Научная статья на тему 'Определяющие факторы успеха краудфандинговых проектов'

Определяющие факторы успеха краудфандинговых проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
краудфандинг / инвестиции / краудсорсинг / микрофинансирование / kickstarter / kickstarter / investment / crowdfunding / crowdsourcing / microfinance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левин Федор Михайлович, Казакова (Ахметчина) Александра Валерьевна

Kраудфандинг как альтернативный способ инвестирования в проект, рекомендации к проведению полноценной кампании по привлечению финансирования посредством краудфандинговых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of success of crowdfunding projects

Crowdfunding as an alternative way of investment, hints for carrying the campaign to attract funds on crowdfunding platforms.

Текст научной работы на тему «Определяющие факторы успеха краудфандинговых проектов»

Determinants of success of crowdfunding projects Levin F. , Kazakova A. (Russian Federation) Определяющие успеха краудфандинговых проектов

Левин Ф. М. , Казакова А. В.2 (Российская Федерация)

2

1 Левин Федор Михайлович /Levin Fedor - магистрант, международный финансовый факультет, кафедра КПМГ;

2Казакова (Ахметчина) Александра Валерьевна /Kazakova (Akhmetchina) Aleksandra - кандидат экономических наук,

доцент, заместитель декана по магистратуре,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: краудфандинг как альтернативный способ инвестирования в проект, рекомендации к проведению полноценной кампании по привлечению финансирования посредством краудфандинговых платформ.

Abstract: crowdfunding as an alternative way of investment, hints for carrying the campaign to attract funds on crowdfunding platforms.

Ключевые слова: kickstarter, краудфандинг, инвестиции, краудсорсинг, микрофинансирование.

Keywords: kickstarter, investment, crowdfunding, crowdsourcing, microfinance.

Традиционное инвестирование, каковым мы его знаем, утратило свою привлекательность с появлением краудфандинга; теперь, чтобы привлечь финансы для реализации проекта, вам потребуется интернет, отличная и инновационная идея, продуманный бизнес-план, а также инициативность и нацеленность на результат. Говоря простыми словами, краудфандинг (с английского дословно «народное финансирование») - это способ привлечения финансирования за счет обычных пользователей интернета, заинтересованных в вашем проекте.

Инвесторами «backers» в краудфандинге обычно вместо банков или компаний венчурного капитала выступают люди, зарегистрированные на сайте платформы. Одним из достоинств выбора такого рода инвестирования является прозрачность и отсутствие третьих сторон - теперь ваш бизнес-план и проект виден всем пользователям.

Сегодня существует более шестисот краудфандинговых платформ по всему миру. Одним из самых популярных проектов в области коллективных инвестиций является Kickstarter. Начиная с апреля 2009 г. более трех миллионов человек поддержали тридцать пять тысяч проектов, проинвестировав в них более пятисот миллионов долларов. Однако чтобы добиться успеха в краудфандинге, прежде всего, необходимо правильно подать себя и свой проект. В этой статье говорится о том, на какие этапы краудфандинговой кампании стоит обратить внимание, к каким советам стартаперов нужно прислушаться, чтобы добиться реализации вашего проекта. Итак, какие факторы определяют успех краудфандинговых проектов?

Первое, на что стоит обратить внимание начинающему предпринимателю, решившему обратиться к краудфандингу как к одному из способов инвестирования - это непосредственно выбор самой платформы. Помните, чем популярнее веб-сайт, тем выше риск остаться незамеченным. Каждая платформа различается не только предлагаемыми услугами, но также и специализацией, к примеру, вышеуказанный Kickstarter нацелен на коммерцию, и каждый успешный проект должен профинансироваться на сто процентов (в отличие от российского крауд-ресурса Planeta, где можно забрать и пятьдесят процентов собранных денег); существуют крауд-ресурсы, занимающиеся благотворительностью, а также платформы, специализирующиеся на отдельных нишах, таких как музыка, некоммерческое кино, дизайн и т. д. Прежде чем начать кампанию, необходимо ознакомиться с уже существующими похожими проектами, проанализировать рынок, изучить успешные инициативы; таким образом, вы не будете повторять ошибок предыдущих стартаперов и сэкономите время при подготовке собственной кампании.

Немаловажную роль при запуске и продвижении кампании играет поддержка круга ваших знакомых из социальных сетей. Джон Ридл, профессор Университета Миннесоты, указывает на тот факт, что количество друзей в социальных сетях влияет на качество проекта, «шанс для успеха у стартапера с десятью друзьями на Facebook равняется десяти процентам, тогда как у основателя проекта с тысячью друзьями этот шанс составляет сорок процентов» [1]. Во время кампании важно оставаться всегда на связи, быть готовым реагировать на ответную реакцию, так называемый фидбек (от англ. feedback), от потенциальных инвесторов. Брайан Мис, основатель краудфандинговой платформы RocketHub, говорит, что «успех любой краудфандинговой кампании зависит от готовности твоих друзей поучаствовать в ней» [2]. Таким образом, чтобы воплотить свою идею в бизнесе, нужно заручиться поддержкой единомышленников и группы людей, готовых отстаивать ваши интересы на просторах «диджитал пространства».

Третьим фактором успеха вашей кампании является грамотный выбор той суммы, которую вы надеетесь собрать за определенное количество времени. Чем больше сумма, тем сложнее ее будет собрать; помните, что в случае успеха кампании есть вероятность того, что вы получите в полтора, два раза больше денег, чем предполагали. Исследователи краудфандинга советуют вести кампанию не более тридцати дней и обязательно сопроводить ее видеороликом, рассказывающим о целях проекта.

Если следовать базовым принципам краудфандинга, успешно коммуницировать со своей аудиторией и пошагово строить кампанию, основываясь на вышеперечисленных рекомендациях, то шанс привлечь капитал для инвестирования денег в вашу идею повысится.

Литература

1. Riedl J. Crowdfunding Technology Innovation. Computer, vol. 46, no. 3, pp. 100-103, March 2013.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

http://www.computer.org/csdl/mags/co/2013/03/mco2013030100-abs.html (Дата обращения: 20.04.2015).

2. Clifford C. 3 Rules for Successful Crowdfunding. May 23, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.entrepreneur.com/article/223608 (Дата обращения: 15.02.2015).

3. Ward C., Ramachadran V. Crowdfunding the next hit: Microfunding online experience goods. University of

Massachusetts Working Paper, pp. 1-5, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

https://people.cs.umass.edu/~wallach/workshops/nips2010css/papers/ward.pdf (Дата обращения: 17.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.