Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
некоммерческих организациях», Бюджетного кодекса, типового положения о высшем учебном заведении. Нормы этих нормативно-правовых актов детализируют нормы Гражданского кодекса, характеризуют особенности деятельности вузов в определённой организационно-правовой форме, определяют порядок финансирования и основные направления деятельности вузов. Нормы всех этих законов основываются на нормах Гражданского законодательства, поэтому можно говорить о ведущей роли гражданско-правового регулирования в деятельности вузов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 2009. - № 7.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.
3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 3 - Ст. 150.
5. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г., с изм. от 6 декабря 2011 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства РФ. -2010. - № 19. - Ст. 2291.
6. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 9. - Ст. 1255.
7. Концепция развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11.
8. Азми, Д. М. О сущности образовательного права (в контексте вопросов юридической систематики) // Образование и право. - 2010.- № 3.- С. 95-104.
9. Кирилловых, А. А. Об учреждениях в Концепции развития гражданского законодательства // Законодательство и экономика. - 2010. - № 11. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 25.09.2012).
10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева).
- М.: Эксмо, 2009. - 1056 с.
11. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и основным документам Болонского процесса (под ред. А.Н. Козырина). - [Электронный ресурс]: Доступ из справ.- правовой системы «Гарант» (дата обращения: 25.09.2012).
12. Правовое регулирование образовательной и научной деятельности. Регулирование особенностей административно-правового статуса высших учебных заведений // Ректор вуза. - 2007. - № 7
13. Романова, Л. О. Нормативно-правовые основы управления вузами в условиях административно-правовой реформы // Право и образование. - 2010. - № 12. - С. 54-60.
УДК 333.5 С.П. Цыденов*
Определение земельного участка как объекта гражданских правоотношений
В статье проводится анализ законодательного определения земельного участка как объекта гражданских правоотношений, дается краткий обзор мнений ученых о дефиниции земельного участка. Также приводится анализ судебной практики, свидетельствующей о различии подходов к толкованию понятия земельного участка. Автором раскрываются достоинства законодательного определения земельного участка, а также предлагается собственный подход к вопросу о толковании данного определения.
Ключевые слова: земельный участок, объект, гражданские правоотношения
S.P. Tsydenov*. Determination of land as an object of civil legal relationships. The article analyzes the legal definition of land as an object of civil legal relationships, a brief overview of the positions of scientists to the definition of land. It also provides an analysis of judicial practice, demonstrating the different approaches to the interpretation of the concept of land. The author reveals the dignity of the legislative definition of land, and offers its own approach to the interpretation of the definition.
Keywords: land, object, civil legal relationships.
* Цыденов, Саян Пурбоевич, главный специалист-юрисконсульт Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, соискатель кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: [email protected].
* Tsydenov, Sayan Purboevich, legal counselor of the Committee of City Property Management of St. Petersburg, Competitor of the Department of Civil Law University of St. Petersburg Russian Interior Ministry. E-mail: [email protected].
© Цыденов С.П., 2013
Законодательное определение земельного участка впервые было дано в ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [29] (далее - ФЗ-28), согласно которой земельный участок - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. В научной литературе способ определения земельного участка «по вертикали» (включая объекты, расположенные на нем и под ним) имеет своих сторонников [1, с. 52] и противников [26, с. 62]. Следующим законодательным актом, предлагающим дефиницию земельного участка, выступил ЗК РФ 2001 г., в ст. 6 которого земельный участок определялся как часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Впоследствии из данного определения было исключено указание на почвенный слой, а процедура описания и удостоверения границ заменена процессом определения границ. Так, согласно ст.11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Несмотря на указанные нормы, ряд авторов [7, с. 12] полагают, что легальное гражданско-правовое определение земельного участка отсутствует, поскольку понятие земельного участка как объекта земельных отношений, объекта землеустройства, объекта государственного кадастрового учета и объекта гражданского права не идентичны.
Согласиться с данным мнением нельзя. Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - ФЗ-221) [30], государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений о нем. Таким образом, целью кадастрового учета земельного участка является именно признание и подтверждение факта существования земельного участка как объекта недвижимости, т.е. объекта гражданского оборота. Согласно ст. 3 ЗК РФ, гражданское законодательство наряду с земельным законодательством (в субсидиарном порядке) регулирует отношения по использованию земель, что без единства понятийного аппарата было бы исключено.
