Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА РАССТОЯНИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА РАССТОЯНИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлебникова Юлия Александровна, Гафурова Наталия Владимировна

Введение. Настоящая публикация представляет анализ сложившейся ситуации в условиях «обучения на расстоянии» при реализации образовательного процесса, развитию которого способствуют исторические, социально-экономические аспекты появления дистанционного обучения и пандемия, вызванная Covid-19. Научная новизна данной статьи заключается в попытке определить и охарактеризовать условия «обучения на расстоянии», способствующие корректному проектированию и реализации современного учебного процесса. Материалы и методы. Для достижения цели исследования используются общетеоретические методы: анализ теоретических источников, обобщениеи систематизация полученных данных; эмпирические метод - наблюдение. Материалами исследования являются исторические факты, научные статьи, диссертационные исследования, данные практиков и экспертов, мнения лидеров развития образования в России и других авторов. Результаты исследования. Определён перечень условий, в которых осуществляется нынешний учебный процесс, и их характеристики. Для этого проведён анализ нормативно-правовой базы по организации образовательного процесса с возможностью внедрения в него электронной составляющей как одного из условий сочетания реальной и виртуальной академической деятельности; представлены исторические социально-экономические аспекты появления «обучения на расстоянии»; учтены характеристики реализации современного учебного процесса; выявлена необходимость формирования ИТ-компетентности у преподавателей как условие развития «обучения на расстоянии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING AND THEIR CHARACTERISTICS

Introduction. This publication presents an analysis of the conditions of “distance learning” in the implementation of the educational process, the development of which is facilitated by the historical, socio-economic aspects of the emergence of distance learning and the pandemic caused by Covid-19. The scientific novelty of this article lies in determining the conditions of “distance learning” and their characteristics that contribute to the correct design and implementation of the modern educational process. Materials and Methods. To achieve the research goal, general theoretical methods are used: analysis of theoretical sources, generalization and systematization of the data obtained; empirical methods: observation. The research materials are historical facts, scientific articles, dissertation research, data from practitioners and experts, opinions of leaders in the development of education in Russia and other authors. Results. The list of conditions in which the current educational process is carried out as well as their characteristics are defined. For this purpose, the analysis of the regulatory framework for the organization of the educational process with the possibility of introducing an electronic component into it as one of the conditions for combining real and virtual academic activities is carried out; the historical socio-economic aspects of the emergence of “distance learning” are presented; the characteristics of the implementation of the modern educational process are considered; the need for the formation of IT competence among teachers as a condition for the development of “distance learning” is revealed.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА РАССТОЯНИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru УДК 371.3; 004

DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-1-14-27

Оригинальная статья

Определение условий обучения на расстоянии и их характеристика

Ю. А. Хлебникова1, Н. В. Гафурова2

'Канский технологический колледж», г. Канск 2Сибирский федеральный университет, г. Красноярск 'matcveiko@yandex.ги, https://orcid.org/0000-0002-l033-3l03 2gafurnv@yandex.ги, https://orcid.org/0000-0002-0987-738'

Аннотация.

Введение. Настоящая публикация представляет анализ сложившейся ситуации в условиях «обучения на расстоянии» при реализации образовательного процесса, развитию которого способствуют исторические, социально-экономические аспекты появления дистанционного обучения и пандемия, вызванная Covid-'9. Научная новизна данной статьи заключается в попытке определить и охарактеризовать условия «обучения на расстоянии», способствующие корректному проектированию и реализации современного учебного процесса.

Материалы и методы. Для достижения цели исследования используются общетеоретические методы: анализ теоретических источников, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирические метод - наблюдение. Материалами исследования являются исторические факты, научные статьи, диссертационные исследования, данные практиков и экспертов, мнения лидеров развития образования в России и других авторов.

Результаты исследования. Определён перечень условий, в которых осуществляется нынешний учебный процесс, и их характеристики. Для этого проведён анализ нормативно-правовой базы по организации образовательного процесса с возможностью внедрения в него электронной составляющей как одного из условий сочетания реальной и виртуальной академической деятельности; представлены исторические социально-экономические аспекты появления «обучения на расстоянии»; учтены характеристики реализации современного учебного процесса; выявлена необходимость формирования ИТ-компетентности у преподавателей как условие развития «обучения на расстоянии».

Ключевые слова: обучение на расстоянии, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, учебный процесс, цифровая образовательная среда, цифровой образовательный контент

Для цитирования: Хлебникова Ю. А., Гафурова Н. В. Определение условий обучения на расстоянии и их характеристика // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16. № 1 (54). С. 14-27. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-14-27

© Ю. А. Хлебникова, Н. В. Гафурова

Determining the conditions of distance learning and their characteristics

Julia A. Khlebnikova1, Nataliia V. Gafurova2

'Kansk college of technology, Kansk 2Siberian Federal University, Krasnoyarsk 'matcveiko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-I033-3I03 2gafurnv@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0987-738I

Original article

Abstract.

