Кольчурин Андрей Геннадьевич
кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: kag63@list.ru)
Определение времени реакции водителя при расследовании дорожно-транспортных преступлений
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями производства автотехнической экспертизы. Проанализированы критерии оценки реакции водителя в момент возникновения опасности.
Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, автотехническая экспертиза, время реакции, водитель.
A.G. Kolchurin, Master of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kag63@list.ru
The timing of the driver's reaction during the investigation of road traffic offenses
The article considers the questions connected with the peculiarities of production of autotechnical expert appraisal. Analyzed the criteria for assessing the reaction of the driver at the time of danger. Key words: road traffic offenses, auto-technical expertise, reaction time, driver.
При проведении автотехнической экспертизы одним из основных является вопрос о наличии или отсутствии технической возможности водителя предотвратить дорожно-транспортное преступление (ДТП) в тех или иных условиях. Производя соответствующие расчеты, эксперт в качестве одной из составляющих использует время реакции водителя. Эта величина играет исключительную роль при решении вопроса о виновности того либо иного водителя. Использование разных значений времени реакции водителя при прочих одинаковых условиях может привести к совершенно противоположным выводам о технической возможности либо невозможности водителя предотвратить ДТП.
В большинстве случаев определение времени реакции водителя следователи предоставляют экспертам-автотехникам. Согласно проведенным исследованиям так поступают 88% респондентов [1]. На наш взгляд, такая практика является неверной. Остановимся на этом подробнее.
При производстве автотехнической экспертизы эксперты, в соответствии с «Методическими рекомендациями по использованию в экспертной практике экспериментально-расчетных значений времени реакции водителей», используют при расчетах, как правило, среднее дифференцированное значение времени реакции водителя, равное 0,8 сек. Между тем, в зависимости от особенности характеристики
конкретной дорожно-транспортной ситуации время реакции водителя может изменяться в пределах от 0,6 до 1,4 сек. [2]. Выделяют следующие дорожно-транспортные ситуации в зависимости от их особенностей и сложности для восприятия.
1. Водитель имеет возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности для движения и достаточно точно определить место и момент появления препятствия (время реакции - 0,6 сек):
выход пешехода из-за скрытого объекта вслед за другим пешеходом;
движение пешехода в направлении полосы движения транспортного средства;
движение ребенка в направлении полосы движения транспортного средства;
выезд транспортного средства, имевшего преимущественное право, на полосу движения и др.
2. Водитель имеет возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности для движения, но не может заранее с достаточной точностью определить место и момент появления препятствия (время реакции -0,8 сек.):
выход пешехода на пешеходный переход; выход пешехода, двигающегося в попутном направлении, на проезжую часть;
выход пешехода из-за неподвижного объекта или транспортного средства;
движение пешехода к общественному транспорту;
128
движение транспортного средства по неразрешенному направлению;
экстренное торможение или изменение направления движения движущегося впереди транспортного средства и др.
3. Водитель не имеет возможности заранее обнаружить признаки возникновения опасности для движения, но в поле его зрения появились объекты, которые могут создать опасность для движения. При этом у водителя не было возможности определить место и время появления препятствия (время реакции -1,0 сек.):
выход пешехода на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода;
выход пешехода из-за неподвижного объекта или транспортного средства;
маневр транспортного средства с нарушением Правил дорожного движения и др.
4. Водитель имеет возможность обнаружить те или иные объекты, но нет признаков, указывающих на то, что они могут стать препятствием для движения (время реакции - 1,2 сек.):
выход пешехода на проезжую часть с обочины вне населенного пункта;
выход пешехода на проезжую часть на запрещающий сигнал светофора;
выезд транспортного средства на запрещающий сигнал светофора;
экстренное торможение следовавшего впереди транспортного средства при неработающем стоп-сигнале и др.
5. В поле зрения водителя не было объектов, создавших впоследствии опасную ситуацию (время реакции - 1,4 сек.):
выход пешехода на проезжую часть с обочины вне населенного пункта из-за объекта, ограничивающего видимость; разрушения проезжей части; нахождение на проезжей части объектов, не относящихся к участникам дорожного движения, и др.