Ряд ученых (Н. А. Сыродоев [27, с. 7] , О. И. Крассов [8, с. 11], В. А. Лапач [9, с. 317], Е. В. Ельникова [2, с. 14] и др.) полагают, что легальное определение земельного участка характеризуется нечеткостью и непоследовательностью, несогласованностью с определением земли. По мнению
О.И. Крассова, недостатками определения выступают указание на границы, отсутствие указания на возможность удовлетворения потребностей людей, а также отсутствие указания на почву. Основные признаки определения земельного участка О.И. Крассов видит в местоположении земельного участка, адресе, а также площади, и предлагает определять земельный участок как часть суши, включая почвы, леса, древесно-кустарниковую растительность, многолетние насаждения и иную растительность, которая может быть признана объектом права собственности и иных прав на землю [8, с. 10]. О необходимости включения в определение почвенного слоя вели речь и иные ученые (В.А. Лапач [9, с. 316], Д.В. Жернаков [4, с. 12] и др.).
Недостатком данного подхода является то, что в нем произведена замена причины следствием. Ведь не может явление определяться через возможность быть таковым. Объект является объектом не в силу того, что им можно пользоваться, а им пользуются потому, что он объект. Также ошибочным является исключение из определения земельного участка свойственного ему признака - наличия границ. Упоминание же о почвенном слое не согласуется с официальной доктриной, исключающей «вертикальное» рассмотрение земли.
В Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. [6], земельный участок определяется как объект права собственности, участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший кадастровый учет. Здесь стоит согласиться с О. И. Крассовым [8, с. 10] в том, что одновременное указание на описание границ и кадастровый учет лишено здравого смысла, поскольку последний является результатом первого.
Н. Н. Мисник полагает, что в качестве наружной части Земли земельный участок может иметь лишь одну физическую характеристику - площадь - поверхность земли, определяемую исключительно плоскостными границами. В основе такого утверждения лежит понимание земельного участка как понятия не столько фактического, сколько юридического [9, с. 315]. Необходимость рассмотрения вопроса с позиции юридического положения признается иными авторы (С. А. Степанов [26, с. 62], В. И. Сенчищев [28, с. 21], Е. В. Ельникова [2, с. 22] и др.). Данный подход согласуется с общим подходом, используемым при определении понятия объекта недвижимости, а также прослеживается в легальном определении земельного участка (ст. 1.1 ЗК РФ). Представляется, что последняя точка зрения является наиболее правильной, а легальное определение земельного участка вполне лаконичным, ввиду следующего.
Во-первых, ошибочно включать признаки вещи в определение земельного участка, поскольку земельный участок сам относится к вещам, признаки которых выявлены при формулировании определения вещи.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Во-вторых, ошибочно включать в определение земельного участка признаки земли, поскольку земельный участок является ничем иным кроме как частью земли, признаки которой также содержит определение последней. Земля и земельный участок не могут иметь каких-либо разных признаков. Земля, характеризующаяся статичностью, представляет собой все то, что не вовлечено в гражданский оборот, тогда как земельный участок, напротив, это ее часть, вовлеченная в оборот. Земельные участки
- это форма, в которой земля выступает объектом гражданского оборота. Оборотоспособность земли обусловлена фактом отграничения конкретной территории от общей массы, индивидуализации территории, границ.
В-третьих, площадь земельного участка не может быть принята в качестве отличительного признака, поскольку представляет собой характеристику вторичного порядка - площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч. 8 ст. 38 ФЗ-221). Категория площади лишена индивидуальности, поскольку площадь может совпадать с площадью иных участков. Границы же земельного участка уникальны, поскольку их местоположение устанавливается посредством точного определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 7 ст. 38 ФЗ-221). Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами единой государственной системы координат (ст.6 ФЗ-221).
Статьей 11.1 ЗК РФ «объектообразующее» значение придано факту определения границ. В то же время понятие определения границ законом не раскрыто. Содержащееся в ЗК РФ ранее определение земельного участка было более объемным по тексту, но предельно сжатым по содержанию, и включало в себя такой признак, как описание и удостоверение границ. В свою очередь, процедура описания и удостоверения границ детально регулировалась в ФЗ-28, и представляла собой деятельность органа государственной власти по осуществлению государственного кадастрового учета. Указанная дефиниция земельного участка трактовалась в судебной практике вполне однозначно. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2006 г. № 10240/06 указано, что договор аренды земельного участка считается незаключенным, если участок не индивидуализирован путем присвоения ему кадастрового номера [13, с. 12].