Introduction. This publication presents an analysis of the conditions of "distance learning" in the implementation of the educational process, the development of which is facilitated by the historical, socio-economic aspects of the emergence of distance learning and the pandemic caused by Covid-I9.

The scientific novelty of this article lies in determining the conditions of "distance learning" and their characteristics that contribute to the correct design and implementation of the modern educational process.

Materials and Methods. To achieve the research goal, general theoretical methods are used: analysis of theoretical sources, generalization and systematization of the data obtained; empirical methods: observation. The research materials are historical facts, scientific articles, dissertation research, data from practitioners and experts, opinions of leaders in the development of education in Russia and other authors.

Results. The list of conditions in which the current educational process is carried out as well as their characteristics are defined. For this purpose, the analysis of the regulatory framework for the organization of the educational process with the possibility of introducing an electronic component into it as one of the conditions for combining real and virtual academic activities is carried out; the historical socio-economic aspects of the emergence of "distance learning" are presented; the characteristics of the implementation of the modern educational process are considered; the need for the formation of IT competence among teachers as a condition for the development of "distance learning" is revealed.

Keywords: distance learning, e-learning, distance learning technologies, educational process, digital educational environment, digital educational content

For citation: Khlebnikova Ju. A., Gafurova N. V. Determining the conditions of distance learning and their characteristics. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(1): 14-27. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-1-14-27

Введение

В условиях постпандемического общества каждый педагогический работник любого уровня образования во всех видах профессиональной деятельности должен легко уметь реализовать свою деятельность, сочетая реальную и виртуальные среды. Педагогический процесс как организационно оформленное взаимодействие педагогов и обучающихся претерпевает интенсивные существенные преобразования. Научные труды в области педагогики отмечают изменения феноменов «обучающийся» и «образовательная среда» [1]. При этом методических подходов, посвящённых вопросам проектирования и реализации так называемого гибридного учебного процесса в результативном сочетании реальной и виртуальной академической деятельности, нами не обнаружено. В этой ситуации практики пытаются реализовать перенос реальной об-

разовательной деятельности в электронную среду [2], делая это чаще интуитивно, что приводит к широко обсуждаемым профессионально и в социуме проблемам. Обсуждения в научной и социальной сфере отмечают снижение качества и результативности обучения, низкую удовлетворённость участников учебного процесса и т. п. Педагогической практикой на всех уровнях образования поставлены вопросы о «постковидном» образовании [3] и, в частности, о результативном сочетании реальной и виртуальной академической деятельности [4].

Цель нашего исследования - определить условия «обучения на расстоянии» и охарактеризовать их, не ставя задачей введение нового термина, его анализ и трактовку. Мы пытаемся отнестись к сложившемуся в последний период явлению, которое происходит в массовом учебном процессе вне аудиторий, в различных электронных средах.

Достижение цели предполагает выполнение следующих задач:

1) анализ нормативно-правовой базы организации образовательного процесса с электронной составляющей;

2) анализ исторических и социально-экономических аспектов появления «обучения на расстоянии»;

3) определение характеристик учебного процесса в условиях «обучения на расстоянии».

Научная новизна заключается в попытке определить и охарактеризовать условия «обучения на расстоянии», способствующие корректному проектированию и реализации учебного процесса. Теоретическая значимость работы заключается в обобщении разрозненных сведений об «обучении на расстоянии» с позиции педагогического эффекта.

Полученные результаты исследования планируется использовать при проектировании учебного процесса в условиях интеграции реальной и виртуальной академической деятельности.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели использовались общетеоретические методы: анализ теоретических источников, обобщение и систематизация полученных данных; эмпирический метод: наблюдение.

Материалами исследования явились исторические факты, научные статьи, диссертационные исследования, данные практиков и экспертов, мнения лидеров развития образования в России и т. д.

На наш взгляд, актуальность рассмотрения существующих в реальности условий обоснована трансформацией образования, что отражено в разработке и принятии целого ряда нормативно-правовых актов в сфере образования РФ. Основной документ - это Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019, от 31.07.2020), в соответствии с которым стало возможно образование с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [5] в массовом учебном процессе на всех уровнях образования. В нём регламентировано назначение информационно-коммуникационных средств, использование информационных систем в образовательной деятельности и создание организаций, осуществляющих информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности [6].

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы» [7], ФЗ «Об образовании в РФ» [5], национальным проектом «Образование 2019-2024 годы» [8] и Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года от 30.10.2018 [9] при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образователь-

ной среды (ЭИОС), единая цифровая образовательная среда (ЦОС), обеспечивающая высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [8].

