Научная статья на тему 'Определение зависимостей энергоэффективности котельной с её оптимизацией для обеспечения энергетической безопасности процесса сгорания топлива'

Определение зависимостей энергоэффективности котельной с её оптимизацией для обеспечения энергетической безопасности процесса сгорания топлива Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПТИЧИЙ ПОМЁТ / ТЕХНОЛОГИЯ СЖИГАНИЯ / ВОДОГРЕЙНЫЕ И ПАРОВЫЕ КОТЛЫ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ШУМОВАЯ НАГРУЗКА / POULTRY DUNG / COMBUSTION TECHNOLOGY / WATER AND STEAM BOILERS / ENERGY EFFICIENCY / NOISE LOAD

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Митрофанов Сергей Владимирович, Соколов Виталий Юрьeвич, Наумов Сергей Александрович, Шлейников Вячеслав Борисович, Садчиков Алексей Викторович

Предложена технология сжигания птичьего помёта в специализированных водогрейных и паровых котлах со скоростью термической утилизации одной порции помёта около 10-15 сек. с целью получения эффективного калийно-фосфорного удобрения, снижения концентрации выбросов и вторичных отходов. Была проведена серия экспериментов по изучению влияния скорости подачи топлива (л/с), температуры воздуха (°С), содержания углеводородов в топливе (%) на шумовую нагрузку (Дб), удельные финансовые затраты (руб/кДж), энергоэффективность (кДж/кг) при сжигании птичьего помёта. С учётом преобладания значения шумовой нагрузки и удельных финансовых затрат над энергоэффективностью сделан вывод, что оптимальными являются скорость подачи воздуха от 0 до 0,3 у.е. (от 0,05 до 0,056 л/с), температура воздуха от 0,1 до 0,4 у.е. (от 75 до 90°С). При этом можно получить: энергоэффективность более 450 кДж/кг, шумовую нагрузку менее 61 Дб, удельные финансовые затраты менее 5,2 руб/кг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Митрофанов Сергей Владимирович, Соколов Виталий Юрьeвич, Наумов Сергей Александрович, Шлейников Вячеслав Борисович, Садчиков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE DEPENDENCES OF ENERGY EFFICIENCY IN THE BOILER-ROOM WITH ITS OPTIMIZATION TO ENSURE THE ENERGY SAFETY OF THE PROCESS OF FUEL COMBUSTION

The technology of poultry dung burning in specialized water-heating and steam boilers, with the thermal utilization rate of one dung portion of about 10 15 seconds, is suggested to obtain an effective potassium phosphate fertilizer and to reduce secondary waste products and emissions concentration. A series of experiments purposed to study the effect of fuel feed rate (l/s), air temperature (°C) and hydrocarbon content in fuel (%) on noise load (dB), specific financial costs (rubles / kJ) and energy efficiency (kJ/kg ), when burning poultry dung, has been conducted. Taking into account the prevalence of the noise load and specific financial costs over energy efficiency, it has been concluded that the optimal air supply rate should be from 0 to 0.3 cu. (from 0.05 to 0.056 l/s), air temperature from 0.1 to 0.4 cu (from 75 to 90°С). This will result in: energy efficiency of more than 450 kJ/kg, noise load of less than 61 dB and specific financial costs of less than 5.2 rubles/kg

Текст научной работы на тему «Определение зависимостей энергоэффективности котельной с её оптимизацией для обеспечения энергетической безопасности процесса сгорания топлива»

тепла на сушку помёта требуется 1225 м3/ч газа. Для поддержания процесса газификации необходимо около 150 м3/ч. Следовательно, для высушивания птичьего помёта и его пиролиза требуется около 1375 м3/ч пиролизного газа.

Из 1 кг сухого птичьего помёта можно получить около 2 м3 пиролизного газа. При переработке всего количества получаемого высушенного помёта выход газа составит 3200—3400 м3/ч. Разница между количеством газа, генерированного и израсходованного на переработку помёта, составляет 1825—2025 м3/ч. Оставшийся газ можно использовать на другие внутрихозяйственные нужды, например на выработку электрической энергии.

При пиролизе остаётся около 170 кг/ч золы, которая содержит до 41% питательных веществ, необходимых для питания растений, и является основным компонентом при приготовлении органо-минерального удобрения.

Выводы.