С изменением законодательного определения земельного участка, о котором шла речь выше, судебная трактовка дефиниции осталась неизменной. Так, в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от
23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», [14, с. 12] указано, что с учетом ст. 11.1 ЗК РФ, под определением границ земельного участка, необходимо понимать факт формирования земельного участка. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7638/11 [15, с. 15], земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен кадастровый учет.
Согласно ст. 1 ФЗ-28, государственный кадастровый учет сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Таким образом, логика законодателя и судебного правоприменителя предельно проста и понятна: нет кадастрового учета - нет земельного участка.
Вопрос о судьбе земельных участков, предоставленных ранее вступления в силу ФЗ-28 (до 1 июля 2000 г.), решался в ст. 7 закона путем признания юридической действительности государственного кадастрового учета земельных участков, проводившегося в установленном порядке ранее.
Государственный кадастровый учет земельных участков в Российской Федерации был введен постановлением Совмина РСФСР от 10 августа 1977 г. № 417 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» [16], принятым во исполнение постановления Совмина СССР от 10 июня 1977 г. № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» [17] и в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г. [12].
До введения кадастрового учета, в той или иной форме также существовали процедуры систематизации данных о земельных участках. В частности, ЗК РСФСР 1922 г. устанавливал общий порядок землеустройства и государственной земельной регистрации, которая возлагалась на Наркомат земледелия и его местные органы (п. 192-199). В дореволюционной России сведения о землях фиксировались в информационных сводах («Межевая книга», «Писцовая книга» и т.д.).
Вместе с тем, думается, что нашем контексте исторический экскурс не имеет смысла, поскольку вопрос об учете земельных участков отличен от вопроса о наличии/отсутствии земельных участков в хозяйственном обороте, в который земельные участки были вовлечены ранее. Поскольку земельный участок - это ничто иное, как часть земли, вопрос об учете участка носит вторичный характер, подобно тому, как регистрация акта рождения не умаляет факта рождения. Более того, применительно к общему правилу об исключении обратной силы законодательных актов, можно утверждать, что дефиниция земельного участка, данная в ФЗ-28 (а позднее используемая в судебной практике), не может в полной мере относиться к земельным участкам, легально вовлеченным в оборот ранее, т.е. в данном случае не предпринимается попытка смешения понятий юридического и фактического оформления земельного участка как объекта гражданского оборота, а напротив, предлагается рассматривать фактическое существование и использование земельного участка в определенных случаях в качестве юридического.
Справедливость данного подхода подтверждают положения действующего законодательства и судебной практики.
Так, согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ и площадь земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, и на котором расположены здания
(строения, сооружения), определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Как видно из указанных положений, фактическому землепользованию законодателем придано юридическое значение. А именно, определение границ земельного участка, требуемое для квалификации его в качестве объекта гражданского оборота, осуществляется по границам фактически используемой территории. Нетрудно заметить, что формулировка «фактическое землепользование» не характеризуется четкостью и определенностью, которые требуются для фиксации такой постоянной характеристики земельного участка, как его границы. В какой-то мере попытка ликвидации указанной размытости правовой нормы предпринята в ряде регионов посредством определения границ землепользования «по обрезу фундамента» зданий [22]. В частности, указанный прием широко применяется в Санкт-Петербурге. В то же время с принятием Закона Санкт-Петербурга «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» от 16 февраля 2009 г. № 29-10 [5], установившего в ст. 1 гл. 1 ч. II, что градостроительные регламенты в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в т.ч. минимальные отступы зданий, строений, сооружений от границ земельных участков, понятие «по обрезу фундамента» утратило свою актуальность (для вновь образуемых участков). Таким образом, очевидно, что для определения фактического землепользования в данном случае можно принять площадь участка по обрезу фундамента здания, расширенную до границ минимальных отступов от здания. Справедливо будет замечено, что минимальные отступы от зданий различного назначения могут отличаться друг от друга кратно. Так, для использования жилого здания требуется значительно меньше придомовой территории, чем, например, территории, необходимой для использования завода либо детского сада с детскими площадками и т.п. Но в данном случае можно вести речь лишь о скрупулезности процесса подготовки законодательных актов, устанавливающих предельные размеры земельных участков, необходимых для использования тех или иных объектов, но не о самом подходе.
