УДК 796.41.091.2:611.7
Ю. П. Шишкина, А. Г. Трифонов*, А. Ю. Бурлаков
Астраханский государственный технический университет Волгоградская государственная академия физической культуры
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ НАГРУЗКИ НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГИМНАСТОК ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ПРИЗЕМЛЕНИЯ
Введение
Современная спортивная гимнастика - один из сложнейших видов спорта. Она отличается быстрым ростом сложности элементов, связок и комбинаций и, как следствие, возникновением значительного количества травмоопасных ситуаций. Все это требует от спортсменов совершенствования не только технического мастерства, но и умения предохранять себя от травм.
В настоящее время гимнасты осваивают сверхсложные элементы, а тренер не всегда может оказать помощь в случае неудачного выполнения. В некоторых ситуациях он может даже навредить спортсмену. Разучивание новых движений и их последующее длительное выполнение на тренажерах, с лонжей, в поролоновую яму приводят к тому, что чувство страха притупляется или, наоборот, появляется страх перед выполнением элемента без страховочных средств. Выполнение сложных элементов в соревновательных условиях, для которых характерна быстро меняющаяся обстановка и дефицит времени, приводит к скованности выполнения этих упражнений и нередко - к падению со снаряда. Все это значительно тормозит спортивно-технический рост гимнастов [1].
В процессе многолетней технической подготовки повышается надежность выполнения элементов и соединений [2]. Однако приемам и различным способам выполнения двигательных действий, направленных на предотвращение опасных ситуаций при неудачном исполнении упражнения, тренеры практически не обучают. В настоящее время не обнаружено указаний или методик обучения юных гимнастов навыкам самостраховки в процессе освоения новых упражнений. Если приемы страховки и помощи еще как-то раскрываются, то наличие в учебнотренировочном процессе приемов самостраховки лишь декларируется [3, 4]. Обеспечить успешность учебно-тренировочного процесса, по нашему мнению, можно освоением не только рациональной техники и методики обучения гимнастическим упражнениям, но и приемов и способов самостраховки.
Повреждения, полученные во время занятий, травмируют ребенка не только физически, но и психически [5]. Появление травмы чревато потерей уверенности в себе, боязнью «нелюбимого снаряда», выполнением упражнения не в полную силу и отсутствием всякого энтузиазма по отношению к сложным, рискованным упражнениям вообще. Знание и применение в учебнотренировочном процессе средств и методов снижения травматизма не только являются очень важным фактором сохранения и укрепления здоровья юных спортсменов, но и призваны обеспечить прогрессивное становление спортивно-технического мастерства.
Предметом оценки в спортивной гимнастике является точность воспроизведения наперед заданной формы спортивного упражнения согласно стилевым, трудностным и другим исторически сложившимся требованиям правил соревнований [2, 6]. Следовательно, в каждом гимнастическом упражнении телу гимнаста предписывается проходить последовательный ряд положений в пространстве, где как бы задается программа движения. Характерным здесь является выбор из большого числа возможных движений только такого, которое, при совершении ряда ограничений, наилучшим образом удовлетворяет указанным требованиям [7, 8].
Исследование роли элементов движения, определяющих эффективность двигательных действий, позволяет количественно оценить вклад любого элемента системы движения в формирование технической основы упражнения и осуществить двигательную профилактику слабых звеньев этой системы, вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс. Управление движениями тела человека целесообразно рассматривать для анализа и конструирования техники исполнения гимнастических упражнений [9].
Процесс обучения двигательным действиям необходим в любом виде деятельности, но только в сфере физического воспитания они являются ядром обучения, т. к. здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования [10, 11].
Приобретая особую значимость, процесс освоения и совершенствования двигательных действий при занятиях физической культурой и спортом находится в сильной зависимости от понимания основных закономерностей управления движениями, от умения построить учебный процесс в соответствии с основными положениями теории обучения двигательным действиям [12, 13].
Овладение любым двигательным действием начинается с активного приспособления возможностей локомоторного аппарата (его рабочих механизмов) к тем условиям, которые сопутствуют процессу решения двигательной задачи. В силовом поле, возникающем при этом в результате взаимодействия внешних и внутренних по отношению к человеку сил, выделяются фазы активной и реактивной динамики. По мере приспособления к внешним условиям спортсмен находит пути более эффективного решения двигательной задачи. Это сопровождается дифференциацией и усилением динамических акцентов, четкой локализацией их во времени и пространстве и объединением в определенную систему. При концентрации такой системы во времени она обретает устойчивость и обладает всеми признаками целостной структуры с определенными и конкретными причинно-следственными связями между ее элементами.
