Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ, ПРОДУКТАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ, ПРОДУКТАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ГОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов О.Е.

Применяемая во многих сферах экономической деятельности концепция жизненного цикла продуктов развивается более шестидесяти лет и уходит своими корнями в разработки западных специалистов по менеджменту, управлению качеством и маркетингу. Автором статьи на основе анализа научной и практической деятельности по управлению жизненным циклом машиностроительной продукции выявляется целесообразность сохранения принятого одноуровневнего подхода к описанию структуры жизненного цикла, но для обозначения элементов предлагается использовать новый, терминологически нейтральный термин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафронов О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINING THE LIFE CYCLE OF ENGINEERING PRODUCTS FOR APPLICATION IN VARIOUS ASPECTS OF PRODUCTION, PRODUCT AND STATE ORDER MANAGEMENT

The concept of product life cycle applied in many spheres of economic activity has been developing for more than sixty years and is rooted in the developments of western specialists in management, quality management and marketing. On the basis of the analysis of scientific and practical activity in managing the life cycle of machine-building products, the author of the article reveals the expediency of maintaining the adopted one-level approach to describing the life cycle structure, but suggests using a new, terminologically neutral term to denote the elements.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРИМЕНЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ, ПРОДУКТАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗОМ»

Определение жизненного цикла машиностроительной продукции в целях применения в различных аспектах управления производством, продуктами и государственным заказом

Сафронов Олег Евгеньевич

аспирант, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт «Центр», saf.oleg999@gmail.com

Применяемая во многих сферах экономической деятельности концепция жизненного цикла продуктов развивается более шестидесяти лет и уходит своими корнями в разработки западных специалистов по менеджменту, управлению качеством и маркетингу. Автором статьи на основе анализа научной и практической деятельности по управлению жизненным циклом машиностроительной продукции выявляется целесообразность сохранения принятого одноуровневнего подхода к описанию структуры жизненного цикла, но для обозначения элементов предлагается использовать новый, терминологически нейтральный термин.

Ключевые слова: жизненный цикл, машиностроительная продукция, управление производством, управление продуктами, управление государственным заказом, управление качеством, ГОСТ.

Как известно, перечень стадий жизненного цикла (ЖЦ) изделий (товаров, продукции) в современной теории и практике управления не является универсальным, и, как многие другие аспекты в предметной области, зависит от специфики применяемого научного подхода и целей разработки соответствующего списка. В частности, выделяется и меньшее, и большее число стадий.

Например, в ГОСТ Р 53791-2010, выделяется лишь три стадии ЖЦ продукции в соответствии с потребностями управления ресурсами: создание, эксплуатация и ликвидация. В свою очередь в маркетинге принято выделять такие стадии ЖЦ продукции, рассматриваемой в качестве товара, соотносимые с генерируемыми денежными потоками, как положительными, так и отрицательными (см. Рисунок 1).

Время рынок

Рисунок 1. Этапы ЖЦ продукции, выделяемые в соответствии с маркетинговым подходом

Источник: Доросинский Л. Г., Зверева О. М. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 38.

Следует отметить, что наука маркетинга фокусирует свое внимание на стадии (этапе) внедрения, вывода товара на рынок, на котором от результативной деятельности маркетологов зависит размер дохода разработчиков и производителей[4-6]. Кроме того, интерес маркетологов вызывает возможность продлить стадию популярности товара, на которой имеется возможность не только обеспечить его масштабный сбыт, но и получить дополнительную прибыль за счет наценки. Напротив, специалисты в сфере управления ресурсами и защитой окружающей среды будут фокусироваться на стадии утилизации продукции, которая для маркетологов, как правило, безразлична (за исключением направления социального маркетинга).

Важно отметить, что структура ЖЦ изделий будет отличаться в зависимости от стейкхолдера, в частности, будет различной для производителя, потребителя, рыночного посредника. В таком нормативном акте, как «Методические матери-

О ГО А П.

ГО гп

о

2

О го 3

fO

сч о cs

in

о ш m

X

3

<

m О X X

алы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции»[7] предлагается выделять следующие этапы оценки стоимости ЖЦ машиностроительной продукции в интересах заказчика: принятие решения о необходимости применения оценки; разработка предварительных описаний ЖЦ, включая прогнозную оценку стоимости; доработка и уточнение предварительных описаний и оценок; принятие решение о закупке; подготовка предложений о закупке для включения в план.

