета в России, а значит и возможности проведения онлайн-опросов рассмотрим данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), представленную на рис. 2.

Таким образом, в 2006 году удельный вес населения, пользовавшихся интернетом, составлял всего 23%, стремительно увеличившись к уровню 2012 года до 57%.

При этом представленная на сайте «Анкетолог» характеристика подтверждает и исследование ВЦИОМ в 2023 году, результаты которого наглядно представлены на рис. 3.

21ШС03 2Ш2025 05.11.2025 l2.ll.2025

Пря1П"ически ежедневно, % 75 76 76 77

HeíKonttLo psj е неделю, 96 lili

HeíüOflbW рэг е % 2 2 2 2

Элшодически. но не ре>ж 1 раза в полгода, % 1111

Не пользуюсь. % 15 14 М 15

Затрудняюсь от&етнть", % 0 0 0 0

Рис. 3 Данные опроса ВЦИОМ в 2023 году об использовании интернета в России, процентов от населения в возрасте 18 лет и старше [6]

Анализ различных источников показал, что опросы респондентов с применением онлайн-анкетирования не обеспечивают полной репрезентативности, поскольку не охватывает людей старшего поколения, имеющих низкую компьютерную грамотность, но это постепенно нивелируется созданием специальных обучающих программ, предоставляемых гражданам государством.

Использование данных ВЦИОМ позволяет определить место и роль телефонных интервью в опросах респондентов на современном этапе. Так, еще в 2013 году 92% россиян пользовались мобильными телефонами. ВЦИОМ и сам для проведения своих исследований использует телефонную связь.

Но использование анкетирования в виде телефонных интервью в России за последние годы сопряжено с трудностями, связанными с активной деятельностью финансовых мошенников, частыми попытками навязывания своих услуг банками, финансовыми и другими компаниями: людям во

время работы или отдыха просто приходится отключать телефон, либо не принимать вызов с незнакомого номера.

Но следует отметить, что дальнейшее развитие цифровых технологий и все ускоряющееся их проникновение во все сферы общественной жизни приводит к тому, что будет повышаться востребованность именно анкетного и корреспондентского способа осуществления опросов, технологию которых в России еще предстоит в ближайшее время совершенствовать.

Развитие технологии опросов и устранение ряда существующих проблем позволит заинтересованным пользователям применять в своих исследованиях так называемые непараметрические методы. Например, для изучения зависимости употребления наркотических средств от различных факторов при разработке эффективной политики борьбы с этим злом. Непараметрические методы анализа могут применяться и в анализе внутренней среды организации.

Следует также отметить, что очень мало проводится опросов для населения РФ в возрасте 14-17 лет, хотя оценка очень многих социологических аспектов была бы очень интересна пользователям такой информации, в том числе и организациям, специализирующихся на проблемах молодежи в РФ.

Для объективной оценки перспектив и проблем развития выше описанных методов наблюдения, нахождения из них более эффективного и требующего развития, ВЦИОМ или органам государственной статистики необходимо в ближайшее время провести ряд опросов граждан РФ с целью выявления готовности населения к участию в них, мотивационных факторах, а также для определения степени доверия к их результатам, а также факторах, негативно влияющих на лояльность респондентов, что и позволит выявить проблемы в данной области и провести ряд мероприятий по повышению эффективности этого важнейшего метода получения информации.

Список литературы

1. Валова Ю.И. Информационное оружие в современном мире. В сборнике: Мировой опыт и экономика регионов России. Сборник научных работ молодых ученых по материалам XIX Всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. Курск, 2021. С. 56-61

2. Хекало, О.Ю. Теория статистики: электронное учебное пособие по направлению 38.03.01 "Экономика" по профилю "Предпринимательская деятельность", "Мировая экономика", "Финансы и кредит" и по направлению 38.03.02 "Менеджмент" по профилю "Антикризисное управление" / О.Ю. Хекало, О.Б. Болбат; Сибирский государственный университет путей сообщения. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. - 114 с.

3. Дегтярева, О.С. Проблемы определения производительности труда в структурных подразделениях дирекции инфраструктуры / О.С. Дегтярева //

Актуальные аспекты современной науки: сборник материалов XIII-й международной научно-практической конференции, Липецк, 28 октября 2016 года / Научно-исследовательский центр «Аксиома». - Липецк: Общество с ограниченной ответственностью «РаДуши», 2016. - С. 91-94.

4. Семененко А.И. Повышение качества информационной базы для управления производительностью труда в организациях холдинга ОАО «РЖД» / А.И. Семененко, О.С. Дегтярева // Рост производительности труда - решающее условие экономического прорыва: Сборник научных трудов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Новосибирск, 07 декабря 2019 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2020. -С.304-308

5. Сайт Анкетолог. - [электронный ресурс] https://anketolog.ru/campaign.html (дата обращения 18.11.2023)

6. ВЦИОМ Новости. - [электронный ресурс] https://wciom.ru/ratings/polzovanie-internetom (дата обращения 19.11.2023)

Degtyareva Olesya Stanislavovna, Candidate of Economics, Associate Professor

(e-mail: oleha.d@yandex.ru)

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

SURVEY OF RESPONDENTS AS A DATA COLLECTION TOOL:

PROBLEMS AND PROSPECTS

Annotation. A survey of respondents as a data collection tool is in demand at all stages of social development, since it characterizes the opinion of the population on many aspects of life. In this article, the author examines and analyzes the main problems and prospects for the development of this most important observation tool. Some ways to improve this most important tool for obtaining data in the Russian Federation to achieve the goals of research into living conditions of the population are proposed.

Key words: information, survey of respondents, economics, survey, population, digital technologies, telephone interviews.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.