При всём многообразии цифровых образовательных платформ нами не обнаружено официального закрепления ЦОС, соответствующего требованиям ФГОС СПО, содержанию образовательных программ. Имеющиеся ЦОС отличаются узкой направленность. В последнее время появились требования к техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента (ЦОК) и ЦОС [10], но мы отмечаем, что и процедура создания ЦОК преподавательским сообществом нормативно не закреплена: отсутствуют основания для его разработки, не существует порядок финансирования, что вызывает отторжение у педагогов.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [11] обеспечивает последовательность нормативных действий, взаимосвязь процессов, которые связаны с электронным обучением.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.05.2020 № 257 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (СПО) в 2019/20 учебном году» [12], приказ Министерства образования Красноярского края от 29.05.2020г № 208-11-05 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО в 2019/20 учебном году» [13] обеспечили возможность проведения итоговой аттестации в учреждениях СПО только посредством ЭО и ДОТ на период пандемии.

В результате исполнения данных приказов все образовательные учреждения стали участниками массовой реализации реальной и виртуальной академической деятельности учащихся. Однако методического обеспечения исполнения данных приказов до настоящего времени не существует. Учебные заведения действуют исходя из собственных технических возможностей и уровня цифровых и педагогических компетенций.

За последние 7 лет одним из массовых направлений является развитие виртуальной академической деятельности в профессиональном образовании посредством внедрения ЭО и ДОТ, что подтверждает федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы [14] и др.

На протяжении нескольких десятилетий ещё до принятия ФЗ «Об образовании в РФ» в 2012 г. [5] были известны и применялись в профессиональной лексике, а также упоминаются как практиками, так и учёными страны и мира понятия «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «Didgital-learning», «онлайн-обучение (е-1еагт^)», «удалённая работа» и др. Цель нашего исследования - определить условия «обучения на расстоянии» и охарактеризовать их, не «разводя» данные понятия. Значимая часть представителей педагогического сообщества не понимает различий всего многообразия явлений и терминов в процессах и соответствующих способах обучения. Поэтому рассматриваемое нами «обучение на расстоянии» обобщает все эти процессы по одному признаку и при сложившейся в последние годы ситуации с ИТ в образовании предполагает, что это учебный процесс, организованный вне аудиторий посредством телекоммуникационных сетей в различных электронных средах.

ФЗ «Об образовании в РФ» выделяет и разделяет между собой две трактовки «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» [5]. Однако необходимость данного разделения не всегда учитывается при разработке локальной нормативно-правовой документации, не уточняется в методиках по их применению. Д. Песков в дискуссии «Ледниковый период в высшей школе» [15] и другие лидеры об-

разования отмечают частую подмену основных понятий в «обучении на расстоянии» и массовую декларативность деятельности, что приводит к формальности применения данных технологий, низкой результативности, психологическому дискомфорту участников образовательного процесса и, в целом, негативному отношению к новациям в образовании. По сути, достаточно новую компетенцию по цифровому учебному процессу пока в образовательных организациях практически немногие имеют и реализуют.

Таким образом, одним из условий принятия «обучения на расстоянии» в качестве нового формата обучения является нормативная база. Проанализировав имеющуюся документацию, считаем, что её вполне достаточно для масштабной реализации в педагогической практике, она своевременно обновляется. В соответствии с законодательством под дистанционным обучением понимается опосредованное «обучение на расстоянии». Однако при всей востребованности электронной составляющей в нынешнее время порядок внедрения ЭО в учебный процесс определяется локальными актами на уровне образовательных учреждений, в которых не всегда учитывается отличие ДОТ и ЭО. Сегодня отсутствуют руководства по внедрению, сопровождению и контролю процесса обучения, реализуемого ЭО и ДОТ.

Обратимся к истории вопроса. Научный феномен дистанционного образования впервые зародился 360 лет назад. Когда Ян Коменский ввёл в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники, реализуя идею массового обучения начального уровня без больших финансовых вложений. В 1728 году в бостонской газете появилось объявление о наборе студентов на курсы, уроки которых высылались почтой. В 1840 году в Великобритании был зафиксирован случай обучения стенографии с помощью почтовой службы Исааком Питманом; провозглашён принцип: «Доступ к высшему образованию для всех желающих независимо от территориального местоположения, национальности, религиозных предпочтений и финансового благополучия», что в итоге повлияло на развитие экономики страны [16].

С изобретением радио и телевидения развитие процесса «обучения на расстоянии» ускорилось. Стали доступны новые формы работы с учащимися. Образовательный телеканал, который был запущен в 1932 году университетом Айовы, работает до сих пор. Перед обществом и наукой открылись новые возможности, в результате чего началось изменение общественного мнения в сторону позитива и доверия такому образованию.

60-е годы XX века известны основанием Открытого университета Великобритании по Указу Королевы Елизаветы II и открытого университета Кореи, основанного Правительством. Значимость данного события трудно переоценить, поскольку новые учебные заведения стали первыми в мире университетами дистанционного образования. В них дистанционное обучение основывается на ведущей роли самостоятельной учебной деятельности и сопровождается целенаправленным интерактивным взаимодействием преподавателей и студентов посредством информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) [17]. Данным вузом были установлены первые стандарты в области «образования на расстоянии».