Данная структура формируется по результатам выполнения упражнений и является продуктом приспособления организма к специфическим условиям внешних взаимодействий, критерий целесообразности которого определяется заданным результатом действия [14].
Биомеханические исследования показывают, что базовые элементы не связаны с совершенно определенными биомеханическими параметрами движений, ибо каждый данный элемент техники представляет собой микрогруппу родственных движений, имеющих одну и ту же структуру [15].
Особенно большое значение процесса освоения движений в детском возрасте связано с тем, что он расширяет возможности активного освоения и познания окружающего мира, способствует более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека. Такое позитивное воздействие двигательной активности на психику человека обусловлено тем, что именно освоение движений с целью более успешного решения двигательных задач, более эффективного удовлетворения природной потребности в движении было ведущим началом в развитии мозга и его функций почти на всём протяжении многовековой эволюции.
Выполнить движение сразу правильно, без ошибок, в обычных условиях, как правило, оказывается невозможным. Данное обстоятельство очень осложняет процесс освоения движений. Некоторые из ошибок обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка, другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи - с несоблюдением определённых условий и т. п. [6, 8, 16-19].
С позиций теории деятельности П. Я. Гальперина [20] рассмотрим проблему усвоения знаний, формирование действий и понятий. Выполнение практического действия и формирование понятий начинаются с создания образа действия и образа среды, в которой происходит действие, объединяемых в единый компонент - ориентировочную основу действия (ООД). На базе ООД и происходит управление действием. В любом действии исследователи выделяют три объединенных функциональных компонента: ориентировочную, собственно исполнительную и контрольную фазы [21], подготовительную, исполнительную и оценочную фазы [22], ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную фазы [10].
Таким образом, в основе всех гимнастических упражнений (какими бы сложными они ни были) лежат единые закономерности формирования основ техники и методики обучения. Отсюда следует, что процесс обучения разнообразным упражнениям спортивной гимнастики уже с первых шагов приобретает четкую организацию и системность в овладении двигательными навыками и умениями [7, 16, 17].
Анализ педагогических наблюдений и видеозаписей показал, что при неудачном исполнении упражнений, приводящих к падениям и срывам со снаряда (травмоопасным ситуациям), гимнастки приземляются на самые различные части тела и выполняют самые различные двигательные действия, для того чтобы избежать травмы. Так, они приземляются на ноги с перекру-том или недокрутом, в упор лежа на полусогнутые руки или в упор на руки.
В результате опроса тренеров установлено, что очень часто травмы происходят в том случае, когда гимнастка приземляется с полностью выпрямленным позвоночным столбом и на прямые ноги или подставляет при падении прямые руки. Реакция опоры и ускорение силы тяжести являются основными причинами появления больших по величине ударных нагрузок и, как следствие, серьезных травм при таких способах приземления.
По мнению Л. Я. Аркаева и Н. Г. Сучилина [23], одна из основных ошибок в приземлениях, приводящих к травмам, - это приземление на расслабленные или слишком «жесткие» ноги. При этом величина нагрузки на опорно-двигательный аппарат (ОДА) гимнастки значительно превышает допустимые показатели [15, 24, 25].
Учитывая вышесказанное, мы решили определить характер и величину нагрузки на ОДА спортсменок при различных вариантах неудачного приземления. Для этого гимнастки выполняли различные варианты приземления на тензоплатформу. При этом сравнивались идентичные биомеханические характеристики двигательных действий одного и того же испытуемого в разных модельных упражнениях с последующим выявлением общих для всех спортсменов характерных особенностей биомеханической картины выполнения упражнения. На основе получаемой кинематической и динамической картины двигательных действий определяли длительность воздействия и величину нагрузки на костную систему спортсменок.
Исследования проводили в научной лаборатории кафедры теории и методики гимнастики ВГАФК. В них приняли участие 7 мастеров спорта по спортивной гимнастике, каждый из них выполнил по 10 раз каждое модельное упражнение. В процессе исследований моделировались варианты приземлений из различных видов многоборья:
1. Спрыгивание с возвышенности на ноги с наличием вращательного движения туловища вперед или назад (перекрут, недокрут).
2. Варианты падений с приземлением в упор лежа с различной постановкой рук на опору.