Помимо вышеуказанного способа решения вопроса об определении границ земельных участков под используемыми зданиями, законодателем предлагался также иной подход. В частности, в ст. 10 Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» был определен способ установления границ земельных участков в кондоминиуме, дифференцированный в зависимости от времени создания объекта. Так, закон устанавливал, что границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов определяются действующими землеотводами, а границы земельных участков для вновь строящихся объектов в кондоминиуме определяются в соответствии с требованиями градостроительных нормативов.
Буквальное толкование термина «действующий землеотвод» позволяет сделать вывод, что под ним подразумевается наличие оформленных земельных отношений, связанных с использованием здания (согласно ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г., ст. 12 ЗК РСФСР от 1 июля 1970 г., предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода). При подобном толковании нормы нетрудно заметить, что за пределами правового регулирования ст. 10 Закона о ТСЖ остались земельные отношения по домам дореволюционной постройки, а также домам более поздней постройки, но для использования которых землеотводы не были оформлены.
При расширительном толковании термина «действующий землеотвод» под ним можно понимать также отвод под строительство здания. Вместе с тем представляется, что границы земельного участка, отведенного под строительство здания, не могут безусловно совпадать с границами земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости. Так, при строительстве здания необходимы дополнительные площади для размещения строительной техники и материалов, площади для подключения к инженерным сетям и т.д. Указанная позиция была отражена в определении ВАС РФ от 17 сентября 2010 г. № ВАС-11989/10, по смыслу которого земельный участок, сформированный для цели строительства дома, не идентичен земельному участку, необходимому для эксплуатации данного дома.
В то же время противоположный вывод был сделан в постановлении Президиума ВАС РФ от
24 января 2012 г. № 11642/11 по делу № А55-17896/2010 [18], согласно которому земельный участок, предоставленный в аренду под строительство жилого дома, в силу закона переходит в собственность владельцев помещений многоквартирного дома как необходимый для использования последнего.
Стоит отметить, что последний подход не характеризуется новизной. Так, по смыслу Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», земельный участок, предоставленный под строительство многоквартирного дома, рассматривается в едином комплексе с возводящимся объектом. Еще ранее, в ст. 90 ЗК РСФСР от 1 июля 1970 г., было установлено, что земли предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений и сооружений. Приказом Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. № 67 был утвержден Типовой акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации. Т.е. в указанном подзаконном акте было дано ограничительное толкование норм ст. 90 ЗК РСФСР, и две разных цели использования земельного участка (строительство и эксплуатация) были объединены в одну. На местах также принимались
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
аналогичные правовые акты (решение Исполкома Ленсовета от 20 ноября 1959 г. № 49-2-п «Об утверждении Правил застройки Ленинграда и его пригородов», которым были утверждены формы актов о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации).
В принятых позднее Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г. такая цель использования земельного участка, как строительство, не сопровождалась иной целью (эксплуатация). Указанный посыл был соблюден в постановлении Совета Министров СССР от 6 марта 1975 г. № 199 «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей» [19], которым была утверждена форма государственного акта. Необходимо отметить, что в ряде судебных актов вопросу о форме и содержании государственных актов придается существенное значение. Так, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2011 г. по делу № А56-41425/2011 отказано в удовлетворении заявления Гаражно-строительного кооператива к Комитету по земельным ресурсам о признании незаконным отказа в утверждении границ ввиду несоответствия акта о праве пользования землей по форме и содержанию требованиям действовавшего на момент его выдачи законодательства [24].
Помимо изложенного, необходимо отметить, что в советский период распространена была практика отвода земельного участка для строительства не одного здания, а комплекса зданий в границах квартала (кварталов). Более того, нередки были случаи, когда земельный участок, выделенный под строительство нескольких домов, не был освоен в полном объеме. Подобный случай рассмотрен в Петродворцовом районном суде Санкт-Петербурга, решением которого от 11 апреля 2012 г. по делу № 2-409/12 [23] было отказано в удовлетворении требований Ч., А., С. и др. о признании права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, в т.ч. ввиду того, что на выделенном в 70-х гг. ХХ в. под строительство нескольких домов земельном участке была возведена только часть домов, а для эксплуатации конкретного дома земельный участок не формировался и не отводился.
