Научная статья на тему 'Определение зависимости между температурой электролита и температурой клеммы аккумуляторной батареи'

Определение зависимости между температурой электролита и температурой клеммы аккумуляторной батареи Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
242
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ / ТЕМПЕРАТУРА ЭЛЕКТРОЛИТА / ТЕРМОРЕЗИСТИВНЫЙ ДАТЧИК

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Васенин Александр Сергеевич, Шумков Арсений Геннадьевич

В статье проводится анализ возможности определения температуры электролита аккумуляторной батареи легкового автомобиля через температуру клеммы аккумуляторной батареи. На основании измерений построен график, показывающий, что между температурой электролита и температурой клеммы существует связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Васенин Александр Сергеевич, Шумков Арсений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение зависимости между температурой электролита и температурой клеммы аккумуляторной батареи»

где б - вес автогрейдера, б = 228.8 кН ; £ - уклон местности, £ = 0 ° ;

Сопротивление от сил инерции 1Ш7 считают равным 0, так как принимают, что движение автогрейдера происходит без, ускорения и без переключения скоростей, т.е. при установленном движении. Тогда полное сопротивление:

= 1ЛГ1 + 1ЛГ2+1ЛГ3+1ЛГ4+1ЛГ5+1ЛГ6+1ЛГ7 =

= 15 + 10.8 + 8.5 + 5.5 + 59 + 0 + 0 = 98.8 кН; (16) Проверим соблюдается ли условие £ Ж = 9 8 .8 кН < Гн = 1 0 7 . 6 кН и £ Ж = 9 8 .8 кН < Т^ = 1 3 7 . 3 кН [1].

Условия соблюдаются, из чего можно сделать вывод, что автогрейдер с установленной на него системой 3D позиционирования справится со своей работой при повышении его производительности.

Литература

1. Белоногов Л. Б., Репецкий Д. С. Устройство автогрейдера и расчет рабочего оборудования: методич. указания. Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2003. 83 с.

2. Скловский А. А. Автоматизация дорожных машин. Рига: «АВОТС», 1984. 289 с.

3. Шишмарев В. Ю. Типовые элементы систем автоматического управления. Москва «Академия», 2004 г. 378 с.

4. Челябинские строительно-дорожные машины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chsdm.ru/ (дата обращения: 12.12.2016).

Определение зависимости между температурой электролита и температурой клеммы аккумуляторной батареи Васенин А. С.1, Шумков А. Г.2

'Васенин Александр Сергеевич / Vasenin Aleksandr Sergeevich — магистрант; 2Шумков Арсений Геннадьевич /Shumkov Arsenij Gennad'evich — магистрант, кафедра автомобилей и технологических машин, автодорожный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье проводится анализ возможности определения температуры электролита аккумуляторной батареи легкового автомобиля через температуру клеммы аккумуляторной батареи. На основании измерений построен график, показывающий, что между температурой электролита и температурой клеммы существует связь.

Ключевые слова: аккумуляторная батарея, температура электролита, терморезистивный датчик.

Эксплуатация автомобиля в холодный период времени по-прежнему, доставляет много проблем автолюбителям. Одним из ключевых факторов работы автомобиля является возможность без затруднений запустить его двигатель при отрицательных температурах окружающей среды. Главным образом на пуск двигателя влияет аккумуляторная батарея [1].

Вместе с тем оперативный контроль температуры аккумуляторной батареи является неотъемлемой частью функционирования современных систем экономии топлива - таких как «Start and Go», т.к. необходимо постоянно контролировать уровень заряда аккумуляторной батареи, избегая ее полного разряда. Следует отметить, что зарядка свинцового аккумулятора возможна в диапазоне температур от -15 ° C до +40 ° C. При увеличении температуры, напряжение заряда должно быть меньше обычного, чтобы избежать перезарядки.

Одним из методов оценки температуры аккумулятора является монтаж датчика непосредственно на клемме аккумуляторной батареи (аналог системы BMW TIS). Решено проверить эффективность оценки температуры электролита исследовательским путем.

Оценка измерения температуры клеммы аккумулятора проводилась непосредственно на автомобиле. Для этого была собрана схема, представленная на рисунке 1. Исследование проводились с февраля 2016 года по май 2016 года с целью охвата широкого диапазона температур - как положительных, так и отрицательных. Для измерения температуры использовались терморезистивные датчики, сопротивление которых изменяется в широком диапазоне в зависимости от температуры.

Рис. 1. Схема для измерения температуры

1 - Аккумуляторная батарея.

2 - Прибор для измерения сопротивления датчика.

3 - Датчик температуры.

4 - Борн аккумуляторной батареи.

5 - Свинцовые пластины.

6 - Электролит.

Значения температуры были получены путем перевода значения сопротивления по тарировочной таблице, которая поставляется совместно с датчиками температуры. В ходе работы произведено около 100 измерений, после чего по полученным данным был построен график зависимости температуры клеммы и температуры электролита от температуры окружающей среды рисунок 2. Температуры окружающей среды была измерена штатным бортовым компьютером автомобиля ВАЗ-2114.

Рис. 2. График зависимости температур

Проанализировав график, представленный на рисунке 2, можно сделать вывод о наличии корреляции между значениями температуры окружающей среды и температуры электролита - т.е. с учетом введения поправочного коэффициент температура электролита может быть измерена по температуре отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Литература

1. Аккумулятор на автомобиле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.avtomosopt.ru/accumulators/folder12/, свободный/ (дата обращения: 28.05.2016).

2. Зарядка аккумулятора при высоких и низких температурах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hobbyarea.ra/artide_mfo.php?artides_id=120/, свободный/ (дата обращения: 28.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.