Международные руководства как в области системной инженерии, так и в сфере P3M подчеркивают возможность произвольного установления структурных элементов ЖЦ изделий, ориентируясь на конкретные потребности, складывающиеся в процессе управления. Как уже отмечалось, свободу усмотрения в определении структуры ЖЦ изделий машиностроения и приборостроения ГОСТ Р 56136-2014 представляет в части идентификации этапов жизненного цикла, устанавливая некоторые неспецифические требования, призванные стандартизировать корпоративные подходы к прогнозированию и проектированию ЖЦ продукции.

Несмотря на то, что подход, предложенный в анализируемом национальном стандарте, в целом соответствует отдельным элементам экономической практики, позволяя произвольно устанавливать этапы ЖЦ, но фиксируя фазы ЖЦ, однако подобный подход может вносить путаницу в практической деятельности, как ввиду сложностей в разграничении понятий фазы и этапа, так и в контексте понимания необходимости и критериев их многоуровневого разграничения, в особенности, если воспринимать установки стандарта как императив при организации исследовательской, производственной, сервисной и иной деятельности.

В результате, в научной и практической деятельности по управлению ЖЦ машиностроительной продукции представляется целесообразным сохранить принятый основоположниками концепции ЖЦ одноуровневый подход к описанию структуры жизненного цикла, для обозначения элементов которой видится разумным использовать терминологически нейтральный термин «фаза жизненного цикла» изделия (продукции) машиностроительной индустрии. Применение данного термина, во-первых, устранит терминологическую путаницу, которую создают ГОСТ Р 56136-2014 и отдельные справочники, руководства по системной инженерии, при этом при необходимости выделения этапов, подэтапов при управлении, в том числе анализе и оценке ЖЦ машиностроительной продукции, заинтересованное лицо может сделать это самостоятельно, выделив структурные элементы в соответствии с управленческими задачами.

Во-вторых, данный подход отчасти снимает противоречия в понимании сущности ЖЦ изделий (продукции) как такового в связи со спецификой рассматриваемой экономической метафоры, которая, как говорилось, не соответствует обыденным представлениям о жизненном цикле в биологии и - в целом ряде случаев - о цикле как таковом. Понятие «фаза», в соответствии с Толковым словарем русского языка С. И. Ожегова трактуется как «отдельная стадия в ходе развития и изменения чего-нибудь»[8]. С английского языка слово "phase", используемое в методических руководствах, может переводиться и как этап, и как стадия, что соответствует устоявшемуся пониманию аспектов теории ЖЦ в различных научных дисциплинах и в практической сфере, однако не способствует унификации понимания предмета.

В-третьих, использование обновленной терминологии ослабляет привязку практики управления ЖЦ машиностроительной продукции к специфическому подходу в рамках си-

стемнои инженерии, которая, как минимум, нацелена на научное содействие процессам разработки и внедрения специфической продукции - прежде всего, информационных систем[9]. Хотя отдельные сложные машиностроительные изделия, такие как самолет, рассматриваются как «крупномасштабные и инженерно-насыщенные комплексы»[9], выступающие объектами социальной инженерии, говорить о том, что вся продукция машиностроения, в особенности промежуточная, является инженерно-насыщенным комплексом, было бы заведомо неверным. Терминология проектного менеджмента в этом смысле более универсальна в части того, что конструирование и управление ЖЦ изделий само по себе может рассматриваться как специфический проект, а на машиностроительных предприятиях, в частности, в России, активно внедряются либо уже внедрены практики программного и проектного ме-неджмента[10].

Применительно к разработке, продвижению, сервисному обслуживанию типовой, однородной машиностроительной продукции, если таковую нельзя назвать крупномасштабным комплексом, применяется портфельный подход[13]. Конвергенция передовых идей системной инженерии и управления программами, проектами и портфелями может позволить обогатить методологию оптимизации жизненного цикла машиностроительной продукции и, по меньшей мере, решить вероятные проблемы, связанные с односторонним подходом в методологии, закрепленной в национальном стандарте, не соответствующим практике управления продуктами в российском машиностроении.

С учетом изложенного, представляется возможным предложить уточненное определение жизненного цикла машиностроительной продукции в целях применения в различных аспектах управления производством, продуктами и государственным заказом: это совокупность явлений и процессов, повторяющихся в ходе эволюции типовых конструкций от замысла до полного изъятия из серийного производства, либо экземпляров изделий от начала производства до вывода их эксплуатации, происходящих н последовательно на фазах жизненного цикла, определяемые периодом времени, в течение которого заинтересованными сторонами и их агентами могут выполняться управленческие воздействия для оптимизации стоимости и/или полезности разработки, производства, обращения и ликвидации (утилизации).

