Научная статья на тему 'Определение возможных причин образования дефекта «Точечное выкрашивание» в твердосплавном волочильном инструменте в процессе волочения'

Определение возможных причин образования дефекта «Точечное выкрашивание» в твердосплавном волочильном инструменте в процессе волочения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
293
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЕФЕКТА / "ТОЧЕЧНОЕ ВЫКРАШИВАНИЕ" / ТВЕРДОСПЛАВНЫЙ ВОЛОЧИЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ПРОЦЕСС ВОЛОЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Куренкова Т. П., Лазебникова И. П., Липаткина Т. Н.

It is determined that during operation a hard wear along with uniform attrition occurs in working canal of die because of welding of metal particles to the material of die, what results in formation of separate microholes, their enlargement and further defect creation of type “micropitting of hard alloy”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Куренкова Т. П., Лазебникова И. П., Липаткина Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of possible reasons of defect formation «micropitting» in hard-alloy wire drawing instrument in wire drawing process

It is determined that during operation a hard wear along with uniform attrition occurs in working canal of die because of welding of metal particles to the material of die, what results in formation of separate microholes, their enlargement and further defect creation of type “micropitting of hard alloy”.

Текст научной работы на тему «Определение возможных причин образования дефекта «Точечное выкрашивание» в твердосплавном волочильном инструменте в процессе волочения»

1до in г:тг^ г: гсгшотпта

I4U / 2 (60), 2011-

It is determined that during operation a hard wear along with uniform attrition occurs in working canal of die because of welding of metal particles to the material of die, what results in formation of separate microholes, their enlargement and further defect creation of type "micropitting of hard alloy".

т. п. КУРЕНКОВА, И. п. ЛАЗЕБНИКОВА, Т. Н. ЛИПАТКИНА, РУП «БМЗ»

УДК 669.

определение возможных причин образования дефекта «точечное выкрашивание» в твердосплавном волочильном инструменте в процессе волочения

В настоящее время для изготовления проволоки требуется использовать производственные методы, которые обеспечивают лучшее качество при меньших затратах. Постоянно растущие объемы производства проволоки требуют увеличения скоростей волочения, что приводит к более жестким условиям ее изготовления.

Для обеспечения необходимого комплекса физико-механических свойств проволоки следует применять волочильный инструмент высокой стойкости, который может работать длительное время без значительного износа, при высоких скоростях волочения и высокой температуре в зоне деформации проволоки.

В лаборатории порошковой металлургии и волок (ЛПМиВ) Центральной заводской лаборатории РУП «БМЗ» в постоянном режиме проводится анализ качества поверхности рабочего канала отработанных маршрутов грубого и среднего волочения сталепроволочных цехов завода. Основными дефектами отработанных волок являются продольные и поперечные трещины, грубые кольца износа, раскол вставки, выкрашивания твердого сплава, грубая односторонняя выработка, грубая выработ-

Рис. 1. Дефект «точечное выкрашивание» в зоне односторонней выработки. х40

ка твердого сплава в виде «борозд». Значительную долю среди дефектных волок занимают волоки с дефектом в виде скопления раковин, которые идентифицируются как «точечное выкрашивание» твердого сплава. Так, по данным ЛПМиВ, доля отработанных волок с дефектом «точечное выкрашивание» составляет 9 %.

Дефект «точечное выкрашивание» в отработанных волоках имеет различный вид:

• скопление раковин в зоне односторонней выработки твердого сплава (рис. 1);

• скопление раковин, от которых по всей длине рабочей зоны волоки расположены царапины в направлении волочения проволоки (рис. 2).

В ЛПМиВ была проведена исследовательская работа по изучению причин возникновения и развития дефекта «точечное выкрашивание».

На первом этапе работы были исследованы готовые к волочению маршруты, состоящие из волок, изготовленных из наиболее широко применяемых в настоящее время сплавов марок H6F, Н6^ TD10. Перед установкой на волочильные станы было исследовано качество поверхности рабочего канала волок всех маршрутов и соответствие гео-

Рис. 2. Дефект «точечное выкрашивание» в рабочей зоне волоки, скопление раковин с царапинами. *40

метрии канала волоки действующей технологической документации. Отклонений по этим параметрам выявлено не было. Из девяти проверенных маршрутов (50 волок) четыре были установлены на станы грубого волочения для изготовления проволоки диаметром 3,15 мм и пять маршрутов - на станы среднего волочения для изготовления проволоки диаметром 1,77 мм.

На втором этапе работы отработанные маршруты после волочения исследовали на наличие дефектов канала волоки. В каждой исследуемой волоке отмечались все имеющиеся следы износа, особое внимание уделялось дефекту «точечное выкрашивание». Анализ отработанных волок показал, что доля волок с данным дефектом составила 12 %.