Мотивированное и осознанное овладение спортивной техникой невозможно без системной и тонкой дифференциации гимнастом целостного упражнения, понимания причинноследственных связей в системе движений. Этому способствует ясное представление о механизмах выполнения приземления с различными вариантами прихода на опору. Достижение необходимой ясности и понимания биомеханической сути нестандартных приземлений, безусловно, предполагает точное представление о его структурно-фазовом содержании.
Специфической особенностью неудачного приземления является гашение динамического удара как следствие взаимодействия с опорой падающего тела. Нагрузка на ОДА составляет от
1,5 до десятикратного превышения веса спортсмена в зависимости от высоты предварительного взлета и характера линейного перемещения на нисходящей части траектории полета [15].
Исследования позволили уточнить оптимальную фазовую структуру двигательных действий гимнаста в контактном периоде нестандартного приземления. Примененный системноструктурный подход позволил представить приземление как систему взаимосвязанных во времени и пространстве динамических процессов.
Изучение полученных характеристик позволило представить двигательный состав системы движений гимнаста в контактной части нестандартного приземления в виде фаз, состоящих из фаз начального контакта с опорой, амортизации и дальнейшего гашения скорости.
По данным М. Д. Барсагова [15], приземление является двигательным актом с наличием элементов упреждающего характера, т. е. еще до касания ногами опоры в мышцах - сгибателях стопы и в крестцово-остистой мышце проявляется едва заметная электрическая активность. Можно предположить, что в случае ошибочности в двигательных действиях, предшествующих приземлению, гимнаст может осуществлять предварительную подготовку для контакта с опорой.
Анализ техники выполнения прихода на опору по тензограммам показал, что в момент соприкосновения с опорой (фаза I) во всех представленных вариантах приземлений осуществляется первичное гашение скорости тела нижними конечностями с противодействующим неоднородным уплотнением верхней части массы тела и его сцепление с опорой.
Далее, во второй фазе, гимнаст выполняет основное уступающе-противодействующее и пружинно-амортизационное, более однородное и постепенное гашение скорости движения с усилением сцепления тела (или частей) с опорой. Эта фаза, по нашему мнению, является наиболее оптимальной при выполнении необходимых действий для восстановления равновесия или выхода из опасного положения.
Завершающие действия (фаза III) являются продолжением пружинного противодействия опоре и силе тяжести с дальнейшим сцеплением с опорой. В этой фазе практически никаких восстанавливающих действий выполнить невозможно.
Результаты исследования длительности выполнения выявленных фаз и усилий на ОДА гимнасток представлены в табл. 1, 2 и 3.
Сравнительный анализ длительности выполнения двигательных действий самостраховки (табл. 1) показал, что в приземлении на прямые ноги самой длительной является первая ударная фаза (^ = 140 мс). Известно, что чем длительнее воздействие силы, тем значительнее ее последствия. Абсолютное значение величины силы реакции опоры в этот момент достигает порядка 500 кг.
Две другие фазы значительно короче и не представляют серьезной угрозы ОДА гимнасток.
Таблица 1
Хронограмма длительности выполнения разных фаз нестандартных приземлений
Вид приземления Фаза, мс Общее время
I II III
На прямые ноги 140 100 360 600
Под углом 135° 100 160 660 920
Под углом 90° 80 100 500 680
Под углом 45° 40 80 400 520
В зависимости от угла сгибания ног в коленном суставе длительность фазы первоначального контакта значительно снижается - с 100 до 40 мс.
Из всех вариантов нестандартного приземления самым нагрузочным и неэффективным является приземление со сгибанием ног под углом 135°. Гашение вертикальной составляющей осуществляется очень длительное время во всех фазах движения, в результате чего резко возрастает общее время исполнения амортизирующих действий - порядка 920 мс.
Увеличение амплитуды выполнения амортизационных действий укорачивает длительность всех фаз движения и, как следствие, снижает нагрузку на ОДА гимнасток. При различных вариантах приземлений величина нагрузки на ОДА гимнасток неодинакова.
В табл. 2 и 3 приведены относительные величины вертикальной составляющей усилий, приходящихся на 1 кг веса спортсменки (абсолютная величина усилий, делённая на вес испытуемого).
Установлено, что наибольшую относительную нагрузку испытывают спортсменки при приземлении на «жесткие», практически на прямые ноги (табл. 2). Величина усилий при этом достигает 7,6 ± 1,1 кг/кг веса тела гимнастки.