Следовательно, этот жизненный цикл машиностроительной продукции включает в себя следующие фазы:

1. Исследование и разработка: в этой фазе определяются потребности рынка и разрабатываются концепции продукта.

2. Проектирование и конструирование: на этой стадии создается технический проект и проводятся испытания конструкции.

3. Производство: этап производства и сборки продукта, включая закупку материалов и компонентов, сборку, тестирование и контроль качества.

4. Эксплуатация: этап использования продукта конечными потребителями.

5. Обслуживание и техническое обслуживание: фаза, в которой производится техническое обслуживание и ремонт продукта.

6. Утилизация: этап, на котором продукт выводится из эксплуатации и утилизируется.

Каждая из этих фаз характеризуется определенными потребностями, вызовами и рисками. Управление жизненным циклом машиностроительной продукции включает в себя планирование и координацию действий на каждой из фаз, с целью обеспечения эффективного использования ресурсов и оптимизации стоимости и полезности продукта.

Для успешного управления жизненным циклом машиностроительной продукции необходимо учитывать потребности различных заинтересованных сторон, таких как заказчики, производители, поставщики компонентов, конечные потребители и органы государственного регулирования. Управление жизненным циклом машиностроительной продукции может помочь в определении оптимального времени для выпуска новых продуктов на рынок, их модернизации или вывода из эксплуатации. Также важным аспектом является управление затратами на каждой из фаз жизненного цикла машиностроительной продукции, чтобы достигнуть максимальной эффективности и экономической выгоды.

Одним из ключевых инструментов управления жизненным циклом машиностроительной продукции является методика Life Cycle Assessment (LCA), которая позволяет оценить экологические и социальные последствия производства, использования и утилизации машиностроительной продукции . LCA помогает определить наиболее экологически и экономически эффективные решения на каждой из стадий жизненного цикла машиностроительной продукции.

Одной из задач управления жизненным циклом машиностроительной продукции является обеспечение качества продукции на каждой из фаз жизненного цикла. Для этого необходимо проводить тщательный контроль качества компонентов, процессов производства и готовой продукции. Также важно следить за обновлением и модернизацией машиностроительной продукции на каждой стадии жизненного цикла, чтобы сохранить его конкурентоспособность на рынке.

Еще одним важным аспектом управления жизненным циклом машиностроительной продукции является управление рисками. Риск может возникнуть на каждой стадии жизненного цикла машиностроительной продукции, начиная от необходимости внесения изменений в конструкцию до неблагоприятных изменений в рыночной ситуации. Управление рисками помогает снизить негативные последствия таких рисков и обеспечить стабильность производства.

Наконец, управление жизненным циклом машиностроительной продукции также включает в себя управление информацией. Для принятия эффективных управленческих решений на каждой стадии жизненного цикла машиностроительной продукции необходимо иметь доступ к актуальной информации о рыночной ситуации, технологических новинках, изменениях в законодательстве и т.д. Современные информационные технологии позволяют собирать, хранить и анализировать большие объемы данных, что помогает принимать эффективные управленческие решения на каждой стадии жизненного цикла машиностроительной продукции.

В целом, определение ЖЦ машиностроительной продукции явлется весьма многранным, требующим уточнения согласно предложенной авторской трактовки. В свою очередь, управление жизненным циклом машиностроительной продукции является сложным и многогранным процессом, требующим интеграции различных аспектов управления.

Правильное (корректное с точки зрения этапности и определения) управление жизненным циклом машиностроительной продукции может привести к повышению конкурентоспособности компании, уменьшению затрат на производство и обращение машиностроительной продукции, улучшению качества продукции и сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, управление жизненным циклом машиностроительной продукции является важным инструментом для оптимизации процессов производства, улучшения качества машиностроительной продукции, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и повышения конкурентоспособности компании на рынке.

Литература

1. ГОСТ Р 53791-2010 «Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения.».

2. ГОСТ Р 56136-2014 Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения.

3. Доросинский Л. Г., Зверева О. М. Информационные технологии поддержки жизненного цикла изделия. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 38.

4. Василенко М. В. Маркетинг на этапе выведения нового товара на рынок //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - №. 7-1. - С. 104-111.

5. Решетько Н. И., Казина К. А. Особенности маркетинговой стратегии управления выводом новой услуги на рынок //Глобальный научный потенциал. - 2019. - №. 8. - С. 101.