Также в практике имелись случаи, когда земельные участки выделялись под строительство исключительно по границам обреза фундамента будущего здания, т.е. без учета придомовой территории, необходимой для полноценной эксплуатации многоквартирного дома. Так решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-34517/2011 [24] признано отсутствующим обременение земельного участка, предоставленного под строительство, в связи с переходом права собственности на земельный участок к владельцам помещений возведенного многоквартирного дома. Впоследствии по иску физических лиц (владельцев помещений) решением Петродворцового районного суда от 5 июня 2012 г. по делу № 2-511/2012 [25] признано отсутствующим право собственности города Санкт-Петербурга на данный земельный участок в силу закона (ст. 36 ЖК РФ и ст. 16 Вводного закона).
Несмотря на сомнения в обоснованности подхода, при котором земельный участок под строительство признается земельным участком для эксплуатации здания, тем не менее, оснований для умаления значения факта наличия кадастрового учета расположенного под зданием земельного участка нет. В любом случае, фактический состав в конкретном деле может быть индивидуален.
Следующий способ определения границ земельного участка установлен в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которому до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 ГрадК РФ. С учетом данных положений можно сделать вывод, что акты органов местного самоуправления об утверждении проектов планировок и проектов межевания территорий применительно к понятию земельного участка, установленному в ст. 11.1 ЗК РФ, являются документами, достаточными для признания границ установленными.
Возвращаясь к вопросу о «фактическом» определении границ земельного участка, стоит остановиться на практике, сформировавшейся по спорам о взыскании неосновательного обогащения за пользование несформированными земельными участками. Так, согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 29 июня 2010 г. № 241/10 по делу № А43-5234/2009-17-117 [20], в случае, если земельный участок используется для эксплуатации здания, факт отсутствия формирования и кадастрового учета не имеет значения для взыскания платы за использование такого участка. Вывод о вторичности характера кадастрового учета также сделан в постановлении Президиума ВАС РФ от 22 апреля 2008 г. № 16975/07 по делу № А41-К1-23241/06 [21], согласно которому специфической особенностью земельных участков как объектов недвижимости служит то обстоятельство, что они являются природными объектами, частью поверхности земли. При образовании новых земельных участков путем деления прежнего единого земельного участка природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
Таким образом, отсутствие кадастрового учета в ряде случаев не может свидетельствовать об отсутствии земельного участка как части земли, как природного объекта и как объекта правоотношений.
Анализ вышеизложенного материала позволяет прийти к следующим выводам:
1) закрепленное в ст. 11.1 ЗК РФ нормативное определение земельного участка как части земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, является в целом вполне достаточным;
2) границы земельного участка являются уникальными, их функция заключается в выделении земельного участка из прочего земельного массива, идентификации;
3) под определением границ следует понимать возможность установления их координат применительно к единой системе измерений;
3) возможность установления координат границ земельных участков принадлежит любому лицу;
4) от возможности установления координат границ следует отличать возможность описания (координат) границ;
5) функция по описанию границ может быть выполнена любым субъектом, обладающим правом на выполнение работ по землеустройству;
6) точность составления документов об описании границ должна быть подтверждена уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости посредством закрепления данных сведений в специальном временном разделе государственного кадастра недвижимости либо с присвоением кадастрового номера (в случае с процедурой кадастрового учета) либо без присвоения кадастрового номера (в случае с процедурой подтверждения (для суда) точности описания границ, предложение о введении которой дано выше);
7) в ходе проведения процедуры кадастрового учета земельного участка устанавливается не только точность описания границ, но и соблюдение требований земельного законодательства и законодательства о градостроительстве к образованию земельных участков;
8) в ходе проведения процедуры подтверждения точности описания границ устанавливается исключительно соответствие используемой системы координат единой системе, без установления соответствия земельного участка требованиям, установленным законодательством к его образованию;
9) границы земельных участков, необходимых для использования расположенных на них объектов недвижимости, определяются по границам участка, отведенного для строительства и (или) эксплуатации объекта недвижимости;
10) при отсутствии границ отводов, границы земельных участков, необходимых для использования расположенных на них объектов недвижимости, определяются по фактически используемой площади (необходимой для использования объекта недвижимости), с учетом предельных размеров земельных участков;
11) в случаях размещения на земельном участке объекта недвижимости последний выступает по отношению к первому главной вещью, для эксплуатации которой он предназначен.