Таблица 2
Показатели величины нагрузки на ОДА гимнасток при различных вариантах приземлений на ноги, кг/кг
На жесткие ноги Угол сгибания в коленном суставе Смещение туловища вперед Смещение туловища назад
135° 9 О о 45° На жесткие ноги В выпад На жесткие ноги В выпад назад В сед с резким сгибанием
7,6 ± 1,1 6,5 ± 0,9 5,0 ± 0,8 4,0 ± 0,7 5,5 ± 0,8 5,0 ± 0,8 6,2 ± 0,9 4,2 ± 0,8 3,2 ± 0,7
В ходе исследований замечено, что чем больше угол сгибания ног в коленном суставе, тем меньшая величина нагрузки приходится на ОДА спортсменки. Так, при угле сгибания в 135° величина нагрузки составляет 6,5 ± 0,9 кг, а при углах в 90 и 45° она снижается соответственно до 5,0 ± 0,8 и 4,0 ± 0,7 кг. В процентном отношении, относительно приземления на жесткие ноги, это составляет 15,4, 34,1 и 47,6 %. Данная ситуация достаточно легко объясняется законами механики.
По результатам дополнительных исследований мы выяснили, что на ОДА действует момент силы тяжести, вектор которого меняется по величине. Это связано с величиной плеча силы тяжести, проекция которого на площадь опоры в процессе выполнения упражнения меняется. Чем меньше плечо, тем меньше и сила, действующая на это плечо. Кроме того, приход в глубокий присед протекает дольше, и это позволяет гимнастке более длительно сопротивляться действию
силы тяжести и значительно снизить ударные нагрузки в момент постановки ног на опору. Ведь известно, что для снижения таких нагрузок необходимо приземляться на носки с переходом на всю стопу и упругим сгибанием ног и туловища в положение круглого полуприседа [24-28].
При угле сгибания в коленном суставе 90° величина нагрузки снижается до 5,0 ± 0,8, а при 45° достигает значения 4,0 ± 0,7 кг.
Полученные данные позволяют сделать вывод о возможности снижения нагрузки на ОДА гимнастки в случае неудачного выполнения элемента за счет увеличения длительности приседания и выполнения приземления в глубокий присед.
Очевидно, что, изменяя позу в момент неудачного приземления или в случае падения со снаряда, можно изменять и момент силы тяжести и таким образом управлять величиной нагрузки, воздействующей на ОДА гимнастки. В конечном итоге можно избежать появления травм.
В приземлениях со смещением туловища вперед или назад величина относительной нагрузки на ОДА гимнасток площади опоры также различна. Наибольшая нагрузка на опорные звенья гимнасток приходится при падении со смещением туловища вперед на жесткие ноги и составляет
5,5 ± 0,8 кг. Сточки зрения биомеханики данное положение объясняется появлением вращательной составляющей в момент касания ногами опоры, т. к. при приземлении тело гимнастки находится под углом и опорная реакция не проходит через ОЦМ. Разложив эту силу на две составляющие, можно видеть, что такое приземление обеспечивает дополнительное перемещение (^пер) и дистальные звенья тела получают дополнительное ускорение в виде вращения (^вр).
В приземлениях со смещением туловища вперед выставление ноги вперед значительно снижает величину ударной нагрузки - до 5,5 ± 0,8 кг. Выставление ноги вперед снижает амплитуду движения туловища и, как следствие, позволяет гимнастке существенно снизить нагрузку на ОДА. Однако полученные значения меньше, чем при приземлении на прямые ноги, и данное двигательное действие можно рекомендовать гимнасткам для применения в практике при возникновении травмоопасной ситуации.
При падении со смещением туловища назад, как и при смещении туловища вперед, с приземлением на жесткие ноги величина ударной нагрузки достигает достаточно больших значений и составляет 6,2 ± 0,9 кг/кг веса тела гимнастки. Механизм появления таких значений такой же, как и при приземлении гимнастки с вращением туловища вперед.
Приземление с выставлением ноги в выпад снижает величину ударной нагрузки почти на 50 % и составляет соответственно 4,2 ± 0,8 кг. Еще больше эти значения снижаются при приземлении в сед с резким сгибанием в тазобедренных суставах (3,2 ± 0,7 кг). Резкое сгибание позволяет существенно смягчить ударную нагрузку за счет уступающей работы мышц и снизить риск возникновения травмы.