1. Предлагаемый процесс глубокой переработки птичьего помёта является сложным технологическим процессом, направленным на экологически безопасную и экономически целесообразную утилизацию опасного вещества с получением новых востребованных и конкурентоспособных продуктов — органо-минерального удобрения, тепловой энергии и пиролизного газа. Вся переработка осуществляется в замкнутом цикле, при этом может полностью исключить потребление энергии извне.

2. Основными и наиболее энергоёмкими процессами в технологии переработки помёта является его сушка и пиролиз. При производительности сушилки 4,0 т/ч по помёту влажностью 70% и

реактора для пиролиза 1,8 т/ч по помёту влажностью 5—10% суммарный расход газа составит около 1375 м3/ч, при этом общая выработка газа составит около 3200—3400 м3/ч.

3. Неизрасходованный пиролизный газ (1825— 2025 м3/ч) может быть использован на другие внутрихозяйственные нужды, например на выработку электрической энергии.

4. Для снижения затрат энергии в сушилке производится предварительный нагрев помёта в завальной яме до температуры 30—35°С, пар удаляется из барабана сушилки. Это, с одной стороны, обеспечивает рациональное использование отработанной тепловой энергии, а с другой — снижает затраты на конденсацию пара и сбор конденсата.

Литература

1. ГОСТ 31461-2012 Помёт птицы. Сырьё для производства органических удобрений. Технические условия. М.: Стан-дартинформ, 2013. 11 с.

2. Технологии и технические средства для переработки помёта на птицефабриках: науч.-метод. руководство / Под общ. ред. В.И. Фисинина, В.П. Лысенко. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2011. 296 с.

3. Запевалов М.В., Качурин В.В. Повышение эффективности переработки отходов, полученных при производстве продукции птицеводства // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2018. № 3 (71). С. 144—146.

4. Запевалов М.В. Переработка отходов птицеводства // Технологические науки — агропромышленному комплексу России: матер. междунар. науч.-практич. конф. Челябинск, ЮУрГАУ, 2017. С. 90-95.

5. Лыков А.В. Теория сушки. М.: Энергия, 1968. 472 с.

6. Кочиш И.И., Петраш М.Г., Смирнов С.Б. // Птицеводство. Учебники и учеб. пособия для студентов высших учебных заведений. М.: Колос, 2004. 407 с.

7. Еналеев Р.Ш. Испарение влаги при пиролизе целлюлозных материалов / Р.Ш. Еналеев, Ф.М. Гимранов, А.В. Каргин [и др.] // Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 12. С. 74-77.

8. Ларина О.М. Экспериментальные исследования особенностей пиролитической переработки органических отходов жизнедеятельности в синтез-газ: дис. ... канд. техн. наук. М., 2017. 156 с.

Определение зависимостей энергоэффективности котельной с её оптимизацией для обеспечения энергетической безопасности процесса сгорания топлива

С.В. Митрофанов, к.т.н, В.Ю. Соколов, к.т.н., С.А. Наумов, к.т.н., В.Б. Шлейников, к.т.н., А.В. Садчиков, к.т.н., В.Е. Ду-доров, к.с.-х.н., В.А.Литвинов, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО Оренбургский ГУ; Р.Ф. Сагитов, к.т.н, ООО НИПИЭП

Актуальность проблемы состоит в том, что помёт птицефабрик является побочной продукцией птицеводства, в разы превышающей по объёму выпуск готовой продукции. Птицефабрики России производят более 17 млн т помёта в год. Пока ещё преобладает точка зрения, что помёт является опасным отходом, снижающим прибыльность производства. Выработка пиролизного газа из подстилочного помёта технологически не эффек-

тивна, так как исходный помёт является более калорийным топливом, чем пиролизный газ. ООО «НИПИЭП» в сотрудничестве с электроэнергетическим факультетом ОГУ предлагает сжигание птичьего помёта в специализированных водогрейных и паровых котлах со скоростью термической утилизации одной порции помёта около 10—15 сек. При правильной организации процесса горения концентрация выбросов будет меньше, чем при сжигании мазута. Получаемый продукт — эффективное калийно-фосфорное удобрение, и поэтому процесс сжигания помёта характеризуется отсутствием вторичных отходов, что делает технологию экологически чистой [1, 2].

Птичий помёт является сырьём для производства энергоресурсов (тепла, пара, электроэнергии) при его сжигании в виде биотоплива с побочным получением из золы минеральных удобрений, органических удобрений.