6. Ковалева И. В., Чубатюк Е. Развитие интернет-маркетинга в продвижении товаров на рынке: теоретический аспект //Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №. 7. - С. 63-68

7. Письмо Минэкономразвития России от 28.12.2017 № 38141 -ОФ/Д01и «О направлении методических материалов» (вместе с «Методическими материалами по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции»)// Документ доступен из СПС «Консультант Плюс».

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

9. Коптелова, И. А. Основы системной инженерии: учеб.-мет. пособие / И.А. Коптелова; ВолгГТУ. - Волгоград, 2021. -С. 11.

10. Гуров, В. Г. Развитие бизнес-планирования в проектном менеджменте предприятий машиностроения: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. - М., 2012. -157 с..

11. Сафиуллин, М. Р. Управление отраслевыми проектами на примере продуктов предприятий приборостроения Республики Татарстан / М. Р. Сафиуллин, А. К. Ильдарханова, А. Р. Сафиуллин. - Казань: Кузнецов Н. В., 2021. - 175 с.

12. Назаревич, С. А. Проектно-технологическое обеспечение качества: управление стандартизацией и актуализацией/ С. А. Назаревич, В. М. Милова. - СПб. : ГУАП, 2019. - 286 с.

13. Лобков, К. Ю. Портфельное планирование инновационной деятельности интегрированных структур ракетно-космической промышленности: монография / К. Ю. Лобков, Ю. В. Ерыгин. - Красноярск: СибГУ имени М. Ф. Решетнева, 2018. -С. 4.

Defining the life cycle of engineering products for application in various aspects

of production, product and state order management Safronov O.E.

All-Russian Research Institute "Tsentr"

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The concept of product life cycle applied in many spheres of economic activity has been developing for more than sixty years and is rooted in the developments of western specialists in management, quality management and marketing. On the basis of the analysis of scientific and practical activity in managing the life cycle of machine-building products, the author of the article reveals the expediency of maintaining the adopted one-level approach to describing the life cycle structure, but suggests using a new, terminologically neutral term to denote the elements. Keywords: life cycle, engineering products, production management, product

management, state order management, quality management, GOST. References

1. GOST R 53791-2010 "Resource saving. Stages of the life cycle of industrial and technical products. General Provisions.".

2. GOST R 56136-2014 Life cycle management of military products. Terms and definitions.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м

CJ

3. Dorosinsky L. G., Zvereva O. M. Information technologies for supporting the life cycle of a product. - Ulyanovsk: Zebra, 2016. - P. 38.

4. Vasilenko M. V. Marketing at the stage of bringing a new product to the market // Economics and Management: Analysis of Trends and Development Prospects. - 2013. - №. 7-1. - S. 104-111.

5. Reshetko N. I., Kazina K. A. Features of the marketing strategy for managing the launch of a new service on the market // Global Scientific Potential. - 2019. - №. 8. - P. 101.

6. Kovaleva I. V., Chubatyuk E. Development of Internet marketing in the promotion of goods on the market: theoretical aspect // Economics and business: theory and practice. - 2019. - №. 7. - S. 63-68

7. Letter of the Ministry of Economic Development of Russia dated 28.12.2017 No. 38141-0F/D01i "On the direction of methodological materials" (together with "Methodological materials on the application of estimating the cost of the life cycle of products in preparation for the purchase of previously unpurchased, including innovative, high-tech products")// The document is available from the ATP "Consultant Plus".

8. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. V. V. Vinogradov Institute of the Russian Language. - 4th ed., add. - M.: Azbukovnik, 1997. - 944 p.

9. Koptelova, I. A. Fundamentals of system engineering: textbook. posobie / I.A. Koptelova; VSTU. - Volgograd, 2021. - P. 11.

10. Gurov, V. G. Development of business planning in project management of machine-building enterprises: dissertation ... Ph.D. in Economics: 08.00.05. - M., 2012. - 157 p..

11. Safiullin M. R., Ildarkhanova A. K., Safiullin A. R. Management of industry projects on the example of products of instrument engineering enterprises of the Republic of Tatarstan. - Kazan: Kuznetsov N. V., 2021. - 175 p.

12. Nazarevich, S. A. Design and technological quality assurance: management of standardization and actualization / S. A. Nazarevich, V. M. Milova. - St. Petersburg. : SUAI, 2019. - 286 p.

13. Lobkov, K. Y. Portfolio planning of innovative activities of integrated structures of the rocket and space industry: monograph / K. Y. Lobkov, Y. V. Erygin. -Krasnoyarsk: Siberian State University named after M. F. Reshetnev, 2018. - P. 4.

fO CN O

es in

O m m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.