При невозможности выполнить приземление на ноги очень частыми вариантами неудачного приземления являются падения в положение упор лежа. В данной ситуации также возможны варианты снижения нагрузки на опорный аппарат за счет выполнения различных амортизирующих действий руками. Как правило, это приходы на согнутые или полусогнутые руки, в упор лежа с поворотом кругом и приземлением на бок или спину и т. д. Выявленные двигательные действия существенно снижают ударную нагрузку на ОДА гимнасток и могут успешно применяться в учебно-тренировочном процессе для ликвидации травмоопасных ситуаций и, как следствие, возможного снижения травматизма.
Результаты исследования величин нагрузок на ОДА спортсменок при выполнении приземлений в упор лежа представлены в табл. 3.
Таблица 3
Показатели величины нагрузки на ОДА гимнасток при приземлении в упор лежа
с различной постановкой рук, кг
На жесткие руки Угол сгибания в локтевых суставах
135° 135°. Руки шире плеч 9 О о 90°. Руки шире плеч 45° 45°. Руки шире плеч
4,8 ± 1,0 4,1 ± 0,9 3,8 ± 0,7 3,4 ± 0,6 2,8 ± 0,5 2,7 ± 0,5 2,7 ± 0,5
Приземление с жесткой постановкой опорных звеньев сопровождается большой нагрузкой на них. Так, приземление в упор лежа на «жесткие» руки имеет наибольшие показатели нагрузки на руки - 4,8 ± 1,0 кг/кг веса тела гимнастки. Выполнение спортсменками таких дейст-
вий, как сгибание рук, сопровождается снижением ударных нагрузок. Увеличение угла сгибания рук в момент приземления в упор лежа дает существенное снижение исследуемых показателей. Так, при угле сгибания в локтевых суставах в 135° ударная нагрузка составляет 4,1 ± 0,9, а при углах в 90 и 45° соответственно 3,4 ± 0,6 и 2,7 ± 0,5 кг. Полученные данные показывают, что чем больше амплитуда сгибания рук, тем больше смягчение ударных нагрузок. Выявленные двигательные действия руками в данной ситуации являются достаточно эффективными, т. к. они позволяют значительно снизить момент вращения дистальных звеньев тела (голова, туловище) в случае неудачного выполнения упражнения и приземлении гимнастки в упор лежа.
Установлено, что снижение нагрузки на опорный аппарат гимнасток происходит и при разведении рук и постановке кистей шире плеч вследствие увеличения площади опоры при неудачном приземлении и выполнении руками амортизирующих действий. Так, при приземлении в упор лежа с широкой постановкой кистей на опору и разных углах сгибания в локтевых суставах величина ударной нагрузки на ОДА гимнастки меньше, чем при узкой и составляет соответственно 3,8 ± 0,7; 2,8 ± 0,5 и 2,7 ± 0,5 кг/кг веса тела.
Таким образом, при выполнении падения со снаряда в упор лежа гимнасткам, для снижения величины нагрузки и предотвращения травмирования, можно рекомендовать выявленные нами варианты выполнения достаточно эффективных дополнительных действий.
Подводя итог, следует отметить, что выполнение дополнительных двигательных действий, таких как приседание с различным углом сгибания ног в коленях, выпады, резкий сед согнув ноги, упор лежа с увеличением угла сгибания рук в локтевых суставах и широкой постановкой кистей, связано с переводом поступательного движения во вращательное. При травмоопасных приземлениях они существенно снижают ударную нагрузку на ОДА гимнасток, что, в свою очередь, позволяет избежать серьезных травмоопасных ситуаций и, как следствие, снизить травматизм в целом.
Заключение
Изучение и обобщение научных данных, анализ педагогических и социологических исследований показывают, что гимнастика является одним из самых травмоопасных видов спорта. Травматизм в ходе учебно-тренировочного процесса юных гимнасток не только оказывает огромное влияние на рост спортивного мастерства, но и может определить всю их последующую жизнь. В современных литературных источниках информация о самостраховке представлена в виде кратких описательных вариантов, основанных на педагогическом опыте авторов, что не может удовлетворять современным требованиям к технической подготовке гимнасток. Системное представление о самостраховке как важной составляющей двигательной деятельности в современной и достаточно сложной гимнастике представляется затруднительным в связи с отсутствием в теории информации по этому вопросу.
В процессе анализа величин усилий, испытываемых ОДА спортсменок, определено, что наиболее травмоопасными являются приземления на выпрямленные руки и ноги. Установлено, что сгибание ног в коленном суставе в 135° снижает нагрузку в среднем на 15,4 %; при угле сгибания 90° - на 34,1 %, а при 45° - на 47,6 %. Выполнение приземления в упор лежа с опорой на руки также сопровождается значительным снижением нагрузок при падении в зависимости от угла сгибания рук в локтевых суставах и составляет соответственно 15,3; 22,1 и 44,9 %.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьянц И. А. Случайность или закономерность // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 8. - С. 31-38.