Материал и методы исследования. Исследование проводили, используя программное средство, разработанное и зарегистрированное в ОГУ «Обработка результатов многофакторного эксперимента на основе композиционного ортогонального плана ПФЭ 23».

Была проведена серия экспериментов по изучению влияния скорости подачи топлива (л/с), температуры воздуха (°С), содержания углеводородов в топливе (%) на шумовую нагрузку (Дб), удельные финансовые затраты (руб/кДж), энергоэффективность (кДж/кг). Были получены уравнения регрессии, адекватно описывающие процесс.

Для шумовой нагрузки, Дб:

У1 = 59,2 + 2,2-Х1 + 1,6-Х3+3,0-Х12+

+ 5,8-Х2 + 2,8-Х2; (1)

для удельных финансовых затрат, руб/кДж:

У2 = 4,994—0,018Х2 — 0,054Х3+0,017-Х1-Х3+

+0,490-Х?+0,231-Х2+0,265Х2; (2) для энергоэфективности, кДж/кг:

У3 = 448,6 + 19,1 •Х1 + 16,9'Х2 + 36,1-Х3—7,1-Х1 ■ Х2- 58,7-Х2- 29,4Х2+ 38,3-Х2, (3) где Х1, Х2, Х3 представлены в условных единицах.

Для перевода в условные единицы нужно воспользоваться следующими уравнениями:

Кл=0,05 + 0,02-Хь (4)

^ = 70 + 50-Х2; (5)

Сув = 70 + 10-Х3, (6)

где Х[ — скорость подачи топлива в условных

единицах;

Х2 — температура воздуха в условных единицах;

Х3 — содержание углеводородов в топливе в

условных единицах;

УП — скорость подачи топлива, л/с; — температура воздуха, °С;

Сув — содержание углеводородов в топливе, %.

В идентификации модель не нуждается, так как все входные параметры не зависимы ни от каких других параметров, не входящих в математическую модель, а взаимодействие между ними учитывает сама математическая модель.

Верификацию полученной математической модели производили при помощи вышеуказанного программного средства с использованием критерия Фишера. Было установлено, что при заданной вероятности попадания полученного единичного значения в доверительный интервал, равной 0,95, отклонение расчётных значений от экспериментальных данных составляет не более 3 %. Вышесказанное свидетельствует о возможности

применения математической модели как для прогнозирования получаемых результатов, так и для оптимизации технологического процесса.

Результаты исследования. При оптимизации I этапа был произведён поиск оптимальных значений скорости подачи топлива, температуры воздуха, содержания углеводородов в топливе с целью получения наименьшей шумовой нагрузки [1—9].

На основе математической модели были построены плоскости отклика, представленные на рисунках 1, 2, 3.

По рисунку 1 видно, что при содержании углеводородов в топливе 60% оптимальными являются скорость подачи воздуха от -1 до 0,4 у.е. (от 0,03 до 0,048 л/с) и температура воздуха от -0,5 до +0,5 у.е. (от 45 до 95°С). При этом можно получить шумовую нагрузку менее 64 Дб.

По рисунку 2 видно, что при содержании углеводородов в топливе 70% оптимальными являются скорость подачи воздуха от -1 до 0,2 у.е. (от 0,03 до 0,042 л/с) и температура воздуха от -0,5 до +0,5 у.е. (от 45 до 95°С). При этом можно получить шумовую нагрузку менее 61 Дб.

На рисунке 3 показано, что при содержании углеводородов в топливе 80% оптимальными являются скорость подачи воздуха от -1 до 0,4 у.е. (от 0,03 до 0,048 л/с) и температура воздуха от -0,6 до + 0,6 у.е. (от 40 до 100°С). При этом можно получить шумовую нагрузку менее 67 Дб.

Наиболее оптимальным является использование топлива с содержанием углеводородов 70% при скорости подачи воздуха от -1 до 0,2 у.е. (от 0,03 до 0,042 л/с) и температуры воздуха от -0,5 до +0,5 у.е. (от 45 до 95°С). При этом можно получить шумовую нагрузку менее 61 Дб.

При оптимизации II этапа был произведён поиск оптимальных значений скорости подачи топлива, температуры воздуха, содержания углеводородов в топливе с целью получения наибольшей энергоэффективности [1—9].

На основе математической модели были построены плоскости отклика, представленные на рисунках 4, 5, 6.