Идея Открытого университета возникла как идея создания учебного заведения, в котором могли бы обучаться взрослые работающие люди со всего мира без отрыва от производства [17]. К 1998 году число его учащихся составляло более 200 тысяч человек, а общее число выпускников за всё время существования превысило 3 миллиона, возрастная категория слушателей - от 25 до 44 лет [17]. Следует отметить, что с момента своего возникновения университеты успешно реализуют «обучение на расстоянии» и являются мировыми лидерами в области дистанционного обучения [17].

В 1998 году был создан Институт ЮНЕСКО по «ИТ в образованию» для оказания поддержки государствам - членам ЮНЕСКО в продвижении использования ИКТ [18], который является специализированным ресурсным центром. Институт участвует

в формулировании, анализе и внедрении правовых, административных, педагогических, психологических и этических принципов формирования образовательной среды, основанной на использовании ИКТ [19].

Становление системы дистанционного обучения в вузах России связано с решением коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 9 июня 1993 г. № 9/1 «О создании системы дистанционного образования РФ», в котором была сформулирована общая концепция и направленность государства на создание такого «неотъемлемого элемента системы высшего образования», как дистанционное образование, после чего был принят целый ряд нормативно-правовых актов, конкретизирующих и развивающих введение в России «обучения на расстоянии» [20].

Официальной датой начала развития дистанционного обучения в России можно считать 30 мая 1997 г., когда был подписан приказ № 1050 Минобразования РФ, позволяющий проводить эксперименты по использованию дистанционного обучения [16]. Согласно Федеральной программе развития образования 2000 года «вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счёт распространения технологий дистанционного обучения», одним из основных направлений должно было стать развитие высшего и послевузовского профессионального образования в России.

Возможность развития «обучения на расстоянии» в России нормативно закреплено на всех уровнях образования в декабре 2012 года с принятием ФЗ «Об образовании в РФ» [5]. Порядок применения ДОТ регламентирован приказом № 816 Минобрнауки от 23 августа 2017 года.

В последние десятилетия страны Европы уделяют огромное внимание формированию имиджа стран как Центров инновационных проектов в сфере образования за счёт эффектов «обучения на расстоянии». Наиболее известным проектом среди подобных является MITOpenCourseWare. MIT оцифровал всю учебную программу и сделал её доступной для всех [21]. Именно инновационный подход этого учебного заведения дал старт «обучению на расстоянии» в форме МООС.

Таким образом, в истории зафиксировано развитие «обучения на расстоянии» при разных социально-экономических ситуациях, что даёт нам основание считать его перспективным в условиях повсеместной цифровизации, общественной неопределённости, доступности разным слоям населения. Массовое использование Интернета будет способствовать новациям в образовании, а именно «обучению на расстоянии». Идея Открытого университета заложила основу для непрерывного образования посредством телекоммуникационных сетей, востребованного в настоящее время. Создание Института «Юнеско» послужило внедрению ИКТ в образование и закреплению его законодательно. Заметим, что в России, основываясь на зарубежный опыт, долгое время готовились к внедрению дистанционного обучения. В практике массового применения обучения с ИКТ не наблюдалось ввиду запоздалой информатизации образования.

Весной 2020 года в связи с эпидемией Covid-19 все были вынуждены перейти на «обучение на расстоянии», что позволило проверить готовность образования в этой области в России и мире. Оказалось, что система образования в целом не продемонстрировала безболезненность и успешность. Общество и в настоящее время пытается привлечь внимание к этой ситуации и при каждом «удобном случае» выражает свои тревоги по поводу качества, результативности и иных проблем «обучения на расстоянии». В целом источником этих позиций является то, что часто существенной разницы в учебном процессе до и во время пандемии не наблюдается. Преподаватель ведёт учебный процесс без понимания существенных характеристик новой образовательной среды.

Изучив работы отдельных современных исследователей, например, М. Е. Вайн-

дорф-Сысоевой, М. Д. Китайгородского, Н. В. Тариновой, А. В. Хуторского и др. мы пришли к выводу, что «обучение на расстоянии» сегодня условно разделяют на группы: «полный ДОТ» и «удалённость по необходимости» и др., в связи с этим предполагаем, что и проблемы можно разделить на соответствующие группы [1; 22].

«Полный ДОТ» - это весь учебный процесс, реализуемый на расстоянии, и вклю-чаетв себя: теоретическое и практическое обучение, контроль результатов обучения и сопровождение [1; 22].

«Удалённость по необходимости» - это часть учебного процесса, которая по разным обстоятельствам реализуется через ЭО [1; 22].

К другим группам отнесём, например, «смешанное» обучение - групповое аудиторное и самостоятельная работа студентов с соответствующим дисциплине электронным курсом [23].

На успешность внедрения в учебный процесс «удалённости по необходимости» влияют: пересылка материалов по почте; недоверие обучающихся к электронным технологиям в обучении; отсутствие Интернета (особенно в сельской местности); материальные затраты; уровень технических навыков и др. [1; 22; 24].

Исследователи Н. В. Таринова, М. Е. Вайндорф-Сысоева, сотрудники Фонда Сега-ловича и Института образования НИУ ВШЭ и др., считают, что на успешность внедрения в учебный процесс «полного ДОТ» влияют:

- отсутствие специального методического обеспечения учебного процесса;

- отсутствие культуры деятельности в цифровой среде у обучающихся и преподавателей;

- непостоянство обратной связи;

- трудность организации промежуточного контроля и необходимость её существенного изменения;

- преобладание репродуктивных методов обучения и отсутствие ориентира на образовательный продукт;

- отсутствие «живого» контакта и сложность освоения инструментария его компенсации;

- отсутствие специальных компетенций у преподавателей и управленцев учебных заведений;

- непривычные материальные и временные затраты на учебный процесс;

- зависимость от наличия оцифрованных учебных материалов и уровня технических навыков и др. [1; 22; 25].

Результативности «смешанного обучения» как интеграции электронного и традиционного обучения способствует её педагогическая ценность [26].

Многократно представляемые в настоящее время с разных позиций, включая административные, политические и научные, тренды будущего образования вводят педагогических работников в замешательство. Педагогов-практиков чаще тревожит ИТ-некомпетентность. 60 % российских преподавателей считают свои компетенции по работе с электронной средой недостаточной. Преподаватели вузов оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями на 3,2 балла из пяти [25; 27]. Желая получить наилучшие результаты, педагоги увлеклись поиском лучших электронных средств, сервисов и сред обучения. Мы фиксируем по опросам учителей и преподавателей, пришедших на повышение квалификации, потерю ценности педагогической целесообразности, результативности ИТ-инструментов, применяемых ими. При выборе образовательной платформы педагоги-практики часто руководствуются рекомендациями ближнего окружения, собственными навыками работы и техническими возможностями. Как следствие, ими не ставится задача анализа этих электронных средств под педагогические цели, задачи и характеристики контингента. Отдельные электронные сервисы вводятся административно при педагогически дефицитном подходе аргумен-

тированного их выбора. Такая ситуация несёт дезориентацию обучающихся, неудовлетворённость всех участников образовательного процесса, что подтверждают многочисленные обсуждения. В свою очередь, студенты и школьники теряют мотивацию к обучению в стенах образовательных учреждений.

Объективно преподаватели понимают, что мир меняется, и образование не может остаться прежним. Динамика этих изменений вызывает неготовность в большей части с их стороны, т. к. она противоречит общей консервативной культуре образовательных организаций. В условиях неопределённости и непредсказуемости профессиональной деятельности, которые сложились в период ковидных ограничений, они переносят реальную академическую деятельность в электронную среду, оцифровывая старые учебные материалы. Это не всегда отрефлексировано и преобразовано в продуктивную деятельность. Преподаватели понимают, что «учить по-старому нельзя», но продолжают использовать средства и методы прошлого, и вместе с тем проблематизировать мотивацию обучающихся.

Итак, мы считаем, что «обучение на расстоянии» реализуется в следующих условиях:

- нормативно-правовых: существует законодательная база для масштабной реализации дистанционного обучения, но необходима локальная нормативная база внедрения виртуальной составляющей в учебный процесс;

- технических: используемые в учебном процессе технические средства требуют обновления в соответствии с функциональными характеристиками и параметрами;

- программно-методических: методическое обеспечение, используемое педагогами сегодня, не адаптировано под «обучение на расстоянии», необходим цифровой образовательный контент, удовлетворяющий нормативным требованиям, а также инструкции по их применению;

- готовности педагогических кадров: условия реализации учебного процесса способствуют изменению компетенций педагогов, преподаватели осваивают многочисленные электронные средства и сервисы, однако требуется переподготовка педагогических кадров по цифровым компетенциям;

- материальных: увеличенные временные затраты на осуществление педагогической деятельности при цифровой модернизации не закреплены законодательно в трудовые функции, отсутствует вознаграждение для педагогических работников;

- готовности обучающихся: снижение успеваемости и мотивации к учебной деятельности обучающихся, их перегрузка связана с отсутствием подготовки обучающихся по формированию цифровых компетенций для учебной деятельности.

Результаты исследования

Таким образом, нами определены и охарактеризованы следующие условия «образования на расстоянии»:

1) нормативная база «обучения на расстоянии» вполне достаточна для масштабной реализации в педагогической практике, она своевременно обновляется. Однако конкретные алгоритмы применения «обучения на расстоянии» в практике определяются локально на уровне образовательного учреждения. Эта часть условия характеризуется недостаточной локальной проработанностью в отношении виртуальной составляющей;

2) исторические процессы такого обучения показывают его необходимость и успешность в разных экономических ситуациях. «Обучение на расстоянии» в сегодняшней кризисной ситуации может способствовать «прорыву» в области образования, но оно потребует системных решений;

3) современный учебный процесс характеризуется слабой готовностью всех его участников к учебному взаимодействию в электронной среде, дефицитом методиче-

ского обеспечения для «обучения на расстоянии»;

4) кадровое обеспечение «обучения на расстоянии» характеризуется неразвитыми цифровыми профессиональными компетенциями у преподавателей. Процесс цифровой трансформации обучения не закрепляется законодательно новыми должностными обязанностями педагогов, также не предусмотрено стимулирование;

5) исследования в психологии и педагогике массового «обучения на расстоянии» в период пандемических ограничений только начаты, их результаты будут способствовать проектированию учебного процесса в условиях интеграции реальной и виртуальной академической деятельности.

Заключение

В данном исследовании определены и охарактеризованы сложившиеся в реальной среде условия обучения на расстоянии. Общество за период пандемии Covid-19 получило массовый практический опыт «обучения на расстоянии» с частой подменой понятий «online-обучение», «дистанционное обучение» и др. Вопрос учёта реально существующих условий для такого процесса обострился в контексте постковидного образования.

Нами выявлены и представлены условия, которые необходимо учитывать при проектировании и реализации учебного процесса в условиях интеграции реальной и виртуальной академической деятельности.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Заявленный вклад авторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хлебникова Ю. А.: идея исследования, сбор и анализ теоретического материала, написание текста статьи.

Гафурова Н. В.: научное руководство исследованием, идея статьи, редактирование текста статьи.

Список источников

1. Вайндорф-Сысоева М. Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.08. М., 2019. 461 с.

2. Lewis Mates, Adrian Millican& Erin Hanson. Coping with covid; understanding and mitigating disadvantages experienced by first generation scholars studying online // British Journal of Educational Studies // 2021. 1-22. D0I:10.1080/00071005.2021.1966382

3. Бегалинова К. К., Ашилова М. С., Бегалинов А. С. Основные тренды «постковид-ного» образования // Философия образования. 2021. Т. 21. № 1. С. 39-53.

4. Tsai-Yun Mou. Online learning in the time of the COVID-19 crisis: Implications for the self-regulated learning of university design students // Active Learning in Higher Education // 2021.0ctober. P. 1-21. DOI: 10.1177/14697874211051226

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Норматив-ка, 2020. 144 с.

6. Всё об образовании: сборник нормативных правовых актов / сост. Романовский Г. Б. М. : Проспект, 2017. 544 с.

7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения:

06.01.2021).

8. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] : утв. на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 г. № 10. URL: https://base. garant.ru/72192486/ (дата обращения: 06.01.2021).

9. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года [Электронный ресурс] : Приложение к постановлению Правительства Красноярского края от 30.10.2018. URL: http://econ.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/11637_647_p.pdf (дата обращения: 06.01.2021).

10. Об утверждении требований к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам [Электронный ресурс] : Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.08.2021 № 545. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202112130036 (дата обращения: 15.10.2021).

11. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс] : Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016 (дата обращения: 23.09.2021).

12. Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 257. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202005250060 (дата обращения: 22.05.2021).

13. Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в 2019/20 учебном году : Приказ Министерства образования Красноярского края от 29 мая 2020 года № 208-11-05.

14. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f 71513a2c02086a3/downIoad/1337/ (дата обращения: 23.08.2021).

15. Сильные идеи для нового времени, трансляция от 12.11.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://ideas-forum.ru/programme/business-programme/ (дата обращения: 07.11.2021).

16. Петькова Ю. Р. История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. 2015. № 3. С. 199-204. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763 (дата обращения: 19.01.2021).

17. Плаксина Н. В. Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ - начале XXI века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Вып.26. № 7 (228). С. 208-212.

18. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Отчет о деятельности за 2012-2013 гг. [Электронная версия] // ИИТО ЮНЕСКО. М., 2013. 22 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214725.pdf (дата обращения: 19.01.2020).

19. Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 113-118.

20. Сакулина Ю. В., Масабикова Э. Г. Использование дистанционных технологий

в вузе, на примере использования учебной среды MOODLE // European Social Science Journal. 2018. № 7-2. С. 262-269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41265330 (дата обращения: 19.11.2020).

21. Открытые курсы Йельского университета [Электронный ресурс] // 30 ноября 2011 г. // URL:https://oyc.yale.edu/ (дата обращения: 21.09.2017).

22. Таринова Н. В. Формирование педагогической компетентности студентов-заочников средствами дистанционных форм обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Казань, 2018. 201 с.

23. Григорьева И. В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (Blended Learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 3445. DOI 10.24411/2072-5833-2020-10080

24. Китайгородский М. Д. Методическая система опережающего образования учителя технологии в области современных цифровых технологий : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. М., 2020. 354 с.

25. Егоров А. А., Карлов И. А., Терентьев Е. А., Малиновский С. С., Романенко К. Р., Авдеева С. М., Захарова У С., Савицкий К. Л., Лешуков О. В., Шибанова Е. Ю., Кар-данова Е. Ю., Платонова Д. П. Экспертно-аналитический доклад. Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире : Совместный доклад Фонда Сегаловича и Института образования НИУ ВШЭ. М. : 2021. 98 с.