Резюмируя изложенное, можно предложить уточнить легальное определение земельного участка, сформулировав его следующим образом: «Земельный участок - это часть земной поверхности, имеющая свои уникальные границы, которые могут быть определены в соответствии с федеральными законами».
Список литературы
1. Бабкин, С. А. Основные начала организации оборота недвижимости. - М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. - 56 с.
2. Ельникова, Е. В. Понятие «земельный участок» в современном российском законодательстве // Нотариус. - 2007. - № 1. - С. 47-48.
3. Сыродоев, Н. А. Новый Земельный кодекс Российской Федерации // Правоведение. - 2002.
- № 1. - С. 7-12.
4. Жернаков, Д. В. Земельный участок как объект гражданского правоотношения. - Екатеринбург: Институт частного права, 2006. - 385 с.
5. Закон Санкт-Петербурга «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» № 29-10 от 16 февраля 2009 г. // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. - 2009. - №
2. - С. 23-29.
6. Концепция развития гражданского законодательства РФ, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г. года // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11. - С. 23-24.
7. Крамкова, Т. В. Гражданско-правовое понятие земельного участка // Закон. - 2007. - № 1.-С-33-34.
8. Крассов, О. И. Земельный участок - основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. - 2011. - № 4. - С. 11-12.
9. Лапач, В. А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 318 с.
10.Мисник, Н. Н. К понятию земельного участка // Государство и право. - 2005. - № 10. - С.
59-60.
11. Определение ВАС РФ от 16.10.2012 [http://kad.arbitr.ru/Card/71615bf4-98ca-4e52-ad38-33e1008d0326]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения 11.10.2012).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
12. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик // Ведомости ВС СССР. - 1968. - № 51. - Ст. 485.
13. Постановление Президиума ВАС РФ от 5 декабря 2006 г. № 10240/06 по делу № А40-44076/05-20-307 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 2. - С. 33-34.
14. Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 9. - С. 28-34.
15. Постановление Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7638/11 по делу № А43-20629/2010 // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 3. - С. 23-25.
16. Постановление Совмина РСФСР «О порядке ведения государственного земельного кадастра» № 417 от 10 августа 1977 г. // СП РСФСР. - 1977. - № 14. - Ст. 144.
17. Постановление Совмина СССР «О порядке ведения государственного земельного кадастра» от 10 июня 1977 г. № 501 // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 4. - С. 101.
18. Постановление Президиума ВАС РФ от 24 января 2012 г. № 11642/11 по делу № А55-17896/2010 // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 5. - С. 55-56.
19. Постановление Совета Министров СССР «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей» от 6 марта 1975 г. № 199.
20. Постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2010 г. № 241/10 по делу № А43-5234/2009-17-117 // Вестник ВАС РФ. - 2010. - № 10. - С. 36-37.
21. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 апреля 2008 г. № 16975/07 по делу № А41-К1-23241/06 // Вестник ВАС РФ. - 2008. - № 9. - С. 9-12.
22. Приказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга «Об организации работ по государственной регистрации кондоминиумов» от 20 марта 1997 г. № 47 // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 1997. - № 5. - С. 55-57.
23. Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 11 апреля 2012 г. по делу № 2-409/12. [Электронный ресурс] // Сайт Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга. -иЯЬ: http://pdv.spb.sudrf.m/modules.php?name=sud_delo&op=cs&CARD_ГО=14&CASE_ГО=96l2319 (дата обращения 19.09.2012).
24. Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2011 г. по делу № А56-34517/2011. [Электронный ресурс] // Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. иЯЬ: http://kad.arbitr.ru/Card/ef1d84e9-7136-413e-a5c5-ac075e765daf (дата обращения 10.09.2012).
25. Решение Петродворцового районного суда от 5 июня 2012 г. по делу № 2-511/2012. [Электронный ресурс] // Сайт Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга. иЯЬ: http://pdv. spb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&op=cs&CARD_ID=14&CASE_ID=96l23l9 (дата обращения 01.09.2012)
26. Степанов, С. А. Недвижимое имущество в гражданском праве. - М.: Статут, 2004. - 134 с.
27. Сыродоев, Н. А. Новый Земельный кодекс Российской Федерации // Правоведение. - 2002.
- № 1. - С. 41-42.
28. Сенчищев, В. И. Объект гражданского правоотношения // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. - М., 1998. - 153 с.
29. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г. № 28 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - № 2. - Ст. 149.
30. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4017.