Рисунок 4 демонстрирует, что при содержании углеводородов в топливе 60% оптимальными являются скорость подачи воздуха от 0 до 0,3 у.е. (от 0,05 до 0,056 л/с) и температура воздуха от 0 до 0,5 у.е. (от 70 до 95°С). При этом можно получить энергоэфективность более 450 кДж/кг.

По рисунку 5 видно, что при содержании углеводородов в топливе 70% оптимальными являются скорость подачи воздуха от 0 до 0,3 у.е. (от 0,05 до 0,056 л/с) и температура воздуха от 0,1 до 0,4 у.е. (от 75 до 90°С). При этом можно получить энер-гоэфективность более 450 кДж/кг.

На рисунке 6 показано, что при содержании углеводородов в топливе 80% оптимальными являются скорость подачи воздуха от -0,2 до 0,5 у.е.

□ 70-

73

□ 67-

70 73

70

67

64

61

Шумовая нагрузка, Дб

Температура воздуха

Скорость подачи воздуха

Рис. 1 - Зависимость шумовой нагрузки от скорости подачи воздуха и температуры воздуха при содержании углеводородов в топливе 60%

□ 450460 ■ 420450

450 420 390 360 330 300

Энергоэффективность, кДж/кг

Температура воздуха

Скорость подачи воздуха

Рис. 4 - Зависимость энергоэффективности от скорости подачи воздуха и температуры воздуха при содержании углеводородов в топливе 60%

□ 6770

□ 6467

70 67 64 61 58

Шумовая нагрузка, Дб

Температура воздуха

Скорость подачи воздуха

Рис. 2 - Зависимость шумовой нагрузки от скорости подачи воздуха и температуры воздуха при содержании углеводородов в топливе 70%

450460

□ 420450

□ 390420

□ 360390

450 420 390 360 330 300

Энергоэффективность, кДж/кг

Температура воздуха

Скорость подачи воздуха

Рис. 5 - Зависимость энергоэффективности от скорости подачи воздуха и температуры воздуха при содержании углеводородов в топливе 60%

□7376 □ 7073

76

73

70

67

64 <

Шумовая со Ц-, 9 о

нагрузка, Дб

Температура воздуха

6 " г- -1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скоростъ подачи воздуха

Рис. 3 - Зависимость шумовой нагрузки от скорости подачи воздуха и температуры воздуха при содержании углеводородов в топливе 80%

(от 0,046 до 0,06 л/с) и температура воздуха от -0,2 до 0,8 у.е. (от 30 до 100°С). При этом можно получить энергоэфективность более 500 кДж/кг.

Вывод. С учётом преобладания значения шумовой нагрузки и удельных финансовых затрат над энергоэффективностью можно сделать вывод, что при применении разработанной технологии сжи-

■ 500530 □ 470500

530 500 470

440 410 380

Энергоэффективность, кДж/кг

Температура воздуха

.....г-'

Скорость подачи воздуха

Рис. 6 - Зависимость энергоэффективности от скорости подачи воздуха и температуры воздуха при содержании углеводородов в топливе 80%

гания птичьего помёта оптимальными являются скорость подачи воздуха от 0 до 0,3 у.е. (от 0,05 до 0,056 л/с), температура воздуха — от 0,1 до 0,4 у.е. (от 75 до 90°С). При этом можно получить: энергоэффективность более 450 кДж/кг, шумовую нагрузку — менее 61 Дб, удельные финансовые затраты — менее 5,2 руб/кг.

Литература

1. Левин Е.В. Оценка воздействия помётохранилища бывшей птицефабрики «Снежная» в Мурманской области на атмосферный воздух и почву / Е.В. Левин, Р.Ф. Сагитов, Т.А. Гамм [и др.] // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017. № 2 (64). С. 193-196.

2. Левин Е.В. Воздействие помётохранилища бывшей птицефабрики «Снежная» Мурманской области на поверхностные воды // Е.В. Левин, Р.Ф. Сагитов, Т.А. Гамм [и др.] // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017. № 3 (65). С. 210-212.

3. Левин Е.В. Экологическое обоснование ликвидации по-мётохранилища на основе результатов инженерно-экологических изысканий / Е.В. Левин, Т.А. Гамм, Р.Ф. Сагитов, С.В. Шабанова [и др.]. М., 2016. 128 с.

4. Егоров А.А. Анализ проблемы технических этажей в жилых зданиях / А.А. Егоров, В.Д. Баширов, Р.Ф. Сагитов [и др.] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: сб. матер. III Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 29-30.