Из рассмотренных ситуаций, на наш взгляд, особого внимания заслуживают случаи появления детей вблизи проезжей части.
Как следует из материалов судебной практики, «нахождение малолетних детей вблизи дороги требует от водителя особой осторожности и предусмотрительности» [3]. Вероятно, понятия «особая осторожность» и «предусмотрительность» предполагают, что водитель в случае нахождения детей вблизи проезжей части обязан принять соответствующие меры не в момент, когда ребенок начнет движение в направлении полосы движения транспортного
средства, а раньше (например, когда увидел детей на обочине дороги; когда ребенка не видно, но на проезжую часть выкатился мяч, шар и т.п.; когда въехал в зону действия дорожного знака 1.21 «Дети» и т.д.). Соответственно, по нашему времени, время реакции водителя при движении ребенка в направлении полосы движения транспортного средства должно быть меньше рекомендуемого - 0,6 сек.
В некоторых ситуациях в связи с особенностями организма человека, неподвластными его сознанию и воле, возможно время реакции более 1,4 сек.
К таким ситуациям, на наш взгляд, можно отнести следующие:
продолжительность управления транспортным средством и наличие полноценного отдыха накануне (время реакции водителя вследствие утомления будет увеличиваться);
время суток (как правило, ночью у человека замедляются все жизненные процессы, что притупляет его восприятие, быстроту мышления, психомоторные реакции и т.п.);
увеличение скорости движения транспортного средства (чем выше скорость, тем больше время реакции);
дорожные условия (снижает бдительность движение по автобану, за пределами населенного пункта);
климатические условия (жара, холод) и т.д. Как верно отмечают Г.П. Аринушин и А.Р. Шляхов, «лицо с замедленной реакцией можно не допустить к управлению транспортным средством, но нельзя вменить ее ему в вину. Поэтому расчеты возможностей водителя избежать происшествия должны вестись с включением в расчетные формулы фактического времени реакции данного водителя» [4].
Таким образом, при определении времени реакции водителя недостаточно руководствоваться только «Методическими рекомендациями по использованию в экспертной практике экспериментально-расчетных значений времени реакции водителей». Устанавливать время реакции необходимо индивидуально для каждого конкретного водителя и с учетом обстоятельств совершения ДТП. С этой целью целесообразно проведение психофизиологической экспертизы водителей.
При этом необходимо тщательно изучить и учесть характеристики различных психофизиологических свойств водителя (возраст, состояние здоровья, зрительные способности, состояние в разные периоды времени и в различных дорожных ситуациях и т.д.). Кроме этого, имеют
129
значение водительский стаж, перерывы в вождении, виды транспортных средств, которыми управлял водитель, его место жительства и т.п.
При проведении психофизиологической экспертизы эксперту могут быть заданы следующие вопросы:
Каково время реакции водителя? Соответствует ли время его реакции времени реакции среднестатистического водителя?
Имеются ли у водителя какие-либо индивидуальные психологические особенности, которые могли бы повлиять на время его реакции в момент ДТП?
Имелись ли какие-либо иные условия, которые могли бы повлиять на время реакции водителя в момент ДТП и др.?
Следует отметить, что заключение эксперта является одним из доказательств, которое должно оцениваться наряду с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле.
1. Кольчурин А. Г. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2004.
2. Суворов Ю.Б. Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике: метод. рекомендации. М., 1987.
3. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 30 авг. 1967 г. //Бюл. Верховного Суда РСФСР 1968. № 3.
4. Аринушин Г.П., Шляхов А.Р. Назначение и производство судебных экспертиз. М., 1988.
1. Kolchurin A.G. Features of investigation of road traffic offenses committed in the countryside: diss. ... Master of Law. Krasnodar, 2004.
2. Suvorov Yu.B. The use of differentiated values of the driver's reaction time in expert practice: methodical recommendations. Moscow,
1987.
3. Determination of the Judicial Collegium for Criminal Cases of the Supreme Court of the RSFSR d.d. Aug. 30, 1967 // Bull. of the Supreme Court of the RSFSR. 1968. № 3.
4. Arinushin G.P., Shlyakhov A.R. Designation and production of judicial examinations. Moscow,
1988.
130