2. Смолевский В. М., Гавердовский Ю. К. Спортивная гимнастика. - Киев: Олимп. лит., 1999. - 462 с.
3. Морозов В. Н. О систематизации приемов помощи и страховки в спортивной гимнастике // Гимнастика. - 1979. - Вып. 1. - С. 28-34.
4. Шляхтов В. Н. Формирование базового навыка «отталкивания руками» у гимнастов на этапе начальной подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2003. - 23 с.
5. Уэнберг Р. С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимп. лит.,
2001. - 335 с.
6. Гавердовский Ю. К. Техника гимнастических упражнений. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 512 с.
7. Дмитриев С. В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия: Учеб. пособие для студ. и преп. по биомеханике и педагогической кинезиологии. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. - 178 с.
8. КоренбергВ. Б. Основы спортивной кинезиологии: Учеб. пособие. - М.: Сов. спорт, 2005. - 232 с.
9. Назаренко Л. А. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Т еория и практика физической культуры и спорта. - 2003. - № 8. - С. 19-21.
10. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985. - 192 с.
11. Дмитриев С. В., Оленев Д. В. Технология обучения двигательным действиям: предметная область и теоретические основания: Моногр. - Н. Новгород, 2001. - 261 с.
12. Матвеев Л. П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 5-8.
13. Шестаков М. П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 3. - С. 51-54.
14. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
15. Барсагов М. Д. Методика специальной подготовки гимнастов к приземлению в соревновательном упражнении на основе биомеханики двигательных действий: Дис. ... канд. пед. наук. - Нальчик, 2005. - 191 с.
16. Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 10. - С. 18-24.
17. Курысь В. Н. Основы познания физического упражнения: Учеб. пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. - 130 с.
18. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физ. культуры / Под ред. Ю. К. Гавердовского, В. М. Смо-левского. - М.: ФиС, 1979. - 327 с.
19. Сучилин Н. Г. Анализ спортивной техники // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. -С. 10-14.
20. Гальперин Г. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - С. 24-32.
21. ТалызинаН. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1975. - С. 74-85.
22. ВерхошанскийЮ. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - С. 10-42.
23. Аркаев Л. Я., Сучилин Н. Г. Как готовить чемпионов. - М.: ФиС, 2004. - 328 с.
24. Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: ФиС, 1971. - С. 5-78.
25. Донской Д. Д. Биомеханика. - М.: Просвещение, 1975. - 339 с.
26. Гороховский Л. З. Биомеханические основы техники создания вращений и управление ими в сложнокоординационных видах спорта. - М.: Прометей, 1992. - 122 с.
27. Стеблецов Е. А. Аналитическая унификация динамической структуры взаимодействия с опорой при выполнении отталкивания неударного характера // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№ 3. - С. 42-45.
28. Стеблецов Е. А. Аналитическая унификация динамической структуры взаимодействия с опорой при выполнении отталкивании ударного характера // Теория и практика физической культуры и спорта. -
2002. - № 2. - С. 55-61.
Статья поступила в редакцию 25.12.2006
THE DEFINITION OF BURDEN SIZE ON MUSCULOSKELETAL SYSTEM OF FEMALE GYMNASTS AT VARIOUS VARIANTS OF THEIR LANDING
Yu. P. Shishkina, A. G. Trifonov, A. Yu. Burlakov
Nowadays gymnasts master super-difficult elements, and the trainer not always can assist in case of their unsuccessful performance. In some situations he can even do much harm to a sportsman. The performance of difficult elements in competitive conditions, which are characterized by quickly changing conditions and deficiency of time, results in constrained movements, and, not seldom, to falling from an apparatus. It is established that there are not any instructions or methods of training of young gymnasts’ self-insurance skills during mastering new exercises in the literature. The authors of the paper consider that the performance of additional movement actions, such as knee-bend with a various bending angle of knee, attacks, quick sit down having bent legs, lying rest increasing bending angle of hands in elbows joints and putting hands far away from each other is connected with transferring forward movement into rotary movement. These exercises essentially reduce shock load on musculoskeletal system of female gymnasts in case of dangerous landings. Besides they allow to avoid serious trauma dangerous situations and as consequence, to lower traumatism in general.