5. Егоров А.А. Обоснование применения крышных котельных установок в зданиях жилищно-коммунального назначения / А.А. Егоров, В.Д. Баширов, Р.Ф. Сагитов [и др.] // Акту-

альные направления научных исследований: от теории к практике: сб. матер. III Междунар. науч.-практич. конф. Чебоксары, 2015. С. 232-233.

6. Захаревич В.В. Анализ проблемы технических этажей в жилых зданиях / В.В. Захаревич, В.Д. Баширов, Р.Ф. Сагитов [и др.] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: сб. матер. III Междунар. науч.-практич. конф. Чебоксары, 2015. С. 29-30.

7. Захаревич В.В. Обоснование применения крышных котельных установок в зданиях жилищно-коммунального назначения / В.В. Захаревич, В.Д. Баширов, Р.Ф. Сагитов [и др.] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: сб. матер. III Междунар. науч.-практич. конф. Чебоксары, 2015. С. 232-233.

8. Шабанова С.В., Сагитов Р.Ф., Перехода Д.П. Воздействие выбросов предприятий энергетики на прилегающую территорию // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 6 (56). С. 205-208.

9. Митрофанов С.В. Исследования процесса сгорания топлива в котельной при утилизации помёта птицефабрик / С.В. Митрофанов, В.Ю. Соколов, С.А. Наумов [и др.] // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2018. № 2 (70). С. 139-142.

Алгоритм работы системы частичной рециркуляции вентиляционного воздуха производственных помещений АПК

Л.Н. Андреев, к.т.н., В.В. Юркин, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья

В формировании микроклимата животноводческих ферм и комплексов ведущая роль отводится системам вентиляции, которые имеют следующие функции: удаление излишней влаги, вредных газов и углекислого газа, пылевых и аэрозольных частиц, а также обогащение кислородом. Вентиляционные системы подразделяются на приточные, вытяжные, приточно-вытяжные, вентиляция с рециркуляцией воздуха. Основными являются вытяжная и приточно-вытяжная системы вентиляции, но эти системы вентиляции имеют существенный недостаток — большие теплопотери ввиду того, что энергозатраты на создание микроклимата, а именно подогрев приточного воздуха, могут достигать 60% от всех энергозатрат предприятия [1]. Эта тепловая энергия выбрасывается вместе с вытяжным загрязнённым вентиляционным воздухом в окружающую среду, что приводит не только к снижению энергоэффективности предприятия, но и повышает экологическую нагрузку на близлежащие территории [2, 3].

Материал и методы исследования. Одним из перспективных вариантов снижения теплопо-терь животноводческих помещений является использование различных режимов работы систем вентиляции, связанных с перераспределением воздушных потоков в режимах прямой циркуляции, рециркуляции, частичной рециркуляции [4, 5]. Однако в таких системах необходимо с высокой эффективностью очищать рециркуляционный воздух. Наиболее эффективным способом решения данной задачи является частичная рециркуляция

вентиляционного воздуха (рис. 1) с одновременной высокоэффективной очисткой и обеззараживанием. Сравнение технических характеристик фильтров, предназначенных для очистки рециркуляционного воздуха, показало, что наиболее полно зоотехническим требованиям отвечает двухступенчатый мокрый электрофильтр (ДМЭФ) [6]. В режиме частичной рециркуляции воздуха к рециркуляционному воздуху подмешивается часть приточного наружного воздуха для обогащения воздушной среды кислородом, с одновременным удалением части вентиляционного воздуха в атмосферу с целью снижения концентрации углекислого газа [7].

Для управления воздушными потоками и обеспечения нормируемых параметров воздушной среды животноводческого помещения может быть применена автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУ ТП) [8, 9]. Данная система будет поддерживать оптимальные значения концентрации пыли и вредных газов, не превышающие предельно допустимые концентрации (ПДК).

Основой системы автоматизации является контроллер, который в рабочем режиме получает данные о состоянии среды в животноводческом помещении с помощью различных датчиков и управляет исполнительными механизмами в соответствии с написанной программой, поддерживая заданные параметры воздушной среды.

Для решения вышеуказанной задачи разработана система автоматизированного регулирования параметров воздушной среды в животноводческом помещении на основе программно-аппаратной платформы АМшпо. Она включает в себя блок контроллера, на который поступают сигналы от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.