Для того чтобы изучить динамику развития дефекта «точечное выкрашивание», маршруты снимались со станов после определенного времени работы. Было отмечено, что в волоках, отработав-

лгттт^ г: гшгтштТггг /1ло -2 (60), 2011/

ших 40 ч, выявлялись следы износа в виде «точечных выкрашиваний». В волоках, отработавших более 60 ч, дефект «точечное выкрашивание» был более развит и сопровождался царапинами, проходящими вдоль рабочей зоны канала волоки и имеющими начало образования в раковинах. При анализе волок было установлено, что дефект, как правило, имеет локализацию в зоне односторонней выработки, т. е. там, где усилие трения и температура имеют наибольшие значения. Также при исследовании отработанных маршрутов было отмечено наличие спекшейся смазки на входном конусе волок, что свидетельствует о возможном режиме перегрева при работе волок.

Для того чтобы проверить влияние возможных внутренних дефектов твердых сплавов исследуемых марок на образование дефекта «точечное выкрашивание», на следующем этапе работы был проведен анализ микроструктуры сплавов марок H6F, Н6^ TD10. Из образцов дефектных волок из-

Рис. 3. Отдельная раковина. х3200

Рис. 4. Дефект «точечное выкрашивание». РЭМ: а - *20; б - х120

Рис. 5. Отдельная раковина со следами износа (царапиной). *1000

150

ми м г: гтгтгтггтг ггггг 2 (60), 2011-

Рис. 6. Спектр химических элементов, собранных в зоне раковины

готавливали микрошлифы. Металлографический анализ не выявил отклонений в микроструктуре данных сплавов: свободный углерод, пористость, отдельные крупные поры и п-фаза отсутствовали.

Следующим этапом работы стало исследование дефекта на растровом электронном микроскопе с рентгеновским микроанализатором. Были исследованы четыре волоки с дефектом «точечное выкрашивание», из которых две волоки имели вид дефекта в виде скопления раковин (рис. 3), в двух оставшихся дефект имел вид скопления раковин с царапинами (рис. 4, 5).

На рис. 3 показана незначительная раковина в месте локального разрушения твердого сплава волоки, отработавшей 40 ч, на рис. 4, 5 - более развитые дефекты (раковины с царапинами по всей длине рабочей зоны волоки в направлении волочения), выявленные в волоке, отработавшей более 60 ч.

На рис. 6 приведен характеристический рентгеновский спектр, полученный при анализе зоны образования отдельной раковины. Спектральный анализ показал наличие не только элементов, составляющих твердый сплав (вольфрама, кобальта), но также и железа, что свидетельствует о возможном взаимодействии материала про-

волоки и твердосплавного инструмента в процессе волочения.

Вероятно, что во время работы в рабочем канале волоки наряду с равномерным истиранием возникает сильный износ вследствие «приваривания» обрабатываемого материала к материалу волоки. В результате взаимодействия материала проволоки и волоки структура твердого сплава разрушается и на поверхности волоки образуются незначительные раковины, приводящие в процессе работы волоки к выкрашиванию твердого сплава. Образовавшиеся отдельные раковины (следы от выкрашенных частиц твердого сплава) образуют точки напряжения, которые провоцируют выпадение дополнительных частиц твердого сплава и образуются более крупные выкрашивания и развитие царапин в направлении волочения.

Исходя из того что следы износа имеют вид царапин, можно сделать вывод, что царапины вызваны отрывом твердосплавных частиц от материала волоки и дальнейшим перемещением их вдоль канала волоки. Царапины в процессе работы волоки могут привести к образованию более грубого дефекта - «бороздкам» (рис. 7, 8), которые не только повышают износ волоки, но и приводят к дефектам формы изготавливаемой проволоки.

Рис. 7. «Бороздки», вид в разрезе волоки. *20

Рис. 8. «Бороздки», вид со стороны выходной распушки волоки. х20

Выводы

1. В ходе проведенных исследований установлено, что во время работы в рабочем канале волоки наряду с равномерным истиранием возникает сильный износ вследствие приваривания частиц металла к материалу волоки, что ведет к образованию отдельных микрораковин, их укрупнению и дальнейшему образованию дефекта типа «точечное выкрашивание» твердого сплава.

2. Проведенный металлографический анализ волок не выявил дефектов микроструктуры твер-

/тггтггг^ г гтгтгтг/ттггггт /1с1 -2 (60), 2011 I IUI

дого спеченного сплава типа «поры», «свободный углерод», «h-фаза», что подтверждает предположение, что причиной образования дефекта «точечное выкрашивание» являются условия эксплуатации волочильного инструмента.

3. Отмечено, что время работы волоки существенно влияет на развитие дефекта «точечное выкрашивание». В начальный период работы в волоках образуются микрораковины, которые в процессе работы образуют очаги напряжения, что приводит к образованию более крупных и развитых дефектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.