26. Malissa Maria Mahmud, Othman Ismail. Measuring Quality in Blended Learning: A Multimodal of the Sloan Consortium, Key Success Indicators and Transformative Driven Mechanism // Conference: IC4E 2020: Proceedings of the 2020 11th International Conference on E-Education, E-Business, E-Management, and E-Learning // 2020. January. P. 2024. D0I:10.1145/3377571.3379438

27. Осипова С. И., Гафурова Н. В., Ущеко Е. В. Реализация программы «Обучение взрослых» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» //Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 34-37.

References

1. Vajndorf-Sysoeva M. E. Mnogourovnevaya podgotovka pedagogicheskikh kadrov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyakh tsifrovogo obucheniya [Multilevel training of teaching staff for professional activity in the context of digital learning]: Dr. ped. sci. diss.: 13.00.08. M., 2019. 461 p.

2. Lewis Mates, Adrian Millican& Erin Hanson. Coping with covid; understanding and mitigating disadvantages experienced by first generation scholars studying online // British Journal of Educational Studies // 2021. 1-22. D0I:10.1080/00071005.2021.1966382

3. Begalinova K. K., Ashilova M. S., Begalinov A. S. Osnovnye trendy «postkovidnogo» obrazovaniya [The main trends of "post-covid" education] // Filosofiya obrazovaniya. [Philosophy of Education] 2021. V. 21. No. 1. pp. 39-53.

4. Tsai-Yun Mou. Online learning in the time of the COVID-19 crisis: Implications for the self-regulated learning of university design students // Active Learning in Higher Education // 2021.0ctober. P. 1-21. DOI: 10.1177/14697874211051226

5. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» [Federal Law «About Education in the Russian Federation»]. M.: Publishing House "Normativka," 2020. 144 p.

6. Vsyo ob obrazovanii: sbornik normativnykh pravovykh aktov [Everything about education: collected normative legal acts] /compiled by Romanovskij G. B. M.: Publishing House "Prospekt", 2017. 544 p.

7. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossijskoj Federatsii na 20172030 gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federaraii ot 9 maya 2017 goda No 203 [On the Strat-

egy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 Decree of the President of the Russian Federation of 9.05.2017. No.203]. Available at: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed 06.01.2021).

8. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» utv. na zasedanii Prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam 3 sentyabrya 2018 g [National project "Education" approved at the meeting of the Presidium of the Council at the President of the Russian Federation on September 3, 2018]. № 10. Available at: https://base.garant.ru/72192486/ (accessed 06.01.2021).

9. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya do 2030 goda: Prilozhenie k postanovleniyu Pravitel'stva Krasnoyarskogo kraya ot 30.10.2018 [Draft Strategy of socio-economic development of the Krasnoyarsk Territory until 2030. Appendix to the Decree of the Government of the Krasnoyarsk Territory of 30.10.2018]. Available at: http:// econ.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/11637_647_p.pdf (accessed: 06.01.2021).

10. Ob utverzhdenii trebovanij k funktsional'nym, tekhnicheskim kharakteristikam i parametram edinits tsifrovogo obrazovatel'nogo kontenta, k obrazovatel'nym servisam: Pri-kaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 11.08.2021 № 545 ["On approval of requirements for functional, technical characteristics and parameters of digital educational content units, and for educational services:" Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 545 dated 11.08.2021]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202112130036 (accessed: 15.10.2021).

11. Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distancionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij pri realizatsii obrazovatel'nykh program: Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 23 avgusta 2017 goda № 816. [On approval of the procedure for the application of e-learning and distance learning technologies in the implementation of educational programs by organizations engaged in educational activities: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 816 dated August 23, 2017]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016 (Accessed 23.09.2021).

12. Ob osobennostyakh provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestatsii po obrazova-tel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya v 2019/20 uchebnom godu. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 21 maya 2020 goda № 257 [On the specific features of the state final certification for educational programs of secondary vocational education in the 2019/20 academic year. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 21, 2020 No. 257]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202005250060 (accessed: 22.05.2021).

13. Ob osobennostyakh provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazova-tel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya v 2019/20 uchebnom godu: Prikaz Ministerstva obrazovaniya Krasnoyarskogo kraya ot 29 maya 2020 goda № 208-1105 [On the features of the state final certification for educational programs of secondary vocational education in the 2019/20 academic year: Order of the Ministry of Education of the Krasnoyarsk Territory dated May 29, 2020 No. 208-11-05].

14. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii «Razvitie obrazovaniya» utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 26 dekabrya 2017 goda No. 1642 [The State program of the Russian Federation "Development of education" approved by Resolution No. 1642 of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017]. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download

15. Sil'nye idei dlya novogo vremeni, translyatsiya ot 12.11.2020 [Strong ideas for the new time, broadcast of 12.11.2020]. Available at: https://ideas-forum.ru/programme/busi-ness-programme/ (data accessed: 07.11.2021).

16. Pet'kova Yu. R. Istoriya razvitiya distantsionnogo obrazovaniya. Polozhitel'nye i

otritsatel'nye storony MOOS [The history of the distance education development. Positive and negative aspects of the MOOC] // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Advances in Current Natural Sciences]. 2015. No. 3. pp. 199-204. Available at: http://natural-sciences.ru/ ru/article/view?id=34763 (accessed: 19.01.2021).

17. Plaksina N. V. Razvitie otkrytogo i distantsionnogo obucheniya v stranakh Zapadnoj Evropy v kontse XX - nachale XXI veka [The development of open and distance learning in Western Europe at the end of the XX - beginning of the XXI century] // Nauchnye vedomo-sti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki.[Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities]. 2016. Iss.26. No. 7 (228). pp. 208-212.

18. Institut YUNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii. Otchet o deyatel'nosti za 2012-2013 gg. [UNESCO Institute for Information Technologies in Education Activity. Report for 2012-2013] // UNESCO ITTE. M., 2013. 22 p. Available at: https:// iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214725.pdf (accessed 19.01.2020).

19. Informatizatsiya obrazovaniya: vzglyad YUNESKO [Informatization of education: UNESCO's view] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014. No. 10. pp. 113-118.

20. Sakulina Yu. V, Masabikova E. G. Ispol'zovanie distantsionnykh tekhnologij v vuze, na primere ispol'zovaniya uchebnoj sredy MOODLE [The use of distance technologies in university, on the example of learning environment MOODLE] // European Social Science Journal. 2018. No. 7-2. pp. 262-269. Available at: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=41265330 (accessed: 19.11.2020).

21. Otkrytye kursy Jel'skogo universiteta [Open courses at Yale University]//Available at: https://oyc.yale.edu/ (accessed: 21.09.2017).

22. Tarinova N. V. Formirovanie pedagogicheskoj kompetentnosti studentov-zaochnikov sredstvami distantsionnykh form obucheniya [Building pedagogical competence of part-time students by means of distance learning]: Diss kand. ped. nauk 13.00.08. [Cand. ped.sci.diss.]. Kazan, 2018. 201 p.

23. Grigor'eva I. V Razvitie i vnedrenie tekhnologii smeshannogo obucheniya (Blended Learning) i onlain-obucheniya, kak vazhnoj sostavlyayushchej tsifrovizatsii obrazovaniya [Development and adoption of technology of blended learning and online learning as an important component of digitalization of education] // Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. [Bulletin of the University of the Russian Academy of Education]. 2021. No. 3. pp. 34-45. DOI 10.24411/2072-5833-2020-10080

24. Kitajgorodskij M. D. Metodicheskaya sistema operezhayushchego obrazovaniya uchitelya tekhnologii v oblasti sovremennykh tsifrovykh tekhnologij [Methodical system of advanced education of technology teachers in the field of modern digital technologies]: Dr.ped.sci.diss.: 13.00.02. M., 2020. 354 p.

25. Egorov A. A., Karlov I. A., Terent'ev E. A., Malinovskij S. S., Romanenko K. R., Avdeeva S. M., Zakharova U. S., Savitskij K. L., Leshukov O. V., Shibanova E. Yu., Kar-danova E. Yu., Platonova D. P. Ekspertno-analiticheskij doklad. Tsifrovoj perekhod: opyt pedagogov i obrazovatel'nykh organizatsii v Rossii i mire [Expert and analytical report. Digital transition: the experience of teachers and educational organizations in Russia and the world]: // Sovmestnyj doklad Fonda Segalovicha i Instituta obrazovaniya NIU VSHE. [Joint report of the Segalovich Foundation and the HSE Institute of Education]. M.: 2021. 98 p.

26. Malissa Maria Mahmud, Othman Ismail. Measuring Quality in Blended Learning: A Multimodal of the Sloan Consortium, Key Success Indicators and Transformative Driven Mechanism // Conference: IC4E 2020: Proceedings of the 2020 11th International Conference on E-Education, E-Business, E-Management, and E-Learning // 2020. January. P. 20-24. DOI:10.1145/3377571.3379438/1337/ (accessed 23.08.2021).

27. Osipova S. I., Gafurova N. V, Ushcheko E. V Realizatsiya programmy «Obuchenie

vzroslykh» v ramkakh federal'nogo proekta «Novye vozmozhnosti dlya kazhdogo» [Adult Education within the framework of the federal project "New opportunities for Everyone"] // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern Pedagogical Education]. 2021. No. 2.pp. 34-37.

Юлия Александровна Хлебникова

преподаватель

Канский технологический колледж

663600, Россия, г. Канск, ул. Кайтымская, 56

тел.: +7 (39161) 23952

Julia A. Khlebnikova

Teacher

Kansk College of Technology, 56 Kaytimskay St, Kansk, Russia, 663600

tel.: +7 (39161) 23952

Наталия Владимировна Гафурова

доктор педагогических наук, профессор,

Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79

тел.: +7 (391) 2062222

Nataliia V. Gafurova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

95, Svobodniy pr, Krasnoyarsk, Russia, 660025

tel.: +7 (391) 2062222

Статья поступила в редакцию 17.07.2021, одобрена после рецензирования 27.07.2021, принята к